Научная статья на тему 'Парадигмальные составляющие преподавания курсов социально-гуманитарных дисциплин'

Парадигмальные составляющие преподавания курсов социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ПАРАДИГМА / ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕК / ГУМАНИЗМ / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / SPIRITUALITY / PARADIGM / VALUES / HUMAN BEING / HUMANISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Валентина Ивановна, Киселев Максим Игоревич, Башкатов Родион Николаевич

В статье рассматривается проблема формирования духовных ценностей в среде учащейся молодежи вузов. Авторы считают, что изучение социально-гуманитарных дисциплин должно быть ориентировано на актуализацию духовных ценностей. Выявляются недостатки в практике организации процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Отмечается, что ориентация студентов на самостоятельный поиск ценностных оснований духовного развития может быть построена на основе модификации внеучебной самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM COMPONENTS OF TEACHING SOCIAL DISCIPLINES AND THE HUMANITIES

The article examines the problem of forming spiritual values among higher school students. The authors believe that studying social disciplines and the humanities should be aimed to actualize spiritual values. The paper identifies shortcomings while organizing the process of teaching social disciplines and the humanities and concludes that students’ orientation to the autonomous search for the value foundations of spiritual development can be based on the modification of the extra-curriculum autonomous work.

Текст научной работы на тему «Парадигмальные составляющие преподавания курсов социально-гуманитарных дисциплин»

Родионова Валентина Ивановна, Киселев Максим Игоревич, Башкатов Родион Николаевич ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье рассматривается проблема формирования духовных ценностей в среде учащейся молодежи вузов. Авторы считают, что изучение социально-гуманитарных дисциплин должно быть ориентировано на актуализацию духовных ценностей. Выявляются недостатки в практике организации процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Отмечается, что ориентация студентов на самостоятельный поиск ценностных оснований духовного развития может быть построена на основе модификации внеучебной самостоятельной работы.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-1/40.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 168-171. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 101.1

Философские науки

В статье рассматривается проблема формирования духовных ценностей в среде учащейся молодежи вузов. Авторы считают, что изучение социально-гуманитарных дисциплин должно быть ориентировано на актуализацию духовных ценностей. Выявляются недостатки в практике организации процесса преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Отмечается, что ориентация студентов на самостоятельный поиск ценностных оснований духовного развития может быть построена на основе модификации внеучеб-ной самостоятельной работы.

Ключевые слова и фразы: образование; учебная деятельность; духовность; парадигма; ценности; человек; гуманизм.

Родионова Валентина Ивановна, к. филос. н., доцент Киселев Максим Игоревич

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты rodionova. disser@mail. гы; kiselev_maxim@mail. гы

Башкатов Родион Николаевич, к. филос. н.

Институт финансового контроля и аудита, г. Ростов-на-Дону rbashkatov@inbox. ги

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Проблема формирования потребности в овладении студентами духовными ценностями в условиях специально созданной образовательной среды трактуется современным обществознанием как целенаправленный процесс, который влияет на сознательную сферу и эмоциональную составляющую личности студентов. Под понятием «духовные ценности» нами понимаются мировоззренческие позиции личности, ее идеалы, убеждения, установки, проявляющиеся в социальном бытии человека, свидетельствующие о духовной зрелости развивающейся личности. Исследователи духовности всегда отмечали важность и значимость решения данной проблемы в процессах воспитания подрастающего поколения, они указывали: «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни. Но духовность нужно шире понимать, чем обыкновенно понимают. Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги» [2]. На наш взгляд, интерес к духовным ценностям может быть более активным, усиливаться в ходе ознакомления с курсами социально-гуманитарных дисциплин. Именно в ходе изучения социально-гуманитарных дисциплин студентами вуза активизируется процесс развития потребности в познании духовных ценностей. Безусловно, это сложный процесс, способствующий изменению качеств личности человека, формирующий гуманистическое отношение и сознательную деятельность в окружающей действительности молодого человека, который стремится жить в соответствии с универсальными моральными принципами.

Выделим среди них следующие: прежде всего, это принцип опоры на положительные качества личности у молодежи, такие как требовательность к себе, честность, справедливость, доброта; принцип вовлечения студентов в различные общественные виды деятельности; принцип действенного примера воссоединения с духовными ценностями как организации общих условий для формирования потребностей овладения духовными ценностями; принцип самостоятельности, опирающийся на внутренние педагогические закономерности процесса обучения; принцип индивидуализации, учитывающий факторы социализации студента при формировании потребностей к овладению духовных ценностей.

Усложнение процессов общественного развития расширяет те сферы социальной жизни, в которых человек реализует себя, открывая для себя все новые ценности. Это приводит к тому, что наряду с ценностями в традиционных сферах жизни общества актуальными объектами изучения становятся и ценностные основания социальных практик в пространстве образования. Исследователи пишут: «социальные преобразования в современной России вызвали изменения условий жизни, возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система, достаточно "непрозрачная для однозначной трактовки"» [3, с. 10].

Молодежь, безусловно, является самой динамичной частью любого общества, и поэтому одной из самых сложных проблем является формирование ее ценностных ориентаций в процессе социализации, молодая развивающаяся личность чутко реагирует в ходе социализации на обновление аксиологической составляющей меняющейся жизни современной России. Поэтому эти процессы коснулись и системы образования. В новом обществе «ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет» [7]. Становится понятно, что формирование культуры достоинства молодой личности может идти в новой образовательной парадигме - «образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности. Это требует

коренного изменения содержания и организационных форм всей образовательной системы, изменения ценностей образования как социального и культурного явления» [1].

И здесь немалую роль играют социально-гуманитарные науки. Самое уязвимое место в социогуманитар-ном дискурсе - применяемая методология как в сфере познания, так и в сфере поиска практических решений. В последней главенствует технократический подход. Отметим, что в условиях абсолютизации технологических параметров развития прошлого века общество имело целью развитие техники, и тогда в нем формировался технократизм как мировоззренческая доминанта. В противовес этому существует и другая пара-дигмальная установка, в которой начинают превалировать антропологические элементы, в силу этого мировоззренческой доминантой становится гуманизм.

Социальные практики образования прочно усвоили позиции технократизма прошлого века. Специалисты пишут о том, что наличие разрыва между технической и гуманитарной подготовкой привело к обеднению общей культуры молодого специалиста. Оно имеет негативное воздействие на культуру молодежи технократического мышления: «для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [6, с. 312]. Отметим, что в среде сформировавшейся в последние десятилетия научной и технической интеллигенции технократический стиль мышления является господствующим, и студенты его попросту «вбирают» в себя с самого начала обучения в техническом вузе. Как правило, под гуманитаризацией инженерного образования предполагают лишь рост количества гуманитарных дисциплин в вузовских образовательных программах. При этом студентам предлагаются разного рода историко-культурологические и краеведческие дисциплины, с которыми будущая деятельность инженера практически никак не соприкасается. Поэтому подобное явление часто именуется учеными как «внешняя гуманитаризация» [5, с. 41].

В современном обществе «особое место среди основных тенденций и принципов развития образования в современный период занимает гуманитаризация образования, обусловленная объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений» [Там же, с. 44]. Думается, что сегодня ситуация в социально-гуманитарном образовании переживает не самое лучшее время. Важнейшая из причин такого состояния - развившийся ранее в России примат технического образования над гуманитарным. Последствия ощущаются уже сейчас, ведь именно нехватка социально-гуманитарного образования не дает большому числу выпускников вузов полноценно проявить себя в профессиональной, трудовой деятельности, а также актуализировать, сделать востребованным потенциал гражданственности. «Недостаток знаний в социально-гуманитарной сфере не дает возможности молодому человеку адекватно осмыслить процессы, происходящие в стране, мешает формированию целостного видения социального мира. Постепенно пробел осознается, чем и объясняется известный ренессанс социально-гуманитарного знания» [8, с. 19]. Исследователи подтверждают сложившуюся ситуацию в образовании, одну из ее причин они видят в слабом сопряжении преподавания социально-гуманитарных наук и воспитания учащейся молодежи, они пишут, что «в настоящее время наблюдается недостаточно ответственное отношение педагогов к привитию студентам необходимых морально-этических качеств и норм поведения» [4, с. 40]. Это действительно так, одна из главнейших задач социализации молодежи вуза - это формирование ценностного каркаса для будущего специалиста.

Гуманитаризация - это одна из тенденций развития образования сегодня, та, которая приводит к возврату гуманистических ценностей и идеалов, которая в выпускнике вуза формирует гармоничную личность, многомерного человека. В системе высшего образования формируются условия для поиска ценностных оснований, которые могут стать духовным «ядром» развитой личности. Обнаружились в образовательной среде и новые явления: «социальные инновации затрагивают базовые пласты культуры, реализуемые в образовательном процессе, создают ценности, транслируемые в сознание молодежи, выполняют важную роль в реализации сверхзадачи культуры - организации духовной жизни общества» [5, с. 12].

Мы предлагаем учитывать на уровне федеральной образовательной и культурной политики РФ те меры, которые способны определить социальный заказ на отечественного специалиста с высшим образованием: это стремление педагогов «приучать» студентов к требованиям любого производственного процесса: упорядоченности, дисциплине, размеренному суточному ритму. Дисциплина и ответственность должны вновь стать нормой жизни в образовательной среде. Более того, ценности самоактуализации творческого потенциала личности важны для социализации молодежи и, по мнению ученых, трактуются «как выбор жизненных целей» [9, с. 149]. В процессе обучения в вузе студенты получают особую социализацию, нацеленную на усвоение групп ценностей. Привитие учащейся молодежи нравственно-духовных ценностей видится в возможности наполнения основной и вариативной частей учебных планов и методически воплощается через наполнение учебных планов философскими дисциплинами: это, прежде всего, философия, этика, эстетика, логика, философия техники. Формирование интеллектуальных ценностей идет через организацию внеучебной самостоятельной работы студентов по подготовке научных выступлений и докладов, проведение занятий интеллектуальных дискуссионных клубов для студентов. Такие клубы работают во многих вузах, на их заседаниях студенты совместно с преподавателями и приглашенными специалистами обсуждают многие актуальные проблемы развития современного общества, его истории и науки.

Таким образом, процесс формирования ценностных устремлений современной личности должен быть направлен на достижение определенного уровня духовно-нравственных основ бытия посредством преобразования социальных ресурсов, коими могут быть культурный, информационный и экономический. Они складываются в усвоенную и самовоспроизводимую систему духовно-нравственных ценностей. Ценностные ориентации являются логичным результатом длительного, многостороннего осмысления жизненного опыта индивида. Мы полагаем, что ощутимых положительных сдвигов в ценностном пространстве учащейся молодежи

возможно достигнуть при том условии, что процессы формирования ценностно-поведенческих установок молодежи будут иметь системный управляемый характер. Мы присоединяемся к позиции ряда общественных деятелей, обосновывающих необходимость возвращения к социальному заказу на определенную качественную модель молодого специалиста. Нами подобная модель понимается как сочетание в целом коллективистского сознания (гражданский и профессиональный патриотизм) и ценности индивидуальной ответственности за принимаемые решения. Следует констатировать, что в настоящее время процесс формирования ценностных предпочтений будущих специалистов идет в условиях стихийно-рыночных идеалов, это приводит к тому, что конфронтационные бизнес-стратегии подавляющим образом преобладают над кооперационными, усилия субъектов хозяйственной деятельности от этого становятся все более разрозненными и менее эффективными. Производство и массовое потребление товаров и услуг, содержащих «сильнодействующий» нравственный компонент, порождают множественные внешние эффекты, в том числе и негативные. Наиболее разрушительное воздействие на нравственное здоровье молодежи способны оказывать некоторые программы телевидения, компьютерные игры, видеопродукция, реклама и другое. Переполнение сценами секса, насилия и другими яркими (для неокрепшей личности привлекательными!) примерами асоциального поведения приводит к искажению в конечном итоге картины реальной действительности. В результате формируются стереотипы поведения, несовместимые с интересами общества, но решающие задачу роста потребления определенных «благ». Таким образом, производство и потребление уже не могут рассматриваться как частное дело производящих компаний, и данная сфера подлежит общественному регулированию. Вполне правомерным представляется применение мер государственного принуждения в отношении производителей продукции, порождающих масштабные внешние эффекты в общественном сознании нравственного содержания.

В целях увеличения результативности управляющего воздействия усиление роли этики в образовательных программах и впоследствии в экономической деятельности должно происходить комплексно. В образовательных стандартах и социальных индикаторах следует четче определять методику расчета критериев желаемых изменений и дать оценку потенциалу профессионально-духовного оздоровления учащейся молодежи, т.е. конкретизировать круг объектов и субъектов управления процессом гуманитаризации образования. Также необходимо активно изучать и распространять опыт применения новых, социально-ориентированных, методик преподавания гуманитарных дисциплин, прежде всего философии, культурологии и основ духовной культуры, нарабатывать новые области приложения гуманитарного знания.

Родовая специфика сферы морали связана с тем, что она существует в сознании, но проявляется через повседневную практику. Поэтому любые усилия, направленные на изменения в моральном сознании, должны получать подкрепление в реальных шагах в области экономической политики, корректировке хозяйственного законодательства. В качестве базовых критериев необходимых сдвигов можно рассматривать ревизии стереотипов хозяйственного поведения у различных групп предпринимательского слоя. Подобная информация должна быть доступна из социологических исследований. Также могут оказаться продуктивными данные статистики, характеризующие изменения уровня жизни населения, дифференциацию доходов, динамику состояния здоровья россиян, среднюю продолжительность жизни, масштаб экономической преступности. Обеспечение необходимыми мерами укрепления положительных нравственных ценностей и гуманизацию в целом отношений в экономике, по нашему мнению, следует рассматривать как обязательную часть государственной политики. Координация усилий всех передовых с точки зрения соблюдения профессиональной этики субъектов хозяйствования должны охватывать любые формы предпринимательской деятельности и хозяйственных отношений.

Таким образом, проанализировав парадигмальные составляющие преподавания курсов социально-гуманитарных наук, можно резюмировать, что усилия по изменению ценностных установок и морального сознания личности в целом должны опираться на реальные мероприятия в образовательной политике. Их необходимо подкреплять изменением ряда положений законодательства, а также иными мерами, способными привести мировоззренческую систему молодежи к соответствию с ценностными императивами актуального социального заказа.

Список литературы

1. Барабаш И. А. От культуры полезности к культуре достоинства [Электронный ресурс]. URL: http://manwb.ru/articles/ world_today/tolerance/dostoinstvo_asmolov/ (дата обращения: 12.12.2015).

2. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого [Электронный ресурс]. URL: http://krotov. info/library/02_b/berdyaev/1944_041_7.html (дата обращения: 25.01.2016).

3. Бондаренко О. В. Социальные ценности в современном российском обществе: анализ системных изменений: автореф. дисс. ... д. филос. н. Ростов-на-Дону, 1998. 42 с.

4. Галимова А. М., Жуков М. В., Скворцова М. В. Осмысление основных проблем и пути совершенствования системы образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3 (65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 40-43.

5. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Дымарская О. Я., Чередниченко Г. А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М., 2006. 190 с.

6. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Логос, 2001. 312 с.

7. Никифоров О. В. Представления о ценности образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=868&level1=main&level2=articles (дата обращения: 26.11.2015).

8. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.

9. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. М., 2002. 175 с.

PARADIGM COMPONENTS OF TEACHING SOCIAL DISCIPLINES AND THE HUMANITIES

Rodionova Valentina Ivanovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Kiselev Maksim Igorevich

Institute of Service Sector and Entrepreneurship (Branch) of Don State Technical University in Shakhty rodionova.disser@mail.ru; kiselev_maxim@mail.ru

Bashkatov Rodion Nikolaevich, Ph. D. in Philosophy Institute for Financial Control and Audit in Rostov-on-Don rbashkatov@inbox. ru

The article examines the problem of forming spiritual values among higher school students. The authors believe that studying social disciplines and the humanities should be aimed to actualize spiritual values. The paper identifies shortcomings while organizing the process of teaching social disciplines and the humanities and concludes that students' orientation to the autonomous search for the value foundations of spiritual development can be based on the modification of the extra-curriculum autonomous work.

Key words and phrases: education; educational activity; spirituality; paradigm; values; human being; humanism.

УДК 1(091):172 Философские науки

В статье обосновывается идея о том, что этическая идентичность человека российского общества должна опираться на идеи русской классической философии, которая наиболее адекватно выразила сущность ценностного мира своего народа. Чёткое разграничение добра и зла, ориентация на духовность позволят достойно ответить на вызовы современности, сохраняя национальную идентичность в диалоге с миром западной культуры. Полнота нравственной жизни человека реализуется в пространстве абсолютных онтологических смыслов, а не в сфере рационалистических конвенций.

Ключевые слова и фразы: этика; этическая идентичность; ценности русского мира; духовность; русская философия; нормативная этика; этика благодати.

Садовая Людмила Васильевна, к. пед. н., доцент Емельяненко Владимир Дмитриевич, к. филос. н., доцент

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского sad_lud@mail. т; emelyanenko_@mail. т

Омельченко Марина Сергеевна, к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений МИД России от1га81@Н&1. ги

ЭТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Современная повседневная жизнь человека не может быть насыщена глубокими экзистенциальными переживаниями. Тем не менее перед ним остро стоят проблемы выживания, самореализации, самоутверждения. Да и вопрос о границах жизненного пространства, которое им осваивается, возникает рано или поздно. Столкновение, пересечение и перемещение интересов, мнений и мотивов в бесконечном потоке социальных, политических и хозяйственных взаимодействий несомненно нуждаются в этических определениях. Они могут быть абсолютными и относительными, реальными и идеальными, универсальными и единичными, но потребность в них существует и объективная, и субъективная. Этическая идентичность как раз и характеризует способность личности осознавать смысловой масштаб целей и ценностей, заданных обществом, а также определять их место и роль в своей жизни.

Общим местом является факт признания ценностного раскола нашего общества, где традиционные и постмодернистские ориентиры в равной мере довлеют над умами и помыслами россиян. Расширение прав, увеличение возможностей саморазвития личности ещё больше обостряют проблемы нравственного измерения жизни и определения этических параметров добра и зла, поскольку без их понимания жизнь человека лишается смысла. Этот объективный процесс происходит на фоне жесткого, порой даже агрессивного, продвижения западных ценностей успешности и утилитаризма, себялюбия и индивидуализма, прагматизма и меркантилизма, причем делается это под видом демократизации и гуманизации всех сфер национальной культуры и модернизации традиционного образа жизни. Как разобраться в этой панораме ценностей, за которой стоит, с одной стороны, многовековая западная цивилизация, а с другой - отечественная история и культура, запечатленная в литературных, художественных и философских воззрениях наших мыслителей?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.