ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НА СТАДИИ ЕЁ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор О.А. Глухова, студент
Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2021-1016
Аннотация. Для развития инновационной деятельности возникает необходимость исследования и оценки отдельных подпроцессов управления качеством организации. Определены проблемы существующего подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации для конкретной организации. Сформированы предложения по решению выявленных проблем организации. Были рассчитаны значения оценок параметров проблем и предложений для повышения качества продукции на стадии эксплуатации. Разработаны технологии функциональных задач управления данного подпроцесса организации.
Ключевые слова: организация, подпроцесс, управления качеством, стадия эксплуатации, проблемы, предложения, технологии, задачи, документы.
Актуальность данной работы связана с тем, что в условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня возможно обеспечить с учетом исследования тенденций в сфере управления качествам продукции [1, 2].
Рассмотрим исследование и развитие подпроцесса управления качеством продукции организации на стадии эксплуатации в ООО «ТНГ-Групп», которая является одной из ведущих российских нефте-сервисных организаций с более чем шестидесятилетней историей. Богатый производственный опыт, широкая география работ и передовые технологии позволили организацию занять достойное место на рынке нефтесервисных услуг и стать надежным партнером для многих нефтяных и газодобывающих организаций.
Основной целью деятельности ООО «ТНГ-Групп» является удовлетворение потребности нефтедобывающих орга-
низаций и других хозяйствующих субъектов в геологической и геофизической информации и получение на этой основе прибыли. В настоящее время ТНГ-Групп -это организация, интегрировавшая в своей структуре комплекс промысловых, геологоразведочных и научно-производственных подразделений, работающих практически во всех нефтегазодобывающих регионах России, а также в странах дальнего и ближнего зарубежья. Имеющийся потенциал позволяет организации проводить работы в любых климатических условиях и предоставлять материал для успешного освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений в оптимальные сроки.
ТНГ-Групп активно интегрируется на международные рынки нефтесервисных услуг, создавая филиалы и совместные организация на территории стран ближнего и дальнего зарубежья [3, 12]. Содержание основных параметров ТНГ-Групп представлено ниже в таблице 1.
Таблица 1. Параметры деятельности ТН Г-Групп
Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Ожидаемый «выход»
Потребность в нефте-сервияных услугах цля потребителей Новейшие технологии, приборы, оборудование, материалы (необходимые в неф-гегазопромысловом процессе) Бурение скважин, строительство, оказание полного спектра геофизических услуг в нефтяных и газовых скважинах, контроль за разработкой месторождений Удовлетворение в нефтесервияных услугах для потребителей
Можно сделать вывод, что описанные атрибуты организации помогли понять сферу и направления деятельности ТНГ-Групп, а параметры дают представления о том, какие виды услуг она предлагает и какие функции ее деятельности стоит улучшить [4].
Этап эксплуатации продукции - часть её жизненного цикла, на котором реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация ряда непродовольственных товаров, в частности бытовой техники, включает не только ее использование по назначению, но и предполагает её техническое обслуживание [14, 15, 16].
На данном этапе управление качеством осуществляет, главным образом, потребитель. В управлении качеством сложных технических товаров участвует также сервисная организация. Особую роль она играет в техническом обслуживании и эксплуатации автомобильного транспорта [13].
Правила эксплуатации изложены в эксплуатационных документах: руководствах по эксплуатации, инструкциях, памятках по уходу за изделиями. От качества этих документов и строгого следования изложенным в них правилам зависит, насколько рационально будет эксплуатироваться изделие.
В стандартах на конкретную продукцию имеется раздел «Указания по эксплуатации и применению». Стандартизация правил эксплуатации и правил ухода за товаром необходима по той причине, что в прилагаемых к товарам одного назначения
эксплуатационных документах с разной степенью полноты и четкости излагаются правила ухода за товаром.
Необходимо отметить, что потребитель, осуществляя тщательный уход за товаром, может заметно продлить сроки пользования им. А повышение срока службы продукции равносильно ее дополнительному выпуску. В этом смысле правильная эксплуатация изделия - это не только забота владельца товара, но и народнохозяйственная проблема, поскольку речь идет об экономии материальных и трудовых ресурсов. Ведь в руках у населения находится пятая часть богатства страны [5].
Строгое следование правилам использования товара - фактор не только его безопасности и надежности, но и функциональной пригодности, т.е. его полезности. Классический пример - значение правил компетентного применения такого товара, как лекарства. Только строгое следование инструкции по применению препарата может обеспечить надлежащий лечебный эффект.
Инновационный потенциал - это совокупность описаний различных состояний подпроцессов организации в конкретной области деятельности, представленных в виде иерархии [11].
Шкала инновационного потенциала управления качеством продукции на стадии эксплуатации была составлена с целью демонстрации различных состояний атрибутов рассматриваемого подпроцесса. Фрагмент полученных данных по подпроцессу представлен в таблице 2.
Таблица 2. Инновационный потенциал атрибутов подпроцесса управление качеством продукции на стадии эксплуатации ТНГ - Групп (фрагмент)_
Наименование атрибутов подпроцесса состояние
низкое нормальное высокое
1. Цели, назначение 1.1. Использование не по назначению (неправильное использование) 1.2. Неправильные указания к эксплуатации 1.3. Нет возможности использовать данной продукт по назначению в связи с ее дефектами, браком, или неправильно, не добросовестно сделана 1.1. Используется по назначению, но есть некоторые неисправности в работе, т.к. Сделан не качественно, не по регламенту 1.2. Не выполняет всех заявленных свойств, функций, но в целом продукт находится в рабочем состоянии 1.1. Максимальная степень использование продукции и ее свойств в соответствии с назначением и областью применения 1.2. Получение максимальной отдачи, пользы от продукции
2. Ресурсы 1.1. Некачественные ресурсы производственной сферы 1.1. Необходимее ресурсы производственной сферы 1.1. Расчетные ресурсы безопасности эксплуатации 1.2. Прогнозные ресурсы
3. Информация 1.1. Нет инструкций по эксплуатации 1.2. Производитель не гарантирует выполнение всех заявленных функций 1.3. Отсутствие гарантии 1.1. Информация по эксплуатации представлена, но не в полной мере (производитель намеренно или нет скрывает ее) 1.2. Неверная информация по применению 1.3. Информация представлена в полном объеме, но товару она не подходит. 1.1. Представлена полная информация по эксплуатации и пользованию продукции 1.2. Товар содержит инструкцию по применению, хранению и обслуживанию товара 1.3. Производитель предоставляет гарантию и ремонт, если в период гарантии с товаром что-то случается.
4. Основные этапы (операции) выполнения 1.1. Покупка товара 1.2. Эксплуатация товара (не длительная из-за некачественного товара) 1.3. В таком состоянии ремонт и обслуживание товара производитель не осуществляет 1.1. Покупка товара 1.2. Эксплуатации товара (не полное (частичное) пользование предоставленными свойствами) 1.3. В случае необходимости товар можно сдать в ремонт (по определенным, прописанным в гарантии случаям) 1.1. Покупка товара 1.2. Эксплуатации товара (полное пользование всеми предоставленными свойствами) 1.3. Планово-профилактическому обслуживание товара, которое предоставляет производитель
В табл. 2 были рассмотрены некоторые атрибуты подпроцесса, которые были ранжированы с помощью шкалы. Полученные данные дают понимание того, какими должны быть управление качеством продукции организации на стадии эксплуатации.
Было проведено также исследование возникновения возможных проблемы, ко-
торые могут возникнуть в ходе управления качеством организации на стадии эксплуатации продукции в ТНГ-Групп. Для каждой проблемы, были выявлены причины их возникновения и ожидаемые последствия [7]. Фрагмент результатов полученных исследований по отдельным атрибутам представлены в таблице 3.
Таблица 3. Проблемы и точки развития управления качеством продукции на стадии эксплуатации, выявленные в ООО «ТНГ-Групп» (фрагмент)_
Наименование проблемы (точки развития) Методы исследования Причины возникновения Ожидаемые последствия
1. Цели назначения
1. Использование не но назначению 1.1. Наблюдение 1.1. Не следование указаниям в инструкции 1.1. Поломка товара 1.2. Товар перестает выполнять заявленные свойства
2. Ресурсы
2. Некачественные ресурсы 1.1. Наблюдение, изучение, исследования 1.1. Поставка некачественных ресурсов; 1.2. Добыча не нужных ресурсов 1.3. Нехватка ресурсов 1.1. Некачественный товар 1.2. Поломка товара 1.3. Возврат товара
3. Информация
3. Нет инструкции по эксплуатации, или представлена не в полном объеме 1.1. Изучение, исследование 1.1. Не следование заявленным нормам производства товара 1.1. Некорректное использование 1.2. Быстрая утрата полезных свойств товара 1.3. Поломка
4. Основные этапы
4. Нет последовательности в этапах Нет всех необходимых этапов 1.1. Наблюдение, исследование 1.1. Недобросовестная работа сотрудников 1.2. Некачественное производство 1.1. Бракованный товар 1.2. Несоответствие товара всем установленным нормам
Описание проблем и причины их возникновения в рамках подпроцесса управления качеством продукции организации на стадии эксплуатации. Это должно помочь организации не допускать тиражирования проблем на данном этапе процесса управления качеством [8].
Рассмотрим предложения по развитию подпроцесса управление качеством продукции организации на стадии эксплуатации организации для решения выявленных
проблем, выявленных в таблице 3. Важно не допускать причин возникновения таких проблем на производстве, однако, избежать отклонений полностью невозможно. Поэтому для их устранения предлагаются следующие предложения по развитию подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации в ТНГ-Групп, а также средства их реализации и ожидаемые результаты, фрагмент которых представлен в таблице 4.
Таблица 4. Предложения по развитию подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации в ООО «ТНГ-Групп» (фрагмент)
Наименование нред-ложения Средства реализации Ожидаемые результаты
1. Цели назначения
1. Повышение срока эксплуатации товара 1.1. Проведение инструктажа по использованию товара 1.2. Вместе с товаром поставлять более подробную инструкцию к использованию 1.3. Предоставление ремонта по гарантийным случаям 1.1. Долгая эксплуатация товара 1.2. Выполнение всех свойств, заявленных данным товаром 1.3. Увеличение клиентов
2. Ресурсы
2. Повысить качество ресурсов 2.1. Провести исследования: какие ресурсы будут гарантировать качественное производство 2.2. Добыча/покупка нужных ресурсов в нужно объеме 2.1. Изготовление качественного товара 2.2. Долгий срок службы товара 2.3. Повышение репутации в глазах клиентов
3. Информация
3. Следование заявленным нормам (или выше) по производству товара 3.1. Предоставление полной инструкции по эксплуатации 3.1. Сохранение полезных свойств товара 3.2. Долгая служба товара 3.3. Повышение репутации производителя 3.4. Повышение продаж
4. Основные этапы
4. Повышение качества обслуживания по эксплуатации товара 4.1. Корректная работа сотрудников 4.2. Соблюдение всех этапов производства и их последовательности 4.1. Увеличение покупателей 4.2. Повышение времени работы товара 4.3. Увеличение продаж
Для развития управления качества продукции организации на стадии эксплуатации организации предлагается рассмотреть параметры выявленных проблем и разработанных предложений по их устранению. Для этого разработана методика определения и расчета комплекса параметров по оценке опасности проблем и полезности предложений [6].
Таблица 5. Значения параметров проблем и течек развития подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации в ООО «ТНГ-Групп» (фрагмент)_
Наименование Значение параметров
проблемы (точки разви- важность сложность ис- необходимость компетентность Опасность
тия) (Ai) следования (Cm) устранения (Di) понимания (Ki) (Oi)
1. Использование товара S З l 2 2l
не по назначению
2. Некачественные ре- 9 4 S З 45
сурсы
3. Нет инструкции по
эксплуатации, или пред- l З S 2 2l
ставлена не в полном
объеме
4. нет последовательно- l 4 l 2 24
сти в этапах
Результаты экспертизы - определение значения оценок параметров выявленных проблем и точек развития подпроцесса управления качеством продукции организации на стадии эксплуатации. Фрагмент значений параметров проблем представлен в таблице 5.
Фрагмент значений полезности пред- расчета оценок параметров подпроцесса ложений, которые были получены в ходе представлены в таблице 6.
Таблица 6. Значения параметров предложений развития подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации в ООО «ТНГ-Групп» (фрагмент)_
Значения парамет ров
Наименование важность (Bi) сложность обеспеченность реализации (Oi) компетентность понимания (Ki) полезность
предложения реализации (Су!) реализации (П!)
1. Повышение срока эксплуатации товара 9 б 5 2 22
2. Повысить качество ресурсов 9 l 4 З 2S,5
3. Следование заяв-
ленным нормам (или выше) по производству S б 5 2 20
товара
4. Повышение качества
обслуживания по экс- l 5 б 2 21
плуатации товара
Значения оценок целесообразности предложений по улучшению рассматриваемого подпроцесса управления качест-
вом организации проставлены по убыванию оценки целесообразности и сведены в таблице 7.
Таблица 7. Оценки параметров реализации предложений по улучшению подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации в ООО «ТНГ-Групп» (фрагмент)_
Наименование предложения Значения параметров
Оi Ш щ
4. Повышение качества обслуживания по эксплуатации товара 24 21 9
1. Повышение срока эксплуатации товара 27 22 8,5
3. Следование заявленным нормам (или выше) по производству товара 27 20 6,5
2. Повысить качество ресурсов 45 28,5 6
Таким образом, была проведена оценка предложений по устранению проблем в рассматриваемом подпроцессе управления качеством в ТНГ-Групп.
Полученные значения являются немаловажными, поскольку, становится понятнее какие предложения приоритетнее и заслуживают повышенного внимания, в первую очередь.
Экспертиза может быть проведена в игровой форме с участием специалистов консультантов и управленцев сфере качества оценки [9].
Модель подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации» представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Модель подпроцесса управления качеством продукции на стадии эксплуатации
Каждая ФЗУ, как известно, реализует какую-либо функцию управления внутри любого подпроцесса. Характеристики некоторых ФЗУ подпроцесса рассмотрены в модели представлены ниже.
Планирование качества продукции на стадии эксплуатации - деятельность по использованию в максимальной степени свойств продукции в соответствии с назначением и областью применения.
Организация качества продукции на стадии эксплуатации - использование
продукции в полной мере и создание надежности на стадии эксплуатации благодаря ее поддерживанию за счет рациональной организации системы технического обслуживания и ремонта.
Учет качества продукции на стадии эксплуатации - деятельность по регистрации услуг по продукции, оказанных в период её эксплуатации, корректировка и правка нормативов по эксплуатации.
Технологии управления представляют собой совокупность средств и методов,
которые широко используются специали- процедур (П) в выходную информацию
стами в различных практических областях (ВхИ).
деятельности организации [10]. Технология решения ФЗУ «Планирова-
Технология решения ФЗУ на уровне ние управления качеством на стадии экс-
процедур связана с необходимостью пока- плуатации» в ТНГ-Групп представлена в
за во всех деталях как входная информа- таблице 8. ции (ВхИ) преобразовывается с помощью
Таблица 8. Технология решения ФЗУ «Планирование управления качеством продук-
ции на стадии эксплуатации» в ТНГ-Групп
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Предложения по улучшению эксплуатации План проведения оценки качества продукции и время ее использования Отчет о проведении проверки качества товара Планирование предоставление услуг на стадии эксплуатации товара Исследование новых управленческих задач, повышение качества товара и срока его эксплуатации Разработка методики проверки качества товара Разработка методики предоставления услуг на стадии эксплуатации Внесение предложений, (если такие имеются) Принятие предложенной методики Создание приказа о проведении оценки качества товара на производстве Доведение новшеств в управлении качества до подразделений Методика проведения управления качества на стадии эксплуатации Методика оценки неисправности товара Нормативы обслуживания потребителя Гарантия на товар
В результате анализа литературы и других источников, в т.ч. существующих в организации, в качестве основного выходного документа ФЗУ являются «Методика оценки неисправности товара», «Нормативы обслуживания потребителя» и «Гарантия на товар».
Для получения аналогичного документа на выходе в новой редакции в качестве входных документов выбираются следующие:
- «Предложения по улучшению эксплуатации»;
- «План проведения оценки качества продукции и время ее использования»;
- «Отчет о проведении проверки качества товара»;
Эти документы должны обеспечить планирование нормативов по оценке качества товара на стадии эксплуатации.
Для проведения оценки эксплуатации была подготовлена обширная информация в виде документов. К важнейшей информации относятся методики проведения управления качества на стадии эксплуатации и гарантии на товар.
В рамках подпроцесса «Управления качеством на стадии эксплуатации» были выделены документы из рассмотренных технологий ФЗУ. Затем была установлена взаимосвязь между ними в соответствии с системным графом подпроцесса [9]. Фрагмент модели документооборота подпроцесса управления качеством на стадии эксплуатации по разработанным технологиям представлена на рисунке 3.
_+_
Методика
прсЕгдения упр^Егения на стадии эксплуатации
Рис. 3. Фрагмент документооборота подпроцесса управления качеством продукции
на стадии эксплуатации ТНГ-Групп
Методика оценки неисправности тоБара Отчет о выявленных проблемах в ходе управления качеством на стадии эксплуатации Инструкции по эксплуатации
Разработанная технология и модель в данном разделе работы позволяет оценить и наглядно продемонстрировать связи в подпроцессе управление качеством на стадии эксплуатации. Модель подпроцесса показывает все функции, которые нужны для его деятельности, а технологии рассматривают все необходимые для этого процедуры.
Подводя итог проделанной работы, необходимо отметить следующее.
«ТНГ-Групп» - одна из ведущих российских нефтесервисных организаций, в настоящее время - это организация, имеющие большой опыт успешной работы по данному профилю.
В данной работе подробно рассмотрен подпроцесс управление качеством продукции на стадии эксплуатации. Этап эксплуатации - часть жизненного цикла продукции, в котором реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество.
Была разработана шкала инновационного потенциала, рассматриваемого подпроцесса управления, в котором были подробно рассмотрены его элементы (цели, ресурсы, информация, этапы, методы и пр.), ранжированные по состояниям в данной организации.
Затем были выявлены проблемы в ТНГ-Групп в рассматриваемом подпроцессе, можно отметить, что наиболее значимыми для деятельности организации являются проблемы, связанные со снижение эксплуатационного срока товара из-за неправильного пользования.
В данной работе представлены предложения и мероприятия, направленные на решение выявленных проблем, такие как создание сформулированных эксплуатационных инструкций, предоставление гарантийного ремонта товара и т.д. Также были представлены параметры оценки выявленных проблем и предложений по развитию подпроцесса. В ходе подсчетов была выявлена целесообразность реализации данных предложений.
В работе рассмотрены технологии решения ФЗУ на стадии планирования. Разработанная технология и модель позволяет оценить и наглядно продемонстрировать связи в подпроцессе управление качеством на стадии эксплуатации.
Предложенные рекомендации позволят стать ООО «ТНГ-Групп» более конкурентоспособной, увеличить срок эксплуатации товара, что, в конечном итоге, увеличит число потребителей и улучшит финансовое свое состояние в целом.
Библиографический список
1. Агарков А.П. Управление качеством. М.: Дашков и К, 2015. 208 с.
2. Афанасьев В.А., Лебедев В.А., Монахова В.П. и др. Техническое регулирование и управление качеством. М.: КД Либроком, 2017. 256 с.
3. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. и др. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2017. 320 с.
4. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №1. С. 30-42.
5. Герасимов Б.Н. Построение систем управления организациями на основе типовых методологических подходов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №3. С. 121-131.
6. Герасимов Б.Н. Исследование и развитие функционального подхода в процессах управления экономическими системами // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №4. С. 4-14.
7. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты науки управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №4. С. 4-17.
8. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.
9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления: онтология, структура, содержание // Управление. 2020. Т. 8. №3 (37). С. 5-15.
10. Герасимов Б.Н. Герасимов К.Б. Технология управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №3. С. 99-108.
11. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. №2 (23). С. 7-26.
12. Горбашко Е.А. Управление качеством. Люберцы: Юрайт, 2016. 450 с.
13. Дунченко Н.И., Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. Дашков и К, 2016. 364 с.
14. Завьялова Е. К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных организаций // Вестник СПбГУ. 2012. № 2. С. 78-106.
15. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Вергазова Ю.Г. Управление качеством. СПб.: Лань, 2019. 180 с.
16. Слепцова Е.В., Валькович О.Н. Компетенции как современная парадигма управления персоналом // Экономика устойчивого развития. 2016. №2 (26). С. 309-314.
RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SUBPROCESS THE QUALITY OF THE ORGANIZATION'S PRODUCTS AT THE STAGE OF ITS
OPERATION
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor
O.A. Glukhova, Student
Samara State University of Management
«International market institute»
(Russia, Samara)
Abstract. For the development of innovative activities, there is a need to study and evaluate individual sub-processes of quality management of the organization. The problems of the existing subprocess of product quality management at the operational stage for a specific organization are identified. Proposals for solving the identified problems of the organization were formed. The values of estimates of the parameters ofproblems and suggestions for improving the quality of products at the operational stage were calculated. Technologies of functional management tasks of this subprocess of the organization are developed.
Keywords: organization, subprocess, quality management, operation stage, problems, proposals, technologies, tasks, documents.