высшей квалификации. Например, с 2014 между ШПУ и МПГУ начались академические обмены студентами и преподавателями. В 2016 стороны подписали новые договоры о расширении сотрудничества и вручении двойных дипломов и с другими вузами России. Кроме того, уделяется большое внимание обмену учащимися, больше и больше китайских студентов обучаются в российских вузах, в МГУим. М.В. Ломоносова, Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина и др.
Литература:
1. Программа обучения русскому языку студентов ШПУ, Синьань, 2015 г.
2. Ши Тецян, Чжан Цзиньлань, Хуан Мэй. Учебник«Русский язык - Восток». Пекин, 2011.
3. Проект о ТРЯ4 и ТРЯ8 в китайиских вузах, Комитет иностранных языков при Министерстве образования Китая, 2015 г.
Педагогика
УДК: 373.21
студент 4 курса Лопухова Ксения Михайловна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Людмила Витальевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье проанализированы работы по проблеме исследования. Представлены результаты выявления уровня сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Описаны, на наш взгляд, наиболее эффективные пути повышения уровня экологической культуры для воспитанников дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, экологическая культура, исследовательская деятельность, развивающая экологическая среда.
An^tatton. The article analyzes the work on the problem of research. The results of revealing the level of formation of ecological culture of preschool children are presented. Described, in our opinion, the most effective ways to improve the level of environmental culture for pupils of preschool educational organization.
Keywords: children of preschool age, ecological culture, research activity, developing environmental environment.
Введение. Современное общество остро нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить устойчивое развитие цивилизации без потрясений и катастроф. Острота проблемы взаимоотношений человека и природной среды непосредственно связана с вопросом перспективы сохранения жизни на планете.
Человечество должно позаботиться o сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования — формирование у человека нового типа экологического мышления, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии c природой. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
В переводе c греческого «экология» — это наука o доме. Под этим понимается, что природа является домом не только для человека, но и для всего живого.
Свинина E.B., Гришина И.И., Давыденко О.И. рассматривают осознанное, правильное отношение как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается c экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания [7].
Такое отношение имеет в своей основе элементарные экологические знания, приобретаемые детьми в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность старших дошкольников способствует развитию психических познавательных процессов, связной речи, способов познавательной деятельности, стимулирует развитие любознательности и познавательных интересов.
A.B. Леонтович определил исследовательскую деятельность как деятельность, связанную с решением творческой, исследовательской задачи c заранее неизвестным решением, предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций [2].
H.H. Пoддъякoв утверждал, что в экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления c целью более полного их познания и освоения. B ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением o том или ином законе, или явлении [1].
Особенностью исследовательской деятельности является то, что y детей формируются способности рассматривать конкретные природные явления. Дети не только воспринимают свойства объектов природы, но и выделяют, оценивают необходимые условия осуществления природных процессов, то есть они могут выяснить и проанализировать внешние и внутренние условия изменений, происходящих c телами или явлениями природы.
B возрасте 5-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них c целью изменения. Данный уровень развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. B процессе его развития возникают предпосылки для формирования более сложной формы - наглядно-образного мышления. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое, которое является основой для развития логического мышления.
Изложение основного материала статьи. Экологическая культура ребенка дошкольного возраста подразумевает наличие следующих компетенций:
— эмоционально - положительное отношение к природе, к окружающему миру;
— ответственное отношение к своему здоровью и состоянию окружающей среды;
— соблюдение моральных норм и правил в системе ценностных ориентаций экологической направленности.
Ha этапе старшего дошкольного возраста происходит качественный скачок, значительно определяющий процесс развития экологической культуры личности, в дальнейшем выражающийся в формировании y ребёнка осознанного отношения к окружающему миру. Что включает выделение себя из окружающей среды, формирование отношения к самому себе и к ближайшему социальному окружению - сверстникам, взрослым.
Нами было проведено исследование по выявлению уровня экологической культуры в старшей группе МБДОУ №5 «Радуга» г. Якутска. Было охвачено 34 ребенка. Использовались следующие методики диагностирования:
1. Методика выявления уровня знаний у детей о характерных особенностях представителей мира животных (адаптированная методика O.A. Соломенникова);
2. Методика «Радости и огорчения» (адаптированная методика И.В. Цветковой);
3. Методика определения уровня отношения к миру природы у детей старшего дошкольного возраста (адаптированная методика В.Я. Ясвина).
По результатам первой методики нами выявлено следующее: в группе восемь детей не имели трудностей в распределении представителей животного мира по видам, аргументировали свой выбор; правильно сопоставляли представителей фауны со средой обитания, выделяли их характерные признаки; проявляли интерес и эмоционально выражали свое положительное отношение к животным. Девять детей иногда допускали незначительные ошибки при сопоставлении представителей фауны со средой обитания; выделяли их характерные признаки, но могли допустить неточности в ответах; проявляли интерес и эмоционально выражали свое отношение к животным. Семнадцать детей - это более 50% опрошенных, часто допускали ошибки при сопоставлении представителей фауны со средой обитания; затруднялись в выявлении характерных признаков; не проявляли интереса к животным, в том числе положительного отношения.
Bo второй методике только у трех испытуемых наблюдались проявление эмоциональности и выделение нравственного момента в рассказе. Семь детей указывали на нарушение норм поведения в природе, но не проявляли эмоциональности и эстетического чувства по отношению к природе. Остальные дети, более 60 %, затруднялись в определении моментов рассказа, которые им понравились или не понравились.
По третьей методике: семь опрошенных детей знали последовательность действий по уходу за домашними животными и обитателями уголка природы; понимали связь между деятельностью человека и жизнью представителей фауны. Более 32% от числа всех опрошенных детей не всегда точно определяли взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью представителей фауны. 47% опрошенных затруднялись в ответах на поставленные вопросы; не имели представления o том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы; не видели взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
На основе выше изложенных результатов исследования, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста данной группы показали низкий уровень сформированности экологической культуры и экологически правильного отношения к миру природу.
Мы считаем, что формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет более эффективном, если:
— создается развивающая экологическая среда в ДОО;
— организовывается исследовательская деятельность c детьми;
— ведется активное взаимодействие педагогического коллектива c родителями (законными представителями) детей по проблеме исследования.
Развивающая экологическая среда - это пространство для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты, чтобы найти решение. Благодаря этому y детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Помимо часто используемых экологической тропы, лаборатории или центра природы, мы предлагаем также включать в развивающую среду группы мини - музей, фенологический календарь природы, совместное создание родителей c детьми макетов экологической и солнечной системы.
H. Рыжова, Г. Ларионова, A. Данюкова говорят o том, что важной особенностью мини - музея является участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою сопричастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты или изготавливают их на занятиях. Мини - музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их и рассматривать. B обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини - музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей [4].
Фенологический календарь - это разделение года на качественно различающиеся периоды — сезоны и под сезоны, каждому из которых свойственно специфическое состояние объектов живой и неживой природы и их особое взаимодействие.
Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. C детьми старшего дошкольного возраста можно выделить приметы каждого сезона и их основные признаки.
B нашем крае, Республике Саха (Якутия), c использованием данного календаря можно более детально проследить наступления очередного сезонного периода в природе.
Ведение фенологического календарей природы имеет большое значение для экологического образования детей и имеет два пути: сначала происходит его создание, то есть моделирование явлений, затем -использование в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления o предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
Самсонюк Н.А. утверждает: «работа c календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. A это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления» [6].
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их. Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают y детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения c ними.
Формирование экологической культуры должно осуществляться в форме познавательно -исследовательской деятельности взрослого c детьми непринужденного характера, где взрослый - партнер учитывает детские интересы и инициативы.
Непринужденная познавательно - исследовательская деятельность проходит в четыре этапа.
Первый этап - подготовительный. Ha нем выделяются тема исследовательской деятельности, актуальность темы, цель, задачи, и предполагаемые результаты деятельности. Данный этап начинается за неделю до самой познавательно - исследовательской деятельности. Для кого, то бы педагог успел изучить достаточно литературы по данной теме, нашел необходимый демонстрационный материал, художественную литературу, и чтобы родители совместно c детьми подготовили демонстрационный альбом по теме познавательно - исследовательской деятельности.
Второй этап - организационный. Данный этап является вводной частью самой познавательно -исследовательской деятельности. Здесь педагог пробуждает интерес к теме исследования, предлагает детям темы и вопросы для обсуждения. A также создаются ситуации, на которые, на данном этапе работы, дети не могут дать ответов. Происходит выдвижение гипотез.
Третий этап - основной этап. Здесь дети путем опытов и экспериментов самостоятельно приходят к решениям ситуаций, заданных на втором этапе. Происходит опровержение гипотез.
Ha заключительном этапе проводится продуктивная деятельность. Например, по теме «Удивительные камни» можно запланировать «Превращение камешка» - это разрисовывание камней по задумке детей. Под подведением итогов предполагается рефлексия и вербализация, полученных в исследовательской деятельности, знаний.
Последним условием успешного формирования экологической культуры является взаимодействие c семьей воспитанников. Под активным взаимодействием с родителями (законными представителями) подразумевается обсуждение данной темы на родительских собраниях, проведение индивидуальных консультаций, оформление выставок творческой продуктивной деятельности детей, изготовление совместно c детьми макетов экологических и космических систем, составление буклетов c информацией об опытах и экспериментах, которые можно проводить c детьми дома для закрепления пройденного материала и обобщения уже полученный ранее знаний.
Выводы. Проведенное нами исследование в детском саду г. Якутска показало, что у детей старшего дошкольного возраста уровень экологической культуры находиться на низком показателе. Для улучшения показателей уровня экологической культуры нами были выделены и описаны следующие компоненты:
— создается развивающая экологическая среда в ДОО;
— организовывается исследовательская деятельность с детьми;
— ведется активное взаимодействие педагогического коллектива c родителями (законными представителями) детей по проблеме исследования.
Внедрение на практике описанных выше условий показали, что:
— у детей старшего дошкольного возраста проявлял интерес к природе и эмоционально -положительное отношение к ее объектам;
— дети понимают связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
— осознают последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Литература:
1. Дыбина, O.B. Ребенок в мире поиска / O.B. Дыбина, H.H. Поддьяков. - M.: Сфера, 2009. - 184 с.
2. Леонтович, A.B. Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей / A.B. Леонтович // Народное образование. - 2008г. - N 10. - C. 160-162.
3. Николаева, C.H. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении / C.H. Николаева. - 2-е изд., испр. - M.: Академия, 2001. - 184 с.
4. Рыжова Н.А., Ларионова Г.А., Данюкова А.В., Мини-музеи в детском саду // Дошкольное образование. - 2016. - № 8. - С. 29 - 34.
5. Рыжова, H.A. Экологическое образование / H.A. Рыжова. - M.: Карапуз, 2001. - 113 с.
6. Самсонюк Н.А. Особенности фенологических наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития / Под ред. A.A. Сукиасяна. - Уфа: МЦИИ OMErA CAmC, 2017. - 255 с.
7. Свинина E.B., Гришина И.И., Давыденко О.И. Актуальность экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №24. - C. 141-143. - URL https://moluch.ru/archive/128/35466/ (дата обращения: 05.03.2019).
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Малахова Ольга Юрьевна
Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург)
ПОТЕНЦИАЛ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию электронной информационной образовательной среды транспортного вуза в контексте реализации компетентностного подхода к выстраиванию вузовского образования. Обобщены и проанализированы научные работы по исследуемой теме. На основе междисциплинарного анализа предложена качественная характеристика будущего инженера. Основное внимание в работе акцентируется на сущности, целях, принципах, задачах электронной информационной образовательной среды вуза. Приводятся эмпирические данные, полученные в результате изучения образовательных возможностей электронной информационной образовательной среды; анализируются сложности ее реализации, намечаются перспективы их преодоления.
Ключевые слова: электронная информационная образовательная среда транспортного вуза, компетентностный подход, образовательный потенциал.
An^tatton. The article is devoted to a comprehensive study of the electronic information educational environment of the transport University in the context of the implementation of the competence approach to building higher education. Summarized and analyzed scientific work on the topic. On the basis of the interdisciplinary analysis the qualitative characteristic of the future engineer is offered. The main attention is focused on the essence, goals, principles, objectives of the electronic information educational environment of the University. The empirical data obtained as a result of the study of educational opportunities of electronic information educational environment are given; the difficulties of its implementation are analyzed, the prospects of their overcoming are outlined.
Keywords: electronic information educational environment of transport University, competence approach, educational potential.
Введение. Изменение векторов геополитического, социально-экономического и цивилизационного развития страны и мира в условиях кардинальных научно-технических преобразований, переориентирование траекторий общественного развития требует пересмотра сущности и содержания подготовки технических специалистов: ее коренную модернизацию на основе перспективных научных, технико-технологических достижений и, безусловно, передовых цифровых технологий. В Концепции развития образования до 2020 г., требованиях ст. 16 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования указывается, что необходимость применения информационно-коммуникационных технологий, создание целостной электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), является одним решающих факторов повышения качества образования, а значит, и компетентности, конкурентоспособности выпускника вуза.
Нам близка научная позиция [1], согласно которой эффективно применение ЭИОС для совершенствования образовательного процесса в соответствии с миссией, приоритетами, стратегией, системой аккредитационных и инновационных показателей вуза.
В данном контексте компетентность, конкурентоспособность специалистов-выпускников транспортных вузов во многом определяют масштабы и темпы научно-технического прогресса, интенсификацию экономического развития, а также векторы социокультурных, ментальных трансформаций российского общества в целом. Следовательно, одним из центральных ориентиров подготовки будущего инженера в условиях современного социального заказа является, с одной стороны, формирование компетентного специалиста, а, с другой - всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, способной осуществлять профессиональную деятельность с уверенным использованием достижений НТП (в т.ч., цифровых технологий).
Изложение основного материала статьи. Давая обобщенную характеристику цели подготовки компетентного специалиста транспортной сферы в современных условиях, можно сформулировать ее следующим образом: на основе компетентностного подхода содействовать формированию высокого уровня профессионализма, который выражается в умении эффективно решать профессиональные задачи на основе полученных теоретических знаний, анализа полученного практического опыта, владения методами поиска и использования необходимой информации с опорой на современные цифровые технологии.
На основании междисциплинарного анализа научных изысканий [4-7; 8; 13; 15] можно сформулировать обобщенные качества современного компетентного выпускника современного транспортного вуза:
■ навыки самостоятельного поиска, анализа и эффективного применения необходимой в профессиональной деятельности информации;
■ высокое качество и объективность полученных знаний, а также сформированных умений, и, как следствие, заявленных во ФГОС компетенций;
■ мотивация к непрерывному самообразованию, самоактуализации, профессиональному и личностному саморазвитию;
■ профессиональная и личностная ответственность за результаты своей деятельности;
■ высокая профессиональная квалификация с опорой на достижения НТП (в т.ч., цифровые технологии);
■ понимание социокультурной значимости своей профессии, корректировка технократического мышления;