ры статьи надеются организовать олимпиаду среди всех сельхозвузов страны, СНГ и стран Балтии.
Список литературы
1. Паркинсон, С.Н. Законы Паркинсона / С.Н. Паркинсон. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 320 с.
2. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. Т.Р. Тэор. — СПб.: Издат. дом «Нева», 2003. — 224 с.
3. За някой аспекти при контрола и оценяването на зна-нията по общотехническите дисциплини: юбилейна междун. науч. конф. ВСУ «Л. Каравелов» / В.И. Балабанов [и др.]. — София, 2008.
4. Разработка и применение балльно-рейтинговых систем контроля и оценки знаний студентов по сопротивлению материалов / В.И. Балабанов [и др.] // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. — 2008. — № 6/1(31). — С. 147-151.
УДК 378
К.М. Измалкова, аспирантка
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
проблемы формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза
Гуманитаризация инженерного образования как объективная необходимость изменившихся жизненных условий привлекла интерес отечественных педагогов сравнительно недавно — в конце 1980-х гг. Смена политического строя, социального устройства страны, ориентация на благополучные тогда капиталистические страны обусловили изменения в системе трудовых отношений, а именно: было отменено распределение выпускников вузов по окончании обучения; работодатели стали разборчивы и придирчивы при отборе кадров; расширилась сфера услуг, рассчитанная на максимум удобств для клиентов. Технические специалисты столкнулись с необходимостью работать не только в сфере «человек — механизм», «человек — знак», но и в сфере «человек — человек». Ритм жизни ускорился, изменился коренным образом, и это повлекло за собой резкое увеличение числа и интенсивности стрессов, снижение эффективности работы из-за «эффекта выгорания» сотрудников, синдрома хронической усталости и элементарного неумения коллег по работе конструктивно общаться между собой как по рабочим вопросам, так и в неофициальных ситуациях, в случаях конфликтов.
Проблема гуманитарной подготовки будущих технических специалистов исследована еще не в полной мере, ведутся активные разработки в области усовершенствования содержания гуманитарной подготовки студентов как с теоретикометодической, так и с научно-практической стороны. На основе исследования требований работодателей — руководителей отделов, заместителей директоров промышленных предприятий и других представителей — были выделены дисциплины, важные для профессиональной деятельности и необходимые для формирования гуманитарной культуры студентов: экономика, правоведение, психо-
92
логия и педагогика, иностранный язык и культурология, социология, история и политология, русский язык и культура речи, философия, этика и эстетика [1, с. 93].
В последние годы в профессиональном образовании прочно закрепился компетентностный подход, на Западе называемый «обучением на основе компетенций». Компетентностный подход, результаты образования, сами компетенции обретают все большую популярность в вузах и среди работодателей. Одно из новшеств на российском рынке услуг для служб по развитию персонала — тренинги по развитию компетенций. Дело в том, что компе-тентностная модель специалиста меньше привязана к конкретному предмету и объекту труда, а поэтому дает молодым специалистам больше шансов на благополучное трудоустройство и мобильность в случае смены требований на рынке труда [2, с. 12].
Следует обратиться к проблемам формирования психолого-педагогической компетенции студентов технического вуза, в частности, агроинже-нерного университета. Формирование компетенций носит системный характер. Образовательная среда вузов, организация образовательного процесса, образовательные технологии, самостоятельная работа обучающихся, проектное обучение относятся к внесодержательным аспектам формирования компетенций. К содержательным аспектам относятся: изучение отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, а также тех дидактических единиц, которые подходят как для общепрофессиональных, так и для специальных дисциплин. Понятие компетенции включает в себя наряду со знаниями, умениями и навыками также ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность личности реализовать свой профессиональный потенциал на практике [2, с. 12].
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению «Агроинженерия», выпускники должны быть подготовлены к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, экспериментально-исследовательской и проектно-технологической деятельности на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса [1, с. 2].
Для формирования психолого-педагогической компетенции у инженеров сферы аграрного производства работа по развитию каждого из видов деятельности должна иметь психологическое и педагогическое сопровождение. Например, инженерная психология и психология управления необходимы для эффективного выполнения производственнотехнологической деятельности, а психология общения, психология управления, психология труда и производственная педагогика дают солидную социально-психологическую подготовку для осуществления организационно-управленческой деятельности. Для осуществления качественной экспериментально-исследовательской и проектнотехнологической деятельности необходимы знания по инженерной психологии и психологии творчества. Знания из области инженерной психологии незаменимы и для производственно-технологической деятельности.
Отличие компетентностного подхода заключается в определении того, что и как должно быть сформировано в личности специалиста (инженера), чтобы она отвечала социальным и профессиональным требованиям.
Для формирования психолого-педагогической компетенции студентов агроинженерного вуза необходимы такие предметы, как психология и педагогика, психология управления персоналом, этика и психология семейной жизни и т. п. Большое значение имеют занятия-тренинги, формирующие прикладные психологические и педагогические умения и навыки.
Понятие компетенций включает знание и понимание (знаниевый компонент), знание как действовать (деятельностный компонент) и знание как быть (ценностная часть мировосприятия — аксиологический компонент), поэтому крайне важна продуманность, стыкуемость и гармоничность преподаваемых дисциплин. Последовательность обучения указанным дисциплинам должна отвечать принципу преемственности ступеней образования. Этому, кроме научно-методологического, существует и практическое обоснование.
Универсальная модель гуманитарной подготовки студентов инженерных вузов предполагает четыре этапа: адаптационно-ориентирующий, формирующий, интегрирующий и контрольно-корректирующий. Абитуриент, поступая в вуз, име-
ет базовые знания, уровень сформированности основных сторон личности еще довольно низок; то же касается опыта личности, функциональных механизмов психики, типологических свойств личности. Очевидно, что студент-первокурсник нуждается в адаптирующих предметах, которые заложат знаниевую основу и послужат опорой для дальнейшего развития личности, функций психики студента. На первом-втором курсах, так называемом адаптационно-ориентирующем этапе, ведущей деятельностью является учебно-познавательная (профессионально ориентированная). Самообразование, самоконтроль и самооценка способствуют развитию и совершенствованию личности студентов на протяжении всего обучения в вузе.
На формирующем этапе, соответствующем 3-6-му семестрам, когда ведущей учебнопознавательной деятельностью является профес-сионально-формирующая, а студенты обретают уже несколько больший опыт личности и имеют базовые знания для развития психолого-педагогической компетенции, целесообразен курс лекций и семинарских занятий по психологии и педагогике, в том числе в сфере профессиональной деятельности. На данном этапе возможно и своевременно формирование социальных навыков, которые подразумевают умение устанавливать цивилизованный (в противовес манипулятивному) контакт с отдельными людьми и группами людей на основе психологических, этических и этикетных норм, а также умение оказывать цивилизованное противостояние манипулятивно-му влиянию со стороны других субъектов. Наряду с лекциями, семинарами, учебными экскурсиями актуальны практические занятия с элементами тренинга. Таким образом формируются аксиологический, знаниевый и деятельностный компоненты компетенции на качественно ином уровне, переходя в общепрофессиональные ценности, психологопедагогические знания и умения.
Третий этап — интегрирующий — соответствует по времени 7-9-му семестрам. Ведущей учебно-познавательной деятельностью является профессионально адаптированная. В этот период уместны «Психология управления персоналом», цикл «Семейная психология и педагогика». Сохраняются прежние формы обучения. Результатом являются уже профессиональные ценности, знания и умения.
На завершающем этапе — контрольно-коррек-тирующем, в 10-м семестре, проходит подготовка к госэкзаменам и защите дипломных проектов. Осуществляется контроль по дисциплинам гуманитарного цикла в виде тестов, анкетирования, психологических задач. В результате планируется получить предложения по совершенствованию гуманитарной, в том числе психолого-педагогической, подготовки будущих агроинженеров.
93
Опыт личности выпускника инженерного вуза состоит в итоге из следующих компонентов: мировоззрение; профессиональная направленность (профессиональный интерес, самоопределение); профессиональная компетентность (наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования, включая психолого-педагогическую компетенцию); коммуникативная готовность; экономическая эрудиция; правовая компетентность. В процессе образования у будущих инженеров развиваются такие функциональные механизмы психики, как профессиональная память, техническое мышление, творческие способности к решению профессиональных задач. Типологические свойства личности инженера развиваются таким образом: совершенствуется способность саморегуляции, способность самоанализа в различных условиях, способность к самообразованию, самоконтролю и самооценке.
Согласно компетентностному подходу, «результаты образования — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы» [2, с. 13].
Таким образом, рассматривая психологопедагогическую компетенцию в качестве одного из итогов гуманитарной подготовки выпускни-
ков агроинженерного вуза, можно выделить ее основные характеристики: готовность и способность применять теоретические знания по психологии и педагогике на практике в процессе осуществления профессиональной инженерной деятельности, умение решать производственные задачи с учетом психологических особенностей участников производственных отношений, моделировать учебнопроизводственные ситуации, умение заинтересовать персонал в освоении профессии и повышении профессиональной квалификации и др. Инженер, обладающий наряду с профессиональными компетенциями названными качествами, может по праву считаться социокультурной компетентной и нравственно зрелой личностью с четкой гражданской позицией, развитым гуманитарным мышлением.
Список литературы
1. Королева, Н.А. Совершенствование гуманитарной подготовки студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук / Королева Наталия Алексеевна. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — 198 с.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
3. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 — Агроинженерия. Квалификация — инженер: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Рег. № 312 с/дс. Утв. 5.04.2000. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ os_zipZ660300_2000.html.
УДК 378;37.01:63.(09)
А.В. Капитонов, ассистент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
логико-исторический анализ развития содержания сельскохозяйственного образования
В качестве системы специально организованной передачи профессиональных знаний и умений система сельскохозяйственного образования существует сравнительно недавно. Первая практическая школа земледелия, в которой осуществлялась профессиональная подготовка, была открыта лишь в 1797 году*, однако, не будучи оформлено институционально, само по себе становление начатков сельскохозяйственных знаний исторически связано с появлением первых поселений первобытных
людей, возникших в эпоху неолита (8-5 тыс. лет до н.э). Сельскохозяйственные знания на данном историческом этапе не носили научного характера, являясь результатом эмпирических наблюдений. Содержание сельскохозяйственных знаний формировалось стихийно и сводилось к тому минимуму, владение которым обеспечивало отсутствие угрозы для жизни. Подобная тенденция формирования содержания сельскохозяйственного образования сохранялась вплоть до XIX века. Сложилась парадоксальная ситуация, охарактеризовать которую можно следующим образом: на всех этапах общественного развития сельское хозяйство являлось неотъемлемой, стратегически важной сферой
* Минеева Н.Н. Интеграция в сфере сельскохозяйственного образования. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,
2006. - С. 10.