СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЮ
РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Мартынова Л.В. Email: [email protected]
Мартынова Людмила Владимировна - воспитатель.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 15, г. Ейск
Аннотация: в статье описывается авторский материал педагога, направленный на развитие логического мышления детей среднего и старшего дошкольного возраста. Материал представлен в форме описания содержания логических задач-сказок, перечня оборудования и требований к выполнению условий задач-сказок. Материал имеет практическое использование в совместной деятельности педагога с детьми и может использоваться в качестве интеллектуального семейного отдыха. Ключевые слова: логическое мышление, мыслительные операции, интеллектуальное развитие, логические задачи-сказки, игровые ситуации.
MODERN APPROACHES TO EDUCATING PRESCHOOLERS SKILL TO SOLVE
LOGICAL TASKS Martynova L.V.
Martynova Lyudmila Vladimirovna - Educator, MUNICIPAL BUDGET PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN OF THE COMBINED TYPE № 15, YEISK
Abstract: the article describes the author's material of a teacher, aimed at the development of logical thinking of children of middle and older preschool age. The material is presented in the form of a description of the content of logical tasks-fairy tales, a list of equipment and requirements for performing the conditions of the tasks-fairy tales. The material has a practical use in the joint activity of the teacher with children and can be used as an intellectual family recreation.
Keywords: logical thinking, thought operations, intellectual development, logical tasks-fairytales, game situations.
Начало третьего тысячелетия ознаменовано расширением спектра взглядов и идей на проблему повышения интеллектуального потенциала современного ребенка. Известно, что уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей и старший дошкольный возраст особо важен в плане развития способности к формированию логического мышления и осмыслению причинно-следственных связей. Поэтому становится очевидным, что умение быстро и логически мыслить, ясно излагать свои мысли - вот неотъемлемые качества человека на современном этапе развития общества.
Развитие интеллектуальных способностей детей на сегодняшний день актуальная проблема современности. Развитие интеллекта ребенка означает развитие мышления. Сформировать своевременно задатки логического мышления это значит помочь ребенку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольников мыслить логически - значит, вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить принимать взвешенные решения и четко формулировать свои мысли, принимать взвешенные решения и находить выход из трудного положения, разумно вести себя в социуме и природе.
Овладение логическими формами мышления способствует развитию умственных способностей ребенка, что необходимо для успешного перехода к школьному обучению. С появлением логического мышления у ребенка начинает формироваться умение рассуждать, делать умозаключения. Развиваются такие качества как: наблюдательность, сообразительность, смекалка, любознательность, самостоятельность. Развивается речь, так как идет процесс проговаривания этапов решения в процессе коллективного обсуждения, доказательство правильности действий. Способность самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать полученные знания, творчески решать различные проблемные вопросы являются показателем высокого уровня развития мыслительных операций, т.е. интеллекта ребенка.
Поскольку инструментом познания окружающей действительности являются развивающиеся на этапе дошкольного детства мыслительные операции, какие еще возможности есть у педагогов, чтобы максимально помочь дошкольникам интеллектуально адаптироваться к социуму и стать успешными?
Достижение этой цели на этапе дошкольного возраста согласно возрастным психологическим особенностям детей, осуществляется в поиске новых форм организации процесса воспитания и обучения. И здесь достойное место должны занимать логические задачи, игры и упражнения как один из основных игровых и занимательных видов деятельности. Именно с помощью приема использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных функций. В связи с этим упражнения на логику приобретают особое значение в развитии мыслительных операций дошкольников, а, значит, и в становление интеллектуальной сферы ребенка.
Определенного результата в развитии логического мышления можно достичь при выполнении заданий, связанных с решением логических задач-сказок. Составленные мною логические задачи-сказки имеют форму игровых ситуаций с применением метода проблемно - поискового обучения.
Каждая из разработанных логических задач-сказок имеет форму игровой ситуации и подчинена жанру сказки. Сюжет сказки содержит мотивирующую ситуацию - задания в форме двух или трех условий, требующих решения проблемно-поискового характера и алгоритма достижения верного результата. В содержании каждой задачи указаны материалы и оборудование для создания наглядного сопровождения, перечислены воспитательные и образовательные задачи, которые необходимо решить педагогу в ходе конкретной игровой ситуации.
При решении каждой логической задачи педагог вовлекает детей в деятельность по пяти направлениям образовательной деятельности: физической, познавательной, речевой, социально -коммуникативной и художественно-эстетической.
Для организации проведения авторских логических задач-сказок предлагаю использовать универсальное развивающее пособие В.В. Воскобовича игровой комплекс «Коврограф Ларчик»: набор карточек «Забавные цифры», «Разноцветные гномы», карточки отрицания, набор «Разноцветные кружки», набор «Разноцветные квадраты», зажимы на липучках, а также персонажи других развивающих игр: Слоник «Ляп-Ляп», Медвежонок Мишик, Змейка Эйка, Девочка Долька, Мальчик Гео и др. Карточки отрицания - необходимый элемент каждой логической задачи-сказки, благодаря которым дети методом исключения из действующей игровой ситуации определенных объектов фиксируют результат поэтапно выполненных условий. Набор «Разноцветные кружки» - необходимый атрибут подтверждения верного ответа. По инициативе детей практикуется использование в качестве символа фиксации верного ответа цветы или флажки, солнышко или колокольчик. Но обязательным условием должно соблюдаться требование: символы отождествления правильного ответа должны в конкретной игре иметь одинаковый вид, чтобы не рассеивать зрительное внимание детей в совокупности с другими объектами игрового поля.
Чтобы игровая ситуация имела форму задачи, в соответствии с общепринятыми понятиями каждая логическая задача-сказка имеет следующую структуру: задачи (образовательные и воспитательные), материалы и оборудование, игровая ситуация (в форме сказки), задания (2-3 необходимых условия, в ходе решения которых достигается верный результат).
Поскольку логические задачи-сказки - это упражнения, направленные на установления логических цепочек, они должны решаться в определенной последовательности: привлечение детей к способности анализировать предложенные предметные картинки; группировке по двум отличительным признакам одновременно; отождествлять отдельный признак, который содержится в одном из условий задачи; делать умозаключение и предполагаемый вывод.
Решение логических задач подразумевает неоднократное повторение условия задачи, а также повторение условия по отдельным частям, но строго в той последовательности как это предполагает первоначальная трактовка содержания.
Предлагаемые логические игры-сказки будут полезны и легки в применении воспитателями в качестве эффективной формы организации совместной деятельности с детьми и родителями в качестве организации интеллектуального семейного отдыха.
Например: рассмотрим алгоритм решения одной из предложенных логических задач-сказок:
«Фрукты для артистов Цифроцирка»
Задачи: развитие логического мышления, способностей к анализу, классификации, отождествлению, сравнению, развитию творческого мышления, воображения, воспитанию коммуникативной культуры.
Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», набор карточек «Разноцветные гномы» (Кохле, Охле, Зеле, Желе), карточки отрицания, предметные картинки фруктов (яблоко -красное, груша - зеленая, банан - желтый, апельсин - оранжевый), карточки отрицания, картинка цветок, обозначающий верный ответ.
Игровая ситуация: в Фиолетовый лес, где на горе жили Разноцветные гномы, уже несколько раз приезжал Цифроцирк со своими артистами. Все разноцветные гномы очень любили посещать цирковые представления. Они старались не пропустить ни одного выступления забавных Цифрят. Со временем гномы и цирковые артисты подружились. Цифрята приходили к гномам в Фиолетовый лес, чтобы поиграть в любимые игры, а гномы же стремились по возможности угостить своих друзей чем-нибудь
вкусным и полезным. Но один раз гномы не смогли сами передать друзьям угощение и попросили это сделать Слоника Ляп-Ляпа. Слоник передал зверятам фрукты, но предложил отгадать, какой фрукт передал каждый из гномов, и он стал рассказывать что:
Задание: (1 вариант)
1 условие: гномы передавали фрукты не своего цвета;
2 условие: Охле передал фрукт круглой формы;
3 условие: Кохле просил ничего не перепутать и отдать артистке её любимый фрукт, который он сам с трудом достал с высокой пальмы.
Алгоритм решения:
1. Согласно первому условию, гномы не угощали Цифрят фруктами своего цвета. Значит, можно сразу поставить знаки отрицания напротив тех фруктов, которые соответствуют цвету гнома. А можно пока не предпринимать этот шаг, а дать детям подумать над вторым условием задачи.
2. Если Охле угощал друзей фруктом круглой формы, то на картинке мы видим два фрукта круглой формы: яблоко и апельсин. Тогда внимание детей обращаем снова на первое условие. Теперь можно определить, что Охле угощал зверят из Цифроцирка яблоком, оно на картинке, кроме апельсина, единственный фрукт, имеющей круглую форму..
3. Теперь можно поставить знаки отрицания тем гномам, где стало известно, что яблоком ни угощал: ни Кохле, ни Зеле, ни Желе. А если Охле отдал яблоко, значит, другими фруктами: ни бананом, ни апельсином, ни грушей, он угостить не мог. Ставим знаки отрицания напротив гнома Охле в клетках с остальными фруктами.
4. На данном этапе видим, что неизвестно, какими фруктами угощали Кохле, Зеле и Желе. Проговариваем третье условие: Кохле просил ничего не перепутать и отдать артисту ее любимый фрукт, который он с трудом достал с высокой пальмы. Из оставшихся фруктов на пальме растет только банан, поэтому становится очевидным, что Кохле угощал бананом.
5. Смотрим на картинку, напротив Кохле остаются две открытые клетки, но мы уже определили, что Кохле отдал банан, значит, апельсин и грушу передавали другие гномы. Ставим напротив Кохле знак отрицания в клетках его ряда. И ставим знак отрицания напротив Зеле, в графе банан. Так как мы уже знаем, что банан передал Кохле.
6. Обращая внимание детей на схему можно понять, что осталось неизвестным, кто передавал грушу и апельсин? Из таблицы легко можно определить, что напротив Зеле осталась одна свободная клетка, которая указывает нам, что Зеле угощал зверей апельсином.
Следовательно, Желе передавал в качестве угощения зеленую грушу.
2 вариант: Данную логическую задачу можно повторить через некоторое время, изменив в задании порядок условий: поменять местами условие под номерами 1 и 3.
«Путешествие по сказкам»
Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», карточки отрицания, картинка цветок, обозначающий верный ответ, набор карточек «Забавные цифры» (Заяц Двойка, Мышка Тройка, Кот Шестерка, Лиса Девятка), картинки с изображением сюжетов сказок: «Заюшкина избушка», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Теремок»
Игровая ситуация: Однажды после очередного циркового выступления артисты Цифроцирка пили чай с баранками и вспоминали разные истории, которые с ними происходили до того времени, пока они не стали цирковыми артистами. Крокодил Семерка и Обезьянка Восьмерка вспоминали жаркую Африку, Маг Нолик рассказывал, как долго он учился, чтобы стать настоящим волшебником. Зайка Двойка, Мышка Тройка, Кот Шестерка и Лиса Девятка стали вспоминать русские народные сказки, в которых они «жили - поживали» и в которые еще хотели бы отправиться. И решили сказочные герои пригласить своих друзей: Ежа Единичку, Крыску Четверку и Пса Пятерку, попутешествовать в сказки. Стали они говорить такими загадками, что их друзья ничего не поняли, кто в какую сказку позвал. Помогите Цифрятам разобраться.
Задание: 1 условие: Мышка Тройка и Лиса Девятка пригласила своих друзей в сказки, в которых они еще не были; 2 условие: Кот Шестерка позвал в сказку, где он был не только помощником, но и спасателем.
«Загадки обыкновенного леса»
Материалы и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», карточки отрицания, картинки цветки, обозначающие верный ответ, набор карточек «Забавные цифры» (Мышка Тройка, Крокодил Семерка, Обезьянка Восьмерка и Лиса Девятка), предметные картинки деревьев (ель, рябина, сосна и липа).
Игровая ситуация: Разноцветные гномы пригласили в гости своих давних друзей - артистов Цифроцирка: Мышку Тройку, Крокодила Семерку, Обезьянку Восьмерку и Лису Девятку. Погода испортилась, был порывистый холодный ветер, иногда даже шел дождь, Уставшим после циркового выступления артистам не хотелось самим добираться на гору, где жили гномы. Они решили
использовать волшебную силу Маг Нолика и попросили силой волшебства перенести их в сказочный Фиолетовый лес. Но в момент волшебства сильный порыв ветра перенес Цифрят в обычный лес. В лесу они увидели много незнакомых деревьев. Когда зверята вернулись в Цифроцирк и стали рассказывать об увиденных деревьях, остальные артисты не могли понять, о каких деревьях им рассказывают. Помогите разобраться, о каком дереве говорил каждый из зверей?
Задание: 1 условие: Обезьянка Восьмерка не переставала удивляться тому, что бывают деревья без листочков; 2 условие: Мышка Тройка угощала медом с цветков этого дерева и говорила, что это самый полезный мед при простуде; 3 условие: Крокодил Семерка интересовался, как можно смастерить разноцветные фонарики.
Опыт работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста показывает, что существует большой выбор средств активизации мыслительной деятельности. Сущность игр и упражнений на применение логического мышления составляет новизна, необычность, неожиданность. Этот материал специально создан для умственного развития и требует для своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких мыслительных операций, как: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Любой педагог может стать автором новых логических задач-сказок. Этот процесс сначала заинтересовывает, а потом затягивает в атмосферу создания новых сказочных сюжетов, логических связей, цепочек, образов. Причем в случае составления игровой ситуации в форме сказки нередко дети становятся соавторами педагога, а уж у них фантазии...
Список литературы /References
1. Вакуленко Л.С., Воскобович В.В., Вотинова О.М. Развивающая предметно-пространственная среда. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2017.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. -М., 2006.
4. СмироноваЕ.О. Психология ребенка. М., 1997.
5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.