Научная статья на тему 'Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере'

Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Абитов Р. Н.

Обоснована необходимость повышения качества подготовки преподавателей специальных дисциплин в строительном вузе. Предложена вариантная модель подготовки педагогических кадров на базе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в строительном научно образовательном кластере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вильданов И. Э., Сафин Р. С., Корчагин Е. А., Абитов Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные траектории подготовки профессионально-педагогических кадров в строительном научно-образовательном кластере»

УДК 377

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СТРОИТЕЛЬНОМ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

И.Э.Вильданов, Р.С.Сафин, Е.А.Корчагин, Р.Н.Абитов

Обоснована необходимость повышения качества подготовки преподавателей специальных дисциплин в строительном вузе. Предложена вариантная модель подготовки педагогических кадров на базе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в строительном научно образовательном кластере.

Ключевые слова: профессионально-педагогические кадры, траектория подготовки, образовательные программы, интеграция технических, технологических и педагогических знаний.

Успех строительной отрасли во многом определяется рабочими и специалистами, подготовленными системой профессионального образования. В то же время востребованность выпускников образовательных учреждений зависит от уровня соответствия их знаний и компетенций требованиям современного бизнеса и строительного производства. Достижение требуемых качеств возможно только при тесном взаимодействии системы профессионального образования и потребителей его результатов, т.е. строительной отрасли.

Активное взаимодействие науки, образования, производства и общества, как показал опыт республики Татарстан, возможно в рамках отраслевого научно-образовательного кластера, который мы рассматриваем как организационную форму объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ при проведении исследований, при обучении на всех уровнях (среднее, высшее, дополнительное профессиональное образование).

В свою очередь, инновационная инфраструктура вуза является необходимым условием развития инновационной системы самого вуза, региона, и, как следствие, российской инновационной системы. Инновационная система на любом уровне - это часть социально-экономической системы, и как следствие -эффективная жизнедеятельность инновационной системы способствует активному экономическому росту. Задача развития инновационной

инфраструктуры вуза заключается в эффективной реализации процесса развития знаний («создание знаний - преобразований знаний в продукт (услугу) -продвижение его на рынок»).

Становление и развитие многоуровневого профессионального образования предполагает, с одной стороны сохранение, по возможности, традиционных ценностей, использование передового педагогического опыта, а с другой -разработку механизмов их развития, осуществление различных мероприятий, направленных на решение новых задач. Процесс становления многоуровневого профессионального образования в отраслевом образовательном кластере ориентирован на проектирование нового содержания обучения, изменение учебно-методического обеспечения и преобразование организационной структуры учебных заведений, входящих в систему.

Все это возможно при наличии на всех уровнях образования высококвалифицированных, профессионально компетентных преподавателей, способных и готовых к проведению серьезных научно-методических исследований, определению требуемых производству компетенций, разработке диагностических материалов по контролю за процессом подготовки специалистов.

Между тем, этот аспект проблемы не находит широкого обсуждения в научной педагогической литературе. Известно, что в связи с модернизацией системы профессионального образования, с ликвидацией уровня начального профессионального образования (НПО) и передачей системы среднего профессионального образования (СПО) в региональное управление, наблюдается уход опытных преподавателей и мастеров производственного обучения из учреждений образования. Этому способствуют низкий уровень оплаты труда и затруднения в научно-методической работе с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Поэтому обеспечение системы среднего профессионального образования квалифицированными педагогическими кадрами - одна из актуальных проблем профессионально-педагогического образования.

Подготовка преподавателей для уровня среднего профессионального образования, как показывает наш опыт, может быть реализована в рамках научно-образовательного кластера. Такой кластер функционирует и развивается на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). В состав научно-образовательного кластера вошли:

- ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»;

- ФГОУ СПО «Казанский строительный колледж»;

- ГАОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж (НЭСКО)» им. Е.Н.Батенчука;

- ГАОУ СПО «Бугульминский строительно-технический колледж»;

- ГАОУ СПО «Набережночелнинский строительный колледж». Интеграцию различных уровней профессионального образования в единую

систему схематично можно изобразить в виде «школа - ссуз (техникум, колледж) - вуз - производство» (рис. 1).

- Общеобразовательная школа -

^реждение

профессионального образования

Рис. 1. Уровни профессионального образования в научно-образовательном кластере

С методологических позиций профессиональное образование студентов в учебных заведениях, принадлежащих к различным, по восходящей линии, уровням, интегрированным в единое образовательной пространство (вследствие

чего можно говорить о модели многоуровневого образовательного пространства), опирается на идею общественного развития. Человек испытывает биосоциальную потребность в образовании и система образования должна быть сформирована таким образом, чтобы удовлетворить эту потребность. В частности, идея непрерывного профессионального образования предполагает, в том числе, последовательный переход от среднего к высшему профессиональному образованию. Эта идея потребовала для своей реализации соответствующих организационных форм, в том числе многоуровневого образования. Многоуровневое образование выпускников учебных заведений основано на постепенном восхождении от низшего к высшему уровням: квалифицированный рабочий - техник - бакалавр - инженер - магистр, т.е. построена на вертикальной структуре взаимодействия и реализуется комплексом учебных заведений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь этих уровней.

Многоуровневое профессиональное образование базируется на четырех основных принципах: завершенности, целостности, преемственности и открытости в плане развития. Структуру многоуровневого профессионального образования можно рассматривать как образовательную систему, в состав которой входят компоненты: цели образования (социальный заказ), содержание образования, средства (в широком смысле слова) образования и субъекты образовательного процесса (преподаватели и студенты). А можно рассматривать как образовательное пространство или как образовательную среду.

Образовательное пространство представляет собою более широкое понятие, чем образовательная система. Оно включает в себя не только образовательные компоненты, но и масс-медиа, ориентированное на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также господствующие в данное время образовательные теории и социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по поводу их отношения к образованию. Понятие «образовательное пространство» в значительной степени более сложное и многообразное, чем понятие

«образовательная система», что не может ни сказываться на специфике педагогического управления.

Образовательная среда - понятие также сложное, имеющее комплексный характер. Данное понятие в значительной степени ориентировано на вычленение индивидуально-личностного аспекта, не столько обучения, сколько непосредственно учения. Образовательной среда становится тогда, когда появляется личность, имеющая установку и направленность на образование. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одной личности и нейтральной для другой, каждая личность имеет возможность самостоятельно формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая те или иные образовательные структуры или занимаясь самообразованием. При этом можно отметить, что важнейшим условием успешности организации процесса обучения является присвоение обучающимися способности формирования и постоянного расширения собственного образовательного пространства за счет не только осознанной установки на учебу, но и при помощи овладения целым комплексом инструментов, доступных сегодня практически каждому. К таким инструментам относятся способы поиска информации о различных учебных заведениях, о навыках обучения при помощи дистанционного образования, об инструментах перехода из одной образовательной системы в другую и т.д. Можно сказать, что если понятия «образовательная система» и «образовательное пространство» носят в значительной степени объективный характер, то понятие «образовательная среда» в большей степени субъективизировано.

Образовательная система, образовательное пространство, образовательная среда, в которых проходят подготовку будущие педагоги профессионального обучения - неотъемлемые элементы научно-образовательного кластера КГАСУ. Отметим, формирование образовательных системы, пространства и среды как элементов кластера возможно при наличии соответствующих условий. В частности, была создана выпускающая кафедра «Профессиональное обучение и педагогика», 81% преподавателей которой имеют ученые степени и звания. В

университете работают 5 докторов педагогических наук, 3 кандидата психологических наук. В настоящее время в КГАСУ ведется подготовка бакалавров по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство». Направление подготовки прошло аккредитацию.

Кафедра ведет научные исследования в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», направленной на подготовку научных и научно-педагогических кадров, на приток молодежи в сферу науки и образования. Преподаватели кафедры ведут научные исследования в рамках комплексной программы «Развитие профессионально-педагогического образования: научные основы и инновации на 2011 -2015 гг., курируемой УМО по профессионально-педагогическому образованию (г.Екатеринбург). По результатам гранта защищена одна кандидатская и представлены к защите одна кандидатская и одна докторская диссертации по специальности 13.10.08 - теория и методика профессионального образования. Кафедра провела 6 международных научно-практических конференций с изданием сборников материалов. При кафедре открыта аспирантура по направлению 44.06.01 - образование и педагогические науки. Все это позволяет развивать образовательную среду и обеспечивать высокий уровень подготовки выпускников, направленных в образовательные учреждения среднего профессионального образования республики Татарстан. Схема подготовки будущих преподавателей для уровня среднего профессионального образования и профессионального обучения, учебно-курсовых комбинатов в научно-образовательном кластере КГАСУ приведена на рис. 2.

Бакалавриат по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Строительство»

1

Виды профессиональной деятельности выпускников и присваиваемая квалификация

I 1

Академический бакалавр: - учебно-профессиональная; - научно-исследовательская; -образовательно-проектировочная; - организационно-технологическая; - обучение рабочей профессии Прикладной бакалавр: - учебно-профессиональная; - научно-исследовательская; - организационно-технологическая; - обучение рабочей профессии

Преподаватели учреждений профессионального образования (ПО), СПО, ДПО

Рис. 2. Схема подготовки преподавателей для образовательных учреждений среднего

профессионального образования

Внедрение новых ФГОС высшего образования (ВО), переход на многоуровневую систему подготовки кадров в научно-образовательном кластере привели к резкому возрастанию нагрузки на профессорско-преподавательский состав университета, к значительному увеличению научно-методической работы.

Так, по данным Ю.В.Сорокопуд, «...более 70% преподавателей испытывают затруднения при разработке и переработке учебно-методических комплексов дисциплин на основе ФГОС ВПО нового поколения, 75% - при внедрении интерактивных форм проведения занятий, более 50% - при использовании в образовательном процессе информационных, в том числе Интернет технологий». Такие данные получены ею при опросе 750 преподавателей, 272 аспирантов, 258 магистрантов в 6 крупных вузах России в разных регионах [1, с. 4].

Приведенные данные свидетельствуют о наличии проблем у преподавателей вузов, особенно в технических университетах. Как известно, в них преподавателями становятся свои же выпускники, не имеющие специальной педагогической подготовки. Аналогичные проблемы существуют и у преподавателей учебных заведений среднего профессионального образования. Все это требует безотлагательного решения, повышения уровня педагогической подготовки преподавателей.

Педагогическая подготовка преподавателей вуза может осуществляться по различным схемам. В качестве примеров приведем две схемы. По первой схеме

подготовка проводится на базе бакалавриата направления 44.03.04 -«Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Строительство» (рис. 3).

Как известно, по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» подготавливаются академические бакалавры и прикладные бакалавры, а выпускники получают двойную квалификацию - инженера в области строительства и педагога. Например, в соответствии с проектом ФГОС ВО по данному направлению [2] выпускник программы академического бакалавриата должен обладать 9 общекультурными, 10 общепрофессиональными, 36 профессиональными компетенциями, соответствующими видам

профессиональной деятельности. Заметим, виды профессиональной деятельности педагогической направленности и виды профессиональной деятельности инженерной направленности у академических и прикладных бакалавров одни и те же.

Рис. 3. Схема подготовки преподавателей строительного профессионального образования на базе направления подготовки 44.03.04 - «Профессиональное обучение по отраслям»

После окончания бакалавриата и даже после окончания магистратуры по направлению 44.04.04 - «Профессиональное обучение (по отраслям)» выпускники

не могут работать преподавателями вуза. Чтобы получить право работать преподавателями они могут поступать в аспирантуру по направлениям 08.06.01 -«Техника и технология строительства» или 44.06.01 - «Образование и педагогические науки». После успешной защиты диссертации выпускники направления 08.06.01 получают квалификацию кандидата технических наук, могут преподавать профессиональные дисциплины и вести научные исследования в своей области.

Выпускникам направления 44.06.01 после защиты диссертации присваивается степень кандидата педагогических наук. На специальных кафедрах они могут вести научные исследования как в области педагогики высшей школы или в области строительных наук. Следует сказать, наличие кандидатов педагогических наук позволяет на высоком уровне вести научно-методическую работу кафедры.

Вторая схема рекомендуется для подготовки преподавателей профессиональных дисциплин на базе бакалавриата направления 08.03.01 -«Строительство» и магистратуры направления 08.04.01 - «Техника и технологии строительства» (рис. 4).

Рис. 4. Схема подготовки преподавателей строительного профессионального образования и специалистов для строительной отрасли в КГАСУ

ФГОС ВПО бакалавриата и магистратуры по направлению 270800 -«Строительство» не предусматривают педагогическую деятельность выпускников [3]. Например, в образовательном стандарте подготовки магистра по направлению «Строительство» такие виды деятельности как «проведение научных исследований» и «образовательная деятельность» указаны как одна область деятельности выпускника. В соответствии с этим видом деятельности магистр должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач [3]: разработка учебно-методических пособий, конспектов лекционных курсов и практических занятий по дисциплинам профиля среднего профессионального и высшего профессионального образования; проведение аудиторных занятий, руководство курсовым и дипломным проектированием, учебными и производственными практиками студентов. Для выполнения указанного вида деятельности магистрант должен обладать только одной профессиональной компетенцией под номером ПК-21 - умением на основе педагогических приемов принимать непосредственное участие в учебной работе кафедр по профилю направления подготовки. По названной компетенции трудно судить о готовности будущего преподавателя к педагогической деятельности, например, к использованию инновационных технологий обучения. Поэтому в рамках подготовки будущих преподавателей вузов нами предлагаются две образовательные программы педагогической направленности.

Первая образовательная программа «Общеобразовательная программа непрерывного строительного образования» в базовой части дисциплин общенаучного и профессионального циклов соответствует требованиям ФГОС ВПО подготовки магистра по направлению 270800 - «Строительство». Общенаучный цикл вариативной части включает следующие дисциплины: 1) государственно-частное партнерство профессионального образования и производства; 2) история и методология педагогической науки; 3) проектирование программ непрерывного строительного образования. В качестве дисциплин по выбору предложены дисциплины: 1) менеджмент в образовании; методика выявления компетенций, требуемых в строительном производстве и бизнесе; 2)

организационное поведение; подготовка диагностических материалов для оценки сформированности требуемых ФГОС компетенций.

Профессиональный цикл программы предусматривает в вариативной части изучение дисциплин: 1) психология обучения профессиональным дисциплинам; 2) качество обучения; 3) современные технологии профессионального образования. Дисциплины по выбору следующие: 1) организация трудоустройства выпускников; научно-методическое обеспечение взаимодействия науки, образования и производства; 2) организация корпоративного обучения; научно-методическое обеспечение взаимодействия государственного и корпоративного профессионального образования. В целом программа предлагается для бакалавров, обучающихся по квалификации «академический бакалавр».

Вторая образовательная программа «Практико-ориентированная технология обучения профессиональным дисциплинам (модулям в строительном вузе)» составлена с учетом введения ФГОС квалификации «Прикладной бакалавр». В этой программе в общенаучном цикле дисциплин изучаются: 1) методы и формы практико-ориентированного образования; 2) практико-ориентированное проектирование содержания профессиональных дисциплин; 3) организация дополнительного образования рабочих и служащих в строительной отрасли. В профессиональном цикле в вариативной части изучаются такие дисциплины, как «педагогическое проектирование практико-ориентированного обучения», «проектирование практико-ориентированной образовательной среды», «психология управления карьерой в строительной организации».

Дисциплины по выбору могут совпадать с дисциплинами, предусмотренными в первой образовательной программе магистра. Указанные программы позволят, на наш взгляд, расширить и углубить взаимодействие трех видов знаний: технических, технологических и педагогических. Технические знания магистра по направлению «Строительство» рассматриваются нами как образовательный компонент. По мнению В.В.Кондратьева, «.в этом случае соотношения между педагогическим, техническим и технологическим знанием

строятся по схеме «средство - содержание», в которой роль средства играет педагогическое знание, а роль содержания - знание техническое и / или технологическое» [4].

Предлагаемые педагогические дисциплины в образовательных программах развивают педагогические способности и личностные качества будущего преподавателя. Это, в свою очередь, позволит приобрести способности вовлекать студентов в научную деятельность, развивать их способности, обучать их методологии научного исследования и логике научного поиска [5].

Источники:

1. Сорокопуд Ю.В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы // Авторефер. дисс. докт. пед. н. М. 2012. 47 с.

2. Проект ФГОС ВО: уровень высшего образования бакалавриат / URL: www.rsvpu.ru (дата обращения 03.01.2014).

3. ФГОС ВПО бакалавриата и магистратуры по направлению 270800 - «Строительство».

4. Кондратьев В.В. Особенности методологии инженерной деятельности, инженерного образования, инженерной педагогики // Кирсановские чтения (сборник научных статей, выпуск I). Казань: Отечество. 2012. 348 с. С. 47-56.

5. Гурье Л.И. Проблемы профессиональной компетентности преподавателя вуза // Кирсановские чтения (сборник научных статей, выпуск I). Казань: Отечество. 2012. C. 39-46.

References:

1. Sorokopud YU.V. Razvitie sistemy' podgotovki prepodavateley vy'sshey shkoly' // Avtorefer. diss. dokt. ped. n. M. 2012. 47 s.

2. Proekt FGOS VO: uroven' vy'sshego obrazovaniya bakalavriat / URL: www.rsvpu.ru (data obrasch'eniya 03.01.2014).

3. FGOS VPO bakalavriata i magistratury' po napravleniyu 270800 - «Stroitel'stvo».

4. Kondrat'ev V.V. Osobennosti metodologii injenernoy deyatel'nosti, injenernogo obrazovaniya, injenernoy pedagogiki // Kirsanovskie chteniya (sbornik nauchny'h statey, vy'pusk I). Kazan': Otechestvo. 2012. 348 s. S. 47-56.

5. Gur'e L.I. Problemy' professional'noy kompetentnosti prepodavatelya vuza // Kirsanovskie chteniya (sbornik nauchny'h statey, vy'pusk I). Kazan': Otechestvo. 2012. C. 39-46.

Зарегистрирована: 28.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.