Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ РЕМЕСЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ РЕМЕСЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / РЕМЕСЛЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Олейникова Анастасия Ивановна, Нестерова Анна Александровна

Развитие объёмно-пространственного мышления является актуальной проблемой современного образования. Активная цифровизация образования отнимает интерес обучающихся от предметов, которые отвечают за развитие данного вида мышления. Недостаточно развитое объемно-пространственное мышление, которое начинает формироваться в младшем подростковом возрасте, в значительной мере ограничивает развитие не только художественных и дизайнерских способностей, успеваемость в точных науках, но и развитие навыков, необходимых в повседневной жизни. Активное развитие объёмно-пространственного мышления у подростков создаёт базу для более полного овладения профессиональными навыками не только у представителей творческих профессий, таких как дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, архитекторы, но и представителей технической сферы деятельности: инженеры, конструкторы, специалисты в области строительства, машиностроения. Необходимо сбалансированное использование цифровых технологий и предметов, развивающих объемно-пространственное мышление для формирования всесторонне-развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллина Марина Александровна, Олейникова Анастасия Ивановна, Нестерова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THREE-DIMENSIONAL THINKING OF TEENAGERS WITH THE HELP OF CRAFT TECHNOLOGIES

The development of three-dimensional thinking is an urgent problem of modern education. Active digitalization of education takes away the interest of students from the subjects that are responsible for the development of this type of thinking. Insufficiently developed spatial thinking, which begins to form in early adolescence, significantly limits the development of not only artistic and design abilities, academic performance in the exact sciences, but also the development of skills necessary in everyday life. The active development of three-dimensional thinking in adolescents creates the basis for a more complete mastery of professional skills not only among representatives of creative professions, such as designers, artists of decorative and applied arts, architects, but also representatives of the technical field of activity: engineers, designers, specialists in the field of construction, mechanical engineering. It is necessary to use digital technologies and RA items in a balanced way.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ РЕМЕСЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Выводы. Процесс изо-терапии интересен детям, они охотно занимаются изобразительным искусством, воспринимая такие уроки скорее как интересное времяпрепровождение. Однако, стоит отметить, что главным условием формирования уверенности у школьников младших классов - это систематические занятия по «лечению» искусством. Также положительный эффект от творческой деятельности повышается, когда дети с положительными эмоциями воспринимают занятия визуальной терапией, без какого-либо давления со стороны взрослых. У них формируется активная жизненная позиция, безразличие и пассивность преодолеваются, увеличивается собственная значимость.

Литература:

1. Арт-терапия (серия «Хрестоматия по психологии») / [А.И. Копытин и др.]; под сост. и общей ред. А.И. Копытина. -Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 320 с.

2. Бурундукова, Н. Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста / Н. Бурундукова // Международный образовательный портал MAAM.RU: [сайт], 2016. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/izoterapija-kak-nestandartnaja-forma-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 19.10.2022)

3. Гордон, Т.С. Повышение уровня самооценки у детей подросткового возраста посредством арт-терапии / Т.С. Гордон // Вестник университета. - 2020. - № 9. - С. 166-170

4. Exploring the effect of art therapy on the development of students' creative abilities / Petrova N.S., Syrova N.V., Zimina E.K., Abdullina M.A., Yakovleva S.I., Dolmatova A.A., Zamuraeva M.A. // Ad Alta: Journal Of Interdisciplinary Research. - 2021. -№11. - Р. 12-15

5. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 336 с.

6. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии / Л.Д. Лебедева. - Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2000. - 200 с.

7. Сергеева, Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий / Н.Ю. Сергеева // Теория и методика профессионального образования. Учебные записки ЗабГУ. - 2016. - Том 11, № 2. - С. 69-75

8. Тарарина, Е.В. Практикум по арт-терапии в работе с детьми / Е.В. Тарарина. - К: Вариант, 2018. - 256 с.

9. Холодкова, В.Ю. Функции детского рисунка в формировании личности методами арт-терапии / В.Ю. Холодкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 21. - С. 73-76

10. Шабанова, М.Н. Арт-терапия как инновационная педагогическая концепция обучающихся творческой направленности / М.Н. Шабанова, О.П. Шабанова // Курский государственный университет. Педагогические науки. - 2021. - № 1. - С. 144-150

Педагогика

УДК 371.3

доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Олейникова Анастасия Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Нестерова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОМОЩЬЮ

РЕМЕСЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Развитие объёмно-пространственного мышления является актуальной проблемой современного образования. Активная цифровизация образования отнимает интерес обучающихся от предметов, которые отвечают за развитие данного вида мышления. Недостаточно развитое объемно-пространственное мышление, которое начинает формироваться в младшем подростковом возрасте, в значительной мере ограничивает развитие не только художественных и дизайнерских способностей, успеваемость в точных науках, но и развитие навыков, необходимых в повседневной жизни. Активное развитие объёмно-пространственного мышления у подростков создаёт базу для более полного овладения профессиональными навыками не только у представителей творческих профессий, таких как дизайнеры, художники декоративно-прикладного искусства, архитекторы, но и представителей технической сферы деятельности: инженеры, конструкторы, специалисты в области строительства, машиностроения. Необходимо сбалансированное использование цифровых технологий и предметов, развивающих объемно-пространственное мышление для формирования всесторонне-развитой личности.

Ключевые слова: развитие, объемно-пространственное мышление, подростки, ремесленные технологии, цифровые технологии, образование.

Annotation. The development of three-dimensional thinking is an urgent problem of modern education. Active digitalization of education takes away the interest of students from the subjects that are responsible for the development of this type of thinking. Insufficiently developed spatial thinking, which begins to form in early adolescence, significantly limits the development of not only artistic and design abilities, academic performance in the exact sciences, but also the development of skills necessary in everyday life. The active development of three-dimensional thinking in adolescents creates the basis for a more complete mastery of professional skills not only among representatives of creative professions, such as designers, artists of decorative and applied arts, architects, but also representatives of the technical field of activity: engineers, designers, specialists in the field of construction, mechanical engineering. It is necessary to use digital technologies and RA items in a balanced way.

Key words: development, spatial thinking, teenagers, craft technologies, digital technologies, education.

Введение. Человечество живет в эпоху цифровых технологий - это неоспоримый факт. Они довольно агрессивно врываются во все сферы жизни, включая образование. С одной стороны, это имеет преимущество: можно с эффектной визуализацией продемонстрировать процессы, проходящие внутри вещества, клетки или где-то в отдалённой части вселенной. И механизм получения знаний сильно упрощается, сводится к наблюдению и познаванию. С другой стороны, начинает складываться понимание того, что пассивный просмотр образовательного контента не несёт в себе необходимой вовлечённости сознания обучающихся, а чрезмерная визуализация скорее сказывается отрицательно, отвлекая от процесса понимания.

Исследования, проведённые Л.А. Регуш, Е.В.Алексеевой, О.Р. Веретиной, А.В. Орловой и Ю.С. Пожемской, показывают, что глубокое погружение в интернет-среду с ярким визуальным контентом значительно снижает развитие мозга подростков, к которым, по современной классификации, относятся дети в возрасте от 10 до 16 лет. В частности, затрудняется процесс формирования объемно-пространственного мышления, которое необходимо для всестороннего развития личности. А в дополнение к цифровизации обучения, снижение количества рукописного текста и ремесленных технологий в образовательном процессе отрицательно сказывается на мелкой моторике рук, которое, в свою очередь, приводит к снижению качества речи и умению четко формулировать мысли. Таким образом, не отменяя цифровые технологии, необходимо сформировать сбалансированное, разумное, целесообразное их использование в образовании, и в других сферах жизни.

Существует и другая проблема, уже выходящая за рамки школьной программы, и сказывающаяся на уровне профессиональной подготовки специалистов, - технологии визуализации позволяют создавать в виртуальной среде любой объект, передавая мельчайшие нюансы формы и фактуры, и создавая ощущение владения профессиональными навыками. Но моделирование объекта в 3D программах отличается от его производства в реальном материале. Это принципиально разные методы построения и формообразования, совершенно другой принцип мыслительного процесса. Вследствие отсутствия понимания, как ведёт себя тот или иной материал в той или иной среде, и возникают ошибки в реальном производстве.

Поскольку тема статьи «развитие объёмно-пространственного мышления подростков с помощью ремесленных технологий», необходимо обозначить понятийный аппарат и определить значение и взаимосвязь терминов «ремесло», «мышление», «развитие».

Изложение основного материала статьи. Ремесло - требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным способом. Профессия, занятие [10].

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности [7]. То есть мышление позволяет человеку получать знания о таких свойствах, отношениях и объектах окружающего мира, которые он не может получить в процессе непосредственного чувственного познавания. Мышлению присущи такие особенности как:

1. Опосредованность.

2. Обобщённость.

3. Личностный характер.

4. Социальная природа.

Существует разные типы и классификации мышления, но нас интересует классификация по психологическим процессам. Их выделяют три:

1. Словесно-логическое (абстрактное мышление).

2. Наглядно-действенное (практическое мышление).

3. Наглядно-образное (художественное мышление).

Развитие - философский словарь определяет как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие определяется как качественно новое состояние объекта, полученное в результате изменения его состава или структуры. Время является существенной характеристикой этапов развития. Это служит важным условием в педагогическом процессе, поскольку развитие происходит в реальном времени, и только оно выявляет его направленность.

В контексте разговора о развитии объёмно-пространственного мышления можно говорить о том, что процесс этот достаточно длительный и соблюдение направленности этого процесса является необходимым условием. К тому же объёмно-пространственное мышление не является врождённым, поэтому требует дополнительного внимания и действий для его развития. Ремесло, в свою очередь, относится к пространственным видам деятельности и включает в себя большой спектр возможностей по развитию объёмно-пространственного мышления.

Академик А.Д. Александров в своей работе «Проблемы науки и позиция ученого» отмечал, что пространственное воображение составляет важный компонент в общей способности человека к воображению и имеет существенное значение в ряде отношений. Оно, разумеется, вообще необходимо человеку для ориентирования в окружающем мире и в развитой форме существенно для многих видов деятельности [1].

В повседневной жизни человек регулярно сталкивается с ориентацией в физическом пространстве - это передвижение в большом городе. Современная техника позволяет передвигаться по миру с большой скоростью, вследствие чего человек часто оказывается в незнакомом для себя месте, где нужно уметь быстро сориентироваться. Но теперь еще необходимо уметь ориентироваться в виртуальном пространстве, без которого уже очень сложно представить современную жизнь: и профессиональную, и повседневную.

Исследования И.Я. Каплуновича показали, что в процессе школьного обучения не происходит плавного перехода в развитии понимания пространства. И многие учащиеся испытывают серьёзные трудности при переходе от двухмерного пространства к трёхмерному [6].

Проблему развития объёмно-пространственного мышления в образовании решают такие дисциплины как математика, черчение, технология, а также предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, уроки по изобразительному искусству. Трудность в том, что в преподавании геометрии и литературы это не является основной задачей, черчение исключено из большинства школьных программ, а к урокам технологии, музыки и изобразительного искусства не сформировано серьёзное отношение обучающихся. К тому же, большая часть этих предметов не преподается после восьмого класса, когда, согласно исследованиям Г.Д. Глейзера, начинается статически-динамический этап развития пространственных представлений. А в возрасте, соответствующему обучающимся в одиннадцатом классе, пространственное представление переходит на творческий этап развития.

Поскольку объёмно-пространственное мышление является разновидностью мышления образного, в идеале -преподавание вышеперечисленных дисциплин в комплексе, чтобы словесный образ дополнялся художественным и музыкальным, а далее - реализовывался на уроках труда с применением знаний геометрии и других дисциплин. То есть необходимы задания по работе с натуры, по памяти и по представлению, а также целенаправленная сознательная работа над созданием образа. Все эти задачи объединяют в себе ремесленные технологии, которые часто основываются или перекликаются с художественными образами и требуют технических знаний для воплощения идеи.

Виды деятельности, входящие в понятие ремесла, подразделяются по направлениям, обусловленным специфическими технологиями и функциями. Например, обработка дерева, металла, изготовление керамики. То есть это работа с широким спектром материалов: глиной, металлом, тканью, лозой, костью, деревом, шерстью, бумагой. Эти материалы обладают различными возможностями и преобразуются в силу физических и эстетических свойств. Они характеризуются единством и различием признаков формообразования, которые можно условно разделить на четыре категории материалов: лист, проволока, брусок, пластическая масса.

Лист - очень мощное средство в развитии объёмно-пространственного мышления. Работа с ним строиться на основе построения выкроек, разверток. При построении объёмной формы из листа нужно учесть расположение выточек, разрезов, соединений. Работа с листом закладывает основу понимания того, как лист ведёт себя в пространстве. Начиная с самых простых уроков по работе с бумагой, закладывается база для более лёгкого усвоения таких предметов как начертательная геометрия и черчение. Работа с листом - не только работа с бумагой. Это и работа с тканью, что перекликается с уроками технологии у девочек, работа с металлом и конструирование из фанеры - уроки технологии у мальчиков.

Основная характерная особенность такого материала, как проволока в том, что размер сечения проволоки не сопоставим с её длинной. К этой категории материалов относится не только проволока в чистом виде, но и все материалы, попадающие под эту характеристику: нить, верёвка, лоза. Ходы, которые диктует этот материал - переплетения, узлы. Она вьется, изгибается и, практически не ограничена по длине. Ремёсла, использующие проволочные ходы: вязание, ткачество, кружевоплетение, макраме, филигрань, плетение из лозы, изготовление плетёной мебели. Интересная особенность этого материала в том, что его можно использовать как самостоятельный в изготовлении изделия (например, плетёные корзины или мебель), а можно из него создавать ту же листовую выкройку - заготовку, а дальше уже работать как с листом.

Брусок. Основная характеристика данного материала - соотношение сечения и длины. В отличие от проволоки длина бруска ограничена, а размер сечения такой величины, который не позволяет ему виться и изгибаться, подобно проволоке. Это диктует свои характерные декоративные особенности: изделия из бруска имеют ярко выраженный конструктивный подход. Для жителей средней полосы России деревянный рубленый дом - самый привычный и знакомый объект, сделанный из бруска. В традиционных ремёслах наиболее наглядный пример - это кузнечное дело. А в современном искусстве это, как правило, работа с объёмом и пространством по всем трём направлениям: длине, ширине, высоте. На занятиях с детьми для создания объёмно-пространственных композиций, в качестве бруска можно использовать спички, зубочистки, бамбуковые палочки, гвозди, цветные карандаши, если их использовать не по прямому назначению.

Пластическая масса - категория материалов, которая самой первой попадает в детские руки. Конечно же, это хорошо известный всем пластилин, солёное тесто, а чуть позже глина, пластика и, уже во взрослом возрасте, стекло, металл и пластик. Её отличительная особенность в том, что она хорошо меняет свою форму и сечение под воздействием рук, при помощи сдавливания, раскатывания, вытягивания, налепливания. Если с помощью листа, проволоки и бруска постигаются конструктивные и декоративные особенности предмета, то с помощью пластической массы хорошо постигать нюансы формы. Традиционные ремесла, использующие пластическую массу - это гончарное дело, художественная лепка, керамика, ювелирное дело.

Для развития объёмно-пространственного мышления важна работа с разными материалами. Во многом это связано с физиологическими и психологическими процессами. В подростковом возрасте у ребёнка всё ещё присутствует наглядно-образное мышление, абстрактно-словесное ещё на стадии формирования. Поэтому практические занятия, раскрывающие возможности вышеперечисленных материалов и занятия, рассказывающие об их практическом применении в жизни, формируют в сознании подростка представление о работе с образами, формой, объёмом и пространством.

Человек воспринимает мир трёхмерно. Следовательно, образ предмета в голове также создается трёхмерным и воспроизвести его проще также, трёхмерным. И при этом развивается умение ориентироваться в пространстве, улучшается усвоение целого ряда математических представлений, а, следовательно, развивается объёмно-пространственное мышление. Например, известный русский скульптор, академик Илья Яковлевич Гицбург говорил: «...лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете» [3, С. 176].

Следующий аспект, который следует отметить, что во время занятий ремеслом участвует не одна, а обе руки со всеми десятью пальцами и координируется их работа с глазами, подключая оба полушария: и правое - интуитивное, эмоциональное; и левое - рациональное, анализирующее. А мелкая разнообразная работа пальцев - это развитие мелкой моторики, как следствие, развитие обоих полушарий мозга и, что так же очень важно, речевых функций. Об этом часто говорят в связи с развитием детей дошкольного возраста, но развитие мелкой моторики и поддержание её на определённом уровне, необходимо на протяжении всей жизни человека [2].

Выводы. Таким образом, для правильного соотношения изучения цифровых технологий и предметов, развивающих объемно-пространственное мышление, возникает необходимость разработки дополнительных профессиональных программ нового типа [5], где большая часть времени обучения отводится урокам по освоению ремесел. Именно, во время занятий ремеслами происходит развитие объемно-пространственного мышления обучающихся за счет анализа исходного образа, переработки и формирования его окончательного вида, как продукта мыслительной деятельности подростка. В результате само восприятие ученика наделяется активностью [8]. Происходит процесс сознательного овладения навыками мыслительных операций, разумной работы с образом, что помогает ученикам обдуманно воздействовать на окружающий мир, создавая новые предметы, на основе придуманных и созданных ранее предыдущими поколениями. В то же время, окружающий мир, посредством этих, уже созданных, вещей воздействует на сознание и развитие мышления обучающихся. Вследствие этого мы получаем всесторонне-развитую личность, становящейся частью всего мира, что в конечном итоге является основной целью образовательного и воспитательного процесса.

Литература:

1. Александров, А.Д. Проблемы науки и позиция учёного / А.Д. Александров. - Л.: Наука, 1998. - 510 с.

2. Беляев, Н.Г. Возрастная физиология / Н.Г. Беляев. - Ставрополь: СГУ, 2009. - 246 с.

3. Гинцбург, И.Я. Скульптор Илья Гинсбург: Воспоминания. Статьи. Письма / И.Я. Гинцбург. - Ленинград: Художник РСФСР, 1964. - 280 с.

4. Глейзер, Г.Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии / Г.Д. Глейзер. -М.: Педагогика, 1978 - 104 с.

5. Игнатьева, Г.А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. -2022. - Т. 10, № 3. - С. 7.

6. Каплунович, И.Я. Развитие пространственного мышления школьников в процессе обучения математике: Учебное пособие / И.Я. Каплунович; Ком. образования Администрации Новгор. Обл., Новгор. регион. центр развития образования. -Н. Новгород: НРЦРО, 1996. - 99 с.

7. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.

8. The Study Of The Problem Of Artistic Image Formation In Visual Arts / Petrova N.S., Syrova N.V., Zimina E.K., Abdullina M.A., Yakovleva S.I., Dolmatova A.A., Zamuraeva M.A. // Ad Alta: Journal Of Interdisciplinary Research. - 2021. -№11. - Р. 250-253

9. Регуш, Л.А. Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду / Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, Е.В. Веретина, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская. - 2019. - Электронный ресурс. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-myshleniya-podrostkov-imeyuschih-raznuyu-stepen-pogruzhennosti-v-intemet-sredu/viewer

10. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова 1935-1940; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека)

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

12. Янтранова, С.С. Развитие пространственного мышления средствами информационных технологий / С.С. Янтранова. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/razvitie-prostranstvennogo-mysЫeшya-sredstvami-mformatsюnnyh-tehnologiy/viewer

Педагогика

УДК 37.013

доктор педагогических наук, профессор Абдуразакова Диана Мусаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Шабанова Шахназ Гилаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

О ПРЕДПОСЫЛКАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У УЧАЩИХСЯ

Аннотация. На страницах настоящей статьи рассматривается проблема развития навыков межкультурного взаимодействия у учащихся. Её исследование осуществляется на основе анализа широкого круга специальной литературы, а также обобщения педагогического опыта авторов. При этом выделяются следующие основные предпосылки данного процесса: учебно-воспитательная деятельность, ориентированная на развитие у учащихся навыков межкультурного взаимодействия; использование ценностей культуры; приобщение к культурным ценностям; формирование культурного опыта у учащихся; усиление процессов коммуникации, осуществляемых по ходу учебно-воспитательного процесса; гуманистическое мировоззрение педагога. Раскрываются наиболее значимые механизмы развития навыков межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, развитие навыков межкультурного взаимодействия, культура, культурные нормы, культурный опыт.

Annotation. On this article's pages, the skills of intercultural interaction developing among students problem is considered. Its research is based on the analysis of the specialized literature wide range, as well as generalization of the authors' pedagogical experience. At the same time, the following main prerequisites of this process are highlighted: educational activities focused on the development of students' intercultural interaction skills; the cultural values using; familiarization with cultural values; the cultural experience formation among students; strengthening of communication processes carried out in the educational process; teacher's humanistic worldview. The most significant mechanisms of the intercultural interaction skills development are revealed.

Key words: intercultural interaction, development of skills of intercultural interaction, culture, cultural norms, cultural experience.

Введение. Нахождение оптимальных путей формирования у представителей учащейся молодёжи навыков эффективного межкультурного взаимодействия представляет собой одну из приоритетных задач процесса совершенствования образовательной системы в нашей стране [2; 4-5; 10; 13; 16]. В этой связи перед современной педагогической наукой встаёт комплексная проблема разработки и реализации системы форм, средств и методов формирования у представителей учащейся молодёжи основных навыков межкультурного взаимодействия [1; 3; 10-11; 15].

Указанная проблема является актуальной также в смысле противодействия процессам повсеместного нарастания агрессивности. Последние прослеживаются практически во всех сферах жизни современной молодёжи [4; 9; 12]. Соответственно, поиск путей формирования навыков продуктивного взаимодействия между представителями различных культур может снизить социальную напряжённость в данной среде.

Изложение основного материала статьи. В пространстве полиэтничного региона межкультурное взаимодействие может рассматриваться в качестве процесса, реализующегося в нескольких направлениях (Табл. 1).

Таблица 1

Направления реализации межкультурного взаимодействия

Наименование Характеристика

Освоение русской культуры Позволяет приобщить учащихся к русской культуре. Последняя в нашей стране представляет собой основного посредника в установлении контактов как между отдельными национальными культурами, так и между ними с одной стороны и мировой культурой - с другой [2, С. 241].

Приобщение к традициям национальной культуры Способствует формированию у представителей учащейся молодежи осознанного стремления к сохранению и творческому преобразованию наследия собственных национальных культур.

Вооружение учащихся системой знаний об основных тенденциях развития мировой культуры Знакомство с мировой культурой с большой вероятностью будет способствовать оптимизации процесса воспитания обучающихся, основывающегося на позициях общечеловеческих нравственных ценностей [3; 5; 7].

При этом педагог-практик выполняет три важные функции (Табл. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.