Диагностика уровня развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
Мамедова Лариса Викторовна,
канд. педагогических наук, зав. кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ (г. Нерюнгри), [email protected]
Шахмалова Ирина Жаповна,
старший преподаватель кафедры ПиМНО ТИ (ф) СВФУ (г. Нерюнгри)
Иоаниди Анна Филипповна,
студент кафедры ПиМНО ТИ (Ф) СВФУ (г. Нерюнгри)
Анализ психологической литературы и терминологии по данной теме работы, свидетельствует о том, что память является одним из сложных психических процессов, так как она способна выполнять функции не только запоминания и сохранения, накапливания, но и воспроизведения, а также забывание. В справочниках по психологии выделяют определенные виды памяти, свойства, которые свойственны человеку, и которые необходимо развивать на определенном этапе развития ребенка.
Проведенный анализ исследований в данной области свидетельствует о том, память ребенка дошкольного возраста является особой, она тесно связана с полученными впечатлениями и заинтересованностью происходящим. Эффективность запоминания напрямую зависит от увлеченности ребенка процессом. Чем он активнее и вызывает больший эмоциональный отклик, тем больше вероятность запоминания информации. В связи с этим многие методики улучшения памяти выстроены в игровой форме.
В данной статье представлен анализ проведенного нами исследования на базе дошкольного образовательного учреждения в городе Нерюнгри республики Саха (Якутия). Данное диагностическое исследование проводилось по психодиагностическим методикам по шести блокам: Методика на узнавание. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Методика определения динамики процесса заучивания. Методика опосредованного запоминания. Методика определения развития образной памяти. На основе полученных результатов диагностики, были подобраны упражнения развития памяти и ее характеристик у детей дошкольного возраста. Ключевые слова: дошкольник, ребенок, память, виды памяти, развитие, травма, диагностика.
о
Е
СП
о
(Ч
Память является бесценным хранилищем знаний, умений, навыков человека, мозг которого способен накапливать, удерживать, забывать и восстанавливать информацию. Память позволяет индивиду воспроизводить события, мысли, звуки, ощущения, выстраивать взаимосвязь между ними, принимать последующие решения на основе них [7; 8; 9].
Память человека можно подразделить на виды согласно нижеследующих категорий: по времени хранения информации - сенсорная, кратковременная, рабочая (оперативная), долговременная память; по типу информации - вербальная и невербальная память; по задействованному органу чувств - зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, вкусовая и осязательная память [4; 8].
Воспоминания появляются в результате процессов деятельности мозга, нарушения которых не позволят получить желаемый результат. Данные процессы в общем виде можно категорировать по следующим фазам: кодирование (наложение на происходящие события восприятия - эмоций, ощущений и т.д.); хранение (накопление и долговременное сохранение); восстановление (обращение к памяти при необходимости воспоминания) [1].
Необходимо отметить, что полученные травмы головного мозга, врожденные аномалии, отсутствие постоянных упражнений, направленных на развитие памяти, могут быть причинами серьезных нарушений и заболеваний, которые окажут влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Память ребенка отличается от памяти взрослых. Так как ребенок будет лучше запоминать исходя из полученных впечатлений и его заинтересованности.
У детей младшего дошкольного возраста фазы памяти немного отличны от основных, указанных выше: запоминание (ассоциация и привязка новой информации к уже знакомой); сохранение (долговременное или кратковременное); припоминание (обращение и извлечение ранее запомненной информации); узнавание (более активный способ извлечение информации при наличии базиса - видимого, слышимого, ощущаемого, осязаемого объекта); воспроизведение - комплексное извлечение информации из памяти в результате наличия сходных впечатлений [2; 6].
Основная особенность памяти детей младшего дошкольного возраста заключается в преобладании непроизвольного запоминании, при этом преобладающим видом памяти является образная.
В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются следующие виды памяти:
• образная (воображение ребенка рисует образ услышанного слова, закрепляя его в памяти и при воспроизведении восстанавливает слово из образа);
• слуховая (запоминание слов, звуков, установление их ассоциации);
• зрительная (запоминание картинок, внешних форм предметов);
• двигательная (основывается на повторении заданного образца движений, например, при выполнении бытовых операций, разучивании танца и т.д.) [9; 10].
Память является сложнейшей когнитивной функцией, однако она способна к развитию путем постоянных тренировок. Данное значительно важно для детей, т.к. еще в раннем возрасте с помощью специальных психодиагностических методик [5] и тестирований, возможно, определить уровень и состояние памяти ребенка, помочь ему усовершенствовать их, тем самым оградив от последующих проблем, связанных со сложностями в процессе запоминания информации при обучении.
В процессе прохождения практики в муниципальном дошкольном учреждении г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) было проведено психодиагностическое обследование уровня развития памяти у детей младшего дошкольного возраста в группе из 20 человек по методикам А.Н. Леонтьева и Немова Р.С.
По результатам первичного психодиагностического обследования, указанного ниже в таблице были подобраны упражнения, включенные психолого-педагогическую программа «Незабудка», состоящую из 10 занятий, направленную на развитие уровня памяти детей.
Рассмотрим некоторые упражнения более подробнее.
Упражнение №1 «Запоминай картинки» (индивидуальное/групповое). Ребенку предлагается для запоминания за 30 секунд набор из 15 картинок с героями Disney. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении времени ребенок должен из набора в 30 картинок максимально быстро отобрать запомненные ранее 15. Постепенно количество предлагаемых для запоминания картинок увеличивается.
Упражнение №2 «Повтори движения» (групповое). Дети становятся в круг. Первый ребенок показывает движение, все его повторяют. Второй ребенок показывает свое движение, после все дети повторяют первое и второе движение. Так продолжается до тех пор, пока дети не повторят цепочку движений, равную количеству детей.
Упражнение №3 «Вспомни, как звучит» (индивидуальное/групповое). Ребенку предлагаются для прослушивания записи с различными звуками. После прослушивания каждого звука он должен рассказать, с чем и почему данный звук ассоциируется. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении времени после повторного прослушивания звуков ребенок должен безошибочно повторить свои ассоциации.
Упражнение №4 «Расскажи историю» (групповое). Дети садятся в круг. Первый ребенок называет слово, после чего все его повторяют. Второй ребенок называет свое слово, которое логически должно быть связано для последующего построения рассказа с первым словом, все дети повторяют первое и второе движение. Так продолжается до тех пор, пока дети не повторят цепочку слов, равную количеству детей, собранных в мини-историю.
Упражнение №5 «Разложи предметы» (индивидуальное/групповое). Ребенку предлагается набор из 15 предметов. За 30 секунд он должен заполнить порядок их расположения. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении времени ребенок должен безошибочно расположить предметы в запомненном порядке. Постепенно количество предметов в наборе увеличивается.
Упражнение №6 «Хитрые цвета»(индивидуаль-ное/групповое).Ребенку предлагаются 10 карточек с цветами и картинками, однозначно ассоциирующимися с
данными цветами, но изображенными иным цветом (пример: солнышко, нарисованное зеленым цветом). Время, отведенное для запоминания - 60 секунд. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении времени ребенку называются цвета и карточки с картинками изображенными корректным цветом. Ребенок к названному цвету должен выбрать карточку с объектом, изображённым на предложенной для запоминания картинке данным цветом. Постепенно количество карточек с цветами и картинками для запоминания увеличивается.
Упражнение №7 «Песенки» (групповое).Выбира-ется детская песенка для разучивания. Дети садятся в круг. Воспитателем поется первая строка, после чего все ее поют вместе. Воспитателем поется вторая строка, после чего все поют первую и вторую строки вместе. Так продолжается до тех пор, пока дети не повторят куплет/припев. По окончании занятия дети должны спеть всю песню целиком.
Упражнение №8 «Веселые фигуры» (групповое). Дети становятся в круг. Первый ребенок показывает замершую фигуру, все ее повторяют. Второй ребенок показывает свое замершую фигуру, все дети ее повторяют. Так продолжается до тех пор, пока все дети не покажут свою замершую фигуру. Далее воспитатель поочередно выбирает детей, все дети должны повторить показанные ими фигуры.
Упражнение №9 «Угадай, что в мешочке» (индивидуальное/групповое). В мешочек помещается 15 предметов. Ребенку предлагается, не смотря в мешочек, на ощупь выбирать предмет, предварительно стараясь его тщательно ощупать, и угадать что это. После извлечения предмета ребенок должен запомнить свои тактильные ощущения и правильный ответ. Такие действия производятся со всеми остальными предметами в мешочке. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении времени ребенок, извлекая предметы из мешочка, должен повторно в соответствии со своими осязательными ощущениями верно назвать предмет до извлечения. Количество предметов в мешочке постепенно увеличивается.
Упражнение №10 «Сравниваем цифры» (индивидуальное/групповое). Ребенку предлагаются 10 карточек, на которых изображены две разные цифры разными цветами. Отведенное время для запоминания каждой карточки - 10 секунд. Далее на 15 минут ребенок отвлекается иной игрой. По истечении указанного времени ребенку даются поочередно 10 карточек с одной отсутствующей цифрой. Ему необходимо цветными карандашами изобразить недостающую цифру. Постепенно количество карточек для запоминания увеличивается. Если дети еще не знают цифр, их можно заменить на простые фигуры.
По завершению проведения занятий по указанной программе было проведено повторное психодиагностическое обследование уровня развития памяти детей дошкольного возраста для возможности оценки эффективности данной программы.
Диагностика уровня развития памяти проводилась по шести блокам:
1. Методика на узнавание. Ребенку предлагается 10 рядов из пяти картинок, крайняя левая из которых похожа на все остальные в ряду, однако имеет точное совпадение только с одной. Ребенок должен максимально быстро найти все совпадения в десяти рядах, но не более, чем за 1,5 минуты. Затраченное время оценивается по бальной системе, общее количество полученных баллов определяет уровень развития памяти.
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от
о о и и m
О m э m й А
X £ m О
х О m
О DI и А ы о и А X X m
первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 46% (таблица 1).
Таблица 1
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичной вторичной улучшение,
памяти диагностики, диагностики, "-" ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 1 0 100%
Низкий 6 5 17%
Средний 10 10 0%
Высокий 3 5 67%
2. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти. Ребенок получает картинку, содержащую 9 различных объектов. Время ее экспозиции составляет 30 секунд. На иной картинке, содержащей данные 9 объектов и еще 6 дополнительных ребенку необходимо максимально быстро отыскать увиденные ранее, но не более, чем за 1,5 минуты. Затраченное время оценивается по бальной системе, общее количество полученных баллов определяет уровень развития памяти.
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 33% (таблица 2).
Таблица 2
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичной вторичной улучшение, "-"
памяти диагностики, диагностики, ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 0 0 0%
Низкий 8 4 50%
Средний 10 13 30%
Высокий 2 3 50%
3. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти. Ребенку зачитываются расположенные особым образом ряды цифр, с интервалом в 1 секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить до тех пора, не допустит ошибки. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка. Если ребенок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом эксперимент завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведенного, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке — убывающем. В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти ребенка, который численно равен полу сумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.
Таблица 3
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичной вторичной улучшение, "-"
памяти диагностики, диагностики, ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 1 0 100%
Низкий 6 2 67%
Средний 11 12 9%
Высокий 2 6 200%
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 94% (таблица 3).
4. Методика определения динамики процесса заучивания. Ребенок должен за 6 попыток прослушать, выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке. Согласно количества выученных слов определяется уровень развития памяти.
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 7% (таблица 4).
Таблица 4
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичной вторичной улучшение, "-"
памяти диагностики, диагностики, ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 1 1 0%
Низкий 5 4 20%
Средний 13 14 8%
Высокий 1 1 0%
5. Методика опосредованного запоминания. Ребенку предлагается для запоминания 10-15 слов, а также набор карточек с 20-30 картинкам, которые не должны быть прямой иллюстрацией к словам. В процессе зачитывания слов ребенок должен за 30 секунд выбрать карточку с картиной, которая, по его мнению, способна помочь ему запомнить данное слово, а также рассказать, почему он ее выбрал. Далее ребенка на 15 минут необходимо отвлечь иной игрой. По истечении данного времени ребенку показываются выбранные им карточки, а он должен назвать опосредованно запомненные на основании них слова. Количество правильных ответов свидетельствует о развитии у ребенка способности к построению логических связей в процессе запоминания.
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 67% (таблица 5).
Таблица 5
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичной вторичной улучшение, "-"
памяти диагностики, диагностики, ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 1 0 100%
Низкий 12 8 33%
Средний 4 8 100%
Высокий 3 4 33%
6. Методика определения развития образной памяти [3]. Ребенку предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые представлены в виде таблицы. По истечении времени ребенок должен нарисовать или описать те картинки, которые он запомнил. Оценка
результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведенных образов.
В исследовании принимало участие 20 детей. Результаты первичной и вторичной диагностики, а также процент улучшения/ухудшения повторного результата от первоначального представлены в таблице ниже. Средний процент улучшения уровня памяти группы составил 19% (таблица 6).
Таблица 6
Уровень Результат Результат Отклонение ("+"
развития первичном вторичном улучшение, "-"
памяти диагностики, диагностики, ухудшение)
чел. чел.
Очень
низкий 0 0 0%
Низкий 6 3 50%
Средний 11 14 27%
Высокий 3 3 0%
Итак, полученные результаты в ходе итогового диагностирования после проведения набора упражнений, входящих в разработанную программу «Незабудка» показали улучшение в уровне развития памяти детей по каждому методическому блоку.
Данное указывает на то, что при периодических повторах занятий данной программы, добавлении новых упражнений результат детей можно значительно улучшить за достаточно небольшой период времени.
Игровая форма программы способствовала совмещению изучения нового материала, тренировки и развитию памяти, развлечению детей, а также развитию ассоциативного мышления и самопознания ребят.
Литература
1. Ахмадуллин Шамиль развитие памяти у детей. Как научить ребенка запоминать легко и надолго? - М. : Билингва, 2016. - 112 с.
2. Бьюзен Тони Руководство по развитию памяти и интеллекта. - Минск : Попурри, 2018. - 215 с.
3. Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. Режим доступа: http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat
4. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2016. - 583 с.
5. Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 458 с.
6. Особенности развития памяти у дошкольников. Режим доступа: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov
7. Память. Одна из основных когнитивных функций. Режим доступа: https://www.cognifit.com/ru/memory
8. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд. - М. : Академия, 2003 - 464 с.
9. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. - М. : Эксмо, 2007. - 653 с.
10. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.
Memory development diagnostics at children of preschool age Mamedova L.V., Shakhmalova I.Zh., Ioanidi A.F.
North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova An analysis of the psychological literature and terminology on this topic of work indicates that memory is one of the complex mental processes, since it is capable of performing functions not only of remembering and saving, storing, but also reproducing, as well as forgetting.
In the reference books on psychology, certain types of memory are distinguished, properties that are characteristic of a person, and which must be developed at a certain stage in the development of the child.
The analysis of research in this area indicates that the memory of a preschool child is special, it is closely related to the impressions and interest in what is happening. The effectiveness of memorization directly depends on the child's dedication to the process. The more active it is and the greater the emotional response, the greater the likelihood of remembering information. In this regard, many memory improvement techniques are built in a playful way.
This article presents an analysis of our study on the basis of a preschool educational institution in the city of Neryungri of the Republic of Sakha (Yakutia). This diagnostic study was carried out according to psychodiagnostic techniques in six blocks: Recognition technique. Methodology for determining the amount of short-term visual memory. Methodology for determining the amount of short-term auditory memory. Methodology for determining the dynamics of the learning process. The technique of indirect memorization. Methodology for determining the development of figurative memory. Based on the obtained diagnostic results, exercises were developed for the development of memory and its characteristics in preschool children.
Key words: preschooler, child, memory, types of memory,
development, trauma, diagnosis. References
1. Akhmadullin Shamil memory development in children. How to
teach a child to remember easily and for a long time? - M.: Bilingva, 2016 .-- 112 p.
2. Busan Tony Guide to the Development of Memory and Intelligence. - Minsk: Potpourri, 2018 .-- 215 p.
3. Diagnostics of memory in preschool children. Access Mode: http://psmetodiki.ru/index.php/doshkol/poznavatelnoe-razvitie/108-pamat
4. Maklakov A. G. General psychology: a textbook for high schools.
- SPb. : Peter, 2016 .-- 583 p.
5. Nemov R. S. Psychology. Psychodiagnosis. - M.: Humanity. ed.
VLADOS Center, 2003 .-- 458 p.
6. Features of the development of memory in preschool children.
Access Mode: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov
7. The memory. One of the main cognitive functions. Access Mode:
https://www.cognifit.com/en/memory
8. Dubrovina I.V., Danilova E.E., Parishioners A.M. Psychology. 2nd
ed. - M.: Academy, 2003 - 464 p.
9. Psychology of personality. Textbook / ed. prof. P.N. Ermakova,
prof. V.A. Labunskaya. - M.: Eksmo, 2007 .-- 653 p.
10. Cheremoshkina L. V. Development of the memory of children. A popular guide for parents and educators. - Yaroslavl: Academy of Development, 1996. - 240 p.
о о и n m
О m n m й А
X £ m О
x О m
0
01 n А ы О и А X X m