Научная статья на тему 'Родительский клуб как форма создания инклюзивного родительского сообщества'

Родительский клуб как форма создания инклюзивного родительского сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительский клуб / родители / инклюзия / дети с ОВЗ / parent club / parents / inclusion / children with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиваева Татьяна Иннокентиевна

В статье представлен опыт работы команды специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиваева Татьяна Иннокентиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT CLUB AS A FORM OF CREATING AN INCLUSIVE PARENT COMMUNITY

The article presents the experience of a team of specialists: teacher-defectologist, teacher-psychologist, teacher-speech therapist with parents of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Родительский клуб как форма создания инклюзивного родительского сообщества»

УДК 376

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

Сиваева Татьяна Иннокентиевна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 274 комбинированного вида, учитель-дефектолог, tatyana. sivaeva@list.ru.

Аннотация. В статье представлен опыт работы команды специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: родительский клуб, родители, инклюзия, дети с ОВЗ.

PARENT CLUB AS A FORM OF CREATING AN INCLUSIVE PARENT

COMMUNITY

Sivaeva Tatiana Innokentievna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 274 combined species, teacher-defectologist, tatyana.sivaeva@list.ru.

Abstract. The article presents the experience of a team of specialists: teacher-defectologist, teacher-psychologist, teacher-speech therapist with parents of children with disabilities.

Key words: parent club, parents, inclusion, children with disabilities.

Инклюзивное образование - это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, где используются новые подходы к обучению. Так, например, дети с особенностями в развитии могут находиться в группе полный день или частично, обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту. По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно выделяют виды инклюзии: точечную, частичную, полную.

В нашем дошкольном учреждении с 2013 года функционирует группа компенсирующей направленности, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 11 человек от 3-х до 7-лет. 8 детей из них имеют задержку психического развития с сочетанными диагнозами, 3 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Так, как с каждым годом количество детей с тяжёлыми патологиями увеличивается, в ноябре 2013 года по запросу родителей была открыта группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещают 4 ребёнка с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития). Учитывая множественные нарушения детей, работа специалистов в группе кратковременного пребывания «Особый ребёнок» направлена на социальную адаптацию и развитие жизненных компетенций.

Группа кратковременного пребывания является первичной основой для подготовки ребенка к включению в инклюзивную группу. Данный вид включения можно назвать «точечной инклюзией», дети включаются в коллектив сверстников на праздниках, кратковременно в режимных моментах, в игровую деятельность или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно образовательную деятельность в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми.

Полная инклюзия - это посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно. Ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают его индивидуальные особенности.

Функционирует инклюзивная группа в составе 28 детей, по заключению ТПМПК один ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС), 6 детей с тяжелым нарушением речи (ТНР), 1 ребенок с заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают возрастную группу в режиме полного дня самостоятельно. Занимаются на всех занятиях совместно со сверстниками. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия. Занятия логоритмикой 2 раза в неделю проводят учитель-логопед и музыкальный руководитель по развитию всех компонентов речевой деятельности. Формированию навыков ведения диалога. Занятия по развитию игровой деятельности, развитию навыков общения, эмоционально-волевой сферы, совместно проводят педагог-психолог и учитель-дефектолог 2 раза в неделю. Занятия проводятся в лекотеке, сенсорной комнате, зимнем саду. Воспитатели проводят игры по развитию социально-коммуникативных навыков, по развитию речи и формированию коммуникативных способностей.

Совместно разработан план мероприятий по социализации детей. Мероприятия проводятся один раз в месяц (фото выставка « Как я провел, лето!», семейный альбом «Моя семья», выставка из овощей и фруктов «Осенние подарки», Осенний праздник совместно с родителями: «Волшебница Осень», выставка новогодней игрушки, спортивный праздник «А, ну-ка парни», «Моя, мама лучшая на свете» чтение стихов, развлечение «Масленица», Рождественские встречи и т.д.).

Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные

образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания.

Для успешного достижения результатов в детском саду важно создавать специальные условия - это создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с ОВЗ в нашем детском саду имеется:

1. Лекотека, где дети с ОВЗ могут свободно играть и общаться с другими детьми и специалистами.

2. Сенсорная комната, деятельность в которой способствует развитию способностей детей и решает следующие коррекционные задачи:

- уменьшает тревожность, успокаивает;

- способствует активизации органов чувств;

- снижает уровень нервных расстройств;

- улучшает внимание и память;

- помогает бороться со страхами;

- пробуждает интерес к познанию;

- улучшает сон.

3. Зимний сад - это место, где можно расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья научиться дружить с природой, дать понять, что природа - это наше здоровье, наша жизнь, без которых все остальное ничего не значит и какое удовольствие получают дети, наблюдая за рыбками и черепахами.

4. Комната сенсорной интеграции, которая так необходима и нужна нашим особым деткам. Комнату организовали совместно с родителями.

Опишем пошаговую систему обучения:

Первый этап - определение уровня развития навыка; ближайших шагов;

Второй этап - использование альтернативной коммуникации;

Язык жестов;

Визуальная поддержка в виде изображения порядка действий;

Метод «рука в руке»: метод физической помощи, когда во время обучения взрослый помогает ребенку, стоя позади него. Такая позиция дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему. Педагог помогает ребенку физически совершить действие, направляя и координируя его движение.

Использование стимулов и поощрений: для подкрепления желаемого результата очень важно использовать разнообразные стимулы: любимые развлечения, сладости, формы контакта, обычную похвалу. Важно использовать поощрения в те моменты, когда ребенок ведет себя лучшим образом для закрепления достигнутого результата.

5. Уголки уединения «гнездышко» для детей с РАС.

Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален.

В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2014 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Почемучки». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно-развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников.

Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение.

Основные задачи:

- обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ и семьи;

- оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям);

- психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

- проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба: групповые и подгрупповые; индивидуальные мероприятия для родителей: лектории, деловые игры, соревнования, консультации, тренинги.

Законы клуба:

В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители;

Учимся любить детей такими, какие они есть;

Каждый участник имеет свою точку зрения;

Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей;

Вместе мы преодолеем все трудности.

Родительский клуб «Почемучки» работает по двум основным направлениям:

1. «За круглым столом»: для родителей детей, нуждающихся в психологической и социальной помощи.

2. «Почемучки»: для родителей детей коррекционной группы ЗПР, группы кратковременного пребывания «особый ребенок».

С 2014 года работа велась для родителей детей коррекционной группы с задержкой психического развития и группы кратковременного пребывания «Особый ребёнок».

За время встреч мы создали семейный театр. Семейный театр в группе для детей с ОВЗ - конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Совместно с педагогами родители и дети участвовали в праздниках: «Новый год», «Прощание с Осенью», «Птицы прилетели» и т.д.

Что даёт семейный театр? Для родителей семейный театр - это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка - это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира.

Также для родителей была организована и проведена триаду встреч по теме «Мой лапуля».

Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.

«Вместе - разом, вместе - дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

«Развиваем моторику»: организовали презентацию пособий для развития мелкой моторики, картотеку игр на развитие координации речи с движением, общей моторики, картотеку пальчиковой гимнастики, игр для развития мелкой моторики рук (оригами, рисование пальцами, лепка).

«Артикуляционная моторика» - представили практическое пособие: картотека упражнений для постановки звуков, методику работы по С.С. Железнова и Е.С. Железновой [1], Т.Н. Новиковой-Иванцовой [2].

«Внимательные ушки»: к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении - довольно сложная работа, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

Разработали памятки: «Признаки возможного нарушения слуха», «Признаки возможного нарушения зрения».

«Учимся правильно дышать» - организовали презентацию пособий по физиологическому и речевому дыханию, гигиене носа и горла.

На встречах в родительском клубе по теме «Человек - часть природы», было выявлено, что взрослых и детей беспокоит экологическая ситуация. Вместе с педагогами группы и родителями был разработан план совместной работы, обсудили формы работы с воспитанниками группы.

В качестве основной формы работы была выбрана опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Приключение маленькой капельки воды». В работе приоритет отдаётся познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинно-следственных связей в природе, на формирование обобщённых представлений. Опытно-экспериментальная деятельность проходит один раз в неделю, в роли волшебника - один из родителей, с «маленькой капелькой» и детьми проводит опыты.

За время работы сотрудники выяснили, что в информации по вопросам развивающего обучения, обеспечения психологического комфорта детей нуждаются родители не только детей с ОВЗ, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей современные подходы к интеллектуальному развитию и формированию у ребёнка таких качеств личности, как активность, инициативность и самостоятельность.

И мы решили работать совместно с заинтересованными и активными родителями групп нормативно-развивающихся детей. Вместе мы преодолеем все трудности.

Оформляем выставки:

2 апреля - Всемирный день распространения информации об АУТИЗМЕ;

3 декабря - День инвалидов (Международный день инвалидов);

21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна. Проводим благотворительные акции: «Делаем добро своими руками». В рамках проведенной акции наши дети смогли понять, что в их силах помочь нуждающемуся сверстнику. Родители стали отзывчивее, проявляется готовность прийти на помощь, не пройти мимо чужой беды и этому смогли научить своих детей.

Организуем встречи по запросу родителей с интересными людьми:

1. «Что такое Су-джок?, Спиральная гимнастика» была приглашена врач рефлексо-терапевт Юлия Борисовна Ярославцева. Рефлексо-терапевт расширила кругозор родителей, их знания о методиках спиральной гимнастики и Су-джок в домашних условиях.

2. «Как помочь родителям выбрать правильный стиль общения с ребенком». Обсудить виды наказания и поощрения, которые родители применяют к детям. На эту встречу клуба была приглашена доцент НГПУ, руководитель городского Центра здоровья и развития детей «Магистр» Татьяна Дмитриевна Яковенко.

3. «Как помочь родителям организовать жизнь гиперактивного ребенка дома» Елена Васильевна Малахова педагог-психолог Центра здоровья и развития детей «Магистр» провела тренинг-практикум в сенсорной комнате на снятие психоэмоционального напряжения у родителей.

4. На встречу «Мой непоседа (гиперактивный ребенок - признаки гиперактивности у детей и что делать родителям)» были приглашены узкие специалисты медицинского центра «Ласточка»: врач невролог Клыпута Никита Геннадьевич, педагог-психолог Саввина Татьяна Викторовна, психиатр Колеватова Тамара Владимировна.

5. В праздник «День народного единства» мы организовали представление сказки «Репка» с участием родителей. Единство начинается с семьи. Где объединились родители, дети инклюзивной группы и группа для детей с ОВЗ.

Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты:

По отношению к детям:

1. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее.

2. Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами.

3. Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются.

4. В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе.

Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка.

Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса -родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.

Библиографический список:

1. Железнов С.С., Железнова Е.С. Развитие ребенка по методике Железновых

- раннее развитие ребенка: простые музыкальные занятия [Электронный ресурс].

- URL: https://polonskaya-blog.ru/metodika-razvitiya-detej-zheleznovyh/ (дата обращения: 01.10.2019).

2. Новикова-Иванцова Т.Н. Методика развития для неговорящих малышей -формирование языковой системы [Электронный ресурс]. - URL: http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-razvitiya-dlya-negovoryashhih-malyshej-novikovoj-ivantsovoj.html (дата обращения: 01.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.