Научная статья на тему 'О некоторых мнемонических приёмах работы со словами традиционного принципа написания в начальной школе'

О некоторых мнемонических приёмах работы со словами традиционного принципа написания в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / СЛОВА / ПОДЧИНЯЮЩИЕСЯ ТРАДИЦИОННОМУ ПРИНЦИПУ НАПИСАНИЯ / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованева Марина Анатольевна, Доспаева Камилла Рустамовна

В статье освещается вопрос обучения написанию слов, подчиняющихся традиционному принципу написания, на уроках русского языка в начальной школе. Предлагаются новые приёмы и упражнения для запоминания учащимися указанных слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых мнемонических приёмах работы со словами традиционного принципа написания в начальной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

конструкцию going to. Самым распространенным значением в этих предложениях стало значения намерения (22 предложения, 49%). Вторым по частотности оказалось передача будущего времени (13 предложений, 29%). Далее следуют значения прогноза (8 предложений, 18%) и значение желания (2 предложения, 4%). Список использованной литературы:

1. Блох М.Я. Теоретическая грамматика английского языка: Учеб. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. Шк., 2000. -381 с.

2. Морозова Е.Н. Модально-оценочные коннотации английских конструкций, выражающих будущее время: Диссерт. канд. филол. наук, Москва, 2009, http://www.dissercat.com/content/modalno-otsenochnye-konnotatsii-angliiskikh-konstruktsii-vyrazhayushchikh-budushchee-vremya (дата обращения - 28.02.16).

3. Серебрякова Г.А. Грамматический статус и семантика конструкции N+is going+инф. в современном английском языке: Диссерт. канд. филол. наук, Москва, 1984, http://www.dissercat.com/content/grammaticheskii-status-i-semantika-konstruktsii-nis-goinginf-v-sovremennom-angliiskom-yazyke (дата обращения - 28.02.16).

4. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке: Учеб. пособие / Штелинг Д.А. - М. : МГИМО, 1996. - 254с.

© В Н. Вдовина, 2016

УДК 81-11

Голованева Марина Анатольевна

доктор филологических наук, доцент АГУ,

г. Астрахань, РФ E-mail: yarrow@inbox.ru Доспаева Камилла Рустамовна, студентка АГУ, г. Астрахань, РФ E-mail: kamilla30-96@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЁМАХ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИНЦИПА НАПИСАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье освещается вопрос обучения написанию слов, подчиняющихся традиционному принципу написания, на уроках русского языка в начальной школе. Предлагаются новые приёмы и упражнения для запоминания учащимися указанных слов.

Ключевые слова

Мнемонические приёмы, слова, подчиняющиеся традиционному принципу написания, орфографическая

зоркость, графические обозначения, тематическая группа.

Работа по русскому языку со словами, подчиняющимися традиционному принципу написания, в течение многих десятилетий развития методики остаётся однозначно важнейшей, однако приёмы формирования орфографической зоркости при этом менялись мало. Это объясняется большей частью простотой учебной задачи - запомнить определённые программой слова, механически закрепить их в долговременной памяти учащегося, попутно приложив усилия только к разъяснению их лексического значения.

При условии, что действующий ФГОС требует воспитания такой языковой личности, которая сознательно владеет устной и письменной формами речи, внимание к «словарным» словам должно быть обеспечено и заботой учителя начальной школы к осмысленному запоминанию и усвоению лексических

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

единиц младшими школьниками. Поэтому основная цель статьи - предложить некоторые новые приёмы запоминания «словарных» слов, способы внедрения в языковое сознания младших школьников наибольшего количества трудных слов с наименьшими психофизическими усилиями.

Озабоченность оптимизацией учебного процесса проистекает из факта информационной перегрузки младшего школьника. Интенсификация учебного процесса, увеличение количества предметов в начальной школе, рост объёма осваиваемых форматов знания с неизбежностью ведут младшего школьника к потере здоровья, ослаблению памяти, и, как следствие, к снижению успеваемости. Задача методики русского языка на данном этапе - поиск путей наиболее щадящего преподнесения знания, а также оптимальных способов самостоятельной работы учащихся.

Одним из наиболее эффективных методов, по нашему мнению, является применение мнемотехнических методов запоминания, что позволит оптимизировать процесс обучения. Мнемотехника -это процесс усвоения новой информации с помощью специальных методов и приемов. Это новая образовательная технология, которая помогает каждому ребенку комфортно и легко получать знания в любом возрасте. Мнемотехника помогает решить следующие основные учебные и воспитательные задачи: расширение творческих возможностей ребенка, благодаря гармоничной работе левого (логика) и правого (творчество, образное мышление) полушария головного мозга; формирование умения эффективно и самостоятельно учиться; повышение самооценки ребенка, благодаря результативности в обучении; уменьшение количества стрессов от обучения; увеличение учебной мотивации; развитие образной памяти; увеличение творческого потенциала [1]. Приемы мнемотехники облегчают запоминание детьми новой информации и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Например, детям младшего школьного возраста весьма трудно запомнить ряд слов, оперирование которыми в школе неизбежно: форзац, экзамен, рюкзак. Эти «словарные» слова из программы первого класса (УМК В.Г. Горецкого) способны вызвать следующие ассоциации: форзац (двойной лист бумаги, соединяющий книжные листы с переплётом) - держит форму книги, не даёт ей рассыпаться; экзамен - одному ученику радость, а другому - наказанье; рюкзак - сложим вещи не кое-как. В процессе приведения подобных ассоциаций учитель должен стремиться не ограничивать инициативы учащихся и привлекать к использованию ассоциативные образы или рифмы, предложенные детьми и отвечающие требованиям эстетики, морального соответствия. Юмористический характер таких соответствий приветствуется ввиду приближенности данного упражнения к игре. Наглядность, привлечение такого оборудования, которое может активизировать тактильные ощущения, может быть обонятельные и даже вкусовые также полезны.

В методике известны следующие мнемотехническите приёмы: аналогия, трансформация, пиктограммы, фонетической ассоциации, цифрообразы, толкование, связки, сюжет, логичные вопросы, олицетворение, небылица, нумерация, технология эйдетики, группировка слов по тематике.

Работа со «словарными» словами в начальной школе представляется весьма трудоёмкой ввиду того, что списки таких слов в каждом классе немаленькие. Так, в разных УМК количество слов следующее: 1-й класс - 35-39 слов; 2-й - 34-40 слов; 3-й - 49-55 слов; 4-й - 60-70 слов. Всего - 182-204 слова. При этом концентрический принцип обучения выдвигает на первый план принцип тематической группировки слов, когда ранее изученные единицы перемежаются с новыми. Например, в одном словарном диктанте объединяются дни недели: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота; предметы и явления природы: медведь, дятел, сова, заяц, ясень; объекты города: улица, метро, театр и др.

Систематичность словарной работы и частотность являются её важнейшими характеристиками, обеспечивающими эффективность. Мы предлагаем, в противовес принятой традиции проводить словарную работу в начале каждого урока русского языка, придерживаться иного порядка. Так, опыт работы показал, что включение тематических списков словарных слов в этап закрепления нового знания, когда производится тренировка, весьма эффективно. Например, при изучении имени прилагательного, во время уроков повторения ранее изученного, уместно использовать следующий список знакомых слов (УМК В.Г. Горецкого): жёлтый, оранжевый, русский, рабочий. Так как эти слова изучались в разных тематических группах и в разное время предыдущих классов, а сведены в группу прилагательных они были впервые, то написание этого словарного диктанта в первый раз требует повышенного внимания учителя.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Кроме того, представляется уместным использование составной части домашнего задания, которая заключается в следующем: из собственного словарика словарных слов (ведение которого практикуют многие учителя) выбрать и записать слова, например, с заданным сочетанием букв; или слова, содержащие заданную букву; или слова, не содержащие заданную букву; или слова, содержание одну гласную, две гласные и т.п.

Эффективна работа по выявлению уже изученных словарных слов в подобранных учителем коротких сказках, пословицах, поговорках, скороговорках, народных анекдотах, чтение которых не займёт много времени на уроке.

В конце учебного года возможно обращение ко всему списку словарных слов и продуцирование собственного связного текста любого жанра и формата, включающего часть изученных слов.

Важно отметить непреложность требования к графическим обозначениям, которые производятся на всех этапах работы со словарными словами. Такое «автоматическое» выполнение всех подчёркиваний и выделений формирует, во-первых, общую культуру орфографической работы, во-вторых, влияет на привитие орфографической зоркости в наибольшей степени.

Творческая роль учителя заключается ещё и в возможности внедрять словарные слова в любые упражнения учебника, дополнительных дидактических источников, тематически позволяющие такое обогащение.

Эффект неожиданности, кеак известно, весьма действен в обучении. Так, умышленное «нечаянное» введение словарных слов в «неподходящих» местах урока тоже даёт положительный результат. Например, при проведении физкультминутки на интерактивной доске внезапно появляется одно из изученных слов. Написанное крупным шрифтом, буквами яркого цвета и, возможно, в сопровождении каких-либо звуковых эффектов, оно может иметь графические обозначения, а может их не иметь, так чтобы образ слова в нераздробленном виде остался в языковой памяти учащихся. Ныне существующие компьютерные программы позволяют заложить требуемое оформление, частотность появления на экране и др. эффекты. Единственное условие - привлечение внимания учащихся к данной лексической единице и соответствующий языковой анализ её с обязательным проговариванием вслух.

Таким образом, использование различных средств обучения при работе над словарными словами способствует развитию фонематического слуха и орфографической зоркости младших школьников.

Список использованной литературы: 1. Развитие памяти дошкольников на основе мнемотехники. - Эл. ресурс: Режим доступа: http://ext.spb.ru/skype/89-publikacii/preschool/4191-2013-12-12-11-34-27.html

© Голованева М.А., Доспаева К. Р., 2016

УДК 81'44

Калабекова Людмила Тазретовна

доктор филол.наук, доцент СОГУ, г. Владикавказ, РФ E-mail: kalabekova@list.ru

ИНВАРИАНТНЫЕ СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА В ИДИОЛЕКТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

В статье речь идет о переводческих технологиях, к которым прибегают опытные переводчики с целью адекватно передать содержание конкретно взятого оригинального языкового материала. Эти приемы ложатся в основу переводов, выполняемых на материале языков разной типологической отнесенности, а если сузить пространство переводческих процессов до двух этно- и лингвокультур, на материале двух идиолектов. Последняя из упомянутых ситуаций, формирует, условно говоря, проблемы частного переводоведения, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.