Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как механизм развития инновационной образовательной среды агроинженерного вуза'

Инновационная деятельность как механизм развития инновационной образовательной среды агроинженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / INNOVATIVE ACTIVITY / CREATIVE THINKING / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Людмила Ивановна

Рассмотрены методологические основания исследования инновационной образовательной среды агроинженерного вуза (единство системного, компетентностного, гуманистического и синергетического подходов). В качестве системообразующего компонента выделено развитие творческого, инновационного мышления студентов, а основного механизма развития инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITY AS THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AGROENGINEERING HIGH SCHOOL

The methodological bases of research of the innovative educational environment of agroengineering high school are considered. As a component forming system development of creative, innovative thinking of students, and the basic mechanism of development innovative activity is allocated.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как механизм развития инновационной образовательной среды агроинженерного вуза»

формирование единого научно-методического подхода к решению проблемы внедрения САПР в учебный процесс вуза; повышение квалификации ППС, направленное на освоение компьютерных технологий проектирования;

закрепление на кафедрах ответственных преподавателей, отвечающих за внедрение и развитие непрерывного обучения САПР согласно дисциплинам кафедры;

организация взаимодействия преподавателей для скоординированного и планомерного обучения компьютерным технологиям проектирования;

оснащение вуза материально-техническими ресурсами;

создание соответствующего методического обеспечения;

отслеживание развития САПР; проведение практических семинаров совместно с разработчиками САПР;

• осуществление контроля и анализа результатов внедрения непрерывного обучения САПР.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий проектирования в учебный процесс позволит совершенствовать организацию обучения и управление знаниями студентов и в конечном итоге повысить конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда.

Список литературы

1. Ерохин, М.Н. Автоматизированное проектирование в учебном процессе кафедры «Детали машин и ПТМ» / М.Н. Ерохин, С.П. Казанцев // Основы проектирования и детали машин — XXI век: материалы Всерос. научно-мето-дич. конф., г. Орел, 9-10 сентября 2007 г. — Орел: ОрелГТУ, 2007. — С. 90-93.

2. Дорохов, А.С. Использование САПР в учебном процессе по дисциплинам кафедры «Инженерная графика» / А.С. Дорохов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методы профессионального образования. — 2009. — № 5 (36). — С. 19-22.

УДК 378

Л.И. Назарова, канд. пед. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ АГРОИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА

В связи со вступлением России в Болонский процесс все большую актуальность приобретает модернизация высшего профессионального образования, в том числе агроинженерного, связанная с необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Только гибкая, мобильная, оперативно реагирующая на изменяющиеся потребности общества система агроинженерного образования может обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров для агропромышленного комплекса.

С введением федеральных образовательных стандартов, разработанных в соответствии с ком-петентностным подходом, изменяется сама образовательная парадигма. Формулировка результатов образовательного процесса в терминах знаний и умений практически изжила себя, на смену ей приходит подробная характеристика компетенций выпускника — общих и профессиональных, включающих в себя не только совокупность знаний и умений, но и опыт личности, ее ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность реализовать свой профессиональный потенциал на практике. Особенно важным в новых стандартах представ-

ляется акцент на универсальные способы деятельности специалиста, основанные на инновационном мышлении.

Среди основных задач, направленных на повышение качества подготовки в российских вузах в условиях их вхождения в европейское образовательное пространство, особое место занимает разработка и освоение инновационных образовательных технологий [1], в том числе информационно-коммуникационных, мультимедийных. Они позволяют реализовать возможности свободного доступа обучающихся и педагогов к учебной и научной информации, для ее оперативной обработки, осуществления педагогического мониторинга, управления учебно-воспитательным процессом, распространения научно-методического опыта и др. Решение этих важных задач должно осуществляться комплексно, в рамках единой педагогической системы — инновационной образовательной среды вуза. Под образовательной средой понимают совокупность различных подсистем — информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; также в эту си-

85

стему включают участников образовательного процесса. В широком значении образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды, целостность специально организованных педагогических условий развития личности, система ключевых факторов, определяющих образование человека.

Инновационная образовательная среда вуза представляет собой систему, способную к саморазвитию, открытую для прогрессивных изменений — инноваций. Это требование касается всех компонентов данной системы, начиная от студентов и преподавателей как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационноценностного компонентов и подсистем, обеспечивающих функционирование образовательной среды — управленческой, финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и маркетинговой.

Современная образовательная среда вуза должна основываться на принципах мобильности, информатизации, динамичности и непрерывности, во многом определяющих вектор развития образования [2, 3]. Мобильность — это смена специалистом рода и вида своей деятельности (как в рамках одной профессии, так и другой, а также на стыке нескольких специальностей). Под информатизацией, олицетворяющей единство «человеческого фактора» и технологического процесса, понимают оснащение информационными технологиями практически всех сфер общественной жизни и непрерывный рост информационной компетенции специалистов. Динамичность означает, что происходит резкое сокращение времени между проявлением новых факторов общественной жизни и адекватных реакций на них соответствующих институтов и личностей, генерирующих инновации. Непрерывность характеризует образовательную систему как систему открытого, гибкого, индивидуализированного образования человека в течение всей жизни.

Выделяя методологические основания для создания инновационной образовательной среды агро-инженерного вуза, важно привести ее в соответствие с современными требованиями общества: с одной стороны, создать условия для перехода от технократической, «знаниево-навыковой», парадигмы образования к гуманистической, личностно ориентированной; с другой — обеспечить высокое качество подготовки выпускников, обладающих необходимыми для успешной профессиональной деятельности компетенциями. В сущности, гуманистический и компетентностный подходы ориентированы на разные цели, более того — в некоторой мере противоречат друг другу: если гуманистический подход базируется на признании уникальности личности,

86

ее праве на приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, на самоопределение и выбор собственной траектории развития (для чего в образовательном учреждении предусматриваются соответствующие условия), то, согласно компетентност-ному подходу, в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориенти-рованные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни [4]. Тем не менее эти подходы могут и должны быть взаимно дополняющими, содержательно интегрированными, в том числе при создании и развитии инновационной образовательной среды агроинженерно-го вуза как педагогической системы.

Жизнеспособность этой системы во многом зависит от того, насколько она способна к самоорганизации. В этой связи особую значимость для развития инновационной образовательной среды приобретает также синергетический подход, направленный на изучение механизмов самоорганизующихся систем. Педагогическая синергетика позволяет выявлять и изучать такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Именно на этом эффекте и следует заострить внимание, рассматривая инновационную образовательную среду агроинженерного вуза как самоорганизующуюся систему.

В качестве системообразующего фактора этой системы выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов, а основным механизмом развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образовательного процесса, способствующая совершенствованию их творческого потенциала, способностей к генерации инноваций. Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — на практическое применение нового явления [5]. Различают инновации-мод ер-низации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса, и инновации-трансформации, придающие традиционному учебному процессу исследовательский характер. Первый подход М.В. Кларин называет технологическим, второй — поисковым [6].

Сущность инноваций, закономерности их возникновения и развития, связь с традициями изучает инноватика. По определению А.И. Субетто, инноватика как наука включает в себя прогностику (науку о прогнозировании), интеллектику и креатологию (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику (общую тео-

рию преемственности в развитии систем) [7]. В педагогической инноватике выделяют педагогическую неологию (учение о создании педагогических новшеств: идей, концепций, теорий, технологий, методов и т. д.), сравнительную педагогическую аксиологию (учение о восприятии, сравнительной оценке и освоении новшества педагогическим сообществом), инновационную праксиологию (учение об использовании педагогических инноваций на практике).

Инновационная деятельность охватывает сферу разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование [5]. Без них невозможно развитие ни технологии производства, ни экономики. Недостаточное внимание к развитию науки приводит к снижению конкурентоспособности продукции, а игнорирование потребностей системы образования может повлечь за собой глобальное обострение кадровых проблем в экономике в целом. Инновационная деятельность во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливает появление новых ценностей, идеалов, интересов, потребностей, которые, со временем изжив себя, уступают место еще более новым, прогрессивным инновациям.

В качестве важного элемента инновационной деятельности А.В. Хуторской называет инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики [5]. Проработанная инновационная идея находит свое воплощение в инновационной доктрине — системе базовых положений, определяющих стратегию развития. В образовательной инновационной доктрине должны быть определены: объект, в котором осуществляются инновации (образовательные области, дисциплины, образовательные учреждения, регионы и т. д.); предмет воздействия — то, что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и т. д.) и на основе чего (цели, принципы, концепции); результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Положения инновационной образовательной доктрины нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р). В частности, в ней сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, кото-

рые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако приходится признать, что к настоящему времени в нашей стране так и не разработана системная инновационная образовательная доктрина, в которой четко, детально были бы прописаны требования социального заказа и система их практической реализации. Разработанные и апробированные предложения должны быть согласованы с законодательной и исполнительной властью. Важная роль в этом процессе отводится процессу мониторинга и коррекции запланированных действий, в том числе с использованием аксиологического анализа, направленного на оценку социальной значимости и ценности инновации. В любом инновационном процессе необходимо найти ту тонкую грань между инновациями и традициями, за которой, с одной стороны, можно разрушить что-то очень важное, проверенное временем, а с другой — «затоптать ростки» действительно прогрессивного новшества.

Не менее важным элементом является также распространение и тиражирование инноваций (особенно новых технологий) в образовательной практике. Педагогические инновации-модификации могут затрагивать и отдельные, частные составляющие учебно-воспитательного процесса, однако они, как правило, не приводят к такому же существенному эффекту, как инновации-трансформации, охватывающие в комплексе все компоненты образовательной среды (при условии всестороннего научного обоснования целесообразности инноваций и тщательной проработки технологии их освоения).

Как справедливо отмечают А.М. Герасимов и И.П. Логинов, парадигма инновационного обучения по своей сути есть модель рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучающегося как самоорганизующихся систем [8]. В этой связи в качестве ведущих функций инновационного обучения выделяют следующие: интенсивное развитие личности студента и педагога; демократизация их совместной деятельности и общения; гуманизация учебно-воспитательного процесса; ориентация на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что отдельные фрагментарные инновации в системе агроинженерного образования не способны кардинально улучшить ее качество. Только комплексные меры по созданию инновационной об-

87

разовательной среды, учитывающие все факторы и условия, могут привести к достижению желаемого результата.

Таким образом, в качестве системообразующего фактора инновационной образовательной среды вуза выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов. Основным механизмом успешного функционирования и развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образовательного процесса. Инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением высокого качества подготовки выпускников, является дополнительным фактором развития как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом.

Список литературы

1. Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. — 2-е изд. / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 392 с.

2. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография / Т.Г. Новикова. — М.: АПКиПРО, 2005. — 290 с.

3. Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: науч. издание / В.П. Делия. — М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. — 484 с.

4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 256 с.

6. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

7. Субетто, А.И. Этика педагогических инноваций [Электронный ресурс] / А.И. Субетто // Академия тринита-ризма: электронное периодическое издание. — М., эл. № 776567, публ. 10929, 12.01.2004. — Режим доступа: Ъйр://^^«г. trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120132.htm

8. Герасимов, А.М. Инновационный подход в построении обучения. Концептуально-технологический аспект: учеб. пособие / А.М. Герасимов, И.П. Логинов. — М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.

УДК 378

П.А. Силайчев, доктор пед. наук, профессор

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Опыт заочной подготовки специалистов в Московском государственном агроинженерном университете имени В.П. Горячкина отсчитывается от начала 30-х годов прошлого столетия. Организация этой формы получения образования была распределена между двумя факультетами тогда еще института: механизации и электрификации сельского хозяйства. На каждый из них набиралась одна группа студентов. Плановый выпуск инженеров составлял 50 чел. В таком виде заочное обучение просуществовало в МИМЭСХ до начала 1960-х годов.

Вопрос об увеличении подготовки специалистов по заочной форме в МИМЭСХ стал решаться после Великой Отечественной войны в связи с острым дефицитом инженеров в сельскохозяйственном производстве.

С целью расширения возможностей в подготовке специалистов по механизации, электрификации и автоматизации сельского хозяйства эксплуатационного и ремонтно-технологического профиля из числа тружеников отрасли в 1964 г. организуется самостоятельный факультет заочного образования (ФЗО). В его ведение передана подготовка спе-

88

циалистов по заочной форме обучения с других факультетов вуза.

В результате этих преобразований на новом для МИМЭСХ факультете заочного образования сложились следующие направления подготовки специалистов:

1. Специальность «Механизация сельского хозяйства», специализации:

«Эксплуатация тракторов и сельскохозяйственных машин»;

«Организация и технология ремонта сельскохозяйственных машин».

2. Специальность «Автоматизация сельскохозяйственного производства.

За последующие годы заочная подготовка специалистов в университете развилась до нового качественного уровня, характеризуемого как в организационно-методическом, так и в содержательном аспекте. При этом в отличие от задач, решаемых полностью заочным вузом, в университете, как экспериментальной учебно-методической площадке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, решалась задача оптимизации сочетания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.