Научная статья на тему 'Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития'

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1676
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с задержкой психического развития / взаимодействие / организация работы / children with mental retardation / interaction / organization of work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиваева Татьяна Иннокентиевна, Полякова Светлана Викторовна, Белых Юлия Сергеевна

В статье представлен опыт работы взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей с детьми с задержкой психического развития в компенсирующей группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиваева Татьяна Иннокентиевна, Полякова Светлана Викторовна, Белых Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST AND TEACHERS IN THE GROUP OF COMPENSATING ORIENTATION FOR CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The interaction experience of a teacher-defectologist and educators with children with mental retardation in the compensating group are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учителя-дефектолога и педагогов в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития»

УДК 376

DOI 10.38163/978-5-6043858-5-2_2020_139

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ПЕДАГОГОВ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сиваева Татьяна Иннокентиевна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 274, учитель-дефектолог, специальный психолог, tatyana.sivaeva@list.ru.

Полякова Светлана Викторовна.

Россия, г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 274, воспитатель, tatyana. sivaeva@list.ru.

Белых Юлия Сергеевна.

Россия, г.Новосибирск, МКДОУ детский сад № 274, воспитатель, tatyana. sivaeva@list.ru.

Аннотация. В статье представлен опыт работы взаимодействия учителя -дефектолога и воспитателей с детьми с задержкой психического развития в компенсирующей группе.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, взаимодействие, организация работы.

INTERACTION OF A TEACHER-DEFECTOLOGIST AND TEACHERS IN THE GROUP OF COMPENSATING ORIENTATION FOR CHILDREN

WITH MENTAL RETARDATION

Sivaeva Tatyana Innokentievna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 274, teacher-defectologist, special psychologist, tatyana. sivaeva@list.ru.

Poliakova Svetlana Viktorovna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 274, teacher, tatyana.sivaeva@list.ru .

Belykh Yulia Sergeevna.

Russia, Novosibirsk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment kindergarten № 274, teacher, tatyana.sivaeva@list.ru.

Abstract. The interaction experience of a teacher-defectologist and educators with children with mental retardation in the compensating group are presented in the article.

Keywords: children with mental retardation, interaction, organization of work.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с различными вариантами нарушений психического и физического развития: с задержкой

психического развития, расстройством аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью. Задача специалистов, воспитателей, создать в процессе обучения и воспитания особого ребёнка, потребность в согласованных требованиях, предъявляемых со стороны окружающих его взрослых, а это коллегиальное сопровождение специалистами и воспитателями, в процессе коррекционно-развивающего обучения. Мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Задержка психического развития представляет собой незрелость эмоционально-волевой сферы, саморегуляции, низкую познавательную активность. Этим обусловлены особенности восприятия (обобщённость, целостность, предметность), памяти, внимания, мышления, отмечается дефицит сенсорной информации, нарушение баланса торможения и возбуждения, вследствие этого недоразвитие речи как системы. У детей наблюдается быстрая утомляемость, истощаемость, снижение работоспособности при усложнении заданий, инструкции взрослого выполняются частично, а иногда дети просто отказываются выполнять начатую деятельность. По данным нейрофизиологическим исследованиям: недостаточное развитие лобных и теменных отделов коры головного мозга; запаздывание моторного развития.

Вследствие этого, процесс коррекционного обучения и воспитания детей следует проводить, играя с ними. Особое место в системе коррекции должны занимать сюжетно-ролевая игра и развивающие дидактические игры. Детям с задержкой психического развития необходим пропедевтический период и поэтому процесс коррекционного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития включает два этапа.

На первом, пропедевтическом этапе обучения:

- создается эмоционально-положительная обстановка в группе, установление эмоционального, доверительного контакта между педагогами и детьми, между сверстниками;

- создаются условия для развития высших психических функций: восприятия (тактильно-двигательное, слухозрительное), непроизвольные внимание и память, зрительные, слуховые, моторные функции;

- пробуждается познавательная и творческая активность детей (обеспечиваютя условия для формирования продуктивных видов деятельности). С этой целью каждое утро в группе начинается с ритуала приветствия и взаимодействия с коммуникативной доской. Коммуникативная доска включает в себя: визуальное расписание по непосредственной образовательной деятельности в течение дня (расписание помогает структурировать деятельность детей, каждое занятие обозначается символом, обязательно фотографии взрослых), наглядный материал по теме, календарь: расписание дней недели (каждый день недели обозначается цветом и цифрой), времени года, месяцы. Сколько пришло в группу девочек, мальчиков, вместе на данный момент (сопровождается картинкой и символом) т.д. Визуальная поддержка помогает детям улучшить свои коммуникативные способности, а это умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника, поддерживать

разговор на определённую тему; улучшаются когнитивные способности: развивает логическое и абстрактное мышление, память, зрительное, слуховое, тактильное восприятие; внимание; понимание простой инструкции. В «кругу друзей» выполняется самомассаж кистей рук, с применением колечек, шариков, палочек Суджок;

- создаются условия для игры, учим играть, т.к. ребята нуждаются в постоянной помощи взрослого для установления игрового взаимодействия со сверстниками. Наблюдается склонность к стереотипному воспроизведению, дети в основном играют молча, увлекаясь предметной игрой, речь обращена к взрослому, находящемуся рядом. Дети отдают предпочтение играм без правил, т.к. слабо формируется произвольная регуляция, в дальнейшем учебная деятельность. У детей младшего дошкольного возраста пропедевтический этап протекает в течение учебного года и далее, у воспитанников, поступивших в группу в старшем возрасте, период сокращается. Итак, на первом этапе создается психологический базис для развития мышления и речи.

На втором этапе реализуются задачи специального дошкольного образования, а именно формируются предпосылки к учебной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа с детьми предполагает взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и воспитателей. Содержание работы учителя-дефектолога с педагогами включает:

- рассмотрение, обсуждение календарно-тематического планирования на новый учебный год; ознакомление воспитателей с результатами диагностического обследования, об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, для того, чтобы в дальнейшем сформировать на подгруппы детей для проведения занятий с дефектологом и воспитателями, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка соблюдая равновесие между подвижными и спокойными занятиями, не допуская перевозбуждения, переутомления ребенка;

- проводится анализ динамики развития воспитанников: ориентируясь на состояние здоровья каждого ребенка, темпы его физического развития, медицинские показания, наблюдения за самочувствием детей, при этом учитывается гибкий режим посещения детского сада;

- общее обсуждение заполнения таблицы взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями по проведению индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР.

Особенности коррекционной работы: преподносится материал дозированно, делится на части, используется максимальная опора на наглядность (использование интересного и красочного дидактического материала), многократное повторение инструкции, обеспечивается частая смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, использование здоровьесберегающих технологий.

Организация занятий: деятельность в микрогруппах (3-4 ребёнка): внутри такой группы возникают благоприятные эмоциональные условия для сравнения себя с другими и позиционированием своего опыта, каждый ребенок может проявить себя; групповые занятия.

Необходимым условием любого коррекционного процесса является введение правил, чем точнее для ребенка определены границы, тем «легче» ребенку жить. Правил не должно быть много, ребенок копирует стиль поведения с тела и поступков взрослого, а не с того, что взрослый говорит, он видит и чувствует «душу» взрослого. Необходимо стимулировать малейшие успехи детей, своевременно и деликатно, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Для активного привлечения внимания, чтобы вызвать непроизвольный интерес и удерживать его до конца занятий, используется игровая мотивация, сюрпризный момент, получение приглашения или письма.

Ритуал окончания занятия - это обсуждение, подведение итогов деятельности, рефлексии, поощрительные призы: телесный контакт, в котором особенно нуждаются дети с ЗПР, похвала через сказочного героя или игрушку, аплодисменты и т. д.

Отличным поощрением является присвоение какого-либо статуса для ребенка (статуса помощника, командира, ведущего) и это непроизвольно повышает его авторитет, а, следовательно, повышает уровень его произвольной регуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг. Используется прием «чувство радости» - это искреннее чувство ребенка от того, что результаты труда превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения - это итог тщательно продуманной работы специалиста.

Сетка совместной деятельности с детьми составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм СанПин. В первую половину дня проводится совместная деятельность, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом. Во вторую половину дня проводится индивидуальная работа по таблице взаимодействия учителя -дефектолога. Разработанная таблица взаимодействия представляет собой технологическую карту, т.е. отражает индивидуальную коррекционно -развивающую работу с ребёнком на неделю. Содержит: направление работы (задачи, знания, умения, по теме текущей недели), материал (предметные картинки, муляжи, фотографии, альбомы «Моя семья» и т.д.), ИКТ. Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; игры с элементами психомоторной коррекции (упражнения на кинестетический кистевой и пальцевой праксис, кинетический (динамический) праксис, упражнения для релаксации (снятие напряжения)), в режимных моментах. Упражнения для развития общей моторики повышают функциональный уровень систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), влияют на развитие двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота.

Таблица 1.

Содержание работы по теме «Фрукты» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (октябрь)

Направление работы Задачи: формирование представлений о фруктах, их свойствах, характерных признаках; формирование умения сравнивать количество, форму, величину фруктов. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Знания: обобщающее понятие «фрукты», названия и характерные признаки фруктов (цвет, форма, вкус). Где растут в саду, на дереве, на кусте, в какое время созревают, что можно приготовить из фруктов. Умения: называть, показывать фрукты (яблоко, слива, груша, персик, абрикос, вишня, апельсин, мандарин, и др.), определять и называть характерные признаки фруктов (цвет, форма, вкус); где растут. Материал: предметные картинки с изображениями фруктов; муляжи фруктов, свежие фрукты.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений - «выбери фрукты»: Детям предлагается выбрать из предложенных муляжей фруктов (предметных картинок с изображениями фруктов) сначала фрукты круглой формы, затем овальной; - «разложи по цвету, форме»: Педагог предлагает разложить муляжи (настоящие фрукты) сначала по цвету, потом по форме. Затем задает вопросы: «Какие фрукты круглой формы? Какие фрукты зеленого цвета? Какие фрукты овальной формы? Какие фрукты красного цвета? Какие фрукты вытянутой формы?» - «сравни фрукты»: Педагог, бросая поочередно мяч детям, задает вопросы: «Что меньше - персик или вишня? Что больше - яблоко или ананас? Что меньше - мандарин или грейпфрут? - «Чего меньше? Чего больше?» Детям предлагается рассмотреть карточку с изображениями фруктов группами (3 апельсина, 4 банана, 1 груша). Затем взрослый задает детям вопросы: «Чего на рисунке больше - апельсинов или груш? Чего меньше - груш или бананов?» и т. д. - «соедини правильно» Детям предлагается рассмотреть карточку с изображениями большой груши и большого яблока и маленькой груши и маленького яблока. Затем педагог просит соединить линией большое яблоко с маленьким яблоком, большую грушу с маленькой грушей, закрасить большие фрукты красным цветом, маленькие - желтым с обязательным проговариванием: «Это большое красное яблоко» и т. д. - «сосчитать фрукты»: бананы, яблоки от 1 до 5 счёт прямой и обратный; - «Забор»: выкладываем из палочек Кюизенера. Чередуя: длинная, короткая проговариваем и обыгрываем.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов. - «что исчезло?» 4-5, 5-6 картинок с изображениями фруктов (на столе -муляжи фруктов или натуральные фрукты). По сигналу педагога дети закрывают глаза. Взрослый убирает одну картинку. Затем просит детей открыть глаза и называть исчезнувшую картинку. - «что изменилось?» Проводится аналогично игре «Что исчезло?» с разницей, что взрослый меняет местами картинки. - «четвертый - лишний» с использованием предметных картинок, муляжей. Яблоко, черешня, груша, апельсин; Яблоко, банан, апельсин, мандарин; Апельсин, мандарин, капуста, слива; - «что растет в саду, в огороде?» Взрослый называет фрукты и овощи и

бросает поочередно детям мяч (мягкую игрушку). Ребенок, поймавший мяч, отвечает, где растет этот плод и возвращает мяч. - «магазин»: дети - покупатели, взрослый - продавец. «Покупатель» может «приобрести» любой фрукт, назвав его цвет, форму, вкус, сказав, какой он на ощупь. - составление описательного рассказа по плану: Что это? Где вырастает? Описание внешнего вида. Какой на вкус? Что из этого готовят?

Игры с элементами психомоторной коррекции в режимных моментах Ползанье на четвереньках: - Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве. - «Цапля»: Цель: развитие игровых навыков, координация движений. На голову детям надевают ободок и говорят, что теперь они цапли, очень красивые птицы. Дети идут за взрослым по кругу медленно, высоко поднимая ноги, как цапля. Отрывок из стихотворения П. Воронько «Почему цапля стоит на одной ноге»: Цапля ногу поднимает, Ничего не понимает. И весь день среди ракит На одной ноге стоит. Дети стоят то на одной, то на другой ноге, затем снова ходят по кругу, высоко поднимая ноги и опускаясь на носочки. «Звезда»: И. п. - лежа на спине, затем - на животе. Это упражнение выполняется в позе «звезды»; изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки, аналогично предыдущей. - «Пароход»: Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка. Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх. - «Очки»: Бабушка очки надела и внучонка разглядела. Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам. - Малоподвижная игра «Сбор фруктов»: Руки поднимаем, яблоки срываем. Руки поднять вверх, «срывать плоды». Руки опускаем, в корзину собираем. Руки опустить вниз, «положить плоды в корзину».

Таблица 2.

Примерные рекомендации учителя-дефектолога для воспитателей к проведению индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (месяц - октябрь II неделя Тема «Фрукты»)

Дни недели Направление работы Содержание работы

Понедельник. В кругу друзей: 1. Работа с коммуникативной доской 2. Самомассаж *поддерживать эмоциональный настрой ребёнка во время игры; *учить работать в группе, соблюдая правила ФЭМП Игра «Выбери фрукты» - закрепление порядкового счёта до 5 с называнием итогового числа; *при счёте обращать внимание на окончание слов.

Развитие мелкой моторики Составление разрезной картинки из 4-6 частей, предварительно даем речевую инструкцию «посмотри на образец, собери так, что получилось? Слепить по полученным картинкам фрукты.

Вторник. В кругу друзей: 1. Работа с коммуникативной доской 2. Самомассаж Развитие мышления 1.Составление описательного рассказа по плану 2.Д/упр. «Что сначала, что потом?» З.Загадки по теме «Фрукты»

Развитие внимания Игра «Что изменилось?»

Среда В кругу друзей: 1. Работа с коммуникативной доской 2. Самомассаж ФЭМП, конструирование Игровое упражнение: «Забор»

Развитие общей, мелкой моторики 1.Пальчиковая гимнастика: Мы делили апельсин Много нас, а он один. Это долька для ежа, эта долька для чижа, эта долька утят, эта долька для котят, эта долька для зайчат, эта долька для ребят, эта долька для бобра, а для волка кожура. 2. Шнуровки по теме

Четверг. В кругу друзей: 1. Работа с коммуникативной доской 2. Самомассаж ФЭМП, конструирование Игра: «Чего меньше? Чего больше?»

Развитие памяти Игра: ««Что исчезло?» * создавать ситуацию успеха для вовлечения в игру

Пятница. В кругу друзей: 1. Работа с коммуникативной доской 2. Самомассаж Развитие зрительно- тактильного, слухового восприятия 1.Игра: «Четвертый - лишний» 2.Игра: «выполни инструкцию»

Развитие мелкой моторики Обводка и штриховка трафарета по внутреннему контуру, полученные работы вырезать ножницами

В графе примечание педагоги отмечают, как детьми усвоен материал, у кого и в связи, с чем возникли трудности.

Из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: о необходимости во взаимодействии специалистов узкой направленности, а именно учителя -дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Работая в тандеме дефектолог-воспитатель, позволяет нам добиться положительных результатов в коррекционно-развивающей работе, осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу.

Библиографический список.

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие. Москва: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

2. Борякова Н.Ю., Косицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Москва: ТЦ Сфера, 2007. - 78 с.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. Москва: ВЛАДОС, 1973. - 303 с.

4. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. Москва: Издательство научного объединения «Компенс-центр», 1993. - 198 с.

5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород:, НГПУ, 1994. - 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.