НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 378
Л.И. Назарова, канд. пед. наук
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В современных социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает модернизация высшего профессионального образования, связанная с необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Только гибкая, мобильная, оперативно реагирующая на изменяющиеся потребности общества система высшего профессионального образования может обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров для инновационной экономики.
В связи с введением Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разработанных в соответствии с ком-петентностным подходом, изменяется сама образовательная парадигма. Результаты образовательного процесса теперь формулируются не в терминах знаний и умений, а в виде системы компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, — общих и профессиональных, включающих в себя не только совокупность знаний и умений, но и опыт личности, ее ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность реализовать свой профессиональный потенциал на практике. Особенно важным в новых образовательных стандартах представляется акцент на универсальные способы деятельности специалиста, основанные на инновационном мышлении.
96
Одной из наиболее актуальных задач, направленных на повышение качества подготовки в российских вузах в условиях их вхождения в европейское образовательное пространство, является разработка и освоение инновационных образовательных технологий [1], в том числе информационно-коммуникационных, мультимедийных. Они позволяют реализовать возможности свободного доступа обучающихся и педагогов к учебной и научной информации, ее оперативной обработки, осуществления педагогического мониторинга, управления учебно-воспитательным процессом, распространения научно-методического опыта и др. Решение этих важных задач должно осуществляться комплексно, в рамках единой педагогической системы — инновационной образовательной среды вуза. Под образовательной средой понимают совокупность различных подсистем — информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; также в эту систему включают участников образовательного процесса. В широком значении образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды, целостность специально организованных педагогических условий развития личности, система ключевых факторов, определяющих образование человека.
Инновационная образовательная среда вуза представляет собой систему, способную к саморазвитию, открытую для прогрессивных изменений — инноваций. Это требование касается всех компонентов данной системы, начиная от студентов и преподавателей, как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационно-ценностного компонентов и подсистем, обеспечивающих функционирование образовательной среды — управленческой, финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и маркетинговой.
В основу создания образовательной среды вуза должны быть положены принципы мобильности, информатизации, динамичности и непрерывности, во многом определяющие вектор развития образования [2, 3]. Мобильность — это смена специалистом рода и вида своей деятельности (как в рамках одной профессии, так и другой, а также на стыке нескольких специальностей). Под информатизацией, олицетворяющей единство «человеческого фактора» и технологического процесса, понимают оснащение информационными технологиями практически всех сфер общественной жизни и непрерывный рост информационной компетенции специалистов. Динамичность означает, что происходит резкое сокращение времени между проявлением новых факторов общественной жизни и адекватных реакций на них соответствующих институтов и личностей, генерирующих инновации. Непрерывность характеризует образовательную систему как систему открытого, гибкого, индивидуализированного образования человека в течение всей жизни.
Выделяя методологические основания для создания инновационной образовательной среды вуза, важно привести ее в соответствие с современными требованиями общества: с одной стороны, создать условия для перехода от технократической, «знаниево-навыковой», парадигмы образования к гуманистической, личностно ориентированной; с другой — обеспечить высокое качество подготовки выпускников, обладающих необходимыми для успешной профессиональной деятельности компетенциями. В сущности, гуманистический и ком-петентностный подходы ориентированы на разные цели, более того — в некоторой мере противоречат друг другу: если гуманистический подход базируется на признании уникальности личности, ее праве на приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, на самоопределение и выбор собственной траектории развития (для чего в образовательном учреждении предусматриваются соответствующие условия), то, согласно компетент-ностному подходу, в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-
ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми, он сможет стать успешным в жизни [4]. Тем не менее эти подходы могут и должны быть взаимно дополняющими, содержательно интегрированными, в том числе при создании и развитии инновационной образовательной среды вуза как педагогической системы.
Жизнеспособность этой системы во многом зависит от того, насколько она способна к самоорганизации. В этой связи особую значимость для развития инновационной образовательной среды приобретает также синергетический подход, направленный на изучение механизмов самоорганизующихся систем. Педагогическая синергетика позволяет выявлять и изучать такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Именно на этом эффекте и следует заострить внимание, рассматривая инновационную образовательную среду вуза как самоорганизующуюся систему. В качестве системообразующего фактора этой системы выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов, а основным механизмом развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образовательного процесса, способствующая совершенствованию их творческого потенциала, способностей к генерации инноваций.
Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — на практическое применение нового явления [5]. Различают инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса, и инновации-трансформации, придающие традиционному учебному процессу исследовательский характер. Первый подход М.В. Кларин называет технологическим, второй — поисковым [6].
Сущность инноваций, закономерности их возникновения и развития, связь с традициями изучает инноватика. По определению А.И. Субетто, инноватика как наука включает в себя прогностику (науку о прогнозировании), интеллектику и креа-тологию (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику (общую теорию преемственности в развитии систем) [7]. В педагогической инноватике выделяют педагогическую неологию (учение о создании педагогических новшеств: идей, концепций, теорий, технологий, методов и т. д.), сравнительную педагогическую аксиологию (учение о восприятии, сравнительной оценке и освоении новшества педагоги-
97
ческим сообществом), инновационную праксиологию (учение об использовании педагогических инноваций на практике).
Инновационная деятельность охватывает сферу разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование [5]. Без них невозможно развитие ни технологии производства, ни экономики. Недостаточное внимание к развитию науки приводит к снижению конкурентоспособности продукции, а игнорирование потребностей системы образования может повлечь за собой глобальное обострение кадровых проблем в экономике в целом. Инновационная деятельность во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливает появление новых ценностей, идеалов, интересов, потребностей, которые, со временем изжив себя, уступают место еще более новым, прогрессивным инновациям.
В качестве важного элемента инновационной деятельности А.В. Хуторской называет инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики [5]. Проработанная инновационная идея находит свое воплощение в инновационной доктрине — системе базовых положений, определяющих стратегию развития. В образовательной инновационной доктрине должны быть определены: объект, в котором осуществляются инновации (образовательные области, дисциплины, образовательные учреждения, регионы и т. д.); предмет воздействия — то, что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и т. д.) и на основе чего (цели, принципы, концепции); результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Основная идея инновационной образовательной доктрины состоит в том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Однако приходится признать, что к настоящему времени в нашей стране так и не разработана системная инновационная образовательная доктрина, в которой четко, детально были бы прописаны требования со-
98
циального заказа и система их практической реализации. Разработанные и апробированные предложения должны быть согласованы с законодательной и исполнительной властью. Важная роль в этом процессе отводится процессу мониторинга и коррекции запланированных действий, в том числе с использованием аксиологического анализа, направленного на оценку социальной значимости и ценности инновации. В любом инновационном процессе необходимо найти ту тонкую грань между инновациями и традициями, за которой, с одной стороны, можно разрушить что-то очень важное, проверенное временем, а с другой — «затоптать ростки» действительно прогрессивного новшества.
Не менее важным элементом является также распространение и тиражирование инноваций (особенно новых технологий) в образовательной практике. Педагогические инновации-модификации могут затрагивать и отдельные, частные составляющие учебно-воспитательного процесса, однако они, как правило, не приводят к такому же существенному эффекту, как инновации-трансформации, охватывающие в комплексе все компоненты образовательной среды (при условии всестороннего научного обоснования целесообразности инноваций и тщательной проработки технологии их освоения).
Как справедливо отмечают А.М. Герасимов и И.П. Логинов, парадигма инновационного обучения по своей сути есть модель рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучающегося как самоорганизующихся систем [8]. В этой связи в качестве ведущих функций инновационного обучения выделяют следующие: интенсивное развитие личности студента и педагога; демократизация их совместной деятельности и общения; гуманизация учебно-воспитательного процесса; ориентация на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.
Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что отдельные, фрагментарные инновации в системе высшего образования не способны кардинально улучшить ее качество. Только комплексные меры по созданию инновационной образовательной среды, учитывающие все факторы и условия, могут привести к достижению желаемого результата.
Таким образом, в качестве системообразующего фактора инновационной образовательной среды вуза выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов. Основным механизмом успешного функционирования и развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников об-
разовательного процесса. Инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением высокого качества подготовки выпускников, должна выступать дополнительным фактором развития как отдельных образовательных учреждений, так и в целом системы образования.
Список литературы
1. Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 392 с.
2. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография / Т.Г. Новикова. — М.: АПКиПРО, 2005. — 290 с.
3. Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: науч. издание / В.П. Делия. — М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. — 484 с.
4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.
5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 256 с.
6. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. — М.: Наука, 1997. — 223 с.
7. Субетто, А.И. Этика педагогических инноваций [Электронный ресурс] / А.И. Субетто // Академия три-нитаризма: электронное периодическое издание. — Эл. № 77—6567, публ. 10929, 12.01.2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120132.htm
8. Герасимов, А.М. Инновационный подход в построении обучения. Концептуально-технологический аспект: учеб. пособие / А.М. Герасимов, И.П. Логинов. — М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.
УДК 378.147
Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук И.В. Ушатова
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРЕНИНГЕ КАК МЕТОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
В настоящее время повышается необходимость ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей личности, саморазвитие и самореализацию студентов, что связано с изменением характера деятельности специалиста. Только гибкий и мобильный специалист может быть конкурентоспособным на рынке труда. Формированию качеств способствует использование интерактивных методов в процессе обучения. Одним из наиболее распространенных и приобретающих все большую популярность интерактивных методов обучения является тренинг, который направлен на овладение студентами практическими умениями и навыками в психологически комфортной среде, позволяющей проявлять активность и творчество [1].
Организация тренинга формирования профессиональных умений требует не только знания содержания деятельности будущего специалиста, но и овладения методикой проведения такого рода занятий. Это предъявляет новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения и предполагает формирование у них навыков и умений в области проведения тренинга.
Освоение основ тренинговой работы может осуществляться при прохождении учебного тренинга в вузе. Данный вид деятельности имеет отличия
от традиционного тренинга. Главное отличие заключается в том, что на учебном тренинге не только развиваются психологические качества личности студентов и конкретные практические умения, но и формируются методические умения. Студенты учатся планировать, организовывать и проводить тренинг. Все это придает содержанию учебного тренинга определенную специфику. Так, в структуру учебного тренинга добавляются новые элементы: обсуждение процессов групповой динамики и ошибок в организации и проведении упражнений [2].
В процессе прохождения учебного тренинга студенты должны четко дифференцировать тренинг целевой и учебный, понимать его задачи и особенности содержания.
В целях выявления представлений студентов о тренинге вообще и учебном тренинге, в частности, было спланировано и проведено исследование. Оно проводилось среди студентов Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина на инженерно-педагогическом (ИПФ) и инженерно-экономическом (ИЭФ) факультетах. Выбор данных факультетов был обусловлен тем, что их студенты чаще всего по характеру получаемой специальности должны сталкиваться с участием в тренинге, а также готовиться к проведению подобного рода занятий.