Опыт личности выпускника инженерного вуза состоит в итоге из следующих компонентов: мировоззрение; профессиональная направленность (профессиональный интерес, самоопределение); профессиональная компетентность (наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования, включая психолого-педагогическую компетенцию); коммуникативная готовность; экономическая эрудиция; правовая компетентность. В процессе образования у будущих инженеров развиваются такие функциональные механизмы психики, как профессиональная память, техническое мышление, творческие способности к решению профессиональных задач. Типологические свойства личности инженера развиваются таким образом: совершенствуется способность саморегуляции, способность самоанализа в различных условиях, способность к самообразованию, самоконтролю и самооценке.
Согласно компетентностному подходу, «результаты образования — это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, и которые описывают, что должен будет в состоянии делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы» [2, с. 13].
Таким образом, рассматривая психологопедагогическую компетенцию в качестве одного из итогов гуманитарной подготовки выпускни-
ков агроинженерного вуза, можно выделить ее основные характеристики: готовность и способность применять теоретические знания по психологии и педагогике на практике в процессе осуществления профессиональной инженерной деятельности, умение решать производственные задачи с учетом психологических особенностей участников производственных отношений, моделировать учебнопроизводственные ситуации, умение заинтересовать персонал в освоении профессии и повышении профессиональной квалификации и др. Инженер, обладающий наряду с профессиональными компетенциями названными качествами, может по праву считаться социокультурной компетентной и нравственно зрелой личностью с четкой гражданской позицией, развитым гуманитарным мышлением.
Список литературы
1. Королева, Н.А. Совершенствование гуманитарной подготовки студентов технических вузов: дис. ... канд. пед. наук / Королева Наталия Алексеевна. — М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2006. — 198 с.
2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
3. Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 — Агроинженерия. Квалификация — инженер: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Рег. № 312 с/дс. Утв. 5.04.2000. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ os_zip/660300_2000.html.
УДК 378;37.01:63.(09)
А.В. Капитонов, ассистент
ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»
логико-исторический анализ развития содержания сельскохозяйственного образования
В качестве системы специально организованной передачи профессиональных знаний и умений система сельскохозяйственного образования существует сравнительно недавно. Первая практическая школа земледелия, в которой осуществлялась профессиональная подготовка, была открыта лишь в 1797 году*, однако, не будучи оформлено институционально, само по себе становление начатков сельскохозяйственных знаний исторически связано с появлением первых поселений первобытных
людей, возникших в эпоху неолита (8-5 тыс. лет до н.э). Сельскохозяйственные знания на данном историческом этапе не носили научного характера, являясь результатом эмпирических наблюдений. Содержание сельскохозяйственных знаний формировалось стихийно и сводилось к тому минимуму, владение которым обеспечивало отсутствие угрозы для жизни. Подобная тенденция формирования содержания сельскохозяйственного образования сохранялась вплоть до XIX века. Сложилась парадоксальная ситуация, охарактеризовать которую можно следующим образом: на всех этапах общественного развития сельское хозяйство являлось неотъемлемой, стратегически важной сферой
* Минеева Н.Н. Интеграция в сфере сельскохозяйственного образования. - Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН,
2006. - С. 10.
деятельности общества, обеспечивающей его продовольственную безопасность, но осознание необходимости создания образовательных учреждений для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в области сельскохозяйственного образования пришло намного позже по сравнению с промышленным профессиональным образованием. Так, как известно, первым профессиональным учебным заведением в мировой и российской истории профессионального образования стала Школа математических и навигацких наук, открытая в 1701 году по указу Петра I. При нем были открыты первые заводские школы и ремесленные училища промышленного профиля. Подобный исторический анализ наводит на мысль о том, что как только осознавалась важность какой-либо отрасли профессиональной деятельности для экономического, социального благосостояния страны, практически сразу за осознанием начинала осуществляться профессиональная подготовка работников соответствующего профиля в специально созданных профессиональных учебных заведениях. Следуя логике, первыми профессиональными учебными заведениями должны были бы стать сельскохозяйственные, поскольку сельскохозяйственная деятельность является исторически первейшей и наиважнейшей сферой профессиональной деятельности, которая во все времена обеспечивала продовольственную безопасность страны и имела стратегическое значение, однако, как показала практика, дело в отношении сельскохозяйственного образования обстояло совсем иначе. Если говорить о специальных сельскохозяйственных учебных заведениях, то их открытие состоялось лишь в 20-е годы XIX века, спустя столетие после открытия первых мореходных, профессиональнотехнических, художественно-промышленных, заводских школ и ремесленных училищ.
Подобный временной разрыв в организации сельскохозяйственных учебных заведений по сравнению с промышленными обусловлен следующими исторически сложившимися причинами:
во-первых, очевидное социальное неравенство разных слоев общества, являющееся следствием феодально-крепостнических, капиталистических отношений. Во-вторых, отсталые методы ведения сельского хозяйства (по сравнению с промышленностью), медленный темп внедрения новых технологий и техники в сельскохозяйственное производство. Все это влекло за собой преимущественное использование неквалифицированного физического труда, не требующего специальной подготовки.
Сельскохозяйственный труд начиная с эпохи перерождения первобытно-общинного общества в рабовладельческое и еще долгое время был уделом эксплуатируемого, угнетенного класса общества, для которого полноценного образования не предусматривалось. В России на протяжении веков историче-
ски самым угнетенным классом общества являлось крестьянство, а сельскохозяйственный труд на протяжении веков являлся незавидным делом. Именно в России оформившееся в XVI-XVII вв. и получившее свое развитие в XVIII в. крепостное право наиболее долго держалось и приняло такие грубые формы, что на практике ничем не отличалось от рабства.
Подобное социальное положение крестьянства не могло не сказаться отрицательным образом на развитии сельскохозяйственного образования.
По мере возрастания применения сельскохозяйственных машин и орудий в помещичьих хозяйствах, внедрения новых методов хозяйствования, развития сельскохозяйственной науки становится все более очевидной необходимость в распространении сельскохозяйственных знаний не только среди хозяев поместий, но и среди крестьян. Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства, являющееся главным двигателем всех улучшений и увеличения богатства, вызывает потребность в профессиональных сельскохозяйственных кадрах.
При этом содержание сельскохозяйственного образования ограничивалось рамками хозяйственной выгоды помещика и сводилось к тому минимуму, который обеспечивал бы эффективную трудовую деятельность в его интересах. Задачи развития личности крестьянина, подлинно научного его образования как полноправного члена общества в содержании сельскохозяйственного образования не отражались, что выражалось в умалении роли естественно-научного образования, приоритете практического обучения над теоретическим.
В содержательном плане деятельности низших сельскохозяйственных школ вопрос о надлежащем теоретическом уровне содержания сельскохозяйственного образования был однозначно решен в пользу преимущественно практического обучения над теоретическим.
В средних и высших сельскохозяйственных учебных заведениях установилось более рациональное соотношение между теоретическим и практическим обучением, специальными и общеобразовательными предметами, но число подобных учреждений было недостаточным. К 1903 году число средних сельскохозяйственных учебных заведений составляло лишь семнадцать, высших—пять*. Причина подобного положения дел состояла в том, что помещики не проявляли интереса к внедрению передовых методов ведения сельского хозяйства и соответственно к подготовке образованных специалистов средней и высшей квалификации.
В сельском хозяйстве машины заменили ручную силу намного позже, чем в других отраслях деятельности. Будучи изобретенными, сельскохо-
* Там же, с. 15.
МГАУ № 6'2009 ----------------------- -------------------------------- 95
зяйственные орудия и машины начинали использоваться лишь в передовых хозяйствах, долгое время являясь недоступными для широкого круга сельскохозяйственных тружеников.
Лишь в XIX веке в отдельных передовых барских хозяйствах появляются орудия труда, позволяющие заменить ручной сельскохозяйственный труд машинным. Только после Крестьянской реформы 1861 года сельское хозяйство России неравномерно, не везде, но продвигалось вперед и стало технически совершенствоваться, однако темпы технической вооруженности сельского хозяйства были недостаточны.
Кроме того, содержание сельскохозяйственного образования определялось экономическими особенностями развития различных регионов. В основу отбора содержания сельскохозяйственного образования закладывался критерий полезности. В содержание включались только те знания, усвоение которых обеспечивало бы эффективную трудовую деятельность в пределах региона.
Зарождение в XIX веке капиталистического способа производства и рыночных отношений сопровождалось значительными сдвигами в технике и технологии. Появилась потребность в управленцах, руководителях сельскохозяйственных предприятий, но существующие к этому времени
профессиональные сельскохозяйственные учебные заведения не могли удовлетворить спроса на рабочих сельскохозяйственного производства. Содержательный уровень сельскохозяйственного образования все еще являлся крайне низким.
Начало 1930-х годов ознаменовало переход к всеобщей механизации, а затем и автоматизации сельскохозяйственного производства. В этот период содержание сельскохозяйственного образования, отражая произошедшие организационнотехнические преобразования в сельском хозяйстве, выходит на подлинно научную основу. Создаются предпосылки за счет увеличения образованности общества к появлению культурологической функции сельскохозяйственного знания. Утверждаются идеи гуманизма, появляются концепции целостного развития личности. Современное сельскохозяйственное образование постепенно вступает в новый этап своего развития. Набирает обороты компьютеризация сельскохозяйственного производства, которая совместно с его автоматизацией призваны обеспечить качественные сдвиги в сельскохозяйственном производстве, повысить его эффективность. Тенденции подобных технико-технологических и организационно-структурных преобразований требуют соответствующей модернизации содержания сельскохозяйственного образования.
УДК 378;37.01:619:004
Н.Р. Максютова, преподаватель
ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»
дидактическое обеспечение процесса формирования информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза
В условиях современного общества информационная компетенция становится одним из факторов, определяющих конкурентоспособность специалиста, возможность быстрой адаптации к современным условиям производства и высокую эффективность его профессиональной деятельности.
Особое значение приобретает информационная компетенция для деятельности современного специалиста, в том числе и ветеринарного врача, поскольку она в большой степени подвержена изменениям, связанным с развитием науки и потребностями производства. В результате формирования единого информационного пространства, внедрения инновационных технологий стали доступны иные подходы к диагностике, профилактике и лечению сельскохозяйственных животных на основе последних разработок в области ветеринарии.
Однако результаты проведенного автором исследования в период с 2005 по 2008 годы свидетельствуют о том, что более 38 % выпускников имеют низкий уровень мотивационной готовности к информационной деятельности, знаний и умений, применения инновационных технологий, что составляет суть информационной компетенции.
Вместе с тем проведенный анализ разработанности вопросов теории и практики проблемы формирования информационной компетенции в психолого-педагогической литературе показал следующее. Основы теории информации обоснованы А.И. Бергом, В.М. Глушковым и др.; вопросы использования информационных технологий в профессиональной деятельности рассмотрены В.И. За-гвязинским, В.А. Сластениным и др.; различные аспекты формирования компетентности и компетен-