Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ПОСОБИЙ В.В. ВОСКОБОВИЧА'

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ПОСОБИЙ В.В. ВОСКОБОВИЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ИНИЦИАТИВА / ИГРЫ В.В. ВОСКОБОВИЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко Евгения Петровна

В публикации отражена тема, которая раскрывает важные аспекты развития познавательной активности и детской инициативы у детей дошкольного возраста посредством применения игр и пособий В.В. Воскобовича в игровой деятельности. Игры всегда вызывают у детей интерес. Они затрагивают все области развития ребёнка: социально-коммуникативную, речевую, познавательную, художественно-эстетическую и физическую. Только в процессе игры ребёнок может быть самим собой. Он погружается в неё стремительно, придумывает свои правила, меняет ход событий, решает важные умственные и интеллектуальные задачи. Как сделать так, чтобы ребёнок был сам заинтересован в игре? И что должен делать для этого педагог? Как заставить ребёнка мыслить? Всем этим вопросам и посвящается данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CHILDREN'S INITIATIVE IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE THROUGH GAMES AND MANUALS BY V.V. VOSKOBOVICH

The publication reflects the topic that reveals important aspects of the development of cognitive activity and children's initiative in preschool children through the use of games and manuals by V. V. Voskobovich in gaming activities. Games always arouse children's interest. They affect all areas of the child's development: social and communicative, speech, cognitive, artistic and aesthetic, and physical. Only in the course of the game can the child be himself. He plunges into it rapidly, invents his own rules, changes the course of events, solves important mental and intellectual problems. How to make sure that the child is interested in the game itself? And what should a teacher do for this? How to make a child think? This article is devoted to all these issues.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ПОСОБИЙ В.В. ВОСКОБОВИЧА»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР И ПОСОБИЙ В.В. ВОСКОБОВИЧА Кравченко Е.П. Email: Kravchenko6109@scientifictext.ru

Кравченко Евгения Петровна - педагог первой квалификационной категории, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 15 муниципального образования Ейский район, г. Ейск

Аннотация: в публикации отражена тема, которая раскрывает важные аспекты развития познавательной активности и детской инициативы у детей дошкольного возраста посредством применения игр и пособий В.В. Воскобовича в игровой деятельности. Игры всегда вызывают у детей интерес. Они затрагивают все области развития ребёнка: социально-коммуникативную, речевую, познавательную, художественно-эстетическую и физическую. Только в процессе игры ребёнок может быть самим собой. Он погружается в неё стремительно, придумывает свои правила, меняет ход событий, решает важные умственные и интеллектуальные задачи. Как сделать так, чтобы ребёнок был сам заинтересован в игре? И что должен делать для этого педагог? Как заставить ребёнка мыслить? Всем этим вопросам и посвящается данная статья.

Ключевые слова: познание, инициатива, игры В.В. Воскобовича.

DEVELOPMENT OF CHILDREN'S INITIATIVE IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL CONCEPTS IN CHILDREN OF EARLY PRESCHOOL AGE THROUGH GAMES AND MANUALS BY V.V. VOSKOBOVICH Kravchenko E.P.

Kravchenko Evgeniya Petrovna - Teacher of the first qualification Category, Educator, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION COMBINED KINDERGARTEN № 15 OF THE MUNICIPALITY YEISK DISTRICT, YEISK

Abstract: the publication reflects the topic that reveals important aspects of the development of cognitive activity and children's initiative in preschool children through the use of games and manuals by V. V. Voskobovich in gaming activities. Games always arouse children's interest. They affect all areas of the child's development: social and communicative, speech, cognitive, artistic and aesthetic, and physical. Only in the course of the game can the child be himself. He plunges into it rapidly, invents his own rules, changes the course of events, solves important mental and intellectual problems. How to make sure that the child is interested in the game itself? And what should a teacher do for this? How to make a child think? This article is devoted to all these issues. Keywords: cognition, initiative, games of V.V. Voskobovich.

УДК 331.225.3

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться.

Не выдумывайте для него детских ответов.

Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал.

Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев

Актуальность: игровая деятельность является ведущей в воспитательно-образовательном процессе. Играя, ребёнок, незаметно для себя открывает мир нового и неизведанного, учится делать самостоятельные выводы и умозаключения, перенося в игру весь багаж своих знаний и наблюдений. Поэтому, так важно не мешать ребёнку самому решать, чем именно он хочет себя занять в данный момент и почему, дать возможность проявить желание и инициативу в процессе игровой деятельности.

С появлением методики В.В. Воскобовича, представленной многообразием игровых пособий, перед детьми открывается новый увлекательный мир, полный интересных игр с крепящимися игровыми элементами - модулями, коврографов, планшетов, игровизоров. Игры автора направлены на то, чтобы вызвать у ребёнка интерес и желание познавать, тем самым развивая его умственные способности в полном объёме.

Они многофункциональны, разносторонне развивают личность ребёнка. Малыши не только узнают цвет и форму предметов, но и параллельно пополняют и расширяют свой словарный запас. Тем самым способствуют развитию диалогической формы речи. Так же немаловажно и то, что манипулируя с игровыми элементами и модулями, ребёнок развивает мелкую и крупную моторику рук, учится концентрировать внимание на предмете, у него формируется воображение и фантазия.

Моя работа как педагога в этом направлении заключается в том, чтобы посредством игр и пособий В.В. Воскобовича сформировать у малышей первые математические представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине предметов), учить сравнивать и обобщать, делать свои выводы и умозаключения, делиться ими с товарищами и радоваться своим собственным маленьким успехам в познании окружающего мира. Углубляясь в игру, ребёнок постепенно осваивает азы увлекательной науки - математики (понятия «один - много», «ни одного», «выше -ниже», «столько - сколько» и т.д.).

Все игры с детьми младшего дошкольного возраста начинаются с сюрпризного момента. Это, приход или приезд каких-нибудь сказочных персонажей, от кого-то письмо и ещё много других разных интересных ситуаций.

Игры В.В. Воскобовича привлекают ещё и тем, что дают нам уже готовых персонажей, а так же множество идей для организации игры. Они отличаются созданием сказочной и неповторимой атмосферы вокруг каждой игрушки.

Из своего опыта работы с малышами по данной теме, могу сказать с уверенностью, что игровые пособия В. В. Воскобовича очень нравятся им. Проиграв игру один раз, дети выражают желание играть с ней снова и снова.

Часто мы с детьми играем вместе и каждая игра - это маленькая история. А чтобы данная игра увлекла ребёнка и стала интересной, я стараюсь вызвать у детей положительные эмоции и способствовать проявлению от них инициативы.

Приведу пример:

Предлагая детям ту или иную игру, я от лица сказочных героев - персонажей незаметно ввожу их в проблему и выявляю уже имеющиеся у них знания по данной теме. (Например: прилетает пчёлка Жужа - житель фиолетового леса и говорит, что китёнок Тимоша - персонаж игры «Чудо крестики» загрустил).

Отталкиваясь от этого, я ввожу детей в затруднительную ситуацию, мотивирую их на решение данной проблемы, то есть - задаю мотивирующее начало (Обсуждаем с детьми, кто такой китёнок? Где он живёт? Детям предлагается подумать, почему он грустит? И как ему помочь? Лес далеко. Каким образом, мы можем попасть в лес?).

А далее разворачивается сюжет и дети уже не могут остаться равнодушными. Они активно проявляют инициативу, чтобы помочь героям «в беде», вместе с персонажами решая разные задачки и упражнения. (Размышляют о сложившейся ситуации, предлагают, например, варианты поездки в лес - на самолёте, на машине и другие).

Таким образом, в ходе игр малыши помогли гномикам Кохле и Охле найти дорогу в лес, сделали фонарики для них (пособие В.В. Воскобовича головоломка

«Фонарики»), закрепили представление о форме и цвете фигур, спасли китёнка Тимошу от грусти - собрали для него разноцветные камешки, с которыми он любит играть и посчитали их (пособие В.В. Воскобовича «Чудо крестики 2» Ларчик).

• Пособие В.В. Воскобовича головоломка «Фонарики» активно применяется моими детьми в играх. Игра развивает сенсорные способности (внимание, память, мышление, воображение и речь). Тренируют мелкую моторику рук. Малыши учат названия геометрических фигур: прямоугольник, овал, круг, треугольник, квадрат. Дети с большим удовольствием конструируют из деталей головоломки фигурки по схеме и собственному замыслу, играя на столе.

• Авторское пособие «Чудо крестики 2» Ларчик малыши используют и в свободной деятельности. Игра учит сравнивать фигуры по размеру и цвету, измерять величину предмета, считать, знакомит с геометрическими формами. Благодаря тому, что фигурки имеют крепления двух видов: липучка и магнит, малыши играют с удовольствием и на коврографе Фиолетовый лес.

• Познакомившись с коврографом Фиолетовый лес, мои дети больше не проходят мимо него. Игровые элементы живой и неживой природы, персонажи леса позволяют малышам в любое свободное время организовать игру со сверстниками и самостоятельно, развернуть сюжет так, как хотят сами дети. Ребята знакомятся с временами года, считают листья, деревья, животных, сравнивают их, выявляют отличия - высоту, ширину, цвет, форму и с удовольствием обыгрывают при помощи ярких персонажей.

В процессе игровой деятельности малыши познакомились с жителями леса: Вороном Метром и галчонком Каррчиком, малышом Крутиком и мальчиком Гео, волшебником - Филлимоном Коттерфильдом, Лопушком и Мишиком - персонажем игры «Чудо - крестики». Все вместе со сказочными героями ребята решают проблемы и помогают зверюшкам в трудной ситуации. А гномики Черныш, Белыш и Сержик из пособия Воскобовича «Радужные гномы» помогли ребятам освоить навыки счёта в пределах трёх, закрепить названия цветов - белого, чёрного и серого.

Каждый поход или поездка в лес обыгрываются с детьми, используя пособия Воскобовича. Мы отправлялись в лес на корабликах «Плюх - плюх», затем снимали, считали и сушили парусники с мачт, сравнивая их по высоте и месту расположения относительно друг друга.

И на лошадках, которые ребята сделали из льдинок (Игровое пособие В. В. Воскобовича «Прозрачный квадрат или нетающие льдинки озера Айс»), чтобы порадовать лошадку Лулу. А заодно познакомились со сказочным персонажем Незримкой Всюсь, охраняющим льдинки озера Айс.

• Применяя игровое пособие В.В. Воскобовича «Прозрачный квадрат или нетающие льдинки озера Айс», мы учимся с малышами считать, знакомимся с пространственными отношениями и величиной. А конструирование различных фигур очень нравится детям. Оно не только развивает мышление, но и способствует формированию всех видов речевой деятельности.

Путешествовали в лес мы и на машинах, сконструированных ребятами, с пособием В.В. Воскобовича: «Ларчик. Эталоны фигуры»). Играя, малыши закрепили форму геометрических фигур, цвет, размер, увидели их сходство и отличие.

• Пособие В.В. Воскобовича: «Ларчик. Эталоны фигуры») так же вызывает у малышей интерес не только своими яркими цветами. Мы конструировали разные предметы по воображению, собирали фрукты с деревьев для ёжиков на коврографе Фиолетовый лес. Благодаря тому, что пособие оснащено ковролиновой основой, которая может располагаться на стене, дети могут играть в любое свободное время и по желанию. Игра вызывает интерес к персонажу Крутику По, который может сопровождать процесс игры интересными путешествиями и историями.

• Ещё одно из пособий, активно используемое моими малышами в свободной игровой деятельности, - Двухцветный квадрат В.В. Воскобовича, игры с которым учат элементарным конструкторским навыкам на плоскости и в объёме. Складывая его, малыши конструировали разные фигуры - конфеты, домики, лодочку. В процессе игр с квадратом активно развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук.

• Используя игровое пособие лепестки В.В. Воскобовича «Эталоны цвета», ребята помогли пчёлки Жуже и собрали для неё красивые цветы, закрепили основные цвета спектра и навыки счёта.

• А полоски-липучки из игры В.В. Воскобовича «Волшебная восьмёрка». Ларчик помогли малышам сделать домики для гномиков Белыша, Черныша и Сержика. Дети закрепили знание основных цветов, понятия «короткий - длинный» и формы домика -квадрат и крыши - треугольник. Так же в этой увлекательной игре с палочками очень хорошо развивается мелкая моторика пальчиков, что сказывается положительно в рисовании, лепке и аппликации во время изобразительной деятельности.

Из всего вышеперечисленного я могу с уверенностью сказать, что посредством внедрения игр и пособий В.В. Воскобовича в образовательную деятельность ДОУ, у детей заметно расширился диапазон возможностей и игровых интересов. А это, несомненно, положительно влияет на умственное развитие ребёнка.

Список литературы /References

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://golubnatalia.jimdofree. (дата обращения: 15.03.2021).

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://golubnatalia.jimdofree.com/%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB %D0%BA%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1% 8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D 0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3 %D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2/ (дата обращения: 15.03.2021).

3. Серия Сказочные лабиринты игры «Фиолетовй лес». Развивающая предметно-пространственная среда. Методическое пособие / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. Санкт- Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017.

4. Развивающие игры В.В. Воскобовича. Методическое пособие / Под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. Санкт- Петербург. Издательство: Сфера, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.