Научная статья на тему 'Возможности гуманитарных специальностей для развития потребности студентов вуза в профессиональном самообразовании'

Возможности гуманитарных специальностей для развития потребности студентов вуза в профессиональном самообразовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халтурина В. М.

В статье рассматривается специфика гуманитарного знания и гуманитарных специальностей вуза. Предлагается решение актуальной психолого-педагогической проблемы развития потребности студентов в профессиональном самообразовании через использование возможностей гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Humanitarian Specialties for Development of Students' Necessity for Professional Self-Education

The article considers the specification of humanitarian knowledge and humanitarian specialties of Higher Education Institution. The author suggests the solving of relevant psychological and pedagogical problem of development of necessity for professional self-education through the usage of humanitarian specialties possibilities.

Текст научной работы на тему «Возможности гуманитарных специальностей для развития потребности студентов вуза в профессиональном самообразовании»

учителем в форме императива и приобретает статус морального закона.

Педагогу, ориентированному на реализацию идей гуманитаризации образования, предоставляется возможность организовать восхождение учащихся к гуманитарности, благодаря которой и через которую человек сохраняет и преумножает свою человеческую сущность, остается самим собой. Потребность общества в учителе, приобщающем учащихся к ценностям культуры, к гуманитарным ценностям, развивающем у них способность к человеческому измерению личности по критерию «человечность», будет удовлетворена тогда, когда ориентированность учителя на реализацию идей гуманитаризации образования станет моральным законом в его душе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2 т. Т. 2. Средневековье / Д. Реале, Д. Антисери. СПб., 1995. С. 212— 213.

2 Касьян А. А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки / А. А. Касьян // Педагогика. 1998. № 2. С. 17.

3 См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М., 1975. С. 405.

4 Ромашина Е. Ю. Проблема гуманитаризации среднего образования в России (вторая половина XIX в.) / Е. Ю. Ромашина // Педагогика. 2005. № 8. С. 84.

5 См.: Ильин В. В. Аксиология / В. В. Ильин. М., 2005. С. 35—36.

6 Цит. по: Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. М., 2002. С. 249.

7 Сенько Ю. В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления / Ю. В. Сенько // Педагогика. 1999. № 6. С. 50.

8 Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара, 2002. С. 307.

9 См.: Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М., 1999. С. 123.

10 Кулюткин Ю. Н. Указ. соч. С. 82.

11 См.: Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М., 2000. С. 131.

12 Зинченко В. П. Психологическая педагогика : материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание / В. П. Зинченко. Самара, 1998. С. 28.

13 См.: Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен / Ю. В. Сенько // Педагогика. 2002. № 1. С. 14—15.

14 Афанасьев Ю. Н. Западная рациональная традиция. Понятие «гуманитарность». Русская университетская традиция / Ю. Н. Афанасьев. М., 1999. С. 11.

15 См.: Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / А. В. Толстых // Педагогика. 1996. № 4. С. 10.

16 См.: Марков А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования / А. П. Марков // Педагогика. 2001. № 7. С. 13.

17 Касьян А. А. Указ. соч. С. 22.

18 См.: Сенько Ю. В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен. С. 12.

19 См.: Зинченко В. П. Указ. соч. С. 168—169.

20 См.: Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. С. 137.

Поступила 05.12.07.

ВОЗМОЖНОСТИ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООБРАЗОВАНИИ

В. М. Халтурина, старший преподаватель кафедрыг философии Вятского социально-экономического института (г. Киров)

В статье рассматривается специфика гуманитарного знания и гуманитарных специальностей вуза. Предлагается решение актуальной психолого-педагогической проблемы развития потребности студентов в профессиональном самообразовании через использование возможностей гуманитарных специальностей.

В настоящее время в обществе вос- ны к постоянному совершенствованию

требованы инициативные и самостоя- своей личности и деятельности. Быстрое

тельные специалисты, которые способ- обновление знаний, расширение арсена-

© В. М. Халтурина, 2008

111!111Й1И1!Ш № 1,

ла навыков и умений, освоение новых сфер деятельности невозможны без развитых умений и навыков самообразования. Исследуя проблему развития потребности в профессиональном самообразовании студентов вуза, мы выявили, что в этом плане гуманитарные специальности обладают богатыми возможностями.

Возникновение гуманитарного знания традиционно связывают с эпохой первой греческой софистики, с именами Протагора, Сократа, которые перенесли внимание философии на человека. Одним из первых этот термин стал употреблять Цицерон, подразумевая под ним человеческую природу в целом и «высшее образование» с «духовной культурой» в частности.

Термин «гуманитарный» употреблялся и употребляется в отечественной (советской и российской) научной литературе в различных значениях и вне определенного контекста; до сих пор общепризнанного толкования этого понятия нет. Так, в словаре С. И. Ожегова читаем: «Гуманитарный. О науках: относящийся к изучению культуры и истории народа в отличие от наук о природе»1. Словарь иностранных языков характеризует это понятие так: «Гуманитарный (от латинского Иитапка8 — человеческая природа, образованность, духовная культура) — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; гуманитарные науки — общественные науки (история, политическая экономия, филология и др.) в отличие от естественных и технических»2.

В. В. Ильин и А. Т. Калинкин выделяют три значения термина «гуманитарное знание»: 1) общечеловеческое, относящееся к миру человека, 2) светское, в противоположность сакральному, 3) гуманитарное в противовес естественному, природному3.

Для нашего исследования наиболее важным представляется первое значение данного понятия.

Особенностью объекта гуманитарного знания является то, что он меняется

вместе с самим знанием и каждое поколение ученых имеет дело уже с другим объектом знания. Общество, культура, сознание изначально историчны, что означает изменяемость, подверженность времени как форме существования. «Проблема исследования области „специфики человеческого“ весьма подвижна и неустойчива в связи с многообразием и изменчивостью предмета исследо-вания»4. В современных условиях специалист-гуманитарий должен уметь воспринимать и отслеживать это изменение предмета исследования, что возможно только при осуществлении непрерывного самообразования в процессе профессиональной деятельности.

Э. Ю. Соловьев отмечает: «Сегодня мы осознаем безусловное значение гуманитарного знания. Оно многолико и многообразно»5. Гуманитарные науки, которые составляют основу содержания дисциплин учебного плана для гуманитарных специальностей высшего профессионального образования, «по своей природе не могут быть нейтральными, они изучают духовный мир человека с гуманистических позиций»6. Следовательно, гуманитарные специальности обладают определенными возможностями воздействия на личность студента, на его потребности.

Современная эпоха характеризуется процессами становления новой парадигмы в образовании. Многими исследователями подчеркивается, что на смену одной, «знаниевоцентристской», парадигме приходит другая, «гуманистическая», или «личностно ориентированная». Она произрастает на традиционной почве, но обращается к человеку и человеческому. В связи с этим для нашего исследования важно, что основными целями гуманитаризации образования являются «достижение целостности знаний о человеке и ориентированности в системе гуманитарного знания, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, формирование мотивации самообразования в гуманитарной области (потреб-

ность в непрерывном образовании)»7. Гуманитарные специальности обладают дополнительными возможностями для достижения указанных целей, а следовательно, и для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании.

Возможность есть «объективная тенденция развития предмета. Различают абстрактную, или формальную (для осуществления которой нет всех необходимых условий), и реальную (обладающую для своей реализации всеми необходимыми условиями) возможности», причем в обществе превращение возможности в действительность «связано с сознательным преобразованием природной и социальной действительности»8. Мы считаем, что при создании определенных организационно-педагогических условий формальные возможности гуманитарных специальностей вуза можно перевести в реальные возможности для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании.

Одна из возможностей гуманитарных специальностей вуза для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании кроется в их че-ловековедческой направленности. Познание сущности человека, его истории способствует саморазвитию личности, и в частности развитию потребности в профессиональном самообразовании. Для успешного профессионального становления и развития личности будущему специалисту нужно изучить сущность человека в процессе его исторической и культурной эволюции. История и культура человеческого общества, человека дают все новый материал для изучения. Следовательно, специалисту-гуманитарию необходимо осуществлять постоянное профессиональное самообразование, чтобы быть в курсе всех исторических и культурных событий современности.

Как считает Б. Юдин, «в современном обществе на долю высшего образования выпадают две роли: первая, традиционная, связанная с подготовкой спе-

циалистов, и вторая, также связанная с подготовкой, но другого рода... Эту вторую роль образования ни в коем случае не следует считать вторичной. Она ничуть не менее важна, чем первая»9. Автор называет ее человеческой и отводит гуманитарным дисциплинам. Студенты, обучающиеся на гуманитарных специальностях, имеют дополнительные возможности для получения «человеческой» подготовки.

Наиболее близка к нашему пониманию проблемы точка зрения Н. Б. Крыловой. Обращаясь к гуманитарной составляющей образования, она утверждает, что «гуманитаризация — явление базисного характера, закладывающее основы личности». Одной из основных сфер личности выступает потребностно-моти-вационная. Гуманитарная составляющая образования способствует формированию данной сферы и дает возможность для развития потребности личности в профессиональном самообразовании при создании определенных организационнопедагогических условий в конкретном вузе. Гуманитарное образование позволяет не только «обогатить общекультурный кругозор специалиста, но и, главное, стимулировать его творческий рост, расшатать психологические стереотипы, обновить содержание мышления, помочь увидеть обыденное в новом свете, обогатиться новой технологией самообразо-вания»10. Знания о человеке, которые получают студенты гуманитарных специальностей, помогают им осознать, что развитая потребность в профессиональном самообразовании в структуре личности определяет успешность профессиональной деятельности человека.

Вторую возможность для развития потребности студентов в профессиональном самообразовании мы видим в культурологическом потенциале дисциплин учебного плана гуманитарных специальностей. Данный потенциал достаточно высок, так как большинство научных и социальных проблем, входящих в содержание и программы гуманитарной под-

№ 1, 2008

готовки в вузе, раскрываются в тесной и органической связи с проблемами культуры и творчества. Следовательно, возможно использование культурологического потенциала для развития потреб-ностно-мотивационной сферы обучающейся личности, и в частности ее потребности в профессиональном самообразовании. Согласно Н. Б. Крыловой, «гуманитарная подготовка — это совокупность форм, средств и методов образования и практики, стимулирующих развитие культуры будущих специалистов, понимание ими знания человеческих ценностей в современном мире. Она нацелена на развитие гуманитарной культуры будущего специалиста, понимание им истории цивилизации, на возвышение духовных потребностей и интересов, на совершенствование норм и культуры общения, наконец, на осознание своего места в культуре, развитие культурного само-сознания»11.

Профессиональное самообразование неотделимо от самообразования культурного. Поэтому возможность развития потребности личности студента-гумани-тария в профессиональном самообразовании, а также в самообразовании культурном и нравственном мы рассматриваем в неразрывной связи. Для развития потребности в профессиональном самообразовании студентов гуманитарных специальностей вуза культурологический аспект гуманитарного знания располагает достаточно большим потенциалом.

Возможность развивать потребность личности студента в профессиональном самообразовании мы усматриваем и в принадлежности гуманитарных специальностей к типу профессии «человек — человек». Принадлежность профессии к определенной группе позволяет выделить качества, которыми должен обладать специалист для успешного овладения данной профессией. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым. В соответствии с объектом труда автор выделил пять типов профессий:

1) человек — живая природа;

2) человек — техника (и неживая природа);

3) человек — человек;

4) человек — знаковая система;

5) человек — художественный образ12.

Специалисты гуманитарных специальностей по данной классификации относятся к типу профессии «человек — человек». Взаимодействие с людьми предполагает многостороннее знание о них как о предмете изучения и воздействия. Рассматривая общие вопросы дифференциальной психологии профессий, Е. А. Климов дает развернутую характеристику людей различных типов профессий, и в частности типа «человек— человек»: «.главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир»13. Для такого моделирования специалисту необходимо постоянно пополнять свои профессиональные знания, быть в курсе всех новшеств и открытий в области гуманитарного знания.

Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Профессии данного типа неизбежно требуют творческого склада ума, способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действий людей, исходов их конфликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а воображение, для которого пока еще в учебниках нет названия. Е. А. Климов предлагает назвать его тропонометрическим (от древнегреческого «тропос» — поворот, оборот, направление). Описывая особенности саморегуляции представителей профессий типа «человек — человек», автор отмечает: «Требуется постоянное совершен-

ствование своих знаний и навыков, стремление „идти в ногу“ с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими»14. Эта мысль автора является наиболее значимой для нашего исследования.

Для развития у студентов гуманитарных специальностей потребности в профессиональном самообразовании мы использовали также дисциплины естественно-научного цикла. К естествознанию относятся науки, изучающие неорганические природные процессы и живые организмы. Другой блок наук, изучающих «в их исторической преемственности и современном состоянии условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д.»15, составляют гуманитарные и общественные науки. Хотя между науками и существуют различия, их объединяет история, которую «можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»16.

В учебные планы всех специальностей вуза в качестве федерального компонента включена дисциплина «Концепции современного естествознания», в процессе преподавания которой имеется возможность развивать потребность сту-дентов-гуманитариев в профессиональном самообразовании. Переход от ньютоновской к эволюционно-синергетической парадигме в естествознании резонирует сейчас с потребностью культуры человечества в целом. Кроме того, одной из задач этой дисциплины является формирование научного мировоззрения будущих специалистов.

Студенты способны проникнуться, усвоить присущий постнеклассической

парадигме нелинейный способ мышления. И здесь на помощь приходят гуманитарное знание и искусство (со свойственными им метафорами), диалог с ними является необходимой составной частью синергетического познания, в контексте которого «порядок и беспорядок представляются не как противоположности, а как то, что неотделимо друг от друга»17. Открытие хаоса в современном точном естествознании — это открытие временного горизонта принципиальной непредсказуемости многих будущих событий: если они и произойдут, то будут уникальными и неповторимыми, но не закономерными. В этой уникальности и непредсказуемости будущих событий нам видится сходство с событиями в гуманитарной культуре, которые так же уникальны и непредсказуемы.

Взаимопроникновение и взаимодополнение знания естественно-научного и гуманитарного дают возможность при преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов гуманитарных специальностей воздействовать на их потребностно-мотивационную сферу, развивать потребность в профессиональном самообразовании. Знакомство с эволюционно-синергетическим подходом позволяет им увидеть успешность своего профессионального развития в неразрывной взаимосвязи с постоянным пополнением знаний. Согласно синергетической парадигме в социуме, в том числе в профессиональном мире, происходят скачкообразные изменения, обусловленные нелинейным развитием социальных систем. Высокая потребность личности в профессиональном самообразовании будет способствовать позитивным изменениям в ее профессиональной деятельности, особенно в «критических» ситуациях, когда в профессиональной сфере решаются важнейшие вопросы (карьерный рост, повышение заработной платы и т. д.).

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том,

№ 1, 2008

ПРИМЕЧАНИЯ

что гуманитарное знание имеет особенности, отличающие его от знания естественно-научного. Гуманитарные науки наполняют содержанием большинство дисциплин учебного плана гуманитарных специальностей высшего профессионального образования, их особенности, по нашему мнению, необходимо учитывать при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Гуманитарные науки изучают человека в сфере умственной, нравственной, общественной деятельности, их задачей, следовательно, становятся развитие и формирование человеческой личности. Учет и использование специфики гуманитарного знания дают возможность воздействовать на потребно-стно-мотивационную сферу личности студента, а значит, и на процесс развития потребности в профессиональном самообразовании у студентов гуманитарных специальностей.

Развитие потребности в профессиональном самообразовании у студентов вуза как психолого-педагогическая проблема в настоящее время является весьма актуальным. Решению этой проблемы способствует использование возможностей гуманитарных специальностей при создании определенных организационно-педагогических условий в учебновоспитательном процессе конкретного вуза.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1983. С. 133.

2 Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 145.

3 См.: Ильин В. В. Природа науки: Гносеологический анализ / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. М., 1985. С. 47.

4 Самосознание, условия // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М., 1980. С. 45.

5 Соловьев Э. Ю. Прошлое творит нас : очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. М., 1991. С. 3.

6 Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование / Л. И. Коханович, Л. П. Рябов, И. П. Ивановская, Ю. И. Куфтырев. М., 1995. С. 42.

7 Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста : метод. пособие / Н. Б. Крылова. М., 1990. С. 38.

8 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М., 1986. С. 237.

9 Юдин Б. О гуманитарной составляющей высшего образования / Б. Юдин // Вестн. высш. шк. 2004. № 5. С. 3—4.

10 Крыглова Н. Б. Указ. соч. С. 35—36.

11 Там же. С. 40.

12 См.: КлимовЕ. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е. А. Климов. Обнинск, 1993. С. 32.

13 Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учеб. пособие / Е. А. Климов. М., 1995. С. 179—180.

14 Там же. С. 181.

15 Цинцадзе Г. И. Метод понимания в философии и проблема человека / Г. И. Цинцадзе. Тбилиси, 1*975. С. 90.

16 Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 16.

17 Пригожин И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопр. философии. 1989. № 8. С. 10.

Поступила 21.01.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.