УДК 376.545:351.85
В. С. Заможская
Развитие одаренных детей средствами социально-культурной деятельности как актуальная задача государственной культурной политики
Приводится анализ направлений государственной политики в сфере выявления и содействия развитию одаренных детей. Рассмотрены основные нормативно-правовые акты, государственные инициативы, направленные на поддержку талантливых детей и молодежи. Выявлены проблемы в сфере обеспечения охранно-защитного и социально-интегративного подхода в организации деятельности образовательных и социально-культурных предприятий, реализующих на практике аспекты государственной политики. Изучены актуальные электронные ресурсы, обобщены данные и приведены примеры реализации государственной политики в деятельности по реализации национальных проектов «Образование» и «Культура». Описаны возможности кластерного подхода в организации мероприятий по поддержке и развитию детей с выдающимися способностями.
Ключевые слова: одаренные дети, одаренность, социально-культурная деятельность, образование, государственная культурная политика.
Vera S. Zamozhskaia
The development of gifted children by means of social and cultural activities as an urgent task of state cultural policy
An analysis of the directions of state policy in the field of identifying and promoting the development of gifted children is given. The main regulatory legal acts, state initiatives aimed at supporting talented children and youth are considered. The problems in the sphere of ensuring the security-protective and socio-integrative approach in the organization of educational and socio-cultural enterprises that implement aspects of state policy in practice have been identified. The relevant electronic resources have been studied, data have been summarized and examples of the implementation of state policy in the implementation of the national projects "Education" and "Culture" are given. The possibilities of the cluster approach in organizing events to support and develop children with outstanding abilities are described.
Key words: gifted children, giftedness, social and cultural activities, education, state cultural policy.
Поддержка развития одаренных детей на государственном уровне связана с задачей обеспечения эффективного, высококачественного образования, моделированием и реализацией условий обучения, воспитания, социально-педагогической поддержки молодых талантов независимо от их социального положения и места жительства.
Проблема одаренности личности является особенно актуальной в любой стране в контексте экономического, политического, социаль-
Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности ного, духовного развития государства. Поиск, обучение и воспитание талантливых детей и молодежи всегда были и будут одним из приоритетов государственной культурной политики, а также научных исследований. Развитие одаренных и талантливых детей решает неотложную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности социального и научно-технического развития, дальнейшего развития науки и культуры, отраслей производства. Работа по планированию государственных программ поддержки одаренной молодежи связана с ориентацией на совершенствование их способностей как образовательными, так и социально-культурными средствами и технологиями.
Данная проблема изучалась в трудах отечественных и зарубежных ученых, в частности, упоминания заслуживают исследования:
• А. А. Марголиса, посвященные изучению основных аспектов государственной политики в сфере образования одаренных школьников1;
• В. С. Запалацкой, раскрывающие сущность управления развитием системы работы с одаренными детьми2;
• А. В. Микляевой, описывающие теоретические аспекты обеспечения психологического благополучия одаренных подростков3;
• С. И. Карповой, представляющие модель образовательного учреждения в контексте работы с талантливыми школьниками4;
• Г. Л. Парфеновой и соавторов, разрабатывающих модель комплексного психолого-педагогического обеспечения одаренных детей5;
• В. В. Пономаревой, рассматривающей аспекты социально-правового регулирования положения одаренных детей6.
Таким образом, основной проблемой, которой посвящена данная статья, является недостаточная разработанность методологических, научных и нормативно-документационных основ организации работы с одаренными детьми и подростками.
Цель исследования заключается в изучении и систематизации направлений государственной культурной политики, а также научных исследований и разработок по данной проблеме, которые существенно влияют на регламентацию деятельности институтов социализации в контексте развивающей, поддерживающей работы с одаренными детьми.
Задачи:
• рассмотреть специфику психологических основ одаренности;
• проанализировать суть основных подходов, детерминирующих деятельность образовательных и социально-культурных институтов развития талантливых детей;
• рассмотреть аспекты государственной культурной и образовательной политики, регламентирующие данные подходы;
• привести примеры деятельности образовательных и социально-культурных организаций, осуществляющих мероприятия по совершенствованию способностей и интеллектуально-творческого потенциала одаренных детей.
Развитие и дальнейшее сопровождение детей с выдающимися способностями посредством социально-культурных технологий и соответствующих институтов социализации основано на ряде ключевых научных подходов. Данные подходы выступают как некие принципы организации работы социально-культурных институтов, регламентирующие направления, нормативно-правовую и методологическую основу их деятельности по культивированию способностей и становлению талантов в грамотно организованном психолого-педагогическом процессе. Последний, в свою очередь, включает в себя своевременную диагностику и определение одаренных детей, консолидацию усилий образовательных, культурных, социальных учреждений в работе по поддержке данной категории детей. Анализ прикладных исследований по данной проблеме7 позволил выявить следующие подходы:
• социально-психологический, дающий ориентиры в выборе методологии программ психологического сопровождения детей с уникальными способностями;
• охранно-защитный, в структуру которого включены разработанные на государственном уровне нормативно-правовые акты, общенациональные ориентиры поддержки и адресной помощи молодым талантам;
• социально-педагогический, описывающий комплекс психолого-педагогических и социальных факторов, обеспечивающих деятельность профессионального сообщества педагогов, психологов и социальных работников с учетом специфики проблем, трудностей дифференциации образования и т. д. у одаренных детей;
• социально-интегративный, предусматривающий дифференциацию и индивидуализацию форм организации обучения, обоснование разноуровневых программ, направленных на активизацию познавательно-творческих потенциальных способностей одаренного ребенка.
Социально-психологический подход связан с установлением социального портрета одаренного ребенка. Нами были проанализированы подходы отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие ключевые характеристики одаренности. Так, в трудах Дж. Рензулли сущность одаренности раскрывается через сочетание настойчивости,
Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности творческой активности и интеллектуальных способностей. По мнению большинства экспертов изучения проблем одаренности (Дж. Гилфорд, А. М. Матюшкин и другие), именно творческий потенциал, креативность являются основой данного феномена. В трудах С. Мэрлэнда к ключевым характеристикам одаренного человека относят: уникальное сочетание общих интеллектуальных и специфических способностей, творческого резерва, а также развитые психомоторные способности8.
Отечественная и зарубежная наука принимает определение одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США: одаренность - это качественно своеобразное сочетание способностей, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности, широту человеческих возможностей (общие способности), развитый умственный потенциал, совокупность задатков и талантливости. Критериями проявления выдающихся способностей являются: выраженный творческий и интеллектуальный потенциал, наличие выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности, выраженный в продукте духовного или материального качества с высоким уровнем креативности. Часто совокупность качеств одаренности является уникальным синтезом интеллектуальных и специфических способностей, функционирующим на фоне высокой настойчивости и трудолюбия человека.
Таким образом, одаренность выступает как многофакторная модель, продуктом которой являются наивысшие достижения в разных отраслях жизнедеятельности. Процесс формирования одаренной личности - многофакторный, с учетом многогранности личностных и разнообразия внешних условий, в комплексе создают реализацию заложенного потенциала человека. Социально-психологическое сопровождение является необходимым компонентом развития детей с выдающимися способностями, обеспечения «механизмов позитивного личностного развития». Данная категория детей является в определенном смысле уязвимой, требует особого подхода, а организация работы с ними - научно обоснованной поддержки, грамотного социально-психологического и юридического сопровождения. Именно в данном ракурсе мы рассматриваем содержание охранно-защитного подхода, отражающего накопленный в мировой и отечественной правовой и общеобразовательной политике опыт социального реагирования на талант, кодифицированный в Конвенции о правах ребенка, законах и актах об образовании.
Каждая страна неповторима в своей политике в сфере образования, ведь это относительно замкнутое пространство, которое функци-
Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity онирует по определенным законам и имеет внутренние потребности и задачи, которые являются уникальными для каждой из них. К основным задачам государственной политики в сфере поддержки и содействия развитию одаренных детей можно отнести: обогащение сферы образования дополнительными возможностями, в том числе за счет организаций социально-культурного профиля; нормативно-правовую документацию, постулирующую охранно-защитные действия государства по отношению к изучаемой категории детей и т. д.
В исследованиях Г. Л. Парфеновой и соавторов доказано, что к основным документам в рамках государственной политики в отношении одаренных детей относят: Закон об образовании в РФ, ФГОС всех уровней образования, целевые программы, образовательные инициативы и ряд национальных проектов в рамках социально-культурного и образовательного пространства9. Нами были проанализированы нормативно-правовые акты, принятые за последние 15 лет в России и направленные на реализацию образовательной и культурной политики в сфере поддержки талантливых детей.
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты и сущность ох-ранно-защитных действий государства, представленную в их содержании:
1. Указ «О мерах поддержки талантливой молодежи» (2006). В нем представлен перечень конкурсов, олимпиад и других мероприятий, направленных на выявление и поддержку молодых талантов.
2. Федеральная программа «Дети России» (2007). Основная ее цель - координация деятельности центров по работе с молодыми талантами, поддержка талантливых ребят из сельской местности, оказание профессиональной помощи педагогам и социальным работникам.
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (2012). Она формулирует обоснование ключевых основ, целей и задач функционирования общенациональной системы поддержки одаренных детей. Основная деятельность нацелена на реализацию принципов организации развивающей, воспитательной деятельности на всех уровнях образования.
4. Создание образовательного центра «Сириус» (Создан образовательным фондом «Талант и Успех») (2014). Основные цели и задачи данного центра - реализация государственных инициатив, связанных с мерами поддержки детей с выраженными способностями; содействие молодежи в получении дополнительного образования в области естественных наук, спорта, искусства; рекреация детей.
5. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (2015). Документ дает определение правил выявления одаренных детей (в том числе критерии отбора), учета контингента детей, проявивших выдающиеся способности. Формулирует порядок сопровождения и мониторинг дальнейшего развития.
6. Письмо Минобрнауки РФ «О создании центров выявления и поддержки одаренных детей» (2017). Оно регламентирует направления работы центра, расширение региональных представительств для обогащения образовательной среды развития одаренных детей.
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (в рамках Нацпро-екта «Образование») (2018). Его целью является развитие конкурентоспособной образовательной системы с эффективной системой поддержки молодых талантов.
8. «Федеральный проект «Творческие люди» (в рамках Национального проекта «Культура», 2019-2024 г.), нацеленный на выявление и поддержку одаренных детей усовершенствование механизмов поддержки одаренных детей, посредством стипендиальных программ и т. д.
Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что государственная политика, представленная рядом нормативно-правовых документов, направлена на регламентацию деятельности различных министерств и ведомств, как федерального, так и регионального значения. В частности, активное участие в реализации законов, уставов и национальных проектов принимают министерства: науки и образования, культуры, спорта и т. д.; национальный координационный совет по поддержке талантов, а также учреждения основного и дополнительного образования, учреждения культуры. Особую роль в организации деятельности образовательных и социально-культурных институтов в настоящее время играют функции обеспечения задач национальных проектов «Образование» и «Культура»10. Например, благодаря реализации этих проектов, обогащаются возможности образовательного пространства за счет открытия инновационных площадок дополнительного образования и социокультурной деятельности. В этом контексте следует упомянуть появление в разных регионах РФ:
• центров естественнонаучного и гуманитарного образования «Точка роста» (в рамках проекта «Новая школа»);
• детских технопарков «Кванториум», позволяющих изучать лазерные технологии, робототехнику и моделирование;
• IT-клубов, дающих возможность развивать навыки программирования на Python, разрабатывать приложения виртуальной реальности, совершенствовать мобильные разработки и т. д.
В реализации целей и задач национального проекта «Культура» принимает активное участие Российский фонд культуры. Так, при реализации федерального проекта «Творческие люди»11 проводятся конкурсы для организаций дополнительного образования и социокультурной деятельности, целью которых является поддержка творческих проектов детей и молодежи, представляющих собой комплекс взаимосвязанных мероприятий с достижением конкретного общественно полезного результата. При этом перечень направлений, которые охватывает конкурс, достаточно обширен: музыкальное и театральное искусство, музейное дело, народное творчество, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и многое другое.
Анализ проектов, представленных на сайте Российского фонда культуры, поражает своим многообразием и сложностью решаемых задач, в том числе, в содействии развитию талантливой молодежи, выявлении уникальных музыкантов, начинающих художников и поэтов и т. д. В качестве примера можно назвать проекты: «Академические творческие школы в регионах России», «Волонтеры культуры», «Звучит Rec.публика»12 и т. д. Все эти проекты способствуют объединению различных направлений деятельности творческих центров, художественных мастерских, археологических клубов, детских театральных студий и т. д., реализующих комплекс развивающих социально-культурных технологий в соответствии с приоритетными задачами национального проекта «Культура».
Говоря о реализации социально-педагогического и социально-ин-тегративного подхода, можно привести примеры совместной деятельности социально-культурных и образовательных организаций, которая благодаря широкому спектру развивающих возможностей, носит название «Кластер». Так, в исследованиях В. С. Запалацкой мы находим описание научно-образовательного кластера «Подмосковье: техносфера будущего»13. Целью данного кластера является систематизация деятельности по организации участия одаренных детей в перспективных научных исследованиях, социально-культурных и учебных проектах, организация мероприятий по апробации продуктов их творчества. Также автором описана деятельность «Академического научно-образовательного кластера», «Художественно-эстетического образовательного кластера», позволяющих интегрировать специальные центры развития одаренных детей на площадках школ, центров творчества,
Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих социально-культурную деятельность с детьми.
Социально-интегративный подход представляет собой внедрение научных разработок, обоснованных на государственном законодательном уровне образовательных программ и проектов в деятельность конкретных учреждений, реализующих комплекс мероприятий по совершенствованию познавательно-творческих потенциальных способностей одаренного ребенка. Пример «модели системы управления работой с одаренными детьми в регионе» представлен в исследованиях Г. Л. Парфеновой и соавтора14. В данной модели представлена многоуровневая система взаимодействия образовательных учреждений общего и дополнительного образования и социально-культурной сферы. Ключевым элементом является центр развития одаренности (при педагогическом университете), реализующий внешние и внутренние связи с организациями и службами региона: комитетами по образованию, центрами волонтерского движения, консультационными пунктами для родителей и педагогов, центрами развития творческих способностей детей и т. д. При этом в рамках самого центра организуется работа множества служб и научно-исследовательских лабораторий. Так, благодаря деятельности центра реализуется государственная политика содействия становлению и раскрытию потенциала талантливых субъектов разного возраста, что одновременно демонстрирует эффективную деятельность региональных центров социальной поддержки населения.
Важным достижением в интеграции усилий учреждений дополнительного образования и социально-культурных организаций является создание во многих регионах РФ навигатора дополнительных общеобразовательных и общеразвивающих программ, представленных комплексом направлений: социально-гуманитарного, естественнонаучного, художественного, технического и других профилей. На такой виртуальной площадке дети знакомятся с возможностями развития их интеллектуального и духовного потенциала, а также получают информацию о проводимых фестивалях, конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, изучив аспекты государственной политики в сфере поддержки и содействия развитию одаренных детей, а также подходы в деятельности образовательных и социально-культурных организаций по их осуществлению, мы сделали ряд выводов:
1. Работа по выявлению и содействию процессам развития одаренных детей является приоритетом государственной образовательной и культурной политики.
2. За два последних десятилетия принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на выявление критериев отбора, порядка сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одаренных детей.
3. Государственная политика реализуется в деятельности образовательных учреждений и организаций социально-культурного профиля (образовательный центр «Сириус», центры развития творчества, библиотеки, музеи, IT-клубы, технопарки, культурно-образовательные кластеры, электронные навигаторы) в ряде мероприятий, проводимых в рамках реализации национальных проектов и образовательных инициатив.
4. В настоящее время актуальной проблемой является интеграция деятельности культурных и образовательных социальных институтов для обеспечения комплексного, кластерного подхода в реализации государственной политики защиты и поддержки одаренности.
Примечания
1 Марголис, А. А. Государственная политика в сфере образования одаренных учащихся / А. А. Марголис, В. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 5-14.
2 Запалацкая, В. С. Управление развитием системы работы с одаренными детьми в условиях региона (на примере Московской области) / В. С. Запалацкая // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 1. С. 47-53.
3 Микляева, А. В. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель / А. В. Микляева, В. В. Хороших, Е. Н. Волкова // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 36-55.
4 Карпова, С. И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми / С. И. Карпова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 1(19). С. 60-70.
5 Парфенова, Г. Л. Модель системы управления работой с одаренными детьми в регионе / Г. Л. Парфенова, С. В. Колесова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 8. С. 123-151.
6 Буркова, В. В. Социально-правовое положение одаренных детей в Российской Федерации: исторический аспект / В. В. Буркова, В. В. Пономарева // The Newman in Foreign Policy. 2018. № 43(87). С. 55-58.
7 Одаренный ребенок: формула успеха / ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга. СПб.: ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, 2013. 84 с.
8 Шакирова, Л. Т. Развитие одаренности: состояние и проблемы / Л. Т. Шакирова, В. Л. Виноградов // Образование и саморазвитие. 2012. № 5(33). С. 150-155.
9 Парфенова, Г. Л. Комплексное научное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в социально-образовательном пространстве: обоснование модели / Г. Л. Парфенова, О. Г. Холодкова, Ю. А. Мельникова // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 6. С. 88-105.
10 Национальные проекты России [Электронный ресурс]. URL: https:// nationalprojects.ru/ (дата обращения 07.03.2021).
11 Российский фонд культуры [Электронный ресурс]. URL: http://www.konkurs. rcfoundation.ru/ (дата обращения 07.03.2021).
12 Там же.
13 Запалацкая В. С. Управление развитием системы работы с одаренными детьми. С. 48.
14 Парфенова Г. Л. Модель системы управления работой с одаренными детьми в регионе. С. 125.