Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АГРОШКОЛА» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АГРОШКОЛА» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ОДАРЕННОСТЬ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО / АГРАРНЫЕ КЛАССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеченихина Ольга Сергеевна

Одаренные дети и молодежь в настоящее время рассматриваются специалистами в качестве значимого ресурса развития нашего общества, который способствует раскрытию различных перспектив социально-экономического, культурного и духовно-нравственного характера. В статье представлено описание системы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи на примере инновационного образовательного проекта «Агрошкола», который реализуется с 2019 года в Уральском государственном аграрном университете. Суть проекта - на базе школ организуются аграрные профильные классы, где сотрудники Университета реализуют дополнительные образовательные программы. По окончании агрокласса участники проекта защищают на конкурсных мероприятиях свой индивидуальный или групповой научно-исследовательский проект. Одним из ожидаемых результатов проекта является увеличение доли абитуриентов из числа одаренных детей, поступающих в аграрные ВУЗы и ССУЗы. Проект «Агрошкола», объединяющий в себе лучший опыт сотрудников вуза за многие десятилетия работы с одаренными детьми, позволяет ставить новые задачи: совершенствование системы поощрения и мотивации школьников, проявивших выдающиеся способности при поступлении в вуз; разработка и апробация целостной программы взаимодействия с педагогами общеобразовательных организаций при в работе с одаренными детьми в рамках проекта «Агрошкола».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT "AGROSCHOOL" AS PART OF THE SYSTEM FOR IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED CHILDREN AND YOUTH

Gifted children and young people are currently considered by experts as a significant resource for the development of our society, which contributes to the disclosure of various prospects of socio-economic, cultural, spiritual and moral character. The article describes the system for identifying and supporting gifted children and youth on the example of the innovative educational project "Agroschool", which has been implemented since 2019 at the Ural State Agrarian University. The essence of the project is that agricultural specialized classes are organized on the basis of schools, where University staff implement additional educational programs. At the end of the agroclass, the project participants defend their individual or group research project at competitive events. One of the expected results of the project is an increase in the proportion of applicants from among gifted children entering agricultural universities and colleges. The Agroschool project, which combines the best experience of university staff over many decades of working with gifted children, allows us to set new tasks: improving the system of encouragement and motivation of schoolchildren who showed outstanding abilities when entering the university; developing and testing a holistic program of interaction with teachers of general education organizations when working with gifted children within the framework of the Agroschool project.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АГРОШКОЛА» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УДК 37 (371.3)

О.С. Чеченихина

Уральский государственный аграрный университет

(Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АГРОШКОЛА» КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Одаренные дети и молодежь в настоящее время рассматриваются специалистами в качестве значимого ресурса развития нашего общества, который способствует раскрытию различных перспектив социально-экономического, культурного и духовно-нравственного характера. В статье представлено описание системы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи на примере инновационного образовательного проекта «Агрошкола», который реализуется с 2019 года в Уральском государственном аграрном университете. Суть проекта - на базе школ организуются аграрные профильные классы, где сотрудники Университета реализуют дополнительные образовательные программы. По окончании агрокласса участники проекта защищают на конкурсных мероприятиях свой индивидуальный или групповой научно-исследовательский проект. Одним из ожидаемых результатов проекта является увеличение доли абитуриентов из числа одаренных детей, поступающих в аграрные ВУЗы и ССУЗы. Проект «Агрошкола», объединяющий в себе лучший опыт сотрудников вуза за многие десятилетия работы с одаренными детьми, позволяет ставить новые задачи: совершенствование системы поощрения и мотивации школьников, проявивших выдающиеся способности при поступлении в вуз; разработка и апробация целостной программы взаимодействия с педагогами общеобразовательных

организаций при в работе с одаренными детьми в рамках проекта «Агрошкола».

Ключевые слова: образовательный проект, одаренность, одаренные дети, проектная деятельность, компетенции будущего, аграрные классы.

Ольга Сергеевна Чеченихина - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, директор Центра профессионального развития молодежи Уральского ГАУ. 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 42. Email: olgachech@yandex.ru

Для цитирования

Чеченихина О. С. Инновационный образовательный проект «Агрошкола» как часть системы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи // Аграрное образование и наука. 2021. № 4. C. 9.

INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT "AGROSCHOOL" AS PART OF THE SYSTEM FOR IDENTIFYING AND SUPPORTING GIFTED

CHILDREN AND YOUTH

Gifted children and young people are currently considered by experts as a significant resource for the development of our society, which contributes to the disclosure of various prospects of socio-economic, cultural, spiritual and moral character. The article describes the system for identifying and supporting gifted children and youth on the example of the innovative educational project "Agroschool", which has been implemented since 2019 at the Ural State Agrarian University. The essence of the project is that agricultural specialized classes are organized on the basis of schools, where University staff implement additional educational programs. At the end of the agroclass, the project participants defend their individual or group research project at competitive events. One of the expected results of the project is an increase in the proportion of applicants from among gifted

children entering agricultural universities and colleges. The Agroschool project, which combines the best experience of university staff over many decades of working with gifted children, allows us to set new tasks: improving the system of encouragement and motivation of schoolchildren who showed outstanding abilities when entering the university; developing and testing a holistic program of interaction with teachers of general education organizations when working with gifted children within the framework of the Agroschool project.

Keywords: educational project, giftedness, gifted children, project activity, competencies of the future, agricultural classes.

Olga Chechenikhina - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, Director of the Center for Professional Development of Youth, Ural state agrarian University. 620075, Russian Federation, Yekaterinburg, Karla Libkhneta str., 42. E-mail: olgachech@yandex.ru

Введение. В настоящее время в нашей стране выстроена рациональная система выявления и поддержки одаренных детей, а также реализации их творческого потенциала. В Правительстве Российской Федерации разработана Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Данный документ «определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования...»1.

Талантливая молодежь стала значимым ресурсом развития нашего общества, который способствует раскрытию различных перспектив социально-экономического, культурного и духовно-нравственного характера. Работа с одаренными, талантливыми детьми и молодежью - это колоссальный вклад в

1 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) [Электронный ресурс] URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh/ (Дата обращения 05.08.2021 г.).

развитие науки, культуры и социальной жизни России [Запалацкая 2019; Пищаева 2021; Накаткова 2020].

Цель - описание системы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи на примере инновационного образовательного проекта «Агрошкола».

Результаты. А что ж такое «одаренность»? По мнению ученых и практиков, одаренные дети это дети, которые отличаются выдающимися способностями и достижениями в каком-либо виде деятельности. У одаренных детей отличная память, хорошая способность классифицировать информацию и опыт, а также широко применять знания в любой деятельности [Федечкина, Тренина 2017; Иванова, Антонова 2017].

Педагоги-психологи различают следующие виды одарённости детей: общая познавательная (интеллектуальная); академическая, в том числе математическая; творческая; художественно-эстетическая; коммуникативная, в том числе лидерская; практическая и духовно-ценностная [Митрясов 2021].

Детей и молодежь объединяет талант и одаренность. Следовательно, есть ряд особенностей, которые влекут за собой различные потребности при работе с разными группами детей. При этом нужны концептуально разные программы, в задачи которых входит своевременное выявление и грамотное сопровождение одаренных детей и молодежи, а также финансовая поддержка программы и обеспечение ее целостности в системе «школа - вуз - послевузовское образование - трудоустройство». В некоторых областях специалисты по работе с талантливыми детьми преемственность программы обеспечивают, начиная с дошкольного учреждения [Голубничная 2019].

Большое влияние на результат выявления и поддержки одаренных детей и молодежи оказывают вузы и довузовская подготовка. Университеты применяют при этом различные методы и подходы выявления талантов -индивидуально-дифференцированный, проблемное обучение, кейс-технологии

и так далее. При этом ключевым методом в большинстве случаев является метод проектов, предполагающий индивидуальные творческие задания, которые позволяют ребенку активизировать познавательные процессы, развить личностные качества и прочее [Балдина, Зинцова 2018].

Одним их примеров успешной работы вуза по выявлению и поддержке одаренных детей является деятельность Сочинского государственного университета. В Программе развития СГУ поставлены и реализуются ряд задач, среди которых «создание необходимых условий для поддержки творческих способностей и интереса к научной деятельности у талантливой молодежи, распространение и популяризация научных знаний среди школьников...». В Университете реализуются дополнительные образовательные программы для детей дошкольного возраста, затем работа продолжается со школьниками. Реализуются конкурсные мероприятия: конференции, олимпиады и прочее. К данному виду деятельности активно привлекаются и студенты вуза [Украинцева, Коновалова, Тамбовцев и др. 2018].

Оренбургский государственный университет также уделяет большое внимание поиску и поддержке одаренных детей и молодежи: интеллектуальные конкурсы, научно-популярные лекции, экскурсии и так далее. Работа по довузовскому образованию в университете структурирована следующим образом: «работа с одаренными детьми - подготовка к поступлению в вуз -реализация дополнительных общеобразовательных программ -просветительская работа - работа кружков, секций». Немаловажным моментом в данной системе является то, что это согласованная работа огромного количества подразделений университета - от отдела организации приема абитуриентов до музея истории вуза [Кобзева, Казакова, Кобзева 2018].

В Алтайском педагогическом университете разработан проект по созданию университетского Центра управления системой работы с одаренными детьми на основе проектного подхода. По мнению разработчиков проекта: «...

Центр позволяет заниматься теоретической и практической разработкой современных подходов, содержания и форм деятельности по выявлению, поддержке, сохранению и развитию одаренности той части детей и молодежи, которая составляет потенциал человеческого ресурса...». В Центре запланирована работа психодиагностической службы, а также службы психопрофилактической деятельности и психологического просвещения. Основной задачей данных служб в проекте выступает реализация одаренности детей и молодежи путем повышения уровня их психологической культуры [Бокова, Парфенова, Холодкова 2020].

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова результативно работает в проекте «Формирование и развитие комплекса популяризации перспективных профессий, привлечения и сопровождения талантливой молодежи в системе многоуровневой опережающей подготовки кадров». Данный проект для университета является стратегическим, и направлен на развитие олимпиадного движения при участии инновационных предприятий Чувашии. К ним относятся в основном предприятия 1Т-кластера Чувашской Республики, которые заинтересованы в привлечении конкурентоспособных кадров [Троешестова 2018].

Уральский государственный аграрный университет не является исключением из ряда передовых вузов нашей страны, реализующих эффективные программы и проекты по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи [Чеченихина, Синько 2021; Синько, Чеченихина 2021; Синько, Чеченихина 2020].

С 2019 года в Уральском ГАУ реализуется инновационный образовательный проект «Агрошкола». Цель проекта заключается в создании эффективной системы профессионального образования детей и молодежи в рамках агропромышленного комплекса путем организации работы аграрных

профильных классов на базе школ города Екатеринбурга и Свердловской области [19].

Кроме формирования у молодежи личностных потребностей в трудовой деятельности и социальной активности посредством приобщения их к научно-исследовательской, проектной и общественной деятельности, в задачи проекта входит создание и развитие системы работы по выявлению и сопровождению одаренных детей и молодежи в Свердловской области.

Данный проект разработан и реализуется сотрудниками Центра профессионального развития молодежи ФГБОУ ВО Уральский ГАУ.

Суть «Агрошколы» заключается в следующем: педагоги, специалисты и студенты Университета реализовывают для школьников 8-11 классов, объединенных в аграрные профильные классы, дополнительные образовательные программы на выбор: «Биоинженерия», «Ветеринария», «Сити-фермерство», «Инженерные технологии», «Введение в агробизнес». Все программы составлены сотрудниками вуза с учетом возможности освоения компетенций, необходимых для освоения так называемых «профессий будущего», таких как, управление проектами, системное мышление, экологическое мышление, креативность и другие [Брызгалова, Кивелев, Лунева и др. 2019].

В 2020-2021 учебном году в 17 районах Свердловской области созданы и активно работают профильные аграрные классы, в которых принимают участие 23 образовательных организации. Количество участников проекта составляет 442 школьника. В рамках работы данного проекта для школьников проводятся занятия в различных форматах: лекции, практические занятия, мастер-классы, консультации, экскурсии по университету и на предприятия, квесты. Акцент работы сделан на использование интерактивных мероприятий в формате онлайн («онлайн-уроки, онлайн-квест «РшйСканер», онлайн-олимпиада имени

первого ректора УрГАУ О.А. Ивановой по биологии, «Дни открытых дверей», вебинары и так далее).

Итогом обучения в профильном аграрном классе является создание участниками индивидуального или группового научно-исследовательского проекта по тому или иному направлению. Авторы научных разработок принимают активное участие в ежегодной Всероссийской научно-практической конференции для школьников «На пути к познанию». Организаторами данной конференции является Уральский ГАУ. Конференция включена в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

В текущем учебном году в очном этапе конференции приняли участие 225 проектов, 25% из которых принадлежат активным участникам проекта «Агрошкола». Агроклассники достойно представили свои научные разработки в различных направлениях: биология, экология, химия, математика, физика, медицина, информатика и пр. Например, одними из ярких разработок являются «Мороженое, обогащенное пробиотическими культурами» (МАОУ СОШ №117, Екатеринбург); «Теплица будущего в соответствии с требованиями агротехнологичного профиля» (МБОУ СОШ №7, Ревда); «Применение методов математической статистики при прогнозировании вариаций показателей количества и качества молока» (МАОУ Гимназия №35, Екатеринбург); «Оценка сортов картофеля» (МАОУ СОШ №7, с. Патруши) и др.

Среди ожидаемых результатов от реализации проекта - увеличение количества одаренных детей и молодежи, отдавших предпочтение сдаче Единого государственного экзамена по предметам «Биология», «Химия»,

«Физика», «Информатика»; увеличение доли абитуриентов из числа одаренных детей, поступающих в аграрные ВУЗы и ССУЗы; увеличение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнес подходом к сельскохозяйственному производству.

Проект Уральского государственного аграрного университета «Агрошкола» является инновационным, объединят в себе лучшие практики, накопленные сотрудниками вуза за многие десятилетия работы с одаренными детьми. При создании проекта были использованы рекомендации по апробации ведущего опыта Татановской СОШ Тамбовской области - одной из первых агрошкол России и координатора ассоциации «Агрошколы России», а также агроклассов Оренбургской, Белгородской, Воронежской, Владимирской, Ярославской, Калужской, Липецкой, Ленинградской и Рязанской областей, Ставропольского и Краснодарского края, Республики Крым [Чеченихина 2021].

Заключение. При реализации проекта «Агрошкола» применяются новейшие образовательные и научные технологии в работе по выявлению и сопровождению талантливых детей молодежи. Результаты, полученные в настоящее время, позволяют формулировать новые задачи в развитии системы работы с одаренными детьми и молодежью в Уральском государственном аграрном университете. К таким задачам относятся, например, совершенствование системы поощрения и мотивации школьников, проявивших выдающиеся способности, в том числе при поступлении в вуз. Кроме того, необходимо разработать и апробировать программу взаимодействия с педагогами общеобразовательных организаций, задействованных в работе с одаренными детьми в рамках проекта «Агрошкола», что является важнейшей составляющей получения высоких результатов.

Список литературы

Балдина К.А., Зинцова А.С. Влияние современных технологий на одарённость подростков // Инновационная наука. 2018. Т. 2. № 5. С. 135-137.

Бокова О.А., Парфенова Г.Л., Холодкова О.Г. Ресурсы развития одаренности личности: проектный подход // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (45). С. 45-51.

Брызгалова О. Н., Кивелев Д. П., Лунева Е. П. Организация культурно-просветительской деятельности молодежи в Российской Федерации // Молодежь и наука. 2019. № 12. С. 8.

Голубничая Е.В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 98-112.

Запалацкая В.С. Образовательная среда университетского комплекса как ресурс развития одаренных детей и талантливой молодежи // Право и образование. 2019. № 9. С. 39-44.

Иванова Н.В., Антонова Н.Н. Многоуровневая система выявления талантливой молодежи «Школа - Вуз» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-5. С. 214-220.

Кобзева Н.И., Казакова О.Н., Кобзева М.А. Практика становления и развития довузовского образования (на примере Оренбургского государственного университета) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (12). С. 5-11.

Митрясов Д.Г. Формы и методы выявления и поддержки талантливой молодежи в профессиональных образовательных учреждениях. [Электронный ресурс] URL: https://www.informio.ru/publications/id3842/Formy-i-metody-vyjavlenija-i-podderzhM-talanüivoi-molodezhi-v-professionalnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah (Дата обращения 05.08.2021 г.).

Накаткова О.И. Моделирование приоритетных направлений работы с талантливой молодежью в Казахстане // Наука и реальность. 2020. № S4.1. С. 74-77.

Пищаева А.С. Технологии социальной работы в работе с талантливой молодежью // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 425-428.

Синько В.Н., Чеченихина О.С. Некоторые аспекты организации профориентации школьников в Уральском ГАУ // Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием «Приоритетные направления регионального развития». Курган, 2020. С. 929-932.

Синько В.Н., Чеченихина О.С. Профориентационный потенциал музеев Уральского ГАУ // Сборник Международного научно-образовательного форума. Екатеринбург, 2021. С. 434-437.

Троешестова Д.А. Олимпиадное движение в партнёрстве «Школа - Вуз -Предприятие» // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 116-125.

Украинцева И.И., Коновалова Г.М., Тамбовцев А.В. и др. Работа опорного вуза со школьниками и молодёжью //Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 117-128.

Федечкина Н.Н., Тренина Н.А. Работа с одаренными детьми // Вестник научных конференций. 2017. № 9-3 (25). С. 190-192.

Чеченихина О.С., Синько В.Н. Актуальность психолого-педагогического сопровождения профессионального становления молодежи в условиях образовательной организации // Сборник Международного научно-образовательного форума. Екатеринбург, 2021. С. 304-308.

Чеченихина О. С. Проектная деятельность школьников в системе довузовской подготовки Уральского государственного аграрного университета // Аграрное образование и наука. 2021. № 3. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.