Научная статья на тему 'Проблемы опережающей общепрофессиональной подготовки в современной профессиональной школе'

Проблемы опережающей общепрофессиональной подготовки в современной профессиональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы опережающей общепрофессиональной подготовки в современной профессиональной школе»

ПРОБЛЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

B.C. Щербаков, зав. лабораторией ЕМиОПП ИПППО РАО, к.п.н., доцент

Вступление человечества в третье тысячелетие становится не просто переходом астрономического рубежа, а преодолением некой смысловой границы. Социальные и антропологические науки, рефлексируя опыт сверхдинамичного двадцатого века, пытаются ответить на крайне важные вопросы: Что изменилось в мировом человеческом социуме? В какой области лежат приоритеты развития? Каковы место и роль образования в XXI веке? Каким должен быть специалист «нового типа»?

Одним из важнейших выводов, к которому приходят современные исследователи, становится мысль об особенной роли сферы образования как институте становления творческой личности. Система образования, выполнявшая ранее «сервисные» функции для политической системы, промышленности, экономики и т.п., становится самоценным феноменом и основным источником развития и изменения общества. В связи с этим возникает ряд вопросов, имеющих методологический характер, ответ на которые необходим для уяснения мировых тенденций образования (в том числе и педагогической теории) и особенностей, специфики отражения этих тенденций в российской системе образования. Многие из этих тенденций проявляются как многопараметрические и достаточно противоречивые. Первая и одна из важнейших тенденций - это глобализация и регионализация образования. Глобализация проявляется как стремление к зафиксированному или сформулированному неявно некоему мировому образовательному стандарту. Рассматривать эту проблему можно двояко: с позиции развитых стран

- это способ канонизирования определенных демократических, экономических, культурных ценностей и технологических достижений, с позиции стран развивающихся - это некая модель, идеал для достижения. Регионализация, выступая в сложном, противоречивом единстве с глобализацией, отражает локальную специфику образовательной системы (этнокультурную, языковую, геополитическую и т.п.), создавая то достаточное многообразие систем, которое активизирует процессы развития.

Вторая тенденция - экологизация образования. Современное человечество с «неожиданной» отчетливостью увидело всю глубину экологической бездны, которая ставит под сомнение само существование рода человеческого: это и нарушение природной экологии как естественной и, пока, единственно возможной среды обитания человека и «мутирование» социальной экологии и необходимость гуманизации информационной среды.

Третья важная тенденция - информатизация (компьютеризация) образования, принципиально влияющая на характер функционирования образовательных систем. В этих условиях значительно повышаются требования к информационной культуре учащихся, к их креативности, поскольку компьютеризированные образовательные системы, комплексирую-щиеся с глобальными информационными сетями, предоставляют значительные временные и информационные возможности для сугубо творческой деятельности, делегируя рутинные операции компьютерам.

- отхо, ции об ванной статир« вания I рованн полнен функщ цесса, I словле: во пер форма1 и псих общест тичнун стную целост Ci

зовани предпо ментал П} сфере, том, ' (своео( щены I из CTej ловек ного к дуктив технол логиче буду щ. торая, рующе образо ной), ] щеннО' прошл нальнс среда, сферы га и т. не соо:

МОТИВ!

учебне случае фессис в сост,-

Профессиональное образование: опыт, проблемы

-•ЭЛЕ

Щ/Ю, к.п.н., доцент

кования опреде-их, экономиче-стей и техноло-: позиции стран

- ая модель, идеал гтзация, высту--ечивом единстве .тсает локальную

ной системы (эт--о. геополитиче-

- то достаточное торос активизи-

- экологизация : е человечество с зостью увидело .кой бездны, кочне само сущест-:-;ого: это и нару->гии как естественно возможной . <а и «мутирова-гии и необходи-ннформационной

к г

тенция - информация) образова-яющая на харак-образовательных . значительно по-ннформационной их креативности, фованные обра-комплексирую-[формационными т значительные тонные возмож-сской деятельного операции ком-

Следующая суммативная тенденция - отход от знаниецентристской ориентации образования к личностно-ориентиро-ванной. В настоящее время можно констатировать, что стратегия функционирования образовательных систем, ориентированных на подготовку людей для выполнения ими конкретных частных функций внутри производственного процесса, отвергается во всем мире. Это обусловлено как технологическими (общество переходит из индустриальной в информационную фазу существования), так и психологическими (в индустриальном обществе человек реализует себя как частичную личность, разрушая свою сущностную человеческую характеристику -целостность) параметрами.

Становление новых подходов в образовании на методологическом уровне предполагает преодоление ряда фундаментальных противоречий.

Противоречия в телеологической сфере. Противоречие это заключается в том, что целевые запросы общества (своеобразный социальный заказ) обращены в будущее. Общество желает, чтобы из стен учебного заведения выходил человек будущего, специалист определенного качества, способный быстро и продуктивно вписываться в социальный, технологический, экономический, психологический контексты прогнозируемого будущего. Традиционная парадигма, которая, к сожалению, является доминирующей в современной школе (как общеобразовательной, так и профессиональной), несмотря на декларируемую обращенность в будущее, ориентирована на прошлые образцы общей и профессиональной культуры. Вся педагогическая среда, начиная с психологической атмосферы, характера взаимодействия педагога и т.д. является искусственной, никак не соотносящейся с реалиями и потому не мотивирующей учащихся к полноценной учебной деятельности. Учение в таком случае не имеет личного смысла и профессиональная компетентность не входит в состав жизненных ценностей. Домини-

ровать начинают утилитарно-прагматические мотивы. Обозначенная обращенность в прошлое (изучаются вчерашние технологии, вчерашняя наука, доминирует информационно-технократический подход), а также явно выраженная информационная модальность (информационная «накачка») способствует больше тренингу памяти, нежели формированию продуктивного, творческого мышления. Учащиеся, прошедшие через такую систему, имеют хорошие фактологические знания (и репродуктивные способности), неплохие навыки решения шаблонных типичных задач и практически не умеют осуществлять перенос в новые, проблемные, творческие ситуации, отсюда психологические проблемы: длительная, болезненная адаптация выпускника профессионального учебного заведения к реальной профессиональной жизни.

Следующее важное противоречие -между деятельностью окружающего мира в его всеобщей гармонии и взаимосвязи и дробным, фрагментарным его представлением через учебные дисциплины. Вместо целостной картины мира ученику предлагаются трудносовместимые между собой фрагменты систем знаний, которые необходимо «совместить и дополнить» ему самостоятельно. Все увеличивающееся число предметов, дополнительных, по выбору и т.д. еще более увеличивают эффект «мозаичности».

Противоречия между предметной и процессуальной формой существования и развития культуры и знаковым, семантическим способом ее усвоения в учебно-воспитательном процессе. Не отвергая ценности этого «библиотечного» способа познания действительности следует отвергнуть его единственность, поскольку оно не позволяет освоить мир деятельно-стно. В результате познание мира на этом и обрывается не переходя в следующую стадию - преобразование мира в разных формах (в том числе и профессиональной).

Другое важное противоречие между индивидуальной формой присвоения зна-

ния и общественной формой его существования. Несмотря на то, что процесс обучения сопровождается взаимодействием учащегося с окружающими людьми, т.е. общением, диалогом и другими интерактами, окончательные процессы присвоения знания осуществляются внутри-личностно (в актах интериоризации). И в этом плане учебная деятельность более индивидуальна, чем социальная, тогда как любая профессиональная деятельность есть деятельность совместная.

В условиях традиционных моделей обучения это противоречие не разрешается. Студенческая группа, когда все студенты работают рядом, но не вместе, с точки зрения социальной психологии весьма условно может называться «группой». Групповые формы работы, когда вырабатывается совместная групповая цель, происходит распределение функций, налаживаются внутригрупповые коммуникации, для осуществления этой деятельности является исключением, чем правилом.

Противоречие между «технократическим» подходом к обучению, когда учащийся выступает скорее как технологический компонент образовательного процесса и новой ориентацией современного общества на гуманистические ценности и идеалы, на обеспечение условий самоопределения и самореализации каждого.

Противоречие между континуальностью пожизненного развития человека (всегда наличествующей потребностью в психолого-педагогической инструментовке этого развития) и дискретностью образования в его современном варианте. Это противоречие хорошо осознано и успешно преодолевается посредством перехода в развитых странах к непрерывному образованию. Непрерывное образование человека - есть процесс наращивания его личностного, общекультурного и профессионального потенциала на протяжении всей жизни. Под системой непрерывного образования понимается система учреждений и органов их управления, реализующих некий комплекс обра-

зовательных программ, направленных на адекватное удовлетворение образовательных потребностей личности на любом жизненном этапе.

Один из важнейших вопросов стоящих перед современной профессиональной школой - вопрос о необходимости трансформации образования (с точки зрения его освоения) из знаково-символической в активно-действенные формы, что способствует формированию не только и не столько знанию о культуре, сколько активному функционированию студента в этой культуре. Такая трансформация обеспечивает запуск механизмов внутреннего развития личности каждого студента (мотивации, целепола-гания, принятия решений, продуктивной самореализации). И тогда наряду с механизмами адаптации начинают функционировать механизмы активно-творческого преобразования себя и среды.

Не ставя под сомнение значимость технического знания и тех учебных дисциплин, которые можно назвать техническими, следует отметить засилие технократического подхода в современной профессиональной школе. Ликвидация традиционного технократического подхода в реализации общего среднего образования как доминирующего является одной из главных задач модернизации образования. По своим целям и функциям образование является педагогически средством, инструментарием личностного развития человека через общую культуру. Линейность технократического образования, его однозначность, категоричность, нормативность, схематичность -несомненные плюсы в технике и техническом знании становятся большим минусом в развитии человека как многофакторной, многоуровневой и по природе своей нелинейной системы. В рамках технократического подхода остаются без внимания, выпадают такие важнейшие личностные образования, как культура чувств, культура эмоций, культура взаимоотношений.

Профессиональное образование: опыт, проблемы

¡г

I »

-г»?грамм, направленных на :летворение образова-:ностей личности на лю-: тгапе.

: _-.ченших вопросов стоя-з£>сченной профессиональ-- зеггрос о необходимости образования (с точки гзэения) из знаково-; активно-действенные "ствует формированию ль к о знанию о культу-з ному функционирова-*:ой культуре. Такая " :-:-;ечивает запуск ме-развития личности мотивации, целепола--е^ений, продуктивной И тогда наряду с меха-■.л начинают функцио-:\:ы активно-творчес-;л себя и среды.

мнение значимость : тех учебных дис-:о назвать техниче-ггь засилие техно-.. в современной коле. Ликвидация г --^п^кратического под-й обшего среднего обра-■Ишюрующего является задач модернизации целям и функциям лется педагогически чкятарием личностно-.1з. через общую куль-ггхяократического облачность, категорич-:сть. схематичность -в технике и техни-_~"ЯТСЯ большим ми-: ека как многофак-и по природе _ мы. В рамках >;ода остаются без - ■■'ие важнейшие как культура ■ ■■ I щ культура взаи-

Одной из важнейших функций профессионального образования должна стать функция самоидентификации личности в различных ракурсах: социальном, культурном, этническом, гражданском, профессиональном. Самоидентификация - важнейший инструмент, способствующий снятию эффекта маргинализации. В процессе реализации необходимо выделить и усилить рефлексивный потенциал, прежде всего, общего образования. Общее образование и профессиональное образование (в широком контексте - присвоенная культура) - это зеркало, в которое смотрится целое общество и каждая личность, идентифицируя и оценивая себя. Необходимо создать такие учебники и образовательные технологии, которые были бы транспарентными личностной архитектонике учащихся. И лишь при выполнении этих условий профессиональное образование кроме познавательных, профессионально-образующих и др., будет выполнять функции гармонизации общества и личности учащегося.

Освоение знаний, входящих в состав профессионального и общего образования, должно строиться в контексте формирования индивидуальной культуры личности. Понятие индивидуальной культуры включает следующие важнейшие аспекты: социальный, информационный, деятельностный и телеологический и профессиональный. Социальный включает в себя приобщенность к культурным ценностям разного уровня общности: общечеловеческим, национальным, региональным, корпоративным, семейным и др., т.е. отражает позитивные культурные ценности социального окружения разного уровня общности. Информационная культура учащегося предполагает формирование элементов культуры личности обеспечивающие информационные процессы взаимодействия субъекта учебной деятельности - студента и внешней среды. Сама информационная культура имеет несколько аспектов: языковая культура (культура построения вербальных конструкций), культура мышления (культура

обработки информации), научно-поисковая культура (культура поиска необходимой информации в ее различных массивах), компьютерная культура (культура работы в современных электронных сетях и с использованием персональных компьютеров). Профессиональная культура включает в себя методологию профессиональной деятельности.

Логично утверждать, что обучение должно быть аналогом творческого процесса. И в связи с этим структура обучения должна предусматривать формирования умений структурно входящих в акт творчества: анализ исходной учебной ситуации, выявления противоречия и формирование его в виде учебной проблемы, построение суммарного подхода к решению проблемы, учитывающего как когнитивных}, так и организационно-деятельностный аспекты, выбор решения и средств его реализации, контроль его исполнения, получение результата и необходимые коррекции учебной деятельности. Акт учебной деятельности должен осознаваться (на уровне сознания) и про-чувствоваться (на аффективном уровне) как акт «творения», самостоятельного «открытия» нового знания. Смысл обучения в новой ситуации заключается не в запоминании уже готового знания, а в его субъективном переоткрытии, сопровождающимся всем комплексом познавательных процедур и эмоциональных ощущений.

С содержательной и организацион-но-методической точек зрения учебный процесс должен включать интегративные учебные дисциплины, либо специально организованные формы и методы (метод исследовательских или творческих проектов), формирующие целостность научной картины мира, понимание того, что каждый учебный предмет отражает лишь одну, узкую сторону действительности. Истинная же картина мира во всей ее полноте возможна лишь на основе интеграции наиболее существенных, общих знаний из каждого предмета, и что истина полученной картины относительна. Для

Профессиональное образование: опыт, проблемы

того, чтобы эта картина стала полнее, достовернее, истиннее, необходим поиск противоречий, поиск их решения, т.е. поиск, добывание нового знания.

В традиционной схеме обучения недостаточно учитывается неравномерность процессов психического развития. Часто творческая деятельность студентов трактуется достаточно однобоко без учета необходимости циклического и диалектического сочетания нормативного (нетворческого, алгоритмичного знания и процедур его освоения) с творческими компонентами (постановка проблем, генерирование идей их решения и т.д.). Часто игнорируются элементарные психологические законы оперирования информацией (законы запоминания, хранения и воспроизводства информации, законы функциональной асимметрии мозга и т.д.). В связи с этим необходимым условием нормального обучения является эмоциональная адекватность данного процесса эмоционально-гностической динамике развертывания творческого процесса: эмоционального переживания трудности (творческий кризис) инициирующий осознание необходимости решения проблемы и эмоциональный взлет (эмоциональная эйфория, состояние вдохновения), сопровождающий успех при нахождении решения. Аффективная сторона учебно-творческой деятельности чаще более важна ибо имеет большее представительство в мотивационной структуре личности учащегося.

Как в теоретическом, так и в практическом аспектах можно выделить следующие важнейшие современные функции образования - общее образование и широкое профессиональное образование является по сути своей фундаментальным и теоретическим видом подготовки и обеспечивает долгосрочность функционирования общеобразовательного и профессионального знания и его эффект:

- общее образование обеспечивает плюральность и целостность и снимает, либо смягчает проблему «тупиковости» отдельных видов профессионального образования;

- общее образование обеспечивает концептуальность профессиональной подготовки, выделяя статусную и функциональную стратификацию общего и профессионального образования, следует отметить необходимость их интеграции в процессуально-практическом аспекте: селективное влияние профессиональной подготовки на содержание и объем общеобразовательной подготовки, необходимость создания интегративных курсов, вбирающих в себя общеобразовательный и профессионально-ориентированный материал;

- общее образование в телеологическом аспекте является главным педагогическим инструментом формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности как в краткосрочном, так и долгосрочном ракурсах.

Можно выделить следующие дидактические условия, способствующие взаимосвязи общего и профессионального образования в содержании обучения и снимающие эффект «мозаичности» традиционного подхода:

- межпредметные и межцикловые связи на новой основе (личностной целостности субъекта учения);

- выделение и использование в общеобразовательном знании профессионально значимого материала для конкретизации и иллюстрации теоретических положений;

- внедрение практических и самостоятельных работ на материале с профессиональным содержанием, среди которых в качестве базовых можно выделить «метод проектов», наиболее оптимально интегрирующих общее и профессиональное образование;

- формирование общих курсов, дисциплинарных полей понятий, умений и навыков для различных дисциплин.

Основными дидактическими условиями, обеспечивающими процессуальную интеграцию общего и профессионального образования в обучении, являются следующие:

- организация обучения как индивидуально-творческого процесса;

Высшее образование

..вание обеспечивает профессиональной -ля статусную и функ-атификацию общего и го образования, следует ¿мость их интеграции в

ктнческом аспекте: : профессиональной -:ание и объем обще-лодготовки, необходи-" —сгративных курсов, "леобразовательный ь^,но-ориентированный

звание в телеологиче-огтгя главным педагоги-формирования 1ения к профессио-эостн как в краткосроч--тетт-том ракурсах.

следующие дидак-: гобствующие взаи-—офессионального ;ии обучения и заичности» тра-

ч межцикловые 1чностной цело-

шюльзование в об-зяании профессио-жзтериала для конкре-теоретических

ческих и самоматериале с проем, среди кодовых можно выде-з». наиболее опти-ос общее и профес-

•ощих курсов, дис-яонятий, умений и гс дисциплин, этическими усло-лгми процессуально и профессио-збучении, явля-

:ия как индиви-есса;

- широкое использование внеаудиторных форм организации обучения, обеспечивающих связь с жизнью, производством и способствующих формированию наиболее универсальных (целостных) алгоритмов деятельности, в том числе и профессиональной;

- внедрение активных, исследовательских методов обучения;

- «бригадные» формы работы преподавателей, кооптирующих свою деятельность на базе некоторых «областей знаний»;

- широкое использование современных технических средств обучения и ин-

формационных носителей (компьютеры, информационные сети, видео- и аудио-техника).

Общее образование и профессиональная подготовка должны обеспечить новый тип мышления профессионала, в первую очередь включая такие его пласты, которые являются новыми для российской ментальности - рыночное мышление, и стать той фундаментальной платформой, которая обеспечивает профессиональную мобильность в системе непрерывного образования.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АГРОНОМОВ

В. И. Кадычегова

В состав ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по специальности «Агрономия» входят аграрный факультет (ВПО) и агрономическое отделение сельскохозяйственного колледжа (СПО), а также сохраняющее свою юридическую самостоятельность Ширинское профессиональное училище №14, которое входит в образовательный комплекс и действует на основе договора о совместной подготовке агрономических кадров. Выпускники колледжа могут получить высшее профессиональное образование по специальности.

Входящие в университет образовательные структуры решают как общие, так и специфические для отдельного учебного заведения задачи. Обеспечивается непрерывность и преемственность в деятельности всех звеньев системы. Такой подход не только создает единое образовательное открытое и гибкое пространство в регионе, удовлетворяющее его образовательные запросы, но и сокращает затраты на подготовку кадров в условиях резко ограниченного бюджетно-

го финансирования. Кроме того, студент может моделировать свои профессиональные интересы в зависимости от экономических, социальных условий и собственных возможностей.

Свою инновационную деятельность университет начал в 1994 году. С 2000 г. успешно осуществляется выпуск специалистов-агрономов, подготовленных по новым учебным планам и программам.

В качестве критерия эффективности обучающей системы «училище-колледж-вуз» принята 5-бальная шкала оценки знаний, умений, навыков.

В этой статье представлена оценка эффективности апробируемой системы с использованием многофакторного дисперсионного комплекса. В качестве факторов изменчивости были приняты год выпуска, срок обучения, дисциплина. При этом использовался общепринятый алгоритм расчета. Вклад факторов в общую изменчивость проведен по методике в изложении Кадычегова А.Н., Кадычего-войВ.И. [1] и Новикова Д.А. [2]. Число степеней свободы в эксперименте - 330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.