Научная статья на тему 'Актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза'

Актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / STUDENTS’ CREATIVE THINKING DEVELOPMENT / INNOVATION / UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL INNOVATION / PEDAGOGICAL INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Людмила Ивановна

В качестве системообразующего компонента инновационной образовательной среды вуза выделено развитие творческого, инновационного мышления студентов, а также основного механизма развития — инновационная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES IN INNOVATIVE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The author claims that the development of students’ creative and innovative thinking shall be considered a keystone component of the innovative university educational environment, and the innovative activity is a prerequisite for this development.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы развития инновационной образовательной среды вуза»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 378

Л.И. Назарова, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В современных социально-экономических условиях все большую актуальность приобретает модернизация высшего профессионального образования, связанная с необходимостью улучшения качества подготовки специалистов. Только гибкая, мобильная, оперативно реагирующая на изменяющиеся потребности общества система высшего профессионального образования может обеспечить подготовку конкурентоспособных кадров для инновационной экономики.

В связи с введением Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разработанных в соответствии с ком-петентностным подходом, изменяется сама образовательная парадигма. Результаты образовательного процесса теперь формулируются не в терминах знаний и умений, а в виде системы компетенций, которыми должен обладать выпускник вуза, — общих и профессиональных, включающих в себя не только совокупность знаний и умений, но и опыт личности, ее ценностные ориентации, позиции, ответственность и готовность реализовать свой профессиональный потенциал на практике. Особенно важным в новых образовательных стандартах представляется акцент на универсальные способы деятельности специалиста, основанные на инновационном мышлении.

96

Одной из наиболее актуальных задач, направленных на повышение качества подготовки в российских вузах в условиях их вхождения в европейское образовательное пространство, является разработка и освоение инновационных образовательных технологий [1], в том числе информационно-коммуникационных, мультимедийных. Они позволяют реализовать возможности свободного доступа обучающихся и педагогов к учебной и научной информации, ее оперативной обработки, осуществления педагогического мониторинга, управления учебно-воспитательным процессом, распространения научно-методического опыта и др. Решение этих важных задач должно осуществляться комплексно, в рамках единой педагогической системы — инновационной образовательной среды вуза. Под образовательной средой понимают совокупность различных подсистем — информационных, технических и учебно-методических, направленно обеспечивающих учебный процесс; также в эту систему включают участников образовательного процесса. В широком значении образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды, целостность специально организованных педагогических условий развития личности, система ключевых факторов, определяющих образование человека.

Инновационная образовательная среда вуза представляет собой систему, способную к саморазвитию, открытую для прогрессивных изменений — инноваций. Это требование касается всех компонентов данной системы, начиная от студентов и преподавателей, как основных участников образовательного процесса, а также характера их взаимодействия, выраженного в совокупности целевого, содержательного, технологического, мотивационно-ценностного компонентов и подсистем, обеспечивающих функционирование образовательной среды — управленческой, финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой и маркетинговой.

В основу создания образовательной среды вуза должны быть положены принципы мобильности, информатизации, динамичности и непрерывности, во многом определяющие вектор развития образования [2, 3]. Мобильность — это смена специалистом рода и вида своей деятельности (как в рамках одной профессии, так и другой, а также на стыке нескольких специальностей). Под информатизацией, олицетворяющей единство «человеческого фактора» и технологического процесса, понимают оснащение информационными технологиями практически всех сфер общественной жизни и непрерывный рост информационной компетенции специалистов. Динамичность означает, что происходит резкое сокращение времени между проявлением новых факторов общественной жизни и адекватных реакций на них соответствующих институтов и личностей, генерирующих инновации. Непрерывность характеризует образовательную систему как систему открытого, гибкого, индивидуализированного образования человека в течение всей жизни.

Выделяя методологические основания для создания инновационной образовательной среды вуза, важно привести ее в соответствие с современными требованиями общества: с одной стороны, создать условия для перехода от технократической, «знаниево-навыковой», парадигмы образования к гуманистической, личностно ориентированной; с другой — обеспечить высокое качество подготовки выпускников, обладающих необходимыми для успешной профессиональной деятельности компетенциями. В сущности, гуманистический и ком-петентностный подходы ориентированы на разные цели, более того — в некоторой мере противоречат друг другу: если гуманистический подход базируется на признании уникальности личности, ее праве на приобщение к ценностям мировой и национальной культуры, на самоопределение и выбор собственной траектории развития (для чего в образовательном учреждении предусматриваются соответствующие условия), то, согласно компетент-ностному подходу, в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-

ориентированные знания и развить определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми, он сможет стать успешным в жизни [4]. Тем не менее эти подходы могут и должны быть взаимно дополняющими, содержательно интегрированными, в том числе при создании и развитии инновационной образовательной среды вуза как педагогической системы.

Жизнеспособность этой системы во многом зависит от того, насколько она способна к самоорганизации. В этой связи особую значимость для развития инновационной образовательной среды приобретает также синергетический подход, направленный на изучение механизмов самоорганизующихся систем. Педагогическая синергетика позволяет выявлять и изучать такие связи между элементами системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. Именно на этом эффекте и следует заострить внимание, рассматривая инновационную образовательную среду вуза как самоорганизующуюся систему. В качестве системообразующего фактора этой системы выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов, а основным механизмом развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников образовательного процесса, способствующая совершенствованию их творческого потенциала, способностей к генерации инноваций.

Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — на практическое применение нового явления [5]. Различают инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса, и инновации-трансформации, придающие традиционному учебному процессу исследовательский характер. Первый подход М.В. Кларин называет технологическим, второй — поисковым [6].

Сущность инноваций, закономерности их возникновения и развития, связь с традициями изучает инноватика. По определению А.И. Субетто, инноватика как наука включает в себя прогностику (науку о прогнозировании), интеллектику и креа-тологию (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику (общую теорию преемственности в развитии систем) [7]. В педагогической инноватике выделяют педагогическую неологию (учение о создании педагогических новшеств: идей, концепций, теорий, технологий, методов и т. д.), сравнительную педагогическую аксиологию (учение о восприятии, сравнительной оценке и освоении новшества педагоги-

97

ческим сообществом), инновационную праксиологию (учение об использовании педагогических инноваций на практике).

Инновационная деятельность охватывает сферу разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование [5]. Без них невозможно развитие ни технологии производства, ни экономики. Недостаточное внимание к развитию науки приводит к снижению конкурентоспособности продукции, а игнорирование потребностей системы образования может повлечь за собой глобальное обострение кадровых проблем в экономике в целом. Инновационная деятельность во всех сферах жизнедеятельности человека обусловливает появление новых ценностей, идеалов, интересов, потребностей, которые, со временем изжив себя, уступают место еще более новым, прогрессивным инновациям.

В качестве важного элемента инновационной деятельности А.В. Хуторской называет инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики [5]. Проработанная инновационная идея находит свое воплощение в инновационной доктрине — системе базовых положений, определяющих стратегию развития. В образовательной инновационной доктрине должны быть определены: объект, в котором осуществляются инновации (образовательные области, дисциплины, образовательные учреждения, регионы и т. д.); предмет воздействия — то, что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и т. д.) и на основе чего (цели, принципы, концепции); результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации. Основная идея инновационной образовательной доктрины состоит в том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Однако приходится признать, что к настоящему времени в нашей стране так и не разработана системная инновационная образовательная доктрина, в которой четко, детально были бы прописаны требования со-

98

циального заказа и система их практической реализации. Разработанные и апробированные предложения должны быть согласованы с законодательной и исполнительной властью. Важная роль в этом процессе отводится процессу мониторинга и коррекции запланированных действий, в том числе с использованием аксиологического анализа, направленного на оценку социальной значимости и ценности инновации. В любом инновационном процессе необходимо найти ту тонкую грань между инновациями и традициями, за которой, с одной стороны, можно разрушить что-то очень важное, проверенное временем, а с другой — «затоптать ростки» действительно прогрессивного новшества.

Не менее важным элементом является также распространение и тиражирование инноваций (особенно новых технологий) в образовательной практике. Педагогические инновации-модификации могут затрагивать и отдельные, частные составляющие учебно-воспитательного процесса, однако они, как правило, не приводят к такому же существенному эффекту, как инновации-трансформации, охватывающие в комплексе все компоненты образовательной среды (при условии всестороннего научного обоснования целесообразности инноваций и тщательной проработки технологии их освоения).

Как справедливо отмечают А.М. Герасимов и И.П. Логинов, парадигма инновационного обучения по своей сути есть модель рефлексивной взаимосвязи обучающего и обучающегося как самоорганизующихся систем [8]. В этой связи в качестве ведущих функций инновационного обучения выделяют следующие: интенсивное развитие личности студента и педагога; демократизация их совместной деятельности и общения; гуманизация учебно-воспитательного процесса; ориентация на творческое преподавание, активное учение и инициативу студента в формировании себя как будущего профессионала; модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Опыт последних десятилетий свидетельствует о том, что отдельные, фрагментарные инновации в системе высшего образования не способны кардинально улучшить ее качество. Только комплексные меры по созданию инновационной образовательной среды, учитывающие все факторы и условия, могут привести к достижению желаемого результата.

Таким образом, в качестве системообразующего фактора инновационной образовательной среды вуза выступает развитие творческого, инновационного мышления студентов. Основным механизмом успешного функционирования и развития инновационной образовательной среды вуза является инновационная деятельность всех участников об-

разовательного процесса. Инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением высокого качества подготовки выпускников, должна выступать дополнительным фактором развития как отдельных образовательных учреждений, так и в целом системы образования.

Список литературы

1. Трайнев, В.А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики / В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 392 с.

2. Новикова, Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография / Т.Г. Новикова. — М.: АПКиПРО, 2005. — 290 с.

3. Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: науч. издание / В.П. Делия. — М.: ООО «ДЕ-ПО», 2008. — 484 с.

4. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. — М.: Логос, 2009. — 336 с.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. — М.: Издат. центр «Академия», 2008. — 256 с.

6. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. — М.: Наука, 1997. — 223 с.

7. Субетто, А.И. Этика педагогических инноваций [Электронный ресурс] / А.И. Субетто // Академия три-нитаризма: электронное периодическое издание. — Эл. № 77—6567, публ. 10929, 12.01.2004. — Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001a/00120132.htm

8. Герасимов, А.М. Инновационный подход в построении обучения. Концептуально-технологический аспект: учеб. пособие / А.М. Герасимов, И.П. Логинов. — М.: АПКиПРО, 2001. — 64 с.

УДК 378.147

Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук И.В. Ушатова

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ТРЕНИНГЕ КАК МЕТОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

В настоящее время повышается необходимость ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей личности, саморазвитие и самореализацию студентов, что связано с изменением характера деятельности специалиста. Только гибкий и мобильный специалист может быть конкурентоспособным на рынке труда. Формированию качеств способствует использование интерактивных методов в процессе обучения. Одним из наиболее распространенных и приобретающих все большую популярность интерактивных методов обучения является тренинг, который направлен на овладение студентами практическими умениями и навыками в психологически комфортной среде, позволяющей проявлять активность и творчество [1].

Организация тренинга формирования профессиональных умений требует не только знания содержания деятельности будущего специалиста, но и овладения методикой проведения такого рода занятий. Это предъявляет новые требования к подготовке педагогов профессионального обучения и предполагает формирование у них навыков и умений в области проведения тренинга.

Освоение основ тренинговой работы может осуществляться при прохождении учебного тренинга в вузе. Данный вид деятельности имеет отличия

от традиционного тренинга. Главное отличие заключается в том, что на учебном тренинге не только развиваются психологические качества личности студентов и конкретные практические умения, но и формируются методические умения. Студенты учатся планировать, организовывать и проводить тренинг. Все это придает содержанию учебного тренинга определенную специфику. Так, в структуру учебного тренинга добавляются новые элементы: обсуждение процессов групповой динамики и ошибок в организации и проведении упражнений [2].

В процессе прохождения учебного тренинга студенты должны четко дифференцировать тренинг целевой и учебный, понимать его задачи и особенности содержания.

В целях выявления представлений студентов о тренинге вообще и учебном тренинге, в частности, было спланировано и проведено исследование. Оно проводилось среди студентов Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина на инженерно-педагогическом (ИПФ) и инженерно-экономическом (ИЭФ) факультетах. Выбор данных факультетов был обусловлен тем, что их студенты чаще всего по характеру получаемой специальности должны сталкиваться с участием в тренинге, а также готовиться к проведению подобного рода занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.