Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК'

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЭПБУК / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карталова Е. А., Ефимова Е. Д.

Внедрение федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с тем, что современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Необходимо искать новые средства и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическое пособие лэпбук является одним из таких средств организации образовательной деятельности детей. Мы считаем, что цель нашей работы не только дать детям дошкольное образование, но сделать их жизнь яркой, интересной, увлеченной. Вывод: при организации образовательной ситуации формировать сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактическое пособие лэпбук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карталова Е. А., Ефимова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК»

международной научно-практической конференции. Белгород. 2017. С. 36-41.

4. Прибылова Н.Н., Прибылов С.А., Махова О.Ю., Барбашина Т.А. Формирование парадигмы развития бережливого дошкольного образования // Университетская наука: взгляд в будущее: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 83-летию Курского государственного медицинского университета (выпуск 2). Курск. 2018. С. 500-504.

© Жибоедова С.А., 2020

УДК 336

Карталова Е. А.

Воспитатель МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

Ефимова Е. Д.

Воспитатель МБДОУ д/с № 89, г. Белгород

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК

Аннотация

Внедрение федерального государственного стандарта дошкольного образования связано с тем, что современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Необходимо искать новые средства и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическое пособие лэпбук является одним из таких средств организации образовательной деятельности детей.

Мы считаем, что цель нашей работы не только дать детям дошкольное образование, но сделать их жизнь яркой, интересной, увлеченной.

Вывод: при организации образовательной ситуации формировать сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактическое пособие лэпбук.

Ключевые слова

Лэпбук, дидактическое пособие, сенсорное развитие, чувственное познание, совершенствование

ощущений и восприятия, умственное развитие.

Дословно «лэпбук» в переводе с английского языка значит «наколенная книга». Да, лэпбук похож на книгу по определенной теме. Это самодельная интерактивная папка. Данное пособие имеет яркое оформление и четкую структуру.

Лэпбук может быть любого объема и формата Его оформление следующее: в кармашках, «окошках», конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках- гармошках находятся развивающие и творческие задания по оной определенной теме.

Главное условие этого дидактического пособия - отвечать возрастным интересам детей дошкольного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому и работа детей с лэпбуком осуществляется в игровой форме.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде. Он информативен - в одной такой папке можно разместить большое количество заданий по конкретной теме. Обладает полифункциональностью - способствует развитию творческого мышления, воображения у детей, а также он может использоваться для групповой и индивидуальной работы. Лэпбук отличается вариативностью - одно задание может иметь несколько вариантов использования.

Хочется подчеркнуть, что лэпбук является средством и сенсорного развития детей. Сенсорное

~ 109 ~

развитие является базисом для интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание представляет собой целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [1, с.142].

Сенсорное воспитание упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, развивает внимание, даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности, а также влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и других видов памяти.

Развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира - этому способствует сенсорное развитие. Только при сенсорном развитии можно научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.). Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой - имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Хочется отметить, что одним из способов сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование лэпбуков.

Нами был создан лэпбук «Осень», состоящий из дидактических игр. Каждая игра способствует формированию умения соотносить предметы по цвету и форме.

Первая игра: «Найди листик к дереву». Здесь подготовлены листья и деревья. Задача детей -подобрать листья к дереву.

Следующая игра называется «Собери картинку» по теме «Овощи и фрукты». Данная игра позволяет научить ребенка выделять форму предмета. Для этой игры нами были составлены несколько вариантов: картинки из трех и четырех частей. Данная игра является оптимальной и для групповой работы детей.

Третье задание называется «Сложи грибы в корзину». Здесь используется съедобные и несъедобные грибы: на съедобных грибах нарисованы фигуры, которые имеют углы. На несъедобных грибах - фигуры, которые не имеют углов. Задача детей - сложить съедобные грибы корзину.

Пятая игра «Поможем собрать запасы». Задача детей помочь белочке собрать грибы, ежику грибы и яблоки, хомяку и мыщке - зернышки, медведю - ягоды. Белочка нарисована в овале, медведь в квадрате и т. д. угощение, предназначенное животному, находится в той же фигуре.

Как видно из дидактических задач, прежде, чем использовать лэпбук, ребенок должен иметь определенный объем знаний.

Для закрепления фигур можно использовать дидактическое задание, которое заключается в соединении фрукта (овоща) из нескольких частей. Шестым заданием нашего лэпбука по сенсорному развитию стала дидактическая игра под названием «Закрой окошко». Здесь ребенку необходимо предлагается подобрать по форме и закрыть окно в домике. Последнее задание - загадки о грибах, животных, фруктах. Они позволяют детям еще более активнее работать и реализовывать себя в игровой деятельности.

Для сенсорного развития в лэпбуке можно придумывать игровые задания из различных материалов (тканей, вязаных изделий и т.д.). Это также способствует сенсорному развитию ребенка.

Итак, через лэпбук у детей осуществляется сенсорное развитие. Этому способствует работа с заданиями на соотношение цветов, размеров, фигур. Благодаря такой работе дети знакомятся с основными цветами, изучают геометрические фигуры и текстуры предметов. Можно с уверенностью сказать, что использование лэпбука способствует полноценному сенсорному развитию детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями и задачами ФГОС ДО.

~ 110 ~

Список использованной литературы:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2009. - 416 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01. 2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

© Карталова Е. А., Ефимова Е. Д., 2020

УДК 373.24

Лагутина М.Д.

воспитатель МБДОУ д/с №14 «Золотой ключик»

г.Белгород

Беленко Е.В.

воспитатель МБДОУ д/с №14 «Золотой ключик»

г.Белгород Джаббарова Ч.Н. воспитатель МБДОУ д/с №14 «Золотой ключик»

г.Белгород

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАМОТЕЮ»

Реализация содержания программы в образовательных областях: "Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие", "Речевое", "Физическое развитие".

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая. Формы организации коллективной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей. Материалы и оборудование:

ноутбук, презентация, "Квадрат Воскобовича", "Геоконт", "Коврограф", "Липкие веревочки", "Набор букв".

Предварительная работа: Работа с развивающими играми Воскобовича.

Планируемые результаты: развивать интеллектуальные и творческие способности детей через игровую деятельность с использованием игр Воскобовича. Задачи:

1. Развивать у детей внимание, память, пространственное мышление, словесно-логического и творческого мышления, аналитического восприятия.

2. Закреплять ориентировку в пространстве.

3. Закреплять звуковой анализ слова.

4. Воспитывать настойчивость, целеустремлённость, умение слушать воспитателя и сверстников, работать сообща.

5. Способствовать формированию доброжелательного отношения к окружающим, желание помочь

~ 111 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.