Научная статья на тему 'Роль научной лаборатории в реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов ДОО'

Роль научной лаборатории в реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ / АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESEARCH COMPETENCE OF THE TEACHER / ACTIVITY OF SCIENTIFIC LABORATORY / ALGORITHM OF JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна, Сыртланова Нэлли Шамильевна

В статье раскрывается алгоритм организации совместной научно-исследовательской деятельности кафедры и дошкольных образовательных организаций (ДОО) по решению задач внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов ДОО в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна, Сыртланова Нэлли Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCIENTIFIC LABORATORY IN REALIZATION COMPETENCE OF THE APPROACH BY PREPARATION OF TEACHERS

In article the algorithm of the organisation of joint research activity of chair and the preschool educational organisations (ДОО) under the decision of problems of introduction of the federal state educational standard of preschool education and realisation competence the approach in preparation of teachers ДОО in high school reveals.

Текст научной работы на тему «Роль научной лаборатории в реализации компетентностного подхода при подготовке педагогов ДОО»

Г.Р. Шафикова, Н.Ш. Сыртланова РОЛЬ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОО

Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность педагога, деятельность научной лаборатории, алгоритм совместной деятельности.

Аннотация: В статье раскрывается алгоритм организации совместной научно-исследовательской деятельности кафедры и дошкольных образовательных организаций (ДОО) по решению задач внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализации компетентностного подхода в подготовке педагогов ДОО в вузе.

Интеграция России в мировое образовательное пространство, новые социально-экономические реалии обусловили новые требования к качеству высшего образования педагогов, основным из которых является освоение компетентностного подхода. Исследователи, изучавшие природу компетентности, обращали внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер, рассматривая ее как:

- системное качество, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты психики человека [1];

- следствие саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта [2];

- результат не только образования, но и влияния семьи, социума, культуры; и, что чрезвычайно важно - самого субъекта [3];

- способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающим своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высоко мотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [2];

- способность человека, необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [4].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) компетенции рассматриваются как главные целевые установки, интегрирующие начала «модели» выпускника [6]. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его будущую профессиональную деятельность с предметами и объектами труда, а с другой стороны, отражает межмодульные требования к результату образования. ФГОС ВПО по педагогическому и психолого-педагогическому направлению обязательным компонентом профессиональной компетентности бакалавра и магистра педагогики выделяют способность и готовность к научно-исследовательской деятельности [5].

Формирование профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов в области научно-исследовательской деятельности предполагает активное функционирование на базе высшего учебного заведения научной лаборатории, исследующей актуальные проблемы будущей профессиональной деятельности [6]. В отличие от кафедры, которая нацелена на организацию учебного процесса подготовки профессионалов, научная лаборатория при ка-

федре дает возможность активизировать научный потенциал профессорско-преподавательского состава и студентов, позволяет интегрировать усилия работников разного направления, квалификации, уровней системы образования и организаций. Деятельность научной лаборатории выпускающей кафедры позволяет охватить инновационные аспекты учебно-воспитательного процесса подготовки будущих работников, повысить его личностную и профессиональную направленность, а также объединить учебную деятельность студента с его будущей профессиональной деятельностью в единый процесс формирования готовности быть исследователем, новатором и профессионалом своего дела.

На базе кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» создана научная лаборатория «Высшая школа детства». Цель лаборатории - научное исследование актуальных проблем развития современных дошкольников педагогами и студентами. В области научно-исследовательской подготовки студентов основными задачами научной лаборатории кафедры являются:

- формирование готовности студентов к конструированию образовательного процесса ДОО с позиции передовых и эффективных психолого-педагогических технологий развития дошкольников;

- развитие способности студентов использовать теоретико-методологические подходы к развитию детей дошкольного возраста в решении исследовательских задач;

- формирование научно-исследовательской культуры, как неотъемлемой части профессионализма педагога;

- стимулирование творческого потенциала, индивидуального профессионального развития бакалавров, магистрантов.

Следует подчеркнуть специфику работы научной лаборатории кафедры по проблемам дошкольного образования, которая заключается в том, что экспериментальная база исследований располагается за рамками лаборатории, в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Это требует включения в научно-исследовательскую деятельность педагогов ДОО, и, таким образом, достигается интеграция между учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельностью студента. Однако возникает вопрос, готовы ли современные ДОО включиться в научно-исследовательскую деятельность вузов.

Значимые перемены дошкольного образования, связанные с социально-экономическими и нормативными преобразованиями, изменением парадигмы и теоретико-методологических подходов к образованию детей дошкольного возраста не только предоставляют ДОО свободу в организации своей деятельности, но и ставят проблемы поиска эффективных путей функционирования и развития в рамках реализации закона об образовании, ФГОС ДО. В частности, в сегодняшних ДОО большинство педагогов - это работники с индивидуальным стилем профессиональной деятельности, сложившимся при доминировании в педагогике знаниевой парадигмы, наученные работать в рамках субъект-объектного учебно-педагогического взаимодействия и только в образовательных учреждениях государственного обеспечения. Таким педагогам трудно перестроиться, изменить стиль работы согласно современным требованиям, поэтому чаще всего они недостаточно готовы быть активными участниками научно-исследовательской деятельности вузов.

Проблема низкой готовности ДОО к участию в научно-исследовательской деятельности вузов ставит новые задачи перед научной лабораторией, работающей в сфере дошкольного образования: повышение квалификации педагогов ДОУ, организация опытно-экспериментальной базы в рамках вуза. Таким образом, в соответствии с целью и поставленными задачами деятельность лаборатории «Высшая школа детства» осуществляется в следующих основных направлениях:

- научно-исследовательская деятельность в сфере дошкольного образования;

- повышение квалификации педагогов ДОО;

- образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

Все направления исследований научной лаборатории взаимосвязаны, и мы считаем, что только их согласованное проведение может дать надежные научные результаты. Образовательная деятельность педагогов кафедры и студентов с детьми дошкольного возраста является репрезентативной опытно-экспериментальной базой для таких научных исследований, позволяя повысить константную надежность результатов исследования и уменьшить влияние на ребенка при использовании других подходов к обучению и технологий воздействия.

Для организации собственной опытно-экспериментальной базы при лаборатории «Высшая школа детства» функционирует центр дополнительного образования для детей от года до семи лет со следующими направлениями деятельности: «Высшая школа эрудитов» (познавательно-речевое развитие), «Высшая школа здоровья» (физическое развитие); «Высшая школа лидерства» (социально-личностное развитие), «Высшая школа творчества» (художественно-эстетическое развитие); «Высшая школа родительства» (психолого-педагогическое сопровождение родителей). В качестве предметной базы лаборатории выбраны оборудование системы Марии Монтессори (альтернативное традиционному обеспечению детских садов) и игровой кабинет детской практической психологии. Данный выбор обусловлен высокой эффективностью оборудования в организации личностно-ориентированного образовательного пространства.

Собственная экспериментальная база, работа на ней педагогов вуза и использование в исследованиях альтернативного оборудования позволяют проводить сравнительные исследования развития детей при различных формах организации дошкольного образования: государственное или частное; в группах кратковременного и полного пребывания; дополнительного и основного дошкольного образования; образования лиц разных социальных категорий. Все это обеспечивает надежность результатов опытно-экспериментальной деятельности, позволяет выявить наиболее эффективные формы организации современного дошкольного образования. По итогам исследовательской работы студентов можно констатировать, что привлечение их к работе центра дополнительного образования дошкольников при лаборатории решает не только значимые задачи формирования профессиональной компетентности, но и личностной подготовки: способствует снижению психологических барьеров в профессиональной деятельности, уменьшению дистанции в учебно-педагогическом общении, формированию развивающего типа взаимодействия, построению индивидуального маршрута образовательной деятельности, развитию самостоятельности и креативности в научно-исследовательской деятельности.

Проведение сравнительных исследований на опытных базах вуза и детских садов является важным дидактическим средством еще одного направления деятельности научной лаборатории - повышения профессиональной квалификации педагогов ДОО, которая влечет обоюдную выгоду для вуза и образовательных организаций. Последние получают от вуза мощную научно-методическую помощь, обогащают свой профессиональный опыт инновационными педагогическими идеями и технологиями, становятся активными участниками научных открытий. К тому же у педагогов значительно повышаются профессиональная мотивация и самореализация, появляется возможность супервизии и получения профессиональной помощи при реализации личностных инициатив. Вуз же получает возможность эмпирической и публичной апробации своих разработок; обеспечивает адекватную обратную связь с мест практического применения опыта; верифицирует полученные результаты исследований.

Наряду с перечисленными организационно-техническими мероприятиями, положительно зарекомендовала себя и такая форма работы, как привлечение студентов к повышению квалификации педагогов ДОО, совместная деятельность которых в рамках работы лаборатории - важная составляющая процесса формирования общекультурной и профессиональной компетентности студентов. Студенты, взаимодействуя с практическими работниками в дискуссиях, круглых столах, деловых и ролевых играх, конференциях всероссийского и международного уровня; выполняя с ними общие курсовые проекты, аналитические отчеты, выступления и практические задания, ознакамливаются с традиционными взглядами педагогов, сопоставляют их с инновационными положениями современной дошкольной педагогики, расширяют свои представления о развитии детей и, как следствие, формируют индивидуальную профессиональную позицию. Результатами совместной работы педагогов кафедры, студентов и педагогов ДОО в лаборатории являются малые научные открытия в области целостного развития дошкольников (на материале педагогической системы М. Монтессори), в том числе дошкольников с особыми потребностями; а также профессиональной подготовки и деятельности педагогов монтессори-групп.

Привлечение педагогов ДОО к работе научной лаборатории имеет еще один важный аспект деятельности кафедры - открытие экспериментальных площадок на базе ДОО (о формах, преимуществах и результатах данной совместной деятельности мы уже писали [7]). Отметим современную тенденцию в данной области взаимодействия - активизацию целых педагогических коллективов ДОО в научно-исследовательской деятельности: педагоги таких ДОО понимают, что конкурентоспособность на рынке дошкольных услуг зависит от постоянного профессионального совершенствования, связана с поиском новых форм и методов реализации дошкольного образования. Коллективы данных ДОО ставят перед собой такие актуальные проблемы, как: выявление новых возможностей взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников; преемственность с общим начальным и дополнительным образованием; интегрированное развитие дошкольников; ознакомление с разными религиями и культурами этносов; интеграция дошкольников с особыми потребностями в общеобразовательную среду; поиск способов ранней диагностики и развития одаренности детей. Над перечисленными проблемами в настоящее время совместно работают коллективы кафедры и семи экспериментальных ДОО, а их совместные встречи (в рамках функционирования научной лаборатории) позволяют обмениваться опытом и идея-

ми по различным направлениям дошкольного образования, непрерывно повышать профессиональную компетентность. Для этого пришлось скоординировать взаимодействие педагогов вуза и образовательных организаций с учебной деятельностью студентов, ввести интеграцию учебно-воспитательного процесса с научно-исследовательской работой на базе лаборатории и повышением квалификации педагогов ДОО.

Таким образом, научная лаборатория «Высшая школа детства» при кафедре дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» располагает большими возможностями в решении проблемы интеграции учебно-профессиональной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности; объединения образовательных организаций различного уровня; консолидации специалистов различных областей для решения актуальных задач образования и подготовки квалифицированных кадров.

1. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования / под ред. А.Б. Хуторского. - М., 2007. - С. 45-53.

2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика - 2003. - № 10. - С. 51-55.

3. Гогоберидзе, А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений [Текст] / А.Г. Гогоберидзе // Управление ДОУ. - 2006. - №1. - С.10-20.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2002. - 400с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование». Квалификация - магистр // [Электронный ресурс] -Режим доступа : www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/m376.html 15.27.

6. Шабаева, Г.Ф. Инновационная школа и задачи Института педагогики в подготовке специалистов нового поколения [Текст] / Г.Ф. Шабаева, Е.В. Гурова, В.Н. Гуров, Г.З. Дайнова, И.Р. Левина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - №6. - С. 29-36.

Штейнберг, В.Э. Опытно-экспериментальная деятельность ДОУ + кафедры в контексте новых федеральных государственных требований: [Текст] / В.Э. Штейнберг, Г.Р. Шафикова, А.В. Танюкевич // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - №6, С. 119-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.