УДК: 741.021.4:378
Гладышев Г.М.
Оренбургский государственный университет Е-mail: Ggladichev@mail.ru
академический рисунок как основа искусства дизайнера и архитектора
Если исходить из общепринятого в мировом сообществе положения о признании рисунка основой изобразительного искусства обеспечивающего законное первенство в числе профильных учебных дисциплин, то обращение к проблеме академического рисунка еще более актуализируется в процессе подготовке дизайнера, архитектора. Если рисунок является средством продуктивного общения художника, архитектора, дизайнера с окружающим миром, то задачами академического рисунка, как учебной дисциплины, являются привитие студентам, будущим архитекторам и дизайнерам базовых навыков видения окружающего мира и адекватного его изображения на картинной плоскости.
Далее в статье рассмотрены такие основные задачи профессиональной деятельности будущих дизайнеров, как: овладение методами творческого художественного процесса формообразования; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов. что, следовательно, и определяет необходимость воспитания у будущих архитекторов и дизайнеров развитого объемно-пространственного мышления направленного на постоянные решения объемно-пространственных задач в процессе обучения академическому рисунку.
в статье описываются уровни взаимодействия и взаимосвязи воображения и мышление личности студента как диалектическое единство, которые совершенствуются и углубляются через саму учебно-практическую художественно-изобразительную деятельность. творчество при доминировании в процессе мышления проявляется, как воображение.
в заключение делаются выводы о том, что рисунок для будущих архитекторов и дизайнеров является одним из значимых учебных дисциплин, который дает те основы знаний, без которых невозможно становление специалиста, профессионала. однако на сегодняшний день происходит катастрофическое сокращение учебной нагрузки на такие дисциплины, как академический рисунок, академическая живопись, академическая скульптура.
ключевые слова: академизм, академическая художественная школа, классическая античность, академический рисунок, художественно-творческая деятельность, мышление (объемно-пространственное мышление, художественное мышление), воображение.
Студенты младших курсов университета, осваивая учебную дисциплину «Академический рисунок», выполняют копии с рисунков мастеров изобразительного искусства, рисуют гипсовые слепки с образцов классической античности, Древней Греции. Однако, студенты и преподаватели вуза зачастую не задаются вопросом о том, почему же в методических и натюрмортных фондах специальных образовательных учреждениях такое большое количество скульптурных пособий того времени. Почему изучение академическому рисунку начинается с образцов классической античности? Что мы знаем о художественной жизни того времени?
С конца VI по IV в. до н.э. быстрыми темпами проходило развитие эстетики и культуры, создавались скульптурные произведения, произведения по живописи, рисунку и гравюре. В эпоху античной классики были сотворены такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Лакоон и его сыновья, Дорифор, Афина, Диана, Геркулес, Вене-
ра Милосская и многие другие. А графические и живописные произведения того времени до наших дней не сохранились. Но из документов и философских источников нам известно о таких знаменитых художниках живописцах как Полигноте, Аполлодоре, Зевксисе.
В научных, искусствоведческих и философских публикациях по истории эстетики Древней Греции часто встречается существенно важная для нас информация о том, что в Древней Греции были построены своего рода картинные галереи для показа и хранения картин (пинакотеки), постоянно функционировали выставки [8,103]. Знатоками искусства, философами и гражданами Греции проводись обсуждения произведений изобразительных видов искусств, произведений ваяния и зодчества. При этом очень интересным является то, что большинство произведений искусства находились не в музеях, а были созданы как украшения площадей, храмов, улиц и были доступны для всех граждан Греции. Плутарх (ок. 40-х годов 1-го века н. э. и ок. 120-125 гг.) - древнегрече-
ский писатель, автор морально-философских и историко-биографических сочинений, моралист, утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы - мир искусства был живым миром [10, 345].
В настоящее время понятие «Античное искусство» стало тождественным понятию интернациональной классики в изобразительном искусстве. При этом, классическая античность, ставшая основополагающей идеей, которой мы живем и в настоящее время, не устарела, несмотря на то, что сама философия античности принадлежит истории (как к истории культуры, так и к истории искусств). Для нашего времени шедевры классической античности Греции образцово-показательны. Они отличаются совершенной гармонией, идеальными пропорциями, внутренним содержанием и динамикой.
Античная художественная культура, в том числе античное искусство, получили название классическая(-ое), к такому выводу приходит и Гегель в своих размышлениях - «... античное искусство... такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии целями и ценностями личности, трактуется в истории культуры как классическое» [6, 98]. Классический (от лат. С1а88юш - «первоклассный», «образцовый») [16,183].
При этом, считается необходимым отметить то, что все основные общие признаки, такие как эстетические категории и критерии, которые раскрывали характерные свойства произведений искусства, были обозначены именно в античности. Ведущий критерий того времени - единство и взаимодействие прекрасного и нравственного, который выражался как в процессах самого художественного изобразительного творчества, так и в построениях самих произведений искусства. Исходя из этого основного критерия, были разработаны каноны, идеальные пропорции головы и фигуры человека, а также создавались образцы по пластической анатомии человека специально для изучения будущими художниками и скульпторами. Созданные в Греции образцы произведений искусства и в настоящее время представляют собой уникальные методические материалы. Рисуя копии скульптур, обучающиеся изучают
пластику, пропорции, механику, конструкции, анатомические особенности строения головы и фигуры человека. Именно поэтому классическое античное искусство стало как основой, как общим критерием для последующего развития видов и ценностей всех изобразительных искусств. Все эти позиции были усовершенствованы и доработаны уже в эпоху Возрождения. Классическая античная эстетика, создавая свою концепцию, определила направления развития всем последующим теориям искусства и художественного изобразительного творчества.
В специально-художественном образовании нынешних студентов-дизайнеров учебная дисциплина «Академический рисунок», составляет одну из основ практической подготовки специалиста. Рисунок не только искусство, но и наука, обучающая мыслить формой, понимать конструктивную основу, изображать пластическую структуру предметов на плоскости [7, 3].
Академизм (фр. academisme) - направление или тип искусства, сложившийся в академиях художеств. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства, в том числе и классической античности. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. В академиях происходит академизация (превращение в норму, образец и основу художественной школы) [15, 17]. Академизация - необходимая сторона развития художественно-изобразительной культуры, связанная с сохранением и развитием наиболее совершенных традиций и образцов искусства и созданием на этой основе художественной школы, профессионального образования. Понятие «академический» в ряде научных источников понимается как придерживающий установленных традиций (наука, искусство) [1, 7].
С учетом современных социально-экономических процессов, на сегодняшний день усиливаются тенденции к изменению содержания художественного образования, методов и форм работы со студентами, связанные, прежде всего, со вновь формирующимися концепциями развития профессиональных учебных заведений. Поэтому современное состояние методики преподавания академического рисунка осуществляется в постоянных колебаниях между общими
требованиями академической школы изобразительного искусства как «универсальной» и узконаправленными специальными задачами профессионального обучения при подготовке проектировщиков разных специальностей и квалификаций (графический дизайн, промышленный дизайн, средовой дизайн, дизайн костюма и др.). В этой связи происходят постоянные различные поиски устранения разрыва между желаемым состоянием результатов и продуктов, полученных и созданных студентом, освоившим учебную дисциплину «Академический рисунок», и реальным. [4, 342].
А реальное состояние - это утрата качества рисунка, отсутствие графической культуры и грамотности, слабый уровень художественного мышления, имеющие место в сегодняшней педагогической практике. Устранение этого разрыва, как несоответствия между реальным и желаемым состоянием результатов по качеству выполнения рисунков студентов, можно рассматривать как поиск решения самой проблемы в плане соотношения между традициями академической школы и инновационностью в изобразительном искусстве. Существование такого несоответствия и разрывов, между желаемыми и реальными результатами, позволяет определить, что современное состояние в преподавании учебной дисциплины «Академической рисунок» становится в наше время актуальной проблемой теории и практики. [4, 349].
Еще в недалеком прошлом, программы и методы обучения академическому рисунку были направлены на учебную натурную постановку и обязательное выполнение четко определенных задач. А сегодняшний «инновационно-узкий» подход к преподаванию такой основной специальной учебной дисциплины, как «Академический рисунок», ограничен нормативностью гос.стандарта и небольшим содержанием учебных часов.
Малое количество заданий и временная недостаточность необходимые для качественного выполнение таких заданий, как конструктивно-линейное, объемно-пространственное, конструктивное рисование геометрических тел, порождает спад графической культуры при рисовании гипсовых геометрических тел, гипсовых слепков с произведений античных мастеров. Практически в УМКД отсутствуют длительные
задания, направленные на тщательно проработанный тональный рисунок. Столь же редко встречаем учебные задания с задачами для студентов, обеспечивающие качественное освоение пространства и формы линией. Исчезает из учебных заданий сама идеология и смысл академического рисунка, а это сложно проработанный тональный рисунок. По ряду причин, преподавательским составом вузов забывается то, что фундаментальная академическая школа рисунка состоялась на основе глубокого и аналитического изучения лучших традиций классической античности и Возрождения. Впитав в себя все лучшее из всего опыта, который накопило человечество, академическая школа рисунка состоялась как одна из определяющих и ведущих систем художественного образования во всем мире. Академическая школа создала множество уникальных образцов, ее назначение и роль всегда были эталоном, основным критерием, точкой отсчета относительно которого можно оценивать любые новации в области изобразительного искусства, являясь при этом основным условием в сохранении качественного образовательного процесса при обучении студентов дизайнеров художественным дисциплинам [3, 342].
На современном этапе внедрения в практику образовательных стандартов нового поколения (бакалавриат, магистратура) в специальной, научно-методической литературе на очень низком уровне определена сама специфика практического применения художником-дизайнером знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по дисциплине «Академический рисунок». А также на недостаточном уровне определен характер взаимосвязей, возникающих между академическим и специальным рисованием, самим процессом дизайнерского проектирования [4, 88].
В настоящее время в вузовской образовательной системе специальной подготовки студентов уходят в небытие изучение гигантских основополагающих пластов становления изобразительных видов художественного творчества, ваяния и зодчества. Например, классическая античность, эпоха Возрождения, Академизм и так далее. Начинают утрачиваться такие традиции, сложившиеся во многие века, собственно русской национальной культуры,
как русская академическая школа изобразительных видов искусств, традиции русского академического художественного образования по рисунку, живописи, скульптуре.
В последние два-три десятилетия, забвение традиций собственных национальных культур охватило многие сферы деятельности человека и художественное образование в том числе, что привело к почти повсеместному вырождению европейских художественных школ. Серьезный творческий поиск вытесняется формоискатель-ством, иные вариации которого оказываются вне пределов здравомыслия. Отход от традиций, ценностей и критериев, выработанных передовой мыслью во многие века и апробированных временем, приводит все виды изобразительного искусства только к негативным результатам, к деформации, к деградации и утрате. И сегодня как никогда важно сохранить в учебных процессах образовательных специальных учреждениях академические дисциплины по рисунку, живописи, композиции, скульптуре, повысить роль академической школы искусства.
Если исходить из общепринятого положения, что рисунок является средством продуктивного общения рисующего с окружающим миром, то есть языком художника, архитектора, дизайнера, инженера, то задачами академического рисунка, как учебной дисциплины, являются привитие студентам, будущим архитекторам, дизайнерам, художникам базовых навыков видения окружающего мира и его адекватного образного изображения на картинной плоскости.
Таким образом, одной из основных задач профессиональной деятельности будущих дизайнеров является овладение методами творческого художественного процесса формообразования, выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов. Творческая художественная деятельность и процесс формообразования неразрывно связаны с овладением методов и способов стилизации, т. е. адаптации реалистического изображения в своеобразный знак, символ. Поиск знаковых форм сопровождает процесс обучения студентов практически на всех дисциплинах профессионального цикла, включая и основные дисциплины, такие как «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Академическая
скульптура и пластическое моделирование», «Пропедевтика», «Декоративно-прикладное искусство», «Цветоведение»... [14, 562].
Для того, чтобы как можно более эффективнее и продуктивнее передавать на картинной плоскости графические изображения необходимо глубокое, научно-обоснованное и многогранное изучение изображаемых объектов (натуры), окружающей действительности.
Практическая деятельность дизайнера или архитектора связана с созданием проектов предметного мира. Дизайнерское образование тоже активно включилось в совершенствование социального дизайна и расширение сферы его охвата [12]. Современный дизайн вышел за рамки традиционной проектной деятельности по формированию предметного мира и окружающей человека среды, он стал дизайном социального контекста, расширяясь до проектирования социального события, конструирования образа жизни, новых культурных, моральных, социальных ценностей. Именно это качество позволяет присвоить современным формам дизайна свойства развиваться в различных сферах деятельности человечества, становясь неотъемлемой их частью [13, 553]. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы студенты, овладев и освоив материалы, средства и приемы графического изображения предметного мира, объемно-пространственных объектов, передавали само формообразование предметной среды, пластику и свойства изображаемых объектов. Такая творческая деятельность невозможна без знаний основ изобразительной грамоты, знаний основ различных видов перспектив и профессионального владения принципами, законами и закономерностями изображения предметов на картинной плоскости материалами, средствами необходимых для графического исполнения их изображения.
Следовательно, необходимость воспитания у будущих архитекторов и дизайнеров развитого объемно-пространственного мышления требует постоянной постановки и решения объемно-пространственных задач в процессе обучения академическому рисунку, основанного на лучших традициях классических видов искусств в историческом контексте [3, 623].
Многостороннее и осознанное познание окружающей действительности, предметов,
природных явлений, социальных, экономический и политический сфер деятельности человека, социума возможно лишь при участии художественного, объемно-пространственного мышления, которое является высшим познавательным процессом.
В анализе процесса художественной деятельности исследователи не раз отмечали, что всем этапом творческого акта присуща «постоянная величина» - художественное мышление. Селиванов В.В. отмечает следующее предположение, что «.художественное мышление относится к художественно-изобразительному творчеству, как часть к целому и составляет его внутреннюю доминанту, смысловое ядро, целевую установку, концентрирует в себе внутренние стимулы его развития» [12,78].
Многие ученые разделяют художественно-изобразительный процесс на этапы, стадии, ступени, фазы, акты, моменты. Но по ним нет единого мнения, и их классификация желает быть более корректной и полной. Бенедетто Кроче, итальянский интеллектуал, философ, историк в своей известной работе «Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика», выделял четыре стадии:
а) впечатления, воображение;
б) выражения или духовно-эстетического синтеза;
в) гедонистического аккомпанемента или наслаждения прекрасным (эстетического наслаждения);
г) мышление как перевод эстетического факта на язык физических явлений (звуков, тонов, движений, комбинаций из линий и цветов и т. п.) [2.83].
Художественное выражение на основе впечатлений, на основе перевода объектов изображения на картинную плоскость, как творческий процесс удовлетворяет специфическую потребность художника, дизайнера, архитектора, как потребность воображения (включая чувственный материал и значения, смысл) [5,34].
То, что мышление художника протекает по всем законам человеческого мышления, не являясь каким-то мышлением особого качества, что доказано в ряде научных работ последних лет, и альтернатива, ставящая вопрос выбора между наукой и искусством, как качественно особых форм мышления (наука-понятийное,
искусство-образное), в настоящее время все более представляется неоправданной. Не отрыв рационального от чувственного в структуре художественного образа, а их единство образует эту структуру в сложном процессе взаимодействия искусства и жизни [11,89].
Академическое обучение, как одна из форм художественного образования студентов-дизайнеров, на примерах практических заданий по рисунку может создавать такие условия, которые могут позволить развивать у обучающихся мышление и воображение. При этом академическое обучение обретает иную роль, по которой возможно выявлять эффективность художественно-образовательных нововведений на основе уровней развития мышления и воображения обучающихся. Иначе был бы не понятен феномен взаимодействия таких качеств, как: отражение в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности; изображение всего осознанного на картинной плоскости. Что и составляет существо специфики художественного личностного отражения.
Воображение и мышление особенным образом совершенствуются и углубляются через саму практическую художественно -изобразительную деятельность, непосредственные акты реализации замысла. Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется, как воображение [9, 128].
Соотношение мышления и воображения в изодеятельности можно представить как основные характеристики уровней потенциалов (гносеологического, аксиологического, коммуникативного, творческого, художественного, духовно-творческого) студента на занятиях по академическому рисунку. Например: репродуктивный уровень (мышление и воображение находятся на стартовом потенциальном уровне развития); стимульно-продуктивный уровень (мышление преобладает над воображением); эристический (поисковый) уровень (воображение все больше обогащаясь, вплетается в контекст мышления); креативный уровень (мышление и воображение выступают как единый процесс, диалектическое единство противоположностей) [5,88].
Говоря о мышлении как о наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует подчеркнуть, что мышление в процессе освоения академического рисунка, неразрывно связано с чувственным познанием и является главным информатором об окружающем мире, общих и существенных свойств, признаков изображаемых предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей. Академический рисунок, это процесс похожий на создание будущими архитекторами, художниками и дизайнерами своей картины мира, что и определяет основы творческого развития студента, развития его творческого мышления и воображения [3, 201].
В процессе работы со студентами, для преподавателя важным является то, чтобы в течение обучения студентов академическому рисунку, необходимо системно создать такие основные педагогические условия, которые бы позволяли развивать мыслительную, аналитическую и творческую деятельность обучающегося, когда мышление и воображение личности выступали бы как единый процесс. Такой процесс не будет полным без обращения обучающихся рисунку к историческому наследию изобразительных видов искусства. А без изучения античных образцов или без изучения последовательности создания произведений русской академической школы становиться невозможным создание такого нового творческого продукта, которого не было ранее.
Опыт работы, научно-исследовательская и педагогическая деятельность, показывает, что студент, заинтересованный в выбранной своей будущей профессии, трудолюбив и успешен. Такой студент уже на первых занятиях по дисциплине «Академический рисунок», как правило, проявляет сформированность желания творчески решать художественные задачи при наличие внешнего стимула (получить высокую оценку, выполнить рисунок грамотно, передать материальность предмета, построить по канонам в соответствии с классическими пропорциями гипсовую голову с античных слепков и т. д.).
Четко поставленные преподавателем цели и задачи на практических занятиях по рисунку способствуют формированию у обучающихся следующих качеств:
1) стремление к самостоятельному поиску и решению творческих задач;
2) поиски творческого решения художественных задач;
3) преобладание инновационно-творческих элементов в изодеятельности;
4) самостоятельное оригинальное образное решение художественных задач.
Но и при грамотно, системно организованных учебных занятиях наблюдаются тенденции негативного характера. Что даже при активном взаимодействии и сотрудничестве студента и преподавателя, заинтересованности учителя и ученика в достижении позитивных результатов, уменьшение часов на выполнение учебных постановок, сокращение сроков обучения по академическим дисциплинам не позволяет достигнуть тех результатов, которые имели бы место на практике.
На сегодняшний день происходит катастрофическое сокращение учебной нагрузки на такие дисциплины, как академический рисунок, академическая живопись, академическая скульптура. Исходя из вышеизложенного возникают такие вопросы: 1. А не происходит ли в наше время уничтожение традиций русской академической художественной школы? 2. Не настало ли время сказать, что разрушение традиций в художественном образовании происходит на фоне утраты и забвения собственных национальных культур. 3. Современные подходы к разработке учебных планов, УМК и тд. не привели ли к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей, выработанных и признанных человечеством в большие исторические отрезки своего развития, к утрате обществом «эмоциональной культуры»? 4. Только формоискатель-ство вообще не оказывается ли вне пределов здравого осмысления изобразительных видов искусств и творчества? 5. Не приводят ли сами процессы несоблюдения основных простейших принципов в искусстве изодеятельности к самоуничтожению к самоистощению, к деградации личности и духовной деградации прежде всего?
Подобные вопросы порождают проблемы и области существования этих проблем того или иного порядка, которые требуют безотлагательных их разрешений. Сложившаяся такая проблемная ситуация за последние три-пять лет определяет, что возникла необходимость создания новой научно обоснованной учебно-
методической системы профессионально-художественной подготовки студента-дизайнера. Такая система, которая была бы четко ориентированна на классические и академические традиции в системе художественного образования
дизайнера в историческом контексте академической художественной школы, и соответствовала современным требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов дизайнерских профилей
16.04.2015
Список литературы:
1 Арсланов, В.Г. Пластические искусства / В.Г. Арсланов, В.В. Ванслов, О.Б. Дубова. - М.: Пассим, 1995. - 154 с.
2 Короче, Б. Эстетика как общая наука о выражении и как общая лингвистика: Монография / Б. Короче. - Москва: «Intrada» -2000. - 171 с.
3 Гладышев, Г.М. Художественное образование как непрерывный процесс формирования личности дизайнера / Г.М. Гладышев // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 29-31 января 2014 г.) - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - 4014 с. -ISBN 978-54417-0309-3.
4 Гладышев, Г.М. Сохранение традиций академического рисунка в художественно-педагогической практике процесса дизайн-образования студентов ОГУ / Г.М. Гладышев // Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), (Оренбург, 4-6 февраля 2015 г.). - Оренбург: ОГУ, 2015. - 3325 с. - ISBN 978-5-7410-1180-5
5 Гладышев, Г.М. Педагогические условия духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога : Дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000, - 204 с.
6 История эстетической мысли в 6-ти томах / Овсянников М.Ф. и др. - М.: Искусство, 1986. - Т.3. - 354 с.
7 Королев, В.А. Учебный рисунок / В.А. Королев. - М.: Изобразительное искусство, 1981. - 128 с. (ТРАД)
8 Лосев, А.Ф. Эллинистически-римская эстетика / А.Ф. Лосев; сост. подг. текста, общ. ред. А. А. Тахо-Гожди, В.П. Троицкого. -М.: Мысль, 1010. - 703 с.
9 Николаенко, Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с. (Серия: «Современный учебник»).
10 Плутарх.Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Плутарх; изд. подг. С. С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, С.П. Маркиш. Отв. Ред. С.С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). - 1-е изд. В 3 т. - М-Л. Издательство АН СССР. - 1961- 1064. - 2-е изд., испр. И доп. - М., Наука. - 1994. - Т.1. - 704 с., Т.2. 672 с.
11 Прямая речь: Дизайнер и преподаватель Омар Вульпинари [Электронный ресурс]: интервью // Look At Me. Новости моды, музыки, искусства - Режим доступа: http://blogs.computerra.ru/t/promzona - 07.14.2011 г.
12 Селиванов, В.В. Социальная природа художественного мышления / В.В. Селиванов. - СПб: СПбГУ - 1992 г.
13 Чепурова, О.Б. От социальных тем в дизайне к социальному дизайну. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры / О.Б. Чепурова // Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос.ун-т. - Оренбург: ОО ИПК «Университет», 2013. - 3335 с. (Оренбург, 30-1 февраля 2013 г.) ISBN 978-5-4418-0022-8
14 Шлеюк, С.Г. Роль знака и символа в процессе обучения дисциплинам профессионального цикла направления подготовки дизайн. Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры / С.Г, Шлеюк // Материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОО ИПК «Университет», 2013. - 3335 с. (Оренбург, 30-1 февраля 2013 г.) ISBN 978-5-4418-0022-8
15 Энциклопедический словарь юного художника / Сост.Н.И. Платонова, В. Д. Синюков.- М.: Педагогика, 1983. - 416 с., ил.
16 Философский энциклопедический словарь. - М.: 1997. - 576 с.
Сведения об авторе:
Гладышев Геннадий Михайлович, доцент кафедры рисунка и живописи архитектурно-строительного факультета Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент, член ТСХ России
460036, г. Оренбург, ул. Шевченко, 28, ДЮТ «Прогресс», корпус №8 ОГУ, e-mail: Ggladichev@mail.ru