Научная статья на тему 'МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМОТЕХНИКА / ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / РУССКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Полина Эдуардовна, Александрова Наталья Сергеевна

В статье представлена информация о методе мнемотехники как средства развития произвольной памяти детей, который может быть применен на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся мнения ученых о методе мнемотехники и ее целесообразности в совершенствовании памяти человека. Содержатся основания для применения мнемонических приемов на уроках в начальных классах. Также в статье сгруппированы некоторые мнемотехнические приемы, приводятся примеры мнемотехнических приемов, которые могут быть применены на уроках русского языка, а также вариант работы на уроке русского языка в начальных классах со словарными словами, при котором средством запоминания орфограмм являются мнемотехнические приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Полина Эдуардовна, Александрова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS AS A MEANS OF DEVELOPING ARBITRARY MEMORY IN PRIMARY SCHOOL RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article presents information about the method of mnemonics as a means of developing children's arbitrary memory which can be used in Russian lessons in primary school. There are opinions of scientists on the method of mnemonics and its expediency in improving human memory. There are the basics for the use of mnemonic techniques at the lessons in primary school. The authors describe some mnemotechnical techniques, give the examples of mnemotechnical techniques that can be used in Russian lessons. The article also gives a variant of working in primary school Russian language lesson with vocabulary words in which mnemotechnical techniques are the means of memorizing orthograms.

Текст научной работы на тему «МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИКА

REFERENCES

1. Gerej T., Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskie problemy jeffektivnogo primenenija komp'jutera v uchebnom processe [Psychological and pedagogical problems of the effective use of a computer in the educational process]. Voprosy psi-hologii [Questions of psychology]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853041.htm (Accessed 30.07.2021).

2. Gusev V.A., Orlov V.V., Panchishhina V.A., et al. Metodika obuchenija geometrii: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Geometry teaching method]. In Guseva V.A. (ed.). Moscow: Akademija, 2004. 368 p.

3. Serjukova A.S. Metodicheskie podhody k organizacii poshagovogo reshenija obuchajushhimisja srednej shkoly zadach po stereometrii [Methodological approaches to the organization of step-by-step solution of problems in stereometry by secondary school students]. Vestnik soveta molodyh uchjonyh i specialistov Cheljabinskoj oblasti [Bulletin of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region], 2019, no. 4 (27), pp. 43-47.

4. Starodubcev V.A. Komp'juternye i mul'timedijnye tehnologii v estestvenno-nauchnom obrazovanii: ucheb. posobie [Computer and multimedia technologies in natural science education]. Tomsk: Del'taplan, 2002.

5. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putjah ego issledovanija: uchebnik [About thinking and ways of studying it]. Moscow: AN SSSR, 1958. 147 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.И. Никляев, студент 4 курса института информационных технологий и физико-математического образования, по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профиль «Математика и информатика», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Россия, e-mail: nik.artem00@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1562-3465.

Л.М. Бронникова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, Россия, e-mail: bronnikova_laris@mail.ru, ORCID: 0000-0001-7271-860X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.I. Nikyaev, 4th year student, Institute of Information Technology, Physics and Mathematics Education, field of training "Pedagogical education (with two training profiles)", profile "Mathematics and Informatics", Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, e-mail: nik.artem00@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1562-3465.

L.M. Bronnikova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, e-mail: bronnikova_laris@mail.ru, ORCID: 0000-0001 -7271-860X.

УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_110

Полина Эдуардовна Овсянникова, Наталья Сергеевна Александрова

г. Киров

Мнемотехника как средство развития произвольной памяти на уроках русского

языка в начальной школе

В статье представлена информация о методе мнемотехники как средства развития произвольной памяти детей, который может быть применен на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся мнения ученых о методе мнемотехники и ее целесообразности в совершенствовании памяти человека. Содержатся основания для применения мнемонических приемов на уроках в начальных классах. Также в статье сгруппированы некоторые мнемотехнические приемы, приводятся примеры мнемотехнических приемов, которые могут быть применены на уроках русского языка, а также вариант работы на уроке русского языка в начальных классах со словарными словами, при котором средством запоминания орфограмм являются мнемотехнические приемы.

Ключевые слова: мнемотехника, произвольная память, обучающиеся начальных классов, русский язык.

Polina Eduardovna Ovsyannikova, Natalya Sergeevna Aleksandrova

Kirov

Mnemonics as a means of developing arbitrary memory in primary school

Russian Language lessons

This article presents information about the method of mnemonics as a means of developing children's arbitrary memory which can be used in Russian lessons in primary school. There are opinions of scientists on the method of mnemonics and its expediency in improving human memory. There are the basics for the use of mnemonic techniques at the lessons in primary school. The authors describe some mnemotechnical techniques, give the examples of mnemotechnical techniques that can be used in Russian lessons. The article also gives a variant of working in primary school Russian language lesson with vocabulary words in which mnemotechnical techniques are the means of memorizing orthograms.

Keywords: mnemonics, arbitrary memory, mnemonic techniques, primary school students, Russian language.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 110_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021_ 2542-0291

PEDAGOGY

Согласно ФГОС НОО одной из основных целей обучения является формирование у обучающихся основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности [1, С. 5]. Для успешного продолжения обучения детям младшего школьного возраста необходимо научиться принимать, сохранять учебные цели и задачи, планировать деятельность по их осуществлению, контролировать и оценивать свои действия, применять широкий спектр логических операций, иными словами, успешно овладеть универсальными учебными действиями. Освоение школьной программы немыслимо без развития произвольной памяти. Систематическое применение произвольной памяти провоцирует умственное развитие ребенка, в том числе и возможность мыслить логически и делать выводы.

Одной из актуальных проблем педагогической науки является развитие произвольной памяти обучающихся, поскольку с каждым годом количество информации увеличивается в разы и, как следствие, происходит интенсификация учебного процесса.

Ссылаясь на исследование А.Р. Лурии отметим, что память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, хранении и последующем воспроизведении определенного опыта, позволяющий накапливать информацию на основе прежних знаний, умений, навыков [6, С. 53].

Как утверждал Симонид Кеосский, для ясности памяти важнее всего упорядоченное расположение, а тем, кто хочет развить свои способности в этом направлении, надо «держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать образы запоминаемых предметов. Память тесно связана с чувствами человека. Лучше всего запоминается то, что передается и внушается чувством, а самое острое из наших чувств - чувство зрения. Для лучшего запоминания воспринятое слухом или мыслью должно передаваться уму еще и посредством глаз» [5, С.14]. Так, Симонид в своих высказываниях обозначил связь мыслительных процессов с чувственным опытом человека.

Для того, чтобы процесс запоминания был эффективен необходимо проведение специальной работы, по формированию результативных способов запоминания. Важно, чтобы этот процесс был привлекателен и интересен для детей, при этом позволял предотвратить информационную перегрузку, поэтому помимо традиционных методик обосновано применение творческих, нестандартных методик. Одна из таких методик — это использование мнемотехнических приемов.

Мнемотехника или мнемоника с греческого означает искусство запоминания. Она представляет собой, согласно большому энциклопедическому словарю, систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное и эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

путем осознанного целенаправленного создания ассоциативных связей [3, С. 853].

Впервые о мнемотехнических приемах упоминают Цицерон и Квинтилиан. Однако основы мнемотехники были высказаны ранее, древнегреческими учеными. В дальнейшем методика рассматривалась многими авторами, дополнялась, пересматривалась. Рассмотрением мнемотехники занимались такие ученые как Ф. Бэкон, Г.В. Лейбниц, Р. Луллий, Т.В. Черниговская, Я. Ассман, Т.А. Гридина и другие.

Применение мнемотехнических приемов имеет психофизиологическую основу: поступае-мая информация преобразуется в зрительные образы. Такие образы, с закодированными элементами запоминаемой информации называют искусственными ассоциациями.

Обучение с применением мнемотехники, указывает А.Ф. Ануфриев, нацелено на развитие психических процессов памяти, мышления, воображения. Овладение приемами мнемотехники работы с мне-мотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно с развитием памяти позволяет развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки [2, С. 35].

Мнемотехнические приемы запоминания широко известны большинству людей. Запоминание цветов радуги по предложению, в котором первые буквы соответствуют первым буквам цветов. Другой пример, славянская азбука, в которой названия букв были придуманы с мнемонической целью (А- аз, Б- буки ...).

Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов опирается на конкретные представления и образы утверждает Д.А. Зеленяк [4, С. 3]. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием - через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи ученик сможет выбрать наиболее подходящий для себя.

Современные учителя стараются разрабатывать различные мнемотехнические приемы с тем, чтобы увлечь и заинтересовать детей в процессе обучения, параллельно развивая их память и способствуя решению различных проблем обучения. Наиболее распространенной сферой применения мнемотехник в школе является русский язык.

В начальной школе на уроках русского языка обучающиеся сталкиваются с проблемой - словарными словами, написание которых требует запоминания. На помощь приходят мнемотехнические приемы. Виды приемов с их описанием, а также примеры упражнений для работы на уроках русского языка в начальной школе предложены в таблице 1.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021

111

ПЕДАГОГИКА

Таблица 1

Приемы мнемотехники на уроках русского языка

Прием Описание Пример

Визуализация Создание визуальных ассоциаций, картинок. Развитие зрительной памяти. Для того, чтобы запомнить написание слов «шёл», «чёрный», «жёлтый», учитель предлагает детям выполнить рисунок чёрного ёжика художника в жёлтой кепке, который идёт с кисточками. Учащиеся выполняют рисунок, после чего описывают его, запоминая, что в закодированных словах пишет буква ё.

Пространственное воображение. Метод Цицерона. Римская комната. Запоминаемую информацию связывают с предметами, находящимися в определенном пространстве. Яркие, необычные, динамические образы. Учитель просит учеников представить свой холодильник, в котором на первой полке находятся яблоко, ягода, молоко, мороженое, огурец, овощи (с орфограммой О). На второй полке - малина, капуста щавель, батон (орфограмма А). Каждой орфограмме свое место.

Рифмы и созвучия Создание рифмованных пар слов или небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал. Запоминание слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний. Рифмы могут быть предложены как учителем, так и творческое задание детям. Например, учитель предлагает детям для запоминания такие строчки: Ворона, сорока, петух, воробей, Корова, собака, медведь, соловей. Дежурный, тетрадь, карандаш, ученик, Язык, телефон, телевизор, дневник. Далее, учитель может предложить детям самостоятельно придумать рифмованные строчки из слов с орфограммами.

Метод связок Объединение опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ. Детям дается задание - составить предложение с похожими орфограммами. Например, Сорока и воробей дрожат от холода и мороза. Другой вариант, учитель рассказывает сказку о трусливом зайце, который был очень хвастливым и часто повторял: "Я! Я! Я!" Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то трусишка начинал шептать: "Я... Я..." и прятался под куст. Теперь дети запомнят, что слово «заяц» пишется с буквой «я».

Графические ассоциации Изображение определенной буквы в виде рисунка. Учитель просит обучающихся изобразить графически слово с орфограммой. Например, в слове «погода» вместо буквы «о» нарисовать солнце. Непроверяемые «о» в словах «морковь», «молоко», можно нарисовать морковь, которая крутит на талии два обруча, на бутылку с молоком надеты 3 кольца.

Упражнения с данными приемами происходят при словарно-орфографической работе на этапе закрепления орфограммы. Учитель выбирает один или несколько приемов и формулирует для детей задание. Например, запоминаемая орфограмма -непроверяемый гласный в корне слова (магазин, малина, машина). Учитель предлагает детям выполнить оригинальный рисунок - машина, наполненная малиной, выезжает из магазина, который называется «МА». После того, как обучающиеся закончат рисунок, учитель просит детей описать то, что происходит на картине в одном предложении или составить небольшой рассказ.

Мнемотехнические приемы могут быть предложены как учителем, так и самими обучающимися, так у детей будет возможность адаптировать информацию под собственное восприятие.

Таким образом, приемы работы с памятью и способами ее совершенствования зародились еще в Древней Греции и продолжают быть актуальными на настоящий момент. Средствами мнемотехники учитель может способствовать развитию интереса к предмету, в частности к русскому языку, активизировать мышление детей, улучшить их произвольное запоминание. Кроме того, мнемонический материал помогает экономить время при повторении и систематизации пройденного материала.

112

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (52) 2021

ISSN 2542-0291

PEDAGOGY

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Москва : Просвещение, 2020. - 53 с. - Текст : непосредственный.

2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - Москва : Ось, 2013. - 204 с. -Текст : непосредственный.

3. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. - Москва : Советская энциклопедия ; Санкт-Петербург : Фонд "Ленингр. галерея", 2002. - 1628 с. : ил., карт. - Текст : непосредственный.

4. Зеленяк, Д.А. Секреты мнемотехники: метод сжатия информации / Д.А. Зеленяк, А.А. Мисник, Е.В. Меньших. -Текст : электронный // Юный ученый. - 2019. - № 3 (23). — С. 3-6. - URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1395/ (дата обращения: 18.10.2021).

5. Йейтс, Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. - Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. - 480 с. - Текст : непосредственный.

6. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. - Москва : Эйдос, 1994. - 102 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State Educational Standard of Primary General Education]. Moscow: Prosveshhenie, 2020. 53 p.

2. Anufriev A.F., Kostromina S.N. Kak preodolet' trudnosti v obuchenii detej. Psihodiagnosticheskie tablicy. Psihodiag-nosticheskie metodiki. Korrekcionnye uprazhnenija [How to overcome learning difficulties for children. Psychodiagnostic tables. Psychodiagnostic techniques. Correctional exercises]. Moscow: Os', 2013. 204 p.

3. Prohorov A.M. (ed.) Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Big Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaja jenci-klopedija; Sankt-Peterburg: Fond "Leningr. galereja", 2002. 1628 p.

4. Zelenjak D.A., Misnik A.A., Men'shih E.V. Sekrety mnemotehniki: metod szhatija informacii [Secrets of mnemonics: information compression method]. Junyjuchenyj [YoungScientist],2019, no. 3 (23), pp. 3-6. URL: https://moluch.ru/young/ar-chive/23/1395/ (Accessed 18.10.2021).

5. Jejts F. Iskusstvo pamjati [The Art of Memory]. Sankt-Peterburg: Universitetskaja kniga, 1997. 480 p.

6. Lurija A.R. Malen'kaja knizhka o bol'shoj pamjati [A little book about a big memory]. Moscow: Jejdos, 1994. 102 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

П.Э. Овсянникова, студент 5 курса, направления подготовки: «Начальное образование», «Английский язык», ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: ovsyannikovapolina@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0976-685X.

Н.С. Александрова, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: profaleksandrova@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2271-3995.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

P.E. Ovsyannikova, 5th year Student, field of training "Primary education", "English", Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: ovsyannikovapolina@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0976-685X.

N.S. Aleksandrova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: profaleksandrova@yandex.ru, ORCID: 0000-00032271-3995.

УДК 378.1 DOI: 10.52772/25420291_2021_4_113

Марина Петровна Пушкарева, Динара Абдиламитовна Амиркулова

г. Шадринск

Онлайн-ресурсы в обучении иноязычному аудированию на этапе среднего общего

образования

В статье рассматриваются лингвометодические возможности онлайн ресурсов, используемых в качестве средства обучения иноязычному аудированию на этапе среднего общего образования. Во вступительной части статьи речь идет о сложившейся на данный момент ситуации в сфере обучения иностранным языкам, а также об основных требованиях ФГОС по иностранным языкам, предъявляемых к процессу обучения иноязычному аудированию на этапе СОО. Центральная часть статьи посвящена детальному анализу реализации онлайн технологий в процессе обучения иностранным языкам в целом, иноязычному аудированию в частности. Также авторами выделяются основные достоинства использования онлайн ресурсов в качестве средства обучения иноязычному аудированию на этапе среднего общего образования, приводится базовая методика работы с подкастами. В заключительной части статьи авторы приводят собственный пример алгоритма работы с подкастом, взятым с англоязычных онлайн ресурсов.

Ключевые слова: онлайн-ресурсы, иноязычное аудирование, среднее общее образование.

™ JOURNAL OF SHADRINSK STATE

2542-0291_PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (52) 2021_113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.