Научная статья на тему 'Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования'

Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Гузел Валеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества гуманитарного компонента профессионального образования»

их слияния в высшей технической школе. Представлены важнейшие тенденции ее развития (широкое применение математического моделирования в биосфере и техносфере, усиление эколого-экономи-ческой подготовки в высшей технической школе и широкое внедрение информационных технологий).

Обоснованы принципы организации непрерывной экологической подготовки студентов в высшей технической школе: комплексности; непрерывности; универсальности.

Разработаны учебные и учебнометодические пособия для студентов инженерных специальностей с ориентацией на формирование у них экоцентрической картины мира. Создано электронное пособие по безопасности жизнедеятельности (раздел промышленной экологии), электронное пособие по природопользованию.

По теме «Сочетание дистанционного и традиционного обучения в высшей профессиональной школе»

(научный руководитель - к.т.н. Ю.А. Баскаков) выявлено, что существуют различные классификации моделей. Выделена классификация основных организационных типов структур университетского дистанционного обучения. Определены

модели организации учебного процесса и интеграция очных и дистанционных форм обучения; сетевое обучение: автономные сетевые курсы; информационнопредметная среда; сетевое обучение и кейс-технологии; дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения.

Кейсо-тьюторская модель дистанционного обучения реализуется в филиалах и представительствах вузов.

Анализ результатов НИР по критерию опубликованные работы (за 20042005 гг.) показывает, что в целом динамика положительная по числу и объему печатной продукции. Так, если в 2004 году было опубликовано всего 55 научных работ, то в 2005 - уже 113. При этом следует отметить существенный рост по количеству монографий (2 - в 2004 году и 6

- в 2005 году), учебных пособий (с 2 до 5) и статей (с 34 до 89). Что касается объема научной продукции, то и здесь имеем рост с 213,7 п.л. в 2004 году до 295,0 п.л. в 2005 году.

Представленные основные результаты НИР Института и их анализ есть необходимая основа для развития Института в новых социально-экономических условиях, характеризующихся позитивными сдвигами в отношении государства к науке и образованию.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ГУМАНИТАРНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.В. Мухаметзянова, директор ИПППО РАО, академик РАО, д.пед.н., профессор

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определено, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, российской идентичности, духовности и культуре, толерантности, спо-

собности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности, что составляет основу гуманитарного компонента образования.

Хорошо известно, что инкультура-ция формирует индивида в качестве «продукта» культуры данного сообщества, закладывает в его память оценочные и

поведенческие стереотипы и навыки, культурные образцы уже в готовом виде. Она воспитывает в нем активного «потребителя» культуры, формирует личность, социально адекватную потребностям современного сообщества с учетом особенностей социоэкосистемы своего региона.

Профессиональное образование преследует совершенно иные социокультурные цели: подготовку не «продукта» и не «потребителя» культуры, а ее «исполнителя» и «творца» (разработчика инновационных технологий). «Развивающемуся обществу, - постулирует Концепция модернизации российского образования, -нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Речь, как видно, идет о «формировании новых жизненных установок личности». Освоение этих ролевых функций тесно связано с процессом социализации.

В связи с социальным заказом на новое качество образования, возникает проблема выбора критериев его оценки. Ее разрешение напрямую сопрягается с определением сущности качества образования, его педагогической интерпретацией. Понимая под качеством образования его результаты, в которых отражен достигнутый уровень запланированных целей, операционально заданных в зоне потенциального развития учащегося, некоторые ученые в универсальный набор показателей включают знания, умения и навыки, динамику личностного развития.

Возрастание в настоящее время в процессе профессиональной деятельности меры социальной свободы для активной, творческой деятельности и ориентация на ценностно-смысловое раскрытие индивидуальности позволяет говорить о необходимости личностно-профессио-

нального развития современного человека в процессе его практической деятельности. Опыт последних двух десятилетий показал, что даже в очень сложное времена экономического, политического и духовного кризиса общества возможно саморазвитие человека и как личности, и как профессионала.

Однако проблема личностно-профессионального развития заключает в себе основное противоречие профессионала-субъекта - между требованиями к профессиональной деятельности, проявляющимися в четком, а порой жестком алгоритме ее выполнения, и творческими, оригинальными результатами деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию. Но именно разрешение этого противоречия позволит человеку выйти на новый уровень личностно-профессионального развития.

Чтобы представить себе особенности личностно-профессионального развития в системе среднего профессионального образования, необходимо оценить ее вклад в систему качественной подготовки молодых специалистов. Масштабы среднего профессионального образования в России значительны. В настоящее время в стране действует 2700 средних специальных учебных заведений, где обучается 2,7 млн. студентов. Подготовка кадров в них ведется по 260 специальностям, в большинстве техникумов и училищ за последние годы введены новые для них специальности, отвечающие спросу населения на образовательные услуги и потребностям рынка труда. Благодаря этому конкурс в средние специальные учебные заведения вырос до 2,5 человек на место и стабилизировался на достигнутом уровне.

Исследования ИПППО РАО показывают, что, по мнению 54% выпускников ССУЗ и 47% преподавателей качество подготовки специалистов не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям.

В практике среднего профессионального образования вопрос о качестве под-

готовки специалиста сводится к текущей и итоговой оценке студентов лишь по одному параметру - уровню знаний и умений.

Знания и умения - лишь небольшая часть личностных свойств, влияющая на успешность деятельности, общения, поведения специалиста. Личность в современной педагогике характеризуется совокупностью семи сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, предметно-практической, волевой, экзистенциальной сферой саморегуляции (О.С. Гребенюк). И очень часто конкурентоспособность специалиста на производстве определяют его мотивационная готовность, ответственность, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, толерантность, умения управлять своими психическими состояниями и т.д. Однако эти параметры развития личности специалиста не входят в критерии оценки качества подготовки специалистов. В то же время 90-95% опрошенных работода-телей-руководителей предприятий и фирм обращают внимание именно на эти критерии.

Основное содержание Болонской декларации, на которое мы в последнее время ориентируемся, заключается в том, что страны-участницы обязались в течении 10 лет привести свои образовательные системы в соответствие некоторому единому стандарту. Вот как формулируются исходные позиции участников конвенции в тексте Болонской декларации: «Европа знания»- это сегодня широко признанный и ничем незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, абсолютно необходимый компонент для становления и обогащения понятия «гражданин Европы», обеспечения для граждан Европы возможностей и необходимых компетенций для ответа на вызовы нового тысячелетия, а также развития сознания общих ценностей, принадлежности к общему социальному и культурному пространству. В значительной мере данные задачи решаются через гуманитарный компонент образования. ГК ори-

ентирован на духовную культуру личности. Это, по существу, содержание духовной культуры, ГК - это своеобразный механизм повышения интереса обучаемых всех уровней к знаниям по специальности, по всем учебным предметам и базовым наукам. Это также установка на выработку масштаба их мышления, их личности как будущих специалистов и граждан Отечества.

Элементы, входящие в состав гуманитарного компонента, определяют его структуру, прогностический психологопедагогический статус.

1. Человек как объект описания, изучения, анализа, исследования в каждой конкретной науке, базовой для соответствующего учебного предмета.

Это решается при изучении каждого учебного предмета в каждом их цикле (профессиональный, естественнонауч-

ный, гуманитарный). Здесь прослеживается, как отражается в этом предмете интерес к материальным, социальным, духовным ценностям отдельной личности, группе людей, национальных или социальных общностей, и какова прогностическая установка на человека и на все, что с ним связано с точки зрения данной науки и соответствующего ей предмета.

2. Интерес к личности авторов

различных уровней. Здесь речь идет, во-первых, об авторах тех или иных научных, технологических, политических, профессиональных и других идей, теорий, новаторского опыта, потерь и ошибок, их поиска, величия, конфликтности, противоречивости. И, естественно, ставится все это в связь с вариантами и особенностями отражения судеб этих авторов в учебной литературе. Во-вторых, выделяются образы авторов учебников, их научные, профессиональнопроизводственные, социокультурные

приоритеты и связанные с этим особенности учебников, других созданных ими учебно-методических пособий.

3. Мера отражения в учебном предмете элементов и общечеловеческого в жизни отдельного человека,

групп и общностей. Обращается внимание на их взаимоотношение и результативность в судьбах людей и народов.

4. Личностно значимый выход на предстоящую профессиональную деятельность, производственный статус, карьеру, состояние здоровья. Это и есть, по существу, тот дух, с которым связана истинная профессиональная культура. Ясно, что без личностного отношения нет истинной мотивации профессионального роста и, обратно, - его влияния на личностно значимую жизненную позицию.

5. Тип образности в изложении учебного материала. Здесь прежде всего значимо выявить литературную грамотность, метафоричность речи, ее ассоциативность, стиль и соответствующую этому доступность изложения. При этом возникает своего рода «вызов» творческому воображению, фантазии как со стороны профессии, так и «спровоцированной» другими учебными предметами и их базовыми науками.

Человеческое начало всякого производства требует непрерывной коррекции стратегии и тактики гуманитаризации подготовки его работников с тем, чтобы постоянно обновлялись технологии, менялись режимы работы, преодолевались те порочные стороны, которые, быть может, с самого начала таковыми и не казались. Прогностическое производственное мышление должно быть пронизано гуманитарным смыслом и носить упреждающий характер, что достигается результатами продуктивной интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки будущего специалиста.

Если в результате интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки специалиста на ценностной основе действительно формируется культурное ядро личности и его защитный слой, мы можем говорить о культурной, духовной инъекции, которую получил молодой человек, о духовном иммунитете как базе основания, которое обеспечивает целостность личности, его достаточно высокий

культурный, профессиональный, духовный статус.

Таким образом, укрепление физической и духовной устойчивости специалиста на основе интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки протекает как три параллельных процесса:

- укрепление культурного ядра на базе гуманитарных знаний;

- сознательная трансформация его защитного слоя в направлении поддержки и углубления всего жизнеспособного в культурном потенциале личности;

- усиление иммунных процессов защитного слоя личности. Условиями повышения качества гуманитарного компонента содержания профессионального образования вышеобозначенных тенденций выступают:

1. Приоритетность человеческого достоинства и индивидуальной неповторимости. В этом случае речь идет о том, что каким бы значимым ни был профессионально-производственный статус специалиста, какой бы редкой ни была его специальность, главное - его личностное богатство. Профессиональная карьера не может делаться ценой поступления человеческой честью и достоинства. И только тогда заметен истинный рост специалиста, когда им движет высокая мера этого достоинства.

2. Непрерывность развития личности каждого специалиста и его динамизм. Остановки в профессиональном становлении быть не должно - с ней прекращается творческий потенциал специалиста, а он сам превращается в пассивного исполнителя чьих-то указаний, требований, заданий. Тем более это относится ко всему багажу личностных качеств, ориентированных на производственную деятельность, значимую как для себя лично, так и для общества.

3. Преемственность. Ни один из этапов становления специалиста не может опираться на автономный гуманитарный компонент, присущий только ему одному. На каждую последующую ступень должно передаваться обогащенное

гуманитарное начало, заложенное на всех предыдущих ступенях и этапах. Здесь закладывается та интеллектуальная состоятельность специалиста, которая зреет последовательно, включаясь в процесс развития, наполнения, роста. Тем более это необходимо, когда речь идет о переходе гуманитарного начала образования от непрофессиональной подготовки, через профессиональную школу и вуз до постоянного его самоусовершенствования.

4. Духовность и ускоренное, опережающее развитие культуры личности и общества как целостности. Ни один из вариантов профессиональной карьеры не складывается стихийно. В ней реализуется та сила опережающего потенциала, которая закладывается на основе развития культуры обоих родов. Ни один из них невозможен без другого. Разумеется, есть случаи нарушения этой закономерности, когда срабатывает компенсаторный фактор или просто удача. Но это не нарушает правила.

5. Экологическая чистота. Речь

идет не только о чистоте природы, так или иначе связанной с технико-

технологическими условиями и результатами производства. Обязательным становится и чистота социальной экологии, когда воспитанник учебного заведения включается в различного рода виды социальных контактов, общения с людьми, представляющими разные социальные группы. И в этом случае взаимное влияние субъектов приобретает доминирующий смысл.

6. Интегративность гуманитарного компонента образования. В этом случае ГК выступает как органическая целостность во всех своих сечениях. Но главное при этом состоит в том, что существует прямая зависимость между проявлениями ГК во всех звеньях системы профессионального образования, в том числе во всех предметных циклах.

Возникает эффект резонанса, когда за счет обогащения одного из его элемен-

тов усиливается функциональный статус ГК в целом.

7. Историческая правда и объективность.

8. Идеологический демонополизм. Оба эти принципа не могут вызвать сомнений, они тесно взаимосвязаны, хотя и обладают своей спецификой. Когда речь идет об их проникновении в деятельность профессионального учебного заведения, становится ясным порочность переоценки значимости любого типа производства и его влияния на жизнь наших соотечественников.

9. Личность педагога как стержневой системообразующий фактор гуманитарного компонента образования будущего специалиста.

К таким личностным качествам гуманитарно-ориентированного педагога

относятся:

- критичность, позволяющая педагогу давать личностную оценку происходящему с позиций собственного понимания смысла происходящего; сопровождается процессами переосмысления и дискредитации существующего опыта и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности; отличается от критиканства преимущественными ориентациями на смысловую, а не только на эмоциональную сторону оценки.

- рефлексивность, способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего «Я»; рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус;

- коллизийность, способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицит-

ные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям; способствует более глубокому пониманию внешних проявлений событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути и смысла;

- мотивирование является наиболее сложной структурой личности педагога, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоциональноценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта; способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентации, как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности; мотивирование расширяет субъектную базу личности, включая такие структуры ее сознания, как опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности;

- автономность - способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов;

- смыслотворчество - определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества;

- самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности педагога, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности;

- самореализация - стремление к признанию своего «Я» окружающими,

самостоятельное создание условий для его полного проявления;

- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность само-обеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности педагога к утилитарнотехнократическим целям.

Следует подчеркнуть, что специалист, как отмечает Ф.Ш. Мухаметзянова,

- не кладовая информации, а создатель на ее основе новых знаний и информации, имеющих практическое социальноэкономическое и культурное значение. Это предполагает иное, обновленное структурирование гуманитарных знаний специалиста и представляет сложную проблему углубления фундаментализа-ции гуманитарного образования.

Фундаментализация гуманитарного образования способствует интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки личности специалиста и ориентирована:

- во-первых, на формирование у молодого человек стабильного, устойчивого ядра культуры личности, которая должна выполнять функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности личности и социума. Через систему образования ядро культуры у личности концентрирует в себе нормы и правила деятельности, а также систему ценностей, которую каждый конкретный человек вырабатывает в своей жизни;

- во-вторых, ориентация строится на сохранение этого ядра, для чего формируется особый культурный, более динамичный слой. Он выполняет функцию фильтрующего механизма, пропускающего информацию, соответствующую ценностям его ядра культуры, но отслеживает и поглощает те информационные импульсы, которые разрушают это ядро.

Таким образом, ядро личности обладает высокой устойчивостью и мини-

мальной изменчивостью, выполняя

функцию сохранения и передачи самоидентичности личности.

В логике фундаментализации гуманитарного образования и формирования ядра духовного иммунитета необходимо выделить гуманитарно-образовательные компетенции, под которыми мы подразумеваем совокупность гуманитарных знаний, умений, навыков и опыта деятельности студентов, необходимых для осуществления их личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Ключевыми гуманитарно-образовательными компетенциями специалиста являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами студентов, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, созидательную направленность, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и профессиональной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности очень широк: это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурнодосуговой сфере, например владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной карти-

ны мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студента в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целепола-гания, планирования, генерации идей, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности студента по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение

различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-профессиональная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, в социально-трудовой сфере в области профессионального самоопределения.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само-поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам студент. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личност-

ных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Из всего вышесказанного следует, что повышение качества образования -насущная проблема современности. Существует прямая связь между уровнем жизни и качеством образования в государстве. В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002), в частности, отмечается, что «для продвижения по пути устойчивого развития абсолютно необходимо качественное образование» (п. 116), а также предусматривается интеграция вопросов «устойчивого развития в системе образования на всех его уровнях с тем, чтобы оказывать содействию как ключевому фактору перемен».

ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНО-ЦЕННОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.П. Лебедева, к.п.н., директор ЦЭПД РАО

На основании «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» стратегической задачей сферы образования на ближайшее пятилетие выбрано обеспечение высокого качества образования всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального. Одним из направлений решения данной стратегической задачи определено «повышение качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечение развития кадрового потенциала образования и науки, а также гармонизации отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров с международной практикой» [1].

Участие в реализации программы научных и научно-педагогических кадров

потребует выбора системообразующих «точек роста» в индивидуальном профессиональном развитии. Каждый участник, будь-то учитель или научный сотрудник, работающий в сфере «образования», поставлен перед необходимостью поиска принципиально новых подходов к реализации Государственной программы.

В помощь профессиональному поиску представляем материалы данной статьи, позволяющие на психодидактических основаниях проектировать личностно-ценностный подход к развивающему образованию. Любой проект начинается с определения руководящей идеи, замысла и предполагаемых результатов, т.е. с Концепции.

Двадцатое столетие отмечено серьёзным воздействием на педагогические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.