Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 159.928 DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081
Зотова Т.В., Будаева Е.О.
Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада
Зотова Татьяна Валентиновна* - ГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия)
Будаева Екатерина Олеговна - ГБОУ Школа № 281, ДО №3 (Москва, Россия)
Авторы доказывают необходимость разработки программ развития приемов запоминания для старшего дошкольного возраста на базе различных видов образовательной деятельности детского сада. Раскрывается методологическая база исследования, базирующаяся на теории системогенеза способностей В.Д. Шадрикова. В исследовании принимали участие 30 детей 5-6 лет детского сада г. Москвы. Эмпирическое исследование состояло из 3-х этапов: формирующего эксперимента, направленного на формирование у дошкольников 5-7 лет приема запоминания «группировка» на материале образовательных дисциплин детского сада; 2-х диагностических срезов, выполненных до и после формирующего эксперимента, направленных на диагностику продуктивности различных видов памяти детей. Была исследована механическая, образная, опосредованная память, сформированность различных приемов запоминания дошкольников 5-7 лет. Для проверки статистической достоверности результатов исследования был использован ^критерий Стьюдента. Программа развития приема запоминания «группировка» рассчитана на 15 занятий по 25 минут каждое с периодичностью 4 занятия в неделю. Программа построена на материале таких видов образовательной деятельности детского сада, как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи». В результате формирующего эксперимента продуктивность образной, опосредованной памяти стала выше (р< 0,01). Прием запоминания «группировка» был сформирован у 53% детей 5-6 лет.
Ключевые слова: память, мнемические способности, старший дошкольный возраст, прием запоминания «группировка», развитие памяти.
Для цитирования: Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада // Современное дошкольное образование. - 2020. - №5(101). - С. 4-17. DOI: 10.2441 1/1997-9657-2020-10081
Материалы статьи получены 23.07.2020.
Введение
Необходимость целенаправленного развития приемов запоминания у дошкольников является актуальным по нескольким основаниям. Память относится к познавательным универсальным учебным действиям (УУД) (Асмолов, 2008). К началу обучения в школе дети должны обладать достаточным уровнем развития познавательных УУД, необходимых для успешного овладения учебной деятельности. Память играет огромную роль в процессе целенап-
* Контакты: [email protected]
равленного обучения ребенка, которое начинается уже в дошкольном образовательном учреждении.
Для правильной организации учебного процесса важно создавать программы обучения с учетом возрастных закономерностей развития познавательной сферы детей (Веракса Н., Веракса А., 2006). Развитие памяти ребенка взаимосвязано с изменениями других познавательных процессов восприятия, мышления и идет по пути интериори-зации культурных способов организации информации (Выготский, 1983). Исследование опосредствованного запоминания детей в
UDC 159.928
DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10081
The Program of the Formation of the «Grouping» Memorization Technique among Preschoolers in the Educational Activities of the Kindergarten
Tatiana V. Zotova*, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia Ekaterina O. Budaeva, GBOU School No. 281, DO No. 3, Moscow, Russia
The authors show the need to design programs for the development of memorization techniques for older preschool age based on various types of educational activities of the kindergarten. The methodological base of the research based on the theory of systemogenesis of the abilities of V.D. Shadrikov. The study involved 30 children aged 5-6 years of kindergarten in Moscow. The empirical study consisted of 3 stages: a formative experiment aimed at forming the "grouping" memorization technique in preschool children aged 5-7 years based on the material of kindergarten educational disciplines; two diagnostic sections performed before and after the formative experiment aimed at diagnosing the productivity of various types of children's memory. We studied mechanical, figurative, and mediated memory, as well as the formation of various methods of memorizing techniques preschool children aged 5-7 years. The Student's t-test was used to check the statistical reliability of the study results. The program for the development of the "grouping" memorization technique is designed for 15 lessons, 25 minutes each, with a frequency of 4 lessons per week. The program is based on the material of such types of kindergarten educational activities as "The World Around us", "Mathematics", "Speech Development". As a result of the formative experiment, the productivity of figurative, mediated memory became higher (p < 0.01). The "grouping" memorization technique was formed in 53% of children aged 5-6 years.
Keywords: memory, mnemonic abilities, older preschool age, "grouping" memorization technique, memory development.
For citation: Zotova T.V., Budaeva E.O. (2020). The program of the formation of the "grouping" memorization technique among preschoolers in the educational activities of the kindergarten. Preschool Education Today. 5:14, 4-17 (in Russian). DOI: 10.2441 1/1997-9657-2020-10081 Original manuscript received 23.07.2020. * Contacts: [email protected]
рамках культурно-историческои концепции Л.С. Выготского в России впервые было проведено А.Н. Леонтьевым и известно как «параллелограмм развития» (Леонтьев, 1931). Он предлагал детям в качестве вспомогательного средства запоминания использовать картинки. А.Н. Леонтьев установил, что использование картинок детьми старшего дошкольного возраста повышает эффективность запоминания. Если у младших дошкольников запоминание слов с использованием картинок и без них существенно не различается, то у старших дошкольников запоминание с картинками в два раза эффективнее. Другим учеником Л.С. Выготского, Л.В. Занковым, также выявлено, что значение смысла материала как фактора запоминания проявляется уже в дошкольном возрасте (Занков, 1949). Старшие дошкольники используют зритель-ныи образ в качестве интериоризованнои формы зрительных впечатлении. Таким обра-
зом, к концу дошкольного возраста ребенок начинает использовать простейшие познавательные операции в целях запоминания.
Проблемой целенаправленного развития приемов запоминания активно занимались еще в научной школе психологии памяти A.A. Смирнова (Смирнов, Истомина, 1969; Изюмова, 2008). Однако современной методической литературы по формированию приемов запоминания старших дошкольников непосредственно в образовательной деятельности недостаточно.
Методология исследования
Методологической базой нашего исследования послужила теория системогенеза способностей В.Д. Шадрикова (Шадриков, 1990; 2017; 2019). Память мы рассматриваем в рамках познавательных способностей, так как нас интересует ее индивидуальная мера
Т Е О Р И Я И П Р А К Т И К А О Б Р А З О В А Н И Я
выраженности. Впервые понятие мнемичес-ких способностей в отечественной психологии было сформулировано А.А. Смирновым (Смирнов, 1987). В рамках теории способностей В.Д. Шадрикова под мнемическими способностями мы понимаем «свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» (Шадриков, Черемошкина, 1990. С. 32). Для рассмотрения вопроса о развитии мнемических способностей мы опирались на выделение В.Д. Шадриковым в структуре способностей трех механизмов. В рамках мнемических способностей это: 1) функциональные механизмы - врожденная, генотипи-чески обусловленная память; 2) операционные механизмы - приобретаемые в процессе обучения, смысловые приемы переработки информации, увеличивающие продуктивность памяти; 3) регуляционные механизмы - личностные регуляторы продуктивности процессов памяти (мотивация, личностные качества: самооценка, уровень притязаний, произвольность психических процессов и др.). Развитие мнемических способностей осуществляется через воздействие на операционные и регуляционные механизмы памяти.
В разработанной нами программе формирования приемов запоминания у дошкольников 5-6 лет мы воздействовали на операционные механизмы мнемических способностей. Именно они позволяют подключить мышление, воображение к процессам памяти. В частности, Л.В. Черемошкиной на основе теоретического анализа литературы выделены 14 видов операционных механизмов или приемов памяти (Черемошкина, 1990; 2019), различающихся по сложности.
Разработка программ развития памяти детей непосредственно в учебной деятельности на базе школьных предметов осуществляется нами с 1990-х гг. на базе кафедры психологии младшего школьника МПГУ (Зотова, 1989; 1996; 2015; 2017). Особенностью наших программ является встраивание их в учебную деятельность, разработка заданий на материале различных школьных дисциплин и видов образовательной деятельности ДОУ.
Использование детьми приемов запоминания требует специального обучения. Алгоритм формирования любого мнемического при-
ема описан еще в научной школе психологии памяти А.А. Смирнова (Смирнов, Истомина, Мальцева, 1969) и состоит из двух этапов:
1. Формирование интеллектуальной операции.
2. Обучение детей использованию данной интеллектуальной операции в мнемических целях.
При этом формирование интеллектуальной операции осуществляется с использованием теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (Гальперин, 1969).
Особенностью нашей программы развития памяти старших дошкольников является использование в качестве основы материала различных образовательных дисциплин детского сада: «математика», «окружающий мир», «развитие речи».
Процедура и методы исследования
Целью нашего эмпирического исследования была разработка программы развития мнемического приема «группировка» у старших дошкольников 5-6 лет и апробация ее эффективности.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ Школы №281 (Дошкольное отделение № 3) в 2018 г. В эксперименте принимали участие 30 детей в возрасте от 5 до 6 лет, из них 14 мальчиков, 16 девочек. Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: констатирующего среза, формирующего эксперимента и контрольного среза.
Задачей констатирующего и контрольного срезов была диагностика продуктивности мнемических способностей, объема механической памяти, образной памяти, сформи-рованности различных мнемических приемов. Для этой цели были использованы следующие методики: методика исследования кратковременной памяти по Джекобсону (для диагностики продуктивности функциональных механизмов мнемических способностей); методика диагностики продуктивности мнемических способностей В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной, фигура 2, (Шадриков, Черемошкина, 1990), методика «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева, методика «Смысловая группировка» (разработана Зотовой Т.В., Будаевой Е.О.), методика «Образная память» (диагностика операционных механизмов памяти).
Программа развития приема запоминания «группировка» у детей 5-6 лет в образовательной деятельности детского сада
Цель программы: формирование приема запоминания «группировка» у старших дошкольников.
«Группировка - разделение информации на категории по каким-либо признакам: смыслу, цвету, объему, форме, величине, размеру, расположению» (Шадриков, Черемошкина, 1990. С. 54).
Наша программа рассчитана на 15 занятий продолжительностью 25 минут с периодичностью 4 занятия в неделю в процессе образовательной деятельности по дисциплинам: «формирование математических представлений», «формирование представлений о целостной картине мира» и «развитие речи». Цели занятий распределены следующим образом:
• 1-3 занятия - введение понятия «группировка» как приема запоминания;
• 4-6 занятия - обучение «группировке» как интеллектуальной операции;
• 7-9 занятия - обучение «группировке» в качестве мнемического приема;
• 10-12 занятия - формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема;
• 13-15 занятия - проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
При разработке программы были использованы упражнения из книг Локаловой Н.П (2000), Самоукиной Н.В. (1993).
1-е занятие
Название образовательной деятельности:
«окружающий мир».
Тема: «Связь живой и неживой природы».
Цель: введение понятия «группировка» как приема запоминания.
Материал: картинки (формат А5): дуб, медведь, грибы, тюльпаны, грач, пчела, небо, солнце, вода, земля, ветер, стул, кастрюля.
Ход занятия
Воспитатель (В) объявляет: С сегодняшнего дня мы будем учиться способу, который облегчает запоминание под названием «группировка». Объясняет его значение. «Группировка -разделение информации на категории по каким-либо признакам, смыслу, цвету, объему,
форме, величине, размеру, расположению». Используя этот прием при запоминании, вам легче будет запомнить материал.
В.: На примере предметов, находящихся в этой комнате, я расскажу, как можно их запоминать.
В. называет те предметы, которые есть в помещении, и делит их на три группы: игрушки, посуда, цветы (слова: медведь, плющ, лошадка, юла, пирамидка, кукольный домик, тарелка, половник, хлебница, чашка, блюдце, салфетни-ца, роза, тюльпан, фикус, пальма).
В.: Можно по-другому сгруппировать предметы: те, которые находятся от меня сзади (посуда), справа (цветы), слева (игрушки).
На доске представлены картинки живой и неживой природы. Вместе с детьми В. разделяет их на группы: с одной стороны - живая природа, с другой - неживая. Далее показывает, что группы можно разделить на подгруппы.
В.: Чем меньше слов будет в одной группе, тем легче их запоминать.
Воспитатель, не глядя на доску, называет слова, которые они совместно с детьми разделили на группы. Акцентирует внимание на том, что ему помог прием группировки в запоминании слов. В конце занятия педагог уточняет у детей, с каким приемом запоминания они познакомились.
2-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Развитие речи».
Тема: «Весенние признаки».
Цель: обучение способу «группировки» как умственному действию.
Материал: картинки (формат А6): дикие животные: медведь, заяц, белка, волк, лось, лиса, кабан, зебра, слон, носорог, жираф, лев, леопард, обезьяна, гиппопотам. Домашние животные: свинья, коза, корова, овца, лошадь, кот, собака, осел; пчела, мед, солнце, вода, пыльца.
Ход занятия
В начале занятия педагог дает установку, что совместно с детьми они будут тренироваться группировать слова так, чтобы получился текст. Вспоминают, что значит прием запоминания «группировка». Воспитатель предлагает детям сгруппировать картинки так, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы эти слова вместе (медведь, пчела, мед, солнце, вода, пыльца, цветы). Предлагает составить предложения.
Воспитатель убирает картинки, и дети по памяти с помощью педагога пробуют пересказать получившийся текст.
»4.; 4 • й-**
"ИГ I ' *Л1 Иду ■ ■ ч ш
„Ль, т > Л 1
СТР л ШШ и
Д л
г* I —
•т т
3-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Математика».
Тема: «В гостях у сказки». Цель: обучение способу «группировки» как умственному действию.
Материал: игрушки: Колобок, Машенька, Медведица, ковер-самолет, коробочки и пирожки: треугольной формы, круглой, прямоугольной, квадратной, овальной, в форме звездочки; посуда (чашка, ложка, кружка) по размеру: большая, маленькая; картинки: ключи разной формы и цвета (формат А6), и двери разных цветов (формат А4); аудиозапись скрипа двери (Самоукина, 1993).
Ход занятия
Дидактическая игра «Подбери ключик»
Иа доске висят изображения шести дверей и ключей разных цветов. Дети подбирают ключи к каждой двери, ориентируясь на цвет, называют.
Воспитатель убирает изображения дверей и спрашивает, какие цвета подходили к конкретному ключу? Как запомнили?
Дидактическая игра «Собери пирожки»
Педагог считает, сколько пирожков было, и отмечает, что пирожки нужно сложить в свои коробочки. Дети собирают пирожки в коробочки, ориентируясь на форму.
Дидактическая игра «Большой -маленький»
Воспитатель просит детей сгруппировать посуду по размеру. Спрашивает, на какие группы разделили предметы. У кого какая посуда, как запомнили?
Подведение итогов.
4-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Окружающий мир».
Тема: «Одежда».
Цель: обучение способу «группировки» как умственному действию.
Материал: картинки «Одежда» (формат А4): блузка, брюки, платье, варежки, носки, костюм, пальто, юбка, штаны, сарафан, рубашка.
Ход занятия
На доске висят картинки с изображениями одежды. Дети вместе с воспитателем распределяют одежду по группам. Воспитатель убирает картинки и вместе с детьми вспоминает, о какой одежде шла речь. Просит повторить слова.
В.: Что помогло запомнить эти слова?
Дети: Деление картинок на группы.
Педагог предлагает иной способ распределения слов на группы. Дети на доске перемещают картинки, распределяя одежду по группам. Педагог убирает картинки и вместе с детьми вспоминает, о какой одежде шла речь.
5-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Развитие речи».
Тема: «Пересказ текста «Волчишко».
Цель: обучение способу «группировки» как умственному действию.
Материал: конструктор «Дом».
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ детского писателя Е.И. Чарушина «Волчишко» (Локалова, 2000) и просит детей разделить текст на 3 части: начало, середину, конец. Зачитывает начало, середину и конец рассказа, совместно с детьми определяет границы. Просит детей пересказать текст. Вызывает трех детей: первый рассказывает начало, второй - середину, третий - конец.
6-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Математика».
Тема: «Группировка предметов и их изображений по форме».
Цель: обучение способу «группировки» как умственному действию.
Материал: мягкая игрушка лисы; волшебный мешочек; набор плоскостных геометрических фигур; набор геометрических фигур - вкладышей: прямоугольник, ромб, круг, овал, треугольник, трапеция; карточки с изображением предметов для группировки по форме (формат А4); натуральные предметы различной формы для игры «Магазин» (Самоукина, 1993).
А р g
JMa hl
в ¡JN
Ход занятия
Воспитатель подносит детям рюкзачок и просит достать оттуда предметы. Ребята достают из рюкзака плоскостные геометрические фигуры, называют их. На доске появляется изображение названных детьми геометрических фигур. Просит найти каждой фигуре свое место во вкладыше.
Игра «Магазин»
Дети должны купить в магазине товар той формы, какая «монета» у них в руках. На полках расставлены предметы. С каждым обговариваем, товар какой формы ему нужно будет «купить в магазине». Отчет о покупке, проверяем соответствие купленного товара с заданной формой. Педагог уточняет, какие предметы они купили в магазине. Что помогло запомнить.
7-е занятие
Название образовательной деятельности:
«окружающий мир».
Тема: «Петрушка идет рисовать».
Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: игрушка Петрушка; сюжетно-ролевые уголки: «Дети работают в огороде», «Повар на кухне»; предметы для дидактических игр: акварель, палитра, кисточка, альбом,
карандаши, ластик, точилка, мелки, доска для рисования мелками, ведерко, грабли, лопатка, кастрюля, чашка, ложка (Локалова, 2000).
Ход занятия
Воспитатель показывает предметы для рисования. дети называют предмет, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Спрашивает, на какие группы можно разложить эти предметы. Просит назвать предметы, которые необходимы для рисования. Уточняет, как дети запомнили.
Игра «Чудесный мешочек»
дети по очереди достают предмет из мешочка, показывают, называют и объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Педагог просит детей поделить предметы на группы.
В.: По какому принципу можно это сделать?
дети отвечают.
Педагог просит вспомнить все предметы, о которых говорилось на занятии. Уточняет, что помогло запомнить.
8-е занятие
Название образовательной деятельности:
«развитие речи».
Тема: «Посуда».
Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: коробка для сюрприза, карточки посуды (формат А6): чайная: креманка, сахарница, заварной чайник, чашка, чайная ложка, розетка, десертная тарелочка, десертная вилка, блюдце, соусник, блюдо, лопаточка для торта, молочник, конфетница. Кухонная: дуршлаг, кастрюля, ковшик, нож, половник, противень, скалка, сковорода, штопор. Столовая:
стакан, вилка, ложка столовая, супница, солонка, масленка, салатник, перечница, суповая тарелка, тарелка для горячего.
Ход занятия
Дидактическая игра «Назови виды посуды»
Воспитатель демонстрирует детям посуду и просит распределить ее на группы. Затем просит назвать выделенные слова. Уточняет, что помогло запомнить.
Дидактическая игра «Запомни место» Воспитатель спрашивает, как можно запомнить предметы на кухне; заслушивает ответы детей. Просит детей назвать место этих предметов.
9-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Математика».
Тема: «освободите птиц». Цель: обучение «группировке» в качестве мнемического приема.
Материал: письмо, картинка сороки (формат А4), листочки с заданием, картинка с замком (формат А4), большие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), домики с птицами (формат А4): зимующие: воробей, дятел, снегирь, синица, синица хохлатая, свиристель. Перелетные: ласточка, грач, скворец, стриж; бусы, листочки березовые, кленовые, дубовые (большие); каштановые, липовые, осиновые, из ольхи (маленькие); ключи. Зимующие:
чиж, поползень, щегол, клест. Перелетные: жаворонок, дрозд, иволга, трясогузка (Смирнов, истомина, 1969).
Ход занятия
Воспитатель заранее раздает листочки, на которых нарисованы разноцветные фигуры и уточняет, на какие группы можно разделить фигуры. А затем дети на листочках под руководством воспитателя выполняют задание. Педагог просит перевернуть листочек, назвать, сколько было предметов и как дети их запоминали.
Перелетные и зимующие птицы
Воспитатель просит распределить птиц на группы и назвать их. далее он убирает изображения птиц и просит назвать их. Спрашивает, как запомнили.
Игра «Бусы»
Перед детьми кукла. Воспитатель приносит корзинку с листочками, отличающимися друг от друга формой и размером «бусин». детям предлагается приготовить украшение для куклы. Спрашивает, из каких листьев получились бусы.
10-е занятие
Название образовательной деятельности:
«окружающий мир».
Тема: «Какие бывают растения».
Цель: формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
Материал: картинки-отгадки (формат А5): береза, осина, дуб, ель, крапива, одуванчик, малина, смородина. Лиственные деревья: клен, береза, ольха, ива, дуб. Хвойные деревья: сосна, ель, кедр. Кустарники: орешник, малина, смородина, шиповник. Травы: одуванчик, репейник, крапива.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадки и по ходу отгадок на магнитную доску выставляются картинки. Педагог закрывает картинки и просит назвать растения, которые были представлены. Спрашивает, что помогло запомнить слова.
Воспитатель показывает картинку с изображением леса и просит детей разделить все представленные растения на группы. далее делит группы растений на подгруппы.
Педагог называет растения, представленные на доске, а дети их запоминают. Затем закрывает картинки и спрашивает, какие слова были представлены. Уточняет, как запоминали слова.
11-е занятие
Название образовательной деятельности:
«развитие речи».
Тема: «Мебель».
Цель: формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
Материал: макет квартиры с мебелью, кукла Катя, картинки с изображением предметов мебели (формат А5): прихожая: вешалка, тумбочка; спальня: кровать, шкаф для одежды,
трюмо; детская: стол, стул, детская кровать, полки на стенках; гостиная: большой стол, стулья, диван, два кресла, стенка, много шкафчиков, ящиков, полочек, расположенных вместе; кухонный стол, табуретка, шкаф для посуды -буфет (Смирнов, истомина, 1969).
Ход занятия
Игра «В гостях у куклы Кати»
Детям показывают макет квартиры. Педагог спрашивает, как называется комната, в которую они входят. Называют мебель, которую дети видят в каждой комнате. Уточняет, что помогло запомнить слова.
Картинки на доске не висят. У куклы Кати листочек для записи мебели. она просит детей составить список мебели. Дети по памяти, применяя прием «группировка», называют слова.
12-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Математика».
Тема: «В королевстве Математики».
Цель: формирование умения самостоятельного использования «группировки» в качестве мнемического приема.
Материал: конверты, в которых по 12 моделей геометрических фигур: маленький красный и большой зеленый круг, маленький синий и зеленый овалы, большой красный, маленький синий прямоугольники и 3 больших прямоугольника красного, зеленого и синего цвета, маленький синий и зеленый квадраты и большой синий квадрат (Самоукина, 1993).
Ход занятия
Педагог предлагает детям вынуть из конвертов фигуры и разложить перед собой. Затем спрашивает, что можно сделать с этими фигурами? Сколько групп получится, если фигуры подобрать по форме? Какие это группы? Сколько фигур войдет в группу прямоугольников (кругов)? Сколько рядов фигур получилось? Сколько кругов (овалов, квадратов, прямоугольников)? Каких фигур больше? Почему вы так думаете? Дети группируют фигуры. Педагог просит детей назвать фигуры, которые они группировали. Как запомнили все фигуры?
На доске появляется картина поляны. Детям нужно расположить предметы и их изображения в указанном направлении, отражая в речи их пространственное расположение (слева, справа, сверху, внизу, впереди, сзади). Дети
ставят каждый домик по очереди на нужное место. Воспитатель убирает все изображения и предметы и просит детей распределить по памяти все дома на картинке.
13-е занятие
Название образовательной деятельности:
«окружающий мир». Тема: «Запоминайка».
Цель: Проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: картина с 12 изображениями (формат А4).
Ход занятия
Педагог показывает на 20 секунд рисунки, которые дети должны запомнить и нарисовать у себя на листочках, применяя метод группировки. Спрашивает, как они запомнили данные рисунки. Подводит итог, что дети научились применять группировку как способ запоминания большого количества информации.
14-е занятие
Название образовательной деятельности:
«развитие речи». Тема: «Продукты».
Цель: проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: разрезные картинки с продуктами (формат А4).
Ход занятия
Картинки изначально разбросаны на доске хаотично, впоследствии могут быть сгруппированы по данному принципу. Педагог просит назвать и запомнить то, что дети видят. далее воспитатель убирает картинку, и дети называют предметы, которые были изображены. Спрашивает, что помогло им запомнить большое количество изображений.
15-е занятие
Название образовательной деятельности:
«Математика».
Тема: «Геометрические фигуры».
Цель: проверка усвоения «группировки» как мнемического приема.
Материал: разрезные картинки с геометрическими фигурами (формат А4).
Ход занятия
Картинки изначально разбросаны на доске хаотично, впоследствии могут быть сгруппированы по данному принципу. Педагог просит назвать и запомнить то, что дети видят. далее воспитатель убирает картинку, и дети назы-
Таблица 1. Объем различных видов памяти старших дошкольников
Методики 1-й срез (ХсрГ 2-й срез (ХсрГ
Методика напряжения памяти джекобсона Количество цифр
4,2 4,3
объем механической памяти
Средний Средний
Методика «образная память» Количество образов
6,6 7,5
объем образной памяти
Средний Средний
Методика опосредованного запоминания А.н. Леонтьева Количество слов
6 6,5
объем опосредованной памяти
Средний Средний
Методика «Смысловая группировка» Количество слов
9,9 11
объем смысловой памяти
Средний Средний
Методика диагностики продуктивности мнемических способностей В.д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной (фигура 2) Время выполнения
39,4 секунды 26 секунд
Уровень развития мнемических способностей
низкий Средний
вают предметы, которые были изображены. Спрашивает, что помогло им запомнить большое количество изображений.
Результаты исследования и их обсуждение
Представим результаты проверки предложенной программы развития приема «группировка» у старших дошкольников на ее эффективность. Был проведен сравнительный анализ результатов двух констатирующих срезов диагностики продуктивности памяти старших дошкольников до и после проведения программы. результаты диагностики памяти по всем использованным нами методикам в двух срезах приведены в таблице 1. Можно провести параллели между объемом механической памяти (методи-
ка на механическую память Джекобсона) и продуктивностью функциональных механизмов и констатировать, что продуктивность функциональных механизмов, или врожденная память, увеличилась незначительно за счет формирующего эксперимента (табл. 1). Для проверки статистически значимых различий в продуктивности памяти двух срезов был использован ^критерий Стьюдента (табл. 2). Прирост продуктивности механической памяти во втором срезе статистически незначим. По всем другим методикам, определяющим продуктивность образной опосредованной памяти, имеющей отношение к операционным механизмам мнемических способностей, результаты статистически достоверны (р<0,01).
Таблица 2. Значение ^критерия Стьюдента
Сравнение результатов двух срезов - до и после формирующего эксперимента (* (р<0,05), **(р<0,01))
Виды мнемических приемов, которые использовали дети 5-6 лет в процессе запоминания в 1-м и 2-м срезах, представлены в таблице 3. В результате опроса детей после запоминания фигур было выявлено, что многими детьми были использованы такие приемы запомина-
ния, как группировка, ассоциации, повторение. Опорные пункты используют незначительное количество детей (7 человек в 1-м срезе и 5 - во 2-м). Очевидно, что этот прием еще может быть сложен, и его использованию нужно специально обучать детей.
Мнемическим приемом «группировка» в
1-м срезе пользовались 10% детей. Данные, полученные в контрольном срезе, свидетельствуют, что у 53% детей в процессе обучающего эксперимента сформирован прием «группировка». «Ассоциации» использовали в 1-м срезе 50% детей, во втором - 43%, «повторение» в первом срезе - 60%, во 2-м - 33%, «опорные пункты» в 1-м срезе использовало 7% детей, во
2-м - 3%. Различия статистически достоверны на уровне р<0,01. Так, с помощью методики «Смысловая группировка» было выявлено, что прием «Группировка» в целях запоминания используют 57% детей (рис. 1).
1 русп провк.1
Рис. 1. Количество старших дошкольников, использовавших мнемический прием «группировка» в двух срезах - до и после формирующего эксперимента (методика «Смысловая группировка»)
Название использованных методик ^критерий Стьюдента, Ьэмп.
Методика Джекобсона 2,2
«Образная память» 5,3**
Методика опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева 4 4**
«Смысловая группировка» (Зотова Т.В., Будаева Е.О) 4 8**
Методика диагностики мнемических способностей В.Д. Шадрикова, Л.В. Черемошкиной (фигура 2) 4 8**
Таблица 3. Мнемические приемы, использованные старшими дошкольниками
Приемы запоминания
1-й срез 2-й срез
Методики Группировка (к-во чел.) Ассоциации (к-во чел.) Повторение (к-во чел.) Опорные пункты (к-во чел.) Группировка (к-во чел.) Ассоциации (к-во чел.) Повторение (к-во чел.) Опорные пункты (к-во чел.)
Методика В.Д. Шадри кова и Л.В. Черемош-киной (фигура 2) 2 12 17 0 16 14 14 0
«Образная память» 4 22 13 0 14 16 5 0
«Опосредованное запоминание. А.Н. Леонтьева 0 24 22 0 16 22 9 0
«Смысловая группировка» 4 0 19 7 17 0 11 5
Выводы
Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования продуктивности мнеми-ческих способностей старших дошкольников позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Продуктивность функциональных механизмов мнемических способностей в ходе формирующего эксперимента не претерпела существенных изменений.
2. Продуктивность операционных механизмов в ходе формирующего эксперимента увеличилась. Объем вербальной опосредованной памяти старших дошкольников вырос с 6 до 6,5 слов. Продуктивность образной памяти увеличилась с 6,6 до 7,5 (достоверность р<0.01).
3. Старшие дошкольники до формирующего эксперимента использовали более простые мнемические приемы: «повторение» и «ассоциации», в меньшей степени «группировку» и «опорные пункты».
4. Мнемическим приемом «группировка» до формирующего эксперимента владели 3 человека (10%). По окончании формирующего эксперимента, направленного на развитие мнемического приема «группировка», его стали использовать уже 16 детей (53%). Различия в результатах двух срезов статистически достоверны (р<0,01). Частота применения мнеми-ческого приема «группировка» в конце эксперимента увеличилась на 43%.
Таким образом, целенаправленное формирование приема запоминания «группировка» в старшем дошкольном возрасте позволяет освоить этот прием и увеличить продуктивность памяти 53% дошкольников 5-6 лет. ■
Информация об авторах
Зотова Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего школьника ГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия), zotova.t.v@ yandex.ru, ORCHID 0000-0001-6435-3225.
Будаева Екатерина Олеговна, воспитатель ГБОУ Школа №281, ДО №3 (Москва, Россия), [email protected], ORCHID 0000-0001-8119-8618.
Information about author
Tatiana V. Zotova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of Junior Schoolchildren, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, zotova.t.v@yandex. ru, ORCHID 0000-0001-6435-3225
Ekaterina O. Budaeva, teacher GBOU School No. 281, DO No. 3, Moscow, Russia, colba@ bk.ru, ORCHID 0000-0001-8119-8618.
Литература
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. - 72 с.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. -С. 314.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. - 1969. - №1. - С. 5-12.
4. Занков Л.В. Память. - М.: Учпедгиз, 1949. - С. 24-75.
5. Зотова Т.В. Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности // Педагогика. - 2017. - № 6. - С.123-124.
6. Зотова Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10-12 лет на материале учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Коллективная монография. - Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 1989. - С. 77-87.
7. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль. 2015. - С. 58-59.
8. Зотова Т.В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности // Психологическое обозрение. - 1996. - №2(3). -С.31-36.
9. Изюмова СА. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти. Продолжение поиска // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. -№ 1. - С. 100-108.
10. Изюмова СА. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. - М.: РУДН, 2014. - 436 с.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володар-
ская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. - Л.: Учпедгиз, 1931. -278 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 308 с.
14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Педобщество России, 2000. - 280 с.
15. СамоукинаН.В. Игры в школе и дома. -М.: Педагогика, 1993. - 76 с.
16. Смирнов АА. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1987. - 172 с.
17. Смирнов АА., Истомина З.М. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. -1969. - №5. С. 90-100.
18. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. 1-е изд. Сер. 64. - М.: Юрайт, 2019. - 277 с.
19. Шадриков ВД., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - 274 с.
21. Shadrikov V.D. The Evolution of Thought. Moscow // Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 2017. P. 274-297.
References
1. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2006). Razvitie rebenka v doshkol'nom detstve. Posobie dlja pedagogov doshkol'nyh uchrezhdenij: prak-ticheskoe posobie [Child development in preschool childhood. A guide for preschool teachers: a practical guide]. Moscow. Mozaika-Sintez Publishing. 72.
2. Vygotskij L.S. (1983). Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij [The history of the development of higher mental functions]. Sobr. soch.:V 6 t. T. 3. Problemy razvitija psihiki. Pod red. A.M. Matjushkina. Moscow. Pedagogika Publishing. 314.
3. Gal'perin P.Ja. (1969). O metode po-jetapnogo formirovanija umstvennyh dejstvij [On the method of gradual formation of mental actions]. Voprosy psihologii. 1. 5-12.
4. Zankov L.V. (1949). Pamjat' [Memory]. Moscow. Uchpedgiz Publishing. 24 -75.
5. Zotova T.V. (2017). Razvitie priemov za-pominanija u shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti [The development of memorization techniques in schoolchildren in educational activities]. Pedagogika. Zhournal. 6. 123-124.
6. Zotova T.V. (1989). Razrabotka diag-nostiki mnemicheskih sposobnostej uchashhih-sja 10-12 let na materiale uchebnoj dejatel'nosti [Development of diagnostics of mnemonic abilities of 10-12 year old students based on educational activities]. Diagnostika sposobnostej i lichnost-nyh chert uchashhihsja v uchebnoj dejatel'nosti. Kollektivnaja monografija. Saratov: Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj uni-versitet imeni N.G. Chernyshevskogo Publishing. 77-87.
7. Zotova T.V. (2015). Razvitie intellektual'nyh operacij poznavatel'nyh sposobnostej shkol'nikov v uchebnoj dejatel'nosti [Development of intellectual operations of cognitive abilities of schoolchildren in educational activities]. Sistemogenez uchebnoj i professional'noj dejatel'nosti: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Jaroslavl'. 5859.
8. Zotova T.V. (1996). Formirovanie u mlad-shih shkol'nikov mnemicheskogo dejstvija klassi-fikacii v uchebnoj dejatel'nosti [Formation of the mnemonic action of classification in educational activity in younger schoolchildren]. Psychological review. Psihologicheskoe obozrenie. № 2 (3). 3136.
9. Izjumova S.A. (2008). A.A. Smirnov i ego shkola issledovanija pamjati. Prodolzhenie poiska [ A.A. Smirnov and his school of memory research. Continue searching]. Psihologicheskij zhournal. T. 29. № 1. 100-108.
10. Izjumova S.A. (2014). Chelovecheskaja pamjat' i formirovanie ee individual'nyh kog-nitivnyh strategij [Human memory and the formation of its individual cognitive strategies]. Moscow. RUDN Publishing. 436 .
11. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli: posobie dlja uchitelja [How to Design Universal Learning Activities in Primary School: From Action to Thought: A Teacher's Manual]. A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaja, I.A. Volodarskaja i dr. Moscow. Prosveshhenie Publishing. 2008. 151.
12. Leont'ev A.N. (1931). Razvitie pamjati. Jeksperimental'noe issledovanie vysshih psihicheskih funkcij [Memory development.
Experimental study of higher mental functions]. Leningrad. Uchpedgiz Publishing. 278.
13. Ot rozhdenija do shkoly (2014). Primernaja obweobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [From Birth to School. Approximate General education program of preschool education]. N.E. Veraksa, T.S. Komarova, M.A. Vasil'eva. Moscow. MOZAIKA SINTEZ Publishing. 368.
14. Lokalova N.P. (2000). 120 urokov psiho-logicheskogo razvitija mladshih shkol'nikov [120 lessons of psychological development for younger students]. Moscow. Ped. obshhestvo Rossii Publishing. 280.
15. Samoukina N.V (1993). Igry v shkole i doma [Games at school and at home]. Moscow. Pedagogika Publishing. 76.
16. Smirnov A.A., (1987). Izbrannye psiho-logicheskie Trudy [Selected psychological works]. Moscow. Pedagogika Publishing. 172.
17. Smirnov A.A., Istomina Z.M. (1969). Formirovanie priemov logicheskogo zapomi-
nanija u detej doshkol'nogo vozrasta i mladshih shkol'nikov [Formation of methods of logical memorization in preschool children and younger students]. Voprosy psihologii. Moscow. Pedagogika Publishing. № 5, 90 - 100.
18. Cheremoshkina L.V. (2019). Teorija i metodika vospitanija: razvitie vnimanija i pamjati rebenka [Theory and methods of education: development of attention and memory of the child]. Uchebnoe posobie. 1-e izd. Ser. 64. Moscow. Jurajt Publishing. 277.
19. Shadrikov V.D., Cheremoshkina L.V. (1990). Mnemicheskie sposobnosti: razvitie i di-agnostika [Mnemic abilities: development and diagnosis]. Moscow. Pedagogika Publishing, 176.
20. Shadrikov V.D. (2019). Sposobnosti i odarennost' cheloveka [Human abilities and giftedness]. Moscow. Institut psihologii RAN Publishing. 274.
21. Shadrikov V.D. (2017). The Evolution of Thought. Moscow. Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 274-297.
%
Уважаемые читатели!
Журнал «Современное дошкольное образование» публикует оригинальные научно-популярные, учебно-методические или практико-ориентированные работы, посвященные проблемам развития дошкольников и дошкольного образования в России и за ее пределами.
Журнал «Современное дошкольное образование», в первую очередь, рассматривает обзорные статьи, раскрывающие состояние дел в рамках заданной проблемы; эмпирические (исследовательские) статьи; статьи, в которых представлен оригинальный методический инструментарий. Особое внимание уделяется статьям, раскрывающим опыт воспитания и обучения детей в конкретных странах. Журнал также публикует сообщения, посвященные прошедшим международным научным и другим значимым событиям в мире дошкольного образования.
Журнал «Современное дошкольное образование» включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК) по научным специальностям:
• 19.00.00 Психологические науки
• 13.00.00 Педагогические науки.
Все номера журнала «Современное дошкольное образование» размещаются в научной электронной библиотеке www.eLibrary.ru «Российского индекса научного цитирования» (РИНЦ). Таким образом, размещая статью в нашем журнале, вы формируете индивидуальный индекс научного цитирования.