Библиографический список
1. Медведев, Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: учеб, пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. - М.: Просвещение, 1986.
2. Медведев, Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета: альбом-монография. - СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад»; Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
3. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства: декоративная живопись, графика, рисунок фигуры человека: учебное пособие для студентов-дизайнеров. - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.
4. Волков, Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
Bibliography
1. Medvedev, L. G. Formirovanie graficheskogo obraza na zanyatiyah po risunku: ucheb, posobie dlya studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedinstitutov. - M.: Prosveschenie, 1986.
2. Medvedev, L. G. Zhivopis'. Garmoniya chuvstva, mysli, cveta: al'bom-monografiya. - SPb.: ZAO “Mul'tiprint Severo-Zapad”; Omsk: Izd-vo OmGPU, 2009.
3. Ermolaeva, L. P. Osnovy dizajnerskogo iskusstva: dekorativnaya zhivopis', grafika, risunok figury cheloveka: uchebnoe posobie dlya studentov-dizajnerov. - M.: “Izdatel'stvo Gnom i D”, 2001.
4. Volkov, N. N. Cvet v zhivopisi. - M.: Iskusstvo, 1965.
Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 378.02:372.8
Sysoeva E.A. THE ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS, PROMOTING DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING STUDENTS OF 3-4, COURSES IN THE COURSE OF ART DESIGNING ON CLASSES ON CERAMICS. In work are defined organizational-pedagogical conditions of effective development of spatial thinking students trained on a speciality arts and crafts (art ceramics) to the higher school.
Key words: organizational-pedagogical conditions, spatial thinking, art designing, ceramics.
Е.А. Сысоева, аспирант ОмГПУ, ст. преп. ФГБОУВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ОРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСОВ, В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КЕРАМИКЕ
В работе определены организационно-педагогических условия, эффективного развития пространственного мышления студентов, обучающихся по специальности декоративно-прикладное искусство (художественная керамика) в вузе.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, пространственное мышление, художественное проектирование, керамика.
Поиск условий формирования новых приемов познавательной деятельности диктуется задачами перестройки и совершенствования системы образования. Разработка программ и методик такого формирования актуальная задача психологопедагогической науки и практики обучения. Изучение познавательной сферы необходимо для выявления резервов ее развития и внедрения более современных способов обучения. Тем более что для нынешней системы образования характерны определенные противоречия: между реальной информационной революцией и слабой готовностью субъектов системы образования к работе с информацией; между появлением новой современной техники для работы с учебной и научной информации и недостаточной разработанностью технологий подготовки студентов для ее эффективного и целесообразного использования.
Данные противоречия актуализируют необходимость поиска новых средств и путей развития и формирования компетенций будущих специалистов в условиях современной информационно образовательной среды. Таким образом, одной из особенностей любой образовательной технологии, в том числе технологии развития пространственного мышления, является ее воспроизводимость, но обязательно при соблюдении заданных условий.
Педагог, проектируя и конструируя дидактический комплекс учебной дисциплины на основе государственного стандарта, через информационную составляющую процесса обучения может реализовывать целостную технологию обучения как вариант управления качеством профессиональной подготовки студентов.
Анализируя, процесс обучения художественному проектированию на занятиях по керамике выявлено, что особенно трудности у студентов возникают при переходе от создания объемных форм к глубинно-пространственным композициям. Типичные ошибки при проектировании глубиннопространственных композиций заключаются в том, что они плохо представляют пространственную связь между предметами, искажают пропорции, масштаб, не могут построить убедительную конструкцию и выявить декором характер форм. Проблема заключается в том, что студенты не проводят аналогий между принципами построения глубиннопространственных связей, изучаемых на примере создания предметов сервиза, и не могут осознать значимости включения и развития пространства при проектировании интерьер-ной, ландшафтной и архитектурной керамики.
Вместе с тем, динамика современных общественных преобразований меняет облик городов, экстерьеров, интерьеров, меняет облик современного человека, накладывает отпечаток на эстетическую культуру социума. Данные преобразования заставляют специалистов искать новые способы художественной выразительности в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики.
Изменение социальных условий выявляет необходимость совершенствования подхода к целям, содержанию и организационной структуре обучения художников декоративноприкладного искусства.
Изучение свойств керамических материалов, возможности их художественной обработки, а также творческое овладение техникой и технологией данного вида прикладного искусства необходимо рассматривать в едином процессе со спе-
цификой народных художественных ремесел, культурного наследия региона, традиционных народных промыслов. Вместе с тем проблема развития пространственного мышления в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике, слабо отражена в исследованиях, связанных с подготовкой художников декоративно-прикладного искусства.
Рассматривая художественную керамику как вид искусства, необходимо учитывать, что художественная керамика является одним из видов декоративно-прикладного искусства, а также дизайна и монументально-декоративного искусства.
При этом можно выделить четыре подгруппы художественной керамики, относящиеся к разным видам искусства:
1) изделия декоративно-прикладного искусства прикладного характера - бытовые изделия (хозяйственная посуда, предметы декоративно-утилитарного назначения, скульптура малых форм и т.д.);
2) предметы дизайна, изготовления по технологии художественной керамики и составляющих одну из областей дизайна;
3) творения монументально-декоративного искусства -произведения художественной керамики - архитектурнодекоративные рельефы и панно, в том числе садово-парковая скульптура, выполненные в технике художественной керамики;
4) произведения искусства, декоративные художественные изделия, приближающиеся к станковому искусству, произведения индивидуальные, уникальные выполненные непосредственно художником [1].
Профилирующий курс проектирования декоративных и промышленных изделий, проводимый в высших учебных заведениях, преследует главную цель — обучение студентов методике, художественного конструирования как особому виду деятельности художника широкого профиля не отвлеченно, а на конкретных, наиболее характерных объектах, разных по назначению, функциям, степени сложности, технологическим требованиям и действующих в условиях различной окружающей среды. Задания подбираются по принципу последовательного усложнения согласно программе, преследуя цель всесторонней и комплексной подготовки специалиста широкого профиля в соответствии с местными условиями производства, материальными условиями, контингентом преподавателей.
Учебное проектирование по своему характеру и методике максимально приближено к жизни. Оно проводится при консультации инженеров, технологов, конструкторов и специалистов по отдельным специальностям.
С точки зрения художественного образования, проектирование позволяет освоить законы объемно-пространственной организации формы, принципы передачи эмоционально -смыслового содержания ограниченными средствами, способствуют развитию образного и объемно-пространственного мышления.
Специальные знания и умения художника по керамике формируются в процессе освоения цикла специальных дисциплин: история художественной керамики; материаловедение, технология и производственное обучение; основы композиции; проектирование; макетирование и конструирование.
Изучение истории художественной керамики формирует у студентов представление об особенностях художественного содержания керамических изделий и их производства в разные исторические периоды. На занятиях по материаловедению, технологии и производственному обучению акцентируются усилия, направленные на приобретение знаний, формирование специальных умений и навыков работы с различными материалами и инструментами. На основах композиции, помимо общих понятий, представлена специфика композиции в керамике, обусловленная особенностями материала. На занятиях по проектированию и макетированию студенты получают необходимые умения и навыки для воплощения замысла художника по созданию керамического художественного произведения.
На начальных курсах закладываются и формируются умения позволяющие осуществлять творческую деятельность, как авторскую, так и исполнительскую, проектную, художественно-производственную, производственно-технологическую и общественную деятельность в творческих союзах и объединениях.
Нетрудно заметить, что одно только перечисление тех видов деятельности, которые может осуществлять художник профессионал, демонстрирует их объем и разноплановость. В связи с этим и встал вопрос о организационно-педагогических условиях, влияющих на развитие пространственного мышления студентов 3-4 курсов в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике.
Поэтому здесь необходимо обратить внимание, прежде всего на формирование пространственного мышления на 1-2 курсах средствами керамики, через выполнение проектов фронтальных и объемных композиций, а на старших курсах развитие пространственного мышления через понимание законов построения глубинно-пространственных композиций для создания объектов художественной керамики и с использованием программ компьютерного 3Б моделирования.
Исследованию проблем, связанных с восприятием и отражением пространства, с местом и ролью пространственного мышления в различных видах учебной и трудовой деятельности человека, отводится значительное место в работах отечественных и зарубежных ученых. Являясь одной из форм образного мышления, пространственное мышление имеет как свои специфические особенности, так и присущие ему общие закономерности мыслительной деятельности. Развитию мышления, значению различных видов мышления в учебной деятельности посвящены фундаментальные работы в области психологии, педагогики и методики преподавания специальных дисциплин.
Образное мышление - мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного [2, с. 10].
Выявленные проблемы позволяют наметить необходимость научного поиска, связанного с координацией учебной программы по проектированию художественной керамики, оптимизацией методов обучения, направленного на повышение качественного уровня подготовки специалистов художественного профиля в частности художника ДПИ, специалиста по керамике. На первый план выходит необходимость разработки экспериментальной методической и педагогической технологии преподавания дисциплины проектирование на 3-4 курсах включающие разработку модулей с экспериментальными заданиями по этому предмету и систему эффективных методических путей активизации процесса формирования и развития пространственного мышления студентов.
Для обеспечения эффективности организации практических занятий по проектированию изделий из керамики нами определены ряд условий их реализации: 1) педагогическая компетентность и педагогическое мастерство педагогов в области художественного проектирования на занятиях по керамике; 2) готовность студентов к этому виду деятельности; 3) наличие организационно-методической и материальной базы. Остановимся на каждом из них.
Как правило, термин «компетенция» служит для обеспечения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Однако в методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция»,
поскольку понятие новое и его осмысление до конца не завершено.
Компетенция, которую условно можно назвать «способность к деятельности», состоит из: готовности к целеполага-нию; готовности к оценке; готовности к действию; готовности к рефлексии; готовности к анализу; готовности к творческому подходу; готовности к обучению.
В.А. Хуторской рассматривает компетенцию как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых для того, чтобы осуществлять личностно и социально значимую деятельность по отношению к объектам реальной действительности [3].
Успех обучения (в частности развития пространственного мышления в процессе художественного проектирования) зависит не только от мастерства преподавателя, но и от подготовленности учащихся: внимания, памяти, активности, волевого напряжения, мыслительных операций, а так же от желания учащихся заниматься этим видом деятельности. Здесь немаловажную роль играет формирование положительной мотивации.
Основой любой деятельности человека является его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристика ее пригодности, и, в частности к творческому труду.
Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимают конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки.
На основе принятой в вузе системы обучения мы выделяем следующие основные направления развития мотивации студентов к занятиям художественным проектированием: 1) наличие эффективной системы контроля за успеваемостью с зависящей от нее системой поощрения (льготы, стипендии, послевузовское распределение и др.); 2) оптимизация структурно-логической схемы учебного процесса (взаимосвязь и очередность изучаемых дисциплин); 3) широкое применение информационных технологий в учебном процессе; 4) организация возможности выбора вида и способа подготовки, индивидуализация обучения; 5) использование методов активного обучения; 6) реализации единства теоретической подготовки с формированием практических умений; 7) выполнение на занятиях конкретных, социально значимых изделий декоративного искусства; 8) эмоционально-чувственное восприятие; 9) высокий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса; 10) организация современной инфраструктуры вуза; 11) простота и удобство получения и использования учебного и научного инструментария, специальной литературы, консультаций и т.п.; 12) выбор будущей профессиональной области.
Мотивы можно определить и как отношение учащегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы [4].
Интерес влияет на активность учащихся. Поэтому, особое внимание должно быть уделено развитию и стимулированию активности учащихся в процессе развития пространственного мышления в художественной деятельности, связанной с декоративно-прикладным искусством, в частности в области художественного проектирования изделий из керамики.
Поэтому, мы считаем, необходимым рассмотреть два основных и особо актуальных для нас вида активности - это умственную и творческую активность учащихся.
Под умственной активностью понимается интенсивная, напряженная деятельность мышления в процессе сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и т. д. Активность - это глубокая степень самостоятельности и инициативы, творческая деятельность мышления при усвоении знаний.
К основным предпосылкам активизации мыслительной деятельности можно отнести также удачный выбор материала
и проблем, которые требуют от учащегося анализа, обобщения, выводов.
Сознательное и активное усвоение требует от учащегося понимания цели своей работы, умений и навыков учебной деятельности, самообразования. Кроме того, учащийся должен испытывать потребность в усвоении знаний и применении их на практике, а также в повышении уровня развития мышления.
Если обучение организованно системно, логично, целенаправленно, то оно обогащает учащихся чувственным опытом, развивает наблюдательность и любознательность, стремление к поискам и открытиям. Особенно сильное воздействие оказывает деятельность, в которой объединяются учебные и трудовые, теоретические и практические задачи [5].
Творческая активность - качественная характеристика личности, реализуемая в проявлении творческой инициативы, которая характеризуется внутренней мотивацией, выходом за пределы заданной ситуации. Формирование и развитие активности обусловлены развитостью структурных элементов личности. Направленность является сложным личным образованием, определяющим всё поведение личности, отношение к себе и окружающим. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
Как любая деятельность, художественное творчество требует существенной материально-технической базы, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающим проведение всех видов аудиторных занятий, предусмотренных учебными планами.
Кроме того существуют общие требования к художественным вузам, в учебный план которых входят занятия по проектированию изделий из керамики, а именно: учебное заведение должно располагать достаточным количеством учебных помещений - мастерских для занятий проектированием изделий из керамики их выполнения, хранения, обжига изделий, также специализированными мастерскими-лабораториями для занятий дисциплинами специализации, дипломными мастерскими, необходимым профессиональным оборудованием и расходными материалами.
Обязательно наличие в вузе специализированных библиотечных, информационных фондов, содержащих необходимую литературу, пособия и другие материалы, обеспечивающие доступ к информации необходимой для изучения дисциплины.
Как мы уже отметили выше, художественная керамика является одним из видов декоративно-прикладного искусства, а также дизайна и монументально-декоративного искусства, отсюда следует, что это вид искусства, основан на принципе пространственного трехмерного изображения предмета. При этом особую роль играет характер наглядной основы. Широко распространенные виды наглядности (например: репродукции, слайд-программы) сегодня утрачивают свою актуальность.
В обучении такому виду искусства как художественная керамика, использование современной компьютерной техники становиться не только желательным, но и жизненно необходимым. Главным недостатком всех имеющихся репродукций и слайдов является невозможность показа всей специфики этого вида искусства. Такую возможность может дать трехмерное изображение на экране монитора, моделирующее реальные пространственные соотношения пропорций керамического изделия и пространственной средой, существующей или создаваемой. Изучение программ 3Б моделирования в рамках предмета проектирование (художественной керамики) дает возможность студенту углубить знания о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства, а также дизайна и монументально-декоративного искусства; научиться проектировать изделия не отдельно от окружающей среды, а в органичном пространственном комплексе. При этом возникает синтез разных видов искусств.
Нами определено, что разработка соответствующих заданий на основе представления о классификации художествен-
ной керамики на 3 курсе, и проектирование изделий из керамике в созданную пространственную среду в программах 3Б моделирования на 4 курсе, будет способствовать правильному и более раннему усвоению студентами основополагающих понятий о пространстве и его элементах, и играло бы большую роль в развитии пространственного мышления студентов в процессе художественного проектирования на занятиях по керамике.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили труды по теории развития личности (А.В. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); по развитию мышления, в том числе творческого (В.В. Давыдов, Е.Н. Коновалова-Меллер, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Тазыкина, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.); исследования вопроса о понятии и структуре пространственного мышления (Г.Д. Глейзер, И.Я. Каплунович, В.А. Крутец-кий, Е.Ф. Рыбалко, В.С. Столетнев и др.); современные концепции педагогики художественного образования (М.В. Алпатов, Г.В. Беда, Л.А. Ивахнова, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов и др.); теория изучения профессиональных качеств
художника и, в частности, художника ДПИ (К. Ж. Амиргазин, В.В. Корешков, В.С. Кузин, В.В. Портнова, Н.Н. Ростовцев, М.В. Соколов и др.); по введению новых государственных стандартов (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А Кузнецов, Н. Д Никандров и др.).
Таким образом, определена и научно обоснована система организационно-педагогических условий эффективного развития пространственного мышления студентов специальности декоративно-прикладное искусство (художественная керамика) в вузе, а именно определено значение развития профессиональной компетенции будущих специалистов, как единство его теоретической и практической готовности к художественной деятельности; выявлено значение формирования положительной мотивации обучаемых к занятием художественным проектированием; определено значение применения в учебном процессе современных средств компьютерного моделирования, ориентированного на расширение и углубление знаний о выразительных средствах художественной керамики и о возможностях нахождения стилевого единства предмета ДПИ со стилем интерьера или экстерьера в процессе проектирования.
Библиографический список
1. Ткаченко, Л.А. Художественная керамика Западной Сибири последней трети ХХ-начала XXI века: дис. ... канд. искусствоведения. - Барнаул, 2009.
2. Пилипер, А.В. Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой: автореф. - Омск, 2008.
3. Хуторский, А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5.
4. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
5. Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. - М.: Педагогика, 1989.
Bibliography
1. Tkachenko, L. A. Hudozhestvennaya keramika Zapadnoj Sibiri poslednej treti HH-nachala HHI veka: dis. ... kand. iskusstvove-deniya. - Barnaul, 2009.
2. Piliper, A. V. Razvitie prostranstvennogo myshleniya studentov hudozhestvennyh fakul'tetov pedvuzov na zanyatiyah skul'pturoj: avtoref. - Omsk, 2008.
3. Hutorskij, A. V. Klyuchevye kompetencii: tehnologiya konstruirovaniya // Narodnoe obrazovanie. - 2003. - № 5.
4. Podlasyj, I. P. Pedagogika. Novyj kurs: uchebnik dlya stud. ped. vuzov: v 2 kn. - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999.
5. Pospelov, N. N. Formirovanie myslitel'nyh operacij u starsheklassnikov / N. N. Pospelov, I. N. Pospelov. - M.: Pedagogika, 1989. Статья поступила в редакцию 26.06.11
УДК 159.922
Febenchukova A.V. RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL RIGIDITI IN THE CONTEXT OF SYNERGISTIC APPROACH. The work is dedicated to finding the origins of physiological psychology rigidity on the basis of electroen-cephalographic examinations of the subjects. The concept of psychological rigidity in an article from the perspective of a systems approach.
Key words: systemic approach, mental rigidity, flexibility, psychological system, electroencephalogram.
А.В. Фебенчукова, ст. преп. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Работа посвящена поиску физиологических истоков психологической ригидности на основе электроэнцефалографического обследования испытуемых. Понятие психологической ригидности в статье рассматривается с точки зрения системного подхода.
Ключевые слова: системный подход, психическая ригидность, флексибильность, психологическая система,
электроэнцефалограмма.
Проблема психической ригидности выступает многопла- сти в организации активности «ригидного» в тех случаях,
новым и разным по содержанию психологическим феноме- когда жизненная ситуация требует от человека предельно
ном, по-видимому, вследствие предельно разнообразного про- быстрого изменения стратегий самоорганизации его взаимо-
явления данной динамической характеристики психической и действия с окружающим миром. На этом и заканчивается еди-
поведенческой активности субъекта. Исследователи солидар- нодушие авторов [1]. Например, А.В. Петровский и М.Г.
ны лишь в определении ригидности как особой затрудненно- Ярошевский вполне справедливо относили ригидность к свой-