Научная статья на тему 'Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в Каменском педагогическом колледже'

Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в Каменском педагогическом колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в Каменском педагогическом колледже»

№ 4, 1999

Представленная учебная дисциплина разен творческий, экспериментальный

структурирована с учетом принципов интегративной методики. Отличительные принципы данной интегративной системы таковы:

1) взгляд на содержание музыки как эффективную форму хранения духовного опыта человечества. Предполагается, что учитель музыки в процессе профессионального роста раздвигает рамки узкой специальности и входит в содержательное поле всей духовной культуры. Приобретается профессиональный багаж на уровне мировых стандартов;

2)направленность музыкального об-

характер педагогического процесса в интегральной системе. В условиях полидис-циплинарной подготовки студента на педагогическом факультете МГПИ им. М.Е.Евсевьева технология музыкальнопедагогического творчества должна составлять основу интегрального подхода;

4)формирование в процессе музыкального воспитания и образования полноценных нравственных стимулов для дальнейшей успешной профессиональной деятельности педагога-музыканта. Актуальна мысль М.М.Бахтина о том, что «содержание не может быть чисто позна-разования и воспитания на раскрытие ин- вательным, совершенно лишенным эти-

дивидуального содержания личности, ческого момента». История, теория и ме-

углубленное познание мира и самопозна- тодика музыкального образования, вос-

ние через постижение ценностного содержания искусства. Имеется в виду фор-

принимаемые через призму духовнонравственных координат, формируют пе-

мирование «ценностного сознания», дагогическую рефлексию будущего учи-

«участного мышления», «участного переживания» (М.М.Бахтин). В этой связи

С/

теля музыки.

Конечная цель методолого-методи-уместен аксиологический подход к воп- ческой подготовки педагога-музыканта росам музыкального воспитания и образования. Аксиологический методологический ориентир всегда подразумевает обучаемого, воспитание культуротвор-наличие мысленного или непосредствен- ческой, гуманитарно ориентированной ного диалога с объектом изучения. В дан-

на интегративнои основе - расширение образовательного информативного поля

личности, которой свойственно понима-ном случае следует вести речь о музы- ние своей этико-эстетической сущности

кальной герменевтике;

3) личное творчество студента — осно-

в аспекте творческого осмысления актуальных проблем истории, теории и мето-

ва интегральной педагогики. Целесооб- дики музыкального образования.

ОБЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В КАМЕНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Т.Н. Крыгина, зам. директора Каменского педагогического колледжа

Обеспечение нового уровня качества подготовки специалистов, формирование гибкой системы кадровой политики, удовлетворяющей современные потребности общества в специалистах различных направлений, способных к быстрой адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, обусловили появление образовательных учреждений инновационного типа, таких, как лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с про-

фильной направленностью, образовательный комплекс, колледж; поставили на повестку дня задачу перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов; потребовали от всех педагогических коллективов пересмотра своей миссии, учебных программ, планов, создания перспективных проектов развития учебного заведения, освоения новых педагогических технологий и др. В настоящее время одной из важнейших является проблема научного обоснования

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

перспектив развития системы среднего профессионального образования, а также региональной системы многоуровневого педагогического образования.

Реализация идеи непрерывного обра-

1) подготовительный (переосмысление ценностей и целей, создание нормативно-правовой документации, профориентационная работа);

2) разработки содержания образова-

зования в Ростовской области, характе- ния (составление на основе государствен-

ризующейся высоким культурно-образо- ных образовательных стандартов квали-

вательным уровнем, особенно актуальна, фикационных характеристик, учебных

Здесь созданы: экспериментальная пло- планов и учебных программ);

щадка для отработки перспектив внедре-

3) поддержки и развития инноваци-

ния непрерывного профессионального онных процессов (изменение управлен-

педагогического образования, ассоциа- ческих структур, создание форм обще-

ция «Педагогическое образование» ственного управления, структур, обеспе-

чивающих творческую активность личности; модернизация форм и методов

образовательных учреждений Ростовской области; ведется разработка общей тех-

нологии профессионально-педагогичес- обучения, интеграция с вузом, возникно-кой подготовки специалиста в колледже. вение новых форм повышения квалифи-В последние десятилетия появились

кации преподавателей и др.);

4) разработки и реализации критериев оценки результатов деятельности учебного заведения.

Реализация технологии как педагоги-внесли В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, ческого процесса предполагает обосно-В.В. Гузеев, Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, ванность каждого ее компонента (этапа).

фундаментальные труды по исследованию сущности и содержания понятия «педагогическая технология», классификации. Значительный вклад в изучение проблемы

Д.В. Чернилевский и др. Создаются и ос-

Подготовительный этап функциони-

ваиваются практические технологии обу- рования общей технологии профессио-чения и воспитания, в которых находят отражение вопросы организации учебных за-

нально-педагогическои подготовки специалистов в колледже связан с вы-

нятий, отдельных видов познавательной полнением социального (государствен-

деятельности учащихся, организации педагогической практики, общения, внеаудиторных занятий и т.д. Исследуются технологии развивающего, проблемного и дру-

ного) заказа. Сегодня возросла роль данного фактора, и деятельность учебного заведения планируется с учетом потребностей общества в тех или иных спе-гих видов обучения. Однако общая техно- циалистах. Обогащая описанную В.П.

логия личностно-ориентированного обра- Беспалько (Беспалько В.П. Слагаемые

зования, особенно в среднем специальном педагогической технологии. М.. 1989)

учебном заведении повышенного типа - технологию в соответствии с концепци-

колледже, представляющем собой сегодня ей личностно-ориентированного образопервую ступень высшего образования, раз- вания, мы закладываем в нее интересы

работана и обоснована недостаточно.

личности в получении широкой культу-

Под общей технологией профессио- рологической и качественной професси-

нально-педагогическои подготовки мы понимаем практическую реализацию пе-

ональнои подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, инди-дагогической системы во взаимосвязи видуальных особенностей, мотивов и всех ее компонентов: ценностей и целей,

субъектов образовательного процесса (студентов и преподавателей), содержания образования, методов и организационных форм; способов управ-

ценностных ориентиров.

Изменение парадигмы образования, переход к личностно-ориентированному образованию невозможен без переосмысления его ценностей, так как «именно об-

ления, анализа результатов и контроля разование как наиболее технологическая

эффективности системы.

Разработка общей технологии профессионально-педагогической подготовки студентов проходит в 4 этапа:

и подвижная часть культуры, образно говоря, держит руку на пульсе человеческих ценностей и идеалов» (Гершунс-кий Б.С. Философия образования для

XXI в. М., 1997). Именно на первом этапе происходит наиболее глубокое осмысление ценностей и целей образования. Мы рассматриваем ценностные характеристики образования как три взаимосвязанных единства: образование как ценность государственная, общественная и личностная. Принципиально важным, новым является приоритет личностной ценности образования, индивидуально мотивированного отношения человека к собственному образованию, его уровню и качеству. Ценности образования - «это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека...» (Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе // Инновационная школа. 1995. № 2); сам человек выступает целью и основным критерием оценки качества образования. Отсюда основными ценностями образования являются студент и преподаватель; творчество и творческая самореализация; культуросообразная развивающая среда учебного заведения, педаго-гическая культура. Главная цель инновационного образования - сохранение и развитие творческого потенциала личности, готовой к жизнедеятельности в условиях технологического прогресса, к самообразованию, самореализации и самоконтролю.

Существенное значение на данном этапе имеет разработка нормативно-пра-вовой документации. В нашем случае на основе приказа о реорганизации педагогического училища в педагогический колледж и типового положения было разработано Положение о Каменском педагогическом колледже, в котором нашли отражение вопросы структуры колледжа, организации учебного процесса, управления и др., утверждены договор о сотрудничестве с Ростовским государственным педагогическим университетом, положения о кафедрах, лаборатории и др.

Важнейшее звено технологии составляют студенты колледжа. Здесь большое значение, по нашему мнению, имеет профориентационная работа, включающая собственно профориентационную работу, проводимую учебным заведени-

ем совместно со школами и отделами образования; организацию деятельности подготовительных курсов в колледже, обеспечивающих учет возможностей и личностной направленности слушателей; диагностику профессиональной направленности абитуриентов, уровня их подготовленности к получению педагогической профессии. Целью такой работы являются оказание помощи в свободном, наиболее полном и правильном выборе профессии, поддержка интересов и потребностей личности как в получении образования, так и в собственном развитии и саморазвитии.

Следующим структурным компонентом технологии, обеспечивающим повышение эффективности обучения, мы определяем изменение содержания профессиональной подготовки. Последнее представляет собой фактор, содействующий развитию будущего учителя как человека культуры, способного ориентироваться в существующих вариативных образовательных системах и технологиях, выражать личностное отношение к создаваемым новациям, развиваться и самореализовываться в избранной профессии.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено включение в учебный план широкого спектра предметов по выбору студента, в зависимости от его интересов, запросов и наклонностей, в противовес не всегда обоснованному жесткому дидактическому требованию, согласно которому все должны изучать один и тот же материал, единообразно и за одно и то же время. Кроме обязательного для каждого студента программного материала стандарт предоставляет возможность самостоятельного изучения предметов с последующей организацией периодических консультаций, лекций, коллоквиумов, семинаров,

Отныне содержание образования предстает не как произвольный набор совершенно не связанных между собой предметов, а как система взаимосвязанных, порой интегрированных предметов, нацеленных на целостное развитие личности. В концепции непрерывного образования в системе педколледж - вуз (Лев-чук Л.В., Греков A.A. Концепция непрерывного образования в системе педколледж - вуз. Ростов н/Д, 1996) со-

ШШШ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

держание обучения определено как «гуманизированное, структурированное по образовательным областям, интегрированное по новым и традиционным учебным предметам».

Многоуровневая система предполагает соблюдение принципа преемственности в содержании образования, сущность которого состоит в том, что на каждой высшей по рангу ступени образования учитывается все то, что было изучено на ранних ступенях, и с ориентацией на это разрабатываются состав и структура содержания учебного материала, а также определяется организация учебного процесса.

Связывая технологию подготовки специалистов в колледже с личностноориентированным обучением, учитывая изменение содержания, мы пересмотрели действующие учебные программы, так как перед ними сегодня стоит задача не передачи определенного объема знаний для заучивания, а постоянного обогащения опытом творчества, формирования механизма самореализации личности каждого студента как будущего профессионала.

Этап поддержки и развития инновационных процессов для нас был связан прежде всего с реорганизацией учебного заведения, переходом в новый статус, что, действительно, очень многое изменило. Теперь мы можем говорить о возможности вхождения в систему многоуровневой подготовки специалистов. Существующий на протяжении многих десятилетий разрыв между педагогическими учебными заведениями при наличии единой цели (подготовка учителя для школы) наконец-то начал сокращаться.

Учебно-воспитательные процессы в вузе и педучилище долгое время строились обособленно: педагогические коллективы не имели представления о деятельности своих коллег. Несогласованность действий создавала неоправданные трудности в обучении выпускников средних специальных учебных заведений в институте. Переход на многоуровневую систему подготовки специалистов помог решить данную проблему, а также обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения образования того

уровня образования и развития личности, который соответствовал бы ее возможностям и интересам, помог бы обеспечить защиту социальных прав студен-тов-выпускников педагогического колледжа.

Благодаря переходу на многоуровневую систему профессиональной подготовки, упрочению связей с высшими учебными заведениями мы при проектировании обшей педагогической технологии в колледже как инновационном учебном заведении, имеющем собственные цели, нормы, обеспечивающие жизнедеятельность, способность к саморазвитию, не можем не учитывать процессы интеграции с вузом, непрерывность образования. В исследовании проблем непрерывного образования мы опираемся на работы A.A.Грекова, Л.В. Левчука, Г.П. Зинченко и др. На основе их выводов можно следующим образом определить особенности системы непрерывного педагогического образования:

- гибкость, что обеспечивает быструю адаптацию;

- расширение образовательного пространства и возможностей личностноразвивающей модели профессионального образования, что позволяет создать оптимальные условия для развития инноваций:

- моделирование новых технологий профессионально-педагогической подготовки с учетом кадровых ориентаций региона;

- открытость и постоянство действующей системы анализа функционирования учебных заведений с установкой на саморазвитие.

Непрерывная система образования направлена на целостное развитие личности, повышение возможностей производственной и социальной адаптации в динамическом обществе. В связи с этим в колледже созданы структуры, обеспечивающие творческую активность личности, развитие которых происходит за счет интеграционных процессов с вузом и имеет существенное значение в жизнедеятельности колледжа, позволяет решать вопросы подготовки специалистов в единстве с высшей школой, поднять на более высокий уровень профессиональные и личностные качества преподавате-

лей и студентов, самостоятельную и научно-исследовательскую работу и решить другие проблемы. Это кафедры, лаборатория, студенческое научное общество, тесно взаимодействующие с кафедрами и факультетами Ростовского государственного педагогического университета.

Процессы интеграции с вузом определили и выбор дидактических процессов, потому что и колледж, и вуз осуществляют достижение единой цели, каковой выступает подготовка высококвалифицированных кадров, на основе тесного творческого научно-исследовательско-го, методического, учебного содружества, единства учебных планов, учитывающих преемственность в обучении. Благодаря заключенному с РГПУ договору о сотрудничестве колледжа и вуза, совмещенности учебных планов и программ наиболее подготовленные выпускники имеют возможность после трех лет обучения перейти на II или III курс соответствующего факультета вуза.

Можно выделить следующие основные дидактические условия, при которых усвоение содержания образования актуализирует личностные функции:

-диалогичность как сотрудничество субъектов учебного процесса в конструировании ценностно-смыслового содержания предмета;

-жизненная контекстность как включенность учебной задачи в жизненносмысловое пространство ученика;

- усвоение содержания в игровой форме как свободно принимаемой, продуктивной, напряженной, жизненно-ими-тирующей деятельности.

Из вышеназванных условий вытекают и иные подходы, иные требования к личности преподавателя, его педагогической культуре. Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность преподавателя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск.

Для реализации технологии, носящей личностную направленность, мы подбирали такие формы и методы работы, которые помогли бы включить механизмы развития и саморазвития как студентов, так и преподавателей, создали бы пред-

посылки для личностного и профессионального роста.

Важным моментом, проблемой, с которой постоянно сталкивается педагогический коллектив,является отсутствие навыков самостоятельной работы у студентов колледжа. Необходимость решения этой проблемы диктует уровень подготовленности абитуриентов, вчерашних школьников (преподаватели практически всех дисциплин отмечают их неспособность к самостоятельной работе, неумение записать лекцию, составить план, тезисы, подобрать литературу к реферату, выстроить логику ответа и др.), с другой стороны, на этот же недостаток указывают и преподаватели вуза, получившие наших выпускников. Важное значение здесь имеет квалификация педагога. Обеспечение действенности данного компонента технологии мы связываем с созданием условий для раскрытия творческого потенциала преподавателей, для овладения ими теорией и практикой личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированной педагогической культурой.

При измерении уровня педагогической культуры преподавателя мы исходим из критериев, предложенных Е.В.Бонда-ревской: гуманистическая педагогическая позиция преподавателя по отношению к студентам и его способность быть воспитателем; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую); культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции собственной личности и деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня, с учетом вышесказанного, нельзя работать старыми классическими методами обучения, необходим иной подход, который бы научил студентов, учащихся школ тому, как самим добывать знания. Поэтому особое внимание уделяется организационным формам обучения. Это то, что сможет обеспечить активную субъектную позицию на всех этапах обучения. Важнейшей составляющей педа-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

гогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентами. Преподаватель должен сам ориентироваться в специалистов в колледже сегодня нешироком спектре современных частных

гуализироваться. С другой стороны, состояние и качество функционирования общей

педагогической технологии подготовки

мыслимо без разработки и реализации критериев оценки деятельности учебного заведения, без диагностики, которую по своей направленности, целям и задачам можно представить как педагогический мониторинг. решающий проблему более объек-ведении определяется уровнем тивных способов оценки функционирова-

технологии и научить студента критически осмысливать имеющийся в этом плане опыт.

Результативность действия технологии в среднем специальном учебном за-

подготовленности выпускника, его способностью самореализоваться, адаптиро-

ния образовательной системы, соответствия качества образования, предоставля-

ваться в новых условиях, будь то 2-я сгу- емого педагогическим колледжем, требо-

пень многоуровневой подготовки соответствующий факультет вуза, либо школа, в которой он будет работать. Поэтому мы включаем в проектирование общей технологии взаимосвязь со школой и вузом, устанавливая обратную связь со школами, в которые распределяются наши выпускники, и с факультета-

ваниям образовательного стандарта повышенного уровня.

Запуск инновационных процессов, как нам представляется, возможен при наличии баланса всех компонентов системы, включая содержание и технологию, социокультурную среду и управле-

ми, на которые они поступают на основе ние’ человеческие ресурсы.

совмещенных, выпускных в колледже и вступительных в вуз, экзаменов.

Таким образом, задача общей педаго-

Общая технология создается усилиями всех >частников образовательного процесса в колледже. Вместе с тем мы

гической технологии заключается в созда- признаем необходимость специальной нии определенной совокупности условий для личностного и профессионального са-

деятельности по ее созданию со стороны управленческих структур, особенно

моразвития студентов и преподавателей, таких, как совет колледжа, учебная часть,

возможности самореализоваться, самоак- кафедры, методический совет и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.