Научная статья на тему 'Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов - будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов'

Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов - будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОЛОГИЯ / THEOLOGY / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / RELIGIOUS STUDIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ / SOCIAL WORKERS / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBERAL ARTS EDUCATION / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PHILOSOPHY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна, Гридина Вера Валерьевна

Представлены результаты разработки и реализации программ профессионального образования студентов гуманитарных направлений с включением блоков религиоведческой и теологической подготовки. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном вузе включала в себя социально-педагогическое образование и была дополнена дисциплинами из ГОС ВПО по специальности «Теология». Профессиональная подготовка студентов по направлению «Связи с общественностью» включала блок религиоведческой подготовки, состоящий из информационно-дидактической базы, теоретико-методологическим ядром которой выступает учебная дисциплина «Религиоведение», и профессионально-ориентированных модулей дисциплины, разработанных с учетом экспертных оценок и необходимых профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Склярова Татьяна Владимировна, Гридина Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROGRAMS FOR RELIGIOUS AND THEOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS FUTURE SPECIALISTS OF PUBLIC RELATIONS AND SOCIAL EDUCATORS

The article presents the results of the development and implementation of programs of professional education of students of a humanitarian direction with the inclusion blocks of religious and theological preparation. Professional training of social educators of religiously-oriented high school included a socio-pedagogical education, and was supplemented by the disciplines of the federal state educational standard of higher vocational education in branch "Theology." Professional training of students included the block of theological disciplines, consisting of information and didactic basis, theoretical and methodological core of which is the subject "Religious Studies" and professionally oriented discipline modules based on expert assessment and the necessary professional competencies.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов - будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов»

УДК 378

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ И ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Т.В. Склярова1, В.В. Гридина2

православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 115184, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б E-mail: tsklyarova@mail.ru

2Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: samavera@mail.ru

Представлены результаты разработки и реализации программ профессионального образования студентов гуманитарных направлений с включением блоков религиоведческой и теологической подготовки. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированном вузе включала в себя социально-педагогическое образование и была дополнена дисциплинами из ГОС ВПО по специальности «Теология». Профессиональная подготовка студентов по направлению «Связи с общественностью» включала блок религиоведческой подготовки, состоящий из информационно-дидактической базы, теоретико-методологическим ядром которой выступает учебная дисциплина «Религиоведение», и профессионально-ориентированных модулей дисциплины, разработанных с учетом экспертных оценок и необходимых профессиональных компетенций.

Ключевые слова: теология, религиоведение, профессиональная подготовка, социальные педагоги, связи с общественностью, гуманитарное образование, мировоззрение, компетенции.

Система высшего гуманитарного образования призвана сформировать у будущего профессионала целостное мировоззрение. Структура мировоззрения, представляющая собой комплексный взгляд на мир, содержит в себе такие важнейшие характеристики, как понимание смысла жизни, принятие определенных критериев добра и зла, что определяет понимание самого бытия человека и мира. Понимание смысла жизни может быть различным. Задача высшей школы -познакомить студентов с основными мировоззренческими концепциями и помочь в усвоении взглядов, представлений, принципов, направленных на выяснение отношения к миру, определение человеком своего места. Наиболее отчетливо проявляются проблемы формирования мировоззрения и выработки убеждений в системе высшего гуманитарного образования. Данная проблема является особенно актуальной в профессиональной подготовке педагогов и специалистов по связям с общественностью.

Одним из важнейших качеств специалиста гуманитарного профиля является убеждение, основанное на сформированном мировоззрении. Теория и практика профессионального образования третьего тысячелетия в России в новом качестве обра-

Татьяна Владимировна Склярова, доктор педагогических наук, доцент кафедры «Социальная педагогика», заведующая кафедрой.

Вера Валерьевна Гридина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Социология, политология и история Отечества».

тилась к исследованию религиозных ценностей в отечественном образовании. Религия становится все более востребованной в образовании и воспитании подрастающего поколения, в системе профессиональной подготовки студентов. Включение религиозного и религиоведческого компонента в структуру профессиональной подготовки студентов, признание возможности их религиозных взглядов и необходимости уважительного отношения к убеждениям (в т. ч. религиозным) других людей открывает принципиально новую перспективу развития высшего образования и исследований в этой области. Тенденция обращения к религиозным ценностям в современной системе образования может быть исследуема в рамках религиозного (теологического) и религиоведческого образования.

Теологическое образование возможно в условиях сотрудничества религиозной организации и образовательного учреждения и представляет собой совокупность мер, направленных на структурирование учебно-воспитательного процесса с учетом влияния на него традиционной культуры религиозной конфессии, современной деятельности религиозных объединений, а также индивидуальных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, отражающих наличие у них религиозного мировоззрения [1]. Первые опыты включения элементов теологического образования в содержание светского образования охарактеризованы в исследованиях Б.Р. Гильмутдинова, Л.А. Харисовой и И.В. Метлика [2, 3, 4].

Религиоведческое образование призвано расширить знания студентов о феномене религии, познакомить их с религиями на нерелигиозной мировоззренческой основе [5]. Программы и учебные пособия по религиоведению разрабатываются без участия религиозных организаций и отражают результаты философских, культурологических, социологических, исторических, психологических исследований религии. Религиоведение преподается на философских, исторических, культурологических, гуманитарных факультетах в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Религиоведческие знания особенно необходимы в профессиональной деятельности людей, работающих в области коммуникаций, поскольку данная профессия предполагает наличие навыков грамотного построения диалога с людьми разных социальных групп, культур, религий, этносов и мировоззрений. Религиоведение позволяет развивать в студентах такие качества, как терпимость к инакомыслию, понимание и толерантность в общении. Религиоведческие знания позволяют студентам критически оценивать информацию о религиозных проблемах современности, месте и роли религии в обществе, учат понимать поступки, совершаемые людьми, относящими себя к той или иной религиозной группе. Актуальность приобретения и использования религиоведческих знаний в подготовке студентов по направлению «Связи с общественностью» подтверждается использованием PR-инструментария в работе религиозных организаций, а также появлением работ специалистов в области связей с общественностью и журналистики, имеющих непосредственное отношение к сфере коммуникаций в религиозной среде. Религиоведческая подготовка студентов, обучающихся по направлению «Связи с общественностью», определяется нами как процесс формирования профессиональных компетенций выпускника вуза, результатом которого является его способность/готовность к использованию полученных знаний, умений и личностных характеристик в профессиональной деятельности при осуществлении коммуникаций с представителями религиозных, государственных, общественных, образовательных и других организаций в рамках конфессиональной тематики и в повседневном общении, а также осуществлению консультационной функции, основанной на анализе событий и процессов, происходящих в религиозной сфере [6].

Необходимость включения в профессиональную подготовку социальных педагогов и специалистов по связям с общественностью компонента, формирующего мировоззренческую позицию и духовно-нравственные характеристики личности, предполагает наличие определенных требований к содержанию и методике преподавания соответствующих дисциплин. Представленные в статье подходы к разработке программ профессионального образования студентов, включающие теологический и религиоведческий компонент, прошли успешную апробацию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Самарском государственном техническом университете. Рассмотрим особенности профессиональной подготовки социальных педагогов и специалистов по связям с общественностью в конфессионально-ориентированном и светском вузе.

Выявление содержания профессиональной подготовки православно-ориентированных социальных педагогов основывается на концепции В.В. Зеньковского о взаимосвязи семейного, религиозного и социального воспитания и официальном церковном документе - «Основы социальной концепции Русской православной церкви», принятом в 2000 году. Ведущей идеей построения программы профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе выступает идея соединения психолого-педагогического и богословского образования при осуществлении процесса религиозного воспитания студентов.

Профессиональная подготовка социальных педагогов в православном вузе отражает в качестве своих функциональных компонентов такие грани профессиональной деятельности, как воспитание, образование, миссия, катехизация, диагностика, прогнозирование, эвристическая деятельность, профилактика, охрана, защита, организация, посредничество, коррекция, реабилитация, социальная помощь и педагогическая поддержка.

Основные положения православной педагогической антропологии включают в себя как комплекс антропологических представлений православия, так и комплекс педагогических принципов и положений о воспитании и обучении взрослого человека и ребенка, что позволяет утверждать, что в структуре профессиональной подготовки педагогов в православном вузе должны быть отражены такие образовательные модули, как гуманитарно-мировоззренческий, культурологический, естественно-научный, социогуманитар-ный и психолого-педагогический. К блокам профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе должны быть отнесены: дисциплины высшего педагогического образования, система православного воспитания, дисциплины теологической подготовки, педагогическая практика.

Содержательные и технологические характеристики профессиональной деятельности социального педагога в религиозных объединениях были нами исследованы с использованием структурно-функционального анализа педагогической деятельности Н.В. Кузьминой [7] и профессиограммы педагога, разработанной В.А. Сластёниным [8]. Профессиональная образовательная программа социальных педагогов в конфессиональном высшем учебном заведении наряду с блоком дисциплин профессиональной подготовки социальных педагогов может и должна включать в себя блок дисциплин конфессиональной подготовки специалиста. Реализация образовательной программы по ГОС ВПО «Социальная педагогика» в конфессионально-ориентированном высшем учебном заведении позволяет осуществлять профессиональную подготовку социальных педагогов для работы в религиозных общинах и на приходе, готовых осуществлять социальную защиту населения, оказывать помощь в преодолении конфликтов, в реализации социальных потребностей членов общины, осуществлять посредничество между личностью и общественными учреждениями

разных уровней, семьей, специалистами социальных служб и ведомств, выступать защитником прав и свобод граждан, организовывать деятельность по реализации социальных программ, по созданию обстановки безопасности личности, охране жизни, здоровья, осуществлять помощь в решении проблем трудоустройства, обеспечения жильем, пособиями, пенсиями и т. д.

Дисциплины гуманитарно-мировоззренческой направленности в целом определяют доминанту православного образования, а психолого-педагогические дисциплины - доминанту профессионально-педагогического образования социального педагога. В процессе учебы студенты осваивают возможности использования традиций и опыта деятельности православной церкви в религиозном и социальном воспитании подрастающих поколений, формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности в отношении к ценностям православия, что влияет на изменение степени религиозности в структуре профессиональной педагогической культуры.

В гуманитарно-мировоззренческом модуле изучаются 15 дисциплин, которые составляют ядро традиционного богословского образования: «Введение в вероучение», «Иконоведение», «Введение в литургическое предание», «Новый Завет», «Ветхий Завет», «Литургика», «Церковно-славянский язык», «Основное богословие», «Нравственное богословие», «Сравнительное богословие», «История Церкви», «История Русской православной церкви», «Патрология», «Религиоведение», «Сектоведение».

Гуманитарно-мировоззренческие и психолого-педагогические дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки ориентированы на личностное становление педагога в православной традиции и духовное развитие студентов, их профессиональное самоопределение, предполагают последовательное и целесообразное усложнение основных задач освоения профессии на каждом этапе обучения.

На основе анализа психолого-педагогической, социально-педагогической, религиозно-философской и святоотеческой литературы по проблеме развития личности в процессе ее воспитания и стихийной социализации, социального воспитания нами определена и апробирована совокупность базовых знаний и соответствующих им умений, необходимых и достаточных для организации социально-педагогической деятельности в православной общине. Овладение ими в процессе изучения религиозно-философских, теологических и психолого-педагогических дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки способствует позитивной религиозной самоидентификации и духовно-ценностной ориентации самих студентов и создает основу для передачи их в профессиональной общинной или приходской деятельности.

Опытно-экспериментальная работа со студентами показала, что преподавание блока теологических дисциплин будущим социальным педагогам в православном вузе должно быть особым образом организовано и не может осуществляться по одним программам, разработанным для всех гуманитарных специальностей (для филологов, историков, искусствоведов). Специфика социально-педагогической деятельности будущих педагогов в религиозной общине, семье или школе обусловила особые требования к отбору преподаваемых теологических дисциплин и методике их преподавания.

Осуществляя отбор необходимых знаний и умений, мы предполагали активную включенность студентов в процесс приобретения, преобразования и использования знаний и их структурных компонентов. Это может выражаться как в готовности личности специалиста к определенному поведению, так и в соответствующем направленном действии. Исходя из основного принципа построения содержания профессионально-педагогического образования - взаимосвязи общего, особенного и

индивидуального - совокупность знаний, составляющих когнитивный компонент духовно-ценностной ориентации социальных педагогов, характеризуется нами тремя составляющими.

Фундаментальные знания в области педагогики и психологии, являющиеся теоретико-методологической основой понимания сущности социального воспитания как основы профессиональной деятельности социальных педагогов, приобретаемые в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин федерального компонента общепрофессиональной и предметной подготовки.

Религиозные и мировоззренческие знания в области православной теологии, обеспечивающие становление личностно-профессиональной позиции педагога, которая отражает структуру человеческого мировоззрения, включающую в себя идею Творца мира и природы, взаимосвязь отношений человека с самим собой; приобретаются в процессе изучения дисциплин национально-регионального компонента, а также в процессе получения дополнительного образования по программе «История и культура православия»; отражают конфессиональную специфику образовательного учреждения и личностные особенности самих студентов.

Знания, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплин и курсов по выбору, в ходе самостоятельной научно-исследовательской работы, позволяющие расширить, дополнить и уточнить полученную ранее информацию.

Специфика принципов отбора знаний и умений в дисциплинах данного компонента заключается в православном образовании и воспитании студентов, обеспечении индивидуальной помощи в духовно-нравственном развитии их личности, а также адаптации к учебно-профессиональной деятельности.

В религиоведческой подготовке студентов светских вузов определяющим фактором является содержание и структура информационно-дидактической базы, теоретико-методологическим ядром которой выступает учебная дисциплина «Религиоведение». Результатом религиоведческой подготовки студентов является сформиро-ванность профессиональных компетенций, которые разрабатываются в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом специальности. Образовательный стандарт определяет набор важнейших разделов, составляющих теоретическую основу дисциплины (теория религии, история религии, религия в современном мире). Теоретический раздел формирует систему научных представлений и понятий студентов о феномене религии и ее социальной роли в жизни общества, разделы по истории и современности знакомят студентов с историческими и современными мировыми религиозными традициями, множественностью религиозных парадигм, особенностями построения межконфессионального диалога и соблюдения принципа религиозной толерантности в контексте современного информационно-коммуникативного пространства.

Особое значение для овладения религиоведческими знаниями и необходимыми компетенциями имеет высокая мотивация студентов, которая может быть обеспечена благодаря связи содержания дисциплины с будущей профессией РЯ-специалиста. Проведенный нами анализ существующих рабочих программ дисциплины «Религиоведение» ряда российских вузов показывает, что в них практически не учитывается профиль подготовки будущих выпускников. Это касается рабочих программ как специалитета, так и бакалавриата. Основная часть разработанных программ содержит религиоведческий материал теоретико-познавательного, исторического, справочного характера. В ряде случаев в них можно обнаружить воспитательную компоненту, однако редко усматривается связь содержания дисциплины с будущей профессиональной деятельностью студентов. Ввиду слабой связи содержания дисциплины «Религиоведение» с профессиональными интересами будущих специалистов по связям с общественностью при

составлении рабочих программ обязательный теоретический материал дисциплины должен дополняться темами, которые будут актуальны в их дальнейшей профессиональной деятельности. При этом при подготовке лекционных и практических занятий при помощи анкетирования и написания эссе учитывается мнение экспертов и выпускников о наиболее актуальных для них вопросах.

Необходимым условием успешной религиоведческой подготовки будущих PR-специалистов является отражение в содержании дисциплины «Религиоведение» междисциплинарных связей с другими предметами гуманитарного и профессионального цикла специальности.

В соответствии с рекомендациями экспертов в области рекламы и связей с общественностью нами были отобраны и научно обоснованы наиболее важные компетенции PR-специалиста для работы в поликонфессиональном обществе. На их основе была разработана рабочая программа дисциплины «Религиоведение», содержание которой было разбито на тематические блоки-модули. Полная модульная программа в предложенном варианте состоит из 6 модулей. В каждом модуле сохраняется базовое теоретическое ядро дисциплины, формирующее общекультурные компетенции, которое дополняется учебными элементами, тематически связанными с будущей профессией специалиста по связям с общественностью. Каждый модуль формирует определенный набор профессиональных компетенций. Так, модуль 1 «Теоретические основы религиоведения» формирует информационную, проектную и организационно-управленческую компетенции; модуль 2 «Религии древнего мира» - информационную; модули 3 и 4 «Национальные и мировые религии» - коммуникативно-речевую, информационную и проектную компетенции; модуль 5 «Религия и современность» - консультационную и организационно-управленческую компетенции; модуль 6 «Современные НРО и культы» - коммуникативно-речевую и проектную компетенции. Например, в модуле 1 «Теоретические основы религиоведения» ком-петентностно-формирующим является учебный элемент «Социальные функции религии», в котором раскрываются социально-политические функции религии и ее значение как в истории общества, так и на современном этапе его развития, исторические и современные взаимоотношения религии и политики с привлечением дополнительных материалов (публикация в СМИ, монографии, видеорепортажи). Особое внимание в данном модуле мы уделяем рассмотрению и анализу социально-нравственной, миротворческой и культурно-просветительской деятельности религиозных организаций или общественных организаций религиозной направленности, занимающихся благотворительной деятельностью, осуществляющих совместную деятельность с государственными и некоммерческими организациями. Крупнейшие религиозные объединения России занимаются такими видами социально значимой деятельности, как помощь малообеспеченным, пожилым, бездомным, инвалидам, беспризорным детям, многодетным и социально неблагополучным семьям, беженцам, пострадавшим от стихийных бедствий, работа с трудными подростками, организация благотворительных обедов и столовых, помощь детским домам, домам престарелых, психологическая помощь, обучение сестер милосердия, проведение благотворительных акций, профилактика ВИЧ и помощь ВИЧ-инфицированным, реабилитация бывших заключенных, наркоманов [9]. Религиозные объединения вносят огромный вклад в восстановление и развитие культурного наследия и религиозных традиций российского поликонфессионального общества. Поэтому на практических занятиях по религиоведению студенты детально изучают реализуемые религиозными организациями социальные проекты и акции, анализируют и оценивают значение социального проектирования связей с общественностью в конфессиональной и вне-

конфессиональной сфере. При этом важно выявить, какую помощь может оказать РЯ-специалист при организации спонсорской и благотворительной помощи (фанд-райзинг) в социальном проектировании совместными усилиями религиозных, общественных, некоммерческих, государственных организаций. При изучении мировых религий мы обращаем внимание студентов на принятые в рамках конкретных конфессий социальные концепции, доктрины и учения, рассматривающие характер взаимоотношений конфессий с обществом, государством, другими религиями. Именно эти документы составляют основу деятельности религиозных организаций, благодаря которой становятся возможными проведение совместных мероприятий и подготовка социальных проектов, что, в свою очередь, позволит минимизировать возможность возникновения конфликтных ситуаций.

Ориентация учебного материала на личные и профессиональные запросы будущих PR-специалистов гарантирует постоянный интерес к учебной дисциплине и обеспечивает мотивацию студентов к учебной деятельности.

Единство всех компонентов педагогического процесса обеспечивается благодаря использованию различных форм обучения. Внеаудиторные формы обучения, как показывает практика, не только мотивируют студентов к приобретению новых знаний, но и играют важную роль в реализации религиоведческой подготовки студентов и формировании у них необходимых профессиональных компетенций. К таким формам обучения мы относим религиоведческий клуб и учебно-ознакомительные посещения культовых мест различных конфессий. Религиоведческий клуб позволяет формировать у студентов умение сотрудничать, уважительное отношение к представителям различных конфессий, способность принимать компромиссное решение, ориентирует на бесконфликтное, толерантное отношение к людям, имеющим различные взгляды. Экскурсии по культовым местам города знакомят студентов с краеведческой, культурологической и религиоведческой тематикой. Сакральная обстановка культового здания, реальные культовые предметы, подробное описание религиозных традиций и ответы на вопросы являются прекрасной возможностью для студентов приобрести практику общения с последователями различных конфессий, преодолеть скованность во время диалога, сформировать навыки профессионального толерантного общения с людьми различных взглядов и убеждений.

Заметный интерес студенты проявляют к проведению круглых столов и дискуссий с участием представителей различных конфессий, национально-культурных центров, религиоведов, журналистов, деятелей политики, психологов. Дидактически грамотно организованная внеаудиторная работа со студентами нередко оказывает больший педагогический эффект, чем традиционные формы обучения в профессиональной подготовке студентов.

Разработанные на основе рассмотренных авторами концепций программы религиоведческой и теологической подготовки апробированы в течение нескольких лет и используются в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Самарском государственном техническом университете при подготовке социальных педагогов и специалистов по связям с общественностью.

Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет утверждать, что показатели сформированности по всему кластеру профессиональных компетенций выше для студентов экспериментальных групп по сравнению с результатом контрольных групп (обладателями высокого уровня религиоведческой подготовки и формируемых компетенций в экспериментальной группе являются 40,4 % испытуемых, средний уровень - 37,4 %, пороговый уровень - 22,2 %) [10].

Педагогический опыт подтвердил высокую мотивацию и заинтересованность студентов в приобретении религиоведческих и теологических знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Вера и Время. - М., 2007. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=56. - Загл. с экрана.

2. Гильмутдинов Б.Р. Тенденции развития и педагогические условия использования прогрессивной мысли ислама в современной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2002. - 179 с.

3. Харисова Л.А. Религиозная культура в содержании общего образования. - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.

4. МетликИ.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета-2000, 2004. - 384 с.

5. Лаврентьева А.Ю. Специфика религиозного и религиоведческого образования (социально-философский аспект): дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. - Архангельск, 2007. - 219 с.

6. Гридина В.В. Информационно-дидактическая база формирования профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 19-25.

7. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знания, 1985. - 234 с.

8. Сластёнин В.А. Аксиологические основания образования. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - С. 187-195.

9. Социальное партнерство государства и религиозных организаций: Монография. - М.: Науч. эксперт, 2009. - 232 с.

10. Гридина В.В. Диагностика и оценивание эффективности технологии формирования профессиональных компетенций у студентов - будущих специалистов по связям с общественностью // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2013. - Т. 15. - № 2(2). - С. 319-323.

Поступила в редакцию 13.06.2014; в окончательном варианте 13.06.2014

UDC 378

THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF PROGRAMS

FOR RELIGIOUS AND THEOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS FUTURE

SPECIALISTS OF PUBLIC RELATIONS AND SOCIAL EDUCATORS

T.V. Sklyarova1, V.V. Gridina2

:S.-Tichon s Orthodox University

23 b, Novokuznetskaya str., Moscow, 115184

E-mail: tsklyarova@mail.ru

2Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: samavera@mail.ru

The article presents the results of the development and implementation of programs of professional education of students of a humanitarian direction with the inclusion blocks of religious and theological preparation.

Professional training of social educators of religiously-oriented high school included a socio-pedagogical education, and was supplemented by the disciplines of the federal state educational standard of higher vocational education in branch "Theology." Professional training of students included the block of theological disciplines, consisting of information and didactic basis, theoretical and methodological core of which is the subject "Religious Studies"

and professionally oriented discipline modules based on expert assessment and the necessary professional competencies.

Key words: religion, public relations, theology, religious studies, vocational training, social workers, liberal arts education, philosophy, competence.

Original article submitted 13.06.2014; Revision submitted 13.06.2014

Tatiana V. Sklyarova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Social Pedagogy. Vera V. Gridina, candidate of pedagogics, senior lecturer, Department of sociology, political science and history of the Fatherland, Samara State Technical University.

УДК 378.1

МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» И СРЕДСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Н.А. Татаренкова

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: ntatarenkova@mail.ru

Рассматривается опыт преподавания дисциплины «История» студентам технических вузов в соответствии с федеральными образовательными стандартами третьего поколения. Анализируются формирование мотивации изучения курса, средства и методы ее реализации. Прослеживается иерархия мотивов к активной познавательной деятельности по истории. Доказывается, что мотивация обусловлена спецификой учебного предмета. Предлагается положительный опыт дискуссий, перехода на «микроуровень истории», создания нового методического обеспечения самостоятельной работы.

Ключевые слова: мотивация, задачи исторического образования, интеллектуальные компетенции, ценностные оценки прошлого, самостоятельная работа студента, интерактивные методы обучения.

После вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения вопрос о том, нужен ли цикл общеобразовательных дисциплин в учебных планах подготовки бакалавров разных направлений, уже не дискутируется. Однако это не означает, что в отношении к ним произошли существенные изменения.

В ряде европейских стран изучение общеобразовательных гуманитарных дисциплин завершается на уровне средней школы, тогда как американское высшее образование в значительной мере является общим. Советский опыт преподавания гуманитарных наук явил собой яркий пример идеологизации высшей школы. Он имел следствием то, что и в современных российских вузах, особенно технических, сохраняется отношение к истории как к ненужному и обременительному багажу для студента. Несмотря на то, что дисциплина «История» включена в базовую часть всех учебных планов, встречается непонимание ее роли и значения в системе высшего

Наталия Андреевна Татаренкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Социология, политология и история Отечества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.