Научная статья на тему 'Развитие педагогического колледжа в системе непрерывного профессионального образования'

Развитие педагогического колледжа в системе непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического колледжа в системе непрерывного профессионального образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Относительно непродолжительный опыт фессионально-педагогического образова-

реализации системы многоуровневого про-фессиошпьно-педагогического образования в России позволил выделить появившиеся противоречия в этом процессе (Е.Н.Осорин, ние», в качестве членов включающей Ро-

ния подчинена деятельность Ассоциации образовательных учреждений Ростовской области «Педагогическое образова-

Т.И.Руднева. Н.В.Соловьева и др.):

-между унифицированной системой профессиональной подготовки студентов педколледжей, вузов и индивидуально-твор-

стовский государственный педагогический университет, Таганрогский педагогический институт, шесть педагогических колледжей и три педучилища. В процессе становления региональной профессионально-педагогической образовательной традиции в рамках Ассоциации дения нового типа в переходе от информа- преемственность образовательных уров-ционно-объяснительного метода препода- ней обеспечивается на основании: 1) пре-

ческим характером их предстоящей профессиональной деятельности;

- между потребностью учебного заве-

вания к деятельностно-целевому, ориентированному на развитие творческих способ-

образования социально-педагогической сферы, изменения индивидуального и кол-ностей специалиста, и недостаточностью лективного сознания (как носителя тра-творческой подготовленности студентов по специальным дисциплинам, обеспечивающим деятельность выпускников на разования

диционных основ); 2) преобразования связей и отношений между субъектами об-

переход от простых типов

уровне специалиста-исследователя;

- между объективным фактом решающего значения профессиональной под-

отношении к сложным: кооперация, соде-ятельность и пр.; 3) преобразования процессов: от обнаружения в своем опыте готовки специалиста и недооценкой этого «островков» деятельности нового типа к

факта частью преподавателей дисциплин общекультурного, психолого-педагогичес-кого и методического циклов и т.д.

их распространению на все пространство деятельности; 4) генезиса оргструктур-структурно-функциональное переналажи-

Преодолению выделенных противо- вание подлинных ценностей и типа дея-

речии в реализации многоуровневого про- тельности.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. В.Звезду нова, зам. директора Каменского педагогического колледжа Реалии сегодняшнего дня ставят перед равнивается к 1 - 2 годам вузовского обу-

педагогическим колледжем в системе мно-

чения. что и позволяет готовить такого спе-

гоуровневого профессионального образова- циалиста по сокращенным срокам обуче-

ния в высшем учебном заведении.

Данное обстоятельство оказало влиятельности по подготовке специалистов пе- ние на содержание изменений, вносимых в

ния задачу переосмысления структурносодержательных аспектов своей дея-

дагогического профиля.

педагогическую систему и инфраструкту-

При относительной закрытости коллед- ру Каменского педагогического колледжа,

жа как юридически самостоятельного об- Нововведения в первую очередь были на-

разовательного учреждения, реализующе- правлены на повышение культу росообраз-

ности его педагогической системы, т.е. соотнесенности профессионально-педагогического образования с культурой социума. Это потребовало изменения всей жизнедеятельности студентов, суть которых состоит в том, чтобы перевести сту-

го повышенный уровень среднего специального образования, он остается открытой педагогической системой, деятельность

которой тесно скоординирована с вузом. При этом весь уровень 3-годичной подготовки выпускника колледжа условно при-

м

№ 3, 2000

ента из позиции обучаемого в позицию того, кто \ чится сам и участвует в обустройстве своей жизни в колледже.

Изменения педагогической системы

и предусматривает организацию культуросообразной деятельности в студенческом сообществе.

Переход учебного заведения в новое

ления инои личностно-ориентированной

колледжа реализовались через создание качество обусловил необходимость прояв-различных сред жизнедеятельности, профессионально-педагогической подготовки и

саморазвития будущего учителя. Средовый подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателей с яктиршпгп пр.

педагогическои культуры преподавателей, от которой зависит успешность организации и функционирования академической

среды данного учебного заведения, рас-дагогического воздействия на личность сматриваемой нами как среда учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса.

Масштабные изменения произошли в

студента

происходят

моразвитие, что актуализирует механизмы

внутренней активности студента в его вза- содержании профессионально-педагогичес-имосвязях с различными компонентами педагогической системы колледжа. В качестве таких сред выступают культурная, академическая, профессионально-педагогическая. досуговая. Обозначенные среды не существуют изолированно, автономно, они носят взаимопроникающий характер, актуализируют характеристики друг друга.

Гуманизированная культурная среда колледжа определяется наличием и поддержанием ценностей, традиций учебного заведения, гуманистических отношений, личностно-ориентированного обучения,благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Данная среда содействует организации совместного жиз-нетворчества педагогов и студентов на

кой подготовки специалистов. Совместно с преподавателями Ростовского государственного педагогического университета разработан пакет учебно-методической документации, включающий: сквозные учебные планы, предусматривающие относительную завершенность получаемого образования в колледже и соответствующие 1-му уровню вузовского образования; учебные программы, методические пособия для студентов, адаптированные к требованиям современного научного знания. Произошло пополнение библиотечного фонда колледжа вузовскими наработками.

Значительно расширился перечень общекультурных дисциплин, включенных в учебный план колледжа. Это изменение

пути их личностной самореализации в мире направлено на преодоление перекоса в сто-избранной профессии. Ее создание осуществляется при условии соблюдения следующих принципов гуманистического воспитания и личностно-ориентированного взаимодействия: уважения личности студента, принятия его таким, каков он есть, в постоянном изменении; эмпатического понима-

рону расширенной практической, «ремесленной» подготовки к учительской профессии за счет недостаточного теоретического и общекультурного уровня предоставляемого образования. Решению указанной проблемы способствует также изменение содержания предметной подготов-

ния студента, бережного отношения к в нут- ки, которое ориентировано теперь не

столько на дидактическое научение педагогическим навыкам, сколько на раскры-

реннему миру личности; открытого,

доверительного, диалогичного общения; включения студентов в процесс творчес- тие закономерностей дидактических про-кой самореализации преподавателей, при- цессов, создание условий для развития у

вития интереса к ценности развития и поиску самостоятельного профессионального поведения.

студентов умении ориентироваться в выборе вариативных образовательных систем и технологий, выработку личностного от-

Культурная среда колледжа, сохраняя ношения к происходящим новациям, а так-

его традиции, ориентирована на открытость в отношении новых культур, на принятие и бережное отношение к другим культурам. Она опосредована региональной культурой

же на развитие мыслительных операции, логического мышления и способов само-

профессионал

сфере

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Расширен блок дисциплин медико-био- ной работы, предъявлении высоких требований к его научной и исследовательской направленности. В практику деятельности колледжа прочно вошли студенческие научно-исследовательские конференции,

логической подготовки за счет введения предметов и спецкурсов валеологической направленности: по безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жиз-

ни и т.д. Кроме того, каждый студент по- профессиональные конкурсы, предметные

лучает дополнительное образование по спе- олимпиады и т.д.

циальности, избранной им при поступлении.

Следующей сферой профессионал ьно-

Особое внимание в колледже уделяет- го становления будущего учителя вы-

ся психолого-педагогической подготовке ступает среда досуговой деятельности, т.е.

студентов, которая непрерывно осуществляется на протяжении всего срока обуче-

пространство творческой самореализации, личностного развития, повышения общей

ния и представляет собой систему логичес- культуры субъектов образовательного про-

ки и последовательно структурированных, преемственных учебных дисциплин. Она строго увязана с закономерностью постепенного увеличения объема и усложнения материала дисциплин других циклов, различных видов учебной, педагогической и преддипломной практики.

Цели повышения научного уровня преподаваемых дисциплин служит привлечение профессорско-преподавательского состава

цесса путем их вовлечения в социальнотворческую и клубную деятельность. Творческий потенциал преподавателей колледжа позволяет реализовать разнообразные запросы студентов при организации кружковой работы. В колледже организуют деятельность общественные организации и объединения студентов, содействующие реализации их социальной активности, -студенческая профсоюзная организация.

педагогического университета для блочной объединение старост, студенческие сове-

вычитки теоретических курсов. В практику ты колледжа, общежития и т.д. Данную

образовательной деятельности колледжа вне- работу координируют выборные лидеры из

дряются формы организации учебного про- студенческой среды,

цесса, присущие системе высшего образования (лекции, семинары и др.), при сохранении в качестве основы организационных форм классно-урочной системы.

Успешности прохождения дидактических процессов служит использование методов личностно-ориентированного обучения, направленных на индивидуализацию и дифференциацию дидактических и воспитательных воздействий, применение современных технологий обучения, построенных

дальнейшей перспективой применения средово-ориентированного подхода к профессионально-педагогическому образованию в колледже выступает содействие развитию информационной, экологической, оз-

доровительной и других сред личностного развития субъектов образовательного процесса данного учреждения.

Происходят изменения и в инфраструктуре колледжа, что выражается в усовершенствовании его структуры, управленческой системы и укреплении уровня материально-технического оснащения.

Изменения в структуре колледжа про-ных практических видов деятельности, в явились прежде всего в образовании ка-результате освоения которых студенты приобретают первоначальный опыт в области

на деятельностной, интегративнои, проблемной, диалоговой и другой основе, организация наряду с образовательной различ-

федр педагогики и психологии, теории и методики физического воспитания, матема-

педагогической профессии, развивают тики и методики математики, заведующи-

ля

творческие, организаторские, коммуникативные и прочие способности.

Изменения коснулись также организации научно-исследовательской деятельности студентов. Это выразилось в повышении уровня курсового проектирования, внесении дипломного проекта в учебный план в качестве итоговой квалификацион- относятся концептуализация управленчес-

ми которых стали ученые педагогического университета. Организовано подготовительное отделение, а также отделение повышения квалификации , удовлетворения образовательных запросов населения.

К изменениям в управлении колледжем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кой деятельности, определение перспективных задач развития колледжа, поддержка инновационных процессов, включение в систему непрерывного педагогического образования, создание условий для повышения педагогической культуры и научно-методического уровня преподавателей. Несмотря на экономические сложности, происходит посильное усовершенствование

материально-технического оснащения.

[анные изменения создают благоприятные предпосылки для дальнейшей сущностно-содержательной интеграции колледжа и вуза при включении среднего специального учебного заведения в состав регионального университетского комплекса.

До настоящего времени взаимоотношения Каменского педагогического колледжа и Ростовского педагогического университета строились на договорной основе. В сегодняшней ситуации актуализируется задача сущностного сращивания образовательных структур в единый комплекс. При условии выведения колледжа на высокий научно-теоретический уровень, он становится структурным звеном университета и производит обучение студентов на 1 -й ступени высшего образования многоуровневой системы непрерывного педагогического образования. В данном случае колледж будет реализовывать, по сути, высшее образование, относительно завершенное и соответствующее уровню бакалавра наук. С целью дальнейшего обучения студенты колледжа на основе результатов совмещенных экзаменов смогут поступить на соответствующий курс института для получе-

ния полного образования, степени магистра и т.д.

Такая перспектива подвигает колледж к дальнейшему содержательному совершенствованию своей педагогической системы, повышению кадрового потенциала преподавательского состава и другим изменениям в его деятельности. Кроме того, целью развития учебно-научно-педагогического комплекса является организационное расширение и включение следующих структур в его состав: педагогических классов общеобразовательной школы, педагогических лицеев, учреждений дополнительного педагогического образования и др.

Одним из нерешенных вопросов при согласовании деятельности структур комплекса остается вопрос стыковки стандартов высшего и среднего педагогического образования, обеспечивающей преемственность образовательных программ колледжа и вуза.

Проведение данных содержательных структурно-организационных преобразований в деятельности колледжа будет способствовать обеспечению непрерывности получения педагогического образования и внутриличностного процесса овладения будущим учителем педагогической культурой как его сущностной характеристикой, а также мобилизации образовательных ресурсов, интеграции педагогического потенциала колледжа и вуза в региональном университетском комплексе в системе непрерывного профессионального образования.

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОУРОВНЕВОГО И РАЗНОВОЗРАСТНОГО

КОЛЛЕКТИВА

Н.В.Аммосова, доцент кафедры математики и методики преподавания Астраханского государственного педагогического университета

Одной из реализаций принципа индиви- Согласно культурно-исторической тео-

дуализации, “штучной” подготовки будуще- рии Л .С. Выготского, исходным субъектом го учителя является функционирование про- психического развития выступает не от-

блемных студенческих групп, психологи- дельный человек, а группа людей. В их со-

ческим обоснованием которого служат ра- циально-культурной деятельности и под ее

боты Л.С.Выготского. решающим влиянием формируется инди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.