Литература
1. Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. / Л. В. Смор-гунов, А. П. Альгин, И. Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л. В. Сморгунова. Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. М.: РОССПЭН, 2006. 381 с.
2. Загвязинский В. И. О некоторых способах измерения сложности и трудности познавательных задач / / Проблемное обучение в школе: науч. тр. Тюмен. ун-та. Тюмень, 1975. Т. 15. С. 63-75.
3. Кохановский В. П., Пржиленский В. И., Сергодеева Е. А. Философия науки: учеб. пособие. М.: ИКЦ«МарТ»; Ростов н/Д: МарТ, 2006. С. 91-101.
4. МиккЯ. А. Теория измерения и оптимизация степени сложности учебного материала в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1983.
5. Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. 198 с.
6. Пфанцагль И. Г. Теория измерений: пер. с англ. М.: Мир, 1976. 248 с.
7. Щетинин В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. Г. Экономика образования. М.: Рос. пед. агентство, 1998.
УДК 378
Л . И. Назарова
АКТУАЛ ЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛ ЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Аннотация. В статье в единстве системного, компетентностного, гуманистического и синергетического подходов рассмотрены актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза. При создании такой среды как педагогической системы указанные подходы могут и должны быть взаимно дополняющими и содержательно интегрированными. Дано методологическое обоснование исследуемого феномена: на основе анализа существующих теории и практики раскрывается содержание понятий «инновационные образовательные технологии», «инновации-модернизации», «инновации-трансформации», «педагогическая инноватика», «инновационная доктрина» и др. В качестве системообразующего компонента инновационной образовательной среды вуза автором выделено развитие творческого, инновационного мышления студентов, а в качестве основного механизма развития - инновационная деятельность.
Инновационная образовательная деятельность должна стать одним из основных факторов развития как отдельных образовательных учреждений, так и си-
стемы образования в целом. Однако для создания подлинно инновационной образовательной среды необходимы не фрагментарные, а комплексные меры, способные кардинально улучшить качество подготовки выпускников вузов.
Ключевые слова: образовательная среда вуза, инновационная деятельность, развитие творческого мышления студентов, педагогические инновации, педагогическая инноватика.
Abstract. The paper looks at the urgent issues of developing innovative educational environment at high school, combining the systematic, humanitarian, synergetic and competence approach. Building up such environment as the pedagogic system, the above mentioned approaches should supplement each other and be content-integrated. The methodological substantiation of the phenomenon in question is given, the notions of «innovative educational technique», «innovation-modernization», «innova-tion-transformation», «pedagogic innovation», «innovative doctrine», etc. being revealed. The author considers the students’ creative and innovative thinking to be the system building component of innovative environment, while the innovative activity is regarded as the main developing mechanism.
The innovative educational activity should become one of the main developing factors both for the educational institutions and the system of education as a whole. To develop the actual innovative environment, the complex measures are needed dramatically improving the quality of the higher school graduates.
Index terms: innovative activity, creative thinking, educational environment, pedagogic innovations.
В современных социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает модернизация высшего профессионального образования, связанная с необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Только гибкая, мобильная, оперативно реагирующая на изменяющиеся потребности общества система высшего профессионального образования может обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров для инновационной экономики.
В связи с введением Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разработанных в соответствии с компетентностным подходом, изменяется сама образовательная парадигма. Результаты образовательного процесса теперь формулируются не в терминах знаний и умений, которыми должен обладать выпускник вуза, а в виде системы компетенций - общих и профессиональных, включающих не только совокупность знаний и умений, но и опыт личности, ее ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность реализовать свой профессиональный потенциал на практике. Особенно важным в новых образовательных стандартах представляется акцент на универсальные способы деятельности специалиста, основанные на инновационном мышлении.
Одной из наиболее актуальных задач, направленных на повышение качества подготовки в российских вузах в условиях их вхождения в европейское образовательное пространство, является разработка и освоение инновационных образовательных технологий [7], в том числе информационно-коммуникационных, мультимедийных. Они позволяют реализовать возможности свободного доступа обучающихся и педагогов к учебной и научной информации, осуществлять ее оперативную обработку, педагогический мониторинг, управлять учебно-воспитательным процессом, распространять научно-методический опыт и др. Решение этих важных задач должно осуществляться комплексно, в рамках единой педагогической системы - инновационной образовательной среды вуза. Под образовательной средой обычно понимают совокупность различных подсистем -информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; в эту систему также включают участников образовательного процесса. В широком значении образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды, как целостность специально организованных педагогических условий развития личности и как система ключевых факторов, определяющих образование человека.
Инновационная образовательная среда вуза представляет собой систему, способную к саморазвитию, открытую для прогрессивных изменений - инноваций. Это требование касается всех ее составляющих: студентов и преподавателей как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационно-ценностного компонентов и подсистем, обеспечивающих функционирование образовательной среды - управленческой, финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и маркетинговой.
В основу создания образовательной среды вуза должны быть положены принципы мобильности, информатизации, динамичности и непрерывности, во многом определяющие вектор развития образования [3, 5]. Мобильность - это способность специалиста менять род и вид своей деятельности (как в рамках одной профессии, так и другой (смежной), а также на стыке нескольких специальностей). Под информатизацией, олицетворяющей единство «человеческого фактора» и технологического процесса, понимают оснащение информационными технологиями практически всех сфер общественной жизни и непрерывный рост информационной компетенции специалистов. Динамичность означает резкое сокращение времени между возникновением новых факторов общественной жизни
и проявлением адекватных реакций на них соответствующих институтов и личностей, генерирующих инновации. Непрерывность характеризует обучение как систему открытого, гибкого, индивидуализированного образования человека в течение всей жизни.
Выделяя методологические основания для создания инновационной образовательной среды вуза, важно привести ее в соответствие с современными требованиями общества: с одной стороны, создать условия для перехода от технократической, «знаниево-навыковой» парадигмы образования к гуманистической, личностно-ориентированной; с другой - обеспечить высокое качество подготовки выпускников, обладающих необходимыми для успешной профессиональной деятельности компетенциями. В сущности, гуманистический и компетентностный подходы ориентированы на разные цели, более того - в определенном смысле они противоречат друг другу: если гуманистический подход базируется на признании уникальности личности, ее праве на приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, на самоопределении и выборе собственной траектории развития (для чего в образовательном учреждении должны быть предусмотрены соответствующие условия), то согласно компетент-ностному подходу в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни [1]. Тем не менее эти подходы могут и должны быть взаимно дополняющими, содержательно интегрированными, в том числе при создании и развитии инновационной образовательной среды вуза как педагогической системы.
Жизнеспособность этой системы во многом зависит от того, насколько она способна к самоорганизации. В этой связи особую значимость для развития инновационной образовательной среды приобретает синергетический подход, направленный на исследование механизмов самоорганизующихся систем. Педагогическая синергетика позволяет выявлять и изучать такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Именно на этом эффекте и следует заострить внимание, рассматривая инновационную образовательную среду вуза как самоорганизующуюся систему. В качестве системообразующего фактора этой системы выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов, а основным механизмом развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образова-
тельного процесса, способствующая совершенствованию их творческого потенциала, способностей к генерации инноваций.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - на практическое применение нового явления [8]. Различают инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса, и инновации-трансформации, придающие традиционному учебному процессу исследовательский характер. Первым, согласно М. В. Кларину, соответствует технологический подход, вторым - поисковый [4].
Сущность инноваций, закономерности их возникновения и развития, связь с традициями изучает инноватика. По определению А. И. Субетто, это научное направление включает в себя прогностику (науку о прогнозировании), интеллектику (законы работы интеллекта), креатологию (объективные законы творчества) и системогенетику (общую теорию преемственности в развитии систем) [б]. В педагогической инноватике выделяют педагогическую неологию (учение о создании педагогических новшеств: идей, концепций, теорий, технологий, методов и т. д.), сравнительную педагогическую аксиологию (учение о восприятии, сравнительной оценке и освоении новшества педагогическим сообществом), инновационную праксиологию (учение об использовании педагогических инноваций на практике).
Инновационная деятельность охватывает сферу разработки и практического освоения технических, технологических и организационноэкономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Наука и образование являются отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности [8]. Без них невозможно развитие ни технологии производства, ни экономики. Недостаточное внимание к развитию науки приводит к снижению конкурентоспособности продукции, а игнорирование потребностей системы образования может повлечь за собой глобальное обострение кадровых проблем в экономике в целом. Инновационная деятельность во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливает появление новых ценностей, идеалов, интересов, потребностей, которые, изжив себя со временем, уступают место другим, еще более прогрессивным инновациям.
В качестве важного элемента инновационной деятельности А. В. Хуторской называет инновационный поиск - процесс разработки, получе-
ния нового знания и новой практики [5]. Проработанная инновационная идея находит свое воплощение в инновационной доктрине - системе базовых положений, определяющих стратегию развития. В образовательной инновационной доктрине должны быть определены:
• объект, в котором осуществляются инновации (образовательные области, дисциплины, образовательные учреждения, регионы и т. д.);
• предмет воздействия - что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и т. д.) и на основе чего (цели, принципы, концепции);
• результат - концепция образовательной политики и механизмы ее реализации.
Положения инновационной образовательной доктрины нашли отражение в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 175б-р). В частности, в ней сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Однако приходится признать, что к настоящему времени в нашей стране так и не разработана системная инновационная образовательная доктрина, в которой четко, детально были бы прописаны требования социального заказа и система их практической реализации. Разработанные и апробированные предложения должны быть согласованы с законодательной и исполнительной властью. Важная роль в этом процессе отводится мониторингу и коррекции запланированных действий, в том числе с использованием аксиологического анализа, направленного на оценку социальной значимости и ценности инновации. В любом инновационном процессе необходимо соблюдать строгий баланс между инновациями и традициями, чтобы, с одной стороны, не разрушить что-то очень важное, проверенное временем, а с другой - не «затоптать ростки» прогрессивного новшества.
Не менее важной частью инновационного процесса является распространение и тиражирование инноваций (особенно передовых технологий) в образовательной практике. Педагогические инновации-модификации могут затрагивать отдельные, частные составляющие учебно-воспитательного процесса и, как правило, не приводят к такому же существен-
ному эффекту, как инновации-трансформации, которые, при условии всестороннего научного обоснования их целесообразности и тщательной проработки технологии их освоения, охватывают в комплексе все компоненты образовательной среды.
Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что отдельные, фрагментарные инновации в системе высшего образования не способны кардинально улучшить ее качество. Только комплексные меры по созданию инновационной образовательной среды, учитывающие все факторы и условия, могут привести к достижению желаемого результата.
Как справедливо отмечают А. М. Герасимов и И. П. Логинов, парадигма инновационного обучения по своей сути есть модель рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучающегося как самоорганизующихся систем [8]. В этой связи в качестве ведущих выделяют следующие функции инновационного обучения:
• интенсивное развитие личности студента и педагога;
• демократизацию их совместной деятельности и общения;
• гуманизацию учебно-воспитательного процесса;
• ориентацию на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала;
• модернизацию средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Таким образом, в качестве системообразующего фактора инновационной образовательной среды вуза выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов. Основным механизмом успешного функционирования и развития данной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образовательного процесса. Инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением высокого качества подготовки выпускников, должна стать одним из ведущих факторов развития как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом.
Литература
1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентнос-тный подходы в образовании: проблемы интеграции: моногр. М.: Логос, 2009. ЗЗб с.
2. Герасимов А. М., Логинов И. П. Инновационный подход в построении обучения. Концептуально-технологический аспект: учеб. пособие. М.: АПКиПРО, 2001. 64 с.
3. Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. М.: ДЕ-ПО, 2008. 484 с.
4. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с.
5. Новикова Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: моногр. М.: АПКиПРО, 2005. 290 с.
6. Субетто А. И. Этика педагогических инноваций [Электрон. ресурс] / / Академия тринитаризма: электрон. период. изд. М. Эл. № 77-6567, публ. 10929, 12.01.2004. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/ 001а/00120132.Ьвт.
7. Трайнев В. А., Мкртчян С. С., Савельев А. Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. 2-е изд. М.: Дашков и К°, 2010. 392 с.
8. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 256 с.