Г.Р. Шафикова, Н.Ш. Сыртланова РОЛЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОО
Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность педагога, деятельность научной лаборатории, алгоритм совместной деятельности.
Аннотация: В статье раскрывается алгоритм организации совместной научно-исследовательской деятельности кафедры и дошкольных образовательных организаций (ДОО) по решению задач внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов ДОО в вузе.
Интеграция России в мировое образовательное пространство, новые социально-экономические реалии обусловили новые требования к качеству высшего образования педагогов, основным из которых является освоение компетентностного подхода. Исследователи, изучавшие природу компетентности, обращали внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер, рассматривая ее как:
- системное качество, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты психики человека [1];
- следствие саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [2];
- результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры; и, что чрезвычайно важно - самого субъекта [3];
- способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающим своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высоко мотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [2];
- способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [4].
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетенции рассматриваются как главные целевые установки, интегрирующие начала «модели» выпускника [6]. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его будущую профессиональную деятельность с предметами и объектами труда, а с другой стороны, отражает межмодульные требования к результату образования. ФГОС ВПО по педагогическому и психолого-педагогическому направлению обязательным компонентом профессиональной компетентности бакалавра и магистра педагогики выделяют способность и готовность к научно-исследовательской деятельности [5].
Формирование профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов в области научно-исследовательской деятельности предполагает активное функционирование на базе высшего учебного заведения научной лаборатории, исследующей актуальные проблемы будущей профессиональной деятельности [6]. В отличие от кафедры, которая нацелена на организацию учебного процесса подготовки профессионалов, научная лаборатория при ка-
федре дает возможность активизировать научный потенциал профессорско-преподавательского состава и студентов, позволяет интегрировать усилия работников разного направления, квалификации, уровней системы образования и организаций. Деятельность научной лаборатории выпускающей кафедры позволяет охватить инновационные аспекты учебно-воспитательного процесса подготовки будущих работников, повысить его личностную и профессиональную направленность, а также объединить учебную деятельность студента с его будущей профессиональной деятельностью в единый процесс формирования готовности быть исследователем, новатором и профессионалом своего дела.
На базе кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» создана научная лаборатория «Высшая школа детства». Цель лаборатории - научное исследование актуальных проблем развития современных дошкольников педагогами и студентами. В области научно-исследовательской подготовки студентов основными задачами научной лаборатории кафедры являются:
- формирование готовности студентов к конструированию образовательного процесса ДОО с позиции передовых и эффективных психолого-педагогических технологий развития дошкольников;
- развитие способности студентов использовать теоретико-методологические подходы к развитию детей дошкольного возраста в решении исследовательских задач;
- формирование научно-исследовательской культуры, как неотъемлемой части профессионализма педагога;
- стимулирование творческого потенциала, индивидуального профессионального развития бакалавров, магистрантов.
Следует подчеркнуть специфику работы научной лаборатории кафедры по проблемам дошкольного образования, которая заключается в том, что экспериментальная база исследований располагается за рамками лаборатории, в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Это требует включения в научно-исследовательскую деятельность педагогов ДОО, и, таким образом, достигается интеграция между учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельностью студента. Однако возникает вопрос, готовы ли современные ДОО включиться в научно-исследовательскую деятельность вузов.
Значимые перемены дошкольного образования, связанные с социально-экономическими и нормативными преобразованиями, изменением парадигмы и теоретико-методологических подходов к образованию детей дошкольного возраста не только предоставляют ДОО свободу в организации своей деятельности, но и ставят проблемы поиска эффективных путей функционирования и развития в рамках реализации закона об образовании, ФГОС ДО. В частности, в сегодняшних ДОО большинство педагогов - это работники с индивидуальным стилем профессиональной деятельности, сложившимся при доминировании в педагогике знаниевой парадигмы, наученные работать в рамках субъект-объектного учебно-педагогического взаимодействия и только в образовательных учреждениях государственного обеспечения. Таким педагогам трудно перестроиться, изменить стиль работы согласно современным требованиям, поэтому чаще всего они недостаточно готовы быть активными участниками научно-исследовательской деятельности вузов.
Проблема низкой готовности ДОО к участию в научно-исследовательской деятельности вузов ставит новые задачи перед научной лабораторией, работающей в сфере дошкольного образования: повышение квалификации педагогов ДОУ, организация опытно-экспериментальной базы в рамках вуза. Таким образом, в соответствии с целью и поставленными задачами деятельность лаборатории «Высшая школа детства» осуществляется в следующих основных направлениях:
- научно-исследовательская деятельность в сфере дошкольного образования;
- повышение квалификации педагогов ДОО;
- образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Все направления исследований научной лаборатории взаимосвязаны, и мы считаем, что только их согласованное проведение может дать надежные научные результаты. Образовательная деятельность педагогов кафедры и студентов с детьми дошкольного возраста является репрезентативной опытно-экспериментальной базой для таких научных исследований, позволяя повысить константную надежность результатов исследования и уменьшить влияние на ребенка при использовании других подходов к обучению и технологий воздействия.
Для организации собственной опытно-экспериментальной базы при лаборатории «Высшая школа детства» функционирует центр дополнительного образования для детей от года до семи лет со следующими направлениями деятельности: «Высшая школа эрудитов» (познавательно-речевое развитие), «Высшая школа здоровья» (физическое развитие); «Высшая школа лидерства» (социально-личностное развитие), «Высшая школа творчества» (художественно-эстетическое развитие); «Высшая школа родительства» (психолого-педагогическое сопровождение родителей). В качестве предметной базы лаборатории выбраны оборудование системы Марии Монтессори (альтернативное традиционному обеспечению детских садов) и игровой кабинет детской практической психологии. Данный выбор обусловлен высокой эффективностью оборудования в организации личностно-ориентированного образовательного пространства.
Собственная экспериментальная база, работа на ней педагогов вуза и использование в исследованиях альтернативного оборудования позволяют проводить сравнительные исследования развития детей при различных формах организации дошкольного образования: государственное или частное; в группах кратковременного и полного пребывания; дополнительного и основного дошкольного образования; образования лиц разных социальных категорий. Все это обеспечивает надежность результатов опытно-экспериментальной деятельности, позволяет выявить наиболее эффективные формы организации современного дошкольного образования. По итогам исследовательской работы студентов можно констатировать, что привлечение их к работе центра дополнительного образования дошкольников при лаборатории решает не только значимые задачи формирования профессиональной компетентности, но и личностной подготовки: способствует снижению психологических барьеров в профессиональной деятельности, уменьшению дистанции в учебно-педагогическом общении, формированию развивающего типа взаимодействия, построению индивидуального маршрута образовательной деятельности, развитию самостоятельности и креативности в научно-исследовательской деятельности.
Проведение сравнительных исследований на опытных базах вуза и детских садов является важным дидактическим средством еще одного направления деятельности научной лаборатории - повышения профессиональной квалификации педагогов ДОО, которая влечет обоюдную выгоду для вуза и образовательных организаций. Последние получают от вуза мощную научно-методическую помощь, обогащают свой профессиональный опыт инновационными педагогическими идеями и технологиями, становятся активными участниками научных открытий. К тому же у педагогов значительно повышаются профессиональная мотивация и самореализация, появляется возможность супервизии и получения профессиональной помощи при реализации личностных инициатив. Вуз же получает возможность эмпирической и публичной апробации своих разработок; обеспечивает адекватную обратную связь с мест практического применения опыта; верифицирует полученные результаты исследований.
Наряду с перечисленными организационно-техническими мероприятиями, положительно зарекомендовала себя и такая форма работы, как привлечение студентов к повышению квалификации педагогов ДОО, совместная деятельность которых в рамках работы лаборатории - важная составляющая процесса формирования общекультурной и профессиональной компетентности студентов. Студенты, взаимодействуя с практическими работниками в дискуссиях, круглых столах, деловых и ролевых играх, конференциях всероссийского и международного уровня; выполняя с ними общие курсовые проекты, аналитические отчеты, выступления и практические задания, ознакамливаются с традиционными взглядами педагогов, сопоставляют их с инновационными положениями современной дошкольной педагогики, расширяют свои представления о развитии детей и, как следствие, формируют индивидуальную профессиональную позицию. Результатами совместной работы педагогов кафедры, студентов и педагогов ДОО в лаборатории являются малые научные открытия в области целостного развития дошкольников (на материале педагогической системы М. Монтессори), в том числе дошкольников с особыми потребностями; а также профессиональной подготовки и деятельности педагогов монтессори-групп.
Привлечение педагогов ДОО к работе научной лаборатории имеет еще один важный аспект деятельности кафедры - открытие экспериментальных площадок на базе ДОО (о формах, преимуществах и результатах данной совместной деятельности мы уже писали [7]). Отметим современную тенденцию в данной области взаимодействия - активизацию целых педагогических коллективов ДОО в научно-исследовательской деятельности: педагоги таких ДОО понимают, что конкурентоспособность на рынке дошкольных услуг зависит от постоянного профессионального совершенствования, связана с поиском новых форм и методов реализации дошкольного образования. Коллективы данных ДОО ставят перед собой такие актуальные проблемы, как: выявление новых возможностей взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников; преемственность с общим начальным и дополнительным образованием; интегрированное развитие дошкольников; ознакомление с разными религиями и культурами этносов; интеграция дошкольников с особыми потребностями в общеобразовательную среду; поиск способов ранней диагностики и развития одаренности детей. Над перечисленными проблемами в настоящее время совместно работают коллективы кафедры и семи экспериментальных ДОО, а их совместные встречи (в рамках функционирования научной лаборатории) позволяют обмениваться опытом и идея-
ми по различным направлениям дошкольного образования, непрерывно повышать профессиональную компетентность. Для этого пришлось скоординировать взаимодействие педагогов вуза и образовательных организаций с учебной деятельностью студентов, ввести интеграцию учебно-воспитательного процесса с научно-исследовательской работой на базе лаборатории и повышением квалификации педагогов ДОО.
Таким образом, научная лаборатория «Высшая школа детства» при кафедре дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» располагает большими возможностями в решении проблемы интеграции учебно-профессиональной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности; объединения образовательных организаций различного уровня; консолидации специалистов различных областей для решения актуальных задач образования и подготовки квалифицированных кадров.
1. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.Б. Хуторского. - М., 2007. - С. 45-53.
2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика - 2003. - № 10. - С. 51-55.
3. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Управление ДОУ. - 2006. - №1. - С.10-20.
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 400с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Квалификация - магистр // [Электронный ресурс] -Режим доступа : www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/m376.html 15.27.
6. Шабаева, Г.Ф. Инновационная школа и задачи Института педагогики в подготовке специалистов нового поколения [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Е.В. Гурова, В.Н. Гуров, Г.З. Дайнова, И.Р. Левина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - №6. - С. 29-36.
Штейнберг, В.Э. Опытно-экспериментальная деятельность ДОУ + кафедры в контексте новых федеральных государственных требований: [Текст] / В.Э. Штейнберг, Г.Р. Шафикова, А.В. Танюкевич // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - №6, С. 119-126.