Научная статья на тему 'Региональная традиция непрерывной профессиональнопедагогической подготовки'

Региональная традиция непрерывной профессиональнопедагогической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная традиция непрерывной профессиональнопедагогической подготовки»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 51

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

ПОДГОТОВКИ

Л. В. Занина, профессор кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета

Одной из целей регионализации про-

субпространство внутренних

фессионально-педагогической подготов- смыслов (свободы) (реализующееся чеки является становление пространства рез отношение студент — содержание

непрерывной педагогической подготов- образования), включающее мотивацион-

ную, эмоционально-смысловую среду, среду досуговой деятельности (особое значение имеющую для студентов пед-Пространственный подход в этом случае колледжа — выпускников сельских основывается на отношении к выпускни- школ), среду индивидуального и коллек-

ки, частным случаем которого может быть рассмотрена непрерывная подго-

— педвуз.

товка в системе педколледж

ку как к человеку культуры, реализующему индивидуальную образовательную траекторию, и к преподавателю как к «человеку университета», создающему условия для свободного выбора и реализации студентом образовательной траектории и обеспечивающему соответству-

тивного научно-педагогического творчества и т.д.;

— субпространство выбора (предполагающее выстраивание индивидуальной образовательной траектории студента в уровневой системе непрерывного педагогического образования) и система

ющий уровень профессиональной подго- условий, его обеспечивающих: высокий

уровень технологической культуры преподавателей, единство методологических оснований их деятельности в образовательном пространстве УНПК и т.д.;

субпространство непрерывного

товки специалиста.

На основании данного подхода пространственная модель непрерывной педагогической подготовки в регионе в системе педколледж — педвуз (в Ростов-

ской области объединяющая девять пед- профессионального и личностного рос-

колледжей, Ростовский педуниверситет, Таганрогский пединститут и областной педагогический лицей) имеет следующую архитектонику:

— субпространство ценностей профес-

та студента и преподавателя.

Поскольку образовательные системы педуниверситета и педколледжа в системе многоуровневого профессионального образования ориентированы на создание сионально-педагогической культуры, ряда целенаправленно выстраиваемых включающее гуманистическую направлен- условий для становления педагога-про-ность как «пространство неуничтожения» фессионала, то совокупность

традиции педагогической подготовки, вий определяет развертывание поля (про-

субпространство отношений (ди- странства), возможного для освоения сту-

алога) (включающее отношения препо- дентом в его профессиональной и жизне-

деятельности, и особенности этого освоения. В процессе обучения студент пре-

аватель

студент, преподаватель

преподаватель, студент

студент, сту-

іент

группа, педколледж

педвуз,

педуниверситет

пединститут, педкол-

социокультурнои

лед ж вуза

педколледж, преподаватель пед-студент педколледжа, преподаватель педколледжа —

сферы

что

вуза и т.д.);

преподаватель пед-

очередь, ведет к его личностному и профессиональному становлению. При этом будущий специалист рассматривается как

© Л.В. Занина, 2002

ния в мире общей и профессиональной видуальной образовательной траектории;

культуры, как создатель и транслятор ценностей образовательной традиции.

Учитывая то, что образование в Ростовской области интегрировано в образовательную систему России, следует тельных специальностей и специализа-отметить, что становление и развитие ций как в педколледже, так и в педвузе

2) преемственности среднего и высшего педагогического образования, предоставляющий широкие возможности для студента в приобретении дополни-

региональнои системы педагогической подготовки основывается на следующих положениях: взаимосвязь образователь-

при некотором сокращении сроков получения высшего педагогического образования, обеспечивающий социальную за-

нои практики с наукой, активный педа- щищенность выпускникам

специали-

ЧУ

гогическии поиск и эксперимент, широкое внедрение педагогических инноваций в практику образовательных учреждений, стремление к созданию учебно-научно-педагогических комплексов, обращенность высшей школы к среднему профессиональному и общему среднему образованию и т.д.

Образовательную систему педкол-— педвуз можно рассматривать как

стам сельских и малокомплектных школ;

3) непрерывности педагогической подготовки, позволяющий значительно повысить уровень среднего педагогического образования в регионе за счет усиления научно-исследовательской направленности деятельности преподавателей педколледжей;

4) вариативности преемственных свя-

ледж —

результат определенным образом упорядоченной культурной среды, связи в которой преобразуются в соответствии с ее внутренними целями. Внешней целью эксперимента является подготовка специалиста с высоким диапазоном творческих возможностей, способного к саморазвитию и педагогическому исследованию. Внутренняя цель функционирования региональной системы непрерывной уровневой педагогической подготовки —

зеи, позволяющий, сохраняя и развивая традицию высшего педагогического образования, сохранить традицию и автономность среднего педагогического образования;

5) оперативного реагирования (на изменения рынка образовательных потребностей, специальностей и пр.) и т.д.

Взаимодействие образовательных пе-

ЧУ

дагогических учреждении в рамках регионального учебно-научно-педагогического

— педвуз имеет

комплекса педколледж

содействие развитию будущего специа- многослойную сложную структуру. Во-

листа, его самоопределению и продуктивному включению в жизнь общества и в самостоятельную профессиональную деятельность.

первых, преемственность образовательных ступеней рассматривается как вариативная структура. Во-вторых, каждое образовательное учреждение имеет собственную

Общие задачи эксперимента таковы: субструктуру, в свою очередь являясь

1) создание единого образовательно- УНПК. В-третьих, у каждого образователь-

ного учреждения есть собственная концепция развития, методологическую основу которой составляет углубление индивиду-

го пространства и открытой системы непрерывного педагогического образования;

2) разработка и апробация модели ально-личностной направленности педаго-управления учебно-воспитательным про- гической подготовки.

цессом, научно-исследовательской и ме- В ходе регионального эксперимента

тодической работой в условиях непре- по непрерывному (уровневому) педаго-

рывного педагогического образования; гическому образованию были выявлены

3) реализация стандартов среднего и высшего педагогического образования на основе преемственности.

Методологическую основу экспери- целей педагогического образования пед-мента составляют следующие принципы: колледжа и педвуза (научная ориентиро-

противоречия, потребовавшие конкретизации задач эксперимента:

— разнонаправленность традиций и

?&88Я8888ЯЯ888& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ванность высшей школы и практическая направленность среднего специального

координация и интеграция: взаи-;твие и взаимопроникновение фун-

образования), потребовавшая централи- кционально-целевых, содержательных и

зованных действий по организации на- технологических компонентов деятель-

учно-исследовательской деятельности ности субъектов образовательного про-

и

странства педколледж

педвуз;

— непрерывность: воспитание готовности к непрерывному профессиональному образованию как результату смыс-лотворчества;

научность как характеристика тра-

студентов педколледжеи;

затруднения преподавателя пед-колледжа, сочетающего педагогическую деятельность с научно-исследовательской. Осознание возникших противоречий послужило основанием для выделения в качестве дополнительной задачи диции педагогического образования и

регионального эксперимента повышение показатель уровня профессионального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-теоретического уровня препода- становления и развития специалиста об-

вателей педколледжей;

— затруднения методического обеспечения непрерывной профессионально- мента по созданию традиции непрерыв-

педагогической подготовки.

Общими принципами функционирования субъектов регионального пространства непрерывной уровневой педагогической подготовки педколледж -----

разования.

Реализация регионального экспери-

нои уровневой педагогической подготовки в рамках деятельности учебно-науч-

ного комплекса педколледж

педуни-

педвуз являются:

— культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни всех

верситет ставит задачу рассмотрения функциональных особенностей в деятельности педуниверситета и педколлед-жа как составляющих пространство

професс

субъектов образовательного простран- ки, в своей деятельности создающих, ства в контексте культурных традиций сохраняющих и развивающих гуманистическую образовательную традицию.

субрегиона, региона, страны, мира;

— природосообразность: учет закономерностей природного и традиций возрастного и профессионального развития субъектов непрерывного процесса педа-

гогической подготовки, сохранение и укрепление физического здоровья и психического комфорта специалиста в образовательном пространстве и субпространстве;

— индивидуально-личностная направленность: оптимальное удовлетворение интересов и потребностей каждого субъекта образовательного пространства разования* в разнообразных видах творческой дея-

В региональной модели УНПК роль педвуза заключается в фундаментализа-ции педагогической подготовки, расширении научно-исследовательской деятельности, обеспечении условий для совершенствования профессиональной

компетентности преподавателей педколледжей, разработке сопряженных учебных планов и их методического обеспечения, определении и разработке перспектив реформирования традиции непрерывного уровневого педагогического об-

тельности;

В ходе регионального эксперимента удалось уточнить функции педагогичес-жизнетворчество: включение каж- кого университета в региональном пространстве педагогической подготовки:

— обеспечения методологического

дого субъекта образовательного пространства в решение реальных проблем

коллективной жизни, жизни субрегиона, единства (системообразующая функ-

региона, страны, мира, обучение техно- ция). Подфункции: 1) динамическая (от-

логиям построения собственной жизни в ражающая закономерности динамики

изменяющихся экономических, соци- непрерывного педагогического процес-

альных, культурных и профессионально- са), 2) конструктивная (состоящая в под-

педагогических условиях);

держании единства трех измерении ре-

гиональной образовательной традиции в

формирование фундамента на-

реформационном поле: прошлое, насто- правления или специальности педагоги-ящее и будущее), 3) интегративная (обес- ческой подготовки на основе интеграции

содержания, взаимосвязанного развития фундаментальной, психолого-педагоги-

печивающая целостность непрерывного учебно-воспитательного процесса и его

развитие на каждом образовательном ческой и специальной подготовки сту-уровне и в их единстве);

дентов;

регулятивная, подфункциями ко-

переход от историко-логической

торой являются: 1) структурно-содержа- схемы формирования учебных дисцип-тельная, 2) субординативная (связанная лин к системно-логической структуре,

тематическая и хронологическая согласованность смежных курсов;

— преемственность между базисными понятиями и методами различных дисциплин, выделение сквозных направлений организации учебно-воспитатель-

с иерархическои подчиненностью компонентов педагогических систем и образовательных уровней, изменением характера взаимосвязей между ними на основе содержательного единства), 3) координирующая (состоящая в тех-

нологическом единстве и преемственно- ного процесса, обеспечивающей всесто-

сти педагогической деятельности преподавателей всех образовательных уровней и всех образовательных учреждений

роннее развитие личности в системе пед-

колледж

педвуз;

УНПК);

— совершенствование системы постдипломного образования;

— развитие многообразия научных торой предполагает преодоление проти- школ, расширение их научно-исследова-

дефрагментации, реализация ко-

К/

воречии и сложностей социокультурнои тельскои деятельности за счет включения

действительности.

в исследование кафедр и преподавателей

Выделение функции дефрагментации педагогических колледжей.

основывается на том, что хотя образова-

Реализация данных механизмов пред-

ние есть одна из сфер человеческой дея- полагает рассмотрение педуниверситета

тельности в социокультурнои среде, способствующая развитию региональной образовательной традиции, в меняющемся мире закономерно порождаются многообразные разрывы, противоречия об-

как центра непрерывной педагогической подготовки в регионе.

В экспериментальном региональном пространстве непрерывного уровневого педагогического образования следует

щественной жизни и сложившаяся сис- определить место педколледжа (педучи-

тема образования уже не может сама по себе, естественно-эволюционным путем,

лища) в структуре взаимодействий УНПК и выделить в его деятельности

преодолевать или «сшивать» («дефраг- функции, характеризующие субъекта об-ментировать») эти разрывы («фрагмен- разования в условиях учебно-научного

ты»). Реализация педуниверситетом фун- комплекса: кции дефрагментирования является аль- —

— коррекционно-компенсаторную, тернативой медленным естественно-эво- заключающуюся в создании и культиви-люционным механизмам проективности, ровании у студентов опыта гуманных от-

ускоряя эти механизмы. В данном случае, как показал региональный эксперимент,

ношении, чувства защищенности и свободы (но не в стремлении создать вос-в образовательное пространство следует питанникам тепличные условия); в поис-включить в качестве компонента проек- ке способов взаимодействия всех лиц и

тивную культуру.

В результате анализа деятельности Ростовского госпедуниверситета в региональном образовательном пространстве выделены механизмы реализации основного принципа фундаментализации:

организации социокультурного пространства субрегиона, заинтересованных в оздоровлении этого пространства;

— интегративно-координирующую, актуальность которой определяется тем, что педколледжи, входящие в УНПК, рас-

полагаются в небольших городах облас-

содержательную, отражающую

ти, фактически являясь центрами обра- единство взглядов на сущность и приро-

зовательного аграрного субрегиона;

— высокой социальной адаптивности выпускников и поддержания и сохранения престижности учительской профессии.

ду педагогического процесса, его цели, пути их достижения; особенности истории, природной среды, экономики, экологии, культуры Донского региона, входя-

Реализация ее достигается за счет систем- щие в содержание преемственных учеб-

ной организации профориентационной работы колледжа (педучилища);

— создания и сохранения в стенах

едколледжа

«духа

пансиона»

ных планов педагогической подготовки;

— профессионально-педагогическую,

являющуюся методологическим основанием выбора студентом индивидуальной

(Д.И. Менделеев), особого микроклима- образовательной траектории; та взаимопомощи и сотворчества между — организационно-управленческую, преподавателями и студентами, между предполагающую уточнение статуса пе-студентами старших и младших курсов; дагогического университета и педагогического колледжа в условиях деятельности УНПК и разработку организационноуправленческих механизмов, позволяющих наряду с традиционными обеспечивать поступательное развитие системы в соответствии с потребностями региона;

— технологическую, состоящую в

— укорененности в культурной традиции региона и микрорегиона, основывающуюся на реализации культуросозидающей и культуросохраняющей задач;

— обеспечения научно-теоретического уровня развития образовательной практики субрегиона. Эта функция реализуется в деятельности нового подразделения в системе педколледжа — ка-

создании в непрерывном образовательном пространстве педагогической подго-

— педвуз условий,

федр по типу университетских, в расши- товки педколледж —

рении проблематики деятельности науч- формирующих новые типы взаимоотно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но-исследовательских лабораторий, чле- шений преподавателя и студента, бази-

нами которых во многих педколледжах Ростовской области являются ученые и преподаватели кафедр педвузов.

рующиеся на принципах самоуправления, сотрудничества. С этой целью в ходе экспериментальной деятельности УНПК

Анализ многолетнего опыта реализа- были преобразованы содержание и способы реализации социальных и межличностных ролей участников процесса педагогической подготовки, разработаны единые подходы к используемым образовательным технологиям.

ции региональной модели непрерывного педагогического образования позволяет выделить заложенные основы региональной традиции педагогической подготовки:

УНИВЕРСИТЕТСКИМ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС:

ОТ ДЕТСКОГО САДА ДО АКАДЕМИИ

А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурно-

строительной акадании, профессор,

Кожеуров, директор Ассоциации университетского учебного комплекса енской государственной архитектурно-строительной академии, доцент

Примером развития региональной ственно-общественной некоммерческой

организации с правами юридического лица — Ассоциации «Университетский

политики в сфере образования, основанной на концепции Государственной национальной политики России, явилось учебный комплекс» (УУК), которая объ-

создание на базе Пензенской государ- единила более 50 учебных учреждений

ственной архитектурно-строительной от детского сада до академии, а также на-

академии (ПГАСА) нового вида государ- учные, производственные и другие уч-

_ А.И.Еремкин, А.А.Кожеуров, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.