ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Относительно непродолжительный опыт фессионально-педагогического образова-
реализации системы многоуровневого про-фессиошпьно-педагогического образования в России позволил выделить появившиеся противоречия в этом процессе (Е.Н.Осорин, ние», в качестве членов включающей Ро-
ния подчинена деятельность Ассоциации образовательных учреждений Ростовской области «Педагогическое образова-
Т.И.Руднева. Н.В.Соловьева и др.):
-между унифицированной системой профессиональной подготовки студентов педколледжей, вузов и индивидуально-твор-
стовский государственный педагогический университет, Таганрогский педагогический институт, шесть педагогических колледжей и три педучилища. В процессе становления региональной профессионально-педагогической образовательной традиции в рамках Ассоциации дения нового типа в переходе от информа- преемственность образовательных уров-ционно-объяснительного метода препода- ней обеспечивается на основании: 1) пре-
ческим характером их предстоящей профессиональной деятельности;
- между потребностью учебного заве-
вания к деятельностно-целевому, ориентированному на развитие творческих способ-
образования социально-педагогической сферы, изменения индивидуального и кол-ностей специалиста, и недостаточностью лективного сознания (как носителя тра-творческой подготовленности студентов по специальным дисциплинам, обеспечивающим деятельность выпускников на разования
диционных основ); 2) преобразования связей и отношений между субъектами об-
переход от простых типов
уровне специалиста-исследователя;
- между объективным фактом решающего значения профессиональной под-
отношении к сложным: кооперация, соде-ятельность и пр.; 3) преобразования процессов: от обнаружения в своем опыте готовки специалиста и недооценкой этого «островков» деятельности нового типа к
факта частью преподавателей дисциплин общекультурного, психолого-педагогичес-кого и методического циклов и т.д.
их распространению на все пространство деятельности; 4) генезиса оргструктур-структурно-функциональное переналажи-
Преодолению выделенных противо- вание подлинных ценностей и типа дея-
речии в реализации многоуровневого про- тельности.
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. В.Звезду нова, зам. директора Каменского педагогического колледжа Реалии сегодняшнего дня ставят перед равнивается к 1 - 2 годам вузовского обу-
педагогическим колледжем в системе мно-
чения. что и позволяет готовить такого спе-
гоуровневого профессионального образова- циалиста по сокращенным срокам обуче-
ния в высшем учебном заведении.
Данное обстоятельство оказало влиятельности по подготовке специалистов пе- ние на содержание изменений, вносимых в
ния задачу переосмысления структурносодержательных аспектов своей дея-
дагогического профиля.
педагогическую систему и инфраструкту-
При относительной закрытости коллед- ру Каменского педагогического колледжа,
жа как юридически самостоятельного об- Нововведения в первую очередь были на-
разовательного учреждения, реализующе- правлены на повышение культу росообраз-
ности его педагогической системы, т.е. соотнесенности профессионально-педагогического образования с культурой социума. Это потребовало изменения всей жизнедеятельности студентов, суть которых состоит в том, чтобы перевести сту-
го повышенный уровень среднего специального образования, он остается открытой педагогической системой, деятельность
которой тесно скоординирована с вузом. При этом весь уровень 3-годичной подготовки выпускника колледжа условно при-
м
№ 3, 2000
ента из позиции обучаемого в позицию того, кто \ чится сам и участвует в обустройстве своей жизни в колледже.
Изменения педагогической системы
и предусматривает организацию культуросообразной деятельности в студенческом сообществе.
Переход учебного заведения в новое
ления инои личностно-ориентированной
колледжа реализовались через создание качество обусловил необходимость прояв-различных сред жизнедеятельности, профессионально-педагогической подготовки и
саморазвития будущего учителя. Средовый подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателей с яктиршпгп пр.
педагогическои культуры преподавателей, от которой зависит успешность организации и функционирования академической
среды данного учебного заведения, рас-дагогического воздействия на личность сматриваемой нами как среда учебно-познавательной деятельности субъектов образовательного процесса.
Масштабные изменения произошли в
студента
происходят
моразвитие, что актуализирует механизмы
внутренней активности студента в его вза- содержании профессионально-педагогичес-имосвязях с различными компонентами педагогической системы колледжа. В качестве таких сред выступают культурная, академическая, профессионально-педагогическая. досуговая. Обозначенные среды не существуют изолированно, автономно, они носят взаимопроникающий характер, актуализируют характеристики друг друга.
Гуманизированная культурная среда колледжа определяется наличием и поддержанием ценностей, традиций учебного заведения, гуманистических отношений, личностно-ориентированного обучения,благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе. Данная среда содействует организации совместного жиз-нетворчества педагогов и студентов на
кой подготовки специалистов. Совместно с преподавателями Ростовского государственного педагогического университета разработан пакет учебно-методической документации, включающий: сквозные учебные планы, предусматривающие относительную завершенность получаемого образования в колледже и соответствующие 1-му уровню вузовского образования; учебные программы, методические пособия для студентов, адаптированные к требованиям современного научного знания. Произошло пополнение библиотечного фонда колледжа вузовскими наработками.
Значительно расширился перечень общекультурных дисциплин, включенных в учебный план колледжа. Это изменение
пути их личностной самореализации в мире направлено на преодоление перекоса в сто-избранной профессии. Ее создание осуществляется при условии соблюдения следующих принципов гуманистического воспитания и личностно-ориентированного взаимодействия: уважения личности студента, принятия его таким, каков он есть, в постоянном изменении; эмпатического понима-
рону расширенной практической, «ремесленной» подготовки к учительской профессии за счет недостаточного теоретического и общекультурного уровня предоставляемого образования. Решению указанной проблемы способствует также изменение содержания предметной подготов-
ния студента, бережного отношения к в нут- ки, которое ориентировано теперь не
столько на дидактическое научение педагогическим навыкам, сколько на раскры-
реннему миру личности; открытого,
доверительного, диалогичного общения; включения студентов в процесс творчес- тие закономерностей дидактических про-кой самореализации преподавателей, при- цессов, создание условий для развития у
вития интереса к ценности развития и поиску самостоятельного профессионального поведения.
студентов умении ориентироваться в выборе вариативных образовательных систем и технологий, выработку личностного от-
Культурная среда колледжа, сохраняя ношения к происходящим новациям, а так-
его традиции, ориентирована на открытость в отношении новых культур, на принятие и бережное отношение к другим культурам. Она опосредована региональной культурой
же на развитие мыслительных операции, логического мышления и способов само-
профессионал
сфере
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Расширен блок дисциплин медико-био- ной работы, предъявлении высоких требований к его научной и исследовательской направленности. В практику деятельности колледжа прочно вошли студенческие научно-исследовательские конференции,
логической подготовки за счет введения предметов и спецкурсов валеологической направленности: по безопасности жизнедеятельности, основам здорового образа жиз-
ни и т.д. Кроме того, каждый студент по- профессиональные конкурсы, предметные
лучает дополнительное образование по спе- олимпиады и т.д.
циальности, избранной им при поступлении.
Следующей сферой профессионал ьно-
Особое внимание в колледже уделяет- го становления будущего учителя вы-
ся психолого-педагогической подготовке ступает среда досуговой деятельности, т.е.
студентов, которая непрерывно осуществляется на протяжении всего срока обуче-
пространство творческой самореализации, личностного развития, повышения общей
ния и представляет собой систему логичес- культуры субъектов образовательного про-
ки и последовательно структурированных, преемственных учебных дисциплин. Она строго увязана с закономерностью постепенного увеличения объема и усложнения материала дисциплин других циклов, различных видов учебной, педагогической и преддипломной практики.
Цели повышения научного уровня преподаваемых дисциплин служит привлечение профессорско-преподавательского состава
цесса путем их вовлечения в социальнотворческую и клубную деятельность. Творческий потенциал преподавателей колледжа позволяет реализовать разнообразные запросы студентов при организации кружковой работы. В колледже организуют деятельность общественные организации и объединения студентов, содействующие реализации их социальной активности, -студенческая профсоюзная организация.
педагогического университета для блочной объединение старост, студенческие сове-
вычитки теоретических курсов. В практику ты колледжа, общежития и т.д. Данную
образовательной деятельности колледжа вне- работу координируют выборные лидеры из
дряются формы организации учебного про- студенческой среды,
цесса, присущие системе высшего образования (лекции, семинары и др.), при сохранении в качестве основы организационных форм классно-урочной системы.
Успешности прохождения дидактических процессов служит использование методов личностно-ориентированного обучения, направленных на индивидуализацию и дифференциацию дидактических и воспитательных воздействий, применение современных технологий обучения, построенных
дальнейшей перспективой применения средово-ориентированного подхода к профессионально-педагогическому образованию в колледже выступает содействие развитию информационной, экологической, оз-
доровительной и других сред личностного развития субъектов образовательного процесса данного учреждения.
Происходят изменения и в инфраструктуре колледжа, что выражается в усовершенствовании его структуры, управленческой системы и укреплении уровня материально-технического оснащения.
Изменения в структуре колледжа про-ных практических видов деятельности, в явились прежде всего в образовании ка-результате освоения которых студенты приобретают первоначальный опыт в области
на деятельностной, интегративнои, проблемной, диалоговой и другой основе, организация наряду с образовательной различ-
федр педагогики и психологии, теории и методики физического воспитания, матема-
педагогической профессии, развивают тики и методики математики, заведующи-
ля
творческие, организаторские, коммуникативные и прочие способности.
Изменения коснулись также организации научно-исследовательской деятельности студентов. Это выразилось в повышении уровня курсового проектирования, внесении дипломного проекта в учебный план в качестве итоговой квалификацион- относятся концептуализация управленчес-
ми которых стали ученые педагогического университета. Организовано подготовительное отделение, а также отделение повышения квалификации , удовлетворения образовательных запросов населения.
К изменениям в управлении колледжем
кой деятельности, определение перспективных задач развития колледжа, поддержка инновационных процессов, включение в систему непрерывного педагогического образования, создание условий для повышения педагогической культуры и научно-методического уровня преподавателей. Несмотря на экономические сложности, происходит посильное усовершенствование
материально-технического оснащения.
[анные изменения создают благоприятные предпосылки для дальнейшей сущностно-содержательной интеграции колледжа и вуза при включении среднего специального учебного заведения в состав регионального университетского комплекса.
До настоящего времени взаимоотношения Каменского педагогического колледжа и Ростовского педагогического университета строились на договорной основе. В сегодняшней ситуации актуализируется задача сущностного сращивания образовательных структур в единый комплекс. При условии выведения колледжа на высокий научно-теоретический уровень, он становится структурным звеном университета и производит обучение студентов на 1 -й ступени высшего образования многоуровневой системы непрерывного педагогического образования. В данном случае колледж будет реализовывать, по сути, высшее образование, относительно завершенное и соответствующее уровню бакалавра наук. С целью дальнейшего обучения студенты колледжа на основе результатов совмещенных экзаменов смогут поступить на соответствующий курс института для получе-
ния полного образования, степени магистра и т.д.
Такая перспектива подвигает колледж к дальнейшему содержательному совершенствованию своей педагогической системы, повышению кадрового потенциала преподавательского состава и другим изменениям в его деятельности. Кроме того, целью развития учебно-научно-педагогического комплекса является организационное расширение и включение следующих структур в его состав: педагогических классов общеобразовательной школы, педагогических лицеев, учреждений дополнительного педагогического образования и др.
Одним из нерешенных вопросов при согласовании деятельности структур комплекса остается вопрос стыковки стандартов высшего и среднего педагогического образования, обеспечивающей преемственность образовательных программ колледжа и вуза.
Проведение данных содержательных структурно-организационных преобразований в деятельности колледжа будет способствовать обеспечению непрерывности получения педагогического образования и внутриличностного процесса овладения будущим учителем педагогической культурой как его сущностной характеристикой, а также мобилизации образовательных ресурсов, интеграции педагогического потенциала колледжа и вуза в региональном университетском комплексе в системе непрерывного профессионального образования.
ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОУРОВНЕВОГО И РАЗНОВОЗРАСТНОГО
КОЛЛЕКТИВА
Н.В.Аммосова, доцент кафедры математики и методики преподавания Астраханского государственного педагогического университета
Одной из реализаций принципа индиви- Согласно культурно-исторической тео-
дуализации, “штучной” подготовки будуще- рии Л .С. Выготского, исходным субъектом го учителя является функционирование про- психического развития выступает не от-
блемных студенческих групп, психологи- дельный человек, а группа людей. В их со-
ческим обоснованием которого служат ра- циально-культурной деятельности и под ее
боты Л.С.Выготского. решающим влиянием формируется инди-