Научная статья на тему 'Представления студентов о тренинге как методе формирования профессиональных умений'

Представления студентов о тренинге как методе формирования профессиональных умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / TRAINING / SPECIALIST / PROFESSIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлёнкова Елена Николаевна, Ушатова Ирина Владимировна

Предъявлены результаты исследования представлений студентов об одном из популярных методов активного обучения — тренинге; анализируются потребности студентов в прохождении тренингов профессиональных умений, а также учебных тренингов в процессе овладения специальностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлёнкова Елена Николаевна, Ушатова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ OPINION OF TRAINING CLASS AS WAY OF ACQUIRING PROFESSIONAL ABILITIES

The paper presents the results of surveying students’ opinions of one of the most popular methods of active learning — a training class, analyzes the students’ needs in taking professional training classes and educational training in the process of professional competency mastering.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о тренинге как методе формирования профессиональных умений»

разовательного процесса. Инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением высокого качества подготовки выпускников, должна выступать дополнительным фактором развития как отдельных образовательных учреждений, так и в целом системы образования.

Список литературы

1. Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 392 с.

2. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография / Т.Г. Новикова. — М.: АПКиПРО, 2005. — 290 с.

3. Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: науч. издание / В.П. Делия. — М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. — 484 с.

4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 256 с.

6. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

7. Субетто, А.И. Этика педагогических инноваций [Электронный ресурс] / А.И. Субетто // Академия три-нитаризма: электронное периодическое издание. — Эл. № 77—6567, публ. 10929, 12.01.2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120132.htm

8. Герасимов, А.М. Инновационный подход в построении обучения. Концептуально-технологический аспект: учеб. пособие / А.М. Герасимов, И.П. Логинов. — М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.

УДК 378.147

Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук И.В. Ушатова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРЕНИНГЕ КАК МЕТОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

В настоящее время повышается необходимость ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей личности, саморазвитие и самореализацию студентов, что связано с изменением характера деятельности специалиста. Только гибкий и мобильный специалист может быть конкурентоспособным на рынке труда. Формированию качеств способствует использование интерактивных методов в процессе обучения. Одним из наиболее распространенных и приобретающих все большую популярность интерактивных методов обучения является тренинг, который направлен на овладение студентами практическими умениями и навыками в психологически комфортной среде, позволяющей проявлять активность и творчество [1].

Организация тренинга формирования профессиональных умений требует не только знания содержания деятельности будущего специалиста, но и овладения методикой проведения такого рода занятий. Это предъявляет новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения и предполагает формирование у них навыков и умений в области проведения тренинга.

Освоение основ тренинговой работы может осуществляться при прохождении учебного тренинга в вузе. Данный вид деятельности имеет отличия

от традиционного тренинга. Главное отличие заключается в том, что на учебном тренинге не только развиваются психологические качества личности студентов и конкретные практические умения, но и формируются методические умения. Студенты учатся планировать, организовывать и проводить тренинг. Все это придает содержанию учебного тренинга определенную специфику. Так, в структуру учебного тренинга добавляются новые элементы: обсуждение процессов групповой динамики и ошибок в организации и проведении упражнений [2].

В процессе прохождения учебного тренинга студенты должны четко дифференцировать тренинг целевой и учебный, понимать его задачи и особенности содержания.

В целях выявления представлений студентов

о тренинге вообще и учебном тренинге, в частности, было спланировано и проведено исследование. Оно проводилось среди студентов Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина на инженерно-педагогическом (ИПФ) и инженерно-экономическом (ИЭФ) факультетах. Выбор данных факультетов был обусловлен тем, что их студенты чаще всего по характеру получаемой специальности должны сталкиваться с участием в тренинге, а также готовиться к проведению подобного рода занятий.

Для достижения поставленной цели была разработана анкета, которая предполагала выявление самооценок и мнений студентов в следующих областях: роль тренинга в учебном процессе; знания, умения, навыки, которыми должен обладать преподаватель, ведущий тренинг; дисциплины, в процессе преподавания которых было бы полезно использовать тренинг; условия (материальные) успешного проведения тренинга; изменение личностных характеристик после прохождения тренинга; ожидаемый результат от прохождения студентами тренинга. Студентам необходимо было давать ответы как на закрытые, так и на открытые вопросы, предполагающие ранжирование и определение понятий. Всего в опросе приняли участие 240 человек.

Вначале студентов опрашивали на предмет наличия у них опыта трудовой деятельности. Постановка данных вопросов обусловлена тем, что сегодня часто при приеме на работу, а также в процессе трудовой деятельности сотрудники принимают участие в различных видах тренинга.

В результате выяснилось, что большинство студентов независимо от курса обучения уже имеют опыт трудовой деятельности (70 %). В сфере, связанной с будущей профессиональной деятельностью, работали только 30 % студентов. На этом фоне отличались ответы студентов 4 курса ИПФ, из которых 47 % человек имеют опыт работы, связанный с будущей профессией (рис. 1).

Затем выявлялось наличие у студентов опыта участия в тренинге. Так, среди студентов ИПФ больше половины принимали участие в различных видах тренинга (рис. 2), а среди студентов ИЭФ только одна треть. Это можно объяснить тем, что на ИПФ занятия по психолого-педагогическим дисциплинам проводятся в том числе и в форме тренинга. А у студентов ИЭФ опыт участия в них чаще всего связан с осуществляемой трудовой деятельностью.

Таким образом, опрашиваемые студенты имеют опыт участия в тренинге и соответственно могут оценить его качество и содержание.

Далее студентам предлагалось указать в каком именно тренинге они принимали участие. На разных курсах выявились свои особенности, которые отражены в таблице.

Студенты ИПФ в основном отметили тот тренинг, который проводился у них в рамках психо-лого-педагогической подготовки, а студенты-экономисты выделили тот, в котором они участвовали в рамках своей профессиональной деятельности (см. таблицу).

Студентам было предложено оценить, как изменились после прохождения тренинга их личностные характеристики. На первом месте студенты отметили формирование коммуникативных умений; понимание личностных качеств, присущих им и того, какие качества необходимо развивать; формирование профессиональных умений и повышение уровня самоанализа; повышение уровня саморегуляции; а также формирование адекватной самооценки. Большинство студентов, принявших участие в опросе (80 %), хотели бы вновь принять участие в тренинге.

При ответе на вопрос: какие качества вы хотели бы изменить в себе, вновь приняв участие в тренинге? студенты указали следующие качества: профессиональные умения, понимание и осознание собственных черт и качеств, коммуникативные умения, повышение уровня самоанализа, повышение уровня саморегуляции, а также формирование адекватной (высокой) самооценки.

По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что студенты активно, при наличии предложения, участвуют в тренингах. Данная форма проведения занятий является мощным средством для развития профессиональной направленности, имеет большие профессионально-консультационные возможности. Оценка студентами роли тренинга в учебном процессе показывает, что тре-

%

50

40

30

20

10

0

47%

X-----7

32%

17% ^15%

24%

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 3 курс ИПФ ИПФ ИПФ ИПФ ИЭФ

Рис. 1. Наличие у студентов опыта работы в сфере будущей профессиональной деятельности

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 3 курс ИПФ ИПФ ИПФ ИПФ ИЭФ

Рис. 2. Количество студентов, принимавших участие в тренинге

Виды тренинга и частота участия студентов МГАУ, %

ИРФ ИЭФ

Тренинг Курс

1 2 3 4 3

Продажа 15 22 24 26 16

Развитие личностных качеств (личностного роста) 18 48 22 26 9

Общение (развитие коммуникативных способностей) 31 45 44 39 18

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление) 15 48 17 16 9

Саморегуляция 7 16 7 3 6

Развитие самосознания 7 29 2 13 6

Педагогический 12 26 13 21 2

Актерское мастерство 8 19 15 18 4

Командообразование (сплочение коллектива) 34 6 7 31 11

Самопрезентация 5 9 3 13 11

нинг повышает интерес к учебной и профессиональной деятельности, дает возможность лучшего понимания содержания будущей профессиональной деятельности, способствует развитию профессионально важных качеств, получению новых знаний, позволяет формировать практические умения и навыки, закреплять пройденный материал, а также способствует решению личных проблем.

При этом будущие педагоги видят тренинг не просто как средство решения личных проблем

и развития качеств, а как средство формирования профессиональных умений для своей будущей профессиональной деятельности, понимают разницу между учебным тренингом и психологическим тренингом. Все это свидетельствует о том, что не только у потенциального работодателя, но и у студентов сформирована потребность в получении знаний, умений и навыков тренинговой работы, что актуализирует необходимость организовывать отдельную деятельность по формированию у студентов навыков проведения тренинга, а также проводить научно-исследовательскую работу по изучению условий развития соответствующих умений в рамках подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Список литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие / А.К. Быков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005. — 160 с.

2. Дьячкова, Н.М. Эмоциональный климат учебной группы: социально-психологический тренинг: учеб. пособие / Н.М. Дьячкова, Н.М. Сараева. — Чита: Забайкальский гос. гум.-пед. ун-т, 2005. — 130 с.

УДК 371.001.57

У Фаньюань

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В условиях глобализирующегося мира одной из активно развивающихся отраслей научнопедагогических исследований становится компаративистика, или сравнительная педагогика.

Основное содержание компаративистских исследований составляет сравнительное изучение теории и практики образования в отдельных странах или группе стран (в том числе и с целью создания единого мирового образовательного пространства). Вместе с тем не менее значимыми задачами в компаративистике является решение проблем заимствования и адаптации зарубежного опыта к национальным условиям, вычленение тех сторон опыта, которые можно использовать для со-

вершенствования стратегии и тактики образования в своих странах.

О значимости сравнительной педагогики как отдельной отрасли научного знания (и соответственно применения ее методов и принципов в научно-педагогических исследованиях) свидетельствует, в частности, тот факт, что сегодня существует Всемирный совет общества сравнительной педагогики ^ССЕ8). Совет является крупной интернациональной общественной организацией, поддерживающей прочные связи с ЮНЕСКО. Членами его являются как отдельные государства, так и группы стран (например, Франкоязычная и Скандинавская ассоциации сравнительной педагогики).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.