Научная статья на тему 'ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ И ЗАДАНИЙ В. ВОСКОБОВИЧА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ'

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ И ЗАДАНИЙ В. ВОСКОБОВИЧА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / В.В. ВОСКОБОВИЧ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» / ТЕРЕМКИ ВОСКОБОВИЧА / ФИГУРКИ ИЗ ФЕТРА / АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Ирина Николаевна

В статье анализируются пособия В. Воскобовича - создателя инновационной технологии «Волшебные лабиринты игры», в свете применения их в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов, и созданные на данной основе собственные игры и опыт применения их на практике автором статьи. Автор представил вариативность и многофункциональность технологии, которая позволяет развивать речь дошкольника во всех ее проявлениях: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, обучение грамоте, развитие фонематического слуха, автоматизация звукопроизношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фролова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE USE OF GAMES AND GAME AIDS AND ASSIGNMENTS BY V. VOSKOBOVICH AS A SPEECH THERAPIST IN CORRECTIVE WORK WITH CHILDREN WITH HIA

The article analyzes the manuals of V. Voskobovich, creator of the innovative technology "Magic Mazes of the game", in light of their application in the corrective-developing work of teachers-speech therapists and created on this basis their own games and experience of applying them in practice by the author of the article. The author presented the variability and versatility of the technology that allows to develop preschool speech in all its manifestations: the development of lexicon-grammar categories, coherent speech, literacy training, the development of phonematic hearing, automation of sound pronunciation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ И ЗАДАНИЙ В. ВОСКОБОВИЧА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ И ЗАДАНИЙ В. ВОСКОБОВИЧА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Фролова И.Н. Email: Frolova6110@scientifictext.ru

Фролова Ирина Николаевна - учитель-логопед первой квалификационной категории, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, г. Ейск, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются пособия В. Воскобовича - создателя инновационной технологии «Волшебные лабиринты игры», в свете применения их в коррекционно-развивающей работе учителей-логопедов, и созданные на данной основе собственные игры и опыт применения их на практике автором статьи. Автор представил вариативность и многофункциональность технологии, которая позволяет развивать речь дошкольника во всех ее проявлениях: развитие лексико-грамматических категорий, связной речи, обучение грамоте, развитие фонематического слуха, автоматизация звукопроизношения.

Ключевые слова: методические пособия, В.В. Воскобович, развивающая среда «Фиолетовый лес», теремки Воскобовича, фигурки из фетра, автоматизация звуков, развитие речи, обучение грамоте.

EXPERIENCE OF THE USE OF GAMES AND GAME AIDS AND ASSIGNMENTS BY V. VOSKOBOVICH AS A SPEECH THERAPIST IN CORRECTIVE WORK WITH CHILDREN WITH HIA

Frolova I.N.

Frolova Irina Nikolaevna - Teacher-Speech Therapist of the first qualifying Category, MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN OF COMBINED TYPE, EISK, KRASNODAR REGION

Abstract: the article analyzes the manuals of V. Voskobovich, creator of the innovative technology "Magic Mazes of the game ", in light of their application in the corrective-developing work of teachers-speech therapists and created on this basis their own games and experience of applying them in practice by the author of the article. The author presented the variability and versatility of the technology that allows to develop preschool speech in all its manifestations: the development of lexicon-grammar categories, coherent speech, literacy training, the development of phonematic hearing, automation of sound pronunciation.

Keywords: methodical manuals, V.V. Voskobovich, developing the environment "Purple Forest", Theremkas of Voskobovich, figurines from the felt, automation of sounds, speech development, literacy training.

УДК 130003

Весной 2020 года мои коллеги посетили семинар-практикум для педагогов, где их знакомил со своей методикой В.В. Воскобович. Вернувшись загоревшимися и увлеченными, они поделились с коллективом своими положительными впечатлениями по этой теме. Заинтересовавшись, я попросила предоставить мне имеющуюся литературу. В руки мне попали две книги: «Чтение через игру» и «Игры В. Воскобовича в работе учителя-логопеда». Эти методические пособия открыли для меня массу возможностей привлечь в свою работу с воспитанниками что-то новое, яркое, увлекательное.

Я провела несколько занятий, вплетая в них игры и пособия В. Воскобовича: «Знакомство с буквой Т и звуками Т и Ть» и «Лес. Грибы. Ягоды. Буква Д. Звуки Д и Дь», добавила в уголок красивой речи набор липучек различной формы для конструирования и закрепления изученных на занятиях букв, внедрила «Коврограф Ларчик большой» в групповое помещение, чтобы дети могли в свободное время подойти к нему и под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно, изображать буквы, цифры, геометрические фигуры и проявлять свою фантазию. Первое время ребята жаловались мне, что липучки колются маленькими иголочками. Действительно, чтобы оторвать геометрические фигуры от коврографа, нужно применить усилие, при котором выступы углубляются в кожу, разминая подушечки пальцев, стимулируя кровообращение. Мне пришлось рассказать им о пользе массажа и напомнить наши

манипуляции с мячом Су-джок на подгрупповых занятиях. Теперь дети с увлечением занимаются этим видом деятельности.

Практически на каждом занятии по обучению грамоте дети работают с пособием «Игровизор», на индивидуальных занятиях с огромным удовольствием играют с «Теремками Воскобовича».

Названия частей «Игровизора» помогают детям, у которых не сформированы или затруднены пространственные представления и ориентация (а это диагностируется почти у всех детей с ОВЗ), легче разобраться с заданием. Например, задание «поставить точку в правой нижней части» поможет персонаж Пони (п-правая, ни-нижняя часть). Задание «поместить букву Т в левой верхней части» Поможет персонаж Лев (ле-левая часть, в-верх). Благодаря «Игровизору» мои ребята научились без ошибок показывать правую или левую сторону, верх и низ, ориентируются на листе бумаги.

Просто восторг у меня и у дошкольников вызывают «Теремки Воскобовича». Так как в средней группе, работая по программе Н. Нищевой, мы еще познакомились с некоторыми согласными, это дало возможность приступить к обучению грамоте и начать учить читать слоги. Здесь и пригодилось это прекрасное пособие. Яркое, красочное, приятное по тактильным ощущениям, выполненное из натуральных материалов (дерево и картон), заставляет ребят охотно выполнять такие трудные для детей с ОВЗ задания как запоминание образа буквы, слияние гласной и согласной в слог, плавное чтение слогов и соединение их в слова. Я обыгрываю это при помощи сказки. В теремках «живут» согласные, в гости к ним «приходят» гласные. Отношения между буквами каждый раз разные: какие-то буквы приносят угощение (например, буква А-арбуз, ананас, апельсин, буква В «ставит на стол» варенье, вишни и виноград, буква Б - булки, баранки, М-молоко, мед, масло и малину, Г - груши и горох, К -конфеты и колбаску, П - пирожные и пирожки), какие-то буквы скучают и плачут, им нужны друзья, какие-то хотят звучать мягко, потому что были сердиты, другие буквы наоборот, хотят быть тверже. В общем, каждый раз дети предвкушают новую историю. Причем, на картонных кубиках с гласными есть синие и зеленые полоски сверху, которые подсказывают малышам, как они должны прочесть данный слог - твердо либо мягко. Опять возник спорный вопрос к создателю пособия. На кубиках изображены фигурки клоунов-гимнастов. Они принимают позы в виде гласных букв и В. Воскобович предлагает дать им имена: Арлекин (представляет букву А), Орлекин (представляет букву О), Урлекин, Ырлекин и так далее. Дети хорошо запоминают информацию, поданную в форме увлекательной игры, не получится ли, что они запомнят неверное произношение слова «арлекин» и в будущем, в школе напишут его с ошибкой («урлекин» или «орлекин»)? Поэтому я не акцентирую внимание детей на этих забавных клоунах и не сообщаю ребятам их имена. Просто прошу ребят посмотреть внимательно и сказать, какие буквы напоминают фигурки данных веселых человечков.

Использую я и таблицу с геометрическими символами букв и пособие «Логоформочки 5». С интересом замечаю, что дети, которые не могут верно повторить предложение из трех слов, уже дифференцируют гласные звуки, опираясь на форму, которую звуки принимают при артикулировании. (Речь о воспитанниках средней группы компенсирующей направленности, половина из которых на начало учебного года не разговаривали). У меня только возникло спорное мнение об обозначении звука У, который В. Воскобович в своей таблице предлагает обозначать прямоугольником. Я бы для звука У взяла треугольник, а звук И, наоборот, обозначила бы прямоугольником.

Полиморфный характер носит развивающая среда «Фиолетовый лес». Его основа и набор пособий для наполнения среды дает возможность развивать речь ребенка во всех основных направлениях.

Вот варианты игр для развития лексико-грамматических категорий. Например, игра «Два дерева», которую я использовала на занятии по знакомству со звуком и буквой Т. (На одном дереве найти один предмет, на другом картинку, где таких предметов много. И это можно использовать при знакомстве с другими буквами). Цель игры-формирование категорий множественного и единственного числа существительных. Игры «Что под деревом?», «Озеро». «Где дятел?» Цель-формирование умения правильно использовать предлоги в речи.

Игра «Синие и зеленые листья» помогает формировать фонематическое восприятие. На одно дерево дети крепят фишки из синих липучек, обозначающих твердые согласные звуки, на другое фишки зеленые, символизирующие мягкие согласные. (Эту игру я использую на всех занятиях, где происходит знакомство с согласными звуками, так как заметила, что она не надоедает ребятам).

Дополняя комплект пособий (фигур из фетра) к развивающей среде «Фиолетовый лес» недостающими, но легкими в выполнении персонажами, можно успешно и нескучно работать над развитием связной речи. Используя фигуру «озеро» мы с ребятами инсценировали сказку «Цыпленок и утенок». Проводя открытое занятие на тему «Пресноводные и аквариумные рыбки», я использовала «озеро»: ребята, держа плоскостные изображения пресноводных рыб (щуки, сома, окуня, карася, ерша), составляли о них рассказы-описания, а затем каждый крепил при помощи липучки свою рыбу к «озеру». А еще сказочный персонаж и гость занятия «Золотая рыбка» принесла ребятам в подарок аквариум и аквариумных рыбок из фетра, этот демонстрационный материал тоже крепился на свободное место коврографа «Фиолетовый лес». Фигурки героев помогли смастерить родители. Можно использовать известные сказки, а можно призвать детскую фантазию. Воспитанники даже сами предлагали придумать и сделать новые персонажи для своих сказок (это уже происходило в старшей группе).

По аналогии с другими элементами в «Фиолетовом лесу» я придумываю новые фигуры из плотного фетра для использования их в играх по автоматизации звуков. Например, домик в виде кусочка желтого сыра с большими дырками. В круглых отверстиях дети видят картинки или слоги на закрепляемый звук, прикрепляют мышонка и называют то, что видят в сырных дырах. Еще один вид игры-фигурка домика в виде большой клубники, а также в виде чайного домика (красного с узором в виде белых крупных горошин). Дети открывают по очереди все окошки (горошины) в домиках и называют рисунок с автоматизированным звуком. Уместно для автоматизации звука Л было сделать самолет из голубого плотного фетра и белые облака. На облаках разместить слоги ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение «Самолет гудит», потом «сажает» фетровый самолетик на любое облако и читает слог. Так же такое пособие можно использовать для обучения чтению целыми словами: на каждое облако можно крепить слог (ЛО-ПА-ТА), понадобиться три облака. Затем облака крепятся по очереди на коврограф-ларчик и по слогам читаются, потом можно попросить ребенка прочитать все слово. Игра из фетра «Чаепитие», где из каждой чашки можно достать «чайный пакетик» из фетра с картинкой на звук Ч и назвать, утрированно произнося автоматизированный звук Ч, тоже будет забавен для ребят. На обратной стороне «сыра», «чайного домика», «самолета с облаками» и «клубники» пристрочены крепления-липучки. К изготовлению таких дополнительных пособий тоже были привлечены родители воспитанников.

Пособия В. Воскобовича не только могут являться верными помощниками в работе учителя-логопеда, но и дают огромные возможности для творчества, фантазии как педагога, так и детей.

Буду рада, если мой опыт в использовании данных пособий пригодится коллегам.

Список литературы / References

1. Воскобович В.В. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Чтение через игру. Формирование читательских компетенций у детей средствами развивающих игр. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. 344 с.

2. Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича, 2017. 288 с.

3. Воскобович В.В., Мёдова Н.А., Файзуллаева Е.Д. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2018. 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.