УДК 376
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО
РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА
Сиваева Татьяна Иннокентиевна.
г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 274 комбинированного вида, учитель-дефектолог, tatyana. [email protected].
Аннотация. В статье представлен опыт работы команды специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: родительский клуб, родители, инклюзия, дети с ОВЗ.
PARENT CLUB AS A FORM OF CREATING AN INCLUSIVE PARENT
COMMUNITY
Sivaeva Tatiana Innokentievna.
Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 274 combined species, teacher-defectologist, [email protected].
Abstract. The article presents the experience of a team of specialists: teacher-defectologist, teacher-psychologist, teacher-speech therapist with parents of children with disabilities.
Key words: parent club, parents, inclusion, children with disabilities.
Инклюзивное образование - это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, где используются новые подходы к обучению. Так, например, дети с особенностями в развитии могут находиться в группе полный день или частично, обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту. По уровню включения ребёнка в образовательный процесс условно выделяют виды инклюзии: точечную, частичную, полную.
В нашем дошкольном учреждении с 2013 года функционирует группа компенсирующей направленности, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 11 человек от 3-х до 7-лет. 8 детей из них имеют задержку психического развития с сочетанными диагнозами, 3 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Так, как с каждым годом количество детей с тяжёлыми патологиями увеличивается, в ноябре 2013 года по запросу родителей была открыта группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». Данную группу посещают 4 ребёнка с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития). Учитывая множественные нарушения детей, работа специалистов в группе кратковременного пребывания «Особый ребёнок» направлена на социальную адаптацию и развитие жизненных компетенций.
Группа кратковременного пребывания является первичной основой для подготовки ребенка к включению в инклюзивную группу. Данный вид включения можно назвать «точечной инклюзией», дети включаются в коллектив сверстников на праздниках, кратковременно в режимных моментах, в игровую деятельность или на прогулке.
«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно образовательную деятельность в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке вместе с другими детьми.
Полная инклюзия - это посещение ребёнком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно. Ребёнок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают его индивидуальные особенности.
Функционирует инклюзивная группа в составе 28 детей, по заключению ТПМПК один ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС), 6 детей с тяжелым нарушением речи (ТНР), 1 ребенок с заиканием. Дети с ограниченными возможностями здоровья посещают возрастную группу в режиме полного дня самостоятельно. Занимаются на всех занятиях совместно со сверстниками. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия. Занятия логоритмикой 2 раза в неделю проводят учитель-логопед и музыкальный руководитель по развитию всех компонентов речевой деятельности. Формированию навыков ведения диалога. Занятия по развитию игровой деятельности, развитию навыков общения, эмоционально-волевой сферы, совместно проводят педагог-психолог и учитель-дефектолог 2 раза в неделю. Занятия проводятся в лекотеке, сенсорной комнате, зимнем саду. Воспитатели проводят игры по развитию социально-коммуникативных навыков, по развитию речи и формированию коммуникативных способностей.
Совместно разработан план мероприятий по социализации детей. Мероприятия проводятся один раз в месяц (фото выставка « Как я провел, лето!», семейный альбом «Моя семья», выставка из овощей и фруктов «Осенние подарки», Осенний праздник совместно с родителями: «Волшебница Осень», выставка новогодней игрушки, спортивный праздник «А, ну-ка парни», «Моя, мама лучшая на свете» чтение стихов, развлечение «Масленица», Рождественские встречи и т.д.).
Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные
образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания.
Для успешного достижения результатов в детском саду важно создавать специальные условия - это создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности детей с ОВЗ в нашем детском саду имеется:
1. Лекотека, где дети с ОВЗ могут свободно играть и общаться с другими детьми и специалистами.
2. Сенсорная комната, деятельность в которой способствует развитию способностей детей и решает следующие коррекционные задачи:
- уменьшает тревожность, успокаивает;
- способствует активизации органов чувств;
- снижает уровень нервных расстройств;
- улучшает внимание и память;
- помогает бороться со страхами;
- пробуждает интерес к познанию;
- улучшает сон.
3. Зимний сад - это место, где можно расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность. Помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья научиться дружить с природой, дать понять, что природа - это наше здоровье, наша жизнь, без которых все остальное ничего не значит и какое удовольствие получают дети, наблюдая за рыбками и черепахами.
4. Комната сенсорной интеграции, которая так необходима и нужна нашим особым деткам. Комнату организовали совместно с родителями.
Опишем пошаговую систему обучения:
Первый этап - определение уровня развития навыка; ближайших шагов;
Второй этап - использование альтернативной коммуникации;
Язык жестов;
Визуальная поддержка в виде изображения порядка действий;
Метод «рука в руке»: метод физической помощи, когда во время обучения взрослый помогает ребенку, стоя позади него. Такая позиция дает возможность почувствовать ребенку, что он сам выполняет действия и одновременно чувствовать готовность взрослого помочь ему. Педагог помогает ребенку физически совершить действие, направляя и координируя его движение.
Использование стимулов и поощрений: для подкрепления желаемого результата очень важно использовать разнообразные стимулы: любимые развлечения, сладости, формы контакта, обычную похвалу. Важно использовать поощрения в те моменты, когда ребенок ведет себя лучшим образом для закрепления достигнутого результата.
5. Уголки уединения «гнездышко» для детей с РАС.
Важным условием работы является ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, а на сопровождение семьи как целостной системы, в которой каждый элемент незаменим и уникален.
В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2014 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Почемучки». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно-развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников.
Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение.
Основные задачи:
- обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ и семьи;
- оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям);
- психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
- проведение (в случае необходимости) комплексной профилактики и коррекции различных отклонений в физическом, речевом, психическом, социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ.
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба: групповые и подгрупповые; индивидуальные мероприятия для родителей: лектории, деловые игры, соревнования, консультации, тренинги.
Законы клуба:
В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители;
Учимся любить детей такими, какие они есть;
Каждый участник имеет свою точку зрения;
Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей;
Вместе мы преодолеем все трудности.
Родительский клуб «Почемучки» работает по двум основным направлениям:
1. «За круглым столом»: для родителей детей, нуждающихся в психологической и социальной помощи.
2. «Почемучки»: для родителей детей коррекционной группы ЗПР, группы кратковременного пребывания «особый ребенок».
С 2014 года работа велась для родителей детей коррекционной группы с задержкой психического развития и группы кратковременного пребывания «Особый ребёнок».
За время встреч мы создали семейный театр. Семейный театр в группе для детей с ОВЗ - конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Совместно с педагогами родители и дети участвовали в праздниках: «Новый год», «Прощание с Осенью», «Птицы прилетели» и т.д.
Что даёт семейный театр? Для родителей семейный театр - это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка - это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира.
Также для родителей была организована и проведена триаду встреч по теме «Мой лапуля».
Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.
«Вместе - разом, вместе - дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.
«Развиваем моторику»: организовали презентацию пособий для развития мелкой моторики, картотеку игр на развитие координации речи с движением, общей моторики, картотеку пальчиковой гимнастики, игр для развития мелкой моторики рук (оригами, рисование пальцами, лепка).
«Артикуляционная моторика» - представили практическое пособие: картотека упражнений для постановки звуков, методику работы по С.С. Железнова и Е.С. Железновой [1], Т.Н. Новиковой-Иванцовой [2].
«Внимательные ушки»: к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении - довольно сложная работа, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения признаков. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.
Разработали памятки: «Признаки возможного нарушения слуха», «Признаки возможного нарушения зрения».
«Учимся правильно дышать» - организовали презентацию пособий по физиологическому и речевому дыханию, гигиене носа и горла.
На встречах в родительском клубе по теме «Человек - часть природы», было выявлено, что взрослых и детей беспокоит экологическая ситуация. Вместе с педагогами группы и родителями был разработан план совместной работы, обсудили формы работы с воспитанниками группы.
В качестве основной формы работы была выбрана опытно-экспериментальная деятельность по теме: «Приключение маленькой капельки воды». В работе приоритет отдаётся познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинно-следственных связей в природе, на формирование обобщённых представлений. Опытно-экспериментальная деятельность проходит один раз в неделю, в роли волшебника - один из родителей, с «маленькой капелькой» и детьми проводит опыты.
За время работы сотрудники выяснили, что в информации по вопросам развивающего обучения, обеспечения психологического комфорта детей нуждаются родители не только детей с ОВЗ, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей современные подходы к интеллектуальному развитию и формированию у ребёнка таких качеств личности, как активность, инициативность и самостоятельность.
И мы решили работать совместно с заинтересованными и активными родителями групп нормативно-развивающихся детей. Вместе мы преодолеем все трудности.
Оформляем выставки:
2 апреля - Всемирный день распространения информации об АУТИЗМЕ;
3 декабря - День инвалидов (Международный день инвалидов);
21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна. Проводим благотворительные акции: «Делаем добро своими руками». В рамках проведенной акции наши дети смогли понять, что в их силах помочь нуждающемуся сверстнику. Родители стали отзывчивее, проявляется готовность прийти на помощь, не пройти мимо чужой беды и этому смогли научить своих детей.
Организуем встречи по запросу родителей с интересными людьми:
1. «Что такое Су-джок?, Спиральная гимнастика» была приглашена врач рефлексо-терапевт Юлия Борисовна Ярославцева. Рефлексо-терапевт расширила кругозор родителей, их знания о методиках спиральной гимнастики и Су-джок в домашних условиях.
2. «Как помочь родителям выбрать правильный стиль общения с ребенком». Обсудить виды наказания и поощрения, которые родители применяют к детям. На эту встречу клуба была приглашена доцент НГПУ, руководитель городского Центра здоровья и развития детей «Магистр» Татьяна Дмитриевна Яковенко.
3. «Как помочь родителям организовать жизнь гиперактивного ребенка дома» Елена Васильевна Малахова педагог-психолог Центра здоровья и развития детей «Магистр» провела тренинг-практикум в сенсорной комнате на снятие психоэмоционального напряжения у родителей.
4. На встречу «Мой непоседа (гиперактивный ребенок - признаки гиперактивности у детей и что делать родителям)» были приглашены узкие специалисты медицинского центра «Ласточка»: врач невролог Клыпута Никита Геннадьевич, педагог-психолог Саввина Татьяна Викторовна, психиатр Колеватова Тамара Владимировна.
5. В праздник «День народного единства» мы организовали представление сказки «Репка» с участием родителей. Единство начинается с семьи. Где объединились родители, дети инклюзивной группы и группа для детей с ОВЗ.
Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты:
По отношению к детям:
1. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее.
2. Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами.
3. Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются.
4. В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе.
Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка.
Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса -родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.
Библиографический список:
1. Железнов С.С., Железнова Е.С. Развитие ребенка по методике Железновых
- раннее развитие ребенка: простые музыкальные занятия [Электронный ресурс].
- URL: https://polonskaya-blog.ru/metodika-razvitiya-detej-zheleznovyh/ (дата обращения: 01.10.2019).
2. Новикова-Иванцова Т.Н. Методика развития для неговорящих малышей -формирование языковой системы [Электронный ресурс]. - URL: http://defektologpro.ru/razvivayushhie-metodiki/metodika-razvitiya-dlya-negovoryashhih-malyshej-novikovoj-ivantsovoj.html (дата обращения: 01.10.2019).