Научная статья на тему 'РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ'

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МНЕМОТЕХНИКА / ПАМЯТЬ / ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портянко Виктория Юрьевна

Статья посвящена одному из эффективных и интересных способов запоминания словарных слов - методу мнемотехники, позволяющему оптимизировать процесс обучения. Рассмотрены возможности использования мнемотехнических приемов в работе с детьми с задержкой психического развития. Для данной группы детей предлагаются действенные способы запоминания: метод ассоциаций, метод фонетических аналогий, метод мнемосистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING ON VOCABULARY WORDS USING MNEMONICS TECHNIQUES

The article is devoted to one of the most effective and interesting ways of memorizing vocabulary words - the method of mnemonics, which allows to optimize the learning process. The possibilities of using mnemonic techniques in working with children with mental retardation are considered. Effective methods of memorization are offered for this group of children: the method of associations, the method of phonetic analogies, the method of mnemosystems.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ»

УДК 376+159.98

В. Ю. Портянко

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

Русский язык считается самым сложным предметом в школе. Программа обучения русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов — слов, правописание которых нельзя проверить. Именно эта работа доставляет много трудностей учителям. Практика показывает, что написание слов с непроверяемым написанием вызывает у детей значительные затруднения, и перед учителем стоит задача научить писать эти слова без ошибок.

К сожалению, в настоящее время основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова — заучивание. Но этот приём не формирует интереса к языку и является малоэффективным, так как не активизирует мыслительную деятельность обучающихся, знания остаются в памяти недолгое время, и дети продолжают совершать ошибки в «трудных» словах. При этом взрослый не дает никакие методы запоминания, а младшие школьники еще ими не владеют.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной

проблемой. Он основан на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания. Предлагается к рассмотрению один из эффективных и очень интересных способов запоминания словарных слов — метод мнемотехники, который позволяет оптимизировать процесс обучения. Экспериментально проверена эффективность влияния методов мнемотехники на процесс запоминания словарных слов. И результаты исследовательской деятельности будут представлены в этой работе.

Практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы могут быть использованы на уроках русского языка при изучении словарных слов, что позволит сделать процесс запоминания написания данных слов более эффективным, а также интересным и творческим.

Возрастные особенности памяти

1. На протяжении почти всего периода начального обучения преимущественной остается наглядно-образная память. На нее в основном и опираются младшие школьники при запоминании.

Приемы смысловой переработки материала они используют чрезвычайно редко.

Память ребенка еще не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка включится и заработает.

2. Память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно.

3. Конечно, придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Чувства оказывают очень большое

влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.

Ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше улыбку и смех, потому что смех не только активизирует эмоциональную память. И это дает возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения.

Кратко обратимся к понятию «мнемотехника». Раскрывая сущностную характеристику понятия (от греч. «тпете» — память и «ескпе» — искусство), можно определить ее как технологию улучшения усвоения новой информации путем сознательного образования ассоциативных связей с помощью специальных методов и приемов.

Слово «мнемотехника» происходит от греческого слова «тпетошкоп» — искусство запоминания и названо по имени древнегреческой богини памяти Мне-

мозины.

Мнемотехника применяется для запоминания трудно запоминаемой информации. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания с помощью методов мнемотехники следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Эта технология значительно повышает обучаемость любым дисциплинам и даёт возможность не отставать от технического прогресса. Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого

умеется, не совсем аббревиатура. В этом выражении первые буквы слов, которые необходимо запомнить, совпадают с буквами слов простого и легко запоминающегося предложения, имеющего какой-то смысл.

3. Пиктограммы.

Еще один из приемов мнемотехники — пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал человек самостоятельно, тогда и эффект будет больше. Потом достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Также используются мнемок-вадраты, мнемодорожки и мне-мотаблицы. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

4. Мнемофразы помогают помнить правила: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

5. Аналогия

Для данного вида мнемотехники характерно находить общее слово, в котором точно не возникнет вопросов в написании. А после выстроить цепочку созвучных слов: ДЕд в ДЕревне, ПАльто для ПАпы.

не нужны.

Основные приемы и методы мнемотехники

1. Рифма и ритм.

Один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала — это зарифмовать его. Этот способ, используемый в некоторых мнемонических упражнениях, также нашел широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться.

2. Аббревиатура (акроним).

Аббревиатура может применяться для фиксирования самой различной информации. Например, для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — можно пользоваться фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Это, раз-

6. Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций.

Метод ассоциаций — основной метод развития памяти, который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Ассоциации — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводит к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.

7. Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. Причем, чем более нелепая история получится, тем скорее она запомнится.

8. Очень близкая к этой методике — цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Метод используют для запоминания слов в определенном порядке, друг за другом.

9. Самым продвинутым способом запоминания считается метод локаций, или метод интерьера. Привычные для человека квартира или класс, где известно все, вплоть до мельчайших подробностей, — это своеобразная матрица, где каждая ячейка наполняется содержанием. Чтобы воспользоваться эти методом, следует вспомнить в уме привычную обстановку квартиры или класса, понять в какую сторону по интерьеру надо двигаться. Также можно вспомнить каждодневный маршрут на работу.

Методика работы над словарными словами на уроках русского языка

Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение слов с непроверяемыми написаниями. Согласно исследованиям, они составляют 30—35% по отношению к словам с проверяемыми написаниями, что подтверждает необходимость и значимость работы с такими словами.

Словарно-орфографическая работа состоит из следующих этапов:

1. Представление нового слова.

2. Выяснение лексического значения слова.

3. Освоение орфографии нового слова.

4. Запись слова учителем на доске и учениками в тетрадях с по-слоговым орфографическим про-говариванием.

5. Фонетическое чтение словарного слова.

6. Анализ состава слова и подбор учащимися однокоренных слов с непроверяемой орфограммой.

7. Включение данного словарного слова в словосочетание или предложение.

Эффективность использования приемов мнемотехники при словар-

Словарные слова изучается в рамках учебного предмета «Русский

ной работе

Общая характеристика класса с трудностями в обучении

Я работаю в МОУ СОШ № 4 г. Всеволожска Ленинградской области в классе для детей с ОВЗ, обучающихся по АООП 7.2 (ЗПР). Начальная школа работает по учебной программе УМК "Школа России".

Наше образовательное учреждение реализует интегрированный подход. Интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой дети с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми. В школе для детей с ОВЗ создаются специальные условия для обучения и успешной коммуникации с другими детьми.

Обучающиеся с задержкой психического развития имеют трудности в освоении общеобразовательной программы, особенно отдельных предметов, таких как математика, русский язык и литературное чтение. Для реализации АООП (вариант 7.2) уроки именно по этим предметам ведет специальный коррекционный педагог.

язык» (авторы учебника В. П. Ка-накина, В. Г. Горецкий).

В параллели третьих классов пять учащихся обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР (вариант 7.2), из них три мальчика и две девочки.

Это учащиеся, которые не всегда могут работать самостоятельно. Внимание непроизвольное, им трудно концентрироваться на задании. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы часто отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности снижен, работоспособность низкая. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звуко-произношения, словарь бедный, недостаточное развитие связной речи. Познавательно-ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Ребята чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя.

При опросе родителей и детей я выяснила, что дети заучивают словарные слова и что для большинства детей это скучное и не-

интересное занятие. Они учат эти слова каждый день, а по истечению некоторого времени вновь забывают. В основном, используют метод заучивания — прописывание слов многочисленное количество раз. Конечно, повторение необходимо для усвоения материала, но механическое повторение дает минимальный эффект. Что нужно

классе. Однако поиски рабочих методов мнемотехники по запоминанию словарных слов с данной группой детей начались еще вес-

сделать?

1. Стимулировать эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления.

2. Необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой — но не обязательно только они) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.

Мне требовалось выделить наиболее эффективные способы запоминания словарных слов для детей с ОВЗ, обучающихся по АООП (вариант 7.2). Из-за низкого уровня развития когнитивных и регулятивных функций у детей многие приемы и методы оказались сложными и даже недоступными для применения. Сама опытно-экспериментальная работа началась с 1 сентября 2021 года, когда обучающиеся начали обучение в третьем

ной, во втором классе.

Итак, методы мнемотехники, которые можно использовать при работе со словарными словами с детьми с ОВЗ:

1) метод ассоциаций,

2) метод аналогий,

3) метод группировки, или «мне-мосистемы».

Уточню, что эти методы использовались как дополнительные, что все этапы работы со словарными словами, описанные выше соблюдались на уроках русского языка. Единственное изменение, какое я ввела на четвертом этапе, когда слово записывается учителем на доске и учениками в тетрадях с послоговым орфографическим проговариванием, — это введение игрового момента. Послоговое орфографическое проговаривание у нас было разное по громкости (шепотом, тихо, громко), по интонации (восклицательное, невосклицательное), по настроению (радостно, грустно), по эмоциональной окраске (с удивлением, когда злишься, когда страшно, задумчиво и т. д.) или прием «Как бы сказало это слово любое животное?» (например, слово «трактОр» — прорычал лев). Такая форма работы, помимо многократного повторения и прослушивания слова, помогает снять эмоциональную

нагрузку и повысить работоспособность утомляемых детей, дав возможность отдохнуть в веселой деятельности. Сюда же можно добавить орфографическое пропева-

Ребёнок, задумываясь над написанием слова, сначала вспоминает образ, созданный к этому словарному слову, определяет в нем зашифрованную букву, а затем записывает слово правильно. Постепенно эти мыслительные действия сокращаются, и словарное слово автоматически записывается безошибочно. Можно обратить внимание учащихся на признак, который относится к изучаемому слову, и попробовать соединить этот при-

ние словарных слов.

Метод ассоциаций универсален, интересен, пользуется наибольшей популярностью. Особенно хорош метод графических (зрительных) ассоциаций. Основываясь на диагностике данной группы детей, я выяснила, что наиболее сохранна зрительная память. Ее можно использовать как сильное звено, на которое можно опираться при обучении.

Буква, которую нужно запомнить, оживляется, обыгрывается с помощью определенного рисунка или образа. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. В нём должна быть четко выражена запоминаемая буква.

Вначале работы со словарными словами предлагаю детям готовые ассоциации. Постепенно учащиеся придумывают свои образы (см. Приложение 1). Для фиксации придуманных или увиденных ассоциаций дети ведут индивидуальные «весёлые» словарики. Все дети с удовольствием рисуют, что позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение. Чем забавнее и необычнее ассоциация, тем больший успех в запоминании она приносит. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.

знак с орфограммой.

Примеры словарных слов и комбинированных ассоциативных образов (зрительных и слуховых): кАрман — дырА; кОнцерт — нОта; зАвод — трубА; кОрабль — вОлны; лАдонь — лАпа; кАпуста — зАяц; кАрандаш — бумАга (см. Приложение 2).

Метод звуковых (фонетических) аналогий предусматривает подбор звуковых аналогий по схожести звучания. Он может эффективно использоваться только в том случае, когда аналогия (фраза) подобрана к запоминаемому слову удачно. Дети могут подкрепить этот образ фантастическим рисунком, схемой. К словарному слову подбираются такие созвучные слова, в которых присутствует опасное место, требующее запоминания. Обязательное условие — в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение. Например: ДЕревня — ДЕдушка в деревне; ПЕтух — ПЕтя-ПЕтушок

лучше всех умеет ПЕть; КРАпива — обожжёшься КРАпивой — будешь в КРАпинку; ПАльто — ПАпе купили ПАльто; РЮКзак — повесил на кРЮКРЮКзак (см. приложение 3).

Хорошо запоминаются необычные, шуточные сюжеты. Из недостатков: при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами получается нагромождение фраз, в которых легко запутаться.

Метод мнемосистем. Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

Было выделено два вида мнемо-систем.

•Тематическая мнемосистема (см. Приложение 4). Например, тема «Огород».

Нужно запомнить словарные слова: овощи, картофель, помидор, огурец, петрушка, горох. И для «оживления» придумывается игровая ситуация высаживания растений или ухода за ними на огороде с обязательным орфографическим прого-вариванием слов и интонационным выделением «трудной» буквы.

• Буквенная мнемосистема — объединение по букве, написание которой нужно запомнить, например, Ё — жЁлтый, чЁрный; О — Орех, Овёс; О О — вОстОк, пОгОда. При этом непроверяемая буква рисуется на листе очень крупно, и относительно нее располагаются словарные слова (см. приложение 5).

Результаты использования приемов мнемотехники при изучении словарных слов

Цель исследовательской работы заключалась в экспериментальной проверке эффективности влияния методов мнемотехники на процесс запоминания словарных слов.

Таблица 1

Сравнительная таблица написания словарных диктантов детьми с ОВЗ 2020 и 2021 год

осень 2020 год октябрь 2021 год

№ Обучающийся Среднее количество ошибок Оценка Среднее количество ошибок Оценка

1 Ребенок 1 5-7 2 - 5

2 Ребенок 2 4 3 1 4

3 Ребенок 3 6-8 2 3 3

4 Ребенок 4 6-8 2 2 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Ребенок 5 9-12 2 4 3

Из таблицы 1 видно, что осенью 2020 года все дети писали проверочные словарные диктанты с многочисленными ошибками (от 4 до 12 ошибок у каждого ребенка).

И, соответственно, у обучающихся были оценки: удовлетворительные — у 1 ребенка, неудовлетворительные — у 4 ребят.

Рис. 1. Среднее количество ошибок в словарном диктанте 2020 и 2021 год

После полутора месяцев обучения мнемотехническим приемам запоминания словарных слов

ребенок 2 — качество написания словарных диктантов улучшилось на 75% (среднее количество ошибок в 2020 г. — 4 ош., в 2021 г. — 1 ош.);

ребенок 3 — качество написания словарных диктантов улучшилось на 57% (среднее количество оши-

бок в 2020 г. - 7 ош., в 2021 г. - 3 ош.);

ребенок 4 — качество написания словарных диктантов улучшилось на 71% (среднее количество ошибок в 2020 г. — 7 ош., в 2021 г. — 2 ош.);

ребенок 5 — качество написания словарных диктантов улучшилось на 63% (среднее количество ошибок в 2020 г. — 11 ош., в 2021 г. — 4 ош.).

Отдельно хочется отметить результат ребенка 5. У мальчика сложная форма акустико-фонема-тической дисграфии, при которой ребенок практически не пишет под диктовку. В Приложении 6 «Сло-

среднее количество значительно снизилось (рис. 1):

ребенок 1 — качество написания словарных диктантов улучшилось на 100% (среднее количество ошибок в 2020 г. — 6 ош., в 2021 г. — ошибок нет);

варные диктанты» фото его работ приложены под названием «Ребенок 2». Как мы видим, у обучающегося идет постоянный поиск написания слова. Он вновь и вновь зачеркивает варианты написания. В незачеркнутых словах многочисленные ошибки — пропуски и замены букв. Если же сравним его же диктант в 3 классе, то увидим меньшее количество поисков написания слов и небольшое количество ошибок. Это свидетельствует о том. что даже при сложных логопедических диагнозах методы мнемотехники помогают запоминать графическую запись слова.

Примеры диктантов детей можно посмотреть в Приложении 6.

Заключение. Запоминание непроверяемых написаний — долгий, утомительный, трудоемкий процесс. Чтобы сделать процесс изучения словарных слов увлекательным и продуктивным нужно использовать мнемотехнику — совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание нужных сведений, фактов при помощи создания искусственных ассоциа-

ций. Этот метод основывается на возрастных психологических особенностях детей. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

В ходе исследования были апробированы 3 метода: метод графических (зрительных) ассоциаций, метод звуковых (фонетических) аналогий, метод мнемосистем. Анализ работ показал, что данные методы мнемотехники эффективны при работе со словарными словами.

Данные исследования пригодятся как обучающимся, испытывающим трудности при запоминании словарных слов, так и педагогам, заинтересованным во внедрении в процесс обучения новых технологий. Мнемотехника способна помочь не только при заучивании словарных слов, но и для запоминания различного рода информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Метод графических (зрительных) ассоциаций

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Комбинированные ассоциативные образы

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Метод звуковых (фонетических) аналогий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тематическая мнемосистема

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Буквенная мнемосистема

^ЬБОМ

РI КЕТА 3 РЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Словарные диктанты Ребенок 1

Ребенок 2

ИгЩ Р /£

уиМуы^, ьЩр&ил-. ¿ода,

■ р Шфмл '

ШНСШсШь,

п

/Ш/

/

Ребенок 3

■ 1 1

(/(К ,7щмш цШ Ш.Щ--

СУлх^^С м) М т

/ Г'АУ* Уч /С& '

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фрагменты уроков

Словарная работа по теме «Овощи»

День Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1 Упр. 114 (устно) - Прочитайте выделенные слова. Как их можно назвать одним словом? - Кто помнит, чем закончился спор овощей? Вариант: дети не читали стихотворение или не помнят его содержание. Тогда учитель сам выразительно читает стихотворение: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе -Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! - Прочитайте загадки, отгадайте их. Мальчики отгадывают первую загадку, девочки вторую. - Объясните свой выбор отгадки. На какие признаки в загадках вы опирались? Ученик зачитывает начало стихотворения Ю. Тувима «Спор овощей» - Овощи. Ответы детей. Выполняют задание

Упр. 115 (письм.) Запишите свои загадки с отгадками - На грядке, зеленая ветка, на ней детки красного цвета (помидоры).

Продолжение прил. 7

День Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Упр. 115 - В этих упражнениях найдите названия - Летом на ого-

(письм.) растений, которые растут на огороде? Далее все словарные слова произносятся с орфографическим послоговым проговарива-нием. - Запишем слово ОГОРОД, проговаривая вслух. Обратите внимание, что это слово пишется с тремя буквами ООО. Подчеркнем буквы, которые надо запомнить. - На нашем огороде три грядки. На первой грядке растут растения, в названиях которых есть буква О. на второй — буква А, на третьей — Е. Следующие слова записываем на каждую « грядку» в столбик. Проговариваем слова и подчеркиваем буквы, которые надо запомнить. роде —зеленого цвета, зимой в бочке — соленые (огурцы). Записывают свои загадки с ответами. Ответы детей. По очереди дети записывают каждое словарное слово, вслух проговаривая орфографическое написание,

Работа с выбирая нужную

учебни- «грядку» для за-

ком - Какое слово мы еще не написали? Ответ найдете на страничках учебника. На какую грядку мы «посадим» наше слово? писи: О — гОрох, пОмидор, Огурец, мОрковь А — кАртофель,

Метод кАпуста

буквен- Е- пЕтрушка

ной

мнемо- Ответы детей.

системы овОщи (1ая грядка)

2 Метод Учитель готовит заранее лист с тремя Обращают вни-

буквен- «грядками», где написаны три крупные мание на лист.

ной буквы О А Е.

мнемо-

сис Читает стихотворение, интонацией выде- Слушают сти-

темыь ляя орфографическое написание словар- хотворение.

(повто- ных слов по теме.

рение,

отдель-

ные кар-

точки)

День Деятельность учителя Деятельность обучающихся

2 Посмотрите-ка, ребятки, Буква О растёт на грядке: Огурец, морковь, горох, Помидор и огород. Ну а где растёт капуста? Как ни странно — место пусто. Почему? Я, друзья, вам подскажу: «В написании загадка, С буквой А другая грядка!»: Капуста, фасоль, картофель. - Ребята, на ваших партах лежат такие же карточки с «грядками». Давайте запишем наши словарные слова правильно. Учитель вместе с детьми записывает словарные слова в заранее подготовленные карточки (буквенная мнемосистема). Работают вместе с учителем на карточках. Образец дает учитель на доске.

3 Графические ассоциации (работа в словариках) Учитель читает четверостишие: Чтобы слово понять, Никогда не забывать, Его надо рисовать И в картинках представлять. - Открываем словарики. Мы уже с вами умеем рисовать слова. Учитель подсказывает при затруднениях. - Давайте подумаем, как мы можем нарисовать слово ОГОРОД. Какие буквы мы запоминаем? Что растет на огороде? На что похожа буква О, на какой овощ? - Кто работает на огороде, ухаживает за овощами? На огороде работают бабушка и дедушка. Можно нарисовать их довольные лица: ВООООт такой урожай собрали! Далее разбираются и зарисовываются слова с буквой О: ОВОЩИ, МОРКОВЬ, ГОРОХ, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ. Слушают учителя. Работают в словариках. - Буква О кругленькая, похожа на помидор, кругленькое зернышко горошка. - Огурец овальный, буква О письменная похожа на овал.

День

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Графические ассоциации (работа в словариках)

— Слова кАртофель и кАпуста пишутся с буквой А. Письменная буква «а» имеет два элемента: овал и крючочек внизу. Вот овал похож на картошку. Если взять коричневый карандашик, можно нарисовать клубень картофеля, поставить небольшие черточки — это ямки с глазками. Только нужно нашему клубню дорисовать крючок

— вот и строчная письменная буква «а».

— Буква «а» у капусты похожа на ее кочан. Можно нарисовать зеленым фломастером. -Буква «Е» у пЕтрушки будет вазочкой.

В ней будет стоять зелень — листики петрушки.

У всех получаются разные рисунки. Дети рисуют то, что выбирают сами.

Тематическая мнемо-система (закрепление)

Учитель заранее вывешивает словарные слова, сгруппированные тематически.

При входе в класс ребята замечают изменения на доске.

На уроке учитель дает разные задания на доске или на карточках. Варианты заданий:

1. Гласные «убежали». Восстанови слова. К..рт..ф..ль, к..п..ст.., м..рк..вь, г..р..х, ..г..р..д, п..тр..шк..

2. Напиши слова. Подчеркни непроверяемые гласные, которые нужно запомнить. Горох, капуста, картофель, морковь, овощи, огород, огурец, помидор, петрушка._

3

4

День

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Тематическая мнемо-система (закрепление)

3. Отгадай загадки, напиши отгадки. Подчеркни безударные гласные. а) Закутан ребёнок в сто пелёнок.

б) Мясистый и красный, Для салата прекрасный. Все ребята с давних пор Очень любят

Выполняют задания по очереди, индивидуально, подгруппами или все вместе у доски или на карточках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) Пышный хвост схватил я ловко, потянул - и вот_

г) Растут на грядке Зелёные ребятки. Удалые молодцы,

И зовут их..._

д) Под землёй лежит семья: Мама, папа, ребятня. Семейку ты копни немножко - И появится._

4. Расшифруй слова. МИПОДОР РЕОГУЦ РОХГО

5. Найди ошибки и исправь.

На огароде выросли оващи: марковь, копу-ста, памедор, агурец.

Закрепление на последующих уроках

Выполняют задания.

Авторская разработка игры Игра-«ходилка».

Цель: закрепить написание словарных слов. Количество участников: от двух и более. Правила:

1. Все участники двигаются в заданном направлении. Свои правильные ответы, выбранные буквы ребенок закрашивает определенным цветом.

2. Количество пройденных клеток определяется бросанием игрального кубика.

4

5

6

День

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

3. В поле-остановке есть задание - сказать букву, пропущенную в словарном слове. Если ответ правильный, то поле и выбранная буква закрашивается определенным цветом, выбранным ребенком.

4. Если ответ неверный - игрок пропускает ход, а его ход переходит следующему участнику.

5. В конце игры, когда все поля заполнены, подсчитываются цветные ответы каждого ребенка.

Вариант 1: в центре поля пропущенные буквы написаны, ребенок их выбирает.

Вариант 2 (усложнение): в центре поля пустые кружки для заполнения детьми - вписывают пропущенные буквы.

Цпрль ник § В воС-ЛЬ ^ льгом д

ТОРНИК £ : _ ПШ -НиЦА £

I п ■■ ГОДА Е

I Б...РёЗА

1 п.. тиля

X. £

ср.-.ДЛ |1

К -РАЬДЬ Я Ё £ О 0Г-.РОД ^ О К-РТинА |

Е

...ГУРЕЦ,

Е О О

Е £ 0 0 е А

0 ° ^ Ф^З

£ А О Е о О м Ро5 I

Л оь~.ш,и I

Е 5 6 г — ,

г I : ЛР...ЖАИ

а ы £

1 1 г >-

6

Поступила в редакцию 27.10.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.