Научная статья на тему 'Требования к подготовке студентов математической специальности в рамках современного гуманитарного знания'

Требования к подготовке студентов математической специальности в рамках современного гуманитарного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипханова Фатима Надирбековна, Акиева Зарема Мурадовна

В статье выявлены требования к профессиональной подготовке студентов математической специальности педагогического вуза в рамках современного гуманитарного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING REQUIREMENTS FOR STUDENTS MATHEMATICAL SPECIALTIES IN CONTEMPORARY HUMANITIES

The article reveals the training requirements of students of pedagogical high school mathematical specialty in the modern humanities.

Текст научной работы на тему «Требования к подготовке студентов математической специальности в рамках современного гуманитарного знания»

Ф.Н. Алипханова З.М. Акиева

Fatima Aliphanova Zarema Akieva

УДК 378

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Аннотация. В статье выявлены требования к профессиональной подготовке студентов математической специальности педагогического вуза в рамках современного гуманитарного знания.

Ключевые слова: гуманитарная культура, студент математической специальности, педагогический вуз.

TRAINING REQUIREMENTS FOR STUDENTS MATHEMATICAL SPECIALTIES IN CONTEMPORARY HUMANITIES

Abstract. The article reveals the training requirements of students of pedagogical high school mathematical specialty in the modern humanities.

Keywords: humanitarian culture, student mathematical specialty, pedagogical institute.

Современный педагог - одна из главных, ключевых фигур реформирования всей системы общего образования. Главным образовательным результатом освоения математики учащимися является формирование у них способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности в жизни. Важны также способность использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся, использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов и т. д .

Все выше изложенное требует обратиться к новому федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Математика» вузами Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ВПО нового поколения диктует, что выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владеть культурой мышления, уметь аргументированно и ясно строить математическую устную и письменную речь (ОК-1); уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, быть толерантным в восприятии социальных и культурных различий (ОК-2); понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3); понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-4); понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5); осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной, в том числе, педагогической деятельности (ОК-9); быть готовым к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-10); уметь использовать в научной, познавательной и педагогической деятельности профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями (ОК-14). Выпускник должен также обладать профессиональными компетенциями (ПК) в осуществлении педагогической

© Алипханова Ф.Н., Акиева З.М., 2014

Вестник Университета № 6, 2014

деятельности. А именно: владеть методикой преподавания учебных дисциплин (ПК-14); уметь применять на практике современные методы педагогики и средства обучения (ПК-15).

Новый ФГОС должен обеспечить формирование личностных и социально-профессиональных компетентностей будущего учителя математики, его мировоззрения, знание традиций и обычаев, что говорит о важности гуманитаризации математического педагогического образования. «Важность гуманитаризации математического педагогического образования определяется тем, что в подготовке специалиста математического профиля продолжает сохраняться преобладание технократического подхода, снижающего статус гуманистических целей, присутствующих наряду с техническими в любой профессиональной деятельности. Овладение системой знаний, необходимых для выработки профессиональных умений и навыков, дополнилось необходимостью формировать профессиональные знания и умения через гуманистические механизмы саморазвития и самоорганизации личности будущего специалиста» [3, с. 122].

Формирование гуманитарной культуры личности начинается в раннем детстве и далее вырабатывается в течение всей жизни. В школьные годы она важна не менее, чем в старшем школьном возрасте и юношеские годы. Исходя из данных утверждений, формирование гуманитарной культуры студентов - будущих учителей представляется своевременным и самым наилучшим периодом для становления мировоззрения, развития духовности, душевности, высокой нравственности и гуманности.

В рамках общекультурной профессиональной подготовки необходимо обеспечить овладение студентами общечеловеческими гуманитарными знаниями как наиболее существенными в современном образовании, что позволит решить проблему соединения и синтеза гуманитарной и технической подготовки будущего специалиста, сформировать у него представления, умения и навыки гуманитарной культуры. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели как формировании систематизированных знаний, умений и навыков. Если профессиональная подготовка специалиста призвана освоить какую-то отдельную сферу человеческой деятельности, то гуманитарная подготовка направлена на целостное, интегральное восприятие мира. Многие авторы согласны с тем, что гуманитарное знание не имеет себе равных по объему и разносторонности [2].

Принцип интеграции естественно-научного, технического и гуманитарного знания не является чем-то новым, его внедрение предпринималось на протяжении всей истории становления профессионального образования. И тем не менее, данное правило слабо работает в практике вуза, мало разрабатываются междисциплинарные курсы, дисциплины, демонстрирующие синтез технического и гуманитарного знания, поскольку большинство педагогов чаще работают в рамках собственного предмета.

Сведения об отношении студентов естественно-научного, математического, технического профиля к гуманитарным дисциплинам были получены из материалов исследований, которые осуществлялись на протяжении нескольких лет. По данным социологических исследований видно, что более 55 % опрошенных студентов хотели бы глубже изучать дисциплины гуманитарного и общекультурного циклов; 35 % считают, что гуманитарное знание в вузе не только не интересны им, занимают полезное время, но и являются абсолютно ненужными, мешающими основной будущей профессиональной деятельности; 10 % студентов не смогли оценить значимость гуманитарной культуры учителя и гуманитарного знания. Вместе с тем, большинство студентов Чеченского государственного университета направления «Прикладная математика и информатика» (63,2 %) отдали предпочтение расширенной модели профессиональной подготовки, которая включала бы в себя изучение не только профессиональных дисциплин, но и наук (к примеру, «Нравственные основы чеченских традиций»), позволяющих успешно адаптироваться к условиям современной жизни, способных удовлетворить духовные запросы человека, сформировать общую и гуманитарную культуру, и общее представление

о будущей профессии. 22 % студентов заявили о том, что гуманитарные знания им очень важны; 14,8 % не видят в гуманитарных знаниях никакой пользы. Все выше изложенное позволяет говорить о том, какое значение имеет гуманитарное знание и преподавание гуманитарных дисциплин в вузе, насколько важны вопросы развивающего обучения, расширяющие кругозор личности студента, повышение общей культуры, развитие самостоятельного мышления и творческих способностей. Это доказывает, что только технократический, узко профессиональный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов не пользуется поддержкой, несмотря на существующие стереотипы «технарей».

Основная часть студенческой молодежи считает гуманитарное знание важным критерием образованности и интеллигентности. «В процессе изучения гуманитарных дисциплин достоянием личности студента становится опыт открытия и субъективизации ценностей гуманитарного знания, отраженных в содержании гуманитарных наук. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарным знаниям, в частности к иностранным языкам. В современном представлении университетский специалист - это широко образованный человек с фундаментальной подготовкой, соответственно иностранный язык такого специалиста представляет собой и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитаризации образования [1].

Таким образом, можно полагать, что этнопедагогическое наследие является важным инструментом в процессе гуманитаризации профессиональной подготовки будущего учителя математики и служит социокультурным и нравственным ориентиром, позволяющим сформировать нравственный код. Гуманитарный потенциал этнопедагогического наследия чеченцев настолько велик, что позволяет использовать его для освоения как гуманитарных, так и естественно-научных знаний будущих специалистов. Все перечисленные факторы гуманитаризации профессиональной подготовки являются благодатной почвой для эффективного формирования ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту образования, в том числе и на базе народной педагогики. Дисциплины и разработанные курсы гуманитарной направленности способствуют формированию мировоззренческих позиций будущего специалиста, знаний и умений, мотивации самосовершенствования и самовоспитания в учебной и будущей профессиональной деятельности. Процесс гуманитаризации будет способствовать, будучи неотъемлемой частью математического образования, пониманию студентами места и значения своей профессии в научно-техническом прогрессе, будет стимулировать осознание студентами возможностей использования гуманитарного знания как средства решения профессиональных математических задач, углублению профессионального мировоззрения.

Итак, при соответствующем подходе к этнопедагогической подготовке студентов естественно-математической направленности народные традиции и обычаи становятся средством профессионального самовыражения и самосовершенствования, создают необходимые условия для эффективной гуманитаризации педагогического образования, способствуют формированию ценностного отношения к гуманитарному компоненту образования в целом.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.

2. Вишневская М.В. Формирование гуманитарной культуры в подготовке студентов технических вузов / М.В. Вишневская. - М., 2005. - 111 с.

3. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1991. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.