Научная статья на тему 'Аксиологические основания управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования'

Аксиологические основания управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Языкова Ирина Николаевна

Рассмотрены возможности гуманитарно ориентированных математических задач как дидактического средства формирования гуманитарного потенциала студента в процессе преподавания математики, приведены типы задач в общей системе ГОМЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологические основания управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования»

в эту сферу и уже делают это. Однако многих беспокоит то, что, даже экономя на остальных статьях семейного бюджета, они все равно не могут конкурировать здесь с "новыми русскими". Для наиболее обедневших массовых категорий интеллигенции это означает катастрофу, поскольку речь идет по существу о сломе механизма их социального воспроизводства,

Разумнее сегодня сделать ставку на локомотивную роль среды образования, которая обладает огромным стимулирующим потенциалом, Именно в ней происходит "дозревание" личности. Однако такая постановка вопроса, безусловно, потребовала бы существенного пересмотра Многих аспектов определения стратегии национального развития.

Библиографический список

1, Вульфсон Б А //Сравнительная педагогика: История и современные проблемы, - М.: Изд-во УРАО, 2003.

2, Андреев АЛ Общество и образование: социокультурный профиль России II Педагогика. - 2002. - № 6, - С, 20-29.

3, Андреев АЛ Общество и образование: социокультурный профиль России II Педагогика. - 2002. - № 6, - С, 20-29,

4. Материалы: 2 Международный образовательный форум; Москва, 23 ноября 2003 года, - М„ 2003.

5. Руткевич М.Н., Левашов В.К. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения II Науковедение, - 2000. - № 1.

6. Лэбедев 0„ Шабельник М, Духовный и интеллектуальный потенциалы. - М,, 2001,

7. Авдуевская Е.П„ Баклушинский С,А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений II Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника: Труды по социологии образования. - М., 1995, - Т. 3, вып. 4,

8. /Лебедев 0„ Шабельник М. Духовный и интеллектуальный потенциалы. - М„ 2000.

9. Шереги Ф.Э, Социология образования: прикладные исследования, - М.2001, - С, 209,

10. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности, -М„ 1999. - С, 13,

11. Россия на рубеже веков, - М„ 2000. - С. 356.

12. Шурыгина И,И, Культурные ресурсы и культурный капитал "новых бедных" II Общественные науки и современность, - 2000, - № 5.

13. Андреев АЛ Социальное ядро нации II Общественные науки и современность. - 2000, - № 5,

И.Н.Языкова

Аксиологические основания управления педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования

В процессе непрерывного технического образования необходимо сделать акцент на свободную, культурную, развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, вооруженную не только набором определенных знаний, но и системой ценностей. При этом целью стало не просто поэтапное образование, а целостное духовное развитие и профессиональное совершенствование специалиста. Это обусловлено основным принципиальным отличием непрерывного образования от традиционного, заключающемся в «слиянии всех этапов или его ступеней в единый процесс поступательного развития личности» [1, с. 21].

Развитие современного индустриального общества происходит в условиях, с одной стороны, быстрого роста наукоемких технологий, с другой - становления нового ценностно-смыслового содержания технического образования, обеспечивающего единство культур и многообразие духовно-нравственной жизни общества, объективно требует специалистов не только профессионально подготовленных, но и нравственно воспитанных, готовых принимать ответственные технико-

технологические решения, безупречно грамотных, особенно в экстремальных ситуациях. Простой интерес к технике при утрате обществом в целом интереса к культуре не может обеспечить сохранение и развитие технической мысли, науки. Не отрицая того факта, что технократическое мышление как феномен научной культуры сыграло на определенном этапе развития человеческого общества заметную позитивную роль, нельзя не отметить, что причина сегодня многих глобальных проблем кроется в расчеловечивании знаний, то есть в отторжении науки от общей человеческой культуры, в воспитании человека «знающего, но безнравственного, воспитанного, но некультурного» [2, с. 108],

Ориентация высшей технической школы на подготовку так называемого «узкого» специалиста себя не оправдала, Из сферы инженерных интересов выпали гуманистические мотивы, а именно, ответственность за принимаемые инженерные решения. По этой причине при проектировании новых предприятий не просчитываются отдаленные последствия инженерной деятельности: изменения в экологической обстановке региона,

состояние здоровья местных жителей и обслуживающего предприятие персонала, изменение демографического и социального состояния населения на прилегающих территориях и т.д.

Утрата ответственности за общечеловеческие ценности вызывает необходимость ориентировать систему непрерывного технического образования и управления ею на новый уровень, учитывая при этом, что фундаментальным свойством поведения и деятельности человека является ориентированность на общественно-ценные эталоны и нормы.

В этой связи управление деятельностью людей, их поведением предполагает наличие идеалов, ценностей и норм, которые служат регуляторами их поведения. Единство ценностей и норм образует специфический механизм ценностно-нормативного управления.

Социальные ценности и нормы весьма близки, Так, Г.Л.Тульчинский отмечает: «Норма есть императивное выражение ценности, система правил ее достижения и реализации. Ценность же в свою очередь можно рассматривать как ориентирующую норму человеческого целеполагания» [3, с. 64]. В ходе обучения студент усваивает не только общекультурные и профессиональные ценности, но и виды деятельности, в процессе которых они созданы. Усвоение социально-значимых ценностей всегда обусловлено определенными нормами, Такие понятия, как «общая культура», «профессиональная культура», связаны с социально одобряемыми нормами деятельности, поскольку и общая и профессиональная культура базируются на усвоении каждым студентом системы оценок, значимости и дозволенности тех или иных действий. Общее между ценностью и нормой состоит в том, что они регулируют отношения людей в обществе. Ценности и нормы призваны привести в соответствие поступки и деятельность каждого студента с деятельностью всего коллектива, в котором он обучается. Они направлены и на то, чтобы каждый студент поступал в интересах коллектива и общества. По этому вопросу В.Г.Афанасьев пишет: «Воздействуя на человека, следует учитывать, что каждый человек имеет свое внутреннее «я», собственную, если можно так сказать, систему ценностей и норм, на которые он ориентируется в своем поведении. И хотя эта индивидуальная система норм и ценностей в конечном счете порождается общественной системой ценностей, эти системы отнюдь не всегда совпадают» [4, с. 256]. Связано это с тем, что из всего совокупного социального опыта конкретная личность усваивает только то, что для нее значимо в общекультурном или профессиональном плане. Механизм перехода социального опыта в структуру личности студента основан на одобрении или отрицании того или иного вида деятельности или поведения.

Управление непрерывным образовательным процессом основывается на общечеловеческих и национальных ценностях. Среди них ведущими являются:

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом и евростандартом.

4. Готовность к продолжению образования и труда в рыночных условиях.

5. Готовность к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

6. Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности [5, с. 33].

Общечеловеческие ценности существуют как инвариантная группа, которая в любой модели воспитания приобщает к мировой культуре.

«Если субъектом управления является человек, то и само управление имеет смысл и значение только тогда, когда оно осуществляется в интересах человека. Без человека и не в интересах человека никакого управления не существует, бесцелевого и бессознательного управления быть не может», - отмечает в своей концепции общей теории управления М.К.Бочаров. Нельзя не согласиться с этим утверждением, так как реализация человеческого фактора возможна лишь в процессе истинной гуманизации управления на рефлексивной основе.

В позициях Е.Гуссерля, М.Шеллера, Н.Гартмана ценности предстают как объективные феномены. Актуализация ценностей осуществляется через познающего и деятельного субъекта, Ценность есть выражение человеческого «знания мира» и его оценка.

Дефиницию «ценность» В.А.Сластенин, Е.И.Артамонова трактуют как категорию красоты, категорию эстетического. Вместе с тем ученые признают важной смысловую (значимую) характеристику духовных ценностей (смысл как фиксированная установка и даже как аксиома сознания). Она восходит к жизненно важным для личности аксиологическим образованиям (идеалу, убеждениям, принципам), которые выстраивают иерархию ценностей, связаны с ее мировоззрением, формированием самосознания [6, с. 4]. Сущность человека во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели им преследуются.

Анализ исследований в области аксиологии (В.П.Тугаринов, О.Г.Дробницкий, Т.В.Любимова) позволяет выделить следующие группы ценностей: 1) нравственные; 2) интеллектуальные; 3) религиозные; 4) эстетические; 5) социальные; 6) материальные: 7) физиологические, Все ценности взаимосвязаны и образуют систему ценностных ориентаций общества или личности,

Личностные ценности представлены как социально-психологические новообразования, в которых отража-

ются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики будущего инженера.

Система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные компоненты, но также эмоционально-волевые, играющие роль внутренних ориентиров, Ценностные ориентации лежат в основе оценок субъекта по отношению к окружающей действительности и ориентации в ней, В то же время они влияют на способы дифференциации объектов по их значимости. В структуре учебной деятельности ценностные ориентации связаны с познавательной стороной. Они определяют личностный смысл происходящего для студента, влияя на педагогические цели преподавателя, и во многом детерминируют результат его деятельности. Ценностные ориентации определяют разные виды установок, которые могут быть выделены по критерию их обобщенности со стороны социально-нормативных и субъективно-личностных аспектов. Их можно различать и по нормам деятельности, способам действий и другим аспектам ситуации. Выделение каждого аспекта позволяет лучше понять социальную обусловленность установок и регулятивные функции.

Социальные установки в профессиональной сфере обнаружили высокие связи с социально-нормативными аспектами профессиональной ситуации. Установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности. Осознание ценностных ориентаций, определяющих установку обучающегося относительно его учебной деятельности, способствует успешному усвоению ряда дисциплин, а в дальнейшем и профессиональному совершенствованию специалиста, его самоактуализации.

Самоактуализация предполагает взаимосвязь личности, деятельности и ценностей, на которые человек ориентируется в самопроявлении. В педагогическом процессе преподаватель должен помочь студенту осознать эти ценности и тем самым способствовать его духовному развитию. При этом имеются в виду созидательные ценности, реализуемые человеком в продуктивных творческих действиях; ценности отношения, актуализирующиеся в ситуации столкновения личности с факторами, ограничивающими ее жизнедеятельность (В.Франкл).

Важность выявления ценностных ориентаций определяется также и тем, что некоторая мера согласованности, конгруэнтности систем ценностных ориентаций студента и преподавателя является необходимым условием воспитательного эффекта. Несогласованность систем ценностных ориентаций преподавателя и студента выступает в качестве фактора, препятствующего достижению педагогической цели, хотя высокий уровень профессионализма педагога проявляется и в умении эффективно работать со студентами в условиях разнонаправленных ценностных ориентаций,

Самоценность человеческой индивидуальности понимается В.А.Лекторским через диалог, который высту-

пает единственной возможностью самого ее существования и внутренней сущности, В диалоге человека с миром проявляются его духовная свобода, духовность, ответственность. Обучение в таком случае становится диалогом двух суверенных субъектов. М.М.Бахтин высказался таким образом: «Любой объект знания (человек, предмет, природа) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [7, с. 363].

В психологической литературе субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. «Понимание субъекта связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Стать субъектом определенной деятельности значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию» [8, с. 250]. Одновременно субъектность предполагает способность человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, позволяющего личности управлять собой на основе процесса самоориентации, саморегуляции и самооценки.

Ценностные ориентации и эмоционально-волевая сфера личности неразрывно связаны. Эмоционально-ценностный компонент состоит из содержательной и процессуальной сторон, В содержательной стороне системообразующей являются ценности, а в процессуальной - эмоции, Под эмоционально-ценностным компонентом образования мы понимаем целенаправленное формирование у студентов системы значимых для личности и общества ценностных ориентаций и развития их эмоционально-волевой сферы, отраженных в содержании образования и реализуемых в процессе обучения, В.П.Тугаринов дает такое определение: «Ценности - суть предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [9]. Задача высшей школы заключается в формировании адекватной интересам российского общества системы базисных ценностей у студентов. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой -необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей, профессиональной ориентированности и т.д.

Конкретизируя эти позиции, многие авторы предлагают свое аксиологическое видение дисциплин в вузе: ценность предмета - ценность знания - ценность процесса познания как творчества - ценность человеческого общения - самоценность, В другом варианте это ценность знания, ценность удовлетворения прагматических потребностей, ценности, связанные с самоутверждением в социальной среде, ценности, позволяющие осуществлять самореализацию. Все основные ценности должны быть включены в содержание образования, но их дифференциация будет зависеть от целей, которые ставятся перед учебным заведением. Ценности или жизненные смыслы образуют наиболее устойчивое ядро внутреннего мира личности и культуры определенного типа (например, гуманитарное -технократическое). Цели и средства характеризуют технологию реализации ценностей, ценности же - аксиологию и культуру [10],

Таким образом, понятие «ценность» указывает на социальное и культурное значение явлений окружающей нас действительности. Многообразие предметов, входящих в деятельность людей, природных явлений и общественных отношений может преобразовываться в предметные ценности или объекты ценностного отношения [11]. Включенные в сферу отношений природные явления приобретают значение для общества и служат ему, так как ценности возникают и развиваются в обществе на базе практической деятельности, Возникшая в процессе жизнедеятельности общественная значимость явлений и образует ценность, а отношение к ним - ценностное отношение. Ценность это только та значимость, которая играет положительную роль в развитии общества и влияет на его социальный прогресс и развитие личности. Поэтому только положительно значимые явления составляют ценность.

Дифференциация ценностей зависит от возраста и ступени обучения. Л.С.Выготский писал: «Перестройка потребностей и побуждений, перестройка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» [12, с. 385]. Период обучения в общеобразовательной школе является периодом становления базиса личностной культуры, школьник приобщается к миру человеческих ценностей, природе, явлениям общественной жизни. Именно в период обучения в общеобразовательной школе, лицее формируется мотивация выбора профессии, устойчивость профессиональных интересов и намерений, осуществляется профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии, формируются духовные потребности и интересы, общекультурный уровень. Прогнозирование профессионально значимых качеств будущего инженера, его духовных потребностей также происходит на этапе довузовской подготовки.

Управление технологическим процессом, широкое использование «думающих» кибернетических машин предполагают высокоинтеллектуальный труд и требуют

широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора. В результате этого расширяется социальная активность работающих, происходит конкретное и обогащающее личность удовлетворение потребностей посредством формирования целостной производственной деятельности, включающей в себя все ее типы - социальную, профессионально-производственную, учебно-

познавательную, предметно-практическую, организационно-управленческую, коммуникативную, эстетическую, физическую, нравственную и, наконец, потребительскую,

Для этого в условиях профессионального училища требуются: гуманизация жизнедеятельности педагогического и ученического коллективов, включение гуманистических идеалов в учебно-производственный процесс, поиск способов реализации творческого потенциала личности будущего рабочего, формирование потребностей максимально развивать и реализовывать свои способности, У учащихся необходимо формировать заинтересованность в результатах труда, его экономической оценке, в осознании личной и общественной значимости при выполнении производственных задач.

Для высшей школы возрастной период от 17 до 24 лет имеет характерные черты формирования социального становления личности и ее реализации через будущую профессиональную деятельность. В психологии этот период определяется как система трех состояний человека: индивид, субъект и личность. Индивид определяет индивидуальные способности и потребности как самоуправляемая, самоорганизующаяся открытая динамическая система, Внешняя среда определяет изменение психологического поведения индивида за счет естественного механизма условных рефлексов, которые называют индивидуальным опытом как отношение к способу действия. Субъект деятельности реализует себя как интерпретатор нормы социального и профессионального поведения при реализации требований, предъявляемых ему внешней средой. Личность как высший тип психологического поведения проявляет себя в гармонии духовного, интеллектуального и физического развития,

В процессе профессиональной подготовки инженера (вузовский этап) развиваются его профессионально значимые качества, формируется адекватная самооценка своих возможностей, направленность интересов на инженерную специальность, осознание правильности выбора профессии, отсюда - устойчивость жизненных планов и намерений. На этом этапе непрерывного технического образования происходит интенсивное развитие личностных качеств будущего инженера, его способности к самосовершенствованию, развитию общекультурного уровня. За время обучения в техническом вузе студент не только осваивает

профессию, но и вырабатывает для себя определенную жизненную философию.

Несмотря на осваиваемую специальность технического профиля, выпускник вуза должен быть прежде всего субъектом современной культуры, носителем высокой нравственности и социальной активности. Только на фоне приобщения к современной культуре должны осваиваться необходимые для успешной деятельности выпускника профессиональные качества, поскольку специалист без высоких нравственных качеств, без осознания общечеловеческих и культурных ценностей может стать социально опасным.

Примечательны слова К.Д.Ушинского, важные не только для учителей общеобразовательной, но и для преподавателей высшей школы: «Всякая школа прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества, Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».

Высшее техническое образование должно не только ориентировать студентов на подготовку к работе в условиях современных технологий, но и способствовать их выходу на новый уровень культуры, соответствующий этим технологиям. Инженер должен осознавать социальный эффект от применения созданных им технических объектов. Правда, как отмечал Р.Брэдбери: «Сами машины - это пустые перчатки, но их надевает человеческая рука, которая может быть хорошей или плохой».

Основные профессиональные нравственные ценности современного специалиста приведены в книге Ю.Г.Фокина «Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество»: ориентация на нетрадиционные решения; готовность к преодолению трудностей; осознание личной ответственности за положение дел;

профессиональное достоинство; реальное оценивание своей квалификации; осознание потребности в непрерывном повышении своей компетентности;

готовность принимать рациональные решения в ответственных ситуациях;

гуманистическое осмысление технических проблем [13, с. 84].

Важнейшим параметром процесса профессионального становления являются планы студента на будущее. К чему стремиться? Что прогнозировать? Как строить свою профессиональную деятельность после окончания вуза?

На послевузовском этапе совершенствуется практическая и творческая деятельность инженера, углубляется содержание профессиональной подготовки, происходит осознание собственной «Я»-концепции, усиливается стремление к целенаправленному повышению уровня общей и духовной культуры, развиваются творческие способности, расширяются профессиональные возможности в соответствии с идеалами духовной и нравственной культуры, профессиональной самореализации.

Одним из способов развития духовности, становления интеллигентности выпускников, преодоления узкого профессионального техницизма мышления специалистов техносферы является гуманитаризация высшей технической школы. Гуманитаризация высшей технической школы важна для развития и совершенствования мышления специалиста технического профиля не только в связи с обогащением ассоциаций при решении технических и технологических творческих задач, она важна еще и для осознания того, что любая техническая разработка делается в конечном счете для человека и должна способствовать увеличению «человеческого» в жизни пользователя устройства, реализованного на ее основе [14].

Гуманитаризация высшего технического образования исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, уважения к личности, гуманистического характера общения, взаимопонимания и взаимообогащения, из принципа активности личности в сфере деятельности и непрерывности гуманитаризации технического образования;

предполагает построение преподавания различных дисциплин с учетом и на основе гуманистических идеалов и ценностей, ориентирует деятельность педагогов на воспитание высокой духовной культуры студентов технического вуза; осуществляется путем использования в педагогическом процессе средств, способствующих формированию нравственной, эстетической, политической культуры, становлению качеств интеллигента;

способствует преодолению односторонности и фрагментарности подготовки специалистов технического вуза, позволяет придать ей комплексный целостный характер [15, с.З];

Дает возможность будущим инженерам освоить основные ценности гуманитарного образования:

1. Ответственность за общезначимые ценности;

2. Свободное мировоззренческое самоопределение;

3. Общекультурную компетентность;

4. Личностную самоактуализацию в культуре и в жизни [16, с. 86].

Педагогика высшей школы сегодня правомерно опирается на принцип ведущей роли сознания в формировании специалиста высшей квалификации. Общество заинтересовано в воспитании духовно-

нравственного человека. Нравственные нормы вырабатывались людьми в течение всего периода развития

человеческой цивилизации и составляют общечеловеческие ценности, которые усваиваются в процессе обучения и воспитания. Усвоение нравственных норм и руководство ими в отношениях с окружающим человека миром, в поведении, в действиях и поступках и характеризуют социальное развитие личности.

Под механизмом социального развития личности следует понимать те условия, факторы, средства, которые создаются в вузе и которые оказывают влияние на сознание, чувства, поведение человека, закрепляют в нем положительные (нравственные) мотивы поведения [17]. К создаваемым условиям исследователи в области педагогики относят необходимые внешние условия социального развития личности, которые способствуют приобретению личностью способности адаптироваться к нормам социального поведения, приучают к регуляции своих действий в соответствии с этими нормами. Это возможно лишь в случае, когда в созданных условиях реализуются потребности самого ученика. Только при таком подходе вероятно формирование единства сознания, чувств и поведения в соответствии с целями воспитания. Достаточным условием социального развития личности является ее способность к переводу внешних ценностей (нравственных норм) во внутренние детерминанты (установки, привычки, действия, поведение).

Накопление знаний о нравственных нормах, культуре поведения и их осознание происходит, прежде всего, через содержание воспитания и познавательной информации, составляющих основу педагогического процесса. В содержание воспитания включаются цели воспитания, знания, умения, навыки, культура поведения, конкретная предметная деятельность, в которой студент приобретает опыт социального поведения в соответствии с нравственными нормами. Социализация личности происходит успешно в том случае, если познавательные и духовные потребности находят свое удовлетворение в содержании педагогического процесса, и обучаемый получает возможность найти ответы на вопросы жизни, идущие из глубины природы: Что есть мир? Что есть я в этом мире? [17, с,28],

Нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения или действий людей • в обществе, которые обеспечивают упорядоченность и регулярность социального взаимодействия индивидов и групп [18, с.356], Социальные нормы бывают универсальными, т.е. в одинаковой мере относящиеся к каждому человеку, и частными, относящимися, скажем, к сфере профессиональной деятельности или же регулирующими деятельность человека при выполнении им другой конкретной социальной роли.

Наряду со сходством между ценностями и нормами имеются существенные различия. В понятии «ценность» содержится элемент внутреннего влечения и

стремления человека к тому или иному виду деятельности, Ценность - неотъемлемый компонент самого человека, выполняющего в обществе какую-либо роль, Общественно-политические, нравственные, профессиональные качества студента являются его ценностными качествами.

Нормы можно рассматривать как непосредственные требования, правила, законы организации деятельности администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов, В нормах заложена принудительность, безусловность выполнения тех или иных правил поведения, они как бы обязывают всех членов коллектива вести себя так, а не иначе. Нормы существуют для организации деятельности людей в соответствии с объективными условиями, Кроме того, нормы изучаются как формы отражения действительности,

В ценностно-нормативной системе высшего учебного заведения можно вычленить целый комплекс различных элементов, К ним относятся: модель личности и профессиональной деятельности будущего специалиста, профессиограмма, квалификационная характеристика, учебный план и программы, субъекты деятельности, объекты деятельности, мотивы и цели деятельности, процессы, виды, средства, формы, методы и результаты деятельности, нормы и правила деятельности, а также сфера, в которой она протекает,

В процессе своей жизнедеятельности инженер участвует в различных ценностно-нормативных системах и выполняет различные роли, Основные группы ценностно-нормативных систем в структуре непрерывного технического образования можно обозначить следующим образом: ценностно-нормативные системы, связанные с общественно-политическими знаниями, умениями и навыками, с непосредственной практической деятельностью в процессе обучения и профессионального становления, с общекультурными и профессиональными знаниями, умениями и навыками, с гуманитарной подготовкой и с творческим освоением знаний, умений и навыков.

Научно-обоснованная система ценностных ориен-таций в процессе непрерывного технического образования должна найти отражение в программах, учебниках и учебных пособиях на всех ступенях обучения. Но фиксация ценностей в учебнике еще не обеспечивает их усвоение. Необходимо разработать технологию формирования ценностных ориентаций студентов. При разработке технологии следует исходить из уровня усвоения ценностей. С.И.Маслов выделяет следующие уровни усвоения ценностей: 1) знание о ценностях (ценности остаются только как знаемые, но не внутренне принятые и не являются руководством к действию); 2) человек поступает в соответствии со значимыми для окружающих ценностями, но не из внутренних побуждений; 3) внутреннее принятие ценностей без осознания их значимости; 4) эмоциональное принятие

и осознание ценностей. Именно последний уровень характеризует систему ценностных ориентаций личности, Внешние влияния проникают вглубь личности, входят в собственные отношения человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «я» [19]. На этом уровне поступать вопреки усвоенной ценности становится невозможным без обесценивания человека в собственных глазах, ущемления его стремления к самоуважению.

Управление педагогическим процессом в системе непрерывного технического образования состоит в такой его организации, при которой происходит усвоение студентами содержания обучения. Содержание обучения в системе непрерывного технического образования должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные лично-стно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения личности к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Следует отметить, что содержание обучения в процессе непрерывного технического образования приобретает особую роль. Сегодня необходимы унификация терминологии специальных предметов; введение в программы и учебники опыта рационализаторов и изобретателей; обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний, установление интегрированной и дифференцированной частей в учебных дисциплинах; выявление новых областей технического и технологического знания на основе тенденций развития научно-технического прогресса и введение новых спецкурсов; разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности; создание вариативных модулей для индивидуального обучения; углубление знаний и приобретение умений и навыков по другим профессиям в целях расширения профессионального профиля; установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана; введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи «человек-техника» [20, с.23],

Совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную компетентность инженера будет содействовать развитию личности, иметь ценность в той мере, в какой они:

соответствуют его запросам (личностно значимы);

знакомят с новейшими достижениями науки в сфере профессиональной деятельности;

могут быть применены в предметно-практической деятельности;

интегративны и глобальны в связи с тем, что в период профессионального совершенствования инженер в жизни встречается не с учебными предметами,

а с проблемами, для решения которых необходим «надпредметный» комплекс знаний и умений;

обеспечивают оптимальное сочетание оперативных и фундаментальных знаний, поскольку быстрее стареют знания, относящиеся к узкой специальности, медленнее - теоретические;

носят проблемный характер, В содержание непрерывного технического образования необходимо включить следующие основные аспекты:

разработка учебных программ, обеспечивающих уровень подготовки специалистов, необходимых как для современного, так и для перспективного производства;

определение логической структуры и последовательности изучения учебных дисциплин;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внедрение междисциплинарного подхода при организации учебного процесса;

оптимизацию распределения учебного времени между аудиторными занятиями и самостоятельной работой с усилением акцента на последнюю; индивидуализацию обучения, Следовательно, значимым будет такое содержание обучения, которое направлено не только на совершенствование конкретных профессиональных знаний и умений, но и на развитие ключевых компетенций (умение разрешать проблемы, креативность, коммуникабельность, готовность учиться и т.д.),

Таким образом, непрерывное техническое образование - управляемый процесс, представляющий собой самостоятельную выработку руководящих принципов собственного поведения и деятельности, положительного отношения к нравственным нормам и требованиям, предъявляемым обществом, желание следовать им в собственной практике,

В системе непрерывного технического образования человека нужно рассматривать не только как субъекта образовательного процесса, но и как индивида и личность, вносящих свои характерные информационные параметры в систему, изменяя ее устойчивое состояние. Результатом процесса обучения должна быть подготовка интеллигентного человека к реализации индивидуального опыта самообучения и самоуправления, формирование фундаментальной основы методологического и профессионального знания, навыков и умений применения его в динамике изменения профессиональных ситуаций.

Библиографический список

1. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В.Г. Онушкина, - М.: Педагогика, 1987, - 208 с.

2. Гудков В.А., Дулина Н.В„ Петрунева Р.М. К вопросу о гуманитаризации образования в техническом университете // Тезисы международной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика», - М, 1994, - С. 108-110.

3. Тульчинский ГЛ II Проблемы осмысления действительности. - А, 1986. - С.64,

4. Афанасьев В,Г. Человек в управлении обществом. - М„ 1977, - С, 256.

5. Регион: Управление образованием по результатам, Теория и практика / Под ред. П.И.Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - 880 с,

6. Сластенин В.А., Артамонова Е.И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования II Педагогическое образование и наука. - 2002, - № 3,

- С, 4-9.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, - М„ 1979,

- С. 363,

8. Слободчиков В,И., Исаев И,Е. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М„ 1995. - С. 250.

9. Тугаринов В,П. Теория ценностей в марксизме, - Л: Изд-во ЛГУ, 1968, - С. 11.

10. Сагатовский В.Н. Культура и диалектика общественного развития II Диалектика культуры, - Куйбышев, 1982,

11. Орлов А.Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы, - М„ 1991. - 196 с,

12. Выготский АС, Собр, соч, - Т. 4, - С, 385,

13. Фокин Ю,Г, Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб, пособие для студ. высш, учеб. заведений, - М.: Академия, 2002. - 224 с,

14. Эстетическое воспитание в техническом вузе; Учеб,-метод, пособие / АМ.Кадцин, Г.Г.Квасов, В.Т.Лисовский и др, / Под ред. Г.С.Гуна. - М„ 1991,

15. Коханович АИ„ Шахова Р.Ф., Мигалин АН., Ивановская И.П. Гуманитаризация высшего образования (сборник научно-методических материалов), - М„ 1993. - С. 3,

16. Розов Н. Ценности гуманитарного образования II Высшее образование в России. - 1996, - № 1, - С. 85-89.

17. Шамова Т.И„ Третьяков П.И., Капустин Н,П, Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Т.И.Шамовой, - М,: Гу-манит. изд, центр «ВААДОС, 2001. - 320 с,

18. Норма II БСЭ, - Т. 18. - С. 356.

19. Маслов С.И. Эмоции и ценности в начальном образовании II Magister, - 1999, - № 6. - 96 с,

20. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования II Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 21-27,

О.В.Ефременкова, Д.Ф.Чернявский

Гуманитарно ориентированные математические задачи и их роль в гуманитарном развитии личности будущего инженера

Известно, что в условиях экономических реформ, необходимости развития промышленности на новом техническом уровне, интеграции российской экономики в мировую систему, вопрос о качестве образования, в том числе инженерного, становится чрезвычайно важным, так как происходит переоценка роли инженера в современном обществе, Новым этапом в реализации современного подхода к инженерному образованию является введение государственных образовательных стандартов, в которых сформулированы требования к подготовке инженера, значительно увеличена экономическая и гуманитарная составляющие образования, определены новые направления инженерного дела, введена многоуровневая система образования, расширена область информационных технологий. Это обстоятельство вызывает необходимость пересмотра целей, содержания и технологий профессионального обучения, а в конечном счете, самих представлений о квалифицированном инженере. Интенсивное изменение социально-экономических условий современной России, как отмечают Г,А,Месяц и Ю.П.Похолков в работе «Российское инженерное образование: проблемы и пути трансформации», предъявляет повышенные требования к качеству фундаментальной профессиональной подготовки инженеров.

Фундаментальной составляющей инженерного образования всегда была математическая подготовка, качество которой постоянно являлось предметом пристального внимания, гуманитарная же составляющая начала осознаваться лишь недавно, Проблема несовершенства математической подготовки инженеров существует и обсуждается довольно давно (В.П.Блехман, Л.Д.Кудрявцев, А.Д.Мышкис и др.), каждый раз при возвращении к ней рассматривается лишь часть противоречий и недостатков, кажущаяся актуальной в данный период, Скорее всего, это связано с попытками решить проблемы математического образования на интуитивном уровне, меняя методы и содержания обучения, но, не изменяя подходы, то есть, находясь внутри системы.

Опыт показывает, что математическое образование, ориентированное на развитие личностных свойств студента, требует больших ресурсов: времени на обдумывание проблемных ситуаций; дидактических разработок в виде модульных пакетов; средств на переобучение преподавательского корпуса. Однако эти «вложения» окупаются, во-первых, качеством усвоения учебного материала, во-вторых, высоким уровнем личностного развития, в-третьих, творческой активностью студентов [2],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.