учителем в форме императива и приобретает статус морального закона.
Педагогу, ориентированному на реализацию идей гуманитаризации образования, предоставляется возможность организовать восхождение учащихся к гуманитарности, благодаря которой и через которую человек сохраняет и преумножает свою человеческую сущность, остается самим собой. Потребность общества в учителе, приобщающем учащихся к ценностям культуры, к гуманитарным ценностям, развивающем у них способность к человеческому измерению личности по критерию «человечность», будет удовлетворена тогда, когда ориентированность учителя на реализацию идей гуманитаризации образования станет моральным законом в его душе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. Т. 2. Средневековье / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1995. С. 212— 213.
2 Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки / А. А. Касьян // Педагогика. 1998. № 2. С. 17.
3 См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М., 1975. С. 405.
4 Ромашина Е. Ю. Проблема гуманитаризации среднего образования в России (вторая половина XIX в.) / Е. Ю. Ромашина // Педагогика. 2005. № 8. С. 84.
5 См.: Ильин В. В. Аксиология / В. В. Ильин. М., 2005. С. 35—36.
6 Цит. по: Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М., 2002. С. 249.
7 Сенько Ю. В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления / Ю. В. Сенько // Педагогика. 1999. № 6. С. 50.
8 Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара, 2002. С. 307.
9 См.: Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М., 1999. С. 123.
10 Кулюткин Ю. Н. Указ. соч. С. 82.
11 См.: Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М., 2000. С. 131.
12 Зинченко В. П. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание / В. П. Зинченко. Самара, 1998. С. 28.
13 См.: Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2002. № 1. С. 14—15.
14 Афанасьев Ю. Н. Западная рациональная традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция / Ю. Н. Афанасьев. М., 1999. С. 11.
15 См.: Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. 1996. № 4. С. 10.
16 См.: Марков А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования / А. П. Марков // Педагогика. 2001. № 7. С. 13.
17 Касьян А. А. Указ. соч. С. 22.
18 См.: Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен. С. 12.
19 См.: Зинченко В. П. Указ. соч. С. 168—169.
20 См.: Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. С. 137.
Поступила 05.12.07.
ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ
В. М. Халтурина, старший преподаватель кафедрыг философии Вятского социально-экономического института (г. Киров)
В статье рассматривается специфика гуманитарного знания и гуманитарных специальностей вуза. Предлагается решение актуальной психолого-педагогической проблемы развития потребности студентов в профессиональном самообразовании через использование возможностей гуманитарных специальностей.
В настоящее время в обществе вос- ны к постоянному совершенствованию
требованы инициативные и самостоя- своей личности и деятельности. Быстрое
тельные специалисты, которые способ- обновление знаний, расширение арсена-
© В. М. Халтурина, 2008
111!111Й1И1!Ш № 1,
ла навыков и умений, освоение новых сфер деятельности невозможны без развитых умений и навыков самообразования. Исследуя проблему развития потребности в профессиональном самообразовании студентов вуза, мы выявили, что в этом плане гуманитарные специальности обладают богатыми возможностями.
Возникновение гуманитарного знания традиционно связывают с эпохой первой греческой софистики, с именами Протагора, Сократа, которые перенесли внимание философии на человека. Одним из первых этот термин стал употреблять Цицерон, подразумевая под ним человеческую природу в целом и «высшее образование» с «духовной культурой» в частности.
Термин «гуманитарный» употреблялся и употребляется в отечественной (советской и российской) научной литературе в различных значениях и вне определенного контекста; до сих пор общепризнанного толкования этого понятия нет. Так, в словаре С. И. Ожегова читаем: «Гуманитарный. О науках: относящийся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе»1. Словарь иностранных языков характеризует это понятие так: «Гуманитарный (от латинского Иитапка8 — человеческая природа, образованность, духовная культура) — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; гуманитарные науки — общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.) в отличие от естественных и технических»2.
В. В. Ильин и А. Т. Калинкин выделяют три значения термина «гуманитарное знание»: 1) общечеловеческое, относящееся к миру человека, 2) светское, в противоположность сакральному, 3) гуманитарное в противовес естественному, природному3.
Для нашего исследования наиболее важным представляется первое значение данного понятия.
Особенностью объекта гуманитарного знания является то, что он меняется
вместе с самим знанием и каждое поколение ученых имеет дело уже с другим объектом знания. Общество, культура, сознание изначально историчны, что означает изменяемость, подверженность времени как форме существования. «Проблема исследования области „специфики человеческого“ весьма подвижна и неустойчива в связи с многообразием и изменчивостью предмета исследо-вания»4. В современных условиях специалист-гуманитарий должен уметь воспринимать и отслеживать это изменение предмета исследования, что возможно только при осуществлении непрерывного самообразования в процессе профессиональной деятельности.
Э. Ю. Соловьев отмечает: «Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и многообразно»5. Гуманитарные науки, которые составляют основу содержания дисциплин учебного плана для гуманитарных специальностей высшего профессионального образования, «по своей природе не могут быть нейтральными, они изучают духовный мир человека с гуманистических позиций»6. Следовательно, гуманитарные специальности обладают определенными возможностями воздействия на личность студента, на его потребности.
Современная эпоха характеризуется процессами становления новой парадигмы в образовании. Многими исследователями подчеркивается, что на смену одной, «знаниевоцентристской», парадигме приходит другая, «гуманистическая», или «личностно ориентированная». Она произрастает на традиционной почве, но обращается к человеку и человеческому. В связи с этим для нашего исследования важно, что основными целями гуманитаризации образования являются «достижение целостности знаний о человеке и ориентированности в системе гуманитарного знания, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, формирование мотивации самообразования в гуманитарной области (потреб-
ность в непрерывном образовании)»7. Гуманитарные специальности обладают дополнительными возможностями для достижения указанных целей, а следовательно, и для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании.
Возможность есть «объективная тенденция развития предмета. Различают абстрактную, или формальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий), и реальную (обладающую для своей реализации всеми необходимыми условиями) возможности», причем в обществе превращение возможности в действительность «связано с сознательным преобразованием природной и социальной действительности»8. Мы считаем, что при создании определенных организационно-педагогических условий формальные возможности гуманитарных специальностей вуза можно перевести в реальные возможности для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании.
Одна из возможностей гуманитарных специальностей вуза для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании кроется в их че-ловековедческой направленности. Познание сущности человека, его истории способствует саморазвитию личности, и в частности развитию потребности в профессиональном самообразовании. Для успешного профессионального становления и развития личности будущему специалисту нужно изучить сущность человека в процессе его исторической и культурной эволюции. История и культура человеческого общества, человека дают все новый материал для изучения. Следовательно, специалисту-гуманитарию необходимо осуществлять постоянное профессиональное самообразование, чтобы быть в курсе всех исторических и культурных событий современности.
Как считает Б. Юдин, «в современном обществе на долю высшего образования выпадают две роли: первая, традиционная, связанная с подготовкой спе-
циалистов, и вторая, также связанная с подготовкой, но другого рода... Эту вторую роль образования ни в коем случае не следует считать вторичной. Она ничуть не менее важна, чем первая»9. Автор называет ее человеческой и отводит гуманитарным дисциплинам. Студенты, обучающиеся на гуманитарных специальностях, имеют дополнительные возможности для получения «человеческой» подготовки.
Наиболее близка к нашему пониманию проблемы точка зрения Н. Б. Крыловой. Обращаясь к гуманитарной составляющей образования, она утверждает, что «гуманитаризация — явление базисного характера, закладывающее основы личности». Одной из основных сфер личности выступает потребностно-моти-вационная. Гуманитарная составляющая образования способствует формированию данной сферы и дает возможность для развития потребности личности в профессиональном самообразовании при создании определенных организационнопедагогических условий в конкретном вузе. Гуманитарное образование позволяет не только «обогатить общекультурный кругозор специалиста, но и, главное, стимулировать его творческий рост, расшатать психологические стереотипы, обновить содержание мышления, помочь увидеть обыденное в новом свете, обогатиться новой технологией самообразо-вания»10. Знания о человеке, которые получают студенты гуманитарных специальностей, помогают им осознать, что развитая потребность в профессиональном самообразовании в структуре личности определяет успешность профессиональной деятельности человека.
Вторую возможность для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании мы видим в культурологическом потенциале дисциплин учебного плана гуманитарных специальностей. Данный потенциал достаточно высок, так как большинство научных и социальных проблем, входящих в содержание и программы гуманитарной под-
№ 1, 2008
готовки в вузе, раскрываются в тесной и органической связи с проблемами культуры и творчества. Следовательно, возможно использование культурологического потенциала для развития потреб-ностно-мотивационной сферы обучающейся личности, и в частности ее потребности в профессиональном самообразовании. Согласно Н. Б. Крыловой, «гуманитарная подготовка — это совокупность форм, средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие культуры будущих специалистов, понимание ими знания человеческих ценностей в современном мире. Она нацелена на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, понимание им истории цивилизации, на возвышение духовных потребностей и интересов, на совершенствование норм и культуры общения, наконец, на осознание своего места в культуре, развитие культурного само-сознания»11.
Профессиональное самообразование неотделимо от самообразования культурного. Поэтому возможность развития потребности личности студента-гумани-тария в профессиональном самообразовании, а также в самообразовании культурном и нравственном мы рассматриваем в неразрывной связи. Для развития потребности в профессиональном самообразовании студентов гуманитарных специальностей вуза культурологический аспект гуманитарного знания располагает достаточно большим потенциалом.
Возможность развивать потребность личности студента в профессиональном самообразовании мы усматриваем и в принадлежности гуманитарных специальностей к типу профессии «человек — человек». Принадлежность профессии к определенной группе позволяет выделить качества, которыми должен обладать специалист для успешного овладения данной профессией. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. В соответствии с объектом труда автор выделил пять типов профессий:
1) человек — живая природа;
2) человек — техника (и неживая природа);
3) человек — человек;
4) человек — знаковая система;
5) человек — художественный образ12.
Специалисты гуманитарных специальностей по данной классификации относятся к типу профессии «человек — человек». Взаимодействие с людьми предполагает многостороннее знание о них как о предмете изучения и воздействия. Рассматривая общие вопросы дифференциальной психологии профессий, Е. А. Климов дает развернутую характеристику людей различных типов профессий, и в частности типа «человек— человек»: «.главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир»13. Для такого моделирования специалисту необходимо постоянно пополнять свои профессиональные знания, быть в курсе всех новшеств и открытий в области гуманитарного знания.
Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а воображение, для которого пока еще в учебниках нет названия. Е. А. Климов предлагает назвать его тропонометрическим (от древнегреческого «тропос» — поворот, оборот, направление). Описывая особенности саморегуляции представителей профессий типа «человек — человек», автор отмечает: «Требуется постоянное совершен-
ствование своих знаний и навыков, стремление „идти в ногу“ с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими»14. Эта мысль автора является наиболее значимой для нашего исследования.
Для развития у студентов гуманитарных специальностей потребности в профессиональном самообразовании мы использовали также дисциплины естественно-научного цикла. К естествознанию относятся науки, изучающие неорганические природные процессы и живые организмы. Другой блок наук, изучающих «в их исторической преемственности и современном состоянии условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д.»15, составляют гуманитарные и общественные науки. Хотя между науками и существуют различия, их объединяет история, которую «можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»16.
В учебные планы всех специальностей вуза в качестве федерального компонента включена дисциплина «Концепции современного естествознания», в процессе преподавания которой имеется возможность развивать потребность сту-дентов-гуманитариев в профессиональном самообразовании. Переход от ньютоновской к эволюционно-синергетической парадигме в естествознании резонирует сейчас с потребностью культуры человечества в целом. Кроме того, одной из задач этой дисциплины является формирование научного мировоззрения будущих специалистов.
Студенты способны проникнуться, усвоить присущий постнеклассической
парадигме нелинейный способ мышления. И здесь на помощь приходят гуманитарное знание и искусство (со свойственными им метафорами), диалог с ними является необходимой составной частью синергетического познания, в контексте которого «порядок и беспорядок представляются не как противоположности, а как то, что неотделимо друг от друга»17. Открытие хаоса в современном точном естествознании — это открытие временного горизонта принципиальной непредсказуемости многих будущих событий: если они и произойдут, то будут уникальными и неповторимыми, но не закономерными. В этой уникальности и непредсказуемости будущих событий нам видится сходство с событиями в гуманитарной культуре, которые так же уникальны и непредсказуемы.
Взаимопроникновение и взаимодополнение знания естественно-научного и гуманитарного дают возможность при преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных специальностей воздействовать на их потребностно-мотивационную сферу, развивать потребность в профессиональном самообразовании. Знакомство с эволюционно-синергетическим подходом позволяет им увидеть успешность своего профессионального развития в неразрывной взаимосвязи с постоянным пополнением знаний. Согласно синергетической парадигме в социуме, в том числе в профессиональном мире, происходят скачкообразные изменения, обусловленные нелинейным развитием социальных систем. Высокая потребность личности в профессиональном самообразовании будет способствовать позитивным изменениям в ее профессиональной деятельности, особенно в «критических» ситуациях, когда в профессиональной сфере решаются важнейшие вопросы (карьерный рост, повышение заработной платы и т. д.).
Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том,
№ 1, 2008
ПРИМЕЧАНИЯ
что гуманитарное знание имеет особенности, отличающие его от знания естественно-научного. Гуманитарные науки наполняют содержанием большинство дисциплин учебного плана гуманитарных специальностей высшего профессионального образования, их особенности, по нашему мнению, необходимо учитывать при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Гуманитарные науки изучают человека в сфере умственной, нравственной, общественной деятельности, их задачей, следовательно, становятся развитие и формирование человеческой личности. Учет и использование специфики гуманитарного знания дают возможность воздействовать на потребно-стно-мотивационную сферу личности студента, а значит, и на процесс развития потребности в профессиональном самообразовании у студентов гуманитарных специальностей.
Развитие потребности в профессиональном самообразовании у студентов вуза как психолого-педагогическая проблема в настоящее время является весьма актуальным. Решению этой проблемы способствует использование возможностей гуманитарных специальностей при создании определенных организационно-педагогических условий в учебновоспитательном процессе конкретного вуза.
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1983. С. 133.
2 Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 145.
3 См.: Ильин В. В. Природа науки: Гносеологический анализ / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. М., 1985. С. 47.
4 Самосознание, условия // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1980. С. 45.
5 Соловьев Э. Ю. Прошлое творит нас : очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. М., 1991. С. 3.
6 Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов, И. П. Ивановская, Ю. И. Куфтырев. М., 1995. С. 42.
7 Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие / Н. Б. Крылова. М., 1990. С. 38.
8 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., 1986. С. 237.
9 Юдин Б. О гуманитарной составляющей высшего образования / Б. Юдин // Вестн. высш. шк. 2004. № 5. С. 3—4.
10 Крыглова Н. Б. Указ. соч. С. 35—36.
11 Там же. С. 40.
12 См.: КлимовЕ. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. Обнинск, 1993. С. 32.
13 Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие / Е. А. Климов. М., 1995. С. 179—180.
14 Там же. С. 181.
15 Цинцадзе Г. И. Метод понимания в философии и проблема человека / Г. И. Цинцадзе. Тбилиси, 1*975. С. 90.
16 Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 16.
17 Пригожин И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопр. философии. 1989. № 8. С. 10.
Поступила 21.01.08.