Научная статья на тему 'Подготовка специалистов дошкольного образования с использованием возможностей симуляционного Центра'

Подготовка специалистов дошкольного образования с использованием возможностей симуляционного Центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / SIMULATION CENTRE / SIMULATION TRAINING / MODULE / UNIT STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыртланова Н. Ш.

В статье описывается опыт использования симуляционного Центра, основанного на технологии моделирования и имитации образовательной ситуации, в подготовке педагогов дошкольного образования. Дается обоснование используемых технологий в подготовке педагогов ДОО в рамках симуляционного обучения, характеристика возможностей и результатов применения симуляционного Центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сыртланова Н. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL SPECIALISTS TRAINING THROUGH THE WORK OF SIMULATION CENTER

The article describes the experience of using the simulation Centre, based on the technology of modeling and simulating an educational situation, in the process of preschool teachers preparation. The proof of technologies used in the process of preschool teachers preparation in the framework of simulation-based learning is given. Features of possibility and results of the simulation Center application are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов дошкольного образования с использованием возможностей симуляционного Центра»

YAK 378.147 ББК 74.489.83

Н.Ш. СЫРТЛАНОВА

N.SH. SYRTLANOVA

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

PRESCHOOL SPECIALISTS TRAINING THROUGH THE WORK OF SIMULATION CENTER

В статье описывается опыт использования симуляционного Центра, основанного на технологии моделирования и имитации образовательной ситуации, в подготовке педагогов дошкольного образования. Дается обоснование используемых технологий в подготовке педагогов ДОО в рамках симуляционного обучения, характеристика возможностей и результатов применения симуляционного Центра.

The article describes the experience of using the simulation Centre, based on the technology of modeling and simulating an educational situation, in the process of preschool teachers preparation. The proof of technologies used in the process of preschool teachers preparation in the framework of simulation-based learning is given. Features of possibility and results of the simulation Center application are presented.

Ключевые слова: симуляционный центр, симуляционное образование, модуль, Профессиональный стандарт педагога.

Key words: simulation centre, simulation training, module, Unit Standard of a teacher.

В современном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством с введением Федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время приоритетами развития образования являются повышение его качества, формирование профессиональных компетенций у педагогов, индивидуализация образовательных траекторий в соответствии с технологическим развитием общества. Современные социально-экономические условия ставят перед системой профессионального образования задачу подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста для работы в динамично меняющихся условиях, способного самостоятельно, творчески решать профессиональные задачи, готового к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года приоритетным направлением в этой сфере является реализация практико-ориентированного и деятельностного подходов [1].

Достижение этой цели преподаватели кафедры дошкольной педагогики и психологии института педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы видят через внедрение симуляционного обучения. Под симуляционным обучением понимается современная технология обучения и оценки практических умений студентов и педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО), основанная на реалистическом моделировании, имитации виртуальной педагогической ситуации.

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) наиболее актуальным направлением модернизации становится практико-ориентированный подход, предполагающий, в первую очередь, мобильность, интерактивность и симулятивность.

Одним из условий создания квазипрофессиональной среды, которая максимально отражает производственную среду будущей профессии, выступает симуляционный Центр. Симуляционный Центр - это помещения для

отработки практических навыков студентов. Но в нашем понимании симуля-ционный Центр выходит за рамки помещения и направлен на:

- формирование нового сознания педагога дошкольного образования, способного успешно адаптировать производственную среду под быстро меняющиеся условия (быстро трансформировать предметную среду, адекватно использовать межаудиторное пространство, создавать доступную среду);

- формирование компетенций студентов по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом в рамках ФГОС ВО по направлениям подготовки педагогов дошкольного образования;

- осуществление переподготовки педагогов ДОО на основе практико-ориентированного подхода в условиях дополнительного образования.

Симуляционный Центр, функционирующий на базе кафедры дошкольной педагогики и психологии, состоит из трех взаимодополняющих зон:

1. Кабинет «Мобильный детский сад».

2. Кабинет информационно-методического сопровождения.

3. Монтессори-кабинет.

Концептуально-содержательный замысел кабинета «Мобильный детский сад» исходит из необходимости моделирования 9 зон в соответствии с 9 видами детской деятельности, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Кабинет «Мобильный детский сад» - это организованная предметно-пространственная развивающая среда для поддержки детской инициативы и индивидуальности ребёнка (уголки самостоятельной активности): «Я - художник» (изобразительная деятельность); «Я - исследователь» (познавательно-исследовательская деятельность); «Я - лидер» (коммуникативно-речевая деятельность); «Я -чемпион» (двигательная активность); «Я играю и развиваюсь» (самостоятельная и совместная игровая деятельность); «Я сам» (самообслуживание и элементарный бытовой труд); «Я - архитектор» (конструктивная деятельность); «Я - музыкант» (музыкальная деятельность); «Я - читатель» (восприятие художественной литературы и фольклора); выкатные вертикальные стеллажи для одежды с ячейками для контейнеров.

Каждый из уголков симуляционного Центра оснащен набором трансформируемой мебели и оборудованием для организации самостоятельных видов детской деятельности и культурных практик.

Концептуально-содержательный замысел зоны информационно-методического сопровождения основывается на необходимости визуализации методических знаний и технологий для студентов и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций студентов и педагогов ДОО по проектированию и реализации образовательной деятельности ДОО. В настоящее время в кабинете представлены такие информационно-методические разделы, как «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей»; «Экологическое пространство детского сада»; «Музейная педагогика в детском саду»; «Речевое развитие дошкольников»; «Дошкольникам об изобразительном искусстве»; «Легоконструирование и робототехника в детском саду»; «Центр Монтессори», в планах открытие Студии мультипликации и кино.

Инновационными формами оценки методической работы в рамках си-муляционного Центра выступают: наблюдение студентами, слушателями курсов за непосредственно образовательной деятельностью детей дошкольного возраста и супервизорами на занятии в ходе онлайн-трансляции из детского сада с последующим анализом в рамках системы «Открытой школы/ детского сада»; внедрение таких оценочных средств, как независимая экспертиза и независимая экспертная оценка; применение инновационной технологии робототехники и легоконструирования, интерактивных игр, внедрение в практику преподавания дисциплин с практико-ориентированным уклоном психолого-педагогических тренажеров для отработки профессио-

нальных компетенций; применение ФОС в интерактивном взаимодействии «студент-студент», «студент-супервизор-преподаватель», «магистрант-студент-супервизор», «супервизор-магистрант-студент» и др. [3].

Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных организаций предполагает теоретическое обоснование и апробацию нововведений в виде методик, проектов, программ. В симуляционном Центре проходила апробация проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей "Образование и педагогика" по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование (Воспитатель)" на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования».

Цель проекта - приведение программ подготовки педагогических кадров в соответствие с требованиями Профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования); реализация модульного и деятельностного подходов в подготовке педагогических кадров.

Под «модулем» понимается комплексная практико-теоретическая единица, направленная на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих Профессиональному стандарту педагога [2]. Учебное содержание модуля включало в себя теоретические дисциплины, которые в совокупности обеспечили возможность формирования необходимых знаний и умений и профессиональных действий, связанных с реализацией конкретной трудовой функции будущего педагога.

Новизна модуля заключалась в том, что

- разработанные образовательные результаты модуля выражены в компетенциях, сформулированных на основе Профессионального стандарта педагога в области дошкольного образования;

- при планировании структуры и содержания модуля происходило содержательно-тематическое объединение учебных дисциплин, при котором использовалась ориентация на формируемые образовательные результаты модуля;

- осуществлено планирование учебной деятельности студентов по достижению образовательных результатов, имеющей практико-ориентирован-ную направленность, что нашло отражение в постановке задач, формах работы студентов и формах предъявления образовательных результатов;

- использованы разные виды деятельности студентов: контактная работа с преподавателем, самостоятельная работа, дистанционные формы с применением системы «Moodle».

Разработанный модуль включал: перечень компетенций, сформированных в результате освоения базовой и вариативной частей модуля; перечень дисциплин базовой части модуля и рекомендованных в вариативной части; программы практик; систему контроля формируемых компетенций; фонды оценочных средств для текущей промежуточной и итоговой аттестации.

Студент, успешно освоивший программу данного учебного модуля, с помощью симуляционного Центра демонстрировал следующие образовательные результаты:

- владение способами выделения актуальных проблем дошкольного образования, их ретроспективного анализа, формулирования научно-исследовательских целей и задач для последующего решения;

- демонстрирование знаний об исследовательских возможностях эмпирических и теоретических методов, требованиях к их отбору, условиях применения, правилах обработки, интерпретации и оформления результатов психолого-педагогического исследования;

- умение организовывать, планировать и выполнять теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования;

- умение проводить библиографическую и информационно-поисковую работу в области методологии психологии и педагогики с последующим использованием данных для решения профессиональных задач, осуществлять презентацию результатов психолого-педагогического исследования;

- приобретение опыта адекватного применения исследовательских методов для решения педагогических задач с соблюдением правил профессиональной этики.

Формами проведения итоговой аттестации в симуляционном Центре выступили: портфель исследовательских методик для решения конкретной педагогической задачи; тезисы, статья студента, методические рекомендации, составленные по результатам исследования; презентация портфолио, исследовательских материалов; курсовая работа или научная статья; участие в мероприятиях: портрет личности дошкольника, театрализованная неделя, педагогический десант; участие в студенческом научном, проблемно-исследовательском кружке по актуальным проблемам дошкольного образования; независимое тестирование [3].

Анализируя результаты апробации модуля в рамках деятельности си-муляционного Центра, констатируем следующее:

1. Результаты освоения модуля, выраженные в компетенциях, сформулированные на основе Профессионального стандарта педагога (в области дошкольного образования), позволяют подготовить специалистов, востребованных на рынке труда.

2. Прохождение дисциплин модуля позволяет подготовить будущих педагогов к проведению педагогического мониторинга освоения детьми образовательных программ, что входит в трудовую функцию педагога ДОО.

3. Содержание модуля, направленное, прежде всего, на формирование совокупности профессионально значимых умений, становится средством действия выпускника в его будущей профессии.

4. Сетевая форма апробации модуля обеспечивает возможность освоения студентами образовательной программы с использованием ресурсов вуза и ДОО.

Таким образом, деятельность симуляционного Центра позволяет внедрять новые формы ранней профессиональной ориентации и проводить мониторинг их эффективности; находить способы гармонизации, налаживания диалогичности и продуктивности отношений между взаимодействующими образовательными организациями; совершенствовать материально-техническую базу и ее рациональное использование в соответствии с требованиями образовательной, исследовательской деятельности; готовить специалистов дошкольного образования, востребованных на рынке труда.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // Справ.-правовая система «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=173677 (дата обращения: 12.09.2016).

2. Руководство по использованию системы кредитов ECTS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/education/socrates ects. html (дата обращения: 12.09.2016).

3. Сыртланова, Н.Ш. Роль научной лаборатории в реализации компетент-ностного подхода при подготовке педагогов ДОО [Текст] / Н.Ш. Сыртланова // Педагогический журнал Башкортостана. - № 3-4 (46-47). - 2013. -С. 133-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.