Научная статья на тему 'Половозрастные закономерности процессов запоминания у детей дошкольного возраста'

Половозрастные закономерности процессов запоминания у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MNEMONIC ACTIVITY / ПАМЯТЬ / MEMORY / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ / LOGICAL MEMORIZATION TECHNIQUES / ЛОГИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / LOGICAL MEMORY / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / VISUAL MEMORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна

В статье характеризутся основные половозрастные закономерности мнемической деятельности в дошкольном возрасте, описываются результаты исследования продуктивности мнемической деятельности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от степени осмысления материала, результаты исследования гендерных особенностей запоминания в дошкольном возрасте на примере зрительной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE AND SEX PATTERNS OF MEMORY PROCESSES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article harakterizuetsya core sex and age patterns of mnemonic activity in the preschool years, describes the results of studying productivity of mnemonic activity of children of preschool age depending on the degree of comprehension of the material, results of research of gender features of memory in preschool age on the example of visual memory.

Текст научной работы на тему «Половозрастные закономерности процессов запоминания у детей дошкольного возраста»

УДК 159.922.6

Гонина Ольга Олеговна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь e-mail: olg1015@yandex.ru

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье характеризутся основные половозрастные закономерности мнемической деятельности в дошкольном возрасте, описываются результаты исследования продуктивности мнемической деятельности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от степени осмысления материала, результаты исследования гендерных особенностей запоминания в дошкольном возрасте на примере зрительной памяти.

Ключевые слова: мнемическая деятельность, память, дошкольный возраст, логические приемы запоминания, логическая память, зрительная память.

Gonna Olga Olegovna,

«Tver state University», Tver e-mail: olg1015@yandex.ru

AGE AND SEX PATTERNS OF MEMORY PROCESSES IN CHILDREN

OF PRESCHOOL AGE

Abstract. The article harakterizuetsya core sex and age patterns of mnemonic activity in the preschool years, describes the results of studying productivity of mnemonic activity of children of preschool age depending on the degree of comprehension of the material, results of research of gender features of memory in preschool age on the example of visual memory.

Key words: mnemonic activity, memory, preschool age, logical memorization techniques, logical memory, visual memory.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Память является доминирующим психическим процессом в структуре межфункциональных связей дошкольника. В дошкольном возрасте в структуре процессов памяти ребенка происходят количественные изменения, позволяющие ему

удерживать все большее количество информации и качественные изменения, в частности постепенный переход к произвольному запоминанию. Главной особенностью развития памяти в дошкольном возрасте является доминирование непроизвольной и образной видов памяти. Память, устанавливая тесные межфункциональные связи с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Формируются элементы произвольной памяти как способности к регуляции мнемических процессов, сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Дошкольники постепенно овладевают элементарными логическими приемами запоминания. Развивающаяся словесно-смысловая память способствует развитию опосредованного познания и расширяет возможности познавательной деятельности ребенка [1,2].

В младшем дошкольном возрасте единственной формой работы памяти являются непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Запоминание и воспроизведение происходят без постановки сознательных целей что-либо запомнить, независимо от воли ребенка. Непроизвольная память обеспечивает сохранение большей части опыта дошкольника. Основное содержание памяти дошкольников составляют представления, т.е. конкретные, наглядные образы окружающих людей, их действий, предметов, игрушек, их свойств, объектов и явлений природы и т.п. Эти представления являются основой для формирования понятий. В младшем дошкольном возрасте часто встречается смешение действительных воспоминаний и выдумок ребенка, что является результатом объединения процессов воображения и памяти.

Эмоциональная окраска информации улучшает запоминание по сравнению с запоминанием эмоционально нейтральных событий. Лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями ребенка, что произвело сильное впечатление. Даже непроизвольное запоминание отличается избирательностью, определяется отношением

ребенка к окружающему. Ребенок легче запоминает яркие, красочные, новые, динамичные, необычные, движущиеся объекты, что обусловлено тесной связью с перцептивными процессами. Хорошо запоминается также то, что многократно повторяется и включено в деятельность, особенно в игровую. Игровые мотивы оказывают положительное действие на запоминание и увеличивают продуктивность непроизвольной памяти. На протяжении дошкольного возраста происходит повышение эффективности непроизвольного запоминания, которое является важной предпосылкой развития произвольной памяти.

Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания. Существует ряд логических приемов, при помощи которых можно достичь лучшего понимания с целью запомнить материал: сравнение, классификация, систематизация, выделение опорных пунктов, соотнесение и др. Мнемическая направленность делает указанные процессы более частыми, четкими, сознательными, намеренными. Поэтому материал осмысливается в этих условиях много полнее, глубже, отчетливее. В этом важнейшее положительное действие задачи запомнить. В этом существенные изменения процессов понимания, когда они включаются в запоминание [3].

Различия в продуктивности запоминания материала детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от степени его осмысления выявлены в процессе нашего исследования, направленного на доказательство гипотезы о том, что продуктивность запоминания осмысленного материала детьми старшего дошкольного возраста выше, чем продуктивность запоминания неосмысленного материала.

Базой эмпирического исследования служил МДОУ № 94 г. Твери. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в

количестве 18 человек. Для диагностики запоминания использовалась методика Г.А. Урунтаевой [4] Подготовлен стимульный материал: 10 предметов, легких для наименования обобщающим словом, 10 предметов, более трудных для наименования обобщающим словом, 10 предметов, трудных для наименования обобщающим словом. В констатирующем эксперименте участвовали дети 5-6 лет в количестве 18 человек. Эксперимент проводился в 2 серии, в каждой 3 подсерии, индивидуально с каждым ребенком и вызвал со стороны детей большой интерес.

Дошкольники эффективно запоминают хорошо знакомые слова (66,6% - высокий уровень). Несколько ниже уровень запоминания незнакомых слов (38,8% - высокий уровень). Самый низкий уровень эффективности запоминания бессмысленных слов (0% - высокий уровень).

При запоминании знакомых слов ни один ребенок не показал низкий уровень, при запоминании незнакомых слов - у 1 ребенка низкий уровень, а уже при запоминании и воспроизведении бессмысленных слов - 12 детей показали низкий уровень.

В ходе проведения эксперимента при воспроизведении знакомых слов, все дети без исключения вели себя достаточно спокойно и уверенно. Слова называли без заминок. А при воспроизведении бессмысленных слов дети терялись, нервничали, опускали глаза, теребили одежду. Слова путали, называли другие, вообще не называемые экспериментатором. Заискивающе смотрели в глаза.

При запоминании знакомых слов, высокий уровень эффективности запоминания осмысленного материала составляет - 66.6%, средний -33,4%, при запоминании незнакомых слов высокий уровень составляет -38,8%, средний - 55%, низкий 6,2%, при запоминании бессмысленных слов высокий уровень - 0%, средний - 33,3%, низкий уровень - 66,6%.

Дети 5-6 лет лучше запоминают слова и предметы, легкие для наименования обобщающим словом. Так, выполняя задание по запоминанию слов, легких для наименования обобщающим словом -61,1% детей показали высокий уровень (11 человек), 38,9% - средний уровень (7 человек), 0% - низкий уровень (ни одного ребенка).

Предложенные к запоминанию слова были хорошо знакомы детям. В процессе запоминания и воспроизведения слов дети чувствовали себя достаточно свободно и спокойно, называли слова уверенно, прямо глядя в глаза.

Доброжелательная атмосфера, ласковый тон экспериментатора, стимулировали ребенка к более внимательному и сосредоточенному запоминанию слов. Ребята проявляли интерес к заданию, улыбались, многие просили «поиграть» еще.

На наш взгляд, это обусловлено тем, что и слова, и предметы, легкие для наименования обобщающим словом, лучше осмысливаются детьми, что значительно повышает уровень эффективности запоминания.

Значительные затруднения дети испытывали при запоминании слов и предметов, трудных для наименования обобщающим словом. Дети не смогли выстроить логическую систему, что заметно снизило уровень эффективности запоминания. Ребята заметно нервничали, терялись. Попадая в ситуацию неудачи, старались называть слова и предметы, но вновь ошибались, еще больше расстраивались, потом отказывались от продолжения «игры».

При запоминании слов, трудных для наименования обобщающим словом, высокий уровень показали - 0% (ни одного ребенка), средний уровень -56% (10 человек), низкий уровень - 44% (8 человек). Выполняя задание по запоминанию предметов, трудных для наименования обобщающим словом, 11 детей показали средний уровень (61%), низкий

уровень - 7 детей (39%), ни один ребенок не показал высокий уровень -0%.

В результате мы можем констатировать, что продуктивность запоминания детьми старшего дошкольного возраста зависит от степени осмысления материала, что следует учитывать при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помимо этого к факторам, влияющим на эффективность запоминания, относятся эмоциональная окраска запоминаемого материала, связь с интересами и потребностями ребенка, вклченность в игровую деятельность.

Исследование гендерных особенностей запоминания в дошкольном возрасте мы провели на примере зрительной памяти. В исследовании принимали участие 50 детей в возрасте 5-6 лет. Среди них 25 мальчиков и 25 девочек. По результатам диагностики по методике «Помоги вспомнить» среди девочек: 15 показали высокий уровень, 8 девочек показали средний уровень, и с низким уровнем развития зрительной памяти девочек не оказалось. Среди мальчиков: 2 мальчика показали высокий уровень, 23 мальчика - средний, и с низким уровнем развития зрительной памяти мальчиков не оказалось. Девочки показали более высокий уровень. Таким образом, у девочек вербальная память развита лучше, чем у мальчиков. У девочек процесс овладения речью начинается раньше, достаточно быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Поэтому, им легче воспроизводить предметы словесно. По результатам диагностики по методике Векслера «Загадочные картинки» среди девочек: высокий уровень показали 6 девочек, средний уровень - 15 девочек и низкий уровень показали 2 девочки. Среди мальчиков: 11 мальчиков показали высокий уровень, 15 мальчиков средний уровень и 1 мальчик показал низкий уровень. Мальчики по итогам данной диагностики показали более высокий уровень развития зрительной памяти. Это связано

с тем, что у мальчиков лучше развита пространственная ориентировка, им гораздо легче решать пространственные задачи, задания на расположение предметов в пространстве. Это обуславливает более высокую продуктивность запоминания и вопроизведения пространственного расположения объектов, на изучение которых была направлена используемая методика. Результаты диагностики по методике Т. Д Марцинковской «10 предметов» не выявили гендерных отличий зрительной памяти дошкольников. Результаты оказались такие: 13 девочек с высоким уровнем развития, 11 - со средним уровнем развития, 1 девочка с низким уровнем развития зрительной памяти. У 11 мальчиков оказался высокий уровень развития зрительной памяти, 11 мальчиков показали средний уровень и 3 мальчика - низкий уровень развития зрительной памяти. Сделан вывод о том, что существуют некоторые гендерные различия в развитии зрительной памяти детей дошкольного возраста. Они заключаются в том, что у мальчиков лучше развита зрительная память на пространственные характеристики запоминаемых объектов, у девочек наблюдаются лучшие показатели при вербальном воспроизведении зрительно запоминаемых объектов. Исходя из данных результатов исследования можно определить общие направления учета гендерных особенностей памяти детей дошкольного возраста в организации и решении воспитательных и образовательных задач: необходимо особое внимание обращать на развитие пространственной памяти у девочек и вербальной памяти у мальчиков.

Таким образом, к основным половозрастным ообенностям процессов запоминания у детей дошкольного возраста можно доминирование непроизвольного запоминания, более развитые вербальные компоненты запоминания у девочек и более развитые пространственные компоненты запоминания у мальчиков, зависимость продуктивность запоминания от эмоциональной окраски запоминаемого материала, его связи с

интересами и потребностями ребенка, включенности в игровую деятельность, степени осмысления материала, что следует учитывать при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. В целом у детей дошкольного возраста наряду с возрастными закономерностями отмечаются значительные индивидуальные различия, которые проявляются также в отношении объема, скорости, прочности запоминания, в количестве реминисценции и др.

Список литературы:

1. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2015. -465 с.

2. Гонина О.О. Развитие памяти дошкольников. Тверь: ООО "ППА", 2015. - 31 с.

3. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов памяти в дошкольном возрасте / Возрастные и индивидуальные различия памяти под ред. Смирнова А.А. М.: Просвещение, 1967.- 300 с.

4. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2012. - 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.