Научная статья на тему 'Принцип преемственности в становлении отечественной традиции многоуровневой профессионально-педагогической подготовки'

Принцип преемственности в становлении отечественной традиции многоуровневой профессионально-педагогической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности в становлении отечественной традиции многоуровневой профессионально-педагогической подготовки»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВСТАНОВЛЕНИЙ

отечественной ТРАДИЦИИ многоуровневой

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ

Л.В.Зачина, доцент кафедры педагогики Ростовского государственного

педагогического университета

В динамичном современном мире возникают новые типы отношений между прошлым и настоящим, между традициями и инновациями, которые находят отражение в новых парадигмах культуры и образова-

структурную характеристику многоуровневой подготовки. В свою очередь, много-уровневость образования предстает как форма организации непрерывного образования. Эта позиция определяет возмож-

ния. В этом случае преемственность в об- ность рассмотрения специфики современ-

разовании может быть рассмотрена одно- ного этапа реформирования высшего педа-

временно как механизм сохранения традиции и как цель образования, а преемственная зависимость и перспективность связей - как важнейшее условие осуществления всей системы образовательной дея-

гогического образования, связанной со становлением традиции многоуровневой педагогической подготовки на основе реализации принципа преемственности.

Концептуальными основами становле-

тельности. Значение слова «преемствен- ния традиции многоуровневого профессио-ность» в словаре С.И.Ожегова раскрыва- нально-педагогического образования является через русское «преемство» - передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику. При этом, несмотря на то что большинство авторов при определении понятия «преемственность» используют

ются: 1) определение важнейших объективных предпосылок введения многоуровневой подготовки педагогов-профессионалов: глобализация, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, дифференциа-

категорию «связь», принципиальным явля- Иия> академическая мобильность содержа-

ется то, какие связи и на каком уровне пред- ния подготовки, непрерывность; 2) поня-

лагаются для изучения преемственности.

В

тииныи

научно-педагогических исследо-

аппарат: «структура высшего

образования», «образовательная програм-

ваниях рассматриваются следующие ас- ма>)> «образовательный стандарт», «уро-

пекты преемственности:

1) теоретические (С.Я.Батыршев,

B.С.Безруков, А.П.Беляев, Ш.И.Ганелин,

C.М.Годник и др.);

вень образования», «специальность», «квалификация», «учебно-научный комплекс», «педколледж», «педуниверситет», «непрерывность» и др.; 3) педагогические усло-

2) содержательные и процессуальные вия' обеспечивающие реализацию мно-

(С.Я.Баев, В.Ф.Башарин, Г.Н.Варковецкая, гоуровневой подготовки; 4) дидактическое

И.Я.Курамшин, О.Е.Лисейчиков, Н.Г.Пеш- обоснование и способы реализации целей,

ков и др.);

3)

психолого-педагогические

содержания, методов и организационных форм обучения в рамках многоуровневой

(Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, А.Г.Соколов, подготовки; 5) совокупность нормативно-

Р.Х.Шакуров и др.).

правовых актов в области высшего обра-

В качестве основной методологической зования.

идеи многоуровневости профессиональнопедагогической подготовки выступает непрерывное образование, которое с формальной точки зрения представляет собой

Современная отечественная традиция образования исходя из особенностей современной социокультурной ситуации характеризуется: 1) инновационной направленное-

тью. некоторым «отрывом» от традиции «прошлого»; 2) человекоориентированнос-тью, направленностью на создание субъектом образования собственной системы смыслов жизнедеятельности и картины мира; 3) глобализацией как формой взаимодействия национальных образовательных традиций и, соответственно, преемственностью образовательных систем различного уровня; 4) фундаментальной направленностью «живого знания»; 5) особой ролью педагога-интеллигента, деятельность которого и является, по существу, сферой «неуничтожения» традиции и одновременно пространством освоения инновационной образовательной традиции.

Реатизация интеграционных направлений в профессионально-педагогическом образовании связана с творческим использованием и развитием положительного международного опыта повышения качества подготовки специалистов, существенным расширением академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, вхождением в международный рынок образовательных услуг, в систему международного информационного и коммуникационного пространства, развитием международной кооперации в области фундаментальных и прикладных исследований.

Следует отметить, что для отечественного профессионал ьно-педагогическо-го образования многоуровневость является традиционным (хотя и недостаточно востребованным) подходом, реализация которого осуществляется на основе преемственности историко-педагогического опыта. Идеями общечеловеческого дома, духа взаимосвязи людей, необходимости понимания мира как целого проникнуты педагогические взгляды выдающихся мыслителей России: Климента Смолятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского (XIII вв.), Максима Грека, Ивана Федорова (XV - XVI вв.), Кариона Истомина (XVII в.), В.Малиновского, П.Чаадаева, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, П.Юрке-вича, С.Франка, Н.Лосского, Н.Рериха и др.

Необходимость в построении системы об-разования и воспитания в тесной связи с потребностями меняющегося мира отме~ чали К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель. В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт

и др. Достаточно обратиться к известной мысли К.Д.Ушинского о том, что всякое образование национально по содержанию и характеру, но не следует игнорировать то, что делается в школах других народов и государств, их поиски и ошибки, поскольку искусственная изоляция от педагогических культур других наций является гибельной для отечественной. В педагогическом опыте каждой нации, созданной именно для своих нужд, в системе образования и воспитания, есть нечто имеющее всеобщее значение, «рациональные моменты» (см.: Ушинский К.Д. Педагогические статьи 1857-1861 гг. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 218).

Традиция профессионально-педагогического образования может развиваться лишь на основе преемственности, осуществляемой в глобальном масштабе, между различными национальными образовательными традициями народов мира, и в узкоспециальном. Сложность этого взаимодействия определяется тем, что в нашей стране налицо кризис образования и этот кризис имеет двойную природу: педагогические системы помимо внутренних противоречий испытывают влияние мирового кризиса, крушение территориальной, политической и экономической систем, социальные трансформации. В этой ситуации актуализируется проблема преемственности образовательных традиций различных стран как условие сохранения ядра культурно-педагогической традиции российского образования.

В качестве специфической особенности традиции профессионально-педагогического образования следует подчеркнуть, что эта система всегда имела ступенчатую структуру восхождения к высотам профессии («вертикальный срез» системы). Специалисты образования готовятся в системе среднего специального (в практически-ориентированной системе) и высшего образования (с научно-исследовательской ориентацией) (см.: Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогичес-ких комплексов (вопросы Теории). СПб., 1997). Выпускники педагогических училищ в большинстве своем работают в системе дошкольного и начального школьного образования, а выпускники педагогических

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

вузов - в основной и полной школе. Пали- рактеристик готовности будущего учителя чие ступенчатости в традиционной практи-

ке профессиональной подготовки (а значит,

к реализации данной «миссии».

В этой ситуации возникает необходи-

и в теории, ее отражающей) предполагает мость в пересмотре подходов к профессио-

дискретность, расчлененность на несвяз- нал ьной подготовке будущего учителя с опо-

ные элементы, прерывность, отсутствие рой на восхождение педагогической мысли

преемственности (которая декларировалась, но не реализовалась в образовательной практике) между отдельными этапами.

от односторонне-когнитивного к целостному представлению о педагогическом образовании, в котором процессы овладения профес-

стадиями, ступенями процесса (В. А.Сухом- сией и профессиональное совершенствование

линский). В результате в отечественной органически включены в более широкое протеории профессионально-педагогического странство социальной, профессиональной,

образования развивались два параллельных личностной самореализации человека. Пере-

направления:

- педагогика среднего профессионального образования (С.Я.Баев, А.П.Беляев. О.С.Гребенюк, А.А.Куприянов, М.И.Мах-

ход в стратегии развития образования к «непрерывному образованию для всех» по-новому ставит многие вопросы преемственности традиций профессионально-педагогичес-

мутов. Ю.С.Тюнников. И.А.Халлиулин и кого образования.

др.). способствующая становлению и раз-

Воплощение новой парадигмы профес-

витию традиции среднего профессиональ- сионально-педагогического образования

но-педагогического образования;

осуществляется на основе разработки и

- педагогика высшей школы создания различных моделей профессио-

(О. А. Абдулл и на, В.К.Анисимов, Ю.К.Ва- напьно-педагогической подготовки, в кото-

сильев, Н.В.Кузьмина. Г.И.Михалевская, рых проявляются особенности региональ-

В.А.Сластенин, Е.Э.Смирнова, Н.Ф.Талы- ной образовательной политики. Сущность

зина, М.Ф.Фатхуллин, А.А.Ченцов, А.И.Щербаков и др.). способствующая становлению и развитию традиции высшего профессионально-педагогического образования. Таким образом, в отечественной системе педагогической подготовки сосуществуют традиции среднего профессиональ-

регионализации подготовки педагога заключается в стремлении глубже «окунуть» человека развивающегося в культуру своего народа, своего края, в жизнь и проблемы окружающего социума, его педагогической образовательной сферы с целью ее освоения и дальнейшего «творения». Таким

ного и высшего педагогического образова- образом, в характеристике традиции ирония. Более того, допустимо предположить, фессионально-педагогического образова*

что существовавшая и во многих регионах ния вычленяется еще один компонент-

продолжающая существовать традиционная практика профессионально-педагогической подготовки приводит к углублению проблемы адаптации школьника при переходе от одного образовательного уровня к

регионализация, которая и является условием развития традиции.

Отношение к многоуровневой системе профессионально-педагогической подготовки в общественном мнении

следующему (Ш.А.Амонашвили, В.В.Да- неоднозначно. Одни нещадно ругают нова-

выдов, А.В.Петровский, Н.Г.Пешкова, ции, как «чуждое влияние Запада». Другие

Д.Б.Эльконин и др.). Естественно, что та- активно поддерживают нововведения, счи-

кого рода реалии не способствуют гуманизации практики образования. Выходом из данного противоречия является сближение профессионально-педагогических традиций высшего и среднего педагогического образования на основе единства подходов к целям и содержанию профессионально-педагогической подготовки, к рассмотрению «места» и значения педагога в образова-

тают их гарантией дальнейшего развития образования в России. Большинство же педагогов занимает выжидательную по* зицию. Безусловно, формальное перенесение западной структуры образования в российские вузы бессмысленно. Но в вечно меняющемся мире не бывает неизменных форм. Поэтому следует стремиться найти место бакалавриата и магистратуры в тра-

нии, в обществе, а также определение ха- диционнои системе высшего образования.

№ 3, 2000

С точки фения повышения уровня об- вания и становления социальной значимости

щей образованности выпускников много- личности обеспечиваются: I) на уровне фун-

уровневая система высшего образования кционирования звеньев системы образова-

открывает новые возможности для само- ния-на основе непрерывности образования

реализации личности молодого человека. в течение всей жизни; 2) на уровне процесса

Очевидно, что, если в определенных обсто- обучения

ятельствах жизни у общества есть профессиональные ниши, которые могут быть заполнены выпускниками с 4-хлетним высшим образованием, нет необходимости не конструирования, функционирования и

учить их 5 лет. В рамках бакалавриата мо- управления учебным процессом - как от-

гут осуществляться подготовка воспитате- ражение закономерностей общественной

лей продленного дня, гувернеров, ассистен- жизни. При этом преемственность реали-

на основе учета опыта предшествующей учебной деятельности, ценностных ориентаций студентов на каждом последующем уровне (этапе) обучения; 3) науров-

тов учителя, учителеи дополнительного образования и т.д. Система многоуровневого профессионального образования имеет преиму щества и с точки зрения ин-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зуется через субъективную деятельность педагогов и студентов в процессе передачи и усвоения социокультурного опыта преобразующей деятельности. Формирова-

тересов личности, поскольку позволяет ние познавательных интересов, потребно-

включаться в трудовую деятельность после 2,4 и 6 лет обучения, экономит финансо-

стеи, возможностей индивида осуществляется на основе дальнейшего развития уже

вые и интеллектуальные ресурсы. С точки сложившейся на предыдущем этапе систе-

зрения дидактической она также предпоч- мы знаний и умений, личностных качеств,

тительна, поскольку позволяет выстроить эффективную образовательную траекторию студента, наращивать степень требований к способностям учащихся от ступени к ступени, реформировать потоки обу-

жизненнои позиции и личностного опыта учебной деятельности студента и через

традиционное взаимодеиствие педагога и обучаемого;

- проявление субъективного фактора

чающихся в зависимости от их возможно- находит свое выражение в необходимости

стей. вовлекать студентов в исследовательскую работу преподавателей вузов (см.: Громыко Ю. и др. Изменения в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) // Вестн. высш. шк. 1998. № 3. С. 17-21). Основной из них является поиск новых форм взаимодействия вузов со средними

рофесс

приведения конечных и конкретных целей обучения и средств их реализации в соответствие с требованиями социального заказа на выпускника, закономерностями учебно-познавательной деятельности, ценностными ориентациями и мотивационными представлениями, возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся (А.В.Батаршев, А.Х.Галазов,

учреждениями (училищами и колледжами). С.М.Годник, К.Д.Деликатный, Д.И.Зве-

Это взаимодействие также определяется рев, В.И.Загвязинский, P.A.Ильясов,

с помощью понятия «многоуровневость», Н.К.Сергеев, М.М.Разладов, Н.Ф.Талызи-

которое характеризует инновационные про- на и др.).

цессы в развитии образовательной традиции профессионально-педагогической подготовки. В этом случае следует пристальнее рассмотреть сущность преемственности образовательных традиций.

Закономерностями проявления преемственности в процессе становления ческое значение, выделяется дополни-

В условиях, когда усиливается самостоятельность регионов,реконструируется вузовская система, университетское образование в российской провинции и педагогическое образование в университете приобретают особое социально-экономи-

рофессио

тельная функция преемственности в усло-

но-педагогического образования являются виях многоуровневое™ профессионально-

следующие:

- эффективность и целостность педаго

гического воздействия в процессе формиро

педагогического образования - социокультурно-просветительской поддержки и гуманизации.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Относительно непродолжительный опыт фессионально-педагогического образова-

реализации системы многоуровневого про-фес с ио 11 ал ь но- педа го г и чес ко го об разо ван и я в России позволил выделить появившиеся противоречия в этом процессе (Е.Н.Осорин, ние», в качестве членов включающей Ро-

ния подчинена деятельность Ассоциации образовательных учреждений Ростовской области «Педагогическое образова-

Т.И.Руднева. Н.В.Соловьева и др.):

-между унифицированной системой профессиональной подготовки студентов педколдеджей, вузов и индивидуально-твор-

стовский государственный педагогический университет, Таганрогский педагогический институт, шесть педагогических колледжей и три педучилища. В процессе становления региональной профессионально-педагогической образовательной традиции в рамках Ассоциации дения нового типа в переходе от информа- преемственность образовательных уров-ционно-объяснительного метода препода- ней обеспечивается на основании: 1) пре-

ческим характером их предстоящей профессиональной деятельности;

- между потребностью учебного заве-

вания к деятельностно-целевому, ориентированному на развитие творческих способ-

образования социально-педагогической сферы, изменения индивидуального и кол-ностей специалиста, и недостаточностью лективного сознания (как носителя тра-творческой подготовленности студентов по специальным дисциплинам, обеспечивающим деятельность выпускников на разования

диционных основ); 2) преобразования связей и отношений между субъектами об-

переход от простых типов

уровне специалиста-исследователя;

- между объективным фактом решающего значения профессиональной под-

отношении к сложным: кооперация, соде-ятельность и пр.; 3) преобразования процессов: от обнаружения в своем опыте готовки специалиста и недооценкой этого «островков» деятельности нового типа к

факта частью преподавателей дисциплин общекультурного, психолого-педагогичес-кого и методического циклов и т.д.

их распространению на все пространство деятельности; 4) генезиса оргструктур-структурно-функциональное переналажи-

Преодолению выделенных противо- вание подлинных ценностей и типа дея-

речии в реализации многоуровневого про- тельности.

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. В.Звезду нова, зам. директора Каменского педагогического колледжа Реалии сегодняшнего дня ставят перед равнивается к 1 - 2 годам вузовского обу-

педагогическим колледжем в системе мно-

чения. что и позволяет готовить такого спе-

гоуровневого профессионального образова- циалиста по сокращенным срокам обуче-

ния в высшем учебном заведении.

Данное обстоятельство оказало влиятельности по подготовке специалистов пе- ние на содержание изменений, вносимых в

ния задачу переосмысления структурносодержательных аспектов своей дея-

дагогического профиля.

педагогическую систему и инфраструкту-

При относительной закрытости коллед- ру Каменского педагогического колледжа,

жа как юридически самостоятельного об- Нововведения в первую очередь были на-

разовательного учреждения, реализующе- правлены на повышение культу росообраз-

ности его педагогической системы, т.е. соотнесенности профессионально-педагогического образования с культурой социума. Это потребовало изменения всей жизнедеятельности студентов, суть которых состоит в том, чтобы перевести сту-

го повышенный уровень среднего специального образования, он остается открытой педагогической системой, деятельность

которой тесно скоординирована с вузом. При этом весь уровень 3-годичной подготовки выпускника колледжа условно при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.