Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Фплософпя. Психология. Педагогика, вып. 3
фессионального интереса к мультикультурному коммуникативному взаимодействию.
Следствием является то, что в практической деятельности профессорско-преподавательский состав также не уделяет должного внимания формированию у будущих специалистов-филологов профессионального интереса к мультикультур-ному коммуникативному взаимодействию, что обусловлено главным образом слабой подготовленностью большинства преподавателей к этому виду профессиональной деятельности. Все это объективно порождает необходимость подготовки будущих филологов к мультикультурному коммуникативному взаимодействию, делает научные изыскания в этой области актуальными как в теоретическом, так и в практическом значении.
Примечания
1 Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. М., 2000. С.8 56.
2 Гуревич П. С. Философия культуры : учеб. пособие для студ. гуманитар. вузов. М., 1994. 317 с.
3 Куропятник А. И. Мультикультурализм : проблемы социальной стабильности полиэтнических сообществ. СПб., 2000. 210 с.
4 Еремеев А. Ф. Первобытная культура : происхождение, особенности, структура. Саранск, 1996. 140 с.
5 Бэнкс Дж. Мультикультурное образование : цели и
измерения // Новые ценности образования и мульти-культурная среда школ. М., 1996. Вып. 4. C. 15-19.
6 Степанов П. У нации своя душа, свое духовное начало : цикл уроков в старших классах // Учительская газ. 2001. № 35. 28 авг.
7 Крылова Н. Б. Введение в круг культурологических проблем образования // Новые ценности образования и мультикультурная среда школ. М., 1996. Вып. 4. C.132-152.
8 Иванова С. Ю. Мультикультурализм: идеология и политика социальной и этнокультурной стабильности полиэтнических обществ // Этнические конфликты : теория, экспертиза, технологии разрешения : материалы Всерос. науч.-электронной конф. с междунар. участием. Ставрополь, 2001. С. 127-134.
9 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021700 - «Филология». М., 2000.
10 Тарасов Е. Ф. Межкультурное общение - новая этиология анализа языкового сознания // Энтокультурная специфика языкового сознания : сб. ст. / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., 1996. С. 105-116.
11 Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М., 2000. 14 с.
12 Andree B. Interkulturalitaet im Fremdprachenunteri-cht. // Interkulturelie Kompetenz. Muenchen, 2004. S. 139-148; Bolten J. Interkulterelle Kompetenz. Erfurt, 2001. 124 s.
УДК 15: 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ИНЖЕНЕРОВ
М. В. Вишневская
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Статья посвящена формированию гуманитарной культуры в условиях профессиональной подготовки студентов-инженеров. Дается анализ понятий «гуманизация» и «гуманитаризация», рассматривается вопрос о смысле и назначении гуманитарных дисциплин в будущей профессиональной деятельности студентов-инженеров. Ключевые слова: гуманитарная культура, формирование гуманитарной культуры, гуманизация, гуманитаризация.
Forming the Humanity’s Culture in the Professional Training of Future Engineers
M. V. Vishnevskaya
This article is devoted to the formation of the humanity's culture in the future engineers' professional training. Analysis of such concepts as
humanization and humanitarization is given, the question of meaning and purpose of the humanities in the future engineers' professional activity is considered.
Key words: humanity's culture, forming the humanity's culture, humanization, humanitarization.
Распространение и утверждение гуманистических идей повлекло необходимость переосмысления педагогических ценностей. Цель технического образования обогатилась приоритетами саморазвития, культурной и профессиональной самоорганизации личности, признанием будущего специалиста высшей ценностью образования. Возросло значение культуры в профессиональной
© Вишневская М. В., 2011
подготовке студентов технических вузов. Овладение системой знаний, необходимых для выработки профессиональных умений и навыков, дополнилось необходимостью формировать профессиональные знания и умения через гуманистические механизмы саморазвития и самоорганизации личности будущего специалиста.
Необходимость гуманитаризации технического образования определяется тем, что в подготовке технического специалиста продолжает сохраняться преобладание технократического подхода, снижающего статус гуманистических целей, присутствующих, наряду с техническими, в любой профессиональной деятельности. Приоритет технократического подхода ведет к утрате гуманистической осмысленности существования профессий и человека в них.
Идеологические стереотипы прошлого века привели к доминированию естественно-научного и технического образования над гуманитарным. Уже к концу XX в. стало очевидным, что технократическое образование себя не оправдало, а сложившаяся практика подготовки специалистов в технических вузах не соответствует требованиям современной жизни. Многие выпускники, имея хорошие профессиональные знания, обладали недостаточно высокой гуманитарной культурой. Большинство из них не владело навыками творческой деятельности и не испытывало потребности в непрерывном самообразовании. Объяснить это можно тем, что классическая модель подготовки инженеров была нацелена на предоставление студентам необходимой суммы специальных знаний для обеспечения профессиональной компетентности будущих специалистов в ущерб гуманитарной подготовке.
Глобальные перемены, происходящие в нашей стране, не могли не отразиться на системе образования, которая выявила необходимость ее адекватной перестройки. Многие ученые согласны с тем, что сегодня перед российским обществом стоит серьезная задача создания и реализации концепции непрерывного развивающего образования, которая учитывала бы социокультурные особенности страны и соответствовала бы современным требованиям, предъявляемым к системе образования1. При этом выбор концепции образования должен определяться не только внутренними, но и внешними факторами, то есть процессами, происходящими в мировом сообществе, поэтому система образования в России должна соответствовать общим мировым стандартам, которые являются основой единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего каждому человеку возможность считать себя членом не только своего общества, но и мирового сообщества.
За последние несколько лет сделаны важные шаги по осуществлению концепции реформирования системы российского образования, в частности по обучению учащихся и студентов в
рамках целостной культуры, взятой в единстве ее гуманитарного, естественно-научного и техникотехнологического компонентов2.
Все большее внимание уделяется общекультурной подготовке студентов и овладению ими фундаментальными знаниями как наиболее долговечными и значимыми в современном образовании. Это позволит решить проблему изолированности гуманитарной и технической культур, сформировать представления, умения и навыки современного мышления.
Большинство ученых согласно с тем, что процесс гуманизации и гуманитаризации является одним из основных принципов реформы высшего образования. Несмотря на то что этот вопрос уже долгое время является темой обсуждения для многих авторов, эти идеи еще недостаточно интегрированы в систему высшего профессионального образования. Существует большое количество научных работ, посвященных данной проблеме. Их общей целью можно назвать устранение противоречия между возросшим объемом знаний человека об окружающем его мире и недостатком личностного знания о самом человеке3.
Процесс гуманизации рассматривается как важнейший социально-педагогический феномен, который является условием гармоничного развития личности и отражает современные тенденции развития всей системы образования4. Многие исследователи (Н. Крылова, Ю. Громыко, В. Давыдов, Е. Шиянов и др.) согласны с тем, что гуманизация является основным элементом нового педагогического мышления, одной из важнейших задач которого является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества5.
Основной целью гуманитаризации образования является формирование у студентов нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек с его потребностями и интересами. Следует отметить, что гуманитаризация - это не просто увеличение числа дисциплин гуманитарного профиля, но и изменение внутренних приоритетов образования, учитывающих гуманистически ценности, потому что, как известно, общество не может успешно развиваться без учета ценностных устремлений человека6.
Проведенный анализ понятий гуманитаризации и гуманизации позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на неоднократное обращение к ним исследователей и накопленные теоретические знания, они нуждаются в дальнейшей разработке.
Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании систематизированных знаний, умений и навыков. Если профессиональная подготовка специалиста призвана освоить какую-то отдельную сферу человеческой деятельности, то гуманитарная подготовка направлена на целостное, интегральное восприятие мира. Многие
Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3
авторы согласны с тем, что гуманитарное знание не имеет себе равных по объему и разносторон-ности7. Для достижения необходимого уровня гуманитарной оснащенности будущего инженера недостаточно только решения проблемы качества преподавания дисциплин гуманитарного цикла - здесь встает вопрос о позитивной мотивации студентов. Не секрет, что в сознании студентов до сих пор существует противопоставление «технари - гуманитарии». Особо следует учитывать особенность восприятия гуманитарной информации. Специальную информацию студенты воспринимают без особого сопротивления - это надо для работы на производстве, эту информацию потребует занимаемая должность, наконец, всегда есть мнение коллектива о хорошем и слабом специалисте8.
При рассмотрении вопроса о смысле и назначении гуманитарной составляющей учебной программы почти всегда возникает проблема восприятия студентами гуманитарных знаний. Студенты, занимающие такую позицию, утверждают, что знание истории, философии, иностранного языка или других гуманитарных дисциплин в их будущей профессиональной деятельности им не понадобится, потому гуманитарная информация ими воспринимается избирательно. Эта избирательность и неприязнь зачастую усиливается скучным, по словам студентов, наполнением гуманитарных дисциплин.
По мнению А. Андреева, скучными эти предметы становятся из-за слабой связи между изучаемым материалом и теми проблемами, которые волнуют студентов. Г. Сорокин видит здесь проблему в качестве преподавания, подобной точки зрения придерживаются и другие авторы, в том числе и Е. Акулова, которая определяет проблему профессионального преподавания гуманитарных наук в техническом вузе как чрезвычайно острую. Принцип интеграции естественных, технических и гуманитарных наук больше декларируется, чем реализуется. Почти не разрабатываются междисциплинарные курсы и предметы, преподаватели привыкли действовать в рамках своего предмета, да и государственные образовательные стандарты высшего образования не раскрывают данной проблемы9. Для ее решения А. Андреев предлагает разрабатывать технологию современной гуманитарной педагогики прицельно, принимая во внимание связь между содержанием учебного процесса и его формами с одной стороны и культурно-психологическими особенностями студенческой среды технического вуза - с другой10.
Информацию об отношении студентов технических вузов к гуманитарным дисциплинам можно получить из материалов исследований, проводившихся на протяжении нескольких последних лет. Например, по данным социологических исследований, в среднем 60% опрошенных студентов уверены в полезности дисциплин гуманитарного и социально-экономического ци-
клов11. Остальные 40% считают эти дисциплины бесполезными для своей будущей профессиональной деятельности либо затрудняются оценить их значимость. Соответствующими социальными качествами в своей профессиональной деятельности будут руководствоваться не более 1/3 выпускников технических вузов.
Результаты исследований лаборатории социологических исследований Московского энергетического университета показывают, что подавляющее большинство респондентов отдало предпочтение максимально широкой модели образования, включающей в себя изучение не только профессиональных дисциплин, но и наук, позволяющих успешно адаптироваться к условиям современной жизни, а также способных удовлетворить духовные запросы человека, сформировать общее понимание жизни. Около 1/3 респондентов твердо уверены в том, что гуманитарные знания им понадобятся, столько же считают, что получение ими таких знаний скорее нужно, чем бесполезно, и лишь каждый десятый студент младших курсов и 6% старшекурсников не видят в них никакой необходимости12.
По данным этого исследования можно судить и о задачах изучения гуманитарных дисциплин, среди которых наибольшую поддержку получили задачи развивающего характера, такие как расширение кругозора, повышение общей культуры, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей. Таким образом, авторы исследования делают вывод о том, что узко профессиональный подход к образованию среди студентов не так популярен, как это кажется на первый взгляд. Большая часть студенчества считает гуманитарную подготовку неотъемлемым признаком образованности.
В процессе изучения гуманитарных дисциплин достоянием личности студента становится опыт открытия и субъективизации ценностей гуманитарного знания, отраженных в содержании гуманитарных наук. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарным знаниям, в частности к дисциплине «иностранный язык». В современном представлении университетский специалист - это широко образованный человек с фундаментальной подготовкой, соответственно, иностранный язык такого специалиста представляет собой и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования13. С. Третьяк описывает эту дисциплину как важное звено между специальными и гуманитарными общеобразовательными дисциплинами. Потенциал данного учебного предмета настолько велик, что позволяет использовать его для освоения как гуманитарных, так и естественно-научных знаний14. В условиях возобновленных контактов отечественных промышленников и предпринимателей с зарубежными партнерами работодатель предпочитает выпускников с
112
Научный отдел
хорошей языковой подготовкой: ценятся такие специалисты, которые и ориентируются в своей предметной области, и уверенно себя чувствуют в иноязычной среде. Стоит отметить, что переход России в единое европейское пространство высшего образования в рамках Болонского процесса также стимулирует изучение иностранных языков и других культур. К тому же передача информации по специальности, общение с зарубежными коллегами зачастую осуществляются специалистами через Интернет, а это связано прежде всего с владением иностранными языками. Техническая литература по многим специальностям, языки программирования, профессионально важные материалы в сети Интернет предоставлены на иностранном языке, чаще всего на английском. Эти факторы являются благодатной почвой для эффективного формирования ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту образования, в том числе и на базе иностранного языка.
На наш взгляд, целесообразно говорить о разработке специального методического обеспечения языковой подготовки в техническом вузе, направленного на формирование общечеловеческих ценностей. Нами была разработана система ситуаций, направленная на развитие гуманитарно-ориентированного сознания будущего специалиста в условиях личностно-ориентированной системы преподавания иностранного языка в техническом вузе. Был подобран комплекс материалов (статей, данных социологических исследований), включающий такие темы, как требования работодателей к молодым специалистам, рекомендации по трудоустройству выпускников, влияние СМИ на формирование мировоззрения молодежи, вопрос понимания, что такое перспективная работа, влияние природных катаклизмов на международные отношения, цена славы, истоки жестокости среди молодежи, специализированные периодические издания на иностранном языке, как сделать обучение в вузе более интересным. Метод комплексного анализа обсуждаемой проблемы позволил сформировать о ней целостное представление и выработать обоснованную позицию по данному вопросу. Разработанная система ситуаций создает условия для осознания студентами значимости владения иностранным языком как средством саморазвития, самообразования и самореализации; подобранные ситуационные задания обеспечивают положительный эмоциональный фон при изучении иностранного языка.
Таким образом, при соответствующем подходе к языковой подготовке в техническом вузе иностранный язык становится средством профессионального самовыражения и самосовершенствования, создает необходимые условия для эффективной гуманитаризации образования, способствует формированию ценностного отношения к гуманитарному компоненту образования в целом.
Дисциплины гуманитарного цикла способствуют формированию мировоззренческих позиций будущего специалиста, знаний и умений, мотивации самосовершенствования и самовоспитания в учебной и будущей профессиональной деятельности, творческого мышления. Именно они способствуют, будучи неотъемлемой частью инженерного образования, пониманию студентами места и значения своей профессии в научнотехническом прогрессе, стимулируют осознание возможностей использования гуманитарных знаний как средства решения профессиональных задач, социального престижа профессии, то есть содействуют углублению профессионального мировоззрения. Знание гуманитарных дисциплин расширяет рамки инженерного творчества, дисциплинирует мышление, формирует логическую полноту суждений, интуицию и другие свойства личности, наличие которых определяет формирующийся в процессе обучения уровень научных основ профессиональной деятельности.
Примечания
1 См.: Андреев А. Гуманитарная педагогика высшей технической школы // Высшее образование в России. 2008. С. 119-127 ; Шиянов Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991. 34 с. ; Третьяк С. В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 151 с.
2 Шереги Ф. Э., Харчева Г., Сериков В. В. Социология образования. Прикладной аспект. М., 1997. 304 с.
3 Сорокин Г. М. Проблемы гуманитаризации технического образования в вузе. Ставрополь, 2006. 83 с. ; Шереги Ф. Э., Харчева Г., Сериков В. В. Указ. соч. ; Шиянов Е. Н. Указ. соч.
4 См.: Шиянов Е. Н. Указ. соч. ; Сорокин Г. М. Указ соч. ; Шиянов Е. Н. Указ. соч.
5 Там же.
6 Шереги Ф. Э., Харчева Г., Сериков В. В. Указ. соч.
7 Андреев А. Указ соч. ; Сорокин Г. М. Указ. соч. ; Шиянов Е. Н. Указ. соч.
8 Сорокин Г. М. Указ. соч.
9 Акулова Е. А. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов технического университета предметам гуманитарного профиля : дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 170 с.
10 См.: Андреев А. Указ. соч.
11 Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Указ. соч.
12 Андреев А. Указ. соч.
13 Тер-Минасова С. Г. Что мешает повышению качества преподавания иностранных языков как средства общения между профессионалами // Вест. МГУ Сер. 19 : Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 3. С. 7-12.
14 См.: Третьяк С. В. Указ. соч.