Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА «СУПЕР ПАМЯТЬ»'

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА «СУПЕР ПАМЯТЬ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ИГРА / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ЗАПОМИНАНИЕ / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Булатова Ксения Альбертовна

В данной статье рассмотрен вопрос развития памяти у младших школьников. Значимость запоминания, сохранения и верного воспроизведения у детей младшего школьного возраста разъясняется тем, что память имеет непроизвольный характер. Специальной цели ребенок не ставит для того, чтобы что-либо запомнить, запоминает ребенок то, что ему откликается эмоционально, то что было ярким, интересным для него. При этом от уровня развития памяти зависит становление ребенка в жизни и успешного обучения в школе. Для того чтобы память успешно переходила в произвольную необходимо применять методы и приемы ее развития, такие как: сказкотерапия, игра на развитие памяти, чтения с приемом эффективного выделения и интервального запоминания, мнемотехника - формирование взаимосвязей между абстрактными единицами, пиктограмма - рисуночное письмо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Булатова Ксения Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE “SUPER MEMORY” CIRCLE

This article discusses the issue of memory development in younger schoolchildren. The importance of memorization, preservation and faithful reproduction in children of primary school age is explained by the fact that memory has an involuntary character. The child does not set a special goal in order to remember anything, the child remembers what responds to him emotionally, what was bright and interesting for him. At the same time, the formation of a child in life and successful schooling depends on the level of memory development. In order for memory to successfully turn into an arbitrary one, it is necessary to apply methods and techniques of its development, such as: fairy tale therapy, a game for the development of memory, reading with the technique of effective allocation and interval memorization, mnemonics - the formation of relationships between abstract units, pictogram - pictorial writing.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КРУЖКА «СУПЕР ПАМЯТЬ»»

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста посредством кружка «супер память»

Шахмалова Ирина Жаповна,

к.п.н, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС (Я) E-mail: Xirina80@mail.ru

Булатова Ксения Альбертовна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет», Технический институт (филиал) РС (Я) E-mail: ksyu.bulatova2014@mail.ru

В данной статье рассмотрен вопрос развития памяти у младших школьников. Значимость запоминания, сохранения и верного воспроизведения у детей младшего школьного возраста разъясняется тем, что память имеет непроизвольный характер. Специальной цели ребенок не ставит для того, чтобы что-либо запомнить, запоминает ребенок то, что ему откликается эмоционально, то что было ярким, интересным для него. При этом от уровня развития памяти зависит становление ребенка в жизни и успешного обучения в школе. Для того чтобы память успешно переходила в произвольную необходимо применять методы и приемы ее развития, такие как: сказкотерапия, игра на развитие памяти, чтения с приемом эффективного выделения и интервального запоминания, мнемотехника - формирование взаимосвязей между абстрактными единицами, пиктограмма - рисуночное письмо.

Ключевые слова: память, младшие школьники, методы, приемы, игра, слуховая память, зрительная память, запоминание, воспроизведение, словарный запас.

о с

U

см см о см I—

Актуальность темы объясняется тем, что, младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, поэтому нельзя упускать возможность правильно научить ребенка управлять своей памятью.

Всестороннее развитие детей младшего школьного возраста закреплено в Федеральном законе от 29.12.2012 N273^3 (ред. от 31.12.2021) в статье 2-п.11 «Об образовании в Российской Федерации», в нем говорится: «общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования...». В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №73-Ф3 (ред. от 31.12.2021) в статье 5-п.1, упоминается «В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.».

Вопрос развития памяти, один из главных психологических проблем экспериментальных и теоретических исследований. Задача развития памяти младших школьников содержит особую значимость, она должна решаться с первых дней присутствия ребят в школе, так как развитие памяти плотно связанно с интеллектом человека. То, как мы развивали память в детстве, скажется на будущих этапах жизни.

Основоположниками изучения памяти являлись А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, А.А. Люблинской, П.П. Блонский, И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др. На современном этапе вопросами развития памяти занимаются такие педагоги и психологи РФ и РС(Я) как О.А. Истомина [6], И.П. Павлов, И.М. Пономаренко, Д.А. Багаутдино-ва, Г.Э. Исматуллаева, Н.В. Киселева и др.

По мнению Л.С. Выготского «память становиться доминирующей функцией, и проходит большой путь в процессе своего становления» [1, с. 117]. Согласно суждению Д.Б. Эльконина, в процессе обучения в начальной школе «память ребенка становится мыслящей» [8, с. 89].

«Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основным критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную» [4, с. 17].

Младший школьный возраст в возрастной психологии характеризуется, как возраст, где меняется ведущая деятельность. От игровой к целенаправленной специально-организованной учебной деятельности. В этом возрасте непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно контролируемой и опосредствованной.

Проанализировав психолого-педагогический опыт педагогов и психологов РФ и РС (Я) по вопросам развития памяти у детей младшего школьного возраста, можно отметить, что авторы выделяют такие методы и приемы как: заучивание стихов, игры на развитие памяти, чтение с приемами запоминания, пиктограмма, мнемотехника. Многие методы применяют в комплексе для успешного развития памяти младших школьников.

Для выявления уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста был подобран психолого-диагностический комплекс, который включал в себя следующие методики: «Запомни рисунки» (Р.С. Немов) [5, с. 72]; «Повторение цифр» (Д. Векслер) [7, с. 90]; «Слуховая память» (З.М. Истомина) [2, с. 44]».

Эмпирической базой исследования являлся МБОУ Гимназия № 2 г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия). Выборка составила 30 человек, 1 класс. Результаты первичной диагностики показали, что высокий уровень развития памяти у 11 детей (38%), средний уровень у 14 детей (45%), низкий уровень у 5 детей (17%).

По результатам первичной диагностики было видно, что память у большинства детей (62%) находится на среднем и низком уровнях развития. Из этого следует что у детей возможны проблемы с обучением в школе и с успешным становление в жизни. В связи с полученными результатами возникла необходимость в разработке программы кружка «Супер память», с целью повышения уровня развития памяти детей младшего школьного возраста. Программа кружка «Супер память» включает в себя различные методы и приемы развития памяти.

Задачи кружка: формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ; развитие умения воспринимать и запоминать информацию на слух; научить детей запоминать, используя для этого специальные способы.

Методы и приемы: сказкотерапия («Колобок», «Репка» и другие); игра («Повтори за мной», «Пуговицы», «Испорченный телефон», «Ассоциации» и другие); упражнение; мнемотехника («Разноцветная лесенка», «Морские жители» и другие); пиктограмма («Запиши рассказ», «Рыболов» и другие).

В основе программы лежат принципы Г.А. Цу-кермана и Ш.А. Амонашвили: учет возрастных осо-

бенностей; личностно-ориентированный подход; гуманное отношение к внутреннему миру каждого ребенка; сочетание индивидуальной и коллективной форм работы; связь теории с практикой; доступность и наглядность; включение в активную жизненную позицию.

Ожидаемые результаты: в результате посещения кружка «Супер память» дети младшего школьного возраста научатся создавать зрительную картинку, воспринимать и воспроизводить информацию на слух, правильно использовать специальные приемы для запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Программа кружка включает 25 занятий, которые проводились один раз в неделю.

Рассмотрим используемые методы и приемы подробнее.

Одним из эффективных методов развития памяти является метод сказкотерапии. Так на одном из занятий ребята рассказывали сказки по картинкам. По каждой сказке детям предлагалось 6 изображений, которые последовательно рассказывают события сказки «Колобок» и «Репка». Картинки помогали ребятам ничего не упустить, и правильно воспроизвести события и действия. Также, мы с ребятами обращали внимание на костюмы героев, и в конце занятия мы воспроизводили детали костюмов без картинок.

Следующий метод, который позволяет развивать память школьников - это игра. Игра способствует развитию разных видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной и т.д. Например, в игре Повтори за мной» взрослый или ребенок выступают по очереди - показывают отдельные движения или серии движений, а остальные дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. И если ведущий замечает, что действия выполнены недостаточно точно, он предлагает детям второй шанс - предварительно повторив набор движений. В игре «Чего не стало?» ведущий берет любые предметы и раскладывает на столе (или другой поверхности) в определенной последовательности. Задача ребенка запомнить последовательность. Затем пока ребенок не видит ведущий убирает какой-либо предмет или же меняет последовательность. Задача ребенка вспомнить, как было.

Также нами использовался такой метод как упражнение. Так, детям предлагалось упражнение «Что какого цвета?». Ученикам зачитывается текст, где им необходимо было внимательно прослушать и запомнить цвета, а затем раскрасить картинку в соответствии с описанием. Текст был о новогодней елке, об ее различных игрушках разных цветов. Сложность была в том, что, нужно запомнить не только цвет, но и элемент. Во время занятия выделила ребят, которым очень сложно принимать информацию на слух и воспроизводить ее, они начинали путаться с первого предложения. Но были и ребята которые не только быстро запомнили и правильно воспроизвели, но и быстро справились с заданием.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см

С помощью упражнения «Выбор» мы учились с ребятами принимать и воспроизводить информацию на слух. Прослушав текст, ребята должны выборочно запомнить слова, все названия конфет, об этом я предупредила. В этом варианте ребята справились на отлично, так как конфеты дети любят, и они эмоционально им откликаются. Во втором варианте ребятам нужно было запомнить имена героев рассказа, ребята справились хуже. Для тренировки нашей памяти мы воспроизводили весь рассказ полностью, такой задачи изначально перед ребятами не было, но они смогли воспроизвести события рассказа. Упражнение «Снежный ком» позволяет увеличить объем памяти. Первый участник называет слово, второй - повторяет его слово и добавляет свое, третий повторяет два предыдущих слова и свое, кто запомнит ряд длиннее. Это упражнение очень эффективно, и просто в своем применении.

Мнемотехника, или мнемоника - это совокупность приёмов, которые способствуют увеличению объёма памяти и запоминанию информации. В ходе занятия № 1 детям предлагалось упражнение «Разноцветная лесенка». Ребятам предлагались разноцветные карточки, им необходимо было запомнить последовательность цветов. Во время упражнения они научились применять мнемотехнику для того, чтобы воспроизвести последовательность.

Для упражнения «Морские жители», мы также применяли мнемотехнику. Детям предлагался перечень таких животные как: черепаха, краб, дельфин, кит, морской конек. Ребята должны были составить несколько предложений, чтобы правильно воспроизвести последовательность животных, которые мы меняли местами (Днем маленький черный котенок купался; Черепаха догоняла краба, дельфин и кит ехали на морском коне).

Для выполнения упражнения «Слово и образ» зачитывались слова, а ребята должны были сделать зарисовки, далее по рисункам они должны были назвать слова. Затем ребята показывали друг другу рисунки одних и тех же слов, при этом зарисовки были очень разные, а означали одно и тоже. В упражнении «Запиши рассказ», ребята зарисовывали не просто слова, а рассказы «Обезьянка» и «День рождения», некоторым ребятам удалось очень приближенно воспроизвести текст по рисункам.

Кроме того, ребята на занятиях разгадывали множество загадок, которые также тренируют память, т.к. чтобы найти отгадку нужно повторить то, что ты услышал.

По окончанию программы кружка «Супер память» была проведена итоговая диагностика с целью определения динамики уровня развития памяти у первоклассников.

По результатам итогового исследования была выявлена положительная динамика уровня развития памяти у младших школьников. Низкий уровень развития памяти был снижен до 6%, средний уровень развития памяти снизился с 45% до 33%,

а высокий уровень развития памяти вырос с 38% до 61%. Динамика развития памяти представлена на рисунке.

■ Сентябрь

■ Апрель

Низкий Средний Высокий

Рис. 1. Динамика развития памяти детей 7-8 лет

Вследствие проведения формирующего этапа нашего исследования, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика развития памяти у детей младшего школьного возраста, так как снизилось количество детей с низким уровнем развития памяти и увеличилось с высоким. Также, развитие памяти у детей способствовало развитию и других познавательных процессов - внимания, воображения, мышления, воображения, речи. Таким образом, кружок «Супер память» способствовал значительному повышению уровня развития не только памяти детей младшего школьного возраста, но и других познавательных процессов, которые в свою очередь влияют на успешное обучение в целом.

Математическая обработка полученных результатов с помощью Т-критерия Вилкоксона показывает, что Тэмп > Ткр при р < 0,05, то есть оценка уровня развития памяти является статистически значимой со степенью вероятности 1%.

Таким образом, мы исследовали особенности развития памяти детей первоклассников. Внедрение кружка «Супер память» позволило повысить не только уровень развития памяти детей, но и других познавательных процессов. Это говорит о том, что память представляет собой важный познавательный процесс, который оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка.

Литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // собр. Соч.: В 6 т. - М. ЭКС-МО, 2005. - 365 с.

2. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Психология, 1977. - 120 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: НПФ Смысл, 2009. - 284 с.

4. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Москва, 2011. - 73 с.

5. Немов Р.С. Психодиагностика. - М.: Владос, 2011. - 214 с.

6. Резникова Н.С. Как развить память у ребенка. - М.: Мой мир, 2011. - 256 с.

61%

7. Шмелева А.Г. Основы психодиагностики: учеб. Пособие для студ. Педвузов. - М.: Феникс, 1996. - 248 с.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология - М.: Просвещение, 1989. - 442 с.

MEMORY DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN THROUGH THE "SUPER MEMORY" CIRCLE

Shakhmalova I. Zh., Bulatova K.A.

North -Eastern Federal University, Technical Institute (branch) of the RS (Ya)

This article discusses the issue of memory development in younger schoolchildren. The importance of memorization, preservation and faithful reproduction in children of primary school age is explained by the fact that memory has an involuntary character. The child does not set a special goal in order to remember anything, the child remembers what responds to him emotionally, what was bright and interesting for him. At the same time, the formation of a child in life and successful schooling depends on the level of memory development. In order for memory to successfully turn into an arbitrary one, it is necessary to apply methods and techniques of its development, such as: fairy tale therapy, a game for the development of memory,

reading with the technique of effective allocation and interval memorization, mnemonics - the formation of relationships between abstract units, pictogram - pictorial writing.

Keywords: memory, younger schoolchildren, methods, techniques, game, auditory memory, visual memory, memorization, reproduction, vocabulary.

Referenses

1. Vygotsky L.S. The history of the development of higher mental functions // sobr. Soc.: In 6 vols. - M. EKSMO, 2005. - 365 p.

2. Istomina Z.M. Development of memory. - M.: Psychology, 1977. - 120 p.

3. Leontiev A.N. Psychological foundations of child development and learning. - M.: NPF Smysl, 2009. - 284 p.

4. Luria A.R. Attention and memory. - M.: Moscow, 2011. - 73 p.

5. Nemov R.S. Psychodiagnostics. - M.: Vlados, 2011. - 214 p.

6. Reznikova N.S. How to develop memory in a child. - M.: My world, 2011. - 256 p.

7. Shmeleva A.G. Fundamentals of psychodiagnostics: textbook. Manual for students. Pedvuzov. - M.: Phoenix, 1996. - 248 p.

8. Elkonin D.B. Child psychology - M.: Enlightenment, 1989. -442 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.