Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVE THINKING / VOLUMETRIC-SPATIAL THINKING / PLASTIC MODELING / INTERACTIVE FORMS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неживенко Ольга Анатольевна, Козлова Людмила Владимировна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования объемно-пространственного мышления студентов художественного вуза. Авторы проводят поисковую работу, в результате которой приходят к заключению о необходимости использования информационных и компьютерных технологий, на практических занятиях по дисциплинам «Скульптура», «Пластическое моделирование» специально-разработанных заданий и упражнений в определенной последовательности (анализ, создание моделей в виртуальной действительности, эскизов, проектирования моделей и воплощение идеи в материале).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPATIAL THINKING OF ART UNIVERSITY STUDENTS

This article examines the problems of the formation of volumetric-spatial thinking of students of an art university. The authors carry out search work, as a result of which they come to the conclusion that it is necessary to use modern interactive forms of education in practical classes in the disciplines "Sculpture", "Plastic modeling" of specially designed tasks and exercises in a certain sequence (analysis, creation of models in virtual reality, sketches , designing models and translating ideas into material).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА»

технологий, способствующих формированию опыта построения профессиональных взаимоотношений с родителями детей.

Кроме того, данная работа обеспечивает:

- развитие у студента ценностного отношения к профессии - формирование ценностных ориентаций, выражающих отношение студента к необходимости проектирования сотрудничества с родителями младших школьников;

- формирование мотивации к будущей профессиональной деятельности студента - осознание своих ожиданий от профессии, соотнесение выбранной модели поведения с возможными результатами своей деятельности;

- профессиональное саморазвитие студентов, их личностный рост - осознание необходимости получения новых знаний, умений в области организации взаимодействия с родителями.

Литература:

1. Джон Геринг. Исследование ситуаций: принципы и практика. Кэмбридж: Кэмбридж юниверсити пресс, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intertrends.ru/old/fourteen/018.htm (дата обращения: 15.11.2020).

2. Дроботенко Ю.Б. Изменения в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза: монография. Омск: ЛИТЕРА, 2015. 170 с.

3. Михалева Л.В. Кузнецова Е.М. ФГОС как инструмент согласования образовательных парадигм // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 14-21.

4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. Волгоград: Учитель, 2008. 91 с.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

6. Сериков В.В. Подготовка учителей к профессиональной деятельности в условиях личностной ориентации образования // Среднее профессиональное образование. 2000. № 7. С. 5-10.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11687141 (дата обращения 15.11.2020).

8. Сухенко Н.В. Ролевая игра как метод обучения в вузе на примере дисциплины «Современная пресс-служба» // Вестн. НГТУ им. Р.Е. Алексеева «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberieшnka.ш/artide/n/rolevaya-igra-kak-metod-obucheniya-v-vuze-na-primere-distsipliny-sovremennaya-press-sluzhba (дата обращения: 15.11.2020).

9. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. 352 с.

10. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.

Педагогика

УДК 730

доцент кафедры дизайн архитектурной среды Неживенко Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет» (г. Тюмень); старший преподаватель кафедры искусств Козлова Людмила Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования объемно-пространственного мышления студентов художественного вуза. Авторы проводят поисковую работу, в результате которой приходят к заключению о необходимости использования информационных и компьютерных технологий, на практических занятиях по дисциплинам «Скульптура», «Пластическое моделирование» специально-разработанных заданий и упражнений в определенной последовательности (анализ, создание моделей в виртуальной действительности, эскизов, проектирования моделей и воплощение идеи в материале).

Ключевые слова: творческое мышление, объемно-пространственное мышление, пластическое моделирование, информационные и компьютерные технологии.

Annotation. This article examines the problems of the formation of volumetric-spatial thinking of students of an art university. The authors carry out search work, as a result of which they come to the conclusion that it is necessary to use modern interactive forms of education in practical classes in the disciplines "Sculpture", "Plastic modeling" of specially designed tasks and exercises in a certain sequence (analysis, creation of models in virtual reality, sketches , designing models and translating ideas into material).

Keywords: creative thinking, volumetric-spatial thinking, plastic modeling, interactive forms of learning.

Введение. В современных ситуациях модернизации высшего образования на одно из первых мест выступает вопрос качественной профессиональной подготовки студентов художественного вуза, формирования профессионального сознания и творческого мышления будущего специалиста.

Однако, в результате профессиональной подготовки, которая во многом сохранила монологичность и описательность обучения, происходят качественные изменения, как деятельности, так и в процессе формирования ассоциативного мышления, затрудняющего процесс творческого становления личности будущего профессионала.

Следовательно, объективно назрела необходимость пересмотра приоритетов в профессиональной подготовки студентов художественного вуза, с подготовки узкоспециализированных профессионалов на

качественную профессиональную подготовку студентов художественного вуза, на творческое становление их личности.

Изложение основного материала статьи. Вопросам формирования творческого мышления посвящались труды специалистов разных направлений науки: философии, психологии и педагогики.

Одними из известных исследований вопросов мышления являются труды отечественных психологов таких как, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

В этих исследованиях ученые пришли к заключению, что, мышление - одна из форм отражения действительности в психическом процессе, которая напрямую связана с жизнедеятельностью человека, с его способностью творить, создавать и изменять мир [1].

Создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов также упоминает о неразрывной связи единства анализа и синтеза: «Мышление непременно начинается с ассоциаций, с синтеза, затем идет соединение работы синтеза с этим анализом. Анализ имеет свое основание, с одной стороны, в анализаторной способности наших рецепторов, периферических окончаний, а с другой стороны, в процессе торможения, развивающемся в коре больших полушарий головного мозга и отделяющим то, что не соответствует действительности, от того, что соответствует действительности» [2].

Различные аспекты мышления рассматривали более подробно такие психологи как Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, А.В. Петровский.

Они отмечали, что мышление является неотъемлемой частью любой деятельности человека, в том числе и творческой [3].

Так, А.В. Петровский писал что, «мышление является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [4].

Это во многом подтверждает мысль исследователя, что существует близкая связь между мышлением и воображением, возникающей в такой ситуации, когда необходимо отыскать новые решения какой-то определенной проблемы.

Более поздние исследователи мышления (Р.С. Немов, И.В. Дубровина, С.Л. Рубинштейн и др.) считали, что мышление - это способность человека вызывать в памяти определенные представления и, на их основании, создавать новый образ, обязательно опираясь на предшествующий опыт [5].

В исследованиях Асмоловой А.Г., Данильчеко В.М., Канн-Калика В.А., Никандровой П.Д. и др. рассматривается понятие «творческое мышление» и соотносится с такими явлениями как творческая деятельность, творческий потенциал, познавательная творческая активность и т.п. [6].

Таким образом, проблема формирования творческого мышления продолжает интересовать умы исследователей и представляет не всегда однозначные суждения.

Однако мы в своем исследовании будем придерживаться определения, в котором творческое мышление - это психический процесс отражения восприятия и определенные представления действительности, обеспечивающие решения поставленных творческих задач.

Важно отметить, что для студентов творческих профессий ведущее место занимает процесс формирования объемно-пространственного мышления, которое входит в число значимых общепрофессиональных компетенций.

Согласно исследованиям И.С. Якиманской, объемно-пространственное мышление включает в себя параметры восприятия действительности и решение задач в процессе творческой деятельности: целесообразность, вариативность, конструктивность, гибкость, гармоничность, уравновешенность, чувство стиля [7].

Таким образом, как утверждают психологи, объемно-пространственное мышление представляет собой такой вид мышления, который связан с восприятием окружающего мира и выражение мысли посредством образов, которые имеют форму, объем и свое место в пространстве.

Формирование объемно-пространственного мышления базируется на принципе наглядности, в процессе активного взаимодействия с пространством материального мира.

Одним из эффективных форм взаимодействия с пространством материального мира выступает обучающий творческий процесс на занятиях по объемно-пространственному моделированию, который в большей степени, чем другие виды творчества, связанные с изобразительной деятельностью, способствует изучению форм трехмерного материального мира, созданию объема. Поэтому качественный уровень создания скульптурных объемно-пространственных композиций зависит от специфической формы мышления.

Обучаясь по предложенной программе, студенты обучаются мыслить образно, объемно и представлять свои будущие изделия в пространстве, при этом изучаются свойства пластического материала, с помощью которых возможно создавать объемные, скульптурные композиции.

Тем не менее, учитывая огромный потенциал дисциплин «Скульптура», «Пластическое моделирование» и др., а также анализ существующей методической литературы, показал, что в современной высшей школе подготовки специалистов в области дизайна и изобразительных искусств, проблеме формирования объемно-пространственного мышления не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствуют возникающие проблемы у студентов в процессе выполнения заданий на создание объемных образов.

В этой связи нами была сформулирована проблемы и организована поисковая работа со студентами 2-3 курса творческих вузов с целью выявления уровня сформированности объемно-пространственного мышления.

На первом этапе исследования нами были проанализированы различные источники научной и методической литературы по проблеме исследования; проводился анализ существующих условий и проблем в трех вузах (Тюменский государственный университет - Институт Психологии и Педагогики, Тюменский индустриальный университет - Институт Архитектуры и Дизайна и Тюменский государственный институт культуры - Институт Дизайна и Визуальных Искусств), обобщение опыта работы в этих вузах, выявлялись недостатки в организации обучающего процесса и их причины.

На втором этапе работы нами были разработаны критерии сформированности объемно-пространственного мышления у студентов на занятиях по «Скульптуре» и «Пластическому моделированию», представленный тремя компонентами (когнитивный - знаниевый, операционально-технологический -деятельностный и эмотивный - отношение к деятельности).

Были проведены замеры с помощью анкетирования, наблюдения за процессом работы и анализа скульптурных композиций, который показал, что из всех участников исследования (96 студентов 2-3 курса), только у 35% сформировано объёмно-пространственное мышление на высоком и среднем уровне, а более 50% имеют средне-низкий и низкий уровень.

На третьем этапе исследования нами был реализован формирующий этап, в ходе которого были организованы и проведены занятия с использованием информационных и компьютерных технологий, специально-разработанных заданий и упражнений, в которых студенты анализировали произведения скульпторов, создавали трехмерные модели в программе 3Д мах, выполняли эскизы и затем приступали к воплощению идей в материале. При этом надо отметить, что изучению пластических свойств материала отводится особое значение. Потому что каждый материал имеет свои природные свойства, особую технологию получения результата, и нарушение технологического процесса во многом оказывает свое влияние на качество готового продукта.

В ходе проведения специализированных занятий по дисциплинам «Скульптура», «Пластическое моделирование», процесс формирования объемно-пространственного мышления студентов начинается с процесса восприятия образца трехмерной скульптурной композиции, который происходит на разном уровне осознания объемной формы объекта. Этому предшествует подробный развернутый анализ формы, объема, фактуры, сопряжением каких форм получена сложная форма объекта.

Важным этапом в этой аналитической работе, как утверждают ряд ученых-методистов, таких как Н.Н. Волков, А.С. Голубкина и др., является мысленный анализ особенностей скульптурной композиции и мысленный синтез-преобразование существующей формы в другую.

Наиболее достоверное познание объектов происходит в логическом осмыслении всех элементов объекта, основанного на теоретических знаниях закономерностей в различных областях научных знаний: пластической анатомии, начертательной геометрии, компьютерной графики, истории изобразительных искусств, материаловедении и т.п.

Так, Волков Н.Н. в своих исследованиях утверждал, что существует большая разница по восприятию объемного объекта, если обучаемый анализирует материальную форму или её изображение. В первом случае, по утверждению исследователя играет важную роль воздействие объекта на органы восприятия студента [8].

Таким образом, восприятие объемной формы должно происходить не само по себе, а в соответствии с законами языка пластического скульптурного изображения, в соответствии с поставленными целями преподавателя.

Заключительный этап исследования включал в себя повторную диагностику сформированности объемно-пространственного мышления, в ходе которого наблюдалась динамика развития в двух компонентах: когнитивном (на 4,8%) и эмотивном (на 6,9%), тогда как операционально-технологический повысился на 1,9%, что доказывает необходимость комплексного подхода к формированию объемно-пространственного мышления.

Выводы. Таким образом, качественный уровень профессиональной подготовки студентов художественного вуза, формирование объемно-пространственного мышления возможен при переосмыслении методики преподавания скульптуры в сфере современного художественного образования; поэтапным, систематическим овладением приемов работы с пластическим материалом, с соблюдением специальной системы упражнений с использованием современных информационных и компьютерных технологий, специально-разработанных заданий и упражнений в определенной последовательности (анализ, создание моделей в виртуальной действительности, эскизов, проектирования моделей и воплощение идеи в материале), на которых студенты анализировали произведения скульпторов, создавали трехмерные модели в программе 3Д мах, выполняли эскизы и затем приступали к воплощению идей в материале.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/VMr-1934/VMR-001.HTM#$pI]

2. Давиденко О.С. Вопросы мышления в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова / http://childpsy.ru/dissertations/id/18337.php

3. Обухова Л. Ф. "Этапы развития детского мышления (формирование элементов научного мышления у ребенка)." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/oer/OER-001.HTM#$p1]

4. Учебное пособие: Общая психология https://www.bestreferat.ru/referat-311442.html

5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

6. Проблема творческого мышления в психологии https://studbooks.net/1585580/psihologiya/problema_tvorcheskogo_myshleniya_psihologii

7. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников. [Текст] / И.С. Якиманская. -Москва: Педагогика, 1980 - 240 с.

8. Волков, Н.Н. Мысли об искусстве / Н.Н. Волков. - М.: Советский художник, 1973. - 140 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.