Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МАСТЕРСКИХ WORLD SKILLS'

ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МАСТЕРСКИХ WORLD SKILLS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА / МАСТЕРСКИЕ WORLD SKILLS / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА / АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Кинцель Валентина Николаевна

В статье представлена характеристика уникальности содержания инновационной подготовки в высшем учебном заведении современного педагога XXI века для работы с детьми раннего возраста в дошкольной образовательной организации на базе мастерских World Skills по компетенции «Дошкольное воспитание» и центров развития компетенций, центрах игровой поддержки детей раннего возраста в ДОО в условиях сетевого взаимодействия. В целях совершенствования интерактивной подготовки обучающихся колледжа и ВУЗа в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе, стандартами World Skills Russia созданы мастерские по компетенциям World Skills в рамках компетенции «Дошкольное воспитание». Представлен опыт разработки модели подготовки будущих педагогов в образовательной среде в сетевом формате «Детский сад - колледж - ВУЗ». В статье раскрыто содержательное описание целей создания центра развития компетенций и мастерских: становление кафедры дошкольной педагогики и психологии как научно-методического центра дошкольного психолого-педагогического образования Республики Башкортостан и Поволжского региона в рамках приоритетного направления в деятельности «БГПУ им.М.Акмуллы» как структурного подразделения университета нового типа, инновационного центра образовательной системы Республики Башкортостан и Поволжского региона, в том числе, подготовки специалистов по работе с детьми раннего возраста; включение в совместную инновационную деятельность практикующих супервизоров и будущих педагогов дошкольного образования для обогащения профессионального опыта, стимулирования саморазвития и самообразования, расширения возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов, магистрантов, аспирантов, супервизоров в вузе, колледже, детей, родителей в ДОО. Отражен анализ исследований по актуальным вопросам педагогики и психологии раннего возраста. Раскрыта специфика опыта преподавания дисциплины «Педагогика раннего детства» по разделам. Представлены этапы развития компетенции в процессе освоения обучающимися ОПОП по дисциплине педагогика раннего возраста. Представлена краткая характеристика фонда оценочных средств. Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся на основе гармонизация профессиональных и образовательных стандартов по компетенции «Дошкольное воспитание». Актуализация рабочих программ дисциплины для студентов по направлению подготовки ВО 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» и специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии со стандартами «World Skills University». Повышение квалификации педагогических кадров для реализации образовательного процесса на основе стандартов World Skills. Алгоритм проведение этапов промежуточной/итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена. Оснащение мастерской оборудованием в соответствии с инфраструктурным листом компетенции и организация её функционирования как площадки практико-ориентированной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабаева Гузель Фагимовна, Кинцель Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE PREPARATION OF STUDENTS TO WORK WITH YOUNG CHILDREN IN WORLD SKILLS WORKSHOPS

The article presents the analytical characteristics and uniqueness of the content of innovative training in a higher educational institution of a modern teacher of the XXI century for working with young children in a preschool educational organization on the basis of World Skills workshops on the competence of «Preschool education» and competence development centers, centers of play support for young children in preschool in the conditions of network interaction. In order to improve the practical training of college and university students in accordance with modern standards and advanced technologies, including Worldskills Russia standards, workshops on Worldskills competencies have been created within the competence of «Preschool Education». The experience of developing a model of training future teachers in the educational environment in the network format «Kindergarten - college - university» is presented. The article reveals a meaningful description of the goals of creating a competence development center and workshops: the formation of the Department of Preschool Pedagogy and psych.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В МАСТЕРСКИХ WORLD SKILLS»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Шабаева Гузель Фагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); аспирант Кинцель Валентина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ИННОВАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

МАСТЕРСКИХ WORLD SKILLS

Аннотация. В статье представлена характеристика уникальности содержания инновационной подготовки в высшем учебном заведении современного педагога XXI века для работы с детьми раннего возраста в дошкольной образовательной организации на базе мастерских World Skills по компетенции «Дошкольное воспитание» и центров развития компетенций, центрах игровой поддержки детей раннего возраста в ДОО в условиях сетевого взаимодействия. В целях совершенствования интерактивной подготовки обучающихся колледжа и ВУЗа в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе, стандартами World Skills Russia созданы мастерские по компетенциям World Skills в рамках компетенции «Дошкольное воспитание». Представлен опыт разработки модели подготовки будущих педагогов в образовательной среде в сетевом формате «Детский сад - колледж - ВУЗ». В статье раскрыто содержательное описание целей создания центра развития компетенций и мастерских: становление кафедры дошкольной педагогики и психологии как научно-методического центра дошкольного психолого-педагогического образования Республики Башкортостан и Поволжского региона в рамках приоритетного направления в деятельности «БГПУ им.М.Акмуллы» как структурного подразделения университета нового типа, инновационного центра образовательной системы Республики Башкортостан и Поволжского региона, в том числе, подготовки специалистов по работе с детьми раннего возраста; включение в совместную инновационную деятельность практикующих супервизоров и будущих педагогов дошкольного образования для обогащения профессионального опыта, стимулирования саморазвития и самообразования, расширения возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов студентов, магистрантов, аспирантов, супервизоров в вузе, колледже, детей, родителей в ДОО. Отражен анализ исследований по актуальным вопросам педагогики и психологии раннего возраста. Раскрыта специфика опыта преподавания дисциплины «Педагогика раннего детства» по разделам. Представлены этапы развития компетенции в процессе освоения обучающимися ОПОП по дисциплине педагогика раннего возраста. Представлена краткая характеристика фонда оценочных средств. Совершенствование профессиональной подготовки обучающихся на основе гармонизация профессиональных и образовательных стандартов по компетенции «Дошкольное воспитание». Актуализация рабочих программ дисциплины для студентов по направлению подготовки ВО 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» и специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии со стандартами «World Skills University». Повышение квалификации педагогических кадров для реализации образовательного процесса на основе стандартов World Skills. Алгоритм проведение этапов промежуточной/итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена. Оснащение мастерской оборудованием в соответствии с инфраструктурным листом компетенции и организация её функционирования как площадки практико-ориентированной подготовки студентов.

Ключевые слова: подготовка педагога, дошкольная образовательная организация, педагогика раннего детства, мастерские World Skills, центр развития компетенций, психология и педагогика раннего возраста, адаптация детей раннего возраста, сетевое взаимодействие, центр игровой поддержки.

Annotation. The article presents the analytical characteristics and uniqueness of the content of innovative training in a higher educational institution of a modern teacher of the XXI century for working with young children in a preschool educational organization on the basis of World Skills workshops on the competence of «Preschool education» and competence development centers, centers of play support for young children in preschool in the conditions of network interaction. In order to improve the practical training of college and university students in accordance with modern standards and advanced technologies, including Worldskills Russia standards, workshops on Worldskills competencies have been created within the competence of «Preschool Education». The experience of developing a model of training future teachers in the educational environment in the network format «Kindergarten - college - university» is presented. The article reveals a meaningful description of the goals of creating a competence development center and workshops: the formation of the Department of Preschool Pedagogy and psych.

Key words: teacher training, preschool educational organization, early childhood pedagogy, World Skills workshops, competence development center, psychology and pedagogy of early age, adaptation of young children, networking, game support center.

Введение. Актуализируется запрос со стороны социума и государственных структур в организации профессионального и безопасного процесса присмотра и ухода за ребёнком раннего возраста. В реальной ситуации в дошкольной образовательной организации (далее, ДОО) отсутствует целостная система методического сопровождения организации деятельности по взаимодействию педагогов и родителей (законных представителей) по адаптационным процессам к режимным моментам в детском саду. Слабо представлено на современном этапе теоретико-методическое обоснование инновационной подготовки специалистов на базе стажировочных площадок и организации центров игровой и консультационной поддержки. Отсутствует опыт разработки и реализации модели организации центра игровой и консультационной поддержки в ДОО с целью успешной адаптации ребёнка от зачатия, от года до трех лет и взаимодействия с участниками образовательных отношений с учётом новых вызовов к состоянию здоровья (COVID-19), так как не разработан комплекс мероприятий с использованием дистанционных технологий в работе с родителями (законными представителями) по организации адаптации, бессистемно используются календарно-тематическое планирование, отсутствуют методические рекомендации для воспитателей ДОО по организации центра игровой и консультационной поддержки ребёнка в рамках адаптации детей от 1 г. до 3 лет к ДОО, модель современной подготовки студентов к работе с детьми от 1 г. до 3 лет не представлена в полной мере.

Изложение основного материала статьи. Центр развития компетенций (ЦРК) - инновационный центр, обеспечивающий новые формы взаимодействия организаций образования-науки-производства, практико-ориентированной науки, подготовки профессионалов - будущих педагогов [1, 2, 7]. Фазы развития ЦРК совпадают с фазами инновационного цикла: исследовательская, техническая, технологическая, внедренческая фаза. ЦРК должен стать внешним «агентом»

образовательных организаций, обеспечивающим непрерывное управление знаниями и подготовку высококвалифицированных кадров по педагогическому направлению подготовки. ЦРК исполняют роль узла сети обмена знаниями в экосистеме инновационного развития образования: трансляции (обучение), генерации (наука), применения (практика), рефлексии (развитие).

В целях совершенствования компетентностной модели подготовки обучающихся колледжа и ВУЗа в соответствии со стандартами и инновационными методиками и технологиями, в том числе, требованиями чемпионата World Skills Russia созданы мастерские по компетенциям World Skills в рамках компетенции «Дошкольное воспитание» в «БГПУ им.М.Акмуллы».

Представим характеристику опыта преподавания дисциплины «Педагогика раннего детства» [3, 4, 5] на базе мастерских и центров развития компетенций. Изучив психолого-педагогическую литературу, опыт организации дошкольного воспитания в процессе сетевого взаимодействия высшего учебного учреждения и ДОО в формате инновационных площадок, пришли к выводу о необходимости постановки акцента на изучения портрета личности ребенка от рождения до трех лет, активизировать внимание по решению проблемы исследований по внутриутробному развитию и научно-исследовательских подходов по педагогике и психологии раннего возраста.

Цель дисциплины является: формирование профессиональной и общекультурной компетенций студентов в области теории развития и воспитания детей раннего возраста и практической готовности к решению профессиональных задач в период от рождения до трех лет. Ознакомить студентов с основными закономерностями, механизмами, этапами и возрастными особенностями развития и воспитания детей от 0-3 лет. Сформировать профессиональный интерес к актуальным вопросам воспитания и развития детей раннего возраста. Обеспечить усвоение базовой системы научных знаний в области педагогики раннего детства, современных концепций и актуальных проблем теоретико-методологических основ дошкольного воспитания, уметь применять на практике в современных реалиях ДОО.

Выработать умение видеть ребенка в образовательном процессе ДОО, проектировать процесс взаимодействия с детьми, обеспечивающий их развитие и индивидуализацию личности, готовность к переходу на следующую ступень образования: например, формирование профессиональных компетенций: способен организовывать различные виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте (ПК-1). В результате изучения дисциплины студент должен знать и овладеть теоретическими представлениями о проблеме развития и воспитания детей от пренатального периода, рождения до трех лет на современном этапе развития в системе дошкольного образования [3, 4, 5, 6, 7]; овладеть знаниями по организации различных видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте; овладеть знаниями об основных особенностях развития детей от 0 до 3 лет [6, 7]; овладеть знаниями о технологии работ с детьми раннего возраста; овладеть знаниями о содержании в ДОО условий для становления и развития детей от зачатия, от рождения до 3-х лет. Уметь: анализировать и сопоставлять ведущие системы воспитания детей раннего возраста; организовывать различные виды деятельности детей раннего возраста; характеризовать ведущие направления в развитии детей; устанавливать пути внедрения в практику ДОО современных технологий по воспитанию и обучению детей данного возраста [3, 4, 5]; развивать умения применять полученные знания по организации и внедрению современных пренатальных методик воздействия на ребенка в утробе матери, подготовка к материнству и отцовству [3, 4, 5, 7]; моделировать схему достижений пренатального развития ребенка и сравнивать его развитие в каждом триместре; уметь использовать элементы пренатальных технологий при организации работы с родителями, составлять план консультаций, рекомендаций для родителей по вопросам пренатального воспитания.

Владеть следующими компетенциями и опытом: способами организации режимных моментов, организованной образовательной деятельности, самостоятельной игровой деятельности детей первой младшей группы, поступивших в ДОО в период адаптации; способностями организовывать и интегрировать различные виды деятельности в раннем и дошкольном возрасте в соответствии с современными требованиями; навыками анализа, оценивания, организации и внедрения современных методик пренатального и раннего воспитания детей для работы с родителями.

Кратко представим характеристику применения фонда оценочных средств со студентами на базе мастерских WS [1, 2, 5]: разработка и проведение речевой (сенсорной, подвижной) игры, разработка технологической карты и проведение массажа, элементарной гимнастики после сна в игровой форме, оформление эссе, разработка и реализация модель-проектов, решение кейсов, устный (письменный) опрос, реферат, тест, дискуссия, выполнение контрольной работы, проведение педагогической диагностики, обследования уровней развития личности, разработка презентации и портфолио к дисциплине по разделам педагогики раннего возраста, моделирование схемы основных достижений пренатального периода; составление картотеки научной и методической литературы по темам педагогики раннего возраста; моделирование схемы основных достижений пренатального периода; составление плана консультаций для будущих родителей по пренатальному воспитанию; составление плана консультаций для будущих родителей по пренатальному воспитанию; разработка презентации и портфолио к дисциплине по разделам педагогики раннего возраста.

Интерактивные: педагогические игровые кейсы - упражнения (в качестве мозгового штурма (эстафета) и игровой проблемной ситуации), технология диспозиционного взаимодействия, мировое кафе, ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций, кейс-стади), сторителлинг, тематические дискуссии, деловые игры, ролевые - ситуативные игры, игровые занятия на тренажерах, зеркальные комнаты, имитация реальности, реальный мобильный детский сад. Нами разработаны и апробированы электронные рабочие тетради-тренажеры, гайденс-портфолио. «Я иду в детский сад: адаптация», образовательная деятельность с детьми раннего возраста (технологические карты занятий и игр, картотеки, видеоконтент), «Симпл-димпл или поп ит?», консультационные клубы по работе с родителями (инновационная площадка «БГПУ им.М.Акмуллы» МАДОУ № д/с № 11 «Якорек», г. Благовещенск; «Электронный детский сад», платформа «Счастливое родительство». Оформление материалов проектов с детьми трех лет совместно с участниками образовательных отношений, которые размещаются на официальных сайтах, дистанционной платформе ВУЗа, в социальных сетях: ютуб-канал, инстаграм, в контакте и получают положительный опыт апробации и внедрения в практику.

В процессе организации практики со студентами на базах инновационных площадок кафедры и ЦРК «КотоффЫ^» Акмуллинского университета нами было выявлено, что у детей, посещающих центр игровой поддержки, адаптация к условиям ДОО проходит успешнее, отсутствуют дети со сложным уровнем адаптации и дизадаптацией, а у детей контрольной группы (воспитание и обучение по традиционным методикам) уровень адаптации детей к условиям ДОО остался прежним. Произошло повышение уровня адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, посещающих центр игровой поддержки. Сложный уровень адаптации экспериментальной группы снизился до нуля, отсутствуют дети с дизадаптацией. Высокий уровень адаптации в начале исследования составлял 28%, после проведения исследования высокий уровень адаптации выявлен у 36%, средний уровень адаптации вырос до 64%, когда в начале исследования составлял 48%. Можно говорить о положительной динамике.

Выводы:

1. Оснащение мастерской «Дошкольное воспитание» оборудованием в соответствии с инфраструктурным листом компетенции «Дошкольное воспитание» и организация её функционирования как площадки реализации компетентностной модели подготовки современного педагога XXI века: мотивационной, теоретической и практической, интерактивной к осуществлению деятельности с детьми от рождения до трех лет.

2. Интерактивное обучение студентов ВУЗа по 44.03.01 направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» и специальности СПО 44.02.01 «Дошкольное образование» в соответствии с международными стандартами по компетенции «Дошкольное воспитание».

3. Овладение студентами компетенцией «Дошкольное воспитание» как наилучшей практикой в воспитании детей от рождения до трех лет.

4. Разработка и реализация новых форм организации и проведения промежуточной / итоговой аттестации студентов в соответствии со стандартами World Skills по компетенции «Дошкольное воспитание» (введение аттестации по одной контрольной точки в формате демонстрационного экзамена по дисциплинам, реализующим подготовку на базе мастерской компетенции «Дошкольное воспитание» (ВО), проведение экзамена по квалификации в рамках учебного плана по профессиональному модулю для СПО).

5. Создание для воспитателей детских садов Республики Башкортостан на базе мастерской «Дошкольное воспитание» инновационной стажировочной площадки - «Центр опережающей профессиональной подготовки Future Skills для педагогов ДОО», которая позволит восполнять профессиональные дефициты и обучать современным технологиям дошкольного образования педагогов-практиков.

6. Обучение всех преподавателей кафедры ДПиП и центра развития компетенций по специальности «Дошкольное образование», а также не мене 15 экспертов из числа работодателей - супервизиоров для проведения процедуры демонстрационного экзамена.

7. Оснащение площадки мастерской по компетенции «Дошкольное воспитание» оборудованием и программным обеспечением в соответствии с ежегодными изменениями, вносимыми в инфраструктурный лист компетенции.

8. Организация и проведение вузовского чемпиона по стандартам «World Skills University» по компетенции «Дошкольное воспитание».

9. Подготовка и участие в региональном чемпионате по стандартам World Skills по компетенции «Дошкольное воспитание». Обобщение и трансляция опыта участия в этом движении в виде научно-методических публикаций.

10. Разработка программ курсов переподготовки, повышения уровня квалификации, которые позволяют студентам иных профилей подготовки овладеть компетенцией «Дошкольное воспитание» и получить сертификат / удостоверение / скиллс - паспорт (для студентов университета).

11. Разработка тематических курсов повышения уровней квалификации для педагогов-практиков ДОО (воспитателей детских садов Республики Башкортостан) и профессиональной переподготовки, начинающих педагогов, лиц предпенсионного возраста (50+).

12. Подготовка к аккредитации площадки для проведения демонстрационного экзамена по стандартам World Skills Russia по компетенции «Дошкольное воспитание».

13. Поднятие престижа педагогической профессии «воспитатель» в Республике Башкортостан на основе развития конкурсного движения по компетенции «Дошкольное воспитание», повышение престижа профессии «воспитатель» среди абитуриентов. Этапы формирования компетенции в процессе освоения обучающимися ОПОП. При оценке компетенций не используем традиционные оценочные методы и средства, приоритет отдается кейсам, проектам, компетентностным заданиям, практико-ориентированным заданиям.

Таким образом, представили краткую характеристику реализации модели преподавания дисциплины «Педагогика раннего детства» на базе мастерских и центрах развития компетенций и центров игровой и консультационной поддержки участников образовательных отношений.

Данное направление имеет обширное поле для исследования.

Литература:

1. Боронилова, И.Г. Сетевое взаимодействие структурных подразделений ВУЗа и дошкольных образовательных организаций [Текст] / И.Г. Боронилова, Г.Ф. Шабаева. - Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации Профессионального стандарта педагога: Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 23-24 сентября 2016 г. / Депортамент образования и молодеж. политики ХМАО-Югры, Бюдж. учреждение высш. образования ХМАО. - Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» / сост., науч. ред.: Н.В. Абрамовских. - Сургут: Тюмень: ООО «Аксиома», 2016. - 360 с.

2. Боронилова, И.Г. Открытие экспертно-методического центра компетенций и независимой системы оценки и сертификации педагогических работников ДО [Текст] / И.Г. Боронилова, Г.Ф. Шабаева // Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (8-10 декабря 2016 года) / ред. - составители Л.М. Волобуева, Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова, В.И. Яшина. - М.: НИИ школьных технологий, 2017. - 498 с.

3. Шабаева, Г.Ф. Исследование психологической готовности беременных женщин к материнству и родам на основе анализа сновидений [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Е.С. Нагимова // Казанская наука. №10. 2015 г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. - 390 с.

4. Шабаева, Г.Ф. Основные теоретические подходы в изучении материнства в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Е.С. Нагимова / К 4 94 Казанская наука. №9 2015 г. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2015. - 212 с.

5. Шабаева, Г.Ф. Модель организации центра игровой поддержки детей раннего возраста в условиях адаптации к дошкольной образовательной организации. Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Шабаева, В.Н. Кинцель // Под общей редакцией Шабаевой Г.Ф. - Издательство: Мир печати - ISBN 978-5-9613-0699-6 - Уфа, 2021. - 95 с.

6. Шабаева, Г.Ф. Сетевое взаимодействие по речевому развитию участников образовательных отношений на базе консультационного центра детского сада и ВУЗа [Текст] / Г.Ф. Шабаева, А.В. Танюкевич // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология». - Научный журнал. - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. -Ч. 5. - С. 240-246.

7. Шабаева, Г.Ф. Социальное развитие детей раннего возраста в условиях центра игровой поддержки [Текст] / Г.Ф. Шабаева, В.Н. Кинцель // Актуальные проблемы дошкольного образования: теория и практика (к 100-летию системы дошкольного образования РБ): материалы Национальной научно-практической конференции, посвященной 100-летию

дошкольного образования РБ // ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы», 25 сентября 2019г, г.Уфа / отв. ред. Шабаева Г.Ф., Боронилова И.Г. - Уфа: Изд-во «Мир печати», 2020. - 350 с.

Педагогика

УДК 372.874

студентка Щербина Ангелина Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков объемно-пространственного мышления, анализу начальной диагностики. Проблема нуждается в дополнении как в теории, так и практике художественного образования. В теории художественного образования существует необходимость уточнения понятия «объемно-пространственное мышление в художественной керамике». В практике художественного образования не разработан диагностический инструментарий исследования уровня объемно-пространственного мышления обучающихся средствами художественной керамики. «Объемно-пространственное мышление служит не только обязательным элементом в дисциплинах «Керамика», «Лепка», но и способно влиять на успешное получение художественных навыков и умений обучающихся по другим дисциплинам. На основе уточненного понятия «объемно-пространственное мышление» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся художественной школы. Понятие «объемно-пространственное мышление» уточняется на основе изучения и сравнения понятий «пространственное мышление» и «объемно-пространственное мышление», а также с учетом специфики средств художественной керамики. Объемно-пространственное мышление в художественной керамике трактуется как способность мыслить об объекте в объеме и пространстве, проявляющаяся в способности обучающимися создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении, способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность формы, соблюдая технологию его изготовления. Для показателя «способность мыслить об объекте в объеме и пространстве» применялся метод тестирования. По показателю «способность создать эскиз керамического изделия в трехмерном изображении» использовался диагностический метод эскиза. Для измерения показателя «способность создать керамическое изделие, сохраняя объем и пластичность форм» было разработано диагностическое задание для подростков по методу творческого задания. Определены уровни развития обозначенного качества обучающихся художественной школы. Диагностические задания учитывают специфику дисциплины «Художественная керамика» и возрастные особенности подростков. На основе анализа проведенной диагностики формулируются задачи для развивающих занятий со школьниками.

Ключевые слова: объемно-пространственное мышление, художественная керамика, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of three-dimensional thinking in adolescents, the analysis of initial diagnostics. The problem has not been studied enough, it needs research and additions not only in theory, but also in the practice of additional art education. In the theory of art education, there is a need to clarify the concept of "three-dimensional thinking in artistic ceramics". In the practice of art education, diagnostic tools for studying the level of three-dimensional thinking of students by means of artistic ceramics have not been developed. "Three-dimensional thinking is not only a mandatory element in the disciplines of "Ceramics", "Modeling", but is also able to influence the successful acquisition of artistic skills and abilities of students in other disciplines. Based on the refined concept of "three-dimensional thinking", indicators of this quality of adolescents are formulated, methods and diagnostic tasks for art school students have been developed for each indicator. The concept of "three-dimensional thinking" is clarified on the basis of studying and comparing the concepts of "spatial thinking" and "three-dimensional thinking", as well as taking into account the specifics of the means of artistic ceramics. Three-dimensional thinking in artistic ceramics is interpreted as the ability to think about an object in volume and space, manifested in the ability of students to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image, the ability to create a ceramic product, preserving the volume and plasticity of the form, observing the technology of its manufacture. For the indicator "the ability to think about an object in volume and space", a testing method was used. According to the indicator "the ability to create a sketch of a ceramic product in a three-dimensional image", a diagnostic sketch method was used. To measure the indicator "the ability to create a ceramic product while maintaining the volume and plasticity of forms", a diagnostic task was developed for teenagers using the creative task method. The levels of development of the designated quality of art school students are determined. Diagnostic tasks take into account the specifics of the discipline "Artistic Ceramics" and the age characteristics of adolescents. Based on the analysis of the diagnostics carried out, tasks for developing classes with schoolchildren are formulated.

Key words: three-dimensional thinking, artistic ceramics, teenagers, diagnostic tools, method of creative tasks, testing method.

Введение. Объемно-пространственное мышление развито далеко не у каждого взрослого человека, тем более - у детей. Обучающиеся художественных школ часто имеют затруднения в первые годы обучения с представлением предметов в трехмерном измерении. Они могут построить простые и сложные формы на бумаге, но, к сожалению, либо допускают ошибки в построении, либо игнорируют объем объекта из-за невозможности представить данный предмет в жизни. Данные затруднения чаще всего происходят, когда обучающиеся выполняют работу не с натуры, а сами ее придумывают и создают «из головы». Исходя из этого, можно предположить, что, при создании своих форм от эскиза до трехмерного предмета, используя занятия художественной керамики, обучающиеся смогут развить свой уровень объемно-пространственного мышления. Эту проблему рассматривали такие авторы, как Сысоева Е.А., Чижова Е.В., Якиманская И.С. и другие, однако, они писали о том, как влияет керамика и гончарное ремесло на объемно-пространственное мышление студентов художественных ВУЗов, на пространственно-конструктивное мышление студентов дизайнерского и архитектурных направлений [3], [4], [5]. Исследователи не рассматривали проблему разработки диагностики уровня развития объемно-пространственного мышления подростков средствами художественной керамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.