Научная статья на тему 'Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста'

Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАМЯТЬ / ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ / РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА / ГАДЖЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГАДЖЕТОВ / MEMORY / MEMORY PROCESSES / PRE-SCHOOL CHILD MEMORY DEVELOPMENT / GADGET / GADGETS EDUCATIONAL POTENTIALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менькова Светлана Николаевна

Рассматривается проблема особенностей развития электронных приложений для развития памяти дошкольника. Показаны сущность и особенности развития памяти ребенка дошкольного возраста. Обосновано положительное влияние игровых приложений для гаджетов на развитие процессов памяти ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

ART 170146 УДК 159.953

Менькова Светлана Николаевна,

воспитатель МКДОУ № 151, студентка ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров Svetlana 007 94@mail.ru

Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста

Аннотация. Рассматривается проблема особенностей развития электронных приложений для развития памяти дошкольника. Показаны сущность и особенности развития памяти ребенка дошкольного возраста. Обосновано положительное влияние игровых приложений для гаджетов на развитие процессов памяти ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: память, процессы памяти, развитие памяти дошкольника, га-джет, образовательные возможности гаджетов.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Дошкольное детство - наиболее сенситивный возраст для развития памяти. Как считал Л. С. Выготский, память становится преобладающей функцией и проходит большой путь в процессе собственного становления. Ни в каком другом возрасте ребенок не запоминает материал с такой легкостью.

С точки зрения психологии память - это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания прошлого опыта, который делает возможным его применение в деятельности [1].

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются:

1) объем;

2) быстрота воспроизведения;

3) точность воспроизведения;

4) длительность сохранения.

Перечисленные характеристики присущи всем процессам памяти. Память - сложная психическая деятельность, в составе которой можно выделить отдельные процессы.

1) Запоминание информации

По степени активности протекания процесса запоминания А. Г. Маклаков выделяет виды:

- непреднамеренное (непроизвольное) - запоминание без использования любых приемов и применения волевых усилий; без заранее поставленной цели;

- преднамеренное (произвольное) - запоминание с определенной целью и с помощью использования специальных механизмов.

2) Сохранение полученной информации.

3) Воспроизведение

Воспроизведение, как и запоминание, по классификации А. Г. Маклакова, может быть:

- непреднамеренным (непроизвольным) - случайные воспоминания;

- преднамеренным (произвольным) - воспоминания с какой-либо целью.

4) Забывание материала [2].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

Исследованием формирования памяти у дошкольников занимались такие ученые, как В. С. Мухина, Т. Д. Марцинковская, Р. С. Немов и другие.

С младшего дошкольного возраста дети начинают запоминать произвольно, во-первых, в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, и, во-вторых, в связи с постепенным привлечением дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Согласно суждению В. С. Мухиной, память в дошкольном возрасте в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не определяет для себя осознанную цель что-либо запомнить. Запоминание и воспроизведение происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Качество непроизвольного запоминания зависит от того, насколько активен ребенок по отношению к ним.

Произвольные формы преднамеренного запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пять лет. А. Р. Лурия в своих исследованиях указывает, что в норме дети 4 лет без искажений могут запомнить и спустя час воспроизвести 5-6 слов из 10, дети 5 лет - 7 слов из 10, дети 6 лет - 9-10 слов из 12, дети 7 лет - 10-11 слов из 12. Процесс сохранения в этом случае кратковременный. Сохранение полученной информации у дошкольников всех возрастов может быть как кратковременным, так и долговременным. Промежуток времени, в течение которого дети дошкольного возраста будут сохранять необходимую информацию, зависит от цели запоминаемой информации и приемов запоминания.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением формируются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком присвоенной ему роли. Количество слов, которые запоминает дошкольник, выступая, например, в роли покупателя, выполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается количеством слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Различные приемы запоминания и припоминания ребенок, как правило, не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывает ему взрослый. Ребенок постепенно учится воспроизводить, объяснять, объединять материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В итоге дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства, т. е. используют опосредованное запоминание.

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, главным видом памяти к концу дошкольного возраста остается память непроизвольная.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольного является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Память в дошкольном возрасте играет доминирующую роль.

Развитие всех видов памяти, в соответствии с видовой классификацией, начинается в младшем дошкольном возрасте. По данным Н. М. Гнедовой и З. М. Истоминой, наиболее активно у дошкольников происходит развитие образной памяти, включающей в себя, согласно теории С. Л. Рубинштейна, зрительную слуховую, осязательную и другие виды памяти.

Таким образом, изучая сущность памяти ребенка в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что память в большей степени носит непроизвольный характер, но,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

несмотря на ее непроизвольность, становится ведущей функцией, заняв центральное место. К концу дошкольного возраста ученые отмечают развитие у детей произвольности всех процессов памяти.

Как писал П. И. Зинченко, образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение, последующее воспроизведение и забывание дошкольником его опыта составляет сущность процесса памяти.

Развитие процессов памяти детей дошкольного возраста имеет особенности:

1) преобладание непроизвольного запоминания;

2) кратковременный процесс сохранения;

3) воспроизведение независимо от воли и желания ребенка.

На основе суждений исследователей о развитии памяти дошкольника мы будем наиболее подробно рассматривать развитие произвольных процессов: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания образной памяти детей дошкольного возраста.

В настоящее время мы являемся свидетелями беспрецедентного внимания к качеству дошкольного образования как части системы образования. Все больше и больше детей сталкиваются с гаджетами до поступления в школу и даже до того, как они приходят в учреждения дошкольного образования и испытывают как позитивное, так и негативное воздействие информационно-коммуникативных технологий. Дошкольное образование не может игнорировать это явление. В дошкольном образовании надо искать эффективные процедуры и стратегии, чтобы реальнее, действеннее и практичнее использовать информационно-коммуникативные технологии для достижения целей, которые мы всегда ставим в обучении.

Существует несколько понятий термина «гаджет»:

1) Гаджет (англ. Gadget - приспособление, прибор) - это специализированное устройство или приложение небольшого размера, которое подключается к более большим и сложным устройствам через стандартизированный интерфейс (разъем, порт) и не может работать в автономном режиме. Гаджеты всегда относятся к нововведениям и во время своего изобретения опережают стандартные технологические устройства. Наиболее известными гаджетами являются почти все продвинутые технологические устройства, такие как флэшка, планшет, смартфон, МР3-плеер, нетбук и многие другие.

2) Гаджет (фр. gadget - забавная игрушка, штучка, техническая новинка, выдумка) - техническое приспособление (в том числе с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но с ограниченными возможностями (специализация). Портативность - один из главных атрибутов гаджетов. Традиционно гаджетом считается карманный компьютер и сотовый телефон с добавочными функциями вроде распознания текстового ввода, органайзера, текстового и графического редактора или выдвигающейся клавиатуры.

Исходя из этих определений, можно сделать вывод о том, что к гаджетам в настоящее время относятся любые технические приспособления, содержащие в себе какие-либо нововведения.

Анализируя статьи М. Н. Азамовой, Т. В. Калининой, В. Моторина об использовании гаджетов в процессе развития детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что с использованием приложений для гаджетов значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное запоминание у детей, помогает развить произвольную образную память. Вне занятий игры для гаджетов помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

Образовательные возможности гаджетов позволяют использовать их для развития каждого произвольного процесса памяти дошкольника. Одно приложение для гаджетов может осуществлять развитие сразу нескольких процессов памяти ребенка дошкольного возраста.

Образовательные возможности гаджетов для развития процессов памяти отразим в табл. 1.

Таблица 1

Образовательные возмож ности Процессы ^^^ памяти Наглядность Звуковое сопровождение Усложнение заданий Активная форма работы ребенка Разнообразие заданий

Запоминание + + + + +

Сохранение + + + +

Воспроизведение + + +

Забывание + + + +

Влияние игровых приложений для гаджетов на развитие процессов памяти дошкольника отобразим в табл. 2.

Таблица 2

Процесс памяти Возможности игровых приложений

Ш О г I I Ф И С ¿ S Ш S Стихи для малышей Memory Free Memory Training Шуби память Тренировка памяти «Мозаика памяти» Суперпамять lite

n X та Ф s л и О О. X X ш Стихи для малышей Memory Training Шуби память Тренировка памяти «Какой новый?» Суперпамять lite

mOQsmqid шОСОПЛ)Л)1 Стихи для малышей Memory Free Memory Training Шуби память Тренировка памяти «Иди по следу» Суперпамять lite

ю "Я т S Я) ñ л m i ш Стихи для малышей Memory Training Шуби память Суперпамять lite

Рассмотрим каждое приложение более подробно.

1) «Стихи для малышей» - методика работы с приложением включает в себя самостоятельный выбор ребенком понравившегося ему стихотворения. Ребенок сам может включить его для прослушивания столько раз, сколько ему потребуется для запоминания и воспроизведения. В приложении задействована слуховая и зрительная память. Для каждого стихотворения подобраны соответствующие картинки.

Рис. 1. Скриншот приложения «Стихи для малышей»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

2) "Memory Free" - целью деятельности в данном приложении является развитие процессов запоминания и воспроизведения информации. Приложение имеет такие образовательные возможности, как наглядность, усложнение заданий (четыре уровня сложности), звуковое сопровождение, самостоятельная активная форма работы. Технология работы с приложением: ребенок открывает картинки и находит парные изображения.

Рис. 2. Скриншот приложения "Memory Free"

3) «Шуби память» - приложение развивает образную (слуховую и зрительную) память. Ребенку дается время на запоминание и сохранение в памяти нескольких картинок или звуков. Через определенный промежуток времени ребенок из показанных картинок выбирает ту, которая изменилась, или указывает на того, кто издавал звук. Приложение имеет достаточное количество образовательных возможностей, чтобы применять работу с ним для развития всех процессов памяти.

4) "Memory Training" - развивает все процессы памяти дошкольника. Технология работы с приложением включает в себя запоминание нескольких картинок, сохранение их в памяти, через определенное время нахождение показанных ранее картинок в большом количестве изображений.

5) «Тренировка памяти» - приложение имеет такие образовательные возможности, как наглядность, усложнение заданий, звуковое сопровождение (разные звуки при правильных и неправильных ответах), самостоятельная активная форма работы ребенка. Состоит из нескольких разделов, каждый из которых развивает разный процесс памяти.

- «Мозаика памяти» - стимулирует развитие процесса запоминания;

- «Какой новый?» - стимулирует развитие процесса сохранения;

- «Иди по следу» - стимулирует развитие процесса воспроизведения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

Рис. 3. Скриншот приложения «Шуби память»

Рис. 4. Скриншот приложения "Memory Training"

ISSN 2304-120X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

Рис. 5. Скриншот приложения «Тренировка памяти. Мозаика памяти»

Рис. 6. Скриншот приложения «Тренировка памяти. Какой новый?»

Рис. 7. Скриншот приложения «Тренировка памяти. Иди по следу»

6) «Суперпамять lite» - целью деятельности в данном приложении является развитие всех процессов памяти. Ребенку дается несколько секунд для запоминания

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

картинок, показанных на экране. Через 10 минут дошкольник должен воспроизвести просмотренные картинки в том же порядке, в каком они были показаны.

Рис. 8. Скриншот приложения «Суперпамять lite»

Использование гаджетов непосредственно в образовательной и игровой деятельности дошкольного учреждения оказывает влияние на развитие всех процессов произвольного запоминания детей дошкольного возраста.

Итак, изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что память начинает развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте память детей носит в основном непроизвольный характер. Память состоит из четырех основных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Произвольность всех процессов памяти начинает свое развитие в младшем дошкольном возрасте. Наиболее сенситивным периодом для развития произвольной образной памяти является дошкольный возраст. Для создания условий развития произвольной образной памяти дошкольников используются игры, требующие осознанного запоминания; заучивание песен и стихов; поручения, указания взрослого; посильный труд по самообслуживанию. Использование приложений для гаджетов позволяет значительно увеличить интерес к деятельности, повысить уровень познавательных возможностей детей, а именно, использование непривычных приемов объяснения и закрепления материала повышает уровень непроизвольного запоминания, помогает развивать произвольную образную память.

Ссылки на источники

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

2. Гаджет: что это такое и для чего нужны? - URL: http://devicebox.ru/gadget.

Svetlana Menkova,

Educator, Pre-school Educational Institution №151, Student, Viatka State University, Kirov Svetlana 007 94@mail.ru

Gadget apps as pre-school child memory development tool

Abstract. The author studies the problem of some electronic apps evolution features useful in pre-school child memory development. The essence and some peculiarities of pre-school child memory development are

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Менькова С. Н. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 7 (июль). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/170146. htm.

demonstrated. The author gives proof of gadget apps positive influence on pre-school child memory development processes.

Key words: memory, memory processes, pre-school child memory development, gadget, gadgets educational

potentialities.

References

1. Anan'ev, B. G. (2002). Chelovekkakpredmetpoznanija, Piter, St. Petersburg, 288 p. (in Russian).

2. Gadzhet: chto jeto takoe i dlja chego nuzhny? Available at: http://devicebox.ru/gadget/ (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Ходыревой Е. А., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.05.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.06.17

Принята к публикации Accepted for publication 14.06.17 Опубликована Published 30.07.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Менькова С. Н., 2017

www.e-koncept.ru

9772304120173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.