Научная статья на тему 'Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов'

Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пастухова Дарья Александровна

В статье описываются методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов дошкольного образования. Рассматриваются активные методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов»

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

Методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов Пастухова Д. А.

Пастухова Дарья Александровна/Pastukhova Darya Alexandrovna - кандидат психологических

наук, доцент,

кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье описываются методы обучения в развитии речевых компетенций будущих педагогов дошкольного образования. Рассматриваются активные методы обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, компетенции, образовательная среда.

Современная жизнь с каждым днем набирает высокий темп в различных сферах деятельности человека, и современный педагог не должен отстать от заданного темпа развития общества. Система российского образования также пытается идти в ногу со временем, чем и обусловлено появление новых образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на новые цели и ценности образования и отражает не только сегодняшние, но и перспективные потребности личности, общества и государства в сфере образования. Возрастающий интерес исследования новых форм и методов подготовки педагогов дошкольного образования в настоящее время объясняется актуальным процессом реформирования системы высшего профессионального образования в Российской федерации.

Реализуемый в федеральных образовательных стандартах компетентностный подход является выражением компетентностно-ориентированного профессионального дошкольного образования. Формирование и развитие компетенций студентов являются одним из основных результатов и показателей деятельности высшей школы. Новизна реализуемого компетентностного подхода заключается в выдвижении на первый план развития у студентов определенных личностных качеств, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности.

Под компетенцией в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет два

типа компетенций: общекультурные и профессиональные. О. К. Слинкова разделяет общекультурные компетенции на две группы [9, с. 207]:

- компетенции, относящиеся к личности как субъекту жизнедеятельности;

- компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

Профессиональные компетенции, в свою очередь, также делятся на две

подгруппы: общепрофессиональные компетенции и компетенции в конкретных областях деятельности специалиста (педагогическая, культурно-просветительская и научно-исследовательская деятельность).

Большое место в новых федеральных государственных образовательных стандартах педагогического образования отводится так называемым «речевым» компетенциям, к которым можно отнести такие компетенции, как «Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь» (ОК-6), «Владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников» (ОК-10), «Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики» (ОК-16), «Владение основами речевой профессиональной культуры» (ОПК-3) и др. Особую актуальность развитие данных компетенций приобретает в отношении педагогов дошкольного образования, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы речевой грамотности.

Формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций этой группы определяет процесс развития социальной активности и творческого отношения к деятельности у студентов.

Формирование речевых компетенций непосредственно влияет на развитие личности студента, позволяет углубить интеллектуальные способности субъекта, расширить его когнитивные ресурсы, повысить его общую профессиональную компетентность [13, с. 7]. В силу настоятельной потребности формирования новой языковой картины внешнего мира, субъект получает возможность многомерной оценки окружающей его действительности, а в результате овладения иностранным языком приобретает, по меньшей мере, две различных языковых картины мира -родноязычную и иноязычную.

Исходным моментом формирования речевых компетенций является развитие навыков выражения своих мыслей в целях решения задач общения. Речь (устная и письменная; внешняя и внутренняя, т. е. про себя, без произнесения вслух) состоит из речевых актов и проявляется в речевой деятельности. Устный речевой акт представляет собой двухсторонний процесс, с одной стороны - говорение, с другой стороны - восприятие и понимание услышанного.

В рамках современной концепции речевых компетенций меняется, соответственно, и компонентный состав содержания образования, причем в пользу развития опыта творческой деятельности и ценностных ориентаций, активного применения полученных знаний на практике [11]. Традиционно в качестве основных компонентов содержания речевых компетенций выделяют лингвистический, психологический и методологический.

Лингвистический компонент содержания речевых компетенций включает помимо единиц языка и речи, языкового (лексического, грамматического, фонетического) и речевого материала (речевые образцы и речевые ситуации), речевые действия, осуществляемые с данными единицами языка и речи в основных видах речевой деятельности, т. е. речевые ситуативно-обусловленные высказывания различной протяженности и выполняющие различные функции в речевом общении (запрос информации, информирование, выражение удивления, сомнения, сообщение чего-либо и проч.) с учетом возраста учащихся (в нашем случае, студентов), а также социокультурные особенности употребления слов, словосочетаний, фразеологизмов и речевых образцов, модели речевого поведения в сочетании с невербальными

средствами, в том числе и выражение чувств и эмоций, вызываемых речевыми действиями, их предметным содержанием.

В отношении объема и качественных характеристик индивидуального семантического поля учащихся, объема лексики и грамматики, как отмечает Е. Н. Соловова [10, с. 26], формирование прочных лексических и грамматических связей слов неразрывно связано с их использованием для реализации различных речевых функций.

Психологический компонент содержания речевых компетенций включает совокупность навыков общения в устной речи (слушание и говорение). В настоящий момент такая совокупность предполагает целый ряд компетенций. Так, для студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки, предполагается овладение следующими видами компетенций:

- лингвистическая компетенция, которая включает знания о системе и структуре языка, правилах их функционирования в процессе коммуникации;

- когнитивная компетенция; сюда входят не только знания, понятия и стереотипы, но и способность выполнять речемыслительные операции, т. е. процедурные знания (как осуществить данную операцию), умения применять знание правил для решения определенной проблемы и, в целом, мыслительную, познавательную деятельность;

- метакогнитивная компетенция, которая предполагает наличие умений и способности к антиципации, планированию, общее и выборочное внимание, самоуправление, идентификация проблемы, самокоррекция и самооценка. Причем, следует отметить, что при антиципации и в планировании речи необходимо учитывать (уметь определить) не только языковое наполнение высказывания, речевые средства, но и интонацию, в частности, эмоциональную, поскольку смысл выражается не только в лексических значениях; культурно-специфическую особенность коммуникативных стратегий (например, умение уклониться, маневрировать и проч.);

- социопрагматическая компетенция, под которой подразумевается способность воспринимать и оценивать личность собеседника с ее психологическими особенностями с целью установления взаимопонимания и побуждения собеседника к определенной речевой или неречевой реакции; а также корректировать речевое и неречевое поведение, вносить поправки и адаптировать языковые средства в соответствии с ролями, социальным статусом, отношением, обстановкой и темой разговора и, в общем, всей ситуацией в соответствии с предполагаемыми нормами и правилами поведения и общения и управлять ходом беседы, разговора; включая также использование различных паралингвистических средств;

- социокультурная компетенция, представляющая собой способность осознавать, правильно понимать и адекватно интерпретировать эксплицитно и имплицитно выраженную социокультурную информацию при непосредственном или опосредованном общении с представителями иной культуры на основе усвоенной совокупности страноведческих и лингвострановедческих знаний, сформированных лингвострановедческих умений, отношений и ориентаций [7, с. 13]; понимание пресуппозиций, фоновых знаний, ценностных установок, психологической и социальной идентичности, характерных для данной культуры. Этот вид компетенции также предполагает умение участника межкультурной коммуникации извлечь информацию из таких единиц языка, как топонимы, антропонимы, названия политических реалий, известных книг, фильмов и т. д. и дифференцировать ее с точки зрения значимости для межкультурного общения.

В целом, понятие социокультурной компетенции в определенной мере совпадает с понятием культурной грамотности. Культурная грамотность - это наиболее динамичный компонент межкультурной компетенции. Наряду с достаточно стабильными историческими и географическими данными, существуют элементы, связанные с текущей политической ситуацией, скандалами, модой, и т. д., которые быстро возникают и сглаживаются в памяти носителей культуры. Этот динамизм требует постоянного пополнения объема культурной грамотности. Сюда можно

65

отнести также и так называемую функциональную грамотность - умение заполнять различного рода документы: анкеты, счета на оплату, налоговые декларации, написание заявлений и проч.

Обратимся к особенностям преподавания дисциплин, формирующих обозначенные выше компетенции развития навыков говорения. Формирование данных компетенций в процессе обучения студентов в вузах предполагает использование различных педагогических технологий. С нашей точки зрения, при формировании данных компетенций в качестве основных должны быть выбраны активные методы обучения, такие как игровые методы, групповая работа, кейс-стади или анализ конкретных ситуаций.

Разностороннее развитие студентов, их творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для реализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности - это важные задачи современного вуза.

Таким требованиям современного образования отвечает игровая форма обучения говорению. В основе метода деловых и ролевых игр лежат творчество, инициативность и самостоятельность учащихся.

Активные методы обучения в корне отличаются от традиционных форм организации учебного процесса. Отличительной чертой активных методов является ориентация на обеспечение активной деятельности обучающихся в учебном процессе. Соответственно повышается качество и эффективность занятий.

Особую популярность в последнее время приобретает метод ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр. Педагог при данных методах обучения играет роль организатора. Учащиеся проводят исследования по теме, занимаются поиском и обработкой информации, оформлением полученных результатов. Данный вид деятельности развивает творческий потенциал личности студентов и, несомненно, повышает интерес к изучению предмета. Занятия при использовании игровых методов обучения проходят в атмосфере эмоционально-психологического комфорта, что является одним из необходимых условий их эффективного проведения.

Ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры - это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности преподавателя, которая предполагает их выбор и творческие решения. Метод ролевых и деловых игр - это педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.

Метод ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр является одним из самых эффективных активных методов обучения. Проигрывание ролевых и деловых игр способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Законченная игра может быть продемонстрирована в самых различных формах: презентация, статья, графики, альбом, книги, коллаж, брошюры и другие, которые затем представляются на общее обсуждение. Основным результатом работы будет актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их применение в новых нестандартных условиях.

Метод ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр можно использовать, начиная с самых простых заданий и заканчивая более содержательными. Конечно, подготовка к ролевым и деловым играм занимает ни один день, но студентам очень нравится работать на таком занятии, потому что каждый может не только показать свои знания в языке, а проявить себя творчески [3, с. 32].

Метод ролевых и деловых игр помогает повысить самооценку обучающихся, приобщает студентов к творчеству, формирует и совершенствует общую культуру, повышает мотивацию, приобщает студентов к практическому владению языком, способствует развитию речевых навыков, письменной речи, позволяет реально оценивать собственные языковые возможности. Важно стремиться к тому, чтобы

66

игровая деятельность вносила вклад в обучение, была целесообразной в части затрачиваемого времени и прилагаемых усилий [6, с. 184].

Осуществление данных занятий - это путь к саморазвитию личности через осознание собственной значимости как участника, через самореализацию в предметной деятельности. Игровая деятельность позволяет обучающимся развить не только навыки анализа, систематизации и обобщения материала, но и совершенствовать свои способности. А также эти занятия позволяют студентам выявить взаимосвязь изучаемых предметов, необходимую связь теории с практикой и понять значимость иностранных языков в жизни. Помимо работы с конкретными заданиями по предмету, учащимся предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей со студентами в группе, с педагогами. В процессе такой творческой работы участники игры получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их учебная активность, определяется социальная позиция и воспитывается чувство ответственности.

Анализ учебных и интеллектуальных компетенций учащихся позволяет сделать вывод о том, что метод ролевых и деловых игр при обучении говорению будет способствовать формированию у учащихся общеучебных компетенций.

Данная работа не исчерпывает всех аспектов проблемы организации и проведения деловой игры как средства профессиональной подготовки педагога, а также возможностей формирования речевой компетентности педагога. Дальнейшего изучения и разработки требуют формы и направления самостоятельной работы по формированию умений устной и письменной речи. Данное исследование может послужить основой для дальнейшего совершенствования технологий организации внеучебной деятельности студентов, разработки интерактивных методов обучения профессионально-ориентированному общению студентов, средств интенсификации учебного процесса, позволяющих преодолевать психологические и лингвокультурные барьеры в ситуациях делового общения.

Литература

1. Бойко И. Н. Особенности процесса формирования контрольно-оценочных умений учащихся в младшем школьном возрасте // Гуманитарное пространство. 2016. Т. 5. № 1. С. 19-24.

2. Бойко И. Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-8. С. 75-79.

3. Бойко И. Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 1. С. 5-11.

4. Бойко И. Н. Духовно-нравственные ценности современного педагога // Гуманитарное пространство. 2015. Т. 4. № 5. С. 652-657.

5. Бойко И. Н. Профессиональное становление личности педагога // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-4. С. 80-82.

6. Бойко И. Н. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7-10. С. 13-15.

7. Бойко И. Н. Духовно-нравственное развитие педагога как основа его профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 6-10. С. 29-32.

8. Захарова Н. Л. Уроки жизнестойкости // Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Программа профилактики антивитальных тенденций среди подростков / Москва, 2015.

9. Захарова Н. Л. Ролевая виктимность подростков в ситуации хронического заболевания// Захарова Н. Л., Одинцова М. А. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 3. С. 20.

10. Захарова Н. Л. Особенности инновационного знания // Захарова Н. Л., Ядров К. П., Мельников Т. Н. Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2015. № 2 (73). С. 35-37.

11. Захарова Н. Л. Психологическое сопровождение детей в условиях инклюзивного образования: системный подход // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 98-100.

12. Кабалина О. И. Роль общественных организаций в объединении профессионального педагогического сообщества // Кабалина О. И., Харитонова Е. Ю. В сборнике: Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б. В. Илькевича, Ответственный редактор: Н. В. Соловьева. 2015. С. 675-677.

13. Крулехт М. В. Педагогический потенциал детского досуга в воспитании человека культуры // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 289-294.

14. Крулехт М. В. Педагогика высшей школы: чему и как учить студентов гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 158-162.

15. Крулехт М. В. Проблема интеграции в современной педагогике // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 257-261.

16. Крулехт М. В. США: Как приобщают детей к труду // Дошкольное воспитание. 1990. № 6. С. 98.

17. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. 2007. № 1. С. 45-49.

18. Крулехт М. В. Самостоятельная работа студентов как способ формирования основ профессионализма // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 229-235.

19. Крулехт М. В. Вузовская лекция в зеркале качества высшего гуманитарного образования для XXI века // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 4. С. 11-15.

20. Пастухова Д. А. Сервисология как наука о человеке и его потребностях // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 66-75.

21. Пастухова Д. А. Проблемы социально-психологической адаптации воспитанников специальных (коррекционных) школ к обучению // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 67-73.

22. Пастухова Д. А. Опыт формирования психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников детского дома // Общество: социология, психология, педагогика. 2014. № 1. С. 51-53.

23. Пастухова Д. А. Национально-психологические особенности персонала российских организаций // Слинкова О. К., Пастухова Д. А. Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 85-91.

24. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

25. Пастухова Д. А. Психологические условия развития адаптационных способностей воспитанников детского дома. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2012.

26. Пастухова Д. А. Экспериментальное исследование психологической адаптации воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 206-210.

27. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка. Автореферат

68

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

28. Тарасова О. И. Реализация жанровых признаков текстов документально -художественного повествования грамматическими средствами языка (на примере категорий темпоральности и локальности). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Москва, 2003.

29. Урклина А. А. Исследование проблемы принятия решений в экономическом поведении потребителей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 4. С. 20-24.

30.Хижняк Л. А. Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 2. С. 21.

31. Хижняк Л. А. Инновационные технологии обеспечения социально -психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. Том Часть II.

32. Хижняк Л. А. Развитие восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости посредством обучения фотоделу // Инновационные технологии обеспечения социально-психологической адаптации и готовности к труду детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья Дудко О. Б., Коваленко С. В., Бетанова С. С., Ядров К. П., Хижняк Л. А., Мохова С. Б., Балаян С. А., Пастухова Д. А., Одинцова М. А. Москва, 2014. С. 41-50.

33. Хижняк Л. А. Формирование и развитие связной письменной речи глухих школьников 7-9 классов // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. № 4. С. 37.

34. Хижняк Л. А. Социальная реабилитация детей с нарушениями интеллекта // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 62-66.

35. Хижняк Л. А . Педагогическая поддержка развития смысловой сферы личности старшеклассника в процессе профессионального самоопределения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 202-206.

36.Хижняк Л. А. Обучение глухих школьников 7-9 классов построению письменного текста (на материале сочинений). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 2005.

37. Шлыкова Н. Л. Теоретические аспекты содержания мотивационной сферы персонала // Халилуллина Д. З., Шлыкова Н. Л. Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 182-187.

38. Шлыкова Н. Л. Проблемы психологической безопасности личности // Львов В. М., Шлыкова Н. Л. Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 132.

39. Шлыкова Н. Л. Ситуационный подход в изучении проблемы психологической безопасности субъекта деятельности // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2006. № 1. С. 145-147.

40. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Дис.... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

41. Ядров К. П. Генезис инноватики: от организации к индивидууму // Человеческий капитал. 2015. № 4 (76). С. 120-124.

42. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей. Автореф. дис. ... к. п. н. / Московский государственный областной университет. М., 2008.

43. Ядров К. П. Использование информационных технологий в обучении математике студентов психологических специальностей// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2008. № 2. С. 159-164.

44. Ядров К. П. Математика для студентов психологических факультетов. учебное пособие / Ядров К. П., Шамшурин В. Л.; М-во образования и науки Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. Москва, 2008.

45. Опыт разработки учебно-методического комплекта «Лекции по квантовой механике» в условиях информатизации системы образования // Луканкин А. Г., Ядров К. П. Информатика и образование. 2009. № 6. С. 110-112.

46. Методика создания электронного учебника по курсу «Математика» на факультетах гуманитарной направленности Шамшурин В. Л., Ядров К. П. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 1. № 2. С. 127-129.

47. Ядрова А. А. Построение факторной модели рационального потребительского поведения студентов // Человеческий капитал. 2015. № 8 (80). С. 98-104.

48. Ядрова А. А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание инновационной образовательной среды

Ядров К. П.

Ядров Константин Павлович / Yadrov Konstantin Pavlovich - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра дошкольного образования, факультет психологии, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются сущность и содержание понятия инновационной образовательной среды. Исследуется генезис понятия образовательная среда в работах российских ученых. Ключевые слова: инновации, образовательная среда, история педагогики.

Понятие «инновационной образовательной среды» представляет собой последовательный синтез трех самостоятельных понятий: среда, образовательная среда и, наконец, инновационная образовательная среда. Рассуждая в логике «от малого к целому» нам необходимо последовательно разобрать каждое из указанных понятий.

В работах И. Дистервега, И. Песталоцци (интенсивно-формирующее образование, направленное на развитие способности человека к дальнейшему образованию и самообразованию), Я. А. Коменского, Р. Оуэна, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова («предметный метод обучения») много внимания уделялось возможностям использования окружающего мира, различных внешних обстоятельств в воспитании и образовании.

В психолого-педагогических исследованиях Л. С. Выготского рассматривается предметно-развивающая среда в качестве социальной ситуации развития. Рассмотрим представления о среде видного немецкого теоретика социального воспитания Отто Рюле: «Жизнь влияет бесчисленными отражениями на представления, мысли, чувства и волю человека; влияет во всей огромной неповторимой полноте явлений, событий, фактов, какие приносит каждый день, каждый час человеческого бытия и какие, как в калейдоскопе, проходят на периферии его маленького круга жизни. Свежесть и ясность ума и души, решимость и силу воли, величие и яркость характера он обретает в борьбе с ними» [6, с. 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.