Научная статья на тему 'Методологические проблемы модернизации современного профессионального образования'

Методологические проблемы модернизации современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы модернизации современного профессионального образования»

РТ, основанную на удовлетворении потребностей рынка труда.

Что касается высшей школы, то структура специалистов, подготавливаемых сегодня здесь, оказалась заметно деформированной. Если к началу 1990-х годов специалисты с высшим техническим образованием составляли около 60% общего выпуска, то в 1998 году - чуть больше трети.

Существенно вырос удельный вес выпускников вузов по специальностям и направлениям экономики и управления, финансов и банковского дела, права. Объемы подготовки по указанным специальностям превыша-

ют потребность. Однако эти профессии продолжают пользоваться особой популярностью среди выпускников школ. Сегодня необходимо привести структуру вузовских специальностей в соответствие с потребностями экономики республики.

В тоже время надо обратить внимание и на следующее. За последние пять лет число обучающихся в вузах выросло вдвое, более чем в два раза увеличилось и число вузов, а число преподавателей, имеющих ученую степень, выросло всего на 4%. Требуется воссоздание системы планового повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров.

Методологические проблемы модернизации современного профессионального образования

В.С.Щербаков, к.п.н., доцент,зав.лаб. естественно-математической и общепрофессиональной подготовки ИПППО РАО

Вступление человечества в третье тысячелетие становится не просто переходом астрономического рубежа, а преодолением некой смысловой границы. Социальные и антропологические науки, рефлексируя опыт сверхдинамичного двадцатого века, пытаются ответить на крайне важные вопросы: Что изменилось в мировом человеческом социуме? В какой области лежат приоритеты развития? Каковы место и роль образования в XXI веке? Каким должен быть специалист «нового типа»?

Одной из важнейших функций профессионального образования должна стать функция самоидентификации личности в различных ракурсах: социальном, культурном, этническом, гражданском, профессиональном. Самоидентификация - важнейший инструмент, способствую-

щий снятию эффекта маргинализации. В процессе реализации необходимо выделить и усилить рефлексивный потенциал, прежде всего, общего образования. Общее образование и профессиональное образование (в широком контексте - присвоенная культура) - это зеркало, в которое смотрится целое общество и каждая личность, идентифицируя и оценивая себя. Необходимо создать такие учебники и образовательные технологии, которые были бы транспарентными личностной архитектонике учащихся. И лишь при выполнении этих условий профессиональное образование кроме познавательных, профессионально - образующих и др., будет выполнять функции гармонизации общества и личности учащегося.

Становление новых подходов в образовании на методологическом уровне

предполагает преодоление ряда фундаментальных противоречий.

Противоречия проявляются уже в телеологической сфере. Противоречие первое заключается в том, что целевые запросы общества (своеобразный социальный заказ) обращены в будущее. Общество желает, чтобы из стен учебного заведения выходил человек будущего, специалист определенного качества, способный быстро и продуктивно вписываться в социальный, технологический, экономический, психологический контексты прогнозируемого будущего. Традиционная парадигма, которая, к сожалению, является доминирующей в современной школе (как общеобразовательной, так и профессиональной), несмотря на декларируемую обращенность в будущее, ориентирована на прошлые образцы общей и профессиональной культуры. Вся педагогическая среда, начиная с психологической атмосферы, характера взаимодействия педагога и т.д. является искусственной, никак не соотносящейся с реалиями и потому не мотивирующей учащихся к полноценной учебной деятельности. Учение в таком случае не имеет личного смысла, и профессиональная компетентность не входит в состав жизненных ценностей. Доминировать начинают утилитарно-прагматические мотивы. Обозначенная обращенность в прошлое (изучаются вчерашние технологии, вчерашняя наука, доминирует информационнотехнократический подход), а также явно выраженная информационная модальность (информационная «накачка») способствует больше тренингу памяти, нежели формированию продуктивного, творческого мышления. Учащиеся, прошедшие через такую систему, имеют хорошие фактологические знания (и репродуктивные способности), неплохие навыки решения шаблонных типичных задач и практически не умеют осуществлять перенос в новые, проблемные, творческие ситуации. отсюда психологические про-

блемы: длительная, болезненная адаптация выпускника профессионального учебного заведения к реальной профессиональной жизни.

Следующее важное противоречие -между деятельностью окружающего мира в его всеобщей гармонии и взаимосвязи и дробным, фрагментарным его представлением через учебные дисциплины. Вместо целостной картины мира ученику предлагаются трудно совместимые между собой фрагменты систем знаний, которые необходимо «совместить и дополнить» ему самостоятельно. Все увеличивающееся число предметов: дополнительных, по выбору и т.д., еще более увеличивают эффект «мозаичности».

Противоречие между предметной и процессуальной формой существования и развития культуры и знаковым, семантическим способом ее усвоения в учебновоспитательном процессе. Не отвергая ценности этого «библиотечного» способа познания действительности следует отвергнуть его единственность, поскольку он не позволяет освоить мир деятельностно. В результате познание мира на этом и обрывается, не переходя в следующую стадию - преобразование мира в разных формах (в том числе и профессиональной).

Другое важное противоречие между индивидуальной формой присвоения знания и общественной формой его существования. Несмотря на то, что процесс обучения сопровождается взаимодействием учащегося с окружающими людьми, т.е. общением, диалогом и другими интерактами, окончательные процессы присвоения знания осуществляются внутри-личностно (в актах интериоризации). И в этом плане учебная деятельность более индивидуальна, чем социальная, тогда как любая профессиональная деятельность есть деятельность совместная.

В условиях традиционных моделей обучения это противоречие не разрешается. Студенческая группа, когда все сту-

денты работают рядом, но не вместе, с точки зрения социальной психологии весьма условно может называться «группой». Групповые формы работы, когда вырабатывается совместная групповая цель, происходит распределение функций, налаживаются внутригрупповые коммуникации, для осуществления этой деятельности являются исключением, чем правилом.

Противоречие между «технократическим» подходом к обучению, когда учащийся выступает скорее как технологический компонент образовательного процесса и новой ориентацией современного общества на гуманистические ценности и идеалы, на обеспечение условий самоопределения и самореализации каждого.

Противоречие между континуальностью пожизненного развития человека

(всегда наличествующей потребностью в психолого-педагогической инструмен-

товке этого развития) и дискретностью образования в его современном варианте. Это противоречие хорошо осознано и успешно преодолевается посредством перехода в развитых странах к непрерывному образованию. Непрерывное образование человека - есть процесс наращивания его личностного, общекультурного и профессионального потенциала на протяжении всей жизни. Под системой непрерывного образования понимается система учреждений и органов их управления, реализующих некий комплекс образовательных программ, направленных на адекватное удовлетворение образовательных потребностей личности на любом жизненном этапе.

Прогнозирование использования и изучения информационно коммуникационных технологий в профессиональном образовании

Г.И.Кирилова, доктор педагогических наук

Тенденции и стратегии развития профессионального образования, раскрыты в трудах, выполненных под научным руководством Гузели Валеевны Мухаметзяно-вой в рамках комплексной программы РАО «Научно-методическое обеспечение системы профессионального образования».

В рамках данной программы лабораторией информатизации профессионального образования изучаются изменения в деятельности, связанные с переходом к информационному обществу, динамика информационного развития общества и практика инфор-матизации образования.

Соотношение компьютерной и тра-

диционной информационной деятельности, определяется в средовом подходе и зависит от уровня организации информационной среды и определяется на основе:

а) специфики и уровня систематизации информации, б) организационных и информационных механизмов взаимо-

действия, в) информационного оснащения рабочего места, г) информационной культуры персонала.

Мы рассматриваем информационную культуру, как компонент в структуре культуры личности. Формирование информационной культуры продолжается всю жизнь. Информационная культура -результат продуктивной информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.