Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА / ПОДРОСТКИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОД ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербина Ангелина Александровна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков объемно-пространственного мышления, анализу начальной диагностики. Проблема нуждается в дополнении как в теории, так и практике художественного образования. В теории художественного образования существует необходимость уточнения понятия «объемно-пространственное мышление в художественной керамике». В практике художественного образования не разработан диагностический инструментарий исследования уровня объемно-пространственного мышления обучающихся средствами художественной керамики. «Объемно-пространственное мышление служит не только обязательным элементом в дисциплинах «Керамика», «Лепка», но и способно влиять на успешное получение художественных навыков и умений обучающихся по другим дисциплинам. На основе уточненного понятия «объемно-пространственное мышление» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся художественной школы. Понятие «объемно-пространственное мышление» уточняется на основе изучения и сравнения понятий «пространственное мышление» и «объемно-пространственное мышление», а также с учетом специфики средств художественной керамики. Объемно-пространственное мышление в художественной керамике трактуется как способность мыслить об объекте в объеме и пространстве, проявляющаяся в способности обучающимися создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении, способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления. Для показателя «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве» применялся метод тестирования. По показателю «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении» использовался диагностический метод эскиза. Для измерения показателя «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность форм» было разработано диагностическое задание для подростков по методу творческого задания. Определены уровни развития обозначенного качества обучающихся художественной школы. Диагностические задания учитывают специфику дисциплины «Художественная керамика» и возрастные особенности подростков. На основе анализа проведенной диагностики формулируются задачи для развивающих занятий со школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербина Ангелина Александровна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE DEVELOPMENT OF THREE-DIMENSIONAL THINKING OF STUDENTS BY MEANS OF ARTISTIC CERAMICS

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of three-dimensional thinking in adolescents, the analysis of initial diagnostics. The problem has not been studied enough, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of additional art education. In the theory of art education, there is a need to clarify the concept of "three-dimensional thinking in artistic ceramics". In the practice of art education, diagnostic tools for studying the level of three-dimensional thinking of students by means of artistic ceramics have not been developed. "Three-dimensional thinking is not only a mandatory element in the disciplines of "Ceramics", "Modeling", but is also able to influence the successful acquisition of artistic skills and abilities of students in other disciplines. Based on the refined concept of "three-dimensional thinking", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for art school students have been developed for each indicator. The concept of "three-dimensional thinking" is clarified on the basis of studying and comparing the concepts of "spatial thinking" and "three-dimensional thinking", as well as taking into account the specifics of the means of artistic ceramics. Three-dimensional thinking in artistic ceramics is interpreted as the ability to think about an object in volume and space, manifested in the ability of students to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image, the ability to create a ceramic product, preserving the volume and plasticity of the form, observing the technology of its manufacture. For the indicator "the ability to think about an object in volume and space", a testing method was used. According to the indicator "the ability to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image", a diagnostic sketch method was used. To measure the indicator "the ability to create a ceramic product while maintaining the volume and plasticity of forms", a diagnostic task was developed for teenagers using the creative task method. The levels of development of the designated quality of art school students are determined. Diagnostic tasks take into account the specifics of the discipline "Artistic Ceramics" and the age characteristics of adolescents. Based on the analysis of the diagnostics carried out, tasks for developing classes with schoolchildren are formulated.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ»

дошкольного образования РБ // ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», 25 сентября 2019г, г.Уфа / отв. ред. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г. - Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. - 350 с.

Педагогика

УДК 372.874

студентка Щербина Ангелина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков объемно-пространственного мышления, анализу начальной диагностики. Проблема нуждается в дополнении как в теории, так и практике художественного образования. В теории художественного образования существует необходимость уточнения понятия «объемно-пространственное мышление в художественной керамике». В практике художественного образования не разработан диагностический инструментарий исследования уровня объемно-пространственного мышления обучающихся средствами художественной керамики. «Объемно-пространственное мышление служит не только обязательным элементом в дисциплинах «Керамика», «Лепка», но и способно влиять на успешное получение художественных навыков и умений обучающихся по другим дисциплинам. На основе уточненного понятия «объемно-пространственное мышление» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся художественной школы. Понятие «объемно-пространственное мышление» уточняется на основе изучения и сравнения понятий «пространственное мышление» и «объемно-пространственное мышление», а также с учетом специфики средств художественной керамики. Объемно-пространственное мышление в художественной керамике трактуется как способность мыслить об объекте в объеме и пространстве, проявляющаяся в способности обучающимися создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении, способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления. Для показателя «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве» применялся метод тестирования. По показателю «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении» использовался диагностический метод эскиза. Для измерения показателя «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность форм» было разработано диагностическое задание для подростков по методу творческого задания. Определены уровни развития обозначенного качества обучающихся художественной школы. Диагностические задания учитывают специфику дисциплины «Художественная керамика» и возрастные особенности подростков. На основе анализа проведенной диагностики формулируются задачи для развивающих занятий со школьниками.

Ключевые слова: объемно-пространственное мышление, художественная керамика, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of three-dimensional thinking in adolescents, the analysis of initial diagnostics. The problem has not been studied enough, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of additional art education. In the theory of art education, there is a need to clarify the concept of "three-dimensional thinking in artistic ceramics". In the practice of art education, diagnostic tools for studying the level of three-dimensional thinking of students by means of artistic ceramics have not been developed. "Three-dimensional thinking is not only a mandatory element in the disciplines of "Ceramics", "Modeling", but is also able to influence the successful acquisition of artistic skills and abilities of students in other disciplines. Based on the refined concept of "three-dimensional thinking", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for art school students have been developed for each indicator. The concept of "three-dimensional thinking" is clarified on the basis of studying and comparing the concepts of "spatial thinking" and "three-dimensional thinking", as well as taking into account the specifics of the means of artistic ceramics. Three-dimensional thinking in artistic ceramics is interpreted as the ability to think about an object in volume and space, manifested in the ability of students to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image, the ability to create a ceramic product, preserving the volume and plasticity of the form, observing the technology of its manufacture. For the indicator "the ability to think about an object in volume and space", a testing method was used. According to the indicator "the ability to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image", a diagnostic sketch method was used. To measure the indicator "the ability to create a ceramic product while maintaining the volume and plasticity of forms", a diagnostic task was developed for teenagers using the creative task method. The levels of development of the designated quality of art school students are determined. Diagnostic tasks take into account the specifics of the discipline "Artistic Ceramics" and the age characteristics of adolescents. Based on the analysis of the diagnostics carried out, tasks for developing classes with schoolchildren are formulated.

Key words: three-dimensional thinking, artistic ceramics, teenagers, diagnostic tools, method of creative tasks, testing method.

Введение. Объемно-пространственное мышление развито далеко не у каждого взрослого человека, тем более - у детей. Обучающиеся художественных школ часто имеют затруднения в первые годы обучения с представлением предметов в трехмерном измерении. Они могут построить простые и сложные формы на бумаге, но, к сожалению, либо допускают ошибки в построении, либо игнорируют объем объекта из-за невозможности представить данный предмет в жизни. Данные затруднения чаще всего происходят, когда обучающиеся выполняют работу не с натуры, а сами ее придумывают и создают «из головы». Исходя из этого, можно предположить, что, при создании своих форм от эскиза до трехмерного предмета, используя занятия художественной керамики, обучающиеся смогут развить свой уровень объемно-пространственного мышления. Эту проблему рассматривали такие авторы, как Сысоева Е.А., Чижова Е.В., Якиманская И.С. и другие, однако, они писали о том, как влияет керамика и гончарное ремесло на объемно-пространственное мышление студентов художественных ВУЗов, на пространственно-конструктивное мышление студентов дизайнерского и архитектурных направлений [3], [4], [5]. Исследователи не рассматривали проблему разработки диагностики уровня развития объемно-пространственного мышления подростков средствами художественной керамики.

Изложение основного материала статьи. Объемно-пространственное мышление имеет большое значение для обучающихся не только в художественной керамике и лепке, но и во всех остальных художественных дисциплинах. Развитие объемно-пространственного мышления обусловлено необходимостью возможностей развития у школьников навыков и способов работы с различными материалами и предметами в объемных или глубинно-пространственных композициях. И.С. Якиманская считает образ ядром объемно-пространственного мышления, так как «в нем представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоположение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчета» [5, С. 125]. Существует сходное с понятием «объемно-пространственное мышление» понятие - «пространственное мышление». Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. В основе механизма такого вида мышления деятельность представления [1], [3]. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование, например, из двухмерного в трехмерное изображение и обратно [2]. В отличии от пространственного мышления, объемно-пространственное мышление характеризуется не только созданием соответствующих образов и «перекодированием» изображения, но, в первую очередь, представлением объемных изделий в трехмерном измерении, вариативностью их изменений, пониманием способов создания объемных изделий от этапа создания эскиза до фактического результата -готового изделия. Можно сделать вывод, что пространственное мышление есть ни что иное, как часть объемно-пространственного мышления, отвечающая за восприятие пространства и всего, что в нем находится. По мнению Е.В. Чижовой, объёмно-пространственное мышление - это мыслительные процессы человека, спецификой которых являются образ, пространство и пространственные отношения [4]. Именно поэтому данный вид мышления важен на всех дисциплинах и развивать его следует в любом возрасте в соответствии с возможностями обучающихся. Данный тип мышления обеспечивает создание пространственных образов.

Проанализировав понятия «объемно-пространственное мышление», «пространственное мышление», можно сформулировать ключевое понятие данной работы. Таким образом, объемно-пространственное мышление в художественной керамике - это способность мыслить об объекте в объеме и пространстве, проявляющаяся в способности создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении, способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления.

На основе данного понятия были выведены следующие показатели: «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве»; «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении»; «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность форм».

По каждому показателю разработано диагностическое задание с применением методов: тестирование, метод создания эскиза и творческое задание. Опишем сущность диагностических заданий по показателям.

Первое диагностическое задание было направлено на выявление уровня показателя «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве». Для выявления результатов применялся диагностический метод тестирования. Тестирование содержало 9 вопросов с выборов варианта ответа или формулировкой собственного развёрнутого ответа. Тестирование проводилось в художественной школе. Подросткам были предложены следующие вопросы теста.

Тестовое задание 1.

Выберите вариант с правильным определением понятию «объем».

A. объемное изображение чего-либо на лицевой пластине изразца и на других архитектурных элементах.

Б. иллюзорная передача пространственных характеристик изображаемого предмета художественными методами.

B. величина, равная отношению веса поглощенной воды к весу керамического изделия.

Тестовое задание 2.

Установите соответствия между понятиями и их определениями. Запишите свой ответ по примеру: 1 - а, 2 - б и т.д

A. керамика, приобретшая после обжига белый или кремовый цвет, имеющая высокую способность впитывать воду и, как правило, гладкую поверхность, похожую на фарфор.

Б. мелко размолотое до состояния порошка стекло, окрашенное различными цветными пигментами, приобретающее после обжига вид привычного нам стекла. Бывает матовая, глянцевая, эффектарная, полупрозрачная, непрозрачная и т.д.

B. уменьшение объема материала при сушке или при обжиге.

Г. керамика, приобретшая после обжига белый цвет, не впитывающая воду, как правило, имеющая гладкую поверхность и полупрозрачная на просвет.

1. Фарфор 2. Фаянс 3. Глазурь 4. Усадка

Тестовое задание 3.

На каких картинках изображены керамические изделия? (Представлены изображения керамической кружки, стеклянной кружки, керамической вазы, раковины, миниатюры «чайная пара», «Медный всадник»).

Тестовое задание 4.

Выберите правильный вариант определения «эскиз».

A. документ, содержащий контурное изображение изделия и другие данные, необходимые как для изготовления, контроля и идентификации изделия, так и для операций с самим документом.

Б. какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна.

B. предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Тестовое задание 5.

Дайте определения следующим терминам.

A. Рельеф

Б. Барельеф

B. Горельеф

Тестовое задание 6.

Укажите из представленных примеров объемные формы (Представлен объемный куб, стеклянная ваза, нарисованный без объема лист, фотография цветка лотоса).

Тестовое задание 7.

Дайте определение следующему понятию:

Стилизация - ...

Тестовое задание 8.

Рассмотрите данную керамическую композицию. (Представлена фотография керамического рельефного панно). Ответьте на следующие вопросы:

1. - какой вид художественной керамики представлен на изображении?

2. - какие художественные средства керамики использованы при создании данной работы?

3. - какую роль играет объем в данной работе?

Тестовое задание 9.

Рассмотрите ниже представленные декоративные композиции (представлено шесть работ декоративного натюрморта -три с плоскостным решением и три с обозначением объема).

Проанализируйте данные работы и дайте развернутый ответ: какие композиции имеют плоскостное решение, а какие -объемное? Как обозначен объем в данных работах? Есть ли взаимодействие среды и пространства с предметами, если да, то каким образом?

В ходе диагностики были установлены показатели «высокий, средний и низкий», направленные на определение качества развития показателей.

Высокий уровень (3 балла) - обучающийся знает сущность понятия «объем», оперирует терминологией понятий и явлений, связанных с объемом и пространством в декоративно-прикладном искусстве, может сформулировать развёрнутый ответ на вопросы, проводит анализ представленных керамических и композиционных работ. Средний уровень (2 балла) -обучающийся знает только основные термины по теме «объем», с трудом формулирует развёрнутый ответ на вопросы, проводит поверхностный анализ представленных работ. Низкий уровень (1 балл) - обучающийся не владеет терминологией по теме «объем», не может сформулировать ответ на вопросы, не может проанализировать представленные работы.

В ходе выполнения данного задания у двоих учеников возникли вопросы, связанные с заданием, основная часть учащихся выполнила работу на среднем уровне.

Второе диагностическое задание было направлено на выявление показателя «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении». Применяемый диагностический метод эскиза. Задание формулировалось следующим образом: проанализируйте образ коренных народов Севера, их быт и колорит жизни и создайте эскиз фигурок, используя стилизацию. Учащимся были предоставлены видеофрагменты о жизни народов Севера, их традициях и обычаях, фотографии работ резьбы по кости.

По показателю «Способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении» проявились следующие уровни: на высоком уровне (3 балла) - обучающийся разрабатывает свой оригинальный эскиз, уделяя внимание всем деталям для последующей успешной реализации керамического изделия. Эскиз объемный. Созданный образ стилизован, гармонично построен по деталям, хорошая пластичность формы, продумана среда для изделия. Средний уровень (2 балла) - обучающийся разрабатывает свой оригинальный эскиз, либо есть схожесть с примером. Эскиз объемный/объем указан частично. Созданный образ стилизован, гармонично построен по деталям, есть пластичность формы. Нет представления, как воплотить в изделии некоторые детали технически/невозможность воплощения некоторых моментов. Низкий уровень (1 балл) - обучающийся создает эскиз, срисовывая с примеров. Эскиз плоский, нет представлений, как реализовать будущее изделие, не продумана техническая сторона. Также нет решения среды для изделия.

При прохождении творческого задания некоторые из обучающихся испытывали трудности с оригинальностью эскиза, поэтому отталкивались от примеров, добавляя свои детали и немного меняя форму. Малая часть ребят выполнила эскизы, учитывая объем будущего изделия, большинство же выбрали более плоскостной подход при создании эскиза. У части обучающихся были затруднения с эскизами фигурок людей, с точки зрения реальности выполнения.

Третье диагностическое задание направлено на выявление уровня показателя «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления». Применяемый диагностический метод - творческое задание. Задание формулировалось следующим образом: по созданному эскизу вам нужно слепить миниатюру будущего изделия. Главное - точная передача формы в объеме, сохранение пропорций.

По показателю «Способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления» обозначились следующие уровни: на высоком уровне (3 балла) - обучающийся смог создать миниатюру изделия максимально схоже с эскизом. Не возникло затруднений с реализацией эскиза в техническом плане, изделие выполнено аккуратно, не возникло необходимости изменения эскиза из-за невозможности реализации формы/деталей. Средний уровень (2 балла) - обучающийся смог реализовать эскиз, передав схожесть формы и основных деталей. Были затруднения с реализацией в техническом плане, пришлось менять некоторые детали из эскиза из-за невозможности реализации. Работа выполнена аккуратно/с небольшой незавершенностью в эстетическом плане. Низкий уровень (1 балл) - обучающийся реализовал эскиз с грубыми нарушениями в пропорциях, мало схожести с эскизом. Была необходимость в изменении многих деталей для успешной реализации в техническом плане, работа выполнена небрежно и неаккуратно.

Результаты диагностики уровня освоения третьего показателя - «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления», показали, что половине обучающихся пришлось внести некоторые правки при реализации эскиза из-за непродуманности некоторых деталей. Малая часть ребят при воплощении эскиза нарушала пропорции формы. Некоторые обучающиеся имели затруднения в передаче пластичности деталей эскиза.

Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие результаты уровня развития объемно-пространственного мышления у обучающихся:

Показатель «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве» составил: В (высокий уровень) - 13,3%, С (средний уровень) - 60%, Н (низкий уровень) - 26,7%;

Показатель «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении» представлен следующими результатами: В (высокий уровень) - 20%, С (средний уровень) - 67%, Н (низкий уровень) - 13%.

Показатель «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления» представлен следующими результатами: В (высокий уровень) - 47%, С (средний уровень) - 40%, Н (низкий уровень) - 13%.

Общий уровень объемно-пространственного мышления складывался из суммы трех показателей: высокий уровень (В) -8-9 баллов - 20%; средний уровень (С) - 6-7 баллов - 53,3%; низкий уровень (Н) - 5-0 балов - 26,7%.

Выводы. Можно сделать вывод, что все три показателя «объемно-пространственного мышления» у обучающихся художественной школы на этапе начальной диагностики представлены в основном на среднем уровнем. Однако, низкий и высокий уровни тоже были выявлены, что ставит перед нами следующие задачи:

• необходимо дать подросткам теоретические основы по теме «объем» в художественной керамике;

• научить создавать трехмерные эскизы, разработанные с учетом последующих нюансов при его воплощении;

• предложить работу над созданием группового проекта - керамической объемно-пространственной инсталляции.

Поставленные задачи будут осуществляться в ходе выполнения развивающих заданий на занятиях художественной керамики в детской художественной школе.

Литература:

1. Баданова, Т.А. О возрастных и индивидуальных особенностях пространственного мышления учащихся / Т.А. Баданова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 70-73.

2. Берсенеева И.Н. Развитие пространственного мышления [Электронный ресурс] - URL: https://videouroki.net/razrabotki/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-statya.html (дата обращения 03.02.2022)

3. Сысоева, Е.А. Развитие пространственного мышления студентов на занятиях по художественной керамике: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Сысоева Елена Анатольевна. - Омск, 2013. - 19 с. - disserCat - электронная библиотека диссертаций URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-prostranstvennogo-myshleniya-studentov-na-zanyatiyakh-po-khudozhestvennoi-keramike (дата обращения 02.12.2021)

4. Чижова, Е.В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию / Е.В. Чижова // Образование и воспитание. - 2019. - № 3 (23). - С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4213/ (дата обращения: 19.10.2021).

5. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - Москва: Педагогика, 1980 - 240 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры механики и инженерной графики Юданов Петр Максимович

Академия гражданской защиты МЧС России (г. Химки)

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ

КОРОНАВИРУСА

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей использования дистанционных технологий при практико-ориентированном обучении курсантов военных ВУЗов в период эпидемии коронавируса. Автором дается краткая историческая справка об эволюции института дистанционного образования, делается акцент на эпидемиологическом факторе и последствиях его влияния на механизмы «обучения на расстоянии». Делается акцент на успешном опыте адаптации российской системы военного образования к новым условиям, в частности, подчеркивается ценность опыта национальных военных образовательных организаций по разработке и применению электронных военных образовательных систем, как адаптивного digital-инструментария, способного поддерживать стандарты обучения в военной высшей школе. Аргументируется тезис о необходимости дополненияих функционала в целях расширения решаемых педагогических задач, а именно преподавания практико-ориентированных дисциплин. Для организации физической подготовки курсантов в части обучения их двигательным действиям (боевым приемам) в рамках прохождения курса по физическом подготовке, предлагается интеграция в электронную военную образовательную систему авторского,разработанного преподавателем, life-курса с детализацией каждого упражнения; на перспективу предлагается его иммерсиализация. Предполагается, что это позволит сформировать необходимые знания, умения, первичные навыки для дальнейшего обучения технике боевых приемов курсантов в дистанционном, смешанном или очном формате.

Ключевые слова: дистанционные технологии, курсанты, военные ВУЗы, электронная военная образовательная система, иммерсивные дистанционные технологии.

Annotation. The article is devoted to the study of the features of the use of remote technologies in the practical-oriented training of cadets of military universities during the coronavirus epidemic. The author gives a brief historical account of the evolution of the institute of distance education, emphasizes the epidemiological factor and the consequences of its influence on the mechanisms of «distance learning». The emphasis is placed on the successful experience of adapting the Russian system of military education to new conditions, in particular, the value of the experience of national military educational organizations in the development and use of electronic military educational systems as adaptive digital tools capable of maintaining educational standards in military higher education is emphasized. The thesis is argued about the need to supplement their functionality in order to expand the pedagogical tasks being solved, namely the teaching of practical-oriented disciplines. To organize physical training of cadets in terms of training in their motor actions (combat techniques) as part of the physical training course, it is proposed to integrate the life-course into the electronic military educational system of the author's, developed by the teacher, with the details of each exercise; for the future, its immersialization is proposed. It is assumed that this will make it possible to form the necessary knowledge, skills, primary skills for further training in the technique of military techniques of cadets in a distance, mixed or face-to-face format.

Key words: remote technologies, cadets, military universities, electronic military education system, immersive remote technologies.

Введение. Во множестве программ и деклараций ЮНЕСКО, посвященных вопросам образования, в т.ч. таких как «Образование для всех», «Дакарские рамки действий», «Инчхонская декларация», рамочная программа действий «Образование - 2030» и др. неоднократно подчеркивалась важность более широкого использования новейших технологий и дистанционного обучения в целях содействия равенству, качеству и актуальности образования, увеличению доступа к нему, в частности, относительно населения, проживающего на географически удаленных территориях. Системы образования, опирающиеся на современные информационно-компьютерные и цифровые технологии, открытые образовательные ресурсы, должны способствовать сокращению разрыва образования между государствами и территориями, отвечать потребностям современной экономики и социальному запросу. Несмотря на то, что названные документы относятся в актам, изданным в последние два десятилетия, в течение которых в институте дистанционного образования произошла, фактически, революция, его основы зародились задолго до этого.

В отсутствие возможности изучения особенностей организации дистанционного обучения в ретроспективе, хотя данная тема,безусловно, представляет для нас особый интерес, отметим, что до 1960-х гг. практика обращения к дистанту носила эпизодический характер, даже несмотря на активно распространяющиеся в конце XIX - начале XX в. технологические новации [18]. Значимую роль в институционализации и распространению «обучения на расстоянии» сыграло именно ЮНЕСКО. На новый формат организации образовательного процесса тогда обратили внимание высокопоставленные политически деятели, в том числе премьер-министр Англии Гарольд Вильсон, который в 1963 г. объявил по радио о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.