ИССЛЕДОВАНИЕ В РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО КАЧЕСТВУ В ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Ю.А. Костылева, студент
Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11043
Аннотация. Назрела необходимость исследования, оценивания и развития подпроцесса подготовки менеджеров по качеству организации. Определены проблемы существующей подготовки менеджеров по качеству организации. Выбраны инновационные предложения по решению выявленных проблем организации. Определены значения оценок параметров проблем и предложений по улучшению подготовки менеджеров по качеству организации. Разработаны технологии функциональных задач управления данного процесса организации.
Ключевые слова: организация, менеджер по качеству, подпроцесс, подготовка, проблемы, предложения, технологии, задачи, документы.
В настоящее время наиболее актуальной проблемой является подготовка менеджеров высшей квалификации различных областях деятельности особенно в сфере управления качеством.
Основной целью работы специалистов и управленцев в области управления качеством является общее повышение качества выпускаемой продукции, а также оптимизация отдельных процессов и их составных частей в рамках производственного процесса [1, 2]. Кроме того, специалисты по качеству осуществляют контроль, анализ и регулирование систем качества продукции в организации, находит слабые места и внедряет новые стандарты и инструменты повышения качества технологий и управленческой деятельности [12].
ООО «Самарахлеб» оснащено современным оборудованием, механизированы многие технологические процессы. Общество состоит из нескольких цехов, кондитерской фабрики и торгового дома, который объединяет несколько магазинов. Основным видом деятельности ООО «Сама-рахлеб» является производство хлеба и
мучных кондитерских изделий ограни-чеснного периода хранения.
Дополнительные виды деятельности данной организации включают:
- оптовые продажи хлебобулочных и кондитерских изделий;
- розничные продажи хлебобулочных и кондитерских изделий;
- розничные продажи изделий бытового назначения (посуда, стеклянные и керамические предметы и т.д.).
ООО «Самарахлеб» является одним из крупнейших производителей хлебопекарной продукции в области. Ему принадлежит 10% рынка хлебобулочных и 18% кондитерских изделий.
Эффективность деятельности
ООО «Самарахлеб» на рынке в значительной степени определяется оптимальностью структуры управления и уровнем квалификации персонала. А в организации работают выдающиеся профессионалы своего дела, у которых многому можно научиться новичкам.
Параметры деятельности
ООО «Самарахлеб» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Параметры деятельности ООО «Самарахлеб»
Вид организации Основной «вход» Ресурсы Основная преобразующая функция Типичный ожидаемый «выход»
ООО «Самарахлеб» Посетители, желающие насладиться булочками, тортами и Г.д. Гурманы, любители мучного и сладкого Цеха, оборудование, сырье, квалифицированный персонал, продавцы и т.д. Изготовление вкусных хлебобулочных и кондитерских изделий, изобретение новых изделий (эволюционирование в данной сфере) Посетители, получившие удовлетворение от приобретенной продукции
Таким образом, для успешного функционирования ООО «Самарахлеб» необходимо соблюдать все законы, требования, а также определять и выполнять работу в соответствии с намеченными целями, задачами, стратегиями и функциями организации.
Управление качеством - это действия, осуществляемые, как правило менеджером, направленные на создание, использование, поддержание и усовершенствование способов влияния на качество выпускаемой продукции на всех этапах производства.
Основной целью деятельности специалиста в области управления качеством является формирование, поддержание и развитие характеристик изготавливаемой продукции, а также оптимизация процессов производства. Данные специалисты осуществляют аудит текущих систем контроля качества в организации, находят слабые места и внедряет новые стандарты деятельности [8].
Менеджер по управлению качеством выполняет следующие обязанности:
- определение факторов, влияющих на качество продукции;
- анализ способов сокращения производственных расходов;
- планирование действий по минимизации дефектов и брака;
- приведение продукции к действующим стандартам сертификации;
- участие в контрольных испытаниях продукции;
- планирование мероприятий по увеличению производительности труда;
- проверка качества выпускаемых товаров и их технический контроль [11].
Каждый подпроцесс имеет атрибуты, наиболее важные из которых являются: цель, назначение; ресурсы; информация; основные этапы (операции) выполнения; методы; специалисты; критерии оценки; периодичность выполнения; результаты (качество, эффективность); применение в смежных подпроцессах организации [5]. В процессе исследования были описаны элементы подпроцесса подготовки менеджеров по качеству организации. Эта информация играет важную роль в деятельности подпроцесса и ООО «Самарахлеб» в целом.
Для определения состояния исследуемого подпроцесса управления была выбрана 3-балльная шкала состояния: низкое, нормальное (среднее), высокое ы соответствии с работой [8].
Для определения слабых и сильные стороны ООО «Самарахлеб», необходимо разработать шкалу инновационного потенциала подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству организации.
Инновационный потенциал подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции ООО «Самарахлеб» представлен в таблице 2.
Таблица 2. Инновационный потенциал подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции ООО «Самарахлеб»_
Наименование подпроцесса ^стояние
низкое нормальное высокое
1. Цели, назначение 1.1. Не четко сформулированы 1.2. Не доведены до исполнителей 1.1. Сформулированы 1.2. Доведены до исполнителей 1.1. Четко сформулированы 1.2. Исполнители участвовали в их разработке
2. Ресурсы 2.1. Не удовлетворяют потребности организации в целом 2.2. Некачественное сырье, материалы и т.д. 2.1. Частичное удовлетворение потребностей 2.2. Допустимое качество сырья, материалов и т.д. 2.1. Полное удовлетворение потребностей организации 2.2. Сырье, материалы и т.д. в соответствии со всеми стандартами
3. Информация 3.1. Малый объем информации 3.2. Нет информации в целом 3.1. Допустимый объем информации 3.2. Информация, частично вырвана из контекста 3.1. Полный объем информации 3.2. Целостная информация
4. Основные этапы (операции) выполнения 4.1. Выполнение неопытными специалистами (помощниками) 4.2. Невыполнение в срок 4.3. Несоблюдение стандартов качества 4.1. Выполнение специалистами 4.2. Выполнение в срок 4.3. Частичное соблюдение стандартов качества 4.1. Выполнение опытными специалистами 4.2. Выполнение сверх сроков 4.3. Соблюдение всех стандартов качества
5. Методы выполнения 5.1. Некачественная оценка 5.2. Оценка непрофильными специалистами 5.1. Тестирование 5.2. Оценка по документам, без реальных проверок 5.1. Аттестация/ принятие решения 5.2. Использование всех возможных методов
Разработав шкалу инновационного потенциала подпроцесса, можно выявить проблемы ООО «Самарахлеб», которые могут возникнуть у организации. Например, нечетко сформулированные цели, специалисты без опыта работы, некачественные ресурсы не удовлетворяют потребности организации и общества в данном виде продукции. Благодаря разработанной шкале инновационного потенциала подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству можно понять какие недостатки присутствуют в ООО «Самарахлеб».
Для устранения этих недостатков необходимо найти, точно сформулировать и разрешить противоречия и затруднения в деятельности организации. Были рассмотрены проблемы, причины их возникновения и последствия, которые ожидают организацию, если не предпринять никаких действий по решению [6].
Фрагмент проблем и точек развития атрибутов в рамках исследуемого подпроцесса в деятельности ООО «Самарахлеб» представлен в таблице 3.
Наименование проблемы (точки развития) Методы исследования Причины возникновения Ожидаемые последствия
1. Цели, назначение
1. Цели отдела по подготовке менеджеров качества сформулированы нечетко 1.1. Наблюдение 1.2. Проверки деятельности подпроцесса 1.1. Неквалифицированный руководитель подпроцесса 1.2. Нет необходимых норм и требований в работе подпроцесса 1.1. Ухудшение производительности труда 1.2. Работники подпроцесса не понимают круг своих обязанностей
2. Ресурсы
2. Новые сотрудники плохо владеют своими навыками 2.1. Тестирование 2.2. Наблюдение 2.3. Испытательный срок 2.1. Нехватка кадров 2.2. Недостаток опыта у «новичков» 2.1. Снижение качества деятельности специалистов 2.2. Снижение качества продукции
3. Информация
3. Плохая информированность о нововведениях по качеству 3.1. Наблюдение 3.2. Сарафанное радио» 3.1. Нет стенда объявлений 3.2. Сотрудники мало общаются между собой 3.1. Неэффективная работа в коллективе 3.2. Снижение качества деятельности
4. Основные этапы (операции) вьтолнения
4. Нечеткое взаимодействие нового сотрудника с наставником 4.1. Наблюдение 4.2. Исследование работы «новичка» 4.1. Конфликты начальник-подчиненный 4.2. Самоуверенный «новичок» не поддается обучению 4.1. Неслаженная работа команды 4.2. Смена наставника (потеря времени на обучение)
5. Методы выполнения (исследования)
5. Невысокая квалификация подготовки менеджеров по качеству 5.1. Наблюдение 5.2. Тестирование 5.3. Проверка работы менеджера 5.1. Недружелюбный наставник/ «новичок» 5.2. Не четко сформулированные цели и стратегии в отделе подготовки 5.1. Снижение качества работы сотрудников 5.2. Пересмотр правил и требований подготовки
Таблица 3. Проблемы и точки развития подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству, выявленные в ООО «Самарахлеб»(фрагмент)
Нахождение проблем в организации очень важная работа, в результате которой можно выявить пути решения недостатков и продуктивной работоспособности ООО «Самарахлеб».
Для успешного функционирования ООО «Самарахлеб» необходимо рассмотреть и устранить все найденные проблемы,
Предложения - это авторские инновации по улучшению деятельности данного подпроцесса организации [3, 13]. В ходе рассмотрения предложений были также выявлены средства реализации и ожидаемые результаты для наилучшего решения проблем (табл. 4).
Таким образом, все выявленные мероприятия направлены на поддержание эффективной работы подпроцесса, а, следовательно, и на улучшение деятельности ООО «Самарахлеб» в целом. В результате исследования, для решения проблем в организации было предложено: соблюдение всех норм и стандартов подготовки, квалифицированный руководитель подготовки, выделение сильных сторон новичка и
а лучшим способ для этого является разработка инновационных предложений по развитию подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству [7]. В таблице 4 представлен фрагмент предложений с учётом средств реализации и ожидаемых результатов от реализации данных мероприятий ООО «Самарахлеб».
их развитие, следование всем правилам и требованиям подготовки, четкая информированность о нововведениях и другое, что будет способствовать повышению эффективности работы ООО «Самарахлеб» и его прибыли.
Особое значение при подготовке квалифицированных специалистов приобретают интенсивные образовательные технологии, в т.ч. деловые и ролевые игры, социально-психологические и профессиональные тренинги, ориентированные на развитие умений и навыков, коллективную мыследеятельность и сплоченность команд и групп [9].
Для развития подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству
Таблица 4. Предложения по развитию заданных элементов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству, выявленные в ООО «Самарахлеб» (фрагмент)_
Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты
1. Цели, назначение
1. Формулирование четких целей отдела по подготовке менеджеров по качеству 1.1. Соблюдение всех норм и стандартов подготовки 1.2. Своевременное оповещение сотрудников о нововведениях 1.3. Квалифицированный руководитель подпроцесса 1.1. Повышение эффективности в работе подпроцесса 1.2. Улучшение работоспособности компании
2. Ресурсы
2. Совершенствование навыков у новых сотрудников 2.1. Дополнительное обучение в слабых навыках новичка 2.2. Выделение сильных сторон новичка и их дальнейшее развитие 2.3. Мотивация развития 2.1. Повышение деятельности отдела 2.2. Улучшение качества продукции по результатам проверок
3. Информация
3. Улучшение информированности о нововведениях по качеству 3.1. Проведение ежедневных пятиминуток 3.2. Стенд объявлений/ рассылка сообщений каждому на почту 3.3. Принцип «сарафанное радио» 3.1. Эффективная работа коллектива 3.2. Повышение качества работы отдела
4. Основные этапы (операции) в^толнения
4. Развитие взаимодействия нового сотрудника с наставником 4.1. Следование правилу начальник-подчиненный на работе, за пределами работы, возможно, друзья 4.2. Для сплочения: совместные выходы в бар, на природу (можно семьями) 4.3. Выполнение совместного важного проекта (проверка работы в команде) 4.1. Слаженная работа команды 4.2. Повышение опыта у менеджеров по качеству
5. Методы выполнения (исследования)
5. Совершенствование качества подготовки менеджеров по качеству продукции 5.1. Опытный и дружелюбный наставник - обучаемый новичок 5.2. Сплоченность в команде новичок-наставник 5.3. Поощрения новичку за хорошо выполненную работу, данную наставником 5.4. Стабильное следование всем правилам и требованиям подготовки 5.1. Повышение качества работы отдела по подготовке менеджеров 5.2. Если система подготовки зарекомендует себя в организации, будет приходить больше новичков
ООО «Самарахлеб» предлагается ранжировать проблемы и предложения по их устранению. Для этого разработана методика определения и расчета комплекса параметров по оценке проблем и предложений [10]. Главная цель оценки проблем -это выявление недостатков и рисков, а впоследствии их устранение.
Все параметры показателей важности, сложности исследования и необходимости устранения проблемы состояния процесса организации были оценены целыми натуральными числами по 10-бальной шкале (1 - низкая, 10 -высокая). Параметры значений показателя компетентности понимания проблемы оценивались также нату-
Исследование и оценка предложений по устранению проблем проводится по той же схеме, что и, исследование и оценка параметров проблем.
Оценка полезности реализации ьго предложения (Пг) представляет собой интегральный показатель необходимости и возможности реализации рассматриваемого ьго предложения. Расчет значений оце-
ральными числами по 3 -бальной шкале (1 -низкая, 3 - высокая).
Оценка опасности ьой проблемы (Ог) -это интегральный параметр необходимости исследования и воздействия на проблему для её последующего устранения в организации. Расчет значений оценок параметра опасности каждой ьой проблемы (Ог) определяется по формуле Ог = {(А, + - sСиl)Kl, где ^ - коэффициент соотношения параметров Сиг и Аг ^ = 0,5).
Фрагмент оценки экспертами значений параметров проблем и точек развития данного подпроцесса ООО «Самарахлеб» представлен в таблице 5.
нок полезности реализации (Пг) каждого i -го предложения по формуле П = {(Вг + Ог - ОК, где ^ - коэффициент соотношения параметров Вг и Суг (^ = 0,5).
Фрагмент значений параметров предложений развития подпроцесса ООО «Са-марахлеб» представлен в табл. 6.
Таблица 5. Значения параметров проблем и точек развития подпроцесса ООО «Самарахлеб» (фрагмент)_
Наименование Значение параметров
проблемы (точки развития) важность сложность необходимость компетентность опасность
(Ai) исследования (Cui) устранения (Di) понимания (Ki) (Oi)
1. Цели отдела по подго-
товке менеджеров качества В 3 l 3 40,5
сформулированы нечетко
2. Новые сотрудники плохо В 4 l 3 39
владеют своими навыками
3. Плохая информирован-
ность о нововведениях по l 3 б 2 23
качеству
4. Нечеткое взаимодейст-
вие нового сотрудника с В 3 l 2 2l
наставником
5. Невысокое качество
подготовки менеджеров по 9 4 9 3 4В
качеству
Таблица 6. Значения параметров предложений развития подпроцесса ООО «Самарахлеб» (фрагмент)_
Наименование предложения Значение параметров
важность (Bi) сложность реализации (Cyi) обеспеченность реализации (Oi) компетентность понимания (Ki) полезность реализации (ni)
1. Формулирование четких целей отдела по подготовке менеджеров качества S 4 б 3 3б
2. Совершенствование навыков и опыта у новых сотрудников 9 4 T 3 42
3. Улучшение информированности о нововведениях в отделе по качеству T 3 S 2 2T
4. Развитие взаимодействия нового сотрудника с наставником T 3 б 2 23
5. Совершенствование качества подготовки менеджеров по качеству продукции 9 4 T 3 42
Оценка целесообразности реализации ь го предложения (Ц) представляет собой интегральный показатель необходимости и возможности его реализации в организации. Расчет значений оценок целесообразности реализации (Ц) каждого i - го предложения производится по формуле Ц = {(И -
где ^ - коэффициент соотношения параметров Иг и Ог, = 0,5).
Фрагмент значений параметров реализации предложений по улучшению подпроцесса ООО «Самарахлеб» представлены в таблице 7.
Таблица 7. Значения параметров реализации предложений по улучшению подпроцесса ООО «Самарахлеб» (фрагмент)_
№ п/п Наименование предложения Значение
Ог П Ц
1 Совершенствование навыков и опыта у новых сотрудников 39 42 22,50
2 Совершенствование качества подготовки менеджеров по качеству продукции 4S 42 18,00
3 Сформулировать четкие цели отдела по подготовке менеджеров качества 40,5 Зб 15,75
4 Улучшение информированности о нововведениях в отделе по качеству 23 2T 15,50
5 Развитие взаимодействия нового сотрудника с наставником 2T 23 9,50
Таким образом, оценка предложений по устранению проблем в данном подпроцессе ООО «Самарахлеб» позволяет постоянно быть в мобильном состоянии. Если возникнут рисковые ситуации организация сможет их решить или вообще не довести до этой ситуации, предпринимая профилактические действия по их снижению.
Технологии управления представляют собой совокупность средств и методов, которые широко используются специалистами в различных практических областях деятельности ООО «Самарахлеб».
Целью разработки технологии функциональных задач управления подготовкой менеджеров по качеству ООО «Самарахлеб» является составление полной картины о деятельности организации, его отделов и их взаимодействия друг с другом, а главное, развитие подпроцесса подготовки менеджеров по качеству [4].
Функциональная задача управления (ФЗУ) - это совокупность действий по выполнению одной функции управления в рамках того или иного подпроцесса.
Рассмотрим модель подпроцесса управ- ву ООО «Самарахлеб» (рис. 1). ления подготовкой менеджеров по качест-
Рис. 1. Модель подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству
Благодаря данной модели можно установить взаимодействие всех ФЗУ рассматриваемого подпроцесса Все ФЗУ играют важные роли, выполняя различные функции деятельности в данном подпроцессе, и тем самым предоставляют целостную систему.
Технология решения ФЗУ на уровне процедур связана с необходимостью показа во всех деталях как входная информации преобразовывается с помощью процедур в выходную информацию.
Рассмотрим подробнее одну ФЗУ подпроцесса. Планирование подготовки менеджеров по качеству - это деятельность по формированию заданных параметров подготовки менеджеров и создает конкретные параметры выполнения последующей деятельности данного подпроцесса в организации. Технология решения ФЗУ «Планирование управления подготовки менеджеров по качеству» ООО «Самарахлеб» представлена в таблице 8.
Таблица 8. Технология решения ФЗУ «Планирование управления подготовки менеджеров по качеству» (фрагмент)
Входные документы Процедуры решения Выходные документы
Перспективный план проведения подготовки менеджеров по качеству Список работников управления подготовки Отчет о проведении подготовки Новые управленческие задачи, возможные ситуации, проблемы, вызовы времени Предложения по улучшению процесса подготовки менеджеров 1. Принятие решения о проведении подготовки менеджеров по качеству 2. Издание приказа о проведении обучения опытными специалистами (наставничество) 3. Исследование новых управленческих задач, возможных ситуаций, проблем, вызовов времени в организации 4. Разработка (выбор) методов подготовки менеджеров 5. Обсуждение методов подготовки 6. Определение соответствия разработанных методов подготовки менеджеров по качеству современным требованиям 7. Внесение предложений по улучшению процесса подготовки 8. Формирование принимающей комиссии организации 9. Подготовка семинара для наставников 10. Ознакомление наставников с методами подготовки 11. Согласование перечня выбранных специалистов с руководителями подразделений 12. Разработка годового плана проведения подготовки менеджеров 13. Разработка графика проведения подготовки 14. Утверждение плана проведения подготовки Состав принимающей комиссии Состав работников организации, которые могут быть наставниками Годовой план проведения подготовки менеджеров График проведения подготовки менеджеров Методы обучения менеджеров
На основе документов, функционирующих в рамках комплекса ФЗУ, выполняется построение модели документооборота подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству
ООО «Самарахлеб». Все документы должны обеспечить создание целостного механизма выполнения подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству данной организации [14].
Рис. 2. Фрагмент документооборота подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации (фрагмент)
Таким образом, наличие технологий решения ФЗУ подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству в ООО «Самарахлеб» дает расширенное видение деятельности подпроцесса в целом.
В данной работе был описан подпроцесс управления подготовкой менеджеров по качеству организации, а точнее дано определение подпроцесса, сущность и назначение, атрибуты.
Разработана шкала инновационного потенциала подпроцесса, состоящая из 3 состояний основных атрибутов подпроцесса: низкое, нормальное и высокое, а также выделены наиболее важные элементы для его деятельности в организации и охарактеризованы по данной шкале.
Были определены часто встречающиеся проблемы или точки реализации подпроцесса на основе разработанной шкалы инновационного потенциала, также здесь были обозначены причины возникновения данных проблем и ожидаемые последствия.
Разработаны предложения по развитию подпроцессов на ООО «Самарахлеб», а также обозначены средства по реализации проблем и ожидаемые результаты.
Представлены параметры оценок проблем, предложений по развитию подпроцесса, а также исследованы и оценены предложения по устранению проблем, затем были определены оценки целесообразности реализации предложений.
Библиографический список
1. Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ. М.: Экономика, 1989. 519 с.
2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.
3. Афанасьев Э.В. Эффективность управления. М.: Экономика, 2017. 109 с.
4. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №1. С. 30-42.
5. Герасимов Б.Н. Построение систем управления предприятиями на основе типовых методологических подходов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №3. С. 121-131.
6. Герасимов Б.Н. Исследование и развитие функционального подхода в процессах управления экономическими системами / Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №4. С. 4-14.
7. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты науки управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2020. №4. С. 4-17.
8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления: онтология, структура, содержание // Управление. 2020. Т. 8. №3 (37). С. 5-15.
9. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.
10. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 2 (23). С. 7-26.
11. Герасимов К.Б. Влияние развития бизнес-процессов на организационное поведение // Вестник НГИЭИ. 2019. №8 (99). С. 66-76.
12. Дунченко Н.И., Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности. Дашков и К, 2016. 364 с.
13. Завьялова Е. К. Особенности управления человеческими ресурсами инновационно-активных организаций // Вестник СПбГУ. 2012. № 2. С. 78-106.
14. Слепцова Е.В., Валькович О.Н. Компетенции как современная парадигма управления персоналом // Экономика устойчивого развития. 2016. № 2 (26). С. 309-314.
RESEARCH B DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT SUBPROCESS TRAINING OF QUALITY MANAGERS IN THE ORGANIZATION
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor
Yu. A. Kostyleva, Student
Samara State University of Management
«International market institute»
(Russia, Samara)
Abstract. There is a need for research, evaluation and development of the subprocess of training information managers of the organization. The problems of the existing training of information managers of the organization are identified. Innovative proposals for solving the identified problems of the organization were selected. The values of estimates of the parameters of problems and suggestions for improving the training of information managers of the organization are determined. Technologies of functional tasks of management of this process of the organization are developed.
Keywords: organization, information manager, subprocess, preparation, problems, proposals, technologies, tasks, documents.