Научная статья
УДК 373.21:159.955 ББК 74.102.6 М 91
DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-46-55
РАЗВИТИЕ ОПЫТА СИСТЕМНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ТЕХНОСФЕРЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(Рецензирована)
Мусихина Оксана Александровна
Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия
Аннотация. Современная социально-экономическая ситуация отрицательно влияет на комплексное развитие способностей и качеств подрастающего поколения. При этом модернизация системы образования предъявляет повышенные требования к личности каждого индивида. Дошкольное образование оказывается на переднем плане создания условий минимизации угроз, с одной стороны, и соответствия вызовам цифровизации и технологизации, с другой. В условиях развития экономики города Сочи и региона в целом приоритетными направлениями профессиональной сферы являются технические, в том числе информационно - коммуникативные, автоматизированные и программные. Статья посвящена актуальным проблемам развития разных видов одаренности детей дошкольного возраста на примере работы с детьми, имеющими задатки технической одаренности. В статье выделены тематические направления работы с детьми дошкольного возраста, проявляющими признаки технической одаренности.
Автором раскрывается понятие «техническая одаренность»; виды и способы организации педагогического процесса по развитию данного вида одаренности; приведены фрагменты занятий с дошкольниками по развитию системной ориентировки в техносфере. На основании опытно-экспериментальной работы дошкольной образовательной организации муниципальной системы образования города Сочи представлена авторская универсальная модель развития системной ориентировки дошкольников в техносфере; выделены этапы экспериментального процесса, включающие технологии взаимодействия педагогов с детьми; выделены модули программного обеспечения; описаны интерактивные инновационные средства, повышающие эффективность данной работы. Значимое место отводится описанию направлений и способов вовлечения родителей в образовательный процесс.
Ключевые слова: педагогический процесс, современная дошкольная образовательная муниципальная организация, логика построения образовательного процесса, универсальная модель развития системной ориентировки, дошкольники, техносфера.
Для цитирования: Мусихина О.А. Развитие опыта системной ориентировки в техносфере у дошкольников // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 46-55. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-46-55.
Original Research Paper
DEVELOPMENT OF EXPERIENCE OF SYSTEM ORIENTATION IN TECHNOSPHERE AMONG PRESCHOOLERS
Oksana A. Musikhina
Sochi State University, Sochi, Russia
Abstract. The current socio-economic situation negatively affects the comprehensive development of the abilities and qualities of the younger generation. At the same time, the modernization of the education system places increased demands on the personality of each individual. Preschool education is at the forefront of creating conditions for minimizing threats on the one hand and meeting the challenges of digitalization and technologization on the other. In the conditions of economic development of the city of Sochi and the region as a whole, the priority areas of the professional sphere are technical, including informational and communicative, automatic and program. The article is devoted to the actual problems of the development of different types of giftedness of preschool children by the example of working with children who have the makings of technical giftedness. The article highlights the thematic areas of work with preschool children showing signs of technical gifted-ness. The author reveals the concept of "technical giftedness", types and methods.
In the article, a significant place is given to the description of the directions and ways of involving parents in the educational process.
Keywords: pedagogical process, modern preschool educational municipal organization, the logic of the construction of the educational process, a universal model of the development of system orientation, preschoolers, technosphere.
For citation: Musikhina O.A. Development of experience of system orientation in the technosphere among preschoolers//Bulletin of Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2022. No. 1 (293). P. 46-55. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-46-55.
Современные тенденции развития дошкольного образования ориентированы на наукоемкие технологии. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1: 68]. Педагогический коллектив МДОБУ ДС №120 «Калинка» г. Сочи заинтересовала проблема системности при формировании у дошкольников опыта ориентировки в техносфере.
В основу концепции экспериментальной деятельности было
положено следующее понимание опыта ориентировки в техносфере - система знаний, умений, навыков, приобретаемых детьми посредством чувственно-эмпирического познания технических объектов и явлений, характеризующегося в условиях ДОУ специально организованным развивающим обучением [2: 48]. В качестве отправной точки при разработке содержания была определена логика построения образовательного процесса.
На пропедевтическом этапе в старшей группе в работе с детьми акцент ставился на опытно-экспериментальную деятельность при ознакомлении со строением и свойствами различных веществ, на постижение
доступных пониманию детей азов механики, электрики и магнетизма. При проектировании содержательного наполнения работы с детьми старшей группе в рамках раздела «Атомы и молекулы» были запланированы такие темы, как «Строение атома и молекулы», «Греемся», «Нюхаем», «Рисуем», «Солим», «Охлаждаемся» и др. В разделе «Механикум» были запланированы темы «Трение», «Давление», «Реактивное движение», «Статика», «Инерция», а также простейшие механизмы «Рычаги», «Колесо и ось», «Блок», «Реечная и зубчатая передачи». А в разделе «Магнитикум» - тема «Простейшие электрические цепи».
На основном этапе в подготовительной к школе группе в работе с детьми реализовывалась авторская универсальная модель формирования опыта системной ориентировки в техносфере, позволяющая рассмотреть в системной взаимосвязи характеристики различных технических объектов.
Познавательное развитие детей осуществлялось в трех центрах развития: «Механикум», «Магнитикум» и «Электрикум». Содержание работы в центре развития «Механикум» конкретизировалось в темах «Ветряная мельница», «Автомобиль», «Вертолет», «Поезд», «Велосипед» и др. В центре развития «Магни-тикум» было запланировано изучение тем «Магнитная удочка», «Музыкальная шкатулка», «Компас», «Металлодетектор», «Сотовый телефон», «Фитнес-браслет», «Роботы», «Смарт-часы» и др. Содержание раздела «Электрикум» было представлено темами «Телевизор», «Холодильник», «Утюг», «Пылесос», «Кондиционер» и др.
Последовательность совместных действий строится по линиям ориентировки:
- изучение основных характеристик объекта (тип образовательной ситуации - распознавание);
- уточнение принципа действия объекта (тип образовательной ситуации - сравнение);
Педагогическая технология Метод, прием
Личностно- ориентированные технологии Предоставление возможности выбора источников информации при изучении технического объекта
Игровая технология Использование игровой мотивации, лэпбука, ков-рографа Воскобовича
Технология «ТРИЗ» Использование «метода маленьких человечков», ТРИЗовских игр «Маятник» и «Перевертыши»
Информационно- коммуникационные технологии Использование мультфильмов, презентаций
Синквейн Составление высказываний, описательных рассказов о техническом объекте
Здоровьесберегающие технологии Проведение тематической физкультминутки
Таблица 1. Педагогические технологии, методы, приемы выполнения задания на основе ФГОС ДОО [3]
Table 1 . Pedagogical technologies, methods, techniques of task execution based on FSES of preschool educational organization [3]
- выявление характеристик объекта в системе (выявление системных связей) (тип образовательной ситуации - оценивание);
- изменение характеристик объекта (тип образовательной ситуации - преобразование) (см. таблицу 1).
Необходимо отметить, что детям в процессе работы по универсальной модели не сообщались названия типов образовательных ситуаций. Каждая образовательная ситуация предлагалась детям под своим девизом, призывающим к действиям:
1. «Распознавание» - «Исследуй и узнай!»
2. «Сравнение» - «Уточни и сравни!»
3. «Оценивание» - «Подумай и оцени!»
4. «Преобразование» - «Создай и испытай!»
В образовательной ситуации «Распознавание» дети знакомились с техническими объектами в игровой деятельности. Системность в данном случае предполагала изучение различных технических характеристик изучаемых объектов: способы изобретения, время изготовления, принципы действия; функции и назначение устройства.
Организация процесса начиналась с появления в группе игровых персонажей, которые приносили приборы, устройства и т.п. [1: 79]. Модулька и STEMик знакомили детей с лентой времени и организовывали с детьми обсуждение характеристик с использованием опорных символов. Особенно интересной для детей была работа с пособиями на липучках, позволяющими закрепить и уточнить характеристики технического объекта. Играя в ТРИЗ-игры «Маятник» и «Перевертыши», дети учились выделять достоинства и недостатки, а также называть оценочные суждения выявленных свойств [4: 45]. По итогам совместной образовательной деятельности вместе с детьми делались выводы об
изучаемом объекте, его строении, свойствах и функциях.
В образовательной ситуации «Сравнение» Модулька и STEMик с детьми уточняли принцип действия технического объекта, сравнивая его с подобными и противоположными по принципу действия. В процессе игры «Общее - различное» дети собирали на липучках технические объекты, отличающиеся по принципу действия, и тренировались в их сравнении. При возникновении у детей догадок и гипотез Модуль-ка и STEMик предлагали проверить предположения опытным путем, посмотреть энциклопедии, мультфильмы и видеофильмы, поработать с интерактивной доской.
В образовательной ситуации «Оценивание» важным было подвести дошкольников к пониманию системных связей в объекте. С этой целью Модулька и STEMик побуждали детей воспроизвести модель технического объекта на лэпбуке, а затем составить высказывание, описательный рассказ - синквейн [5: 44]. Важной частью работы было обсуждение с детьми изменений, которые могут произойти, если изменить отдельные характеристики технического объекта. Например, детям предлагалось представить, что случится, если изменить детали (размер, форму, цвет, материал, из которого сделан и т.п.).
Использование технологии ТРИЗ позволило сложные для понимания детей элементы сделать простыми и увлекательными [5: 105]. К наиболее удачным играм на развитие системного мышления нами были отнесены игры «Что изменится», «Ты мой кусочек» (выделение свойств), «Как это было?», «Чем был - чем стал» (отслеживание изменения свойств и функций объектов во времени (ось времени)).
В образовательной ситуации «Преобразование» Модулька и STEMик увлекали детей, побуждали создавать собственные модели и
устройства. Например, предлагали подумать, что можно в будущем изменить в техническом объекте и как это сделать. Важным в работе было перенести детей в мир будущего, разбудить фантазию детей. Например, как сделать, чтобы технических объект не ломался, мало весил, выполнял другие функции, стал более дешевым и т.п.
Обсуждение возможных изобретений в будущем плавно перетекало в моделирование технического объекта с заданными свойствами. К изготовлению макетов и моделей привлекались родители. По итогам совместной деятельности проводилась презентация и экспериментирование в группе с техническими объектами, делались выводы о подходящих материалах, удачных конструкциях, снимали видео для родителей.
По итогам непосредственно образовательной деятельности детей важно делиться с родителями фотографиями и видео в WhatsApp, использовать фото, предоставляемые родителями, для пополнения альбома юного инженера и т.п. Представим описание универсальной модели формирования системной ориентировки в техносфере на примере сотового телефона.
Первый тип образовательной ситуации - сравнение.
Линия ориентировки - изучение основных характеристик объекта.
Задание от педагога:
1. Познакомиться с историей создания и использования объекта.
Прошлое сотового телефона: устройства для передачи звуковых сигналов, проводной телефон (знакомство детей с лентой времени, изучение энциклопедий, просмотр мультфильмов, составление ленты времени из разрезных картинок при закреплении т.д.).
2. Составить общее представление об объекте, свойствах объекта.
Работа по карточкам с символами, лэпбуком, коврографом Воскобовича:
1) детали, из которых состоит объект (Из каких частей состоит сотовый телефон? Какие части, по вашему мнению, самые важные? Какие нет?);
2) форма (Сотовый телефон объемный или плоский? Какие формы мы можем увидеть, если внимательно посмотрим на сотовый телефон? Прямоугольную (корпус, кнопки, экран));
3) цвет (Какого цвета сотовый телефон? Каких цветов бывают сотовые телефоны? Имеет ли цвет значение?);
4) размер (Какого размера сотовый телефон? Большой - маленький по отношению к человеку? По отношению к планете Земля? Как вы думаете, почему именно такого размера - не больше и не меньше?);
5) материал (Из какого материала сделан - естественного или искусственного, созданного человеком? Посмотрите на коллекцию материалов и перечислите те, из которых сделан сотовый телефон (металл, пластмасса). Я буду перечислять, а вы соглашайтесь (выполняя действие - хлопая в ладоши, кивая головой, т.п.) или не соглашайтесь);
6) основная и дополнительные функции (Для чего человек придумал сотовый телефон? (основная -передача голосовой информации). А еще с какой целью человек использует сотовый телефон? Посмотрите на карточки-подсказки! (дополнительные - переписка в соц. сетях, фотографирование, зеркало, т.п.);
7) ресурс места (типичного (где чаще всего можно увидеть сотовый телефон? в доме, квартире, в руке) или нетипичного (где никогда не увидишь настоящий сотовый телефон?) в море, в кружке с чаем, т.п.);
8) принадлежность к классификационной группе по выявленному свойству (к какому виду приборов и устройств относится сотовый телефон?) гаджеты.
3. Дать оценку достоинствам и недостаткам объекта.
Игра «Маятник».
У сотового телефона есть много положительного, хорошего. Например, он красивый, удобный. Давайте подумаем, какие еще достоинства есть у него? Но он излучает магнитные волны. А еще какие недостатки вы сможете назвать?
4. Назвать противоположные оценочные суждения для выявленных свойств - 3-5 суждений.
Игра «Перевертыши».
В.: По сотовому телефону можно позвонить. Это хорошо?
Д.: Да, потому что ты всегда на связи.
В.: Ты всегда на связи. Это плохо, почему?
Д.: Тебя часто отвлекают от дел, если много звонков.
В.: Ты часто отвлекаешься от дел. Это хорошо. Почему?
Д.: Чаще отдыхаешь, радуешься звонкам мамы и папы, друзей.
В.: Ты часто отдыхаешь. Это плохо. Почему?
Д.: Не успеешь все сделать вовремя.
Задание по итогам блока: изучение основных характеристик объекта - нарисовать с родителями сотовый телефон. Принести в группу рисунки и, если есть, книги, игры, игрушки, модели сотового телефона.
Функционально-ролевое участие в заданиях - наблюдение, анализ характеристик.
Формы организационной работы — знакомство с лентой времени, изучение энциклопедий, просмотр мультфильмов, составление ленты времени из разрезных картинок при закреплении; работа по карточкам с символами, лэпбуком, коврографом Воскобовича; оценивание достоинств и недостатков объекта в игре «Маятник»; высказывание противоположных оценочных суждений в игре «Перевертыши» и т.д.
Второй тип образовательной ситуации - сравнение.
Линия ориентировки - уточнение принципа действия объекта:
Задание от педагога:
1. Сравнить объект с подобными по принципу действия.
Дети приносят рисунки разных сотовых телефонов, рассматривают, сопоставляют и обсуждают:
- чем похожи сотовые телефоны на рисунках? (цвет, размер, материал, детали, местоположение - повтор по карточкам с символами, лэпбуку, коврографу Воскобовича);
- для чего предназначены сотовый телефон? (основная и вспомогательные функции - повтор);
- посмотрите на современные сотовые телефоны. Как вы думаете, а благодаря каким частям сотовый телефон может передавать голос человека на расстояние? Сообщение информации об основных деталях, без которых сотовый телефон не будет выполнять основную функцию
- передавать голосовую информацию на расстояние (микросхема, сим-карта);
- посмотрите на сотовый телефон и проводной телефон. Чем они похожи и отличаются?
2. Сравнить объект с отличающимися по принципу действия.
- Как вы думаете, почему сотовый телефон передает голосовую информацию, а холодильник нет? Сообщение информации о принципах действия (проведение опытов «Гравитация», «Волшебный магнит», «Магический шарик Вакуум», «Магия магнита» и т.д.)
- Игра «Общее - различное». Деление на 2 команды при помощи пазлов. Каждый выбирает пазл: 1 - экран, 2 - корпус, 3 - кнопки, 4 - электрическая вилка и т.д.). Собирается 2 картинки на липучках
- сотового телефона и стиральной машины.
- Рассказать, чем отличаются сотовый телефон от стиральной машины (по размеру, по функции, по цвету, т.д.). Какие детали есть у сотового телефона, но нет у стиральной машины. Как это влияет на основную функцию?
Функционально-ролевое участие в заданиях — сопоставление и обсуждение объекта с подобными по принципу действия, отличающимися по принципу действия.
Формы организационной работы
— работа по рисункам детей, карточкам с символами, лэпбуком, ковро-графом Воскобовича; проведение опытов «Гравитация», «Волшебный магнит», «Магический шарик Вакуум», «Магия магнита»; игра «Общее
- различное». В процессе выполнения упражнений используются следующие методы и приемы (см. таблицу 2).
Третий тип образовательной ситуации - оценивание.
Линия ориентировки - выявление характеристик объекта в системе.
Задание от педагога:
1. Воспроизвести модель технического объекта.
- Из каких частей состоит сотовый телефон? Повтор информации об основных деталях (микросхема, сим-карта) и принципах действия (задание с использованием ковро-графа Воскобовича).
- Объяснение понятий «система», «надсистема», «подсистема». Оценивание детьми характеристик объекта в системе (игры ТРИЗ на развитие системного мышления) (предложить
карточки на выбор - кнопки, рука, экран, квартира, сотовый телефон и т.п.) Задание - выстроить цепочку «надсистема - система - подсистема»).
- Предложение собрать сотовый телефон из деталей на липучках (задание на лэпбуке).
2. Смоделировать изменения в характеристиках технического объекта.
Игра «Что изменится».
Что изменится, если:
- изменить детали сотовый телефона (убрать деталь, например, сим-карту (кнопки, экран, ...), передаст сотовый телефон голос или нет? А если сделать сотовый телефон без микросхемы?). Какая часть самая важная, без которой сотовый телефон не будет передавать голос?
- изменить форму сотовый телефона (сделать сотовый телефон круглым, треугольным, ...);
- изменить размер сотового телефона (сделать сотовый телефон малюсеньким, огромным);
- изменить материал, из которого сделан сотовый телефон (сделать сотовый телефон стеклянным, из пенопласта, бумаги, глины) и т.д.
Функционально-ролевое участие в заданиях — изучение характеристик объекта в системе, моделирование объекта на лэпбуке, обсуждение
Таблица 2. Педагогические технологии, методы, приемы выполнения задания Table 2 . Pedagogical technologies, methods, techniques of task performance
Педагогическая технология Метод, прием
Технология исследовательской деятельности Проведение опытов, экспериментов
Личностно-ориентированные технологии Предоставление возможности выбора при сравнении технических объектов
Игровая технология Игра «Общее - различное»
Информационно- коммуникационные технологии Использование мультфильма «Фиксики»
Здоровьесберегающие технологии Проведение тематической физкультминутки
изменений в характеристиках технического объекта.
Формы организационной работы — работа с коврографом Воскобови-ча, моделирование с использованием лэпбука, игры ТРИЗ на развитие системного мышления, игра «Что изменится».
В процессе организации взаимодействия педагога с группой использовались современные технологии (см. таблицу 3).
Четвертый тип образовательной ситуации - преобразование.
Линия ориентировки - изменение характеристик объекта.
Задание от педагога:
1. Улучшить характеристики объекта в будущем.
Детям предлагается подумать, что можно в будущем изменить в сотовом телефоне и как это сделать. Улучшение имеющегося:
- ломается, если упадет в воду: водонепроницаемый сотовый телефон;
- не работает без электричества: сотовый телефон заряжается энергией от тепла руки человека, от живого дерева;
- часто ломается: сотовый телефон, исправляющий поломки самостоятельно, в процессе их возникновения;
- дорогой: появились сотовые телефоны, которые сделаны из
недорогих материалов, например, бумаги.
Сотовый телефона нет, а его основная функция выполняется:
- человек стал способным передавать мысли на расстоянии;
- появились специальные устройства, роботы, работающие одновременно как сотовый телефон, пылесос, посудомоечная машина и т.д.
Функция отпадает:
- надобность в передаче голосовой информации отпадает, люди общаются по-другому - при помощи глаз, мыслей.
2. Изготовить макет технического объекта с заданными свойствами.
Задание на дом - вместе с родителями сделать макет передающего устройства, которое сможет передавать звуки как можно дальше и как можно четче. Презентация передающих устройств и проверка их свойств. Экспериментирование в группе с устройствами, передающими звуки. Выводы о подходящих материалах, удачных конструкциях. Зарисовки моделей в альбом юного инженера.
Функционально-ролевое участие в заданиях — обсуждение возможных изобретений в будущем, макетирование технического объекта с заданными свойствами. Формы организационной работы — эвристическая
Таблица 3. Инновационные технологии в работе с детьми Table 3 . Innovative technologies in working with children
Педагогическая технология Метод, прием
Технология проектной деятельности Проектирование на лэпбуке
Технология «ТРИЗ» Игры ТРИЗ на развитие системного мышления, игра «Что изменится»
Синквейн Составление высказываний, описательного рассказа о техническом объекте, полученном на лэпбуке
Здоровьесберегающие технологии Проведение подвижной игры «Притянет - не притянет» по типу «Съедобное - несъедобное»
Таблица 4. Здоровьесберегающие технологии Table 4 . Health-saving technologies
Педагогическая технология Метод, прием
Технология проектной деятельности Проектирование и изготовление технического объекта с родителями
Технология исследовательской деятельности Проведение опытов, экспериментов
Личностно-ориентированные технологии Предоставление возможности выбора материалов, способа изготовления при моделировании технического объекта
Игровая технология Использование игровой мотивации
Технология портфолио дошкольника и воспитателя Наполнение альбома «Юный инженер»
Здоровьесберегающие технологии Проведение тематической физкультминутки
беседа, изготовление технического объекта с родителями, презентация макетов, зарисовки моделей. В процессе выполнения заданий по данному типу ситуаций нами были использованы здоровьесберегающие технологии (см. таблицу 4).
Таким образом, разработанные типы ситуаций, входящие в состав модели формирования системной
ориентировки старших дошкольников с развитым спектром творческих способностей в техносфере, позволили организовать развивающее взаимодействие субъектов образовательного процесса, повысить уровень индивидуального проявления технической одаренности детей, описать направления и виды данной деятельности.
Примечания:
1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебная программа. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019. 112 с.
2. Булах К.В., Цаклиотис Г. Дидактические возможности квест-технологий в формировании дивергентного мышления у детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 25-31.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155: [зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384]. URL: Банк документов (edu.gov.ru)
4. Емельянова И.Е., Елпанова Н.П. Развитие технических способностей детей дошкольного возраста // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 1 (4). С. 8-12.
5. Лашкова Л.Л., Журина К.О. Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (46). С. 43-46.
6. Усынин В.В., Волчегорская Е.Ю., Фортыгина С.Н. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста
средствами LEGO-конструирования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7. С. 102-106.
References:
1. Volosovets T.V., Markova V.A., Averin S.A. STEM education for preschool and primary school children: curriculum. M.: BINOM: Laboratory of knowledge, 2019. 112 pp.
2. Bulakh K.V., Tsakliotis G. Didactic potentialities of quest technologies in shaping divergent thinking in children of pre-school age // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2019. Iss. 3 (243). P. 25-31.
3. On the approval of the federal state educational standard for preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) of October 17, 2013 N 1155: [registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on November 14, 2013 No. 30384]. URL: Document bank (edu.gov.ru)
4. Emelyanova I.E., Elpanova N.P. Development stages of preschool children's technical abilities // Bulletin of the Buryat State University. 2014. No. 1 (4). P. 8-12.
5. Lashkova L.L., Zhurina K.O. Robotics as a means of development of creative potential of children of senior preschool age // Bulletin of Surgut State Pedagogical University. 2017. No. 1 (46). P. 43-46.
6. Usynin V.V., Volchegorskaya E.Yu., Fortygina S.N. Development of creative technological abilities in preschool and primary school children with the use of LEGO-design // Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. No. 7. P. 102-106.
Статья поступила в редакцию 02.12.2021; одобрена после рецензирования 11.02.2022; принята к публикации 25.02.2022.
The paper was submitted 02.12.2021; approved after reviewing 11.02.2022; accepted for publication 25.02.2022.
© Мусихина О.А. 2022