Научная статья на тему 'Современные ценностные ориентации инженерного образования'

Современные ценностные ориентации инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китова Евгения Тарасовна

В статье обоснованы принципы гуманизации и гуманитаризации как основных ценностных ориентаций инженерного образования на современном этапе. Проанализированы личностные качества инженера, выделяемые российскими и международными инженерными ассоциациями. Обоснована важность навыков межличностного общения и роль дисциплины «Иностранный язык» для развития личности инженера. Предложена методическая система обучения гуманитарным дисциплинам на основе полипарадигмального подхода. Под методической системой изучения гуманитарных дисциплин понимается целенаправленное, содержательно насыщенное и организационное оформление эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и студента, направленное на сознательное прочное усвоение гуманитарных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные ценностные ориентации инженерного образования»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 371

Китова Евгения Тарасовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков технических факультетов, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск

СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснованы принципы гуманизации и гуманитаризации как основных ценностных ориентаций инженерного образования на современном этапе. Проанализированы личностные качества инженера, выделяемые российскими и международными инженерными ассоциациями. Обоснована важность навыков межличностного общения и роль дисциплины «Иностранный язык» для развития личности инженера. Предложена методическая система обучения гуманитарным дисциплинам на основе полипарадигмального подхода. Под методической системой изучения гуманитарных дисциплин понимается целенаправленное, содержательно насыщенное и организационное оформление эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и студента, направленное на сознательное прочное усвоение гуманитарных знаний.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, ценностные ориентации, инженерное образование, методическая система, полипарадигмальный подход.

Ценностные ориентации российского инженерного образования определяются реалиями современного периода. Так, развитие высоких технологий предполагает приоритетное развитие творческих и проективных способностей студентов. Всеобщий экологический кризис ставит перед образованием, и особенно инженерным, задачу изменения всеобщего экологического сознания, воспитания профессиональной нравственности и ориентации специалистов на разработку и применение экологически чистых технологий и производств. Информационная революция и переход общества на информационный этап диктуют необходимость формирования информационной культуры, критического мышления и одновременно требуют широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Темпы развития общественного сознания отстают от развития глобальных проблем человечества, что требует формирования у студентов планетарного мышления, введения новых дисциплин, таких как системное моделирование, прогностика, глобалистика и других в силу необходимости сформирования целостного миропонимания, новых ценностных ориентаций на основе общегуманистических принципов. Задачи гуманизации и гуманитаризации инженерного образования предстоит решать преподавательскому составу высшей школы.

Под гуманизацией образования понима-

ется процесс создания условий для самореализации, самоопределения личности студента, создания в вузе гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ори-ентаций и нравственных качеств с последующей их реализацией в профессиональной и общественной деятельности. Не следует забывать, что знания не бывают сами по себе ни добрыми, ни злыми - лишь человек делает их таковыми. Сегодня как никогда актуально звучат опасения академика В. Вернадского: «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую обязательно даст ему наука?» [2, с. 395]. Студенты технических вузов должны быть вовлечены в процесс усвоения гуманитарного знания с целью осознания ими миссии науки и техники в жизни человечества и своего места в осуществлении этой миссии.

Гуманитаризация образования, особенно технического, предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, интеграцию содержания технических и гуманитарных дисциплин для получения системного знания.

В технических вузах, решая проблему гуманитаризации, необходимо стремиться к проникновенияю гуманитарного знания в естественно-научные и технические дис-

циплины. К основным положениям концепции гуманизации и гуманитаризации могут быть отнесены:

- гуманные технологии обучения и воспитания студентов;

- обучение на границе гуманитарных и технических сфер (на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии и техники и т. д.);

- междисциплинарность в образовании;

- функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузе как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего;

- углубленная языковая подготовка; при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации;

- преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.

К сожалению, до сих пор в России имеет место разделение, а иногда даже противопоставление гуманитарной и технической сфер деятельности, мышления и образования. Однако сегодня инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация технического образования является первоочередной задачей для российской высшей школы.

В процессе реформирования высшего образования наметились определенные сдвиги в сторону гуманитаризации. В государственных образовательных стандартах появилась регламентация циклов дисциплин, которой раньше не было в типовых учебных планах. Введены вариативные дисциплины по выбору студента, направленные на формирование гуманитарных общекультурных компетенций и качеств личности будущего инженера. На примере учебного плана по направлению подготовки «Электроэнергетика и электротехника» в Новосибирском государственном техническом университете мы видим, что значительно увеличен объем часов на дисциплину «Иностранный язык» и введен большой перечень дисциплин по выбору студентов, направленный на развитие коммуникативной компетенции. Это такие дисциплины, как культура научной и деловой речи, культура и личность, основы личностной и коммуникативной культуры, социальные технологии, организационная психология. Эти дисциплины направлены

на развитие личностных качеств будущего инженера, необходимых для реализации профессиональных функций в современных условиях.

Важнейшей функцией инженера является не только технологическая функция (обеспечение функционирования техники и технологии), но и социальные функции, такие как социально-экономическая, управленческая, гуманистическая, культурная. Специалист с высшим техническим образованием должен обладать как профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью. В документах ЕС в межличностные компетенции входят «.. .способность работать в команде, межличностные навыки, способность работать в междисциплинарной команде, способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия, способность работать в международном контексте, приверженность этическим ценностям» (Цит. по [7]).

Сегодняшний рынок и меняющиеся условия труда требуют, чтобы инженер обладал так называемыми «мягкими» навыками (от англ. soft skills) в дополнение к «твердым» (техническим) навыкам (от англ. hard skills), они должны быть способны выполнять свою работу, используя все имеющиеся ресурсы, включая личностные.

«Твердые» навыки легко идентифицировать и определить по отношению к каждой конкретной профессии. Это технические знания и умения в конкретной технической области. «Мягкие» навыки представляют собой набор личных и межличностных качеств, которые не обязательно могут количественно измеряться, но, тем не менее, будут определять эффективность труда человека. «Мягкие» навыки также называют навыками межличностного общения, то есть способностью специалиста взаимодействовать и решать проблемы со своими коллегами. Примерами «мягких» навыков являются также способность критически мыслить, лидерские навыки, способность принимать решения и др.

Ассоциация инженерного образования России (AEE RF) среди «мягких» навыков выделяет коммуникативную готовность: владение литературной и деловой письменной и устной речью на родном языке, а также владение, как минимум, одним из наибо-

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

лее распространенных в мире иностранных языков; знание психологии и этики делового общения; владение навыками управления профессиональной группой или коллективом [1].

Европейская федерация национальных ассоциаций инженеров (FEANI) выделяет умение свободно выражать свои суждения по техническим вопросам на базе научного анализа и синтеза; владение устной и письменной речью, умение составлять ясные и убедительные отчеты; свободное владение одним из европейских языков, кроме своего родного; умение пользоваться статистикой; умение мобилизовать человеческие ресурсы [6].

Американский совет по инженерии и технологии (ABET) формулирует социокультурную компетентность следующим образом: способность к эффективной коммуникативной деятельности, владение основами этики поведения и общения [7].

В формировании социокультурной компетенции будущего инженера решающую роль играет гуманитарное образование. Общеизвестно, что дисциплина «Иностранный язык» предлагает неограниченные возможности для развития «мягких» навыков или навыков межличностного общения, поскольку носит коммуникативный характер. Именно эту задачу мы пытаемся решить в процессе преподавания иностранного языка в нашем вузе.

Реализация современных федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетентностном и субъектном научных подходах, потребовала разработки инновационных методических систем обучения гуманитарным дисциплинам.

Применение методических систем обучения (МСО) гуманитарным дисциплинам осуществляется в сложной многопараметрической, динамической и социальной образовательной среде, успешность функционирования которой зависит от учета совокупности факторов (возрастные и индивидуально-типологические возможности ее участников, материально-техническое, программное и дидактическое обеспечение, восприимчивость к нововведениям, регио-нальность и др.).

Под методической системой изучения гуманитарных дисциплин мы понимаем целе-

направленное, содержательно насыщенное и организационное оформление эмоционально-интеллектуального взаимодействия преподавателя и студента, направленное на сознательное прочное усвоение гуманитарных знаний, а также формирования способности применить их на практике.

В структуру методической системы входят: цели, задачи, субъекты и объекты, содержание гуманитарного образования, организационно-управленческий комплекс, педагогическая диагностика и непрерывный педагогический мониторинг.

Цель методической системы - создание адаптивной информационно-образовательной среды и комфортно-требовательных условий для результативного протекания обучения гуманитарным знаниям разных категорий студентов. Методическая система решает следующие основные взаимосвязанные задачи: формирование необходимого уровня гуманитарной компетентности будущих инженеров в различных отраслях знания; привитие навыков самоорганизации самообразовательной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин; формирование умений эффективного использования средств информатизации в процессе обучения; развитие у студентов умений саморефлексии в процессе изучения гуманитарных дисциплин, толерантности в отношениях с сокурсниками.

При разработке методической системы обучения гуманитарным знаниям целесообразно применять полипарадигмальный подход как совокупность реализации нескольких парадигм, предполагающий доминирующую роль ведущей парадигмы, которой другие парадигмы не противопоставляются, а дополняют ее по принципу синергетики [3].

Полипарадигмальный подход есть междисциплинарное образование, созданное на основе общей программы изучения возможностей совокупности научных подходов, теорий и принципов, которые влияют на разработку методической системы обучения гуманитарным дисциплинам. Обращение к данным педагогики, психологии, эргономики, кибернетики, информатике и других наук, использование разнообразных научных подходов и теорий является специфическим методологическим требова-

нием и составной частью полипарадигмаль-ного подхода [4].

Реализация полипарадигмального подхода обеспечивается общей методологической и организационной базой, привлечением специалистов разных сфер деятельности, координацией усилий для достижения общей цели - разработки методической системы обучения гуманитарным дисциплинам.

Разработка МСО требует коллективной командной мыследеятельности, главное место в которой занимает преподаватель по данной отрасли знания [5]. Разрабатывается МСО под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная методологическая позиция разработчиков. В полипарадигмальном подходе находит свое максимальное выражение совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов целостного процесса разработки МСО: прогнозирование, моделирование, проектирование, конструирование, апробация и внедрение.

Библиографический список

1. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ac-raee.ru (дата обращения: 30.03.15).

2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

3. Скибицкий Э. Г., Скибицкая И. Ю. По-липарадигмальный подход - теоретическая основа разработки полезных образовательных продуктов // Качество образования в контексте национальных и глобальных проблем. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию В. Н. Турченко (Новосибирск, 11 дек. 2013 г.). - Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2014. - Ч. 1. - С. 119-134.

4. Скибицкий Э. Г. Взаимодействие участников команды «разработчик» при проектировании педагогически полезного дидактического обеспечения дистанционного обучения // Сибирская финансовая школа. - 2004. - № 3. - С. 124-128.

5. Скибицкий Э. Г. Оценка педагогической полезности образовательных продуктов // Сибирская финансовая школа. - 2014. - № 5. -С. 164-168.

6. Чучалин А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования // Высшее образование в России. - 2011. -№ 10. - С. 20-29.

7. Чучалин А. И. Американская и болонская модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. - 2007. - № 1. -С. 84-93.

8. European Network for Accreditation of Engineering Education [Электронный ресурс]. -URL: http://www.enaee.eu (дата обращения: 30.03.15).

Kitova Evgenia Tarasovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Foreign Languages Department, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

CONTEMPORARY VALUES OF ENGINEERING EDUCATION

Abstract. The article gives the reasons why the principles of humanization are the main values for engineering education today. Personal characteristics important for an engineer are analyzed and compared to those mentioned by Russian and International Engineering Associations. The author emphasizes the influence of foreign language learning on the personality. The methodical system besed on multiparadigmatic approach is designed.

Keywords: humanization, educational values, engineering education, methodical system, multipa-radigmatic approach.

Поступила в редакцию 25.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.