Научная статья на тему 'Проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза'

Проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / HUMANISTIC AN ENGINEERING EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измалкова Кристина Марисовна

Показана актуальность проблемы гуманитаризации инженерного образования. Гуманитарная подготовка студентов агроинженерного вуза рассматривается с позиций компетентностного подхода на примере психолого-педагогической компетенции будущих инженеров, выделены и обоснованы этапы их гуманитарной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Измалкова Кристина Марисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of creation of the psychological-pedagogical competence of students of agroengineering high school

The problem urgency humanistic an engineering education is shown. Humanitarian preparation of students of agroengineering high school is observed from positions competent approach on an instance of the psychological-pedagogical competence of the future engineers, stages of their humanitarian preparation are gated out and proved.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза»

ры статьи надеются организовать олимпиаду среди всех сельхозвузов страны, СНГ и стран Балтии.

Список литературы

1. Паркинсон, С.Н. Законы Паркинсона / С.Н. Паркинсон. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 320 с.

2. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. Т.Р. Тэор. — СПб.: Издат. дом «Нева», 2003. — 224 с.

3. За някой аспекти при контрола и оценяването на зна-нията по общотехническите дисциплини: юбилейна междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов» / В.И. Балабанов [и др.]. — София, 2008.

4. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.

УДК 378

К.М. Измалкова, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза

Гуманитаризация инженерного образования как объективная необходимость изменившихся жизненных условий привлекла интерес отечественных педагогов сравнительно недавно — в конце 1980-х гг. Смена политического строя, социального устройства страны, ориентация на благополучные тогда капиталистические страны обусловили изменения в системе трудовых отношений, а именно: было отменено распределение выпускников вузов по окончании обучения; работодатели стали разборчивы и придирчивы при отборе кадров; расширилась сфера услуг, рассчитанная на максимум удобств для клиентов. Технические специалисты столкнулись с необходимостью работать не только в сфере «человек — механизм», «человек — знак», но и в сфере «человек — человек». Ритм жизни ускорился, изменился коренным образом, и это повлекло за собой резкое увеличение числа и интенсивности стрессов, снижение эффективности работы из-за «эффекта выгорания» сотрудников, синдрома хронической усталости и элементарного неумения коллег по работе конструктивно общаться между собой как по рабочим вопросам, так и в неофициальных ситуациях, в случаях конфликтов.

Проблема гуманитарной подготовки будущих технических специалистов исследована еще не в полной мере, ведутся активные разработки в области усовершенствования содержания гуманитарной подготовки студентов как с теоретикометодической, так и с научно-практической стороны. На основе исследования требований работодателей — руководителей отделов, заместителей директоров промышленных предприятий и других представителей — были выделены дисциплины, важные для профессиональной деятельности и необходимые для формирования гуманитарной культуры студентов: экономика, правоведение, психо-

92

логия и педагогика, иностранный язык и культурология, социология, история и политология, русский язык и культура речи, философия, этика и эстетика [1, с. 93].

В последние годы в профессиональном образовании прочно закрепился компетентностный подход, на Западе называемый «обучением на основе компетенций». Компетентностный подход, результаты образования, сами компетенции обретают все большую популярность в вузах и среди работодателей. Одно из новшеств на российском рынке услуг для служб по развитию персонала — тренинги по развитию компетенций. Дело в том, что компе-тентностная модель специалиста меньше привязана к конкретному предмету и объекту труда, а поэтому дает молодым специалистам больше шансов на благополучное трудоустройство и мобильность в случае смены требований на рынке труда [2, с. 12].

Следует обратиться к проблемам формирования психолого-педагогической компетенции студентов технического вуза, в частности, агроинже-нерного университета. Формирование компетенций носит системный характер. Образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, самостоятельная работа обучающихся, проектное обучение относятся к внесодержательным аспектам формирования компетенций. К содержательным аспектам относятся: изучение отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, а также тех дидактических единиц, которые подходят как для общепрофессиональных, так и для специальных дисциплин. Понятие компетенции включает в себя наряду со знаниями, умениями и навыками также ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность личности реализовать свой профессиональный потенциал на практике [2, с. 12].

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Агроинженерия», выпускники должны быть подготовлены к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, экспериментально-исследовательской и проектно-технологической деятельности на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса [1, с. 2].

Для формирования психолого-педагогической компетенции у инженеров сферы аграрного производства работа по развитию каждого из видов деятельности должна иметь психологическое и педагогическое сопровождение. Например, инженерная психология и психология управления необходимы для эффективного выполнения производственнотехнологической деятельности, а психология общения, психология управления, психология труда и производственная педагогика дают солидную социально-психологическую подготовку для осуществления организационно-управленческой деятельности. Для осуществления качественной экспериментально-исследовательской и проектнотехнологической деятельности необходимы знания по инженерной психологии и психологии творчества. Знания из области инженерной психологии незаменимы и для производственно-технологической деятельности.

Отличие компетентностного подхода заключается в определении того, что и как должно быть сформировано в личности специалиста (инженера), чтобы она отвечала социальным и профессиональным требованиям.

Для формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза необходимы такие предметы, как психология и педагогика, психология управления персоналом, этика и психология семейной жизни и т. п. Большое значение имеют занятия-тренинги, формирующие прикладные психологические и педагогические умения и навыки.

Понятие компетенций включает знание и понимание (знаниевый компонент), знание как действовать (деятельностный компонент) и знание как быть (ценностная часть мировосприятия — аксиологический компонент), поэтому крайне важна продуманность, стыкуемость и гармоничность преподаваемых дисциплин. Последовательность обучения указанным дисциплинам должна отвечать принципу преемственности ступеней образования. Этому, кроме научно-методологического, существует и практическое обоснование.

Универсальная модель гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов предполагает четыре этапа: адаптационно-ориентирующий, формирующий, интегрирующий и контрольно-корректирующий. Абитуриент, поступая в вуз, име-

ет базовые знания, уровень сформированности основных сторон личности еще довольно низок; то же касается опыта личности, функциональных механизмов психики, типологических свойств личности. Очевидно, что студент-первокурсник нуждается в адаптирующих предметах, которые заложат знаниевую основу и послужат опорой для дальнейшего развития личности, функций психики студента. На первом-втором курсах, так называемом адаптационно-ориентирующем этапе, ведущей деятельностью является учебно-познавательная (профессионально ориентированная). Самообразование, самоконтроль и самооценка способствуют развитию и совершенствованию личности студентов на протяжении всего обучения в вузе.

На формирующем этапе, соответствующем 3-6-му семестрам, когда ведущей учебнопознавательной деятельностью является профес-сионально-формирующая, а студенты обретают уже несколько больший опыт личности и имеют базовые знания для развития психолого-педагогической компетенции, целесообразен курс лекций и семинарских занятий по психологии и педагогике, в том числе в сфере профессиональной деятельности. На данном этапе возможно и своевременно формирование социальных навыков, которые подразумевают умение устанавливать цивилизованный (в противовес манипулятивному) контакт с отдельными людьми и группами людей на основе психологических, этических и этикетных норм, а также умение оказывать цивилизованное противостояние манипулятивно-му влиянию со стороны других субъектов. Наряду с лекциями, семинарами, учебными экскурсиями актуальны практические занятия с элементами тренинга. Таким образом формируются аксиологический, знаниевый и деятельностный компоненты компетенции на качественно ином уровне, переходя в общепрофессиональные ценности, психологопедагогические знания и умения.

Третий этап — интегрирующий — соответствует по времени 7-9-му семестрам. Ведущей учебно-познавательной деятельностью является профессионально адаптированная. В этот период уместны «Психология управления персоналом», цикл «Семейная психология и педагогика». Сохраняются прежние формы обучения. Результатом являются уже профессиональные ценности, знания и умения.

На завершающем этапе — контрольно-коррек-тирующем, в 10-м семестре, проходит подготовка к госэкзаменам и защите дипломных проектов. Осуществляется контроль по дисциплинам гуманитарного цикла в виде тестов, анкетирования, психологических задач. В результате планируется получить предложения по совершенствованию гуманитарной, в том числе психолого-педагогической, подготовки будущих агроинженеров.

93

Опыт личности выпускника инженерного вуза состоит в итоге из следующих компонентов: мировоззрение; профессиональная направленность (профессиональный интерес, самоопределение); профессиональная компетентность (наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования, включая психолого-педагогическую компетенцию); коммуникативная готовность; экономическая эрудиция; правовая компетентность. В процессе образования у будущих инженеров развиваются такие функциональные механизмы психики, как профессиональная память, техническое мышление, творческие способности к решению профессиональных задач. Типологические свойства личности инженера развиваются таким образом: совершенствуется способность саморегуляции, способность самоанализа в различных условиях, способность к самообразованию, самоконтролю и самооценке.

Согласно компетентностному подходу, «результаты образования — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы» [2, с. 13].

Таким образом, рассматривая психологопедагогическую компетенцию в качестве одного из итогов гуманитарной подготовки выпускни-

ков агроинженерного вуза, можно выделить ее основные характеристики: готовность и способность применять теоретические знания по психологии и педагогике на практике в процессе осуществления профессиональной инженерной деятельности, умение решать производственные задачи с учетом психологических особенностей участников производственных отношений, моделировать учебнопроизводственные ситуации, умение заинтересовать персонал в освоении профессии и повышении профессиональной квалификации и др. Инженер, обладающий наряду с профессиональными компетенциями названными качествами, может по праву считаться социокультурной компетентной и нравственно зрелой личностью с четкой гражданской позицией, развитым гуманитарным мышлением.

Список литературы

1. Королева, Н.А. Совершенствование гуманитарной подготовки студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук / Королева Наталия Алексеевна. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — 198 с.

2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.

3. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 — Агроинженерия. Квалификация — инженер: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Рег. № 312 с/дс. Утв. 5.04.2000. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ os_zipZ660300_2000.html.

УДК 378;37.01:63.(09)

А.В. Капитонов, ассистент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

логико-исторический анализ развития содержания сельскохозяйственного образования

В качестве системы специально организованной передачи профессиональных знаний и умений система сельскохозяйственного образования существует сравнительно недавно. Первая практическая школа земледелия, в которой осуществлялась профессиональная подготовка, была открыта лишь в 1797 году*, однако, не будучи оформлено институционально, само по себе становление начатков сельскохозяйственных знаний исторически связано с появлением первых поселений первобытных

людей, возникших в эпоху неолита (8-5 тыс. лет до н.э). Сельскохозяйственные знания на данном историческом этапе не носили научного характера, являясь результатом эмпирических наблюдений. Содержание сельскохозяйственных знаний формировалось стихийно и сводилось к тому минимуму, владение которым обеспечивало отсутствие угрозы для жизни. Подобная тенденция формирования содержания сельскохозяйственного образования сохранялась вплоть до XIX века. Сложилась парадоксальная ситуация, охарактеризовать которую можно следующим образом: на всех этапах общественного развития сельское хозяйство являлось неотъемлемой, стратегически важной сферой

* Минеева Н.Н. Интеграция в сфере сельскохозяйственного образования. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,

2006. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.